«грядущие гунны», анализ стихотворения брюсова

Где вы грядущие гунны брюсов символизм анализ. грядущие гунны. анализ стихотворения брюсова «грядущие гунны»

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Пушкина
  • Анализ стихотворения Я пришел к тебе с приветом Фета 5, 10 класс Афанасий Фет – человек очень талантливый, может хотя бы потому у него очень романтичные и яркие стихи, что и жизнь у него была вначале очень насыщенной, ведь любовь – это именно то чувство насыщенности
  • Анализ стихотворения Немые Твардовского Это стихотворение посвящено вражеским захватчикам России во время второй Мировой войны – немецким фашистам. Конечно, оно обличает их. Само название — это кличка немцев. В произведении несколько раз повторяется
  • Анализ стихотворения Есенина Ночь Это сдержанное и прелестное стихотворение имеет свою судьбу. Написано оно было Сергеем Александровичем ещё в юности – собственно, на лоне природы, под вдохновением от родной деревни. Позже, будучи уже известным поэтом и горожанином
  • Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.

«Грядущие гунны» Брюсов, анализ стихотворения – на Парнасе Серебряного века

Валерий Яковлевич Брюсов, человек неординарный, энциклопедически образованный, стоял у истоков символизма.

Краткая характеристика творчества

В юности получив блестящее историческое образование, он не мыслил себя без сочинения стихов. Позиционировал себя не более и не менее как гений. Он действительно немало сделал для того, чтобы взрыхлить окостеневшее после Некрасова поле искусства, создавал новые формы стихосложения. У него было немало последователей и учеников, значительно обогнавших его в творчестве. К ним относятся такие поэты, достигшие действительно высочайших вершин, как Александр Блок и Андрей Белый. То есть ученики обошли своего учителя. Как литератор он интересен в историческом плане, от которого осталось огромное наследие, которым занимаются литературоведы. Для простого читателя есть только несколько произведений, например, «Грядущие гунны» (Брюсов), анализ стихотворения, который предстоит сделать ниже. Брюсов — символист, который временами сознательно затемнял смысл произведения, усложняя его многоплановостью.

Кто такие гунны

Из Азии в Европу пришло нашествие диких кочевых племен — гуннов. Имя их предводителя Аттилы наводило страх и ужас, потому что дикари уничтожали все на своем пути. В 451 году на Каталаунских полях в Галлии бок о бок встали извечные враги — римские центурионы и германцы, — чтобы остановить разрушение своей культуры и защитить свои жизни. Состоялось кровопролитное сражение, и гунны откатились назад. В истории их имя стало нарицательным. Это варвары, для которых не существует ценностей, которые способны только к разрушению. Они приходят неизвестно откуда и уходят в никуда. Стихотворение начинается с метафорического вопроса-восклицания «Где они — эти гунны!». Кого под ними понимал автор? Русский народ, который, когда встает, то не знает удержу своей силе и мощи, который перемелет всю эстетскую культуру, не оставив камня на камне? Он сравнивает его с тучей, которая пока еще висит, но не пролилась на землю кровавым дождем, так надо полагать, именно крови ждет поэт от грядущего. Со страхом, смешанным с любопытством, он как будто заглядывает в бездну, откуда слышит чугунный топот, прекрасный эпитет, подобранный автором, определяющий тяжесть нашествия и бедствий, которые несут грядущие гунны (Брюсов, анализ стихотворения).

Строфа вторая

Как некогда он сам менял традиционные поэтические формы на символизм, так и сейчас Брюсов предлагает варварам рухнуть на всех, раздавить. Это забывшаяся в вине, опьянелая толпа. Зачем? А надо встряхнуть одряхлевший закосневший в быте мир, освежить его. Чем? Только кровью, которая пылающей волной все и накроет. Апокалиптическую картину необходимого, по мнению поэта, разрушения могут дать грядущие гунны. (Брюсов, анализ стихотворения продолжается в третьей строфе и следующей строфе).

Строфы третья и четвертая

Он предлагает невольникам уничтожить дворцы, а на месте тронных залов засеять поле. Затем как продолжение следует сжечь книги и радостно сплясать у костров. Храмы им тоже не нужны — их тоже следует загадить. Они же не ведают, что творят, поэтому грядущие гунны (Брюсов, анализ стихотворения это показывает) должны быть прощены, в этом слышатся евангельские мотивы. В их действиях он видит упоение процессом разрушения прошлого и создание нового, естественного, точнее, простейшего. Это примета революционного времени. Таково будет воздействие исторических перемен.

Какой использован размер

Блистательно эрудированный поэт-экспериментатор не стал использовать привычные стихотворные формы. Он выбрал из своей копилки нечто экзотическое — трехударный дольник. В схематической записи первая строфа выглядит так:

U_ _U _ _U _ _U _ _U _ _U _

U_ _U_ _U_ _ _U_ _U _ _U_

На этом заканчивается анализ стиха «Грядущие гунны». Брюсов использовал метафоры, эпитеты, определения, но они охарактеризованы в тексте.

Тропы и образы

Образ, который вынесен в заголовок, — это метафорический эпитет. Брюсов употребляет устаревшее причастие грядущие, то есть идущие, приходящие, ожидаемые в будущем. Аллитерация из звуков гр – гу передаёт гром и гул надвигающихся толп вандалов.

Лирический герой не боится этой толпы, он призывает грядущих гуннов, метафорически сопоставляя их с нависшей над миром тучей, а топот их называя чугунным
(эпитет). Памир, который не был ещё открыт европейцами во времена гуннов, становится собирательным символом областей жизни, из которых внезапно появляются новаторы-разрушители. Они уничтожают то, о чём не имеют понятия.

Во второй строфе всё человечество представляется единым организмом. Тело старой цивилизации одряхлело (метафора), а опьянелая
орда (эпитет) гуннов вливается в него «волною пылающей
крови» (эпитет, метафора), оживляя старую цивилизацию (метафора).

Эту строфу можно понять и по-другому. Тёмные, непросвещённые души (метафорический эпитет тёмные становья
) способны побудить старое встрепенуться, ожить, только причинив ему боль, пустив кровь, заставив сражаться.

Оксюморон третьей строфы «невольники воли» раскрывает внутреннее противоречие всех бунтующих, всех завоевателей. Что они будут делать, завоевав и разрушив? Они не способны к созиданию, самая их гениальная постройка – шалаш на месте разрушенного дворца. Это символ того примитивного, что сменяет развитое во всех цивилизациях. Эпитет весёлое поле
и метафора «всколосите весёлое поле» – не о выращивании хлеба, а о диком поле – месте обитания кочевников.

В этой строфе Брюсов предвидел проявление дикарских наклонностей рабочих и крестьян, которые в 1917 использовали вазы Зимнего дворца в качестве ночных горшков («на месте тронного зала»).

Четвёртая строфа содержит анахронизм. Гунны не жгли книги (папирусы) античности, не понимая ни их ценности, ни их опасности для определённых идей. Да и идей, кроме идеи воли, у гуннов не было. Книги жгли первые христиане, они же разрушали античные статуи и языческие храмы. Причина вандализма была в несовпадении идей.

Брюсов предвидит поступки большевиков, уничтожающих тиражи неугодных книг. Так поступали и фашисты, о возникновении которых Брюсов догадаться не мог. Но он предвидел логику истории, как и то, что безбожие 20 в. приведёт к осквернению храмов.

Последняя строчка четвёртой строфы оправдывает гуннов. Лирический герой сравнивает их с невинными детьми.

Следующие три строфы проясняют такое снисходительное отношение лирического героя к варварам. Мудрецы и поэты, с которыми лирический герой ассоциирует себя, уходят от проблемы, самоустраняются. Эти символизирующие мудрость веков люди просто прячутся, унося то, чем они обладают и чего нет у гуннов: тайну и светы (знания), веру.

Когда идут орды кочевников, «буря летучая, гроза разрушений» (метафоры), можно только спрятаться, сохранив ценности цивилизации, «заветные творения». Вопрос лирического героя состоит в том, какая часть этих ценностей сохранится. Вопрос не праздный: большинство произведений античной культуры бесследно исчезло, было уничтожено или разрушено. От других древних цивилизаций осталось ещё меньше.

Играющий Случай (с большой буквы, он очень важен), а не логика или разум решают судьбу, будущее человечества.

В последней строфе лирический герой смиряется с возможной гибелью полностью, без остатка, всех ценностей его культуры. Но он радуется приходу грозных грядущих гуннов. Почему? Потому что, как мудрец и поэт, лирический герой понимает логику истории и не противостоит ей.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – будущие социальные потрясения. Гунны в стихотворении – это не только символ определённых сословий, то есть новых людей, захватывающих власть, но и символ революционных перемен, которые никогда не бывают благоприятными для ныне живущих поколений.

Основная мысль: история ничему не учит человечество. Мудрецы знают о грядущих событиях, поэты предвидят их, но никто не в силах ничего изменить. Поэтому социальные потрясения происходят снова и снова. Это путь развития человечества, с которым нужно смириться.

Стихотворение состоит из 7 четверостиший. Первые 4 – это обращение к грядущим гуннам. Лирический герой предлагает им совершить ряд актов вандализма, как будто подсказывая, что можно сделать. Всё это уже было совершено в истории. Последние 3 строфы – судьба мудрецов и поэтов, к которым причисляет себя лирический герой, и их отношение к происходящему.

Эпиграф к стихотворению взят из стихотворения Вячеслава Иванова «Кочевники красоты», написанного в 1904 г. Аттила, предводитель гуннов, ещё в стихотворении из эпиграфа ассоциировался с новой грубой силой, которая видит красоту в пустоте.

«Грядущие гунны». Анализ стихотворения Брюсова

Тема стихотворения Брюсова — гибель традиционной культуры. «Гунны» — собирательное название вышедших из Азии кочевых народов, которые под водительством Аттилы в V веке вторглись в пределы Европы и разрушили ряд европейских государств. В тексте они символизируют собой силу, несущую гибель.

Обратите внимание на дату завершения стихотворения — август 1905 года. Это самый разгар событий первой русской революции

А 1 ноября 1905 г. поэт пишет своей знакомой:

Итак, отношение Брюсова к «грядущим гуннам» двойственно: с одной стороны, он причисляет себя к тем «мудрецам и поэтам», что уходят «в катакомбы, в пустыни, в пещеры», спасая свои «заветные творения» от нашествия «орды опьянелой», творящей «мерзость во храме»; с другой же — чувствует необходимость «оживить одряхлевшее тело / Волной пылающей крови» и оправдывает разрушительный пафос гуннов бурлящим в них молодым задором: «Вы во всём неповинны, как дети!» Размытость авторской позиции как раз и составляет основной конфликт стихотворения, с особой силой проявляющийся в его последних строках:…Но вас, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном.

В этих словах нет очистительного, «катартического» начала, по сути они достаточно противоестественны. Неясно, что позитивного принесут с собой «грядущие гунны» на смену «тайне и вере», взращённой веками, кроме бессмысленной «грозы разрушений». Стоит ли ради этого жертвовать собой, да ещё под аккомпанемент радостных «гимнов»? История показала, что спустя двенадцать лет после написания этого стихотворения «гунны» действительно пришли на русскую землю, и результат оказался плачевным.

Несмотря на смысловую неоднозначность, перед нами по-настоящему талантливые стихи. Яркие эпитеты («чугунный топот», «весёлое поле», «летучая буря»), метафоры (основной символический образ — это гунны, метафорической «тучей» нависшие над миром, обитающие в «тёмных становьях», т.е. стоянках, временных поселениях, и готовые обрушиться на мир «грозой разрушений»), оксюморонное сочетание слов (гунны именуются «невольниками воли», т.е. они являются орудиями разрушительной стихии — воли помимо своего желания) и другие приметы стиля свидетельствуют об изощрённом мастерстве автора.

Стихотворение насыщено па- тетическими интонациями: призыв к гуннам, пронизанный глаголами в повелительном наклонении, напоминает экстатическое полубезумное заклинание. Риторические вопросы и восклицания также способствуют созданию высокого эмоционального накала. Неровный ритм (трёхстопный дактиль свободно сменяется трёхстопным анапестом и амфибрахием; иногда на одной из стоп возникает стяжение — тогда перед нами трёхударный дольник) служит той же цели.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в каждой строке. Рифмовка перекрёстная. Рифмы женские.

Известный литературный деятель Брюсов жил во время революционных волнений. Это выражается в произведении «Грядущие гунны», которое автор закончил в 1905 году. На написание стихотворения ушел целый год жизни писателя. В нем автор показывает свою позицию, которая касается грядущей революции.

Автор словно знал, что спасение государственной культуры лежит в руках духовно обогащенных деятелей. Все эти люди с приходом революционных движений уход под землю, в катакомбы. Автор и себя считает таким человеком, который также будет находиться в пещерах, и будет там хранить все сокровища культуры России.

Поет, уже не сомневается в том, что гунны прейдут и их марш слышен все сильнее. Автор говорит о том, что это совсем другие люди с другими ценностями. Они будут нести за собой разрушения и беды, а также не оставят в покое церкви и храмы православия.

Также автор, словно предсказатель, увидит то, что люди, которые не смогут защитить себя или скрыться в подполье погибнут. Не совсем понятно и даже удивительно, то, что Брюсов считает себя изгоем в новом порядке, но с радостью бы приветствовал его.

С приходом новой власти именно эти слова дали надежду на спасение автора. Некоторые думали, что эти высказывания не что иное, как самоубийство, но не Брюсов. Но были люди, кто понял хитрость и дальновидность автора. Новый порядок пощадил поэта и даже принял его. К тому же вскоре ему было разрешено продолжить свою литературную деятельность.

Выходит, что если б не такой поет как Брюсов, то ценители культуры и литературы никогда б не увидели все сокровища русской культуры в теперешнее время. Благодаря этому много удалось сберечь, а главное передать. Многие говорят, что это было, не совсем правильно, и это была хитрость, но разве теперь это имеет значение, когда удалось сохранить духовное и культурное богатство.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова Николай Алексеевич Некрасов вырос в родовой усадьбе, в окружении природы. Поэт любил природу, восхищался её красотой. Там же, в усадьбе, будущий поэт ежедневно наблюдал за суровой жизнью крепостных.
  • Анализ стихотворения Жуковского Лесной царь Василий Андреевич Жуковский — один из самых талантливых поэтов 19 века, он является основателем такого направления в русской литературе как романтизм. Также за свое творчество Жуковский написал большое количество баллад, посланий,
  • Анализ стихотворения Фета Это утро, радость это Данное стихотворение автор написал в 1881 году. Фет старается описывать окружающий нас мир как что-то неповторимое и красивое явление. В сознании поэта красота мира присутствует везде, только нужно её разглядеть, чем он и занимается,
  • Анализ стихотворения Тютчева Природа сфинкс Мастер коротких стихотворений, Федор Иванович Тютчев, мог выразить в них философскую мысль. Служба дипломатом наложила отпечаток на четкую формулировку своих мыслей. Кроме того, отличное образование и умение наблюдать
  • Анализ стихотворения Фета Вольный сокол Фет был всегда восхитительным поэтом и писателем. Его стихотворения были напечатаны во многих издательствах. По сегодняшний день он не забыт людьми. Многие его вещи пошли в музей и теперь сберегаются как экспонаты показывая

Произведение относится к литературному направлению в виде гражданской лирики, написанное в стиле символизма, одним из основателей которого является поэт.

Основной мыслью стихотворения является изображение образа русского народа, готового к свершению революционных изменений в обществе, представленного в произведении в виде символического описания нашествия кочевой народности – гуннов.

Стихотворным размером произведения поэт выбирает трехударный дольник, который в сочетании с многочисленными средствами художественной выразительности в виде метафор, эпитетов, сравнений, аллитерации, оксюморона иллюстрирует ключевую тематику стихотворения, выраженную в негативном изображении людей, опьяненных жаждой власти.

Сюжетная линия стихотворения выстраивается вокруг описания в образах кочевников варварских черт людей, несущих беспощадную жестокость, разрушения и разорения. Авторский замысел демонстрирует утверждение революции как любого проявления злой силы, которой необходимо иметь противостояние, в противном случае общество превратиться в страну вандалов.

Понимая, что современный общественный строй нуждается в революционных переменах, лирический герой стихотворения выражает свою точку зрения на развитие страны, категорически не принимая возможность развязывания войн и катаклизмов, поскольку считает их катастрофами для человечества. Однако при этом герой не отрицает закономерность революционных событий. Для сохранения культурного наследия в период начала военных действий лирический герой, приравнивая себя к мудрецам, являющимся творческими людьми, придерживается позиции возможном спасении в горных пещерах и катакомбах с целью дальнейшего восстановления разрушенного мира, который поэт представляет в абстрактной форме.

Образ гуннов ассоциируется лирическим героем с нравами правящей власти того периода времени, которой поэт содержанием стихотворения бросает своеобразный вызов, ощущая приближение неминуемых политических изменений. В повествование включается саркастические высказывания лирического героя в форме принятия вражеского нашествия неприкрытым смехом и приглашения совместного празднования победы врага.

Финал стихотворения наполняется незримой нитью надежды, которая остается в душе лирического героя и символизируется со смирением, покоем и тишиной.

«Грядущие гунны» В.Брюсов

«Грядущие гунны» Валерий Брюсов

Топчи их рай, Аттила. Вяч. Иванов

Где вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром! Слышу ваш топот чугунный По еще не открытым Памирам.

На нас ордой опьянелой Рухните с темных становий — Оживить одряхлевшее тело Волной пылающей крови.

Поставьте, невольники воли, Шалаши у дворцов, как бывало, Всколосите веселое поле На месте тронного зала.

Сложите книги кострами, Пляшите в их радостном свете, Творите мерзость во храме,- Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты, Хранители тайны и веры, Унесем зажженные светы, В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

И что, под бурей летучей. Под этой грозой разрушений, Сохранит играющий Случай Из наших заветных творений?

Бесследно все сгибнет, быть может, Что ведомо было одним нам, Но вас, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном.

Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны»

Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905 годов, когда по всей России прокатились массовые стачки, превратившиеся в некое подобие генеральной репетиции революции 1917 года, заставили Брюсова более пристально взглянуть на это общественное явление, в котором он увидел параллель с падением римской империи. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Грядущие гунны», предрекающее гибель могучей русской державе
.

Под «грядущими гуннами» автор подразумевал современных варваров – рабочих и крестьян, которые готовы ради своих безумных и амбициозных идей растоптать вековые традиции и культуру русского народа. В том, что события будут развиваться именно по такому сценарию, Брюсов нисколько не сомневался, предрекая: «На нас ордой опьянелой рухните с темных становий». Разница лишь в том, что если раньше набеги совершали иноплеменники, то теперь разорение страны начинается изнутри, а его инициаторами выступают люди, которых вскормила и вырастила русская земля. Однако это, по мнению поэта, не остановит вандалов от того, чтобы поставить шалаши возле дворцов, а в тронных залах разбить сельскохозяйственные угодья, уничтожив, тем самым, все то, чем так гордилась Россия.

Прибегая к подобным иносказаниям, поэт преследует единственную цель – показать, насколько низко могут пасть люди, опьяненные жаждой власти
. Брюсов понимает, что революция в любых ее проявлениях является злом, которому следует противостоять. Иначе его родина превратится в варварскую страну, где человеческая жизни не будет стоить абсолютно ничего. Носителей революционных идей автор сравнивает с малыми детьми, которым радостно плясать возле костров из книг и разорять храмы. Однако этой беспощадной силе некому противостоять, потому что все мудрецы попросту вынуждены будут прятаться от вандалов, унося «зажженные светы в катакомбы, в пустыни, в пещеры». Таков удел многих цивилизаций, не сумевших разглядеть врагов и своевременно от них защититься. Правда, Брюсов видит в подобном сценарии развития событий некую закономерность. Если общество не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы, то всегда появляется некая внешняя сила, сметающая все на своем пути. Поэтому поэт считает, что нет смысла пытаться что-то менять и, уж тем более, сопротивляться варварам. «Вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном», — резюмирует поэт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: