LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога – это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд – столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
Анализ стихотворения Александра Александровича Блока «Родина»
Первое стихотворение с такой тематикой написано было в мае 1907 года. Оно явилось результатом, скорей всего, переосмысления жизни и навеяно разочарованием поэта событиями, происходящими в стране в 1905 году. Он начинает поиски своего отношения к происходящему, незыблемым ценностям.
Главной темой этого стихотворения является не только разочарование современной ему Россией, а и как бы пророчество ее будущего. Поэт был свидетелем тех дней и разочаровался в том, что происходило в стране все эти годы. Ему было стыдно за тех, кто руководил его Родиной, властью и новой политикой. Потеря любимой Родины равносильна смерти в понимании поэта.
Внимание автора сосредоточено на том, что поэт не воспринимает нынешнюю страну, какая она есть, его душа горит от стыда за поведение царя и его сторонников. Блок не питает иллюзий, понимая, что его родине далеко до других стран
Поэта обжигает чувство любви к уходящей старой действительности и назревание нового, вера в то, что это новое будет лучшим. Автор понимает, что сострадать своей Родине он не может.
Стихотворение написано в жанре переплетения религиозных мотивов с гражданской лирикой и использованием таких выразительных средств, усиливающих чувства, которые хочет высказать поэт.
Стихотворение разделено на три строфы, которые подчеркивают мысли автора.
1 строфа – тоска и жаркое чувство страдания из-за расставания с дорогой сердцу поэта женщиной. Здесь автор ассоциирует свои мысли с главой Нового Завета, в которой Дьявол искушает еще не закончившего свой пост Христа.
2 строфа – признание автора в том действительно главным страдальцем жаркой пустыни является Христос. А его возлюбленная Галилея – это родина Христа, где прошли его лучшие годы. По этой причине язык поэта не может вымолвить «гордого слова».
3 строфа – воплощает мысль поэта, о невозможности воскрешения на чужой земле. Это заключительная строфа, в которой чувства автора достигают наивысшей точки. Потерявшему свою любимую, «негде прислонить голову» Он обречен умереть.
Композиция стихотворения представляет собой плавную смену настроения поэта от жаркого стыда к размышлениям о будущем.Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Стопа двухсложная, ударение падает на второй слог.
Рифма использована перекрестная, что позволяет легко читать стих. В стихотворении нет повторов и анафор. Остальные виды синтаксиса тоже отсутствуют, кроме инверсии: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык».
«Ты отошла, и я в пустыне…» — является самым личным стихотворением из произведений о Родине. Герой стихотворения предан своей родиной, которую очень любит. Потому смерть вдалеке от родины для него является трагедией и счастьем в одно и то же время.
Цель, поставленная автором в данном произведении: подчеркнуть, что без родины прожить тяжело. В стихотворении заложен глубокий смысл. Оно пересмотреть жизненные ценности людей.
Образ Родины и Александр Александрович
Благодаря произведениям А. А. Блока спустя годы мы можем увидеть Россию времен автора: полная движения, жизни, заплаканная, но по-прежнему неповторимая, самобытная
Особое видение исторических событий сказывается на стихотворениях поэта, важное место в которых занимает тема Родины
Блок создал свой неповторимый, неведомый для других образ России. Она стала для него не матерью, а женщиной-красавицей: возлюбленной, подругой, невестой, женой.
Для раннего творчества поэта характерно видение нищей и дремучей страны, но одновременно необычной и талантливой.
Родина в произведениях Блока – прекрасная возлюбленная, которая в любой ситуации простит. Она всегда понимает поэта, потому что она – это часть души, ее лучшая половина, проявление чистоты. Блок понимал, что, несмотря на «бесстыдные и непробудные» ее грехи, Родина остается для него «всех краев дороже».
Какой же видит Россию Блок? Родина Александра Александровича обладает прелестными чертами, которые поэт называл «разбойной красотой»: необъятные просторы, дальние дороги, туманные дали, песни ветровые, расхлябанные колеи.
Блок любил свою Отчизну безоглядно, искренне веря и надеясь, что скоро «свет одолеет тьму».
Рассмотрим некоторые стихотворения Александра Блока, чтобы наиболее точно понять столь значимую для него тему: «Родина».
Популярные темы анализов
Евгений Абрамович Баратынский — русский поэт, а также переводчик. Он однозначно наделен невероятным талантом, часто говорят, что Евгений Баратынский — один из самых интересных образов русской литературы, а также один из самых
Александр Блок известен по всему миру. Его лирика восхищает многих людей. А литературные образы очень вдохновляют многих людей. В стихах Александра Блока всегда присутствует патриотизм, искренность, и лирическая драма.
В данном произведении, кратком, но полном, автор описывает некий женский образ, который представляет в виде статуи, изображающей греческую богиню охоты, Диану. Автор похож на сатира, который сидит в кустах и смотрит,
Анна Андреевна – поэтесса, повидавшая много несправедливостей и бед на своём веку. Она жила в то время, когда только начинались кровавые ужасы, которые несла революция, но уже тогда Ахматова предвидела продолжение всех этих
-
Как вы понимаете слово адекватность в самп кратко
-
Как правильно хвалить ребенка за оценки в школе советы психолога
-
Чем обусловлен выбор подвижной игры при организации занятий физическими упражнениями в доу
-
До какого числа можно подать документы в школу в 10 класс 2021
- Какой была роль кпсс в общественной жизни страны кратко
Анализ стихотворения Родина Блока
Александр Александрович Блок был одним из самых искренних и доброжелательных поэтов. Каждое, из его произведений напитано смыслом, полнотой, искренностью и так далее.
Так же нужно отметить, что это был очень патриотичный человек. Он всю свою жизнь восхищался Россией. Причем стоит сказать, что он не просто восхищался, но и при помощи своей удивительной поэзии умел грамотно и точно указать на основные проблемы государства. Он открыто и честно говорил о тех моментах, которые многие поэты-романтики старались скрыть.
Анализ знаменитого произведения «Родине» хочется начать, прежде всего, с того, что сказать насколько это глубокое по своей смысловой нагрузке стихотворение.
Поэт постарался написать его так, чтобы четко отобразить все основные проблемы России, но при этом он не мог не указать на свое особое отношение к стране, на любовь к родине.
По своему строению, это довольно таки простое стихотворение, написанное классическим четырехстопным ямбом. Что касается рифмы, то Александр Александрович во многих своих произведениях использует перекрестную рифму, и данное произведение не становится исключением.
Первая и третья строчки данного произведения рифмуются так называемой женской рифмой, а вторая и четвертая мужской. Это было сделано не случайно. Таким образом, Блоку удалось сделать произведение лаконичным и внедрить в него глубокий и насыщенный смысл.
Для эффекта большей выразительности поэт использует различные эпитеты, позволяющие сделать его ещё более красочным и запоминающимся.
В заключении хочется отметить, что это стихотворение нельзя назвать простым, так может показаться только на первый взгляд. Однако, данное произведение является одним из самых красочных, проникновенных и наполненных особым глубочайшим смыслом.
По плану кратко 9 класс
Анализ стихотворения Блока «Ты отошла, и я в пустыне…»
В 1908 году в письме к режиссеру Константину Сергеевичу Станиславскому Блок признался, что тема России – его главная жизненная тема, вершина поэтического пути, итог творческих исканий. 1907 и 1908 гг. – переломное время для Александра Александровича. В этот период в лирике поэта начался новый этап. Блок стал искать незыблемые ценности в окружающей реальности и находить их в первую очередь в приобщении к родной стране, то есть к народным бытийным основам. Вполне естественно, что истоки цикла «Родина» кроются как раз в 1907-1908 гг. Над ним поэт работал на протяжении почти десяти лет. В окончательном варианте цикл открывается стихотворением «Ты отошла, и я в пустыне…», написанном одним из первых и датируемым 1907 годом.
В анализируемом тексте мотивы религиозные тесно переплетены с любовной тематикой. В первой строфе речь идет о расставании мужчины с дорогой сердцу дамой. Разлука с ней приносит лирическому герою невероятные страдания. В то же время возникают ассоциации с новозаветной историей, повествующей о том, как Дьявол в пустыне искушал Христа, только завершившего сорокадневный пост. После длительного воздержания от пищи и воды плоть Спасителя смирилась. Именно поэтому язык его не способен слова гордого молвить. Согласно христианской вере, смирение – сильнейшее оружие против искушения, идущего от бесов. Во втором четверостишии Блок напрямую говорит, что пустынный страдалец – Иисус Христос. В образе его возлюбленной предстает Галилея – область, где значительную часть жизни провел Спаситель. Почему Сын Божий в стихотворении назван «невоскресшим»? Любимая родина – Галилея – покинула и предала его. Он скончался вдали от нее, будучи распятым за стенами Иерусалима. Согласно мысли Блока, воскрешение становится невозможным, если смерть наступила не на родной земле. В финальной строфе переживания героя достигают апогея. Любовь его к Галилее сильна, но не взаимна. После трагического расставания с возлюбленной он остается совершенно один, ему становится негде «приклонить главу». При этом Христос назван не Сыном Божьим, как принято в христианстве, а Сыном Человеческим.
«Ты отошла, и я в пустыне…» — одно из самых личных стихотворений цикла «Родина». В произведении лирический герой оказывается предан бесконечно любимой им родиной. Поэтому смерть вдали от нее одновременно и счастье для него, и величайшая трагедия.
История создания
Как и у многих русских поэтов, у Александра Блока любовь к России была странной, то есть он любил ее не за достоинства, а вопреки недостаткам. Понимая, что его стране далеко до большинства европейских государств, он все же не мог ее не любить. Стихотворение “Россия”, написанное в 1908 году, – как раз об этом.
К моменту его написания Александр Александрович окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и остро ждал революционных событий. Именно о них он и говорит, как о невозможном, которое все же возможно.
“Россия” стала частью поэтического цикла “Родина”, куда вошли стихотворения 1907-1916 лет написания.
Анализ стихотворения Александра Александровича Блока «Родина»
Первое стихотворение с такой тематикой написано было в мае 1907 года. Оно явилось результатом, скорей всего, переосмысления жизни и навеяно разочарованием поэта событиями, происходящими в стране в 1905 году. Он начинает поиски своего отношения к происходящему, незыблемым ценностям.
Главной темой этого стихотворения является не только разочарование современной ему Россией, а и как бы пророчество ее будущего. Поэт был свидетелем тех дней и разочаровался в том, что происходило в стране все эти годы. Ему было стыдно за тех, кто руководил его Родиной, властью и новой политикой. Потеря любимой Родины равносильна смерти в понимании поэта.
Внимание автора сосредоточено на том, что поэт не воспринимает нынешнюю страну, какая она есть, его душа горит от стыда за поведение царя и его сторонников. Блок не питает иллюзий, понимая, что его родине далеко до других стран
Поэта обжигает чувство любви к уходящей старой действительности и назревание нового, вера в то, что это новое будет лучшим. Автор понимает, что сострадать своей Родине он не может.
Стихотворение написано в жанре переплетения религиозных мотивов с гражданской лирикой и использованием таких выразительных средств, усиливающих чувства, которые хочет высказать поэт.
Стихотворение разделено на три строфы, которые подчеркивают мысли автора.
1 строфа – тоска и жаркое чувство страдания из-за расставания с дорогой сердцу поэта женщиной. Здесь автор ассоциирует свои мысли с главой Нового Завета, в которой Дьявол искушает еще не закончившего свой пост Христа.
Композиция стихотворения представляет собой плавную смену настроения поэта от жаркого стыда к размышлениям о будущем.Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Стопа двухсложная, ударение падает на второй слог.
Цель, поставленная автором в данном произведении: подчеркнуть, что без родины прожить тяжело. В стихотворении заложен глубокий смысл. Оно пересмотреть жизненные ценности людей.
Ты отошла, и я в пустыне К песку горячему приник. Но слова гордого отныне Не может вымолвить язык.
О том, что было, не жалея, Твою я понял высоту: Да. Ты — родная Галилея Мне — невоскресшему Христу.
И пусть другой тебя ласкает, Пусть множит дикую молву: Сын Человеческий не знает, Где приклонить ему главу.
Анализ стихотворения Родина Блока
Александр Александрович Блок был одним из самых искренних и доброжелательных поэтов. Каждое, из его произведений напитано смыслом, полнотой, искренностью и так далее.
Так же нужно отметить, что это был очень патриотичный человек. Он всю свою жизнь восхищался Россией. Причем стоит сказать, что он не просто восхищался, но и при помощи своей удивительной поэзии умел грамотно и точно указать на основные проблемы государства. Он открыто и честно говорил о тех моментах, которые многие поэты-романтики старались скрыть.
Анализ знаменитого произведения “Родине” хочется начать, прежде всего, с того, что сказать насколько это глубокое по своей смысловой нагрузке стихотворение.
Поэт постарался написать его так, чтобы четко отобразить все основные проблемы России, но при этом он не мог не указать на свое особое отношение к стране, на любовь к родине.
По своему строению, это довольно таки простое стихотворение, написанное классическим четырехстопным ямбом. Что касается рифмы, то Александр Александрович во многих своих произведениях использует перекрестную рифму, и данное произведение не становится исключением.
Первая и третья строчки данного произведения рифмуются так называемой женской рифмой, а вторая и четвертая мужской. Это было сделано не случайно. Таким образом, Блоку удалось сделать произведение лаконичным и внедрить в него глубокий и насыщенный смысл.
Для эффекта большей выразительности поэт использует различные эпитеты, позволяющие сделать его ещё более красочным и запоминающимся.
В заключении хочется отметить, что это стихотворение нельзя назвать простым, так может показаться только на первый взгляд. Однако, данное произведение является одним из самых красочных, проникновенных и наполненных особым глубочайшим смыслом.
По плану кратко 9 класс
Анализ стихотворения Блока Родина
Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны, которая была позорным образом проиграна, и обнажила все самые болезненные и острые проблемы России А. Блок начинает свою миссию. Он ищет ценности там, где их, казалось бы, и нет. Поэт, обращается к самым грязным, к бытовым истокам своей Родины и посвящает ей цикл своих стихотворений. Стихотворение «Ты отошла, и я в пустыне…», написанное в 1907 году открывает его и задаёт атмосферу и настроение последующим произведениям.
Библейские религиозные мотивы тесно сплелись с любовной романтической тематикой. За страданиями мужчины по женщине, можно увидеть боль поэта за свою Родину. Эта аллегория читается между строк. Лирический герой в образе самого Иисуса Христа, а его возлюбленная – сама Галилея. Эпитет «невоскресшему Христу» наводит на мысль, что в стихотворение занесён библейский сюжет: предательство своим родным краем «Сына Человечьего» и смерть далеко за его пределами.
Стихотворение является пророческим: Блок как бы заглядывает в будущее, видит новую власть и новый режим, понимая, что он несёт крах и разрушение его стране. Потеря Родины всё равно, что потеря жизни, без одного нет второго.
Стихотворение условно можно разделить на 3 части. В первой строфе лирического героя искушает сам дьявол, что передаётся эпитетами: «песку горячему», «слова гордого». В следующей части раскрывается боль Христа из-за предательства Родины. А в третьей же строфе видны мысли поэта по поводу того, что умерев на чужбине, воскреснуть не представляется возможным.
В произведении почти отсутствуют средства художественной выразительности, оно по-библейски аскетично. Присутствует только инверсия: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык»
Четырёхстопный ямб придаёт стихотворению простоты, чёткости и ритма. Простота изложения не оттеняет главного смысла, не перегружает его и обнажает читателям самую его суть. Этот замысел поддерживает и перекрёстная рифма.
Стихотворения А. Блока «Родина» – одно из самых глубоких и лиричных не только в главном цикле его жизни, но и из всех написанных им произведениях. Основная мысль, заложенная в произведении: нынешнему поколению необходимо понять, что без Родины и жизнь не жизнь.
Вариант 4
Любовь – это то, что дается нам свыше
У каждого человека понимание любви разное: кто-то отдается этому чувству полностью, а кто-то не понимает, насколько важно и приятно любить, и быть любимым. Многие поэты, писатели, психологи, ученые пытались дать ответы на многие вопросы о любви, но однозначных ответов нет
Александр Александрович Блок – поэт, который часто обращался к теме любви в своей лирике. Он был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, поэтому произведения искусства часто были посвящены именно этой женщине. В Прекрасной Даме сочиталась загадка, красота и гармония. Блок жил ожиданиями и желаниями, но боялся быть отвергнутым. Он любил как женщину, перед которой нужно преклоняться и которой нужно восхищаться. Его любовь к Менделеевой можно назвать неземным и божественным чувством.
Л.Д. Менделеева была для А.А. Блока чем-то сверхъестественным. Он восхищался этой женщиной, знал, что она близко, но в то же время понимал, что недосягаема. Именно возможность восхищаться женщиной и чувствовать, что она близко, дало начало многим шедеврам поэзии Блока. Он видел, как быт и будни меняют женщин в худшую сторону, поэтому хотел сделать все для своей возлюбленной.
А.А. Блок всегда на собственном жизненном пути мечтал найти свой идеал, родственную душу, но, к сожалению, ему так и не удалось найти ту, которая будет с поэтом и в радости, и в горе. Любовь Менделеева не выдержала, устала от божественной любви Блока и ушла от него к Андрею Белому. Несмотря на боль и разочарование, стихи великолепного Александра Блока остались.
Любовь к Менделеевой переплеталась с любовью к Родине в совершенных произведениях. Он хотел служить Родине, вопреки тому, что все его переживания и мысли были только о Прекрасной Даме. Александр Александрович взрослел, развивался, и его взгляды на жизнь кардинально менялись. Он не мог спокойно наблюдать за тем, что вокруг смерть, голод и страдания.
Блок искал пути к реальной жизни, на которых его ожидали разочарования, взрывы отчаяния, попытки пересмотра своих жизненных целей и т.д. Но поэту удалось доказать, что он – глубокий человек с большим сердцем. Александр Александрович Блок в своих произведениях показал, какой он человек, как он относиться к народу и любви
Он провел параллель между красивым, прекрасным и тем, что действительно важно: помощь народу, который так нуждается в спокойствии и мире
Несмотря на то, что жизнь поэта-лирика оборвалась очень рано, популярность стихотворений Александра Александровича Блока не угасает и в наше время. Он всегда воспринимал все происходящее вокруг него чувствами. Поэтому его произведения искусства наполнены загадками, мистицизмом и имеют невероятную притягательность.
Родина. Анализ стихотворения Александра Блока
Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны, которая была позорным образом проиграна, и обнажила все самые болезненные и острые проблемы России А. Блок начинает свою миссию. Он ищет ценности там, где их, казалось бы, и нет. Поэт, обращается к самым грязным, к бытовым истокам своей Родины и посвящает ей цикл своих стихотворений. Стихотворение «Ты отошла, и я в пустыне…», написанное в 1907 году открывает его и задаёт атмосферу и настроение последующим произведениям.
Библейские религиозные мотивы тесно сплелись с любовной романтической тематикой. За страданиями мужчины по женщине, можно увидеть боль поэта за свою Родину. Эта аллегория читается между строк. Лирический герой в образе самого Иисуса Христа, а его возлюбленная – сама Галилея. Эпитет «невоскресшему Христу» наводит на мысль, что в стихотворение занесён библейский сюжет: предательство своим родным краем «Сына Человечьего» и смерть далеко за его пределами.
Стихотворение является пророческим: Блок как бы заглядывает в будущее, видит новую власть и новый режим, понимая, что он несёт крах и разрушение его стране. Потеря Родины всё равно, что потеря жизни, без одного нет второго.
Стихотворение условно можно разделить на 3 части. В первой строфе лирического героя искушает сам дьявол, что передаётся эпитетами: «песку горячему», «слова гордого». В следующей части раскрывается боль Христа из-за предательства Родины. А в третьей же строфе видны мысли поэта по поводу того, что умерев на чужбине, воскреснуть не представляется возможным.
В произведении почти отсутствуют средства художественной выразительности, оно по-библейски аскетично. Присутствует только инверсия: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык»
Четырёхстопный ямб придаёт стихотворению простоты, чёткости и ритма. Простота изложения не оттеняет главного смысла, не перегружает его и обнажает читателям самую его суть. Этот замысел поддерживает и перекрёстная рифма.
Стихотворения А. Блока «Родина» — одно из самых глубоких и лиричных не только в главном цикле его жизни, но и из всех написанных им произведениях. Основная мысль, заложенная в произведении: нынешнему поколению необходимо понять, что без Родины и жизнь не жизнь.
___________________
Анализ стихотворения Блока «Ты отошла, и я в пустыне…»
В 1908 году в письме к режиссеру Константину Сергеевичу Станиславскому Блок признался, что тема России – его главная жизненная тема, вершина поэтического пути, итог творческих исканий. 1907 и 1908 гг. – переломное время для Александра Александровича. В этот период в лирике поэта начался новый этап. Блок стал искать незыблемые ценности в окружающей реальности и находить их в первую очередь в приобщении к родной стране, то есть к народным бытийным основам. Вполне естественно, что истоки цикла «Родина» кроются как раз в 1907-1908 гг. Над ним поэт работал на протяжении почти десяти лет. В окончательном варианте цикл открывается стихотворением «Ты отошла, и я в пустыне…», написанном одним из первых и датируемым 1907 годом.
В анализируемом тексте мотивы религиозные тесно переплетены с любовной тематикой. В первой строфе речь идет о расставании мужчины с дорогой сердцу дамой. Разлука с ней приносит лирическому герою невероятные страдания. В то же время возникают ассоциации с новозаветной историей, повествующей о том, как Дьявол в пустыне искушал Христа, только завершившего сорокадневный пост. После длительного воздержания от пищи и воды плоть Спасителя смирилась. Именно поэтому язык его не способен слова гордого молвить. Согласно христианской вере, смирение – сильнейшее оружие против искушения, идущего от бесов. Во втором четверостишии Блок напрямую говорит, что пустынный страдалец – Иисус Христос. В образе его возлюбленной предстает Галилея – область, где значительную часть жизни провел Спаситель. Почему Сын Божий в стихотворении назван «невоскресшим»? Любимая родина – Галилея – покинула и предала его. Он скончался вдали от нее, будучи распятым за стенами Иерусалима. Согласно мысли Блока, воскрешение становится невозможным, если смерть наступила не на родной земле. В финальной строфе переживания героя достигают апогея. Любовь его к Галилее сильна, но не взаимна. После трагического расставания с возлюбленной он остается совершенно один, ему становится негде «приклонить главу». При этом Христос назван не Сыном Божьим, как принято в христианстве, а Сыном Человеческим.
«Ты отошла, и я в пустыне…» – одно из самых личных стихотворений цикла «Родина». В произведении лирический герой оказывается предан бесконечно любимой им родиной. Поэтому смерть вдали от нее одновременно и счастье для него, и величайшая трагедия.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Структурный анализ стихотворения
Стихотворение написано в жанре переплетения религиозных мотивов с гражданской лирикой и использованием таких выразительных средств, усиливающих чувства, которые хочет высказать поэт. Стихотворение разделено на три строфы, которые подчеркивают мысли автора.
- 1 строфа – тоска и жаркое чувство страдания из-за расставания с дорогой сердцу поэта женщиной. Здесь автор ассоциирует свои мысли с главой Нового Завета, в которой Дьявол искушает еще не закончившего свой пост Христа.
- 2 строфа – признание автора в том действительно главным страдальцем жаркой пустыни является Христос. А его возлюбленная Галилея – это родина Христа, где прошли его лучшие годы. По этой причине язык поэта не может вымолвить «гордого слова».
- 3 строфа – воплощает мысль поэта, о невозможности воскрешения на чужой земле. Это заключительная строфа, в которой чувства автора достигают наивысшей точки. Потерявшему свою любимую, «негде прислонить голову» Он обречен умереть.
Композиция стихотворения представляет собой плавную смену настроения поэта от жаркого стыда к размышлениям о будущем. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Стопа двухсложная, ударение падает на второй слог.
Рифма использована перекрестная, что позволяет легко читать стих.
Обратимся к поэтическому синтаксису
В стихотворении нет повторов и анафор. Остальные виды синтаксиса тоже отсутствуют, кроме инверсии: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык».
Два сфинкса в творчестве А. А. Блока
Николай Гумилев очень красиво написал о поэзии А. Блока: «Перед А. Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его петь и плакать своими неразрешенными загадками: Россия и его собственная душа. Первый – некрасовский, второй – лермонтовский. И часто, очень часто Блок показывает нам их, слитых в одно, органически-нераздельных».
Слова Гумилева – нерушимая истина. Их можно доказать стихотворением «Россия». В нем сильно воздействие первого сфинкса, некрасовского. Ведь Блок, как и Некрасов, показывает нам Россию с двух противоположных сторон: могучую и в то же самое время бессильную и убогую.
Блок верил в силу России. Однако в противовес некрасовским заветам Александр Александрович любил Родину только с печалью, не наделяя свое чувство гневом. Блоковская Россия наделяется человеческими чертами, поэт наделяет ее образом любимой женщины. Здесь проявляется влияние второго сфинкса – лермонтовского. Но их сходство не является полным. У Блока высказаны более интимные, личностные чувства, наделенные благородной задумчивостью, в то время как в лермонтовских стихах порой слышалась гусарская заносчивость.
Краткий анализ
История создания
– написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.
Стихотворение является пророческим: Блок как бы заглядывает в будущее, видит новую власть и новый режим, понимая, что он несёт крах и разрушение его стране. Потеря Родины всё равно, что потеря жизни, без одного нет второго.
Четырёхстопный ямб придаёт стихотворению простоты, чёткости и ритма. Простота изложения не оттеняет главного смысла, не перегружает его и обнажает читателям самую его суть. Этот замысел поддерживает и перекрёстная рифма.
Родина в творчестве А. А. Блока
Поэт отразил процесс становления России, затронув в своих произведениях не только историческое прошлое страны, но и ее будущее, задачи, стоящие перед ней, ее предназначение.
Образ Родины Блока заинтересовал еще в годы Первой русской революции. Однако расцвет тематики отмечается уже после ее окончания. Революционные переживания подъема и краха нашли отражение в каждой строфе патриотических стихотворений поэта.
Стихи Блока о Родине пронизаны чувством безграничной любви, нежности, но одновременно с этим они пропитаны болью за прошлое и настоящее России и надеждой на лучшее будущее.
Поэт верил, что его страна не просто достойна лучшего будущего, она еще и указывает путь к нему. Поэтому он видел в ней свое утешение, исцеление:
Любовь к Родине оставалась единственным чистым и искренним чувством. Именно на нее могла опереться израненная одиночеством и недопониманием общества душа поэта. Эту потребность осознавал сам Блок.
Родина, ее мироощущение менялось, но перемена в характере чувств не сказывалась на силе любви, которую пронес писатель через всю свою жизнь.