Текст
Зацелована, околдована,С ветром в поле когда-то обвенчана,Вся ты словно в оковы закована,Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,Словно с темного неба сошедшая,Ты и песнь моя обручальная,И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,Обниму их с неистовой силою,И слезами и стихотвореньямиОбожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,Дай войти в эти очи тяжелые,В эти черные брови восточные,В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,Что не сбудется — позабудется…Отчего же ты плачешь, красавица?Или это мне только чудится?
1957 г.
Стихотворение «Признание» написано Николаем Заболоцким в 1957 году и входит в цикл стихов «Последняя любовь». Это произведение есть видение любви со стороны зрелого мужчины, это признание в чувствах с нежностью в словах и заботой в помыслах и делах.
Душа обязана трудиться…
Для того чтобы понять идейное содержание поздних произведений поэта, необходимо сделать анализ стихотворения «Душа». Заболоцкий не дал произведению названия, но главным образом в нем стал внутренний мир человека, который поэт наделил некоторыми человеческими способностями. Душа, по его мнению, должна трудиться. Ведь душевная лень порождает эгоистичность, черствость и ограниченность. Заболоцкий полагал, что, делая себе поблажку, человек рискует утратить последнее и, быть может, главное в жизни. И даже тот, кто умудрен опытом и прошел немалый жизненный путь, должен непрерывно учить себя доброте, справедливости и состраданию. Важные философские вопросы, актуальные во все времена, поднимает анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…».
Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого
Изучив стихотворение «Некрасивая девочка» мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно, что это очень особенная девочка, как-будто таких больше не существует
Уникальная способность простыми словами говорить о великом была присуща Н.А. Заболоцкому. Взаимоотношения человека и природы, внутренняя и внешняя красота, любовь – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях. Мне же наиболее интересны стихи, посвященные творчеству, рассказывающие о том, как рождаются шедевры. Поэт как бы впускает читателей к себе в мастерскую.
В стихотворении «Читая стихи» перед нами предстает и поэт-мастер, и читатель одновременно. Н.А. Заболоцкий обладает уникальной способностью становиться на место другого: ребенка, старой актрисы, слепого. Он мастер перевоплощения, и везде искренен и убедителен «стих, почти не похожий на стих…».
«Любопытно, забавно и тонко» начинает Н.А. Заболоцкий раскрывать тему творчества
Это как бы прелюдия к разговору о большом и важном, и постепенно перед нами возникает портрет настоящего мастера, который понимает «бормотанье сверчка и ребенка», может воплотить в слове «мечты человечьи» и
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Его герой помогает понять назначение настоящего, подлинного искусства. Н.А. Заболоцкий четко разделяет истинную поэзию и «бессмыслицу скомканной речи». Признавая за последней «изощренность известную», автор задает риторические вопросы:
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Ответы ясны, и все же поэт следующей строфой еще раз подчеркивает, что «поэзия ставит преграды…», она предназначена
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Очень важна мысль о значимости русского слова, ибо оно «живая основа» творчества
Поэт обращает внимание на ответственность человека за сказанное и написанное, особенно это необходимо тем, кто сделал слово своей профессией. Ценно, когда оно становится не просто материалом, а настоящей поэзией
В последней строфе возвеличен
Полный разума русский язык.
Постигнуть же «разум языка» способен лишь человек, который «жизнью живет настоящей».
Слово «настоящий» мне кажется главным в этом стихотворении, хотя оно звучит всего один раз. Зато его заменяют контекстуальные синонимы: совершенство, «живая основа». Поэзия – это тоже настоящее, если отражает «мечты человечьи», а не является забавой.
Большое значение в этом стихотворении имеют метафоры, создающие образы живой природы («бормотанье сверчка и ребенка»), творческого процесса («бессмыслица речи», «разум языка»). Благодаря олицетворениям в произведении поэзия оживает: «ставит преграды нашим выдумкам», распознает истинных ценителей и надевающих «колпак колдуна».
Довольно интересен синтаксический строй стихотворения. Наличие риторических вопросов, а также восклицательного слова-предложения говорит об изменении в нем эмоционального фона: от спокойного повествования к размышлению и, наконец, чувственному взрыву. Интересно, что, являясь отрицанием, «нет» в данном случае утверждает мысль, прозвучавшую в риторических вопросах.
Н.А. Заболоцкий не экспериментирует с формой: классический катрен с чередующимся способом рифмовки, трехсложный анапест – все это делает стихотворение легким для чтения и восприятия.
Тема творчества не нова в литературе: и великий А.С. Пушкин, и противоречивый В.В. Маяковский затрагивали ее не раз. Н.А. Заболоцкий не исключение, он придал этой теме новое звучание, внеся исключительные, свойственные только ему мотивы. Поэт соединил классику и современность, недаром стихотворение, написанное в 1948 году, отчасти созвучно с лирической миниатюрой «Русский язык» И.С. Тургенева, созданной в конце девятнадцатого века. Чувство гордости возникает после прочтения подобных произведений.
Факты, на основе которых написано стихотворение
Чтобы в большей степени разобраться с художественным произведением, следует обратиться к фактам жизни его создателя. Так, Заболоцкий, длительное время проведший в ссылке и живущий в крайне стесненных обстоятельствах, зарабатывая редкими переводами, которые скудно оплачивались. Потому такая жизненная ситуация отражается и в его произведениях того периода.
Автору приходилось совершать ежедневные путешествия в город, и в стихотворении «Прохожий» он на удивление точно описывает свой тогдашний путь: сосновую рощу, кладбище, могилу летчика с пропеллером на могиле, ночное возвращение домой – всё сопровождало его по вечерам, когда он возвращался из города. Ночь, кладбище, мертвый летчик вызывают у читателя грусть, которая сопровождала автора в тот период жизни.
Однако для лирических произведений в большей степени важны даже не сами факты жизни и конкретные вещи, а чувства, которые они вызывают. Трехстопный амфибрахий в сочетании с постепенным преображением главного героя произведения также поддерживают ощущения у читателя при прочтении стихотворения. По мере чтения преображается и прохожий, который является главным действующим лицом произведения.
Что есть красота?
Красоте человеческой души поэт придавал немалое значение, что подтверждает анализ стихотворений Заболоцкого. Психологически насыщенные произведения «Некрасивая девочка», «Неудачник», «Жена» посвящены философским вопросам. Душевные качества, несомненно, важнее физических. Но почему-то в нашем мире людям с непривлекательными чертами живется намного сложнее, нежели тем, чья внешность не имеет изъянов
Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» доказывает важность для поэта одного из существенных аспектов человеческих взаимоотношений. Размышляя о внутренних качествах героини этого произведения, автор приходит к выводу, что красота души все же важнее
Заболоцкий Николай — Прохожий
Стихотворение «Прохожий» представляет известные трудности не только для литературоведческого анализа, но и для простого читательского понимания, хотя уже первого знакомства с текстом достаточно, чтобы почувствовать, что перед нами — один из поэтических шедевров позднего Заболоцкого.
Прохожий Заболоцкий Н. А.
Исполнен душевной тревоги, В треухе, с солдатским мешком, По шпалам железной дороги Шагает он ночью пешком.
Уж поздно. На станцию Нара Ушел предпоследний состав. Луна из-за края амбара Сияет, над кровлями встав.
Свернув в направлении к мосту, Он входит в весеннюю глушь, Где сосны, склоняясь к погосту, Стоят, словно скопища душ.
Тут летчик у края аллеи Покоится в ворохе лент, И мертвый пропеллер, белея, Венчает его монумент.
И в темном чертоге вселенной, Над сонною этой листвой Встает тот нежданно мгновенный, Пронзающий душу покой.
Тот дивный покой, пред которым, Волнуясь и вечно спеша, Смолкает с опущенным взором Живая людская душа.
И в легком шуршании почек, И в медленном шуме ветвей Невидимый юноша-летчик О чем-то беседует с ней.
А тело бредет по дороге, Шагая сквозь тысячи бед, И горе его, и тревоги Бегут, как собаки, вослед.
Творчество поэта рождало споры в литературных кругах, у него было немало поклонников, но немало и недоброжелателей. Его подвергали клеветническим обвинениям и репрессиям в 30-х годах, предали забвению в 60-х и вновь — заслуженно — вознесли в 70-х. Тернистым и трудным был его творческий путь. Литературное наследие Н. А. Заболоцкого сравнительно невелико. Оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов зарубежных авторов, небольшие произведения для детей, несколько статей и заметок, а также его немногочисленные письма. Однако до сих пор литературоведы дискутируют по вопросам его творческой эволюции, о ее движущих силах, о принципах ее периодизации. В настоящее время творчество Н. А. Заболоцкого по праву занимает видное место в литературе, так как ему, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные исторические условия для совершенствования и проявления таланта, удалось вписать новое весомое слово в русскую поэзию.
Пролог стиха
В период написания строк в жизни Заболоцкого происходит личная драма разрыва отношений и параллельно рождаются новые чувства. Поэт расстается со своей бывшей женой Екатериной Клыковой, любовь к которой помогла ему выжить во мраке сталинских лагерей, где Николая провел 8 лет.
На этом болезненном этапе в жизни Заболоцкого появляется Наталья Роскина, девушка 28 лет, страстная поклонница его творчества. Новые чувства рождают желание жить. Но ещё не могут перекрыть многолетние отношения с Екатериной, поэтому Николай находится между двумя стихиями.
Кому из девушек посвящен стих вопрос, скорее всего, тут собирательный образ женщины, к которой автор обращается в строках, исполненных нежности.
Композиция
На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о жизни после смерти. Размышления лирического героя последовательны: он говорит о неизбежности смерти, но это не грустные рассуждения, ведь поэт считает, что его прах станет частью природы – и эта мысль для него отрадна.
Он верит, что сознание человека не умирает вместе с человеком – оно остается в животных и природных явлениях, таким образом предки могут “присматривать” за своими потомками. Каждая строфа показывает какую-то грань этой идеи, наполняя произведение радостью несмотря на то, что оно посвящено такой печальной теме, как смерть.
Лирика
Лирические произведения Заболоцкого были созданы под влиянием традиций Тютчева и Баратынского. Стихотворение «Гроза» наполнено метафорическими образами, призванными показать связь природы и человека.
К последним произведениям русского поэта относятся десять стихотворений, вошедших в цикл «Последняя любовь». За два года до смерти в супружеской жизни Заболоцкого произошел разлад. Поэт некоторое время тесно общался с Василием Гроссманом, автором легендарного романа «Жизнь и судьба». Супруга Заболоцкого не смогла остаться равнодушной к таланту и уму великого писателя. Разлад привел к недолгому расставанию, во время которого и создан был лирический цикл. Екатерина Васильевна вернулась в 1958 году к мужу. Спустя два месяца он скончался.
Наследие Николая Заболоцкого небольшое. Оно включается в себя всего лишь один том стихотворений и поэм. Но темы его произведений столь разнообразны и многогранны, что, без сомнения, этого поэта можно отнести к великим мастерам художественного слова XX века.
О чем идет речь в стихотворении
Четкость образа прохожего определяется такими фразами, как «идти по шпалам», «в треухе», «с мешком», «пешком». Обыденные, привычные каждому из нас слова помогают представить и окружающую обстановку, и действия главного персонажа. По мере восхождения из-за амбара «робкой луны» взор перемещается вверх, к небу. И тут что-то неуловимо меняется: привычный, разговорный язык, отличающийся простотой, сменяется более книжным. В языке автора появляются деепричастные обороты, которые в обычной речи преимущественно не употребляются.
«Склоняясь», «белея», «свернув», «встав» встречаются наряду с описанием природы: сосна и глушь, погост и скопища душ вызывают при чтении соответствующие мрачные образы, полные скорби. А вместо обыденных слов типа «кладбище» автор употребляет термин «погост», вместо «могила» – «монумент». Так создается мистический подтекст, метафоры и сильные выражения помогают повысить градус накала эмоциональных переживаний.
Далее автор заставляет читателя прочувствовать всю пустоту в душе человеческой, его постоянные поиски смысла жизни. Приземленные тревоги, житейские неурядицы на примере пути прохожего в ночную пору около кладбища в разрезе Вселенной становятся все менее значимыми. Душу занимают глобальные вопросы, живая, реальная людская душа находится в равновесии со Вселенной, получая необходимый ей покой и умиротворение.
Глубокий смысл произведения
Благодаря художественным образам, отличающимся глубиной и объемностью, автор передает читателю мысль о неразделимости человека и окружающего его мира.
Наедине с Вечностью человеческие заботы становятся не такими значимыми, а на передний план выходят вопросы смысла бытия и ценность жизни. Тысячи бед не должны отвлечь каждого из нам от более высоких целей.
Слова признания
В стихотворение мы видим обращение к женщине в виде признания, где автор слов старается заглянуть в душе объекта своего поклонения, преклоняется перед ней и открывает нам красоты её внутреннего мира.
Она не весела и не печальна, её венчал ветер в поле, но сердце женщины заковано в оковы внутренней неприступности и красоты, которую воспевают поэты. Называя даму обручальной песней (метафора), автор видит в ней последнюю свою любовь, любовь навсегда, любовь до гроба, а может и далее. Вместе с тем есть в женщине изюминка сумасшествия, что снимает её образ с нарисованного портрета и делает его живым.
В признании есть слезы и стихи, это ключик к душе женщины, колени которой поэт обжигает горячими слезами и словами любви. Восточные брови говорят о непреклонном характере дамы, а оголенные руки показывают её женственность и внешнюю привлекательность.
В последней строфе золотые слова признания:
Искренность слов и действий лирического героя не могут не тронуть сердце красавицы и в финале по её лицу текут слезы. Автор задается вопросом, глядя не них – это ответ «Да» или ему всё это только чудится?
Прекрасные строки великого поэта, которые учат нас отношению к женщине и показывают, что признаться в любви можно и без подарка в виде последней версии Айфона – для этого достаточно любить и видеть в даме микс внутренней и внешней красоты.
Что есть красота?
Красоте человеческой души поэт придавал немалое значение, что подтверждает анализ стихотворений Заболоцкого. Психологически насыщенные произведения «Некрасивая девочка», «Неудачник», «Жена» посвящены философским вопросам. Душевные качества, несомненно, важнее физических. Но почему-то в нашем мире людям с непривлекательными чертами живется намного сложнее, нежели тем, чья внешность не имеет изъянов
Заболоцкого «Некрасивая девочка» доказывает важность для поэта одного из существенных аспектов человеческих взаимоотношений. Размышляя о внутренних качествах героини этого произведения, автор приходит к выводу, что красота души все же важнее
Анализ стихотворения Заболоцкого «Прохожий»
Стихотворение «Прохожий» Н. А. Заболоцкий написал в 1948 году, по восстановлении в Союзе писателей и по возвращении в «официальную» в поэзию. Произведение описывает метафорическую встречу жизни в лице случайного прохожего со смертью, которую олицетворяет могила погибшего молодого летчика. Это одна из главных тем поэта, возможность связать воедино военные бедствия целой страны и «тысячи бед» конкретного человека.
Стихотворение наполнено грустью, отзвуками пережитого, отсылками к личной судьбе поэта. Безликий прохожий как будто стоит путевую запись, в ходе которой бытовая достоверность перетекает с мистическую беседу душ. «Душа» – ключевое слово си стихотворения, поэт употребляет его трижды ( и один раз – прилагательное «душевная»).
Естественный, лишенный патетики язык поэта включает книжную лексику – «чертог», «пронзать», «вослед», «покоится», «венчает», предлог «пред», сочетанную со словом «амбар» и с устаревшими словами «треух», «погост».
Удивительные эпитеты, найденные автором – «душевная тревога», «весенняя глушь», «мертвый пропеллер», «темный чертог», «сонная листва», «пронзающий, мгновенный, дивный покой», «живая душа», «медленный шум», «невидимый юноша-летчик», метафоры – «исполнен тревоги», «входит в глушь», «чертог вселенной», «пронзающий душу», «скопище душ», «шуршание почек», «тело бредет», «шагая сквозь тысячи бед» – следствие филигранной работы со словом.
Среди других средств художественной выразительности – синтаксический параллелизм: – «и в легком шуршании …, и в медленном шуме…», «и тело бредет, и горе его…», меткие сравнения – «стоят, словно скопища душ», «тревоги бегут, как собаки», многочисленные олицетворения – «луна встала», «сосны стоят», «сонная листва», «мертвый пропеллер», «волнуясь и спеша, смолкает с опущенным взором… душа», «ушел … состав», инверсия – «шагает он», «ушел … состав», «над сонною этой листвой», «встает тот …покой», «смолкает … душа».
Диалог душ создает особое переживание, открывает в реальном, телесном – весенних почках, конкретном памятнике погибшему, случайном прохожем – особую духовность. Стихотворение представляет собой новый тип лирики, которая соединяет символику и конкретные понятия, классическую организованность и смелую метафоричность, проблемы времени и проблемы личной судьбы реального человека, таинственного прохожего.
Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Лирика
Лирические произведения Заболоцкого были созданы под влиянием традиций Тютчева и Баратынского. Стихотворение «Гроза» наполнено метафорическими образами, призванными показать связь природы и человека.
К последним произведениям русского поэта относятся десять стихотворений, вошедших в цикл «Последняя любовь». За два года до смерти в супружеской жизни Заболоцкого произошел разлад. Поэт некоторое время тесно общался с Василием Гроссманом, автором легендарного романа «Жизнь и судьба». Супруга Заболоцкого не смогла остаться равнодушной к таланту и уму великого писателя. Разлад привел к недолгому расставанию, во время которого и создан был лирический цикл. Екатерина Васильевна вернулась в 1958 году к мужу. Спустя два месяца он скончался.
Наследие Николая Заболоцкого небольшое. Оно включается в себя всего лишь один том стихотворений и поэм. Но темы его произведений столь разнообразны и многогранны, что, без сомнения, этого поэта можно отнести к великим мастерам художественного слова XX века.
Лирика
Лирические произведения Заболоцкого были созданы под влиянием традиций Тютчева и Баратынского. Стихотворение «Гроза» наполнено метафорическими образами, призванными показать связь природы и человека.
К последним произведениям русского поэта относятся десять стихотворений, вошедших в цикл «Последняя любовь». За два года до смерти в супружеской жизни Заболоцкого произошел разлад. Поэт некоторое время тесно общался с автором легендарного романа «Жизнь и судьба». Супруга Заболоцкого не смогла остаться равнодушной к таланту и уму великого писателя. Разлад привел к недолгому расставанию, во время которого и создан был лирический цикл. Екатерина Васильевна вернулась в 1958 году к мужу. Спустя два месяца он скончался.
Наследие Николая Заболоцкого небольшое. Оно включается в себя всего лишь один том стихотворений и поэм. Но темы его произведений столь разнообразны и многогранны, что, без сомнения, этого поэта можно отнести к великим мастерам художественного слова XX века.
Это стихотворение было написано в далёком теперь для нас 1957 году. Это было время хрущёвской «оттепели», когда поэзия бурно расцветала. Все без исключения, поэты писали о женщинах и для женщин.
Периодизация творчества Заболоцкого
В творчестве этого поэта выделяют три периода. Все они существенно отличаются друг от друга сюжетами и темами. Анализ стихотворений Заболоцкого, созданных в 20-х годах, говорит о том, что первому периоду его творчества присущ критический взгляд на бездуховность мещанского мира. В своих ранних творениях русский поэт делал акцент на рельефности и неожиданности изобразительных средств.
На более позднем этапе для Заболоцкого важными стали темы природы. Окружающий мир для него был не чем иным, как живым существом, наделенным разумом. Как и другие поэты, одухотворенные революцией, поэт искренне верил в невероятную силу событий, предшествовавших зарождению нового советского государства. Они, по убеждению Заболоцкого, могли освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.
Есть лица – подобья ликующих песен…
Постигнуть глубину философских размышлений поэта можно, сделав анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий говорит в этом произведений о внутреннем мире человека и о том, какое отражение он может иметь во внешнем облике. Лица автор сравнивает с хижинами, которые могут быть холодными и закрытыми. Они могут быть пустынными и темными. Но встречаются, однако, светлые и радостные, хотя внешне они неприметны.
Снова подтверждает преимущество душевной красоты над физической анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий сравнивает человеческие лица с архитектурными строениями. Одни роскошны и прекрасны, но не вызывают в душе теплых чувств. Другие скромны и незатейливы, но ассоциируются с милыми, приятными воспоминаниями. Разделяя стихотворение на две части, автор посвящает последние строки людям некрасивым внешне, но прекрасным внутренне.
Красота, по мнению поэта, является огромной ценностью, которая способна сводить с ума и подчинять себе. Ее владельца посещают нередко надменность и тщеславие, в чем и заключается губительная сила физической красоты.
Есть лица — подобья ликующих песен…
Постигнуть глубину философских размышлений поэта можно, сделав анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий говорит в этом произведений о внутреннем мире человека и о том, какое отражение он может иметь во внешнем облике. Лица автор сравнивает с хижинами, которые могут быть холодными и закрытыми. Они могут быть пустынными и темными. Но встречаются, однако, светлые и радостные, хотя внешне они неприметны.
Снова подтверждает преимущество душевной красоты над физической анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц». Заболоцкий сравнивает человеческие лица с архитектурными строениями. Одни роскошны и прекрасны, но не вызывают в душе теплых чувств. Другие скромны и незатейливы, но ассоциируются с милыми, приятными воспоминаниями. Разделяя стихотворение на две части, автор посвящает последние строки людям некрасивым внешне, но прекрасным внутренне.
Красота, по мнению поэта, является огромной ценностью, которая способна сводить с ума и подчинять себе. Ее владельца посещают нередко надменность и тщеславие, в чем и заключается губительная сила физической красоты.