Стихотворение «безумие» тютчев федор иванович. анализ стихотворения тютчева безумие

«Безумие», анализ стихотворения Тютчева

Что такое безумие? Болезнь или счастье? Почему люди становятся безумцами? Отчего теряют рассудок? Эти вопросы могут появиться у любого, кто прочитает название стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Безумие». Вообще, эта тема была не просто популярна в XIX веке: едва ли не каждый начинающий поэт обязательно затрагивал ее в своем творчестве. Как не вспомнить знаменитое стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума. », написанное Александром Сергеевичем Пушкиным. Кого-то безумие пугало, кто-то считал, что, только лишившись рассудка, можно стать по-настоящему счастливым.

В любом случае, когда молодой человек, не перешагнувший еще порог тридцатилетия (а Тютчеву на момент написания этого стихотворения в 1830 году только исполнилось 27 лет), пишет о безумии, возникает закономерный вопрос: что побудило его обратиться к этой теме? Надо отметить, что тема безумия как некого высокого поэтического состояния духа была распространена в первой трети XIX века. При этом безумие проявлялось как форма поэтической и где-то даже мистической интуиции. Странно только, почему Тютчев наделяет безумие эпитетом «жалкое».

Вообще, создается ощущение, что перед нами человек, переживший Апокалипсис, по крайней мере, начало стихотворения вызывает именно такую ассоциацию:

Там, где с Землею обгорелой Слился, как дым, небесный свод.

Можно представить, что мог испытать человек, своими глазами видевший, как рушится земная твердь, и теперь ему ничего не остается, как пребывать в «беззаботности веселой». Да, казалось бы, безумец счастлив и беззаботен. Но нет! Тютчевский безумец, словно перенося некое наказание («под раскаленными лучами, зарывшись в пламенных песках»), «чего-то ищет в облаках», причем «стеклянными очами». Почему возникает такая метафора? Широко распространено выражение «остекленевший взгляд», т. е. замерший, сфокусировавшийся на чем-то. Обычно такая реакция возникает вследствие огромного потрясения или потому, что человек на какое-то время отрешился от действительности. Можно предположить, что и здесь герой до такой степени погружен в себя,

Что слышит ток подземных вод, И шумный из земли исход!

Правда, словом «мнит» автор выражает, скорее, ироничное отношение к безумцу, возомнившему себя способным якобы что-то предвидеть. Об этом говорит и «довольство тайное на челе», говорящее как о посвященности в некие тайны бытия, так и о невменяемости безумца.

Стихотворение Тютчева было и остается одним из самых таинственных произведений XIX века. Многие критики уже второе столетие бьются над его разгадкой. Конечно, мы не сможем сказать определенно, какую именно идею хотел выразить автор. Ведь, по словам самого Тютчева, «мысль изреченная есть ложь». И все-таки ключи к разгадке можно попробовать найти.

В 1836 году (через 6 лет после «Безумца») Тютчев написал стихотворение «Цицерон», строчки из которого стали довольно известны и популярны:

Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые!

На Руси блаженными часто называли юродивых, по сути, тех же сумасшедших. Ведь именно они могут быть по-настоящему счастливыми, так как не осознают бренности земного бытия. Но в стихотворении «Цицерон» «блаженного» «призвали всеблагие», т. е. вершители судеб. Став свидетелем «высоких зрелищ» и испив «из чаши их бессмертье», герой получает возможность стать если не пророком, то участником и летописцем великих исторических событий. Это тоже тяжелое бремя — в эпоху перемен творить историю, и вряд ли такое можно сравнить с «беззаботностью веселой», в которой пребывает герой «Безумца» и расплачивается этим самым безумием, причем «жалким». Можно предположить, что Тютчев не видел смысла в высоком поэтическом безумии. Ведь безумцев в нашей истории было немало, причем безумцев, что называется, высшего ранга, — тех, кто вел за собой толпы последователей, кто правил народом и вершил судьбы. Такое безумие уже не жалкое, оно страшное.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Безумие»

Тютчев всегда отличался своим неординарным и удивительным чувством слога. Его стихотворения это всегда звучные и красивые истории, которые рассказывают о жизни и судьбах людей.

В 19 веке многие писатели и поэты обращались к теме безумия. Для них это состояние носит необычный и даже мистические характер. Кто ему поклонялся. были и те, кто понимал его ненужность и злобу. Тютчев так же посвящает одно из своих стихотворений данному состоянию души.

Автор относится к нему отрицательно, называя его «жалким безумием», что уже разительно отличает его от тех поэтов, которые поклонялись безумию. Читатель должен заметить, что безумие в этом случае олицетворяет не душевную болезнь, а состояние поэтического духа.

Все стихотворения Тютчева являются настоящей загадкой и уже несколько столетий литераторы всего мира бьются в попытках разгадать ее. Так же и со стихотворением «Безумие» мы не можем точно сказать, как поэт относиться к своему литературному герою. Он передает нам его отрешенность от этого мира.

По его «стеклянным» глазам можно понять, что он видел что-то ужасное, волнующее и от это его сильно поразило. В самом начале стихотворения Тютчев пишет:»Там, где с землею обгорелой». Возможно именно этот Армагеддон пережил литературный герой стихотворения. Это вынудило его отречься от мира и глубоко зарыться в себе.

Безумец как бы предвидит печальное будущие земли, автор наделяет его этим качеством руководствуясь иронией. Его смешит то, что человек мог возомнить себя провидящим, на деле же являясь обычным безумцем.

«Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева

Зрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему периоду творчества относится стихотворение «Я встретил вас», по праву входящее в сокровищницу отечественной любовной лирики. Умудренный жизнью Тютчев написал его на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде.

Стихотворение, созданное под впечатлением от встречи с былой любовью поэта, «младой феей» Амалией Лерхенфильд, описывает чувства человека, вновь встретившегося со своим счастливым прошлым. Адресат стихотворения зашифрован инициалами «К.Б.», которые означают переставленное местами имя женщины — баронесса Крюденер.

В романтическом стихотворении поэт сочетает одические и элегические интонации. С элегией стихотворение роднит образ лирического героя, с одой – духовная проблематика произведения и активное использование высокой книжной лексики («встрепенется», «повеет»). Четырехстопный ямб с пиррихием придает удивительную мелодичность стихотворению. Тютчев использует перекрестную рифмовку, чередуя женскую (1-я и 3-я строки) и мужскую (2-я и 4-я строки) рифмы.

Для небольшого по объему произведения, написанного в форме лирического отрывка, поэт избрал двухчастную композицию. В первой части Тютчев говорит о том, что после неожиданной встречи в его сердце растаял лед, и сердце погрузилось в удивительно прекрасный мир счастья, «во время золотое». Строка «Я вспомнил время золотое» отсылает к раннему стихотворению поэта «Я помню время золотое» (1836), также посвященному Амалии.

Во второй строфе появляется описание природы весной, сравниваемое с молодостью человека. Тютчев противопоставляет осень (свой возраст) весне (молодости). Как весна пробуждает природу от зимней спячки, так и любовь пробуждает поэта к жизни, наполняя его энергией и жизнелюбием. Со встречей с любимой к поэту приходит оживляющая душу весна.

Образ вдохновившей поэта любимой в стихотворении неявен, размыт. Улавливается лишь чувство восхищения и благодарности, пронизывающее все произведение. Стихотворение отличает богатая звуковая организация, построенная на контрасте. Используемые в произведении аллитерация (з-с, д-т, б-п) и ассонанс (о, а, е) передают тончайшие движения и порывы человеческой души, отражая всю нежность, душевный трепет и глубину чувств поэта.

Ритмические паузы и многоточия оставляют пространство для невысказанного, придавая особую интимность стихотворению. Произведение отличают характерное для Тютчева богатство поэтических интонаций и эмоциональная окрашенность лексики. Несмотря на наличие слов, окрашенных в грустные тона (поздней осени, в отжившем, забытым), в стихотворении «Я встретил вас» преобладает нежная, эмоционально приподнятая лексика (очарованье, милые, упоеньем).

Произведение насыщено стилистическими фигурами и тропами. Поэт использует анафору (Тут не одно..//Тут жизнь…, И то же…// И та же…), повторы, антитезу «весна-осень», параллелизм, градацию (бывают дни, бывает час).

Лирический мир Тютчева удивительно богат: метафоры («весь обвеян дуновеньем», «сердцу стало так тепло»), эпитеты («отжившее сердце», «вековая разлука»), олицетворения («тут жизнь заговорила вновь», «все былое в отжившем сердце ожило») придают особую художественную выразительность стихотворению. Тютчев мастерски сопоставляет мир природы и мир человеческой души, одухотворяя все проявления жизни.

Воспоминания дарят вдохновение и надежду, любовь же возрождает ощущение «полноты жизни». Удивительно чистое и искреннее стихотворение Тютчева доказывает: невзирая на возраст, человеческое сердце и душа не стареют. Великая и вечная сила любви возрождает человека: «Жизнь заговорила вновь», а значит, жизнь будет продолжаться.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
  • «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева
  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева
  • «Безумие», анализ стихотворения Тютчева

По произведению: «Я встретил вас»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

Особенности творчества Ф. И. Тютчева

Стихотворение под названием «Безумие» как в XIX веке, так и в настоящее время считается самым загадочным произведением девятнадцатого века. Многие критики бьются над его разгадкой и понастоящее время. До сих пор толком не известно, какова именно настоящая мысль, используемая автором. Еще больше усугубляют разгадку слова Федора Ивановича Тютчева, описывающие, что изреченная мысль и является на самом деле ложью. Ключей к разгадке много и каждый желает их найти.

Следует отметить, что спустя шесть лет после написания стихотворения «Безумец», Федор Иванович Тютчев пишет произведение, получившее название «Цицерон». Строки данного шедевра навевают о воспоминаниях, связанных с нашумевшим произведением о сумасшедшем лирическом герое.

Нужно понимать историю и значение слова юродивый. Именно на Руси юродивыми называли тех людей, которые имели наклонности к сумасшествию. Только такой человек способен по-настоящему ощутить счастье от обыденных вещей, не осознавая бренность простого земного бытия.

В произведении «Безумее» в качестве блаженного и сумасшедшего человека описывается личность, которая является вершителем судеб. Человек, который оказался в качестве свидетеля определенных высоких зрелищ и, опробовав бессмертие, получит определенную возможность обладать специфическим пророческим даром, а также летописцем великих мировых событий.

Следует обязательно отметить, что такое специфическое бремя также является тяжелой ношей. Не каждому дано в определенную эпоху постоянных перемен творить истинную историю, которую вряд ли можно сравнить с безмятежным весельем и беззаботностью. Именно в таком состоянии и находится главный лирический герой стихотворения, который расплачивается за свои поступки безумием, описанным в шедевре в роли определенной жалости.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Федор Иванович Тютчев не видел особенного смысла в описываемом поэтическом безумии. Автор указывает на тот факт, что в настоящее время безумцев встречается огромное множество – они могут быть в числе как простых людей, так и личностью, творящей и регулирующей судьбы окружающих. И такое безумие непросто жалко или опасно, он страшно.

Анализ произведения «Безумие»

Федор Иванович Тютчев создал сюжет стихотворения весьма уникальным образом. Он дает читателю ответы на многие вопросы. К примеру: «Что же на самом деле такое, это безумие?», «Что же лучше – болезнь или счастье?», «Что приводит людей к безумию?» и многое другое. Такие вопросы обязательно будут различимы читателем после прочтения первых строк шедевра.

Популярная тематика XIX века не позволила пройти мимо ни одному поэту того времени. Федор Тютчев создал поистине уникальные строки, которые существенно отличались от мыслей его современников. Автор отмечает, что одних людей наличие безумия пугает, а для других людей, лишение рассудка вследствие определенных причин. Это начало чего-то нового, которое обязательно приведет к полному счастью и удовлетворению.

Если более углубленно рассмотреть стихотворение, у читателя сразу же возникает необъяснимое ощущение недосказанности. Читателю совершенно непонятно, почему же человек, который только перешагнул тридцатилетний рубеж или только к нему приблизился, пишет произведения на такую разрушающую тематику. Следует отметить, что на момент написания, а именно в 1830 году, Федору Ивановичу Тютчеву было всего-навсего 27 лет. Тематика безумия относилась к определенному направлению, указывающему на состояние духа поэта, поэтому имела широкое распространение.

Направление в форме безумия преподносилась читателю в виде своеобразной поэтической мысли, основанной на определенных мистических качествах и интуиции, не похожей на естественную. Весьма странным считается тот факт, что Тютчев почему-то приписал сюда эпитет «жалкое». После прочтения строк у читателя формируется ощущение, будто описанный лирический герой в недавнем времени пережил своеобразный Апокалипсис. Особенно на это указывает само начало произведения, где описываются обгорелая земля и небо в дыму.

Именно такой подход, используемый Федором Ивановичем, дает читателю четко представить, что происходит с личностью, которая своими глазами увидит. Как рушится под его ногами земля. Человеку просто-напросто ничего не остается, как воспринять вселенную именно такой, какая она есть на самом деле. С первого взгляда читателю кажется, что лирический герой счастлив и не испытывает каких-либо забот, но на самом же деле все обстоит совершенно по-иному. Безумец, представленный Тютчевым, словно переносит определенное наказание, которое он получил осознанно. Этот факт подтверждается строками, указывающими на то, что герой расположен под раскаленными лучами, закрываясь в пламенных песках.

Весьма интересна фраза, используемая автором произведения, «стеклянными очами». Здесь сразу же возникает вопрос: «К чему ведет использование данное метафоры?». Выражение, указывающее на остекленевший взгляд, показывает, что лирический герой сфокусирован, замер на определенном объекте или ситуации. Такая реакция у человека возникает после осознания какого-то потрясения и отрешение от существующей действительности. Лирический герой погружен в себя и находится в раздумьях над существующей жизненной проблемой.

Привлекает внимание и слово «мнит». Таким образом, автор старается выразить свое отношение к безумцу, напитанное иронией

По мнению поэта, лирический герой имеет мнимое ощущение, якобы он способен что-либо предвидеть в будущем. О таком направлении говорят многие строки, к примеру, «довольство тайное на челе», указывающее на посвящение в определенные тайны бытия, а также на невменяемость человеческой личности.

Новинка поэзии Ф.И. Тютчева

Особенности поэзии Ф.И. Тютчева.

Судьба поэта Тютчева была своеобразной. В читательских кругах долгое время его имя просто не замечали, или его считали поэтом «на несколько». Между тем, среди этих «немногих» были Пушкин, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Фет, Чернышевский и Добролюбов. Простое перечисление имен таких почитателей, которые были настолько разными в своих литературно-эстетических взглядах, говорит о том, что у поэзии Тютчева впереди большое будущее.

Первое стихотворение Тютчева было напечатано в 1819 году, когда ему еще не исполнилось 16 лет. Во второй половине 1920-х годов начался расцвет его творческого таланта.

Поэзия Ф.И. Тютчева открыла в отечественной литературе новую поэтическую эстетику, новый мир образов. Во многом Тютчев является преемником поэтов-классиков: его поэзия характеризуется монументальными формами, ораторско-диктаторским стилем, характеризуется риторическими вопросами, восклицаниями и призывами. В то же время стихи Тютчева имеют тенденцию к лаконичности и афоризму, максимальной концентрации мысли. Афористическое мышление в целом было свойственно поэту, не зря он был известен как блестящий и чрезвычайно остроумный собеседник. Поэзию Тютчева отличает крайняя лаконичность стихотворной меры, отсюда и ее афористический характер:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Согласно периодизации Б.М. Козырева, первый период (до 1850-х гг.) творчества Тютчева имел языческий характер, а второй — христианские мотивы, в основном, в рамках исторических тем. Большинство стихотворений Тютчева не имеют названий, а их первые строки звучат необычно для поэзии: «Она сидела на земле…», «Когда, то, что мы называли своими…».

Многие стихи напоминают строки, взятые из диалога, или внезапные мысли, произнесенные вслух, поэтому они могут начинаться с вопроса, опровержения, согласия или сочувствия: «Не то, что ты воображаешь, Природа…», «Что ты воюешь, ветер ночной?», «Не плоть, но дух испорчен в наши дни…», «Ах, что наше невежество…». Таким образом, эффект разговорного языка, свобода интонации, которую многие современники поэта оценили как поэтическую неряшливость, а литературоведы и читатели XX-XXI веков восприняли как уникальную особенность поэзии Тютчева.

Литературовед Тютчев первым отметил, что поэзия Тютчева не характеризуется делением стихотворений на жанры. А его жанрообразующую роль играет фрагмент. Эта форма подчеркивает бесконечный поток, движение мыслей. Вся поэтика Тютчева отражает идею универсального бесконечного движения:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Пейзажная поэзия Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа независима, мудра и вечна. Индес, только в нем поэт черпает силы на всю жизнь. Тема многих стихотворений автора — природа, а образность — времена года. Поэт чувствует, что осень — это время грусти, увядания, она наступает для размышлений, отдыха и прощания с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами лирического героя. Так, в стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

Интерес к изучению человеческой души сделал поэзию Тютчева бессмертной. Уместно будет вспомнить любопытное исследование Б.М. Козырева «Письма о Тютчеве». В нем он писал: «Не только естественная «живая жизнь» (образ Тютчева), но и все внутреннее духовное бытие, точнее, то, что в нем истинно и ценно, близко к влажности в Тютчеве». И все же центральным образом в текстах Тютчева является человеческая душа. Этот образ раскрывается в следующих стихах: «Душа хочет быть звездой.», «Моя душа — Элизиум теней» и других. Например, в стихотворении «О том, что ты с любовью молился.», адресованном Елене Денисиевой, поэт пишет о душевном состоянии своей возлюбленной:

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», посвященное восстанию декабристов:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена —

И ваша память от потомства.

Основные темы стихотворений Федора Ивановича Тютчева: природа, любовь к Родине, любовь, человеческий опыт. По этим темам можно выделить и основные образы: времена года, душу человека, Родину. Но это только основные темы и образы, произведение поэта гораздо крупнее и обширнее.

«Безумие», анализ стихотворения Тютчева

Что такое безумие? Болезнь или счастье? Почему люди становятся безумцами? Отчего теряют рассудок? Эти вопросы могут появиться у любого, кто прочитает название стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Безумие». Вообще, эта тема была не просто популярна в XIX веке: едва ли не каждый начинающий поэт обязательно затрагивал ее в своем творчестве. Как не вспомнить знаменитое стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума. », написанное Александром Сергеевичем Пушкиным. Кого-то безумие пугало, кто-то считал, что, только лишившись рассудка, можно стать по-настоящему счастливым.

В любом случае, когда молодой человек, не перешагнувший еще порог тридцатилетия (а Тютчеву на момент написания этого стихотворения в 1830 году только исполнилось 27 лет), пишет о безумии, возникает закономерный вопрос: что побудило его обратиться к этой теме? Надо отметить, что тема безумия как некого высокого поэтического состояния духа была распространена в первой трети XIX века. При этом безумие проявлялось как форма поэтической и где-то даже мистической интуиции. Странно только, почему Тютчев наделяет безумие эпитетом «жалкое».

Вообще, создается ощущение, что перед нами человек, переживший Апокалипсис, по крайней мере, начало стихотворения вызывает именно такую ассоциацию:

Там, где с Землею обгорелой Слился, как дым, небесный свод.

Можно представить, что мог испытать человек, своими глазами видевший, как рушится земная твердь, и теперь ему ничего не остается, как пребывать в «беззаботности веселой». Да, казалось бы, безумец счастлив и беззаботен. Но нет! Тютчевский безумец, словно перенося некое наказание («под раскаленными лучами, зарывшись в пламенных песках»), «чего-то ищет в облаках», причем «стеклянными очами». Почему возникает такая метафора? Широко распространено выражение «остекленевший взгляд», т. е. замерший, сфокусировавшийся на чем-то. Обычно такая реакция возникает вследствие огромного потрясения или потому, что человек на какое-то время отрешился от действительности. Можно предположить, что и здесь герой до такой степени погружен в себя,

Что слышит ток подземных вод, И шумный из земли исход!

Правда, словом «мнит» автор выражает, скорее, ироничное отношение к безумцу, возомнившему себя способным якобы что-то предвидеть. Об этом говорит и «довольство тайное на челе», говорящее как о посвященности в некие тайны бытия, так и о невменяемости безумца.

Стихотворение Тютчева было и остается одним из самых таинственных произведений XIX века. Многие критики уже второе столетие бьются над его разгадкой. Конечно, мы не сможем сказать определенно, какую именно идею хотел выразить автор. Ведь, по словам самого Тютчева, «мысль изреченная есть ложь». И все-таки ключи к разгадке можно попробовать найти.

В 1836 году (через 6 лет после «Безумца») Тютчев написал стихотворение «Цицерон», строчки из которого стали довольно известны и популярны:

Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые!

На Руси блаженными часто называли юродивых, по сути, тех же сумасшедших. Ведь именно они могут быть по-настоящему счастливыми, так как не осознают бренности земного бытия. Но в стихотворении «Цицерон» «блаженного» «призвали всеблагие», т. е. вершители судеб. Став свидетелем «высоких зрелищ» и испив «из чаши их бессмертье», герой получает возможность стать если не пророком, то участником и летописцем великих исторических событий. Это тоже тяжелое бремя — в эпоху перемен творить историю, и вряд ли такое можно сравнить с «беззаботностью веселой», в которой пребывает герой «Безумца» и расплачивается этим самым безумием, причем «жалким». Можно предположить, что Тютчев не видел смысла в высоком поэтическом безумии. Ведь безумцев в нашей истории было немало, причем безумцев, что называется, высшего ранга, — тех, кто вел за собой толпы последователей, кто правил народом и вершил судьбы. Такое безумие уже не жалкое, оно страшное.

Жанр

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Стихи Тютчева о любви

Я помню время золотое…

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Слезы

O lacrimarum fons…
Gray

Люблю, друзья, ласкать очами
Иль пурпур искрометных вин,
Или плодов между листами
Благоухающий рубин.
Люблю смотреть, когда созданье
Как бы погружено в весне,
И мир заснул в благоуханье
И улыбается во сне!..
Люблю, когда лицо прекрасной
Весенний воздух пламенит,
То кудрей шелк взвевает сладострастный,
То в ямочки впивается ланит!
Но что все прелести пафосския царицы,
И гроздий сок, и запах роз
Перед тобой, святой источник слез,
Роса божественной денницы!..
Небесный луч играет в них
И, преломясь о капли огневые,
Рисует радуги живые
На тучах жизни громовых.
И только смертного зениц
Ты, ангел слез, дотронешься крылами —
Туман рассеется слезами,
И небо серафимских лиц
Вдруг разовьется пред очами.

В душном воздуха молчанье…

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

Лето 1854

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
Гляжу тревожными глазами
На этот блеск, на этот свет…
Не издеваются ль над нами?
Откуда нам такой привет?..
Увы, не так ли молодая
Улыбка женских уст и глаз,
Не восхищая, не прельщая,
Под старость лишь смущает нас!..

К N.N.

Ты любишь, ты притворствовать умеешь —
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей,
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Все тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та ж —
Меж тем твой муж, сей ненавистный страж,
Любуется твоей красой послушной.
Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.
Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с твоих младых ланит —
Так с юных роз Авроры луч бежит
С их чистою душою ароматной.
Но так и быть! в палящий летний зной
Лестней для чувств, приманчивей для взгляда
Смотреть в тени, как в кисти винограда
Сверкает кровь сквозь зелени густой!

Проходя свой путь по своду…

Проходя свой путь по своду,
Солнце знает ли о том,
Что оно-то жизнь в природу
Льет в сиянье золотом,
Что лучом его рисует
Бог узоры на цветке,
Земледельцу плод дарует,
Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая <милый>
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?

Все отнял у меня казнящий Бог…

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог.

На Неве

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой
челн…
И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне…
Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?
Ты, разлитая как море,
Дивно-пышная волна,
Приюти в своем просторе
Тайну скромного челна!

Весь день она лежала в забытьи…

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали —
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: