Анализ стихотворения маяковского я и наполеон

Анализ стихотворения маяковского я и наполеон

Анализ стихотворения Маяковского «Я и Наполеон»

Стихотворение написано в 1915 году в разгар военных событий первой мировой. Поэт с широкой натурой не мог остаться в стороне от социального протеста, овладевшего массами уже в начале войны. Произведение ярко отражает общественные настроения, причем автор мастерски использует для этой цели городской антураж. В рамках стихотворения город как живое существо живет в напряженном ожидании войны.

Маяковский пользуется следующими выразительными средствами:

олицетворениями – «простоволосая церковка припала», «город молится», «цветники истекают кровью», «тревога жиреет, жрет», «изъеденные бессонницей» – они являются точной и безжалостной характеристикой царской России военной поры;
лексическими повторами – «молится и молится», «жиреет и жиреет», «Разрушу, разрушу!» – нагнетающими психологическое напряжение;
метафорами – «буря-мир», «ручонки-флаги», «молится крестами», «набитый слезами куль», «пальцы пуль», «жрет разум», «горло храма», «трупы крыш» – позволяющими лаконично изложить суть происходящих явлений;
эпитетами – «вкрадчивая ночь», «бульварное изголовье», «зачерствевший разум», «смертельно-бледный газ», «красное копыто», «бесстрашная душа»;
сравнениями – «глаза, как прожекторы», «сердце выжженное, как Египет»;
апокопой (усечением слова) – «самодержец неб (небес)» – усиливающей силу художественного воздействия на читателя;
парцелляцией – «Место спокойненькое. Тихонькое», «Ночь пришла. Хорошая

Вкрадчивая» – выделяющей каждый обособленный фрагмент;
риторическими вопросами – «Ну?» «…какое мне дело, что где-то … выдумали войну?», «И чего это барышни … дрожат?» – сокращающими дистанцию между автором и читателем, придающими произведению черты публицистики;
риторическими восклицаниями – «Уже … оранжереи покрылись газом!», «… пусть удержится!», «Не надо!», «Вот он!», «Выше!», « В костер лица!»;
аллитерацией (повторением однородных согласных) – «изъеденные бессоницей, сложите в костер лица», которая рисует звуковые образы, удерживает внимание.

Частотные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «спокойненькое», «тихонькое», «ручонки», «церковка» – отражают снисходительное авторское отношение к мещанскому быту.

Лирический герой стихотворения – сильная, яркая личность, которая борется за социальную справедливость. В стихотворении автор ассоциирует солнце с завоевателем Европы Наполеоном, поскольку его походы носили масштабный характер и отличались запредельной жестокостью, а претензии на мировое господство были явны, как безжалостный солнечный свет. Лирический герой противопоставляет себя бездушному светилу. Стихотворение подчеркивает антигуманный характер любой войны, в нем есть отсылки и к конкретным страшным событиям начавшейся войны – газовым атакам.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Краткая история создания

1914 год — время написания стихотворения — являлся для молодого поэта Владимира Маяковского переломным в плане творчества. Именно в тот период Маяковский начинает отходить от старых литературных традиций и норм, делая выбор в пользу создания стихов «нового поколения», футуристического искусства. Созданию этой баллады предшествовали такие события:

  • В 1912 году состоялось первое публичное выступление поэта перед публикой в артистическом кафе-подвале «Бродячая собака».
  • В 1913 году — выпуск первого сборника стихов Маяковского, кратко озаглавленного «Я», а также последовавший за ним сборник «Нате!», принёсший ему известность.
  • В январе 1914 года поэт принял участие в футуристической олимпиаде. В этом же году он был исключён из училища.

В дореволюционном периоде творчества поэта заметны черты неоромантизма, переосмысления человеческой жизни и судьбы, обращение к библейским мотивам. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте» показывает существенное отличие этого произведения от уже созданных — в особенности, мягкая доверительная интонация, отсутствие гневного осуждения или обличения пороков общества и людей, а также надежда на будущее.

Этим частично объясняется довольно светлый колорит стихотворения, в котором Маяковский выдвигает на первый план не большевика или рабочего, а человека философа, размышляющего над вечными вопросами.

Я и Наполеон

 Я живу на Большой Пресне, 
 36, 24. 
 Место спокойненькое. 
 Тихонькое. 
 Ну? 
 Кажется - какое мне дело, 
 что где-то 
 в буре-мире 
 взяли и выдумали войну? 

 Ночь пришла. 
 Хорошая. 
 Вкрадчивая. 
 И чего это барышни некоторые 
 дрожат, пугливо поворачивая 
 глаза громадные, как прожекторы? 
 Уличные толпы к небесной влаге 
 припали горящими устами, 
 а город, вытрепав ручонки-флаги, 
 молится и молится красными крестами. 
 Простоволосая церковка бульварному 
                                    изголовью 
 припала,- набитый слезами куль,- 
 а у бульвара цветники истекают кровью, 
 как сердце, изодранное пальцами пуль. 
 Тревога жиреет и жиреет, 
 жрет зачерствевший разум. 
 Уже у Ноева оранжереи 
 покрылись смертельно-бледным газом! 

 Скажите Москве - 
 пускай удержится! 
 Не надо! 
 Пусть не трясется! 
 Через секунду 
 встречу я 
 неб самодержца,- 
 возьму и убью солнце! 
 Видите! 
 Флаги по небу полощет. 
 Вот он! 
 Жирен и рыж. 
 Красным копытом грохнув о площадь, 
 въезжает по трупам крыш! 

 Тебе, 
 орущему: 
 "Разрушу, 
 разрушу!", 
 вырезавшему ночь из окровавленных карнизов, 
 я, 
 сохранивший бесстрашную душу, 
 бросаю вызов! 

 Идите, изъеденные бессонницей, 
 сложите в костер лица! 
 Все равно! 
 Это нам последнее солнце - 
 солнце Аустерлица! 

 Идите, сумасшедшие, из России, Польши. 
 Сегодня я - Наполеон! 
 Я полководец и больше. 
 Сравните: 
 я и - он! 

 Он раз чуме приблизился троном, 
 смелостью смерть поправ,- 
 я каждый день иду к зачумленным 
 по тысячам русских Яфф! 
 Он раз, не дрогнув, стал под пули 
 и славится столетий сто,- 
 а я прошел в одном лишь июле 
 тысячу Аркольских мостов! 

 Мой крик в граните времени выбит, 
 и будет греметь и гремит, 
 оттого, что 
 в сердце, выжженном, как Египет, 
 есть тысяча тысяч пирамид! 

 За мной, изъеденные бессонницей! 
 Выше! 
 В костер лица! 
 Здравствуй, 
 мое предсмертное солнце, 
 солнце Аустерлица! 

 Люди! 
 Будет! 
 На солнце! 
 Прямо! 
 Солнце съежится аж! 
 Громче из сжатого горла храма 
 хрипи, похоронный марш! 
 Люди! 
 Когда канонизируете имена 
 погибших, 
 меня известней,- 
 помните: 
 еще одного убила война - 
 поэта с Большой Пресни!

Примечание

Я и Наполеон. Впервые — сб. «Весеннее контрагентство муз», М., 1915.

Характерными для стихотворения являются образы жгучей печали и гнева, свойственные антивоенным, антибуржуазным произведениям поэта того периода. «Маяковский стремится изобразить человека, так сказать, на пределе его эмоциональной напряженности, на пределе страдания, возмущения, протеста, готовности к самой отчаянной борьбе со всем окружающим строем» (Л. Тимофеев. «Поэтика Маяковского». М., изд. «Советский писатель», 1941, стр. 35).

Я живу на Большой Пресне, 36, 24 — местожительство Маяковского в Москве.

Уже у Ноева оранжереи…- цветочный магазин Ноева в Москве, на Петровке.

…солнце Аустерлица…- слова Наполеона, сказанные им на рассвете дня Бородинской битвы. В 1805 году Наполеон одержал крупную победу под Аустерлицем.

… по тысячам русских Яфф. — Образ навеян фактом посещения в 1799 году чумного госпиталя в Яффе Наполеоном.

…тысячу Аркольских мостов… — сравнение, в основу которого положен исторический факт. В 1796 году Наполеон, ведя в атаку штурмовую колонну, едва не был убит при переходе через Аркольский мост (итальянское местечко Арколь).

Разбор стиха

Стихотворение «Вам!» — это обращение к толпе обывателей-мешан, смакующих награждение героев с котлетой у рта, забывая о крови в окопах. Это обращение крик, обращение выстрел, имеющее цель убить на месте тех, кто поддерживает войну, не получая от неё ни йоты страданий.

Пока толпа смакует очередное награждение Георгием, где-то поручик валяется на дне воронки с оторванными ногами. Это мещанская масса виновата в том, что тысячи и тысячи русских людей отправляются на убой для защиты интересов короны. Это она (толпа) отправляет в мясорубку истории человеческие жизни, чтобы наблюдать действие их убийства на безопасном расстоянии.

Обыватель не готов сам идти умирать за Родину, но голосует своими аплодисментами за продолжение кровопролития, поэтому Маяковский считает его сволочью и с удовольствием дал бы в морду при подвернувшемся случае.

Строфы имеют несколько противопоставлений: сытая толпа – раненный поручик, любовь к бабам и жратве – смелость отдать за это жизнь.

По мнению автора строк, нельзя губить русский народ в угоду интересам короны, нельзя оставлять землю непаханой по причине удобрения чужих угодий своими телами.

Исторической справедливости ради, скажем, что Маяковский вовсе не был пацифистом – это был просто противник царского режима. Чуть позже он же будет призывать взять в руки оружие и с улыбкой на лице умирать, только уже не за царя, а за власть Советов. Сейчас бы это назвали «двойные стандарты».

Я И НАПОЛЕОН — стихотворение Маяковский В. В.

Ночь пришла.Хорошая.Вкрадчивая.И чего это барышни некоторыедрожат, пугливо поворачиваяглаза громадные, как прожекторы?Уличные толпы к небесной влагеприпали горящими устами,а город, вытрепав ручонки-флаги,молится и молится красными крестами.Простоволосая церковка бульварному изголовьюприпала, — набитый слезами куль, —а у бульвара цветники истекают кровью,как сердце, изодранное пальцами пуль.Тревога жиреет и жиреет,жрет зачерствевший разум.

Уже у Ноева оранжереи

покрылись смертельно-бледным газом!

Скажите Москве —пускай удержится!Не надо!Пусть не трясется!Через секундувстречу янеб самодержца, —возьму и убью солнце!Видите!Флаги по небу полощет.Вот он!Жирен и рыж.Красным копытом грохнув о площадь,въезжает по трупам крыш!

Тебе,орущему:«Разрушу,разрушу!»,вырезавшему ночь из окровавленных карнизов,я,сохранивший бесстрашную душу,бросаю вызов!

Идите, изъеденные бессонницей,сложите в костер лица!Все равно!Это нам последнее солнце —

Идите, сумасшедшие, из России, Польши.Сегодня я — Наполеон!Я полководец и больше.Сравните:я и — он!

Он раз чуме приблизился троном,смелостью смерть поправ, —я каждый день иду к зачумленным

по тысячам русских Яфф!

Он раз, не дрогнув, стал под пулии славится столетий сто, —а я прошел в одном лишь июле

тысячу Аркольских мостов

Мой крик в граните времени выбит,и будет греметь и гремит,оттого, чтов сердце, выжженном, как Египет,есть тысяча тысяч пирамид!

За мной, изъеденные бессонницей!Выше!В костер лица!Здравствуй,мое предсмертное солнце,солнце Аустерлица!

Люди!Будет!На солнце!Прямо!Солнце съежится аж!Громче из сжатого горла храмахрипи, похоронный марш!Люди!Когда канонизируете именапогибших,меня известней, —помните:еще одного убила война —поэта с Большой Пресни!

слушать, скачать аудио стихотворениеЯ И НАПОЛЕОН Маяковский В. В.к общему сожалению, пока аудио нет

Я и Наполеон

Я живу на Большой Пресне,
36, 24.
Место спокойненькое.
Тихонькое.
Ну?
Кажется – какое мне дело,
что где-то
в буре-мире
взяли и выдумали войну?

Ночь пришла.
Хорошая.
Вкрадчивая.
И чего это барышни некоторые
дрожат, пугливо поворачивая
глаза громадные, как прожекторы?
Уличные толпы к небесной влаге
припали горящими устами,
а город, вытрепав ручонки-флаги,
молится и молится красными крестами.
Простоволосая церковка бульварному
изголовью
припала,- набитый слезами куль,-
а У бульвара цветники истекают кровью,
как сердце, изодранное пальцами пуль.
Тревога жиреет и жиреет,
жрет зачерствевший разум.

Уже у Ноева оранжереи
покрылись смертельно-бледным газом!
Скажите Москве –
пускай удержится!
Не надо!
Пусть не трясется!
Через секунду
встречу я
неб самодержца,-
возьму и убью солнце!
Видите!
Флаги по небу полощет.
Вот он!
Жирен и рыж.
Красным копытом грохнув о площадь,
въезжает по трупам крыш!

Тебе,
орущему:
“Разрушу,
разрушу!”,
вырезавшему ночь из окровавленных карнизов,
я,
сохранивший бесстрашную душу,
бросаю вызов!

Идите, изъеденные бессонницей,
сложите в костер лица!
Все равно!
Это нам последнее солнце –
солнце Аустерлица!

Идите, сумасшедшие, из России, Польши.
Сегодня я – Наполеон!
Я полководец и больше.
Сравните:
я и – он!
Он раз чуме приблизился троном,
смелостью смерть поправ,-
я каждый день иду к зачумленным
по тысячам русских Яфф!
Он раз, не дрогнув, стал под пули
и славится столетий сто,-
а я прошел в одном лишь июле
тысячу Аркольских мостов!
Мой крик в граните времени выбит,
и будет греметь и гремит,
оттого, что
в сердце, выжженном, как Египет,
есть тысяча тысяч пирамид!
За мной, изъеденные бессонницей!
Выше!
В костер лица!
Здравствуй,
мое предсмертное солнце,
солнце Аустерлица!

Люди!
Будет!
На солнце!
Прямо!
Солнце съежится аж!
Громче из сжатого горла храма
хрипи, похоронный марш!
Люди!
Когда канонизируете имена
погибших,
меня известней,-
помните:
еще одного убила война –
поэта с Большой Пресни!

А вы хорошо знаете биографию Маяковского?

  1. /11

    Вопрос 1 из 11

Читать стих «Я и Наполеон» Маяковского Владимира Владимировича трудно, без знания его жизненного пути, а также без знания биографии Наполеона.

Текст стихотворения Маяковского «Я и Наполеон» наполнен автобиографическими моментами. Всем известно, что поэт имел возможность побывать в Париже. Под впечатлением от него он пишет произведение «Я и Наполеон», в котором не просто воспроизводит образ известного полководца, но и сравнивает его с собой. Маяковский ставит себя выше Наполеона, показывая, какие испытания он прошел на жизненном пути.

На уроках литературы в старших классах это произведение нужно учить после ознакомления с биографией Маяковского. На нашем сайте Вы можете прочитать произведение «Я и Наполеон» полностью онлайн или скачать текст.

Стихотворение Маяковского В.В. «Я и Наполеон»

«Я и Наполеон»

Я живу на Большой Пресне,36, 24.Место спокойненькое.Тихонькое.Ну?Кажется — какое мне дело,что где-тов буре-миревзяли и выдумали войну?

Ночь пришла.Хорошая.Вкрадчивая.И чего это барышни некоторыедрожат, пугливо поворачиваяглаза громадные, как прожекторы?Уличные толпы к небесной влагеприпали горящими устами,а город, вытрепав ручонки-флаги,молится и молится красными крестами.Простоволосая церковка бульварномуизголовьюприпала,- набитый слезами куль,-а У бульвара цветники истекают кровью,как сердце, изодранное пальцами пуль.Тревога жиреет и жиреет,жрет зачерствевший разум.

Уже у Ноева оранжереипокрылись смертельно-бледным газом!Скажите Москве -пускай удержится!Не надо!Пусть не трясется!Через секундувстречу янеб самодержца,-возьму и убью солнце!Видите!Флаги по небу полощет.Вот он!Жирен и рыж.Красным копытом грохнув о площадь,въезжает по трупам крыш!

Тебе,орущему:»Разрушу,разрушу!»,вырезавшему ночь из окровавленных карнизов,я,сохранивший бесстрашную душу,бросаю вызов!

Идите, изъеденные бессонницей,сложите в костер лица!Все равно!Это нам последнее солнце -солнце Аустерлица!

Идите, сумасшедшие, из России, Польши.Сегодня я — Наполеон!Я полководец и больше.Сравните:я и — он!Он раз чуме приблизился троном,смелостью смерть поправ,-я каждый день иду к зачумленнымпо тысячам русских Яфф!Он раз, не дрогнув, стал под пулии славится столетий сто,-а я прошел в одном лишь июлетысячу Аркольских мостов!Мой крик в граните времени выбит,и будет греметь и гремит,оттого, чтов сердце, выжженном, как Египет,есть тысяча тысяч пирамид!За мной, изъеденные бессонницей!Выше!В костер лица!Здравствуй,мое предсмертное солнце,солнце Аустерлица!

Люди!Будет!На солнце!Прямо!Солнце съежится аж!Громче из сжатого горла храмахрипи, похоронный марш!Люди!Когда канонизируете именапогибших,меня известней,-помните:еще одного убила война -поэта с Большой Пресни!

Стихотворение Маяковского В.В. — Я и Наполеон

См. также Владимир Маяковский — стихи (Маяковский В. В.) по теме :

Я знаю силу слов, я знаю слов набат. Я знаю силу слов, я знаю слов набат. Они не те, которым рукоплещут лож.

Я По мостовой моей души изъезженной шаги помешанных вьют жестких фраз п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: