Анализ стихотворения «россия» (а. блок)

Анализ стихотворения блока они читают стихи сочинения и текст

Композиция

Композиционно это произведение делится на две части.

Первая полностью посвящена реальности, которую поэт видит как захудалый ресторанчик, куда приходят только выпить, так что там есть только пьяные. Да и сам лирический герой ничем не отличается от местных забулдыг – он сидит с бокалом вина, оглушенный алкоголем. Даже солнцу не хочется смотреть, что происходит в этом месте.

Вторая часть противопоставляется первой – в ней поэт описывает прекрасную незнакомку, которая кардинально отличается от местного сброда. Лирический герой может детально описать ее образ и все же не уверен, что она не является плодом его фантазии. Она – то сокровище, которое он хранит в своем сердце. И все же заканчивается стихотворение печально: даже такая прекрасная места не в силах вырвать героя из винного плена.

Для Блока невозможно совместить эти два мира, мечта и реальность навсегда останутся на разных берегах.

Стихотворный анализ «Вхожу я в темные храмы» (А. Блок)

February 4, 2016

Данное стихотворение было написано тогда, когда молодому Александру Блоку едва исполнилось 22 года. Именно это время ознаменовано самим поэтом как период активного творчества, открытого духовного поиска собственной высшей истины и правды. Целый цикл любовных стихотворений посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой. В ее лице поэт нашел милую подругу и музу, которой служил всю жизнь. Он боготворил эту девушку, впоследствии ставшую его женой, и видел в ней проявления божественной сути.

Стихотворный анализ «Вхожу я в темные храмы» призван показать и обозначить главную особенность духовных исканий Александра Блока на конкретном этапе развития творчества. А именно служение образу Вечной Женственности, попытки отыскать ее в материальном мире, приблизиться к ней и сделать цельный и нерушимый лик частью собственного существования.

Тема стихотворения

«Вхожу я в темные храмы» — одна из вершин поэзии Александра Блока в цикле, посвященном Прекрасной Даме. Ключевым моментом следует считать попытку отыскать мечту, образ Вечной Женственности в мире обыденном с преобладающими материальными ценностями и установками. Отсюда явственно прослеживается момент несовпадения в представлениях, безответность, тщетность поиска.

Анализ «Вхожу я в темные храмы» показывает, насколько лирический герой А. Блока оторван от реальности, поглощен собственной навязчивой идеей. И с этим мистическим желанием ему трудно совладать, оно подчиняет его себе, лишает воли, здравого смысла, рассудка.

Состояние лирического героя

Стих «Вхожу я в темные храмы» — одиннадцатый по счету в числе произведений, адресованных Любови Дмитриевне Менделеевой. Лирический герой находится в состоянии беспокойства, он хочет обрести целостность с самим собой, отыскать свою утраченную половинку – часть себя, без которой он не может сделаться счастливым

В святом месте, храме, он видит лишь отголоски того таинственного, неземного образа, на который направлены его искания, на чем сосредоточено и все внимание. Здесь сам автор соединяется с чувствами лирического героя в этих глубоких внутренних переживаниях

Образ Вечной Женственности

Одним из самых красивых и загадочных является стихотворение «Вхожу я в темные храмы». Блок наделил свою героиню сказочными, мистическими чертами. Она неуловима по своей сути, прекрасна и непостижима, как сама мечта. Так возникает образ Красоты как ипостаси божественной любви. Нередко лирический герой сравнивает ее с Богородицей, дает ей мистические имена. Александр Блок называл ее Мечтой, Пречистой Девой, Вечно Юной, Владычицей Вселенной.

У читателей всегда оставались восторженные отзывы и впечатления после прочтения таких стихов, как «Вхожу я в темные храмы». Блок является любимым поэтом многих интеллектуалов, особенно его творчество оказывается близким молодым юношам и девушкам. Та, кому служит лирический герой, окутана величайшей загадкой. Он относится к ней не как к земной женщине, а как к божеству. Она окружена тайными знаками и тенями, в которых угадывается ее тяготение к аполлонистическому началу – герой созерцает ее и сам получает эстетическое удовольствие от переживания чувства. Анализ «Вхожу я в темные храмы» демонстрирует читателю интересный подход к интерпретации известных и любимых миллионами строк.

Ключевые символы

В стихотворении можно выделить несколько образов, которые создают своеобразный фон для развития действия, дополняют сюжет яркими картинами.

Ризы подчеркивают святость и возвышенность образа Прекрасной Дамы. Это материальное воплощение божественного начала (Богородица, церковь). Все земное ей чуждо, она являет собой возвышенную стихию свободы и света. Ей можно молиться ночами при лунном свете, каждой мыслью и действием воспевая непревзойденную красоту.

Красные лампады символизируют недостижимость мечты, ее далекость и нереальность, по сравнению с повседневной жизнью. Здесь происходит соединение вымышленного мира с действительностью.

Таким образом, анализ «Вхожу я в темные храмы» подчеркивает мысль о том, что интимно-личностные переживания молодости происходили у поэта на фоне стремления разгадать тайну Красоты.

Образы и символы

Главным образом произведения является сама Россия. Автор сравнивает её с девушкой, тем самым передает свою любовь и нежность к родной земле. Да, на данный момент у неё очень много забот, но пройдет время и все непременно наладится. Стоит только верить и не переставать бороться.

Автор обращается к помощи символов, благодаря которым умело передает ситуацию. Говоря о пути и распутье, он показывает то, что на данный момент Россия так же находится перед выбором, и от того, какое решение будет принято, зависит будущее. Как и на любой дороге, впереди очень много ям и ухабов, но после того, как они будут преодолены, Россию встретит светлое будущее. Не существует изменений без движения, поэтому не стоит бояться перемен, потому что за ними будущее.

Дорогу лирического героя облегчает его любовь к Родине, которая вселяет в него силу и надежду. Он смело шагает по ней вперед к светлому и лучшему будущему. Он не боится перемен, потому что рядом с ним всегда находится его любимая.

Александру Блоку удалось написать патриотическое произведение настолько легко и воздушно, что невооруженным взглядом видно то, насколько он влюблен в свою Родину.

История создания

Многие произведения поэта посвящены России. Среди них – цикл «На поле Куликовом», поэма «Двенадцать», стихотворения «Русь моя, жизнь моя…», «Русь», а также знаменитое стихотворение «Россия», лирическийшедевр Александра Блока.

Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Средства выразительности

Для блоковских стихотворений характерна высокая насыщенность тропами, “Поэтов” это также касается. В них употреблены такие выразительные художественные средства, как:

  • Эпитеты – “пустынный квартал”, “зыбкая почва”, “надменная улыбка”, “малый цветок”, “жемчужная тучка”, “обывательская лужа”, “всемирный запой”.
  • Метафоры – “золото каждой прохожей косы”.
  • Олицетворение – “день светозарный вставал”.
  • Сравнение – “вылезали из будок, как псы”.

Все они работают и на построение антитезы, и на выражение авторской идеи. Ни один троп не использован Блоком просто для красоты текста, каждый имеет свое место и смысл.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Друзьям» анализ стихотворения Блока по плану кратко – рифма, тема, жанр

Следующая

Анализ стихотворений«Я воспитан природой суровой» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – эпитеты, идея, тема

Анализ стихотворения «Россия» Блока

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Россия» было создано А.А. Блоком в 1908 го­ду. Основная тема его — тема Родины, России. Мы можем отне­сти произведение к гражданской, патриотической лирике. Так­же мы видим здесь попытку философского осмысления судьбы России.

В первой строфе стихотворения возникает тема дороги. Кар­тина создается конкретными деталями: мы видим «три стертые шлеи», «спицы расписные», «расхлябанные колеи». Затем лири­ческий герой признается в своей любви к Родине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Мы понимаем, что судьба его и судьба России неразделимы, слиты воедино. Герой со смирением принимает все происходя­щее в стране, он готов разделить с Родиной ее участь, ее трудно­сти и невзгоды: «И крест свой бережно несу…». Он осознает, что страну ожидает непростая, драматическая судьба. Ведь недаром «глухая песня ямщика» звенит «тоской острожной», а краса Рос­сии — «разбойная». Здесь возникает едва уловимый мотив рус­ского бунта, и этот момент всегда был в центре внимания поэта.

Образ России в произведении двойственен. С одной сторо­ны, это нищая, сирая страна, где «серые избы», «расхлябанные колеи». С другой стороны, это страна огромного внутреннего потенциала, духовных откровений: здесь «невозможное возмож­но». В этих строках звучит вера лирического героя в Россию, в ее скрытые силы. Здесь невольно вспоминаются тютчевские строчки:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Оба поэта используют прием олицетворения, но образ Блока более конкретен: Россия предстает у него в образе прекрасной женщины, матери, жены, возлюбленной (в этом отличительная, оригинальная черта патриотической лирики Блока, это придает патриотическим чувствам лирического героя и этой теме особую интимность). Поэт наделяет ее конкретными чертами: у нее — «разбойная краса», «плат узорный до бровей».

В финале стихотворения вновь возникает мотив дороги. И здесь мы вспомним лирическое отступление Н.В. Гоголя о Руси-тройке из поэмы «Мертвые души», стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка».

Таким образом, произведение имеет кольцевую компози­цию — начинается и завершается оно образом дороги, что само по себе символично: Россия находится в вечном движении, в поиске своего пути.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в годы золотые», «разбойную красу»), сравнение и инверсию («Как слезы первые любви»), фразеологизм («И крест свой бережно несу»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте лиричес­ких размышлений Блока о судьбе России — стихотворений «Русь», «Осенний день», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», «Рожденные в года глухие…», цикла «На поле Кули­ковом», поэм «Двенадцать», «Скифы».

Образ Прекрасной Дамы

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

1907-1908 гг. – переломное время в жизни и творчестве Блока. В этот период стартовал новый этап его пути. Поэт стал уделять все меньше внимания поискам идеалов в ирреальных мирах.

Взгляд его переключился на действительность. Он пришел к пониманию, что фундаментальные ценности неразрывно связаны с приобщением к родной стране, что Россия – высший духовный идеал. Именно в конце 1900-х годов Александр Александрович приступил к работе над важнейшим своим поэтическим циклом – “Родина”, который множество раз трансформировался до того,

Стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно…”, по праву считающееся наиболее беспощадным блоковским стихотворением из тех, что посвящены России, написано в августе 1914-го. Главный герой текста – неизвестный обобщенный персонаж. Читателю ничего не рассказывается о его профессии, внешности, характере. Для описания действий Александр Александрович использует глаголы в неопределенной форме, относящиеся к бесконечной людской массе.

Образ, созданный поэтом, не вызывает положительных эмоций. Персонаж грешен. Он посещает храм, но делает это тайком, украдкой.

какой-то причине ему не хочется демонстрировать обществу самый светлый свой душевный порыв. После похода в дом Господа герой продолжает совершать неблаговидные поступки. На этот раз Блок конкретизирует его грехи: он обманывает людей, жестоко обращается с животными.

В доме у персонажа имеются лампады, иконы. Вот только вряд ли их часто используют для молитвы. Поэт указывает, что около них герой пьет чай, ведет бухгалтерию и пересчитывает наличные деньги.

Скорей всего, Александр Александрович представляет обобщенный образ купеческой России, душу которой разбудить невероятно трудно. Для воссоздания быта ее представителей подобраны яркие эпитеты: пол в церкви назван заплеванным, иконный оклад – “столетним, бедным и зацелованным”, комод в доме персонажа – пузатым, перины на его кровати – пуховыми.

Завершается стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно…” неожиданным выводом: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Эти две строчки – выражение истинного патриотизма. Блок любит свою родину вне зависимости от того, насколько грешен ее народ, кто стоит у власти и как тяжела жизнь. Александр Александрович отличается от многих критиков российской действительности тем, что ему по-настоящему дорога страна, а не некий ее светлый образ.

Анализ стихотворения Блока «Они читают стихи»

В 1907 году Александр Блок публикует сборник под названием «Снежная маска», в который вошло стихотворение «Они читают стихи», написано оно было в один из самых сложных периодов жизни поэта, когда он расстался с супругой Любовью Менделеевой и, чтобы развеять тоску, стал менять женщин, словно перчатки. Кому именно из многочисленных возлюбленных посвящено это произведение, до сих пор остается тайной – автор предпочел скрыть ее образ за маской.

Само стихотворение написано достаточно сумбурно, словно бы поэт пытается спрятать между строк свои истинные чувства. Тем не менее, очевидно, что он и сам не знает, чего именно хочет в этой жизни. Его не устраивают случайные связи с женщинами, имен которых он даже не запоминает. Но и вернуть супругу, к которой Блок все еще испытывает болезненную страсть, ему не по силам. «Большие крылья снежной птицы мой ум метелью замели», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что жизнь утратила для него всякий смысл.

Женщина, которой адресовано это произведение, в представлении поэта напрочь лишена романтики. Блок указывает на то, что она не наделена той особой душевной чуткостью, которая всегда привлекала его в особах противоположного пола. Более того, автор далеко не самым лестным образом отзывается и об ее умственных способностях. Скорее всего, речь идет о даме легкого поведения, с которой поэт познакомился в одном из питерских борделей. Поэтому автор констатирует простой факт: «Ты твердо знаешь – в книгах сказки, а в жизни только проза есть».

Тем не менее, поэту хочется, чтобы его избранница оставалась женщиной-загадкой и ассоциировалась у него не только с ночью и мглой реки, но и с чистыми, высокими чувствами. Блок понимает, что все это лишь его фантазии, которые вряд ли будут воплощены в жизнь. Но ему искренне хочется, чтобы та, в которой он подсознательно надеется обрести друга, слушателя и собеседника, могла бы предложить ему нечто гораздо большее, чем просто любовь за деньги.

К своей знакомой поэт относится снисходительно, он готов закрыть глаза на многое из того, что обычно шокирует мужчин. Взамен он просит лишь одного – взаимопонимания. Кроме этого, Блок очень боится влюбиться еще раз, так как понимает, что за этим последует новая душевная травма. Поэтому свою избранницу он просит не флиртовать, отмечая: «Ты маской не дразни меня». Он боится, что на поверхность памяти всплывут чувства, которые он все еще испытывает к супруге, и это вновь заставит его страдать.

Смотри: я спутал все страницы, Пока глаза твои цвели. Большие крылья снежной птицы Мой ум метелью замели.

Как странны были речи маски! Понятны ли тебе?— Бог весть! Ты твердо знаешь: в книгах — сказки, А в жизни — только проза есть.

Но для меня неразделимы С тобою — ночь, и мгла реки, И застывающие дымы, И рифм веселых огоньки.

Не будь и ты со мною строгой, И маской не дразни меня, И в темной памяти не трогай Иного — страшного — огня.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Россия»

Стихотворение «Россия» написано 18 октября 1908 года

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи.

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу. Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.

Ну что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты всё та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей.

И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.

Стихотворение «Россия» начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.

А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, — но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей.

Во многих стихотворения Блока Россия одушевляется женщиной. Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок описывает: она красива в своей простоте, заботлива и чувственна (об этом говорят её слёзы). Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные. С тех пор, как прошли «годы золотые», она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние «чародеев» — других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России. Но что толку жалеть Россию? Гораздо полезнеё приложить все свои силы, чтобы защитить свою родину от этих «чародеев», от обмана, помочь поднять страну до уровня былого величия. И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в материальную зависимость, заманить её на край гибели (по мнению этих «чародеев»), но Россия и в этом случае не пропадёт и «не сгинет», ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем «невозможное возможно», «дорога долгая легка»).

Читая стихотворение «Россия», мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого ещё больше пачкаются

Всё больше серых, грязных тонов мы встречаем на своём пути, «слёзы первые любви» очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест — символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека

И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее — неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией. И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле).

Если в цветовом плане стихотворение «Россия» имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои. Автор не оставил конкретных «звуковых» вех, разве что «песни ветровые», но всё же, если окунуться в этот «серенький» мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются — в первом; обманет, забота затуманит свои черты — в четвёртом четверостишии), «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее.

Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его «крест») и судьбы России — вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.

Родина. Анализ стихотворения Александра Блока

 
Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны, которая была позорным образом проиграна, и обнажила все самые болезненные и острые проблемы России А. Блок начинает свою миссию. Он ищет ценности там, где их, казалось бы, и нет. Поэт, обращается к самым грязным, к бытовым истокам своей Родины и посвящает ей цикл своих стихотворений. Стихотворение «Ты отошла, и я в пустыне…», написанное в 1907 году открывает его и задаёт атмосферу и настроение последующим произведениям.
 
Библейские религиозные мотивы тесно сплелись с любовной романтической тематикой. За страданиями мужчины по женщине, можно увидеть боль поэта за свою Родину. Эта аллегория читается между строк. Лирический герой в образе самого Иисуса Христа, а его возлюбленная – сама Галилея. Эпитет «невоскресшему Христу» наводит на мысль, что в стихотворение занесён библейский сюжет: предательство своим родным краем «Сына Человечьего» и смерть далеко за его пределами.
 
Стихотворение является пророческим: Блок как бы заглядывает в будущее, видит новую власть и новый режим, понимая, что он несёт крах и разрушение его стране. Потеря Родины всё равно, что потеря жизни, без одного нет второго.
 
Стихотворение условно можно разделить на 3 части. В первой строфе лирического героя искушает сам дьявол, что передаётся эпитетами: «песку горячему», «слова гордого». В следующей части раскрывается боль Христа из-за предательства Родины. А в третьей же строфе видны мысли поэта по поводу того, что умерев на чужбине, воскреснуть не представляется возможным.
 
В произведении почти отсутствуют средства художественной выразительности, оно по-библейски аскетично. Присутствует только инверсия: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык»
 
Четырёхстопный ямб придаёт стихотворению простоты, чёткости и ритма. Простота изложения не оттеняет главного смысла, не перегружает его и обнажает читателям самую его суть. Этот замысел поддерживает и перекрёстная рифма.
 
Стихотворения А. Блока «Родина» — одно из самых глубоких и лиричных не только в главном цикле его жизни, но и из всех написанных им произведениях. Основная мысль, заложенная в произведении: нынешнему поколению необходимо понять, что без Родины и жизнь не жизнь.
___________________

Темы и проблемы

Основная тема, которая проходит через все произведение, это любовь к Родине. Он не бросил её в тяжелое время и всеми путями старается поддерживать. События, которые происходят в России, автор принимает очень близко к сердцу. Он переживает за неё всей душой, и не перестает верить, что все наладится. Да, не скоро. Но обязательно впереди ждет светлое будущее. Необходимо просто запастись терпением и не переставать верить в лучшее.

Он очень тревожится и переживает. Его волнуют события, которые происходят в России на данный момент, но в то же время он думает и о будущем государства.

Через лирического героя поэт передает свое личное отношение. Он подчеркивает, что любить родную землю необходимо самоотверженно и в любой период. Принимать её такой, какая она есть на данный момент. Не критиковать, а стараться всеми силами помочь и сделать её лучше.

Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…»

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. Это время было отмечено важными событиями в личной жизни поэта – влюбленностью в его будущую жену, Л.Д. Менделееву. Кроме того, известно, что в ранний период творчества Блок увлекался философией Вл. Соловьева. В учении этого философа поэта привлекала идея о Вечной Женственности, или о Душе Мира. По Соловьеву, именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение друг с другом. «Высокая любовь» к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь увидеть ее небесную природу. Все эти мысли и настроения отразились в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» В целом настроение произведения можно охарактеризовать как настроение ожидания. Лирический герой влюблен. Он ожидает от своей возлюбленной раскрытия ее женской сущности и, через это, познание Высшей Женственности, Гармонии, слияния с миром. Поэтому можно сказать, что данное стихотворение – это сочетание любовной лирики с лирикой духовной. Все произведение построено на метафоре. Герой входит в «темные храмы». Мне кажется, что это метафора любви. Интересно сочетание этих слов, оно отражает отношение героя к своему чувству. «Храмы» — что-то святое, божественное, «темное» же – непознанное, таинственное, маняще-загадочное и пугающее. Герой не знает, сомневается, его возлюбленная действительно Она – женщина его жизни, его судьба, его Богиня и Муза. Или же он ошибается? Но, несмотря на это, он ждет, дрожит от волнения, потому что любит: В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. Важен здесь, на мой взгляд, эпитет «озаренный», отнесенный к образу, сну, мечте о Ней. Этот образ озарен каким-то высшим светом, предчувствием. Герой внутри себя знает, что она – это Она. Дальнейшее развитие стихотворения подтверждает это: О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. Сначала герою было не по себе от мысли, что его возлюбленная – Величавая Вечная Жена, то есть олицетворение высшей женственности, силы и слабости, гармонии, которая и спасет мир. Но постепенно он привык к тому, что каждый раз соприкасается с таким чудом. Поэтому он говорит, что «привык к этим ризам». Теперь они не мешают ему, а вдохновляют на «улыбки, сказки и сны». Вдохновляют на мечты о любимой как о земной женщине. Последняя строфа завершает размышления лирического героя. На первый план он выводит духовную высшую сущность своей возлюбленной. Он «верит», что она и есть воплощение Высшей гармонии: О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. Таким образом, стихотворение условно можно разделить на три части: вступление, развитие мысли, заключение. Язык произведения ярок, насыщен средствами художественной выразительности. Особенно много здесь эпитетов (темные храмы, бедный обряд, Прекрасная Дама, озаренный образ, Величавой Вечной Жены, ласковы свечи, отрадны черты) и метафор (глядит образ, ризы Жены, бегут улыбки, сказки и сны). В синтаксическом плане в стихотворении можно отметить инверсию (вхожу я, совершаю, жду я и т.д.) Это придает ему размеренность и торжественность. Есть здесь восклицательные предложения, передающие силу надежд и ожиданий героя. В целом строение предложений достаточно просто. Оно соответствует «бедному обряду», совершаемому героем. Я считаю, что стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» — одно из лучших стихотворений А. Блока. Оно показывает любовь, прежде всего, как духовное, душевное, эмоциональное слияние двух людей. Кроме того, мне близка идея того, что только любовь спасет каждого человека и весь мир в целом, потому что любовь и есть Бог.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: