Анализ стихотворения Блока «Я медленно сходил с ума…»
Встреча с 16-летней Любовью Менделеевой полностью перевернула жизнь Александра Блока. Он с трудом узнал в этой серьезной и сдержанной особе свою детскую подругу и – влюбился в нее, рассчитывая на взаимность. Однако Любовь Менделеева весьма прохладно отнеслась к Блоку, считая его выскочкой и пижоном. На протяжении всего лета 1899 года она отвергала его ухаживания, а позже и вовсе настояла на прекращении встреч в загородном имении Шахматово. Блок испытал всю гамму чувств, которая свойственна отверженным влюбленным. Злость, отчаяние, горечь, тоска и обида очень скоро сменились преклонением и восторженным отношением к избраннице, которую поэт, несмотря ни на что, продолжал боготворить. Именно после расставания с Любовью Менделееву был создан цикл стихов о Прекрасной Даме, в который вошло произведение «Я медленно сходил с ума…», датированное 1902 годом.
Доведенный до отчаяния Блок мечтал о встрече с Любовью Менделеевой, хотя дал себе зарок не пытаться искать девушку в шумном Петербурге. Поэт даже отказался посещать родовое имение Шахматово, чтобы ненароком не встретиться с возлюбленной, которой пообещал, что больше не будет ее преследовать и донимать глупыми стихами. Подобное самопожертвование давалось Блоку нелегко, он буквально сходил с ума «у двери той, которой жажду», но понимал, что не в состоянии изменить ситуацию. «Я плакал, страстью утомясь, и стоны заглушал угрюмо», – признается поэт, подчеркивая при этом, что эта безответная любовь испепелила его душу и разбила сердце.
Столь сильное увлечение своей избранницей Блок расценивает, как одну из форм помешательства. И чем дольше длится разлука, тем сильнее поэт ощущает разрушительную силу любви, которая буквально уничтожает его изнутри. Мысли поэта направлены не в будущее, а в прошлое, где он был счастлив совсем недолго. Однако именно эти воспоминания помогают ему сохранить остатки здравомыслия. Примечательно, что Блок считает безумством не саму любовь, а то, что она постепенно уходит из его сердца. Поэтому автор признается: «Я медленно сходил с ума, я думал холодно о милой».
Стоит отметить, что через несколько месяцев после создания этого стихотворения произошла случайная встреча Блока и Менделеевой, во время которой поэт вдруг почувствовал, что все с ним происходящее – знак судьбы. Он стойко выдержал все испытания, сохранив в своем сердце самые нежные и теплые чувства к этой девушке, за что и был вознагражден. Теория символов, о которой Блок рассказал своей избраннице, заставила Любовь Менделееву по-иному взглянуть на этот странный роман и дать согласие на брак с человеком, который был послан ей свыше.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
История создания
Цикл «Ямбы» содержит 12 стихотворений, каждое из которых пропитано отчаянием и болью. Этот цикл посвящён сестре автора (Ангелине), которая скончалась в 1919 году. Автор был очень дружен с ней. Когда в 1909 году сестра решила постричься в монахини, Александр Александрович был поражён и недоволен таким решением. К слову, Блок считал монашество сродни армейской службе, то есть таким же удушающим занятием.
Первым стихотворением цикла является «О, я хочу безумно жить…», которое значительно отличается по настроению от остальных стихов сборника.
В 1914 году была закончена работа над циклом «Ямбы», стихотворения которого имеют ярко-выраженное философское звучание. Перед автором стал вопрос: какое произведение будет на первой странице? И, практически, за час, 5 февраля 1914 года было создано стихотворение «О, я хочу безумно жить…», в котором затронута тема «Поэт и общество».
Литературный анализ
Стихотворение написано в размере четырехстопного ямба и имеет перекрестную рифмовку с открытыми и закрытыми рифмами (утомясь – угрюмо – шевелясь – дума).
Средства художественной выразительности:
- Антитеза (день сменяла тьма).
- Аллитерация (повторение согласных).
- Олицетворение (тьма разжигала жажду).
- Эпитеты (весенний день, больная дума, безумной души, черной волной).
Жанр – интимная лирика, с помощью которой Блок пытается передать свои страдания, не имея возможности добиться ответных чувств от любимой девушки.
Рекомендуем также стихотворение из этого же цикла стихов «Встану я в утро туманное», которое тоже наполнено ожиданием прекрасной Дамы.
Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…»
Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих творений. Попутно автор снабжал стихотворные тексты комментариями, которые сообщают о месте или иных внешних обстоятельствах их появления. Исследователи полагают, что Блок руководствовался не идеей соблюдения скрупулезного порядка, а воспринимал жизненные события как элементы пространственно-временной характеристики поэтического текста, созданного по принципам символизма.
К стихотворению «Я вышел» автор добавил комментарий, сообщающий о долгой прогулке по одной из петербургских улиц в «особом состоянии»
Предчувствия будущей встречи с идеалом женственности, появившиеся во время гулянья, возвели рядовой эпизод в ранг важного, мистически озаренного события
Объектом внимания лирического «я», вышедшего из дома, становятся «сумерки зимы». Они «медленно» сходят на землю, вызывая из «тьмы» памяти светлые воспоминания — «младые были». Острое предчувствие близких перемен, которое ассоциируется с песней о весне, приближает героя к тайнам идеального мира, к «вечности снам». Глубокие озарения приходят к лирическому субъекту, когда он тихо шагает по вечерней улице.
Мотив ожидания, заявленный в анализируемом тексте, поддерживается в и в следующих стихотворениях. Герой слышит «песни весенней намек», и звуковой образ подкрепляется визуальным изображением чистого и глубокого неба, причастного идеальной сущности. В мистический час «вечерних теней», появившихся на «синих снегах», герою чудятся песня «лебединая», «могильные» видения и знакомый тревожный голос, живой и близкий.
Показательно, что мотив ожидания, пассивного пребывания в таинственной туманной атмосфере, постепенно вытесняет активное начало, выраженное мотивом пути. Последний характерен для цикла Ante Lucem и зрелой лирики Блока. В рамках художественного мира «Стихов о Прекрасной Даме» мотив пути возникает достаточно редко, осложняясь ощущениями недосягаемости цели. В стихотворении «За туманом, за лесами…» Небесная Возлюбленная издали манит за собой, рассеивая темное пространство ночи блуждающим огнем. В более поздних творениях цикла декларируется не только бесполезность, но и опасность активного поиска, который может закончиться гибелью в болоте или встречей со зловещим призраком-всадником.
Не знаю, пригодится кому или нет, делал сам, по школьному плану.
1) Дата написания25 января 19012) События в жизни автора1901 год — период в жизни Блока, который можно охарактеризовать как становление поэта. Сам Блок пишет пишет: «1901 год начался одиночеством, углубленным в себя, печалью о прошлом, в котором были некие „заветы“». Стихотворение «Я вышел. » принадлежит к сборнику «Стихи о прекрасной даме». Сам Блок характеризует эту книгу как «технически слабую», но любит ее, называя «бедное дитя моей юности». В последние годы жизни он часто возвращался к ней, вносил поправки, издавал в печать.3) Тема произведенияВоспоминания.4) Основная мысльАвтор говорит о минувшем прошлом, оставившем теплую память, и о будущем, в котором Блок не предвидит ничего хорошего. Несмотря на такую мрачную оценку,стихотворение нельзя назвать однозначно пессимистичным, оно скорее носит ностальгический оттенок.5) Средства речевой выразительностиОлицетворение, «Младые были пришли доверчиво из тьмы»6) ОбразыКлючевой образ в стихотворении — сам автор. Однако можно выделить отдельно образ воспоминаний автора. Блок говорит о них, как о живом существе, как охорошем знакомом, тесно связанным с ним, но в то же время независимом.7) Мое отношениеМне нравится это стихотворение. В нем заметны переживания Блока насчет неясного будущего, от которого он не ждет никаких новых радостей. Автор живетвоспоминаниями о минувших днях, именно эти воспоминания дают ему силы смотреть в будущее и принимать его, каким бы оно ни было.
Ya vyshel. Medlenno skhodiliNa zemlyu sumerki zimy.Minuvshikh dney mladye byliPrishli doverchivo iz tmy.
Prishli i vstali za plechami,I peli s vetrom o vesne. I tikhimi ya shel shagami,Providya vechnost v glubine..
O, luchshikh dney zhivye byli!Pod vashu pesn iz glubinyNa zemlyu sumerki skhodiliI vechnosti vstavali sny.
Z dsitk/ Vtlktyyj c}
Сюжет и тема
По сюжету повествование ведется от лица самого Блока, где автор признается, что сходит с ума от жажды той, которая не дает положительного ответа.
Герой плакал, пытаясь слезами потушить пожар в груди, но пламя от слез разгоралось ещё сильнее и все ближе подкрадывалось безумие, как спасательный круг. По душе бежала черная волна и все былые признаки весны заливала своим мутным слоем.
Финал стихотворения ещё одно обращение к безумию, которое помогало не разорваться сердцу, охлаждая его своим бредом и видениями не из мира сего. В тот момент могила не казалась страшной и руки опускались от бессилия что-то сделать.
Размер, рифма, строфика
Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет» написано четырехстопным ямбом с использованием мужской рифмы.
Рифма – перекрестная (АБАБ).
Первой строфе свойственен спокойный и плавный ритм. На фоне теплых воспоминаний поэт испытывает внутреннее чувство радости.
При переходе ко второй строфе ритм ускоряется. Здесь бушуют яркие краски, сильные чувства. Эмоциональный фон усиливается за счет слов «страсть», «храм», «кумир», «не мог разлюбить».
В поэтическом тексте чередуются длинные нечетные и короткие четные строки. Количество фонем в каждой строке варьируется. Семантическое ядро выражено в словах: твой портрет и бог.
Анализ стихотворения «Я медленно сходил с ума» Блока
В поэтический цикл Блока «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный Л. Менделеевой, входит произведение «Я медленно сходил с ума…» (1902 г.). В нем гораздо меньше ощущается присущий раннему творчеству Блока мистический символизм. В стихотворении изображены искренние страдания человека от неразделенной любви.
Поэт не использует привычных возвышенных обращений к любимой («Вечная Жена», «Святая»). Он вообще лишь косвенно упоминает о ней и называет в конце «милой». В центре произведения — его собственные переживания. Свою любовь Блок сравнивает с умопомешательством. По свидетельству современников, поэт действительно в период создания цикла производил впечатление сумасшедшего. Менделеева не только отказалась от предложения Блока, на жестоко насмеялась над ним и запретила встречаться с нею. Это значительно усилило мрачное мистическое настроение поэта. Он бродил по улицам, заходил в церкви, но все больше отдалялся от реального мира, мечтая о своей Прекрасной Даме и повсюду видя ее образ.
Лирический герой сравнивает свои муки с нестерпимой жаждой, которая все больше усиливается. Его отчаянный плач и стоны не могут избавить от горя. «Больная дума» все больше овладевает сознанием поэта. «Черная и бесшумная волна» накрывает его «весну». Образ весны символизирует счастливые воспоминания Блока до решительного объяснения. Они с Менделеевой совершали долгие прогулки, катались на лодке, поэт читал девушке свои стихи и был уверен, что она понимает его состояние. В действительности даже в те «счастливые» времена Менделеева испытывала к Блоку скорее жалость и снисхождение. Его туманные и маловразумительные стихи она не понимала, а в любви поэт так и не признавался.
В последней строфе Блок использует образ смерти. Некоторое время он старался навсегда забыть о возлюбленной. «Могила» символизирует убитую в его душе любовь. Поэт утверждает, что уже «холодно» думает о Менделеевой. Грубо растоптанное ее ногой чувство не оставляет ему никакого выбора, кроме смерти.
В реальности Блок даже написал предсмертную записку и заявил Менделеевой, что покончит с жизнью, если она не станет его женой. Неизвестно, насколько серьезной была угроза Блока, и как она повлияла на решение девушки. В любом случае в 1903 г. Менделеева дала свое согласие на брак.
Конец стихотворения Александра Блока– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
«С веселым ржанием пасутся табуны…» (1915)
Если в «Заснула чернь. Зияет площадь аркой» у образов Арлекина и Александра несколько исторических венценосных прототипов, то в этом стихотворении двоится, если не троится, само лирическое «я»:
Кто этот «я», вспоминающий «Цезаря прекрасные черты», находясь на самом краю Римской империи? Ответ очевиден: это Публий Овидий Назон, сосланный императором Августом Октавианом в далекую Сарматию.
Свое стихотворение Мандельштам написал в августе 1915 года в Коктебеле. В это время он был студентом Петербургского университета, готовился к изучению латинских авторов в следующем семестре и, вероятно, штудировал предисловие великого античника Фаддея Францевича Зелинского к балладам и посланиям Овидия. В этом предисловии пересказывалась легенда о том, что великий римский изгнанник на закате жизни написал стихотворение «для своих новых сограждан» на «их языке»: «Чужестранец, над непонятной речью которого они некогда смеялись, сделался для них своим, сделался их первым поэтом. По примеру культурных городов они почтили его венком. Овидий не остался нечувствительным. <�…> Таков примирительный свет вечерней зари, затеплившийся над главою поэта, когда луч его счастливого солнца навеки для него угас».
«С веселым ржанием пасутся табуны…», по-видимому, и следует считать стихотворением на «варварском языке», написанным за римского поэта Мандельштамом. Ведь овидиевский подлинник не сохранился, если и вообще существовал. Вместе с тем внимательный читатель мандельштамовского стихотворения не может не заметить по меньшей мере двух пушкинских хрестоматийных цитат, инкрустированных в текст. Это без изменений взятое из элегии «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» предложение «Печаль моя светла». И — «исправляющая» великий оксюморон из «Осени» Пушкина («Люблю я пышное природы увяданье») — строка «Средь увядания спокойного природы». Пушкин, сосланный в Кишинев, прямо отождествил себя с изгнанным римским поэтом в своем послании «К Овидию»:
Мандельштам оглядывается на изгнанника Пушкина, оглядывавшегося на сосланного Овидия, и так возникает ситуация циклического временнóго повторения: Мандельштам, оставаясь самим собой, одновременно превращается и в Пушкина, и в Овидия. «Мы свободны от груза воспоминаний. Зато сколько радостных предчувствий: Пушкин, Овидий, Гомер, — писал поэт позднее в своей статье «Слово и культура». — Когда любовник в тишине путается в нежных именах и вдруг вспоминает, что это уже было: и слова, и волосы — и петух, который прокричал за окном, кричал уже в Овидиевых тристиях, глубокая радость повторенья охватывает его, головокружительная радость…»
«Заснула чернь. Зияет площадь аркой» (1913)
Сначала это стихотворение называлось «Дворцовая площадь». Потом Мандельштам снял заглавие. Не для того ли, чтобы читатель сам разгадал несложную топографическую загадку текста, опираясь на подсказку в первой строке: «Зияет площадь аркой» (имеется в виду арка здания Главного штаба, через которую попадают на Дворцовую площадь с юга)? Три куда более сложные загадки — в третьей и четвертой строках. О каком Арлекине, каком Александре и каком звере идет речь в стихотворении? Общее направление поиска задано в пятой строке: «Курантов бой и тени государей». Вспомним, что год написания стихотворения, 1913-й, был годом пышного празднования 300-летия династии Романовых, и попробуем поискать Арлекина и Александра среди представителей этой династии.
Кто из них лучше подходит на роль Арлекина? Павел I, который в профиль действительно на этого персонажа итальянской комедии дель арте? Или Александр I, о котором Пушкин написал: «В лице и в жизни арлекин»? Или Николай I, к которому Тютчев в кратком поэтическом некрологе обратился с упреком: «Ты был не царь, а лицедей»? А кто такой Александр? Это Александр I, которого, как лисица под плащом спартанского мальчика, грыз заговор будущих декабристов? Или умерший от ран в Зимнем дворце Александр II, которого убили народовольцы? Их в консервативной поэтической публицистике часто клеймили как современное коллективное воплощение апокалиптического Зверя.
По-видимому, Мандельштам сознательно хотел, чтобы читатель перебирал в памяти эти и многие другие версии. В восемь строк своего стихотворения он спрессовал едва ли не всю историю дома Романовых, о финале царствования которых он в 1922 году напишет: «Императорская Россия умерла как зверь — никто не слышал ее последнего хрипа». Зверь — императорская Россия, и зверь — заговорщики и революционеры, которые ее погубили.
Смысл образов стихотворения вполне намеренно «торчит» в противоположные стороны. Неслучайно стихотворение завершается синтаксически двусмысленной просьбой. Чтó значит «участвовать в твоей железной каре»? Участвовать в каре, которую будет вершить Россия, или участвовать в каре, которую будут вершить над Россией?
Олег Лекманов об Осипе Мандельштаме
Лекция о стихотворении «На розвальнях, уложенных соломой…»
Лекция о стихотворении «Мы с тобой на кухне посидим…»
Подкаст «Я бы выпил»
О французских и грузинских винах в стихотворениях Мандельштама, о его жизни и быте в 1910-х, 1920-х и 1930-х годах