Краткое содержание: Школьник (Некрасов)
Школьник
— Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Так проезжающий приглашает школьника подвезти его до школы, которая нередко находилась далеко от маленького села, в большой деревне. Затем автор дает описание того, кто устремился за знаниями.
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Здесь и сам попутчик, видя книжку в котомке, убеждается, что мальчик идет за знаниями
Да и отец школьника, понимая важность учения, последний грош истратил на сына. Старая же дьячиха четвертачок отдала мальчику
Его ей подала на чаек проезжая купчиха.
Тут попутчик задается вопросом, что мальчик может быть из дворовых (при крепостном праве дворня — домашняя прислуга в помещичьем доме). Хозяева имели право отпускать своих дворовых людей. Поэтому попутчик словно утешает его, что он не пропадет, хотя теперь находится не при дворе хозяина.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!
Все трудности, преодолеваемые для того, чтобы попасть в школу и получить знания в скором времени окупятся. Ведь только там школьник сможет понять, что простой мужик может быть разумным и величественным благодаря своим знаниям и при помощи божьей воли.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.
Возможно, после окончания школы как-нибудь доберется бывший школьник и до Москвы. А там будет прекрасная возможность сделать сон явью — учиться в университете.
Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!
А знания, полученные за годы в университете, откроют юноше дорогу в новый мир. Нужно только не лениться и постоянно трудиться. И только русский человек, по мнению попутчика, обладает такой уникальной способностью — постоянно трудиться. Этим герой и восхищается. Только родная Русь способна рождать таких людей.
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!
И значительное место среди одаренных людей отводится именно простому мужику, то есть человеку из народа.
Окружающая богатая природа наделила его необычайными способностями. Край показал все свои красоты, а также беды, которые такой ученый человек, возможно, сможет облегчить. Родная Русь поселила в его сердце добро и благородство.
Поэтому люди из народа сильны не только телом, но и любящей душой. Своим таким внутренним содержанием они превосходят и даже порой не выдерживают сравнения с богатыми, но напыщенными и тупыми людьми.
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа Столько славных то и знай, —
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!
Богатство приносит только холод и смирение. Но человек из народа, вооруженный знаниями, сможет изменить жизнь к лучшему. Такое впечатление возникает от всего стихотворения. Но чтобы появился такой человек, которому суждено жить не только среди народа, но и для народа, нужно получить те знания, к которым стремится маленький школьник, шагающий по нелегкой и длинной дороге знаний.
Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова
Некрасов прославился своей неустанной заботой о судьбе простого русского народа. Критика поэта была постоянно направлена на обличение позорного крепостного строя. При этом он старался не только показать все отрицательные стороны крестьянской жизни, но и найти в ней положительные моменты. Одним из них поэт считал стремление народа к грамотности. Этому он посвятил стихотворение «Школьник» (1856 г.).
Произведение построено в форме монолога автора, обращающегося к идущему пешком на учебу крестьянскому мальчику. Главный герой приглашает ребенка в свой экипаж и начинает с ним разговор
Некрасов обращает внимание на то, что школьник очень беден и грязен. Он призывает его не стыдиться своего положения, так как высокая цель ребенка окупится в будущем
Автор предполагает, что на обучение школьника были потрачены последние деньги семьи.
Некрасов вспоминает о непростой судьбе Ломоносова и сравнивает мальчика с ним. В мечтах он искренне желает ребенку повторить судьбу знаменитого крестьянина. Размышления автора приводят его к чувству гордости за свой народ, который никогда не оскудеет на таланты. Господствующий класс считал крестьянство темной неорганизованной массой, которой совершенно не нужно образование. Закоренелые крепостники могли допустить только обучение закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. Некрасов же понимает, что в глубине народа таятся настоящие гении. Только существующий строй не позволяет им применить свои силы.
Автор резко отвергает теорию о врожденном умственном и физическом превосходстве дворянского класса. Все люди равны от рождения, и никто не знает, где может появиться человек, которому суждено прославить Россию. Некрасов заявляет, что среди дворян намного больше «тупых, холодных» людей, которые стали такими под влиянием чрезмерной гордыни.
Стихотворение «Школьник» несет в себе самые передовые взгляды эпохи Некрасова. В наше время кажется невероятным, что безграмотные крестьяне не жалели последних средств к существованию ради обучения своих детей. Простой народ, который традиционно считали тупым и темным, сам стремился пробиться к просвещению. Некрасов горячо поддерживал это стремление, так как понимал, что образованные люди не будут вечно терпеть свое рабское положение. Во всеобщей грамотности он видел залог к спасению России и ее выходу из положения отсталой страны.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»
Кого мог вспомнить великий Некрасов в своём стихотворении «Школьник»? Конечно же. не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича. Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным. Это была его мечта, это было его желание, это была его «виктория» над самим собой. Мало кто верил, что ему крестьянскому сыну удастся выбиться в такие государственные мужья.
Мало кто верил, что ему придётся и не раз стоять низко наклонясь на приёме у великой императрице. Ему досталось славное время. Это было время, когда Россия начала снова подниматься с колен, снова все вспомнили Петра Первого и его деяния. Это случилось благодаря императрице Екатерине Второй. Она взяла на себя груз ответственности и вывела-таки свою страну на мировой уровень.
Умудрилась сделать так, что без её позволения не могли в Европе даже мушкетом выстрелить. Она, немка по рождению, заставила уважать Россию, заставила ценить торговые и политически связи с ней. А внутри страны она попыталась внедрить уважение к наукам, создавала школы, старалась привлекать к себе великих учёных Европы.
Всё было в Москве, но не было храма науки, университета. И за создание его взялся Ломоносов
Он понимал как это важно для его родины. Он настаивал на том, что и у нас могут учить ничуть не хуже, чем в древних университетах Европы
И со временем оказалось, что он был прав.
Сколько светлых умов прошли через придуманный им университет. Скольких бывших крестьян и людей из простых подмастерьев, поднял этот университет и вывел в люди, сделав безграмотных грамотными и умными во благо России.
Если Пётр Первый прорубил окно в Европу, то Ломоносов сделал то же самое в умах молодых россиян того времени. Тогда даже стало модным быть умным, а незнание хотя бы латиницы был нонсенс.
Правда, это всё осваивалось в высших дворянских кругах, но бывали случаи, когда даже церковь принимала деятельное участие в жизни будущего учёного мужа. Кстати, у Ломоносова так и получилось – он обучался у церковников и чистописанию и умению бегло читать.
Так что когда увидите по дороге шагающего школьника, остановитесь, предложите подвести. Кто знает, может этот деревенский «мужичок» станет в будущем каким-нибудь учёным или знаменитым политиком, или звездой шоу-бизнеса. А главное, знаете кто бы ни был этот школьник – он россиянин, он будущее страны.
Краткий анализ стиха «Школьник»
Вариант 1
Н. А. Некрасов – человек образованный и очень критикующий сове творчество. Но несмотря на его собственный замечание по отношению к своему искусству, он – отличный поэт, который имеет достаточный обоснования называется поэтом и писателем.
Некрасов написал очень хорошее стихотворение под названием «Школьник», которое было сотворено им в 1856 году. Как ни странно, но название произведения «Школьник» совсем не означает, что там будет идти речь только и школьнике или о школе.
Суть произведения такова – все, кто выбился в люди, смог себя найти в этом огромном мире, смог стать несмотря ни на что – образованным – тот истинно смелый и целеустремленный человек, который достоит уважения и похвалы. Это произведение является как бы своеобразным напутствием для тех людей, которые сделали все, чтобы стать полноценным человеком.
Мальчик – простой крестьянин, который хочет учиться, но имеет мало возможностей, очень боится и весьма сильно робеет. Но поэт призывает его не забывать о том, что всегда есть возможность повернуть судьбу в противоположную сторону, и для этого нет никаких преград. Нужно просто иметь свою конкретную цель, ни от кого не зависящую. Именно тогда все и получиться.
Вариант 2
Знаменитое произведение русского поэта Некрасова Николая Алексеевича “Школьник” стало очень популярным из-за того, главным героем стал крестьянский мальчик, которых было очень много в старой России. Неожиданным стало то, что это крестьянский мальчик, который по сути ещё совсем ребенок не боится и направляется пешком в город, и он хочет проделать этот путь не для развлечения, а для учебы. Основной целью автора, было показать желание мальчика получить новые знания.
Порядочный и добрый рассказчик, который собственно и ведет рассказ произведения зовет мальчика к себе в попутчики, и обещает ему успешное будущее, которого он сможет добиться.
Но, несмотря на все это мальчик искренне хочет получать знания и добиться неких успехов, которые должны помочь ему начать жить лучше. Вот именно тягу к знаниям, которая присутствует в этом маленьком человеке и показывает автор, как самое главное его достоинство.
Автор так же делает акцент на то, что Россия, это страна, в которой всё-таки есть добрые и порядочные люди, которые обязательно не останутся равнодушными и помогут мальчику стать достойным человеком. И мальчик сможет стать тем, кем искренне мечтает несмотря на все тягости, которые ему уже пришлось вынести и еще предстоит на пути к осуществлению своей мечты.
Интересно, но многие специалисты и критики в области литературы отмечают, что по содержанию стихотворение очень похоже на драму, которую написал данный автор, а именно “Юность Ломоносова”, многие люди знают, насколько это известное и уважаемое произведение.
Вариант 3
Лирический герой стихотворения Н.А. Некрасова «Школьник» едет по дороге и замечает мальчика, который несет «в котомке книжку», идет пешком на учебу в соседнее село. Родители отдали последние деньги на его обучение, это показывает то, что значимость образования для обычных крестьянских семей высока.
Герой предлагает ему: Эй! садись ко мне, дружок! Школьник выглядит бедно и неопрятно: Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Но лирический герой испытывает за него чувство гордости, которая переходит в гордость за весь русский народ. Автор считает, что судьба человека в его руках, поэтому мальчик должен усердно учиться.
Он уверен, что крестьянский ребенок, если постарается, способен на большее, чем избалованные дворянские дети, которых герой считает: «тупыми, холодными и напыщенными собой». Риторические восклицания усиливают веру героя в силу русского народа: Не робей, не пропадешь! «Архангельский мужик», о котором упоминает школьнику герой, это М.В. Ломоносов. Он пример того, что старания всегда дают результат.
Обычный мужик всегда может стать деятелем науки, образованным и умным человеком. Поэтому Н.А. Некрасов так гордится Россией. Автор своим стихотворением хочет показать, что нравственной разницы между сословиями нет. Это произведение пропитано любовью Н.А. Некрасова к трудолюбивым крестьянам, верой в их скорое светлое будущее, которое повлияет на всю страну, сотрет грани между сословиями.
История создания
Стихотворение «Школьник» написано в 1856 году, в год подписания Парижского трактата по окончанию Крымской войны, который охарактеризовал плачевные последние годы правления Николая I. На престол взошел сын Николая – Александр II. Крестьянский вопрос всё еще оставался довольно острым и нуждался в корректировке со стороны правительства.
Николай Некрасов написал это стихотворение во время проживания на даче в Ораниенбауме, где неподалёку ещё в XVIII веке М. Ломоносов открыл завод по изготовлению цветного стекла. Стихотворение «Школьник» было опубликовано в том же году в журнале “Библиотека для чтения” № 10 и вошло в сборник поэта 1856 года.
Полный текст стихотворения Н. Некрасова «Школьник»
— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
«Школьник» Н.Некрасов
Стих «Школьник» Николай Некрасов
— Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый Из отпущенных. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик1.
Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!
Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»
Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране
Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести
Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.
В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.
Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».
Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу. однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.
Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.
Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.
Картинка к сочинению анализ стихотворения Школьник
(1821 77/78), русский поэт.
В 1847 66 редактор и издатель журнала «Современник», с 1868 г. редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала «Отечественные записки».
В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1864), «Русские женщины» (1871 72), «Кому на Руси жить хорошо» (1866 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма «Современники», 1875 76). Трагические мотивы в цикле стихов «Последние песни» (1877). Проза. Критика.
Биография
Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,
В 1832 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.
В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
С 1841 начал сотрудничать в «Отечественных записках».
В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых «В дороге» (1845) получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.
В 1847 1866 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.
В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице» , «О погоде»), о судьбе народной («Несжатая полоса» , «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).
В период общественного подъема 1850 1860-х и крестьянской реформы опубликовал «Поэт и гражданин», («Песня Еремушке» , «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники».
В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866 76), написал поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).
Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии»(1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). В 1877 цикл стихов «Последние песни».
Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.
В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.
Смысл
Главная мысль стихотворения «Школьник», заключается в том, что образование должно быть доступно не только высшему классу. «Славный народ» живет по всей стране, и если поднять его уровень грамотности, то Россия станет сильной и прогрессивной страной. Автор убежден, что России не будет равных, если же дать шанс всему народу участвовать в судьбе Родины.
Моралью стихотворения является идея, что каждый человек — сам кузнец своего счастья, и только он в состоянии исправить направить свою судьбу. Поэтому и автор ч призывает читателя не робеть и идти уверенно к своей цели, не боясь преград и трудностей.