Анализ стихотворения тютчева душа моя элизиум теней

Полный анализ стихотворения «силентиум» (ф.и. тютчев)

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Silentium.История создания – точная дата его написания неизвестна, но приблизительно оно датируется 1830 годом. Впервые в печатном виде оно вышло спустя три года в газете “Молва”.

Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ.

Композиция – трёхчастная, причём сам Тютчев разделяет его, завершая каждую часть словами “и молчи!”.

Жанр – это лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихиями.

Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.

Эпитеты – “в душевной глубине”

Сравнение – “как звёзды в ночи”.

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скреплённое общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трёхчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет всё то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом, композиция своеобразно закольцовывается.

Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырёхстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Душа моя — Элизиум теней»

Душа моя — Элизиум теней, Теней безмолвных, светлых и прекрасных, Ни помыслам годины буйной сей, Ни радостям, ни горю не причастных.

Душа моя, Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою! Меж вами, призраки минувших, лучших дней, И сей бесчувственной толпою?..

В этом произведении можно угадать авторский стиль. Я не знаком со всеми произведениями, но могу провести параллель между этим примером и стихотворением «Silentium!». Эти произведения объединяет одна особенность, характерная для творчества поэта. Это призыв к самопознанию, изучению своей души. Если стихотворение «Молчание!» («Silentium!») обращено к читателю и призывает его к мудрому молчанию, учит созидать свой внутренний мир, то произведение «Душа моя — Элизиум теней» обращено к чувствам поэта, представляет то, как ощущает себя автор в этом мире.

Стихотворение «Душа моя — Элизиум теней» было написано в 1836 году и относится к периоду Золотого века русской поэзии. В этот период формируется литературное наследие, которое получило признание многих поколений и людей разных стран, изучающих русскую литературу. Тютчев жил и творил в одно время с другими поэтами, которых мы называем классиками, это: Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский и другие. Данное произведение, наверняка, было хорошо воспринято современниками Тютчева. Но и сейчас оно не утратило своей актуальности.

Прежде всего, актуальность данного произведения обоснована его проблематикой, а именно: неизведанный мир души человека. Тема, которую затрагивает творчество русского поэта, является вечной.

Именно об этом и говорит автор совершенно доступными словами. Среди людей, которые его окружают, и может быть, не всегда готовы быть для него собеседниками или просто друзьями, автор находит покой в своей душе, которая богата и разнообразна. Это правда, что образованные и культурные люди того времени часто не находили должного общества, так как наша страна того периода имела большое разделение людей на сословия: дворяне и крестьяне, барское сословие и холопы. Возможно, в данном произведении герой сталкивается именно с такой проблемой.

В своём стихотворении автор ставит душу человека выше отношений с окружающими людьми. В этом есть тонкие грани, о которых нужно догадываться. Я считаю, что талантливый, духовный человек своего времени, Фёдор Иванович Тютчев, говорит о том, как избегать конфликтов и справляться с неприятностями. Он открывает душу как место, в котором обитают светлые и прекрасные создания.

Слово «Элизиум», употреблённое в этом стихотворении дважды, означает «рай, благодать» на латинском языке. Автору спокойно и приятно оставаться наедине с собой, чтобы погружаться в свой внутренний мир, это и помогает ему забыть о неприятных моментах.

В стихотворении душа — это не только место, но также это друг и любовь. Если в первом четверостишии герой произведения погружается в свою душу и видит мир «Теней безмолвных, светлых и прекрасных», то во втором четверостишии это понятие меняет свою форму, во всяком случае, общение человека обычно происходит с другим существом человеческой природы, и автор общается с душой, как с подругой или даже любимой.

В конце своего произведения автор ставит риторический вопрос, обращаясь к своей душе. Этот длинный и очень сложный вопрос стоит зачитать заново:

Душа моя, Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою! Меж вами, призраки минувших, лучших дней, И сей бесчувственной толпою?..

Этот вопрос является риторическим, но приобретает своё значение, только когда существуют противоречия между внутренним и внешним миром — между душой героя произведения и поступками и словами окружающих людей.

Смысл стихотворения

Данный автор в своем творчестве любит использовать двузначные предложения, которые каждый способен принимать по-разному. Понимание зависит от внутреннего развития, образа жизни конкретного индивида. Многие могут так и не прочувствовать всю суть произведения, забросить его подальше, решив, что это обычное описание наступления весны. Но на деле все совсем не так.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает понять ту самую связь между живыми объектами, которые абсолютно разные, но способны испытывать одинаковые чувства. Произведение выражает противопоставление, борьбу, описание и эмоции, присущие каждому из нас, но показанные в понимании природы.

Смысл стихотворения

Данный автор в своем творчестве любит использовать двузначные предложения, которые каждый способен принимать по-разному. Понимание зависит от внутреннего развития, образа жизни конкретного индивида. Многие могут так и не прочувствовать всю суть произведения, забросить его подальше, решив, что это обычное описание наступления весны. Но на деле все совсем не так.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает понять ту самую связь между живыми объектами, которые абсолютно разные, но способны испытывать одинаковые чувства. Произведение выражает противопоставление, борьбу, описание и эмоции, присущие каждому из нас, но показанные в понимании природы.

Технический разбор

Стих написан в жанре философской лирики, четырехстопным ямбом, разбавленным пиррихиями. Композиция состоит из трех частей, каждая из них содержит шесть строк и заканчивается призывом к молчанию.

Рифмовка смежная (таи – свои – глубине – оне), где большинство рифм открытые.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпифора (и молчи) в конце каждой строфы.
  2. Олицетворения (лучи разгонит, шум оглушит).
  3. Эпитет (душевная глубина) он же и метафора.
  4. Сравнение (как звезды в ночи).

Также отметим три риторических вопроса в начале второй строфы и большое количество глаголов в повелительном наклонении.

Если хотите перепрыгнуть десятилетия и посмотреть, как меняется отношение к Silentium, то прочитайте одноименный стих Мандельштама, написанный в 1910 году, минимум через 80 лет после попытки Тютчева.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Душа моя — Элизиум теней»

Душа моя — Элизиум теней,Теней безмолвных, светлых и прекрасных,Ни помыслам годины буйной сей,Ни радостям, ни горю не причастных.

Душа моя, Элизиум теней,

Анализ стихотворения «Душа моя — Элизиум теней» (для школьников)

В этом произведении можно угадать авторский стиль. Я не знаком со всеми произведениями, но могу провести параллель между этим примером и стихотворением «Silentium!». Эти произведения объединяет одна особенность, характерная для творчества поэта. Это призыв к самопознанию, изучению своей души. Если стихотворение «Молчание!» («Silentium!») обращено к читателю и призывает его к мудрому молчанию, учит созидать свой внутренний мир, то произведение «Душа моя — Элизиум теней» обращено к чувствам поэта, представляет то, как ощущает себя автор в этом мире.

Стихотворение «Душа моя — Элизиум теней» было написано в 1836 году и относится к периоду Золотого века русской поэзии. В этот период формируется литературное наследие, которое получило признание многих поколений и людей разных стран, изучающих русскую литературу. Тютчев жил и творил в одно время с другими поэтами, которых мы называем классиками, это: Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский и другие. Данное произведение, наверняка, было хорошо воспринято современниками Тютчева. Но и сейчас оно не утратило своей актуальности.

Прежде всего, актуальность данного произведения обоснована его проблематикой, а именно: неизведанный мир души человека. Тема, которую затрагивает творчество русского поэта, является вечной.

Именно об этом и говорит автор совершенно доступными словами. Среди людей, которые его окружают, и может быть, не всегда готовы быть для него собеседниками или просто друзьями, автор находит покой в своей душе, которая богата и разнообразна. Это правда, что образованные и культурные люди того времени часто не находили должного общества, так как наша страна того периода имела большое разделение людей на сословия: дворяне и крестьяне, барское сословие и холопы. Возможно, в данном произведении герой сталкивается именно с такой проблемой.

В своём стихотворении автор ставит душу человека выше отношений с окружающими людьми. В этом есть тонкие грани, о которых нужно догадываться. Я считаю, что талантливый, духовный человек своего времени, Фёдор Иванович Тютчев, говорит о том, как избегать конфликтов и справляться с неприятностями. Он открывает душу как место, в котором обитают светлые и прекрасные создания.

Слово «Элизиум», употреблённое в этом стихотворении дважды, означает «рай, благодать» на латинском языке. Автору спокойно и приятно оставаться наедине с собой, чтобы погружаться в свой внутренний мир, это и помогает ему забыть о неприятных моментах.

В стихотворении душа — это не только место, но также это друг и любовь. Если в первом четверостишии герой произведения погружается в свою душу и видит мир «Теней безмолвных, светлых и прекрасных», то во втором четверостишии это понятие меняет свою форму, во всяком случае, общение человека обычно происходит с другим существом человеческой природы, и автор общается с душой, как с подругой или даже любимой.

Душа моя, Элизиум теней,Что общего меж жизнью и тобою!Меж вами, призраки минувших, лучших дней,И сей бесчувственной толпою?..

Этот вопрос является риторическим, но приобретает своё значение, только когда существуют противоречия между внутренним и внешним миром — между душой героя произведения и поступками и словами окружающих людей.

Основная идея

Лирический герой имеет в виду даже не мысли, а духовную сущность, которую невозможно передать словами. Чувство, заключенное в робу будничного разговора, будет отрывочным, неполным, ложным, ведь не будет выражено в полной мере. Смысл стихотворения «Silentium» в том, что, пытаясь обрушить на людей свои откровения о жизни души, человек не достигнет цели, все испортит и опошлит.

Вечная разобщенность людей, которую мы боимся и пытаемся преодолеть, показана автором в этих строках. Изливать душу – не выход, ведь все люди разные и многие просто не способны понять друг друга. В многообразии людей, характеров, типажей заключается прелесть нашего мира, поэтому нельзя считать ее проблемой, подравнивая человека на прокрустовом ложе. Все и не должны понимать одного. Чтобы избежать конфликта, глубины своей души мы можем открывать только очень близкому окружению: семье или закадычному другу. В этой своеобразной избирательности заключается главная мысль Тютчева в стихотворении «Силентиум».

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «В толпе людей, в нескромном шуме дня…»

Точная дата написания неизвестна, это стихотворение было написано в конце 1820х годов. Стихотворение великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева повествует о мироощущении автора. Он говорит о необычном и приятном чувстве, которое приходит, когда наступает ночь. Это чувство, которое вдохновляет поэта и помогает ему созидать и фантазировать.

Стихотворение обращено к душе поэта. Ф.И.Тютчев общается с душой, и возможно, выстраивает отношения со своей душой. То есть использован художественный приём олицетворения: душа становится собеседницей и принимает человеческий образ. В этом особенность творчества поэта, которая проявляется и в других его произведениях, таких как: «Душа моя — Элизиум теней», «Как океан объемлет шар земной…».

Стихотворение состоит из двух четверостиший, в которых содержится противопоставление дневной жизни и ночной. Автор открывает читателю свои наблюдения или свой образ мыслей. Попробуем понять это сообщение.

В первом четверостишии рассказывается о дневной жизни, которая, по мнению автора произведения, скучная и безрадостная. Ф.И.Тютчев в этом четверостишии обращается к своей душе, желая пояснить причину неприветливости людей, и почему другие не радуются при встрече.

Герой произведения, которым является сам автор, говорит о том, что «В толпе людей, в нескромном шуме дня… Твоей не смеют радоваться встрече…» Автор употребил именно «не смеют радоваться», то есть это относится к поведению людей, окружающих поэта. Если бы он написал «не смею радоваться» — это могло означать, что он скрывает свои отношения от других. Но автор именно заявляет об отношении других людей к душе, с которой он общается. Это сложная взаимосвязь. Возможно, это происходит потому, что другие люди не понимают всего того, что стало реальностью для поэта. Ночью же он совершенно иначе относится к этим переживаниям.

Стоит отметить, что слово «душа» в первом четверостишии означает именно понятие «душа человека», но не является названием другого человека, например, любимой. Это прослеживается в других произведениях, которые были обозначены ранее.

В первом четверостишии система рифмовки — кольцевая, то есть рифмуется первая строка с последней, и вторая — с третьей

Это помогает передать напряжение и правильно расставить акцент, обратить внимание на суть проблемы, которую затрагивает автор

Второе четверостишие имеет другую систему рифмовки — перекрёстную, то есть рифмуются строки: первая — с третьей, вторая — с четвертой. В этом четверостишии автор рисует сюжет ночи. В эту ночь, когда «Чуть брезжит в небе месяц светозарный…» его посещают мысли и фантазии, которые для автора являются очень важными и приятными. Он употребляет средства художественной изобразительности, чтобы подчеркнуть красоту, которую он наблюдает в этот момент. Автор пишет:

Наступит Ночь — и в чистое стеклоВольет елей душистый и янтарный!

То есть чувства, душевные переживания и ощущения сравниваются с елеем — пахучим веществом с приятным запахом — а также с янтарём — сияющим камнем.

Я считаю, что в этом произведении открывается особенный мир, в котором жил Федор Иванович Тютчев. Замечательный, образованный, талантливый поэт населяет не только реальный мир, но также он живёт в тонком духовном мире. Об этом состоянии и повествует стихотворение «В толпе людей, в нескромном шуме дня…»

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум

Федор Тютчев — не был с юности поэтом, он даже никогда не задумывался о таком роде деятельности. В свои зрелые года, Тютчев стал и был впоследствии многих лет – дипломатом. Тютчев стал создавать стихотворения, не думая о славе или о том, как бы красивее написать и подобрать слова. Он просто выражал свои мысли и чувства через строки в стихах. Стихи выходили красивые, поэтические и даже – иногда романтические, смотря какие мысли и эмоции были в тот момент. Тютчев очень интересный деятель, который смог многого добиться в своем деле, и также – в своем интересном хобби, которое после прославило его на весь свет. Один из его сотрудников по работе, видел его стихи, и ему очень понравились они. Этот человек упросил Федора Тютчева опубликовать некоторые стихи, хотя бы несколько. Тютчев, сначала нехотя, а потом все же согласился, хотя бы ради эксперимента.

Первое стихотворение, которое было опубликовано в обычных журналах, читающиеся всеми простыми гражданами, «Силентиум!». Это произведение переводиться с латинского языка на русский – молчи. Тютчев недаром написал это стихотворение, ведь он многими выражениями и уже самим названием хотел, как бы выразить свое мнение о том, что нужно молчать, что бы то ни стоило. Потому что чувства и эмоции могут быть кем-то не понятыми, а потому нужно молчать и не говорить о своих настоящих чувствах в данный момент

Произведение очень сильно со стороны философских выражениях и размышлениях о смысле молчания, и для чего это важно так делать

Именно в 1830 году было опубликовано это произведение, название которого – на латинском языке. Были сведение, что Тютчев написал это произведение в преддверии чего-то плохого, потому душой чувствовал что-то это нехорошее. Тютчев, сам того не зная, стал после немногих лет – самим основателем русского романтизма.

Сочинение о стихе Силентиум

Самым интересным направлением творческой энергии Тютчева считается философская лирика. В частности, исследователей и читателей занимает трактовка знаменитого стихотворения «Silen­tium» (что в переводе означает «молчание»).

Поэт противопоставляет природу (символ внешнего мира) и внутренний мир человека. Чувствам, мечтам, мыслям, душевным движениям посвящена большая часть стихотворения.

По мнению лирического героя, человек должен сосредоточиться на своей внутренней жизни, потому что сам он — «целый мир … таинственно-волшебных дум». Явления же внешнего мира (в стихотворении их символами являются звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи) становятся препятствием в понимании самого себя.

С одной стороны, природа выступает как символ внешнего мира, т.е. противопоставляется человеческой душе, с другой, душа, чувства человека метафорически сопоставляются с природными явлениями: душевная глубина — с бесконечностью ночного звездного неба, истина — с ключом, с дневными лучами.

Лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи», потому что «мысль изреченная есть ложь».

Облекаясь в слова, истина ускользает. Сосредоточенность, безмолвность, невозмутимость, поиск ответов внутри себя должны привести человека к свету в шикором понимании, т.е. к знанию, к истине, к Богу. Именно эта мысль заключена в противопоставлении образов ночи и дня и движении от картин ночи к «дневным лучам».

Кроме того, в фразе «мысль изреченная есть ложь» содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать дьявол. Обилие глаголов в повелительном наклонении усиливает побудительный характер стихотворения. Стихотворение воспринимается как совет или поучение.

Но можно понять его и как беседу лирического героя с самим собой, как попытку самовнушения, самоубеждения.

Экспрессивный характер носят риторические вопросы, которые усиливают мысль об одиночестве человека: “Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь?” Тире в стихотворении стоят не по правилам пунктуации и усиливают категоричность высказываний.

Лексический повтор и синтаксический параллелизм (“Любуйся ими — и молчи”, “Питайся ими — и молчи”, “Внимай их пенью — и молчи!..”) помогают выделить главную мысль произведения.

Лирический герой имеет в виду даже не мысли, а духовную сущность, которую невозможно передать словами. Чувство, заключенное в робу будничного разговора, будет отрывочным, неполным, ложным, ведь не будет выражено в полной мере.

Смысл стихотворения «Силентиум!» в том, что, пытаясь обрушить на людей свои откровения о жизни души, человек не достигнет цели, все испортит и опошлит.

Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: «Мысль изреченная есть ложь». Завершается стихотворение призывом жить в мире собственной души:

Лишь жить в себе самом умей

Есть целый мир в душе твоей…

Мне нравитсяНе нравится

Таким образом, это неоднозначное стихотворение учит нас лучше понимать самих себя. Поэт призывает не ожидать от других полного понимания и принятия наших мыслей. Возможно, только полностью осознав свои чувства, мы сможем максимально ясно донести их до других.

Итоговая таблица рейтинга

Краткий анализ произведения
55

Подробный анализ стихотворения
25

Сочинение о стихе Силентиум

Анализ стихотворения «Silen­tium!» Тютчева
-1

Темы и проблемы

Главной темой анализируемого стихотворения можно назвать ту самую необходимость сохранять свои мысли и чувства от пагубного влияния окружающего мира. Чтобы сохранить свой собственный внутренний мир таким е прекрасным, как он был изначально, необходимо как можно больше молчать и не рассказывать о сокровенном окружающим.

Так же автором поднимает тему индивидуальности, подчеркивая, что каждый из нас воспринимает все по-разному. Познавая мир, мы никогда не придем к единому мнению, поскольку познание мира является индивидуальным. То, что одни считают ложью, для других будет чистая правда.

Главная проблема стихотворения «Молчи!» — это то, как окружающие люди воспринимают проблемы другого человека. Автор говорит о том, что окружающие не в силах понять и проникнуться проблемами другого человека. В то же время, раскрывая свою душу, мы можем замутнить собственные внутренние источники.

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум

Федор Тютчев — не был с юности поэтом, он даже никогда не задумывался о таком роде деятельности. В свои зрелые года, Тютчев стал и был впоследствии многих лет – дипломатом. Тютчев стал создавать стихотворения, не думая о славе или о том, как бы красивее написать и подобрать слова. Он просто выражал свои мысли и чувства через строки в стихах. Стихи выходили красивые, поэтические и даже – иногда романтические, смотря какие мысли и эмоции были в тот момент. Тютчев очень интересный деятель, который смог многого добиться в своем деле, и также – в своем интересном хобби, которое после прославило его на весь свет. Один из его сотрудников по работе, видел его стихи, и ему очень понравились они. Этот человек упросил Федора Тютчева опубликовать некоторые стихи, хотя бы несколько. Тютчев, сначала нехотя, а потом все же согласился, хотя бы ради эксперимента.

Первое стихотворение, которое было опубликовано в обычных журналах, читающиеся всеми простыми гражданами, «Силентиум!». Это произведение переводиться с латинского языка на русский – молчи. Тютчев недаром написал это стихотворение, ведь он многими выражениями и уже самим названием хотел, как бы выразить свое мнение о том, что нужно молчать, что бы то ни стоило. Потому что чувства и эмоции могут быть кем-то не понятыми, а потому нужно молчать и не говорить о своих настоящих чувствах в данный момент

Произведение очень сильно со стороны философских выражениях и размышлениях о смысле молчания, и для чего это важно так делать

Именно в 1830 году было опубликовано это произведение, название которого – на латинском языке. Были сведение, что Тютчев написал это произведение в преддверии чего-то плохого, потому душой чувствовал что-то это нехорошее. Тютчев, сам того не зная, стал после немногих лет – самим основателем русского романтизма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: