Выхожу я в путь открытый взорам олимпиада. «осенняя воля» а. блок. стихотворение а.а. блока «россия»

Анализ стихотворения александра блока «россия»

На поле Куликовом

— 1 —

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

7 июня 1908 года

— 2 —

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:

Не вернуться, не взглянуть назад.

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень.

За рекой — поганая орда.

Светлый стяг над нашими полками

Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мёртвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

8 июня 1908 года

— 3 —

В ночь, когда Мамай залег с ордою

Степи и мосты,

В темном поле были мы с Тобою, —

Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,

Средь ночных полей,

Слышал я Твой голос сердцем вещим

В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась

Княжеская рать,

И вдали, вдали о стремя билась,

Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы

Реяли вдали.

А над Русью тихие зарницы

Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом

Угрожал бедой,

А Непрядва убралась туманом,

Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

14 июня 1908 года

— 4 —

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моём,

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём…

«Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!»

Вздымается конская грива…

За ветром взывают мечи…

31 июля 1908 года

— 5 —

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

23 декабря 1908 года

*****

Коротко о главном

Композиция стихотворения имеет три составные части — сначала Русь показана, как защитный кордон между Азией и Западом, далее скифы предупреждают западные страны о последствиях продолжения войны и завершает стих Блок призывом к миру.

Строфы написаны в жанре патриотически-революционного эпоса и имеют разностопный ямб со сравнениями (премудрый, как Эдип) и олицетворениями (дикой сказкой, жадными очами). Также использованы средства художественной выразительности метафоры (крылами бьёт беда) и эпитеты (братский пир, старый мир, раскосые и жадные очи и т д.).

Стих отлично передаёт возбуждённое настроение того времени, сквозь век мы видим, как ломалось старое и строилось новое на иллюзии всеобщего равенства и братва.

Сочинения

Изменения в обществе, которые произошли после революции 1905 года, переживала вся страна. В 1908 году Блок создал поэтический цикл о судьбе России, который получил название «На поле Куликовом».

На поле Куликовом анализ

Эпический цикл Блока состоял из пяти частей. Анализ стихотворения показывает, что на первый взгляд разрозненные части «На поле Куликовом», связаны основной темой ‒ беспокойством о судьбе России.

Размер стиха, определяемый в четверостишиях, перекрестный ямб.

Александр Блок для усиления впечатления от судьбоносных событий использует в стихотворении «На поле Куликовом» метафоры, сравнения, олицетворения и, конечно же, эпитеты.

Тема и композиция

После Первой русской революции поэт осознал, что помимо новых идей она несет разрушения и множество смертей, сравнимых разве с великими битвами древних времен. Поэтому автор обращается к истории Руси, чтобы попытаться понять смысл событий, происходящих в настоящем, и какие последствия может ожидать народ в будущем.

Проведем анализ произведения «На поле Куликовом» по частям.

В первой части описывается тяжелое время пленения русского народа татарами. Кровь заливает поля сражений. Природа выражает скорбь и грусть. Воины все время проводят в боях за независимость страны.

Вторая и третья части посвящены подготовке к великому сражению на поле Куликовом. Сам бой автор не описывает в произведении. Главный герой представляет Родину в образе жены, обращается к главной защитнице русского войска ‒ Богоматери.

В последних частях цикла автор описывает сгущающиеся над державой тучи, предугадывая настроения в стране. Кобылица — Россия, несется дальше, не останавливаясь на своем пути. Народ уже готов свергнуть монархию, бой еще не закончен, а знаменует начало: «высоких и мятежных дней!».

Жанр и средства выразительности

Лирические переживания героя сочетаются с эпической подготовкой к великому сражению. С битвами, во время которых всходит кровавая заря.

Блок использовал олицетворения, природа печалится о судьбе России: «Река … грустит лениво», «…грустят стога», по небу «идут испуганные тучи».

Метафоры помогают усилить впечатление. После битвы с татарами «закат в крови», душа никак не успокоится, ведь подсказывает «вещее сердце», что бой еще не закончен.

Для усиления выразительности картины Блок использует эпитеты, называет реку «…Доном темным и зловещим». Над ним встают «тихие зарницы», как предвестники «высоких и мятежных дней».

На поле Куликовом: главные герои

Вечно бегущая кобылица олицетворяет Россию, которая находится в постоянной борьбе за независимость.

Нерукотворный лик Богоматери ‒ помощницы войска русского, возникает в самый ответственный момент перед боем. Он же предсказывает будущие сражения.

Воин, рассказывает о своих чувствах перед боем. Он перед сражением заостряет свой меч. В битвах с татарами он стал мужественным, воин полон решимости и сил, готов победить врага и защитить свою Родину. Необычно то, что сила воина заключается не в ненависти к неприятелю, а в его глубокой любви к Отчизне. Он ищет указующий нерукотворный лик Богоматери, который должен указать ему правильный путь.

На уроке школьники знакомятся с эпическим циклом стихов «На поле Куликовом», заносят информацию о событиях, описанных в стихотворении, в читательский дневник.

Анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом» 2 вариант

Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока, то его можно отнести к многочисленной группе поэтов-патриотов, которых беспокоит будущее России. Именно по этой причине он отказался покидать свою страну после революции, хотя понимал, что она катится в пропасть. Однако Блок предпочел разделить с Россией ее участь, и подобное решение не стало ни для кого неожиданным. Ведь еще в 1908 году поэт написал стихотворение «На поле Куликовом», в котором не только предсказал грядущие перемены в стране, но и выразил к ним свое отношение.

Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться. Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту.

Подобное сравнение и предчувствие неотвратимой беды появились у Блока неслучайно. Еще несколько лет назад он активно поддерживал свержение царской власти. Считая, что лишь таким образом Россия сможет стать по-настоящему свободной и прогрессивной страной. Однако после революции 1905 года Блок кардинально изменил свое отношение к насильственному изменению общественно-политического строя, осознав, что в революционном пожаре погибнут десятки тысяч ни в чем неповинных людей. А это, по мнению поэта, является слишком дорогой платой за сомнительное будущее.

Поэтому в своем стихотворении «На поле Куликовом», обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому.

Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией. Себе же поэт в этих исторических событиях отводит достаточно скромное место, отмечая: «Я не первый воин, не последний». При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле. Хотя бы потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями-славянами, одержимыми бунтарскими идеями. «Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар», – предрекает автор. Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы. Поэтому призывает всех тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога. «Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. – Молись!», – отмечает поэт.

Примечательно, что мрачная картина разрухи, нарисованная Блоком, уже через 9 лет стала реальностью. Но поэт предпочел остаться в России, чтобы превратиться в одного из многочисленных воинов, которые попытаются сделать все возможное, чтобы их страна смогла восстать из руин и вновь превратиться в одну из самых сильных держав мира. Правда, мечтам поэта так и не суждено было сбыться, так как он и не предполагал, что социализм окажется для России куда более губительным, чем монголо-татарское иго, и поработит страну изнутри на долгие годы.

Стиль стихотворения

Период романтики закончен, не за горами долгая супружеская жизнь, до которой остаётся всего шаг.

В стихотворении Блоком используется символизм, что свойственно его стилю. Золотое весло, белое платье, бледная краса – это очевидный символизм, с помощью которого Блок передаёт свои чувства и эмоции, шифруя их от других.

Стиль написания – трёхстопный дактиль, стихи читаются легко и быстро запоминаются, что делает их любимыми для многих почитателей поэта. Лично мне концовка «Мы встречались» напомнила есенинское «Сукин сын», хотя у Блока в строках больше романтизма и используется символизм, чуждый Есенину.

Стихотворение, безусловно, относится к золотому фонду русской поэзии, поэтому мимо него не стоит проходить.

Темы, проблемы

Каждая строчка произведения «На поле Куликовом» пронизана тревогой и переживаниями. Люди находятся в стадии ожидания очередной битвы, которая несет в себе неизвестность. Результатом первой революции народ остался недоволен, поэтому приближается новая война, а возможно, и новая революция. Именно это и навевает нотки страха и тревоги. Народ находится в неизвестности, а так же боится прихода большой беды. Все это настроение проходит через цикл стихотворений.

Основной темой произведения можно выделить любовь к родине и патриотизм. Лирический герой готов ринуться с головой в бой за родную землю. Ему не страшно пролить кровь, и даже отдать жизнь. Он пойдет на все, чтобы суметь защитить и отвоевать свою землю.

Блок показывает насколько прекрасная страна, в которой нам выпала честь родиться и жить. У нее есть все – бескрайние поля, плодородные земли, великолепные пейзажи. Поэтому такую землю хочется защищать и оберегать от всякого, кто захочет её осквернить.

Тема войны так же остро поднимается поэтом. С приходом монголо-татар наш народ поднялся на бой с ними, чтобы уберечь и защитить свою родину.

На протяжении всего произведения автор прибегает к историческим воспоминаниям, заставляя читателя помнить о подвигах своих предков. Ведь именно благодаря их огромным подвигам мы сейчас имеем возможность спокойно жить на своей земле.

Так же Александр Александрович поднимает тему предчувствия. Ведь не зря его одолевало чувство тревоги от того, что он предчувствовал новый этап революционных действий. На примере Куликовской битвы Бог смог показать то, что даже после такого страшного побоища возможно светлое будущее. Ведь именно это стало началом борьбы нашего народа за свою независимость и свободу.

Анализ стихотворения «Россия»

Александр Блок – один из самых известных и искренних русских поэтов. Он умел не просто восхищаться своей страной, но и при помощи своей поэзии указывать на проблемы государства, подчеркивать именно те моменты, которые романтики всегда пытаются скрыть. Анализ стихотворения «Россия», в первую очередь, хочется начать с его смысловой нагрузки.

Влияние переломного времени

Блок работал в переломные времена между 19 и 20 веками, когда будущее нашего государства еще не было определено. Тем не менее, он не терял надежду на светлое будущее России, о чем и пишет в своем стихотворении. Анализ стихотворения Блока «Россия» интересен еще и тем, что точно можно сказать: Блок сравнивает любовь к своей Родине с любовью к женщине. И поэт может только восхищаться своей страной, как женщиной, но ни в коем случае не жалеть ее.

Блок видит бездействие власти

Блок пишет о «глубинке», подчеркивая, что жизнь остается прежней, и никакие глобальные изменения ее никогда не коснутся. Всегда останутся «расхлябанные колеи» и обедневшая Россия. Особо интересна строчка: «Какому хочешь чародею…отдай разбойную красу». Здесь под «чародеем» понимается правитель государства, и Блок имеет в виду, что кто бы ни пришел к власти, результат останется тем же, и никакие беды не заставят правителей страны действовать.

Надежда на светлое будущее не угасает

В строчке, где говорится про «мгновенный взгляд из-под платка», автор имеет в виду все еще не угасающую надежду на светлое будущее, на какие-то изменения. Само стихотворение начинается и заканчивается образом дороги, который можно ассоциировать с происходящими в тот момент изменениями в государстве. Но даже изменения однажды могут стать приятными, считает автор, так как говорит, что будет счастье, даже вопреки «глухой песне ямщика».

Размер и построение стихотворения

Это стихотворение написано в виде обычного четырехстопного ямба. Строфы в стихотворении «Россия» — катрены (четверостишия), где строки рифмуются наперекрест. Первая и третья строчки рифмуются женской рифмой, а вторая и четвертая, соответственно, мужской.

Применение эпитетов

Чтобы добиться сильной выразительности, Блок прибегнул к большому количеству разнообразных эпитетов: «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «тоска острожная», «черты прекрасные», «даль дорожная» и т.д. Кроме эпитетов, в стихотворении в большом количестве присутствуют красочные сравнения, которые создаются автором на основе оксюморонов, то есть, на основе фраз, которые состоят из единства противоположностей. К примеру, фраза «Дорога долгая легка» является в этом стихотворении оксюмороном, так как долгое путешествие никогда не может оказаться легким.

Сделать анализ стихотворения «Россия» совсем непросто. «Россия» — это одно из самых проникновенных стихотворений у Блока, оно наполнено светлой грустью о судьбе народа. В своей поэзии автор с грустью наблюдает за нищетой и бедствием любимой страны, не в силах ничего сделать, и ему остается только надеяться на лучшее.

Ещё больше интересного

Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…»

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. Это время было отмечено важными событиями в личной жизни поэта – влюбленностью в его будущую жену, Л.Д. Менделееву. Кроме того, известно, что в ранний период творчества Блок увлекался философией Вл. Соловьева. В учении этого философа поэта привлекала идея о Вечной Женственности, или о Душе Мира. По Соловьеву, именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение друг с другом. «Высокая любовь» к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь увидеть ее небесную природу. Все эти мысли и настроения отразились в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» В целом настроение произведения можно охарактеризовать как настроение ожидания. Лирический герой влюблен. Он ожидает от своей возлюбленной раскрытия ее женской сущности и, через это, познание Высшей Женственности, Гармонии, слияния с миром. Поэтому можно сказать, что данное стихотворение – это сочетание любовной лирики с лирикой духовной. Все произведение построено на метафоре. Герой входит в «темные храмы». Мне кажется, что это метафора любви. Интересно сочетание этих слов, оно отражает отношение героя к своему чувству. «Храмы» — что-то святое, божественное, «темное» же – непознанное, таинственное, маняще-загадочное и пугающее. Герой не знает, сомневается, его возлюбленная действительно Она – женщина его жизни, его судьба, его Богиня и Муза. Или же он ошибается? Но, несмотря на это, он ждет, дрожит от волнения, потому что любит: В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. Важен здесь, на мой взгляд, эпитет «озаренный», отнесенный к образу, сну, мечте о Ней. Этот образ озарен каким-то высшим светом, предчувствием. Герой внутри себя знает, что она – это Она. Дальнейшее развитие стихотворения подтверждает это: О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. Сначала герою было не по себе от мысли, что его возлюбленная – Величавая Вечная Жена, то есть олицетворение высшей женственности, силы и слабости, гармонии, которая и спасет мир. Но постепенно он привык к тому, что каждый раз соприкасается с таким чудом. Поэтому он говорит, что «привык к этим ризам». Теперь они не мешают ему, а вдохновляют на «улыбки, сказки и сны». Вдохновляют на мечты о любимой как о земной женщине. Последняя строфа завершает размышления лирического героя. На первый план он выводит духовную высшую сущность своей возлюбленной. Он «верит», что она и есть воплощение Высшей гармонии: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. Таким образом, стихотворение условно можно разделить на три части: вступление, развитие мысли, заключение. Язык произведения ярок, насыщен средствами художественной выразительности. Особенно много здесь эпитетов (темные храмы, бедный обряд, Прекрасная Дама, озаренный образ, Величавой Вечной Жены, ласковы свечи, отрадны черты) и метафор (глядит образ, ризы Жены, бегут улыбки, сказки и сны). В синтаксическом плане в стихотворении можно отметить инверсию (вхожу я, совершаю, жду я и т.д.) Это придает ему размеренность и торжественность. Есть здесь восклицательные предложения, передающие силу надежд и ожиданий героя. В целом строение предложений достаточно просто. Оно соответствует «бедному обряду», совершаемому героем. Я считаю, что стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» — одно из лучших стихотворений А. Блока. Оно показывает любовь, прежде всего, как духовное, душевное, эмоциональное слияние двух людей. Кроме того, мне близка идея того, что только любовь спасет каждого человека и весь мир в целом, потому что любовь и есть Бог.

Грешить бесстыдно, непробудно

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,

Семь — осенить себя крестом,

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да еще семь раз подряд

Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне…

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

26 августа 1914 года

*****

Тема стихотворения

Россия в стихотворении «Скифы», анализом которого ваш покорный слуга и занимается, представлена в образе скифов. Это свободолюбивый, гордый и любящий свою землю народ, готовый ради неё пойти на плаху жизни. Основной темой Блок призывает завершить насилие, оставить в прошлом войну и строить новый мир. Тему того, куда приведёт этот мир опустим, ибо неведомо было поэту, что не всякий шоколад на картинке сладок.

Под жадностью автор понимает не алчность, а ненасытную любовь к свободе и своей Родине. Сотни лет западный мир искоса смотрел на Русь, стараясь завладеть её богатствами, не оставался в стороне и Восток. Вспомним псов-рыцарей и монголо-татар, лишь на историческое мгновение покоривших Русь, но проливших потом за это море слёз.

Сейчас, по мнению Блока, настал миг истины, Россия перерождается и более никто не посмеет позариться на её землю. Для полного становления ребёнка в виде Советской власти нужен лишь мир, он поможет набраться сил и выйти из пелёнок революции окрепшим скифом.

Основная идея

В заключение Александр Блок призывает весь мир к единению, это и есть главная мысль поэмы «Скифы». Он настаивает на необходимости прийти к компромиссу и забыть раздоры, заключив друг друга в братские объятия. Разгром или даже ослабление России невыгодно самой Европе, ведь иначе она будет предоставлена сама себе в борьбе с азиатской угрозой. Но смысл его посыла — не шантаж, а пропаганда гуманизма. Проще и лучше закончить войну и оставить Россию в покое, чем разрушать устойчивую опору европейской цивилизации и подвергать себя риску.

Блок был убеждён, что его стихотворение повлияет на мировую общественность. Ему хотелось не только по-новому рассмотреть место России в той исторической реальности и повлиять на своих соотечественников, он хотел быть услышан всеми. «Придите к нам! От ужасов войны придите в мирные объятия! Пока не поздно…» Этот призыв не остался незамеченным за рубежом. «Скифы» печатались во многих иностранных изданиях и были переведены на европейские языки. Ими зачитывались в уютных залах, их скандировали на просторных площадях.

Темы и проблемы

Основная  тема, которая проходит через все произведение, это любовь к Родине. Он не бросил её в тяжелое время и всеми путями старается поддерживать. События, которые происходят в России, автор принимает очень близко к сердцу. Он переживает за неё всей душой, и не перестает верить, что все наладится. Да, не скоро. Но обязательно впереди ждет светлое будущее. Необходимо просто запастись терпением и не переставать верить в лучшее.

Он очень тревожится и  переживает. Его волнуют события, которые происходят в России на данный момент, но в то же время он думает и о будущем государства.

Через лирического героя поэт передает свое личное отношение. Он подчеркивает, что любить родную землю необходимо самоотверженно и в любой период. Принимать её такой, какая она есть на данный момент. Не критиковать, а стараться всеми силами помочь и сделать её лучше.

О, весна без конца и без краю

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Все равно: принимаю тебя!

24 октября 1907 года

*****

Ритмико-мелодический анализ стихотворения Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

В первом катрене произведения А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» читатель видит пейзаж, который вбирает в себя образы реки, берегов, обрыва, степи. Картина природы наполнена мрачными тонами. Такую атмосферу помогают создать глагол «грустит» (дважды повторяется в катрене), эпитет «скудная», прилагательное «жёлтый», которое в контексте данного стихотворения приобретает оттенок серо-желтого цвета. Весь этот образный план сопрягается с ритмической организацией стихотворения, которая позволяет автору создать ощущение протяжности. Часто повторяющийся звук (долгий, закрытый), пиррихии, пятистопные и шестистопные строки, цезуры создают замедленную интонацию.

Во втором катрене появляется образ родины, широкой, безбрежной (создается благодаря ассонансу звука ). Подчеркивается автором стремительность, которая возникает благодаря пунктуации в словах: «Наш путь – стрелой татарской древней воли» (тире придает тексту эмоциональной напряженности, способствует динамике действия). Более того, интонация стихотворения получает развитие благодаря приему анжамбеман («До боли нам ясен долгий путь!»).

Третий катрен насыщен цезурами, которые выполняют акцентную функцию. Прослеживается аллитерация на шипящие ,,, которая есть в словах безбрежная, ночная, зарубежная

(последние два эпитета создают образ тьмы).

В четвертом катрене отсутствуют пиррихии (ускоряется темп стихотворения), текст насыщен глаголами (озарим, домчимся), которые «всеми своими звуковыми и смысловым свойствами участвуют в создании движущейся словесной картины» (Е. Эткинд). Присутствует в последней строке «…и ханской сабли сталь…» аллитерация звука . Его повторение является семантически важным, так как данный звук с точки зрения звукового символизма высокий, а значит, в данном случае передаёт силу света. Из этого следует, что в катрене появляется образ света, который противопоставляется автором предшествующему ему образу тьмы («И даже мглы – ночной и зарубежной»).

В пятом катрене происходит динамичное развитие действия (строки становятся короче, уменьшается в них количество слогов (11,4)). Русь предстает перед читателем в образе степной кобылицы. Для создания её образа автор использует аллитерацию звуков , в словах кровь, пыль, ковыль.

Фонетическая близость данных существительных словукобылица говорит и о их лексическом сближении. Мотив движения вводится в текст за счет употребления автором слов «летит, летит».

В шестом катрене движение более медленное. Это подтверждается тем, что в четверостишие присутствуют пиррихии (вторая и третья строки), синтаксическая конструкция «идут, идут», глагол мелькают.

Последний катрен обладает эмоциональной напряженностью. Это проявляется в ритмическом, синтаксическом и образном планах. В тексте практически отсутствуют пиррихии (встречается лишь в третьей строке); кроме того, катрен насыщен восклицательными предложениями, повторами: сердце, плачь, кровь –

словами, которые выражают боль автора, страдания всего русского народа; а предыдущий абзац с последним будто связан выражением «закат в крови» (повторяющийся образ).

Последняя строка стихотворения «

Несётся вскачь!» стремительна, именно в ней движение стихотворения, начинавшееся с «течёт лениво», достигает своего апогея.

Таким образом, значима ритмико-мелодическая организация стихотворения. Благодаря ей читатель понимает настроение произведения, его темп, развитие, улавливает эмоциональное состояние лирического героя (напряженность, испытываемую им боль и любовь к родине). Звуковые приемы – аллитерация и ассонанс – играют важную роль в создании образов (образ Руси, света). Действительно ритмико-мелодическая структура произведения выражает его идейно-эстетическую концепцию. Понимается замысел автора о том, что Россия – страна, предстающая в данном стихотворении то женой, то степной кобылицей, обладает великой историей, преодолевает все невзгоды на своем долгом пути.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: