Кольцевые рифмы

Как определить рифмовку стиха? - онлайн журнал про рф

Виды рифм и рифмовки

Все рифмы можно разделить на несколько видов: по специфике ударения, по качеству и количеству совпадений слогов.

Если рассматривать рифмы по специфике ударения, то следует выделять:

мужскую рифму (такой вид, где ударение падает на последнюю гласную в словах); пример: пропал-умирал.

Именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:

Оборвана цепь жизни молодой,

Окончен путь, бил час, пора домой,

Пора туда, где будущего нет,

Ни прошлого, ни вечности, ни лет.

женскую рифму (такой вид, где ударение падает на предпоследнюю гласную в словах); пример: желанья – свиданья.

Именно такой тип используется в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Жених»:

Везде сребро да злато,

Всё светло и богато.

дактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 3 гласную с конца); пример: ухабинах – впадинах.

Так рифмуются 1‑я и 3‑я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2‑я и 4‑я являются ещё одним примером мужской рифмовки:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избёнки леса,

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

гипердактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 4 гласную с конца); пример: протягиваются – притрагиваются.

Примером может служить строка В. Я. Брюсова:

От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются…

Выделяют также такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой.

Выделяют три вида рифмовки:

смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб. Пример:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –

Мы хлеба горбушку – и ту пополам!

Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,

Тебе – половина, и мне – половина!

перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб. Пример:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба

Пример:

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

(Rifma_2)

Выделяют также такой вид, как свободная рифмовка. Такой вид не имеет схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании рифм.

По точности созвучий и способам их создания^

Богатая рифма, в которой совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

  • Бедная рифма, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.
  • Ассонансная рифма, в которой совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные;
  • Диссонансная рифма, где, напротив, не совпадают ударные гласные:

Было

социализм —

восторженное слово!

С флагом,

с песней

становилась слева,

И сама

на головы

спускалась слава.

  • Усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
  • Йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Этот вид рифмы используется в следующем стихотворении Бесы  А. С. Пушкина в 1‑й и 3‑й строках:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна…

Составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2‑й и 4‑й строках Н. С. Гумилёва:

Ты возьмёшь в объятья меня

И тебя, тебя обниму я,

Я люблю тебя, принц огня,

Я хочу и жду поцелуя.

Таким образом, рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.

Парная рифма в детской поэзии

Рассуждая о способах сложения стихов, нельзя не упомянуть о парной рифме. Так же, как кольцевая и перекрестная, парная рифма наблюдается в русской поэзии довольно часто. Это, наверное, самый простой, понятный и доступный вид стихов, недаром именно этим способом написано большинство поэтических произведений для детей. Сюда относятся и скороговорки, и считалочки, и многие загадки.

Например, такие загадки в стихах написаны парной рифмой:

Он — горячий пароход, по материи плывёт.

А за ним такая гладь — ни морщинки не видать!

Длинные ушки, а хвостик короткий,

В клетке живёт он, пушистый и робкий.

Известный стишок про Таню, уронившую в речку мяч, автором которого является Агния Барто, как раз демонстрирует использование парной рифмы. Да и другие стихи, например, про бычка, который на бочок лёг спать в коробку, сонного мишку, улёгшегося в кровать, и про слона, не желающего спать, кивающего головой и посылающего привет своей слонихе.

Онегинская строфа

Обычно всё произведение поэт пишет в одном, избранном им ключе, используя либо кольцевую, либо парную, либо перекрестную рифму. Но Пушкиным Александром Сергеевичем был представлен миру оригинальный вариант, который в его честь был назван «онегинской строфой», так как появился в первых строках романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия. Здесь в одном стихотворении встречаются сразу рифма кольцевая, парная, перекрестная. Этот способ жив и поныне, и иногда авторы стихотворных произведений обращаются к нему, дабы ярче выразить свои чувства и мысли.

В качестве примера можно взять стихи «О маме» полностью, один катрен которых уже был рассмотрен как пример опоясывающей рифмы.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: общая информация

Здесь в каждом катрене (строфе, состоящей из четырёх строк) используется перекрестная рифма. Чаще всего поэты все катрены в одном отдельно взятом стихотворении пишут, используя один из нескольких либо все строчки заканчиваются на ударные слоги (мужская рифма), либо все строчки имеют женскую рифму, когда ударение падает на предпоследний слог, либо одна из зарифмованных пар строчек имеет мужскую рифму, а другая пара — женскую. Немного реже встречается дактилическая рифма, когда строка оканчивается на два безударных слога, которым предшествует ударный. И совсем редко удаётся встретить гипердактилическую (четырёх- или даже пятисложную) рифму, когда за ударным слогом следуют три или более безударных слога. Использование в одном стихотворении всех вариантов сразу — явление довольно редкое.

Стихотворные рифмы

Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.

Итак, начнём с рифмы. Для каждого поэта слово «рифма» священна. Она используется почти во всех поэтических строках, за исключением редких форм стихотворения. Например, верлибра. И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство

Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание. Достаточно часто мне приходилось слышать от читателей-дилетантов: «Да ведь тут нет совсем рифмы

Стихотворение плохое»

Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма. Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа

Для разного народа.

Кольцевая рифма: особенности и примеры

Кольцевая рифма — это особый вид рифмы, при котором последнее слово каждой строчки становится первым словом следующей строчки, а последнее слово последней строчки возвращается в начало первой строчки. Таким образом, получается замкнутый круг из рифмуемых слов.

Кольцевая рифма является одной из самых сложных техник поэтического творчества и требует от автора большого мастерства, таланта и вдохновения. Также это одна из самых красивых и эстетически привлекательных форм рифмовки, которая обладает особым звуковым очарованием.

Примеры стихотворений с колчевой рифмой можно найти в творчестве многих известных поэтов, таких как Александр Пушкин, Федор Тютчев, Сергей Есенин и др. Один из наиболее знаменитых примеров – стихотворение Пушкина «Евгений Онегин», в котором каждый из 8 глав начинается и заканчивается одним и тем же стихотворным образом.

Пример из «Евгения Онегина»:

  1. Я думал: скоро умру я,
  2. И лицо скрою я рукой,
  3. И, может быть, с той стороны
  4. Настанет к моей душе он час
  5. Приятный, желанный конец
  6. Жизни моей наполнит он,
  7. И, льстив душе моей тщеславной,
  8. Хоть раз предстану я перед ней

В целом, колчевая рифма является запоминающейся и имеет особое стилистическое значение, дополняя красоту и гармонию поэтического текста.

Кольцевая рифма

Обычно, когда речь идёт о стихотворной речи, люди представляют себе строки, имеющие созвучные окончания. Этот эффект именуется рифмой (от греческого слова «rhythmos», которое переводится как «размеренность, ритм»). Способ организации рифм в произведении называют рифмовкой. По взаимному расположению созвучных стихов исследователи выделяют три основные системы рифмовки: смежная (или парная), перекрёстная, кольцевая. Первые две часто встречаются в различных стихотворениях. Последняя же менее распространена. Определим, что представляет собой кольцевая рифмовка, и приведём примеры её употребления в русской поэзии.

Обычно строфа стихотворения состоит из четырёх стихов, т. е. строк, расположенных друг под другом и начинающихся с заглавной буквы. Схематически строки обозначают латинскими литерами – a, b, c, d и т. д. Стихи, имеющие созвучные окончания, выражают с помощью одной и той же буквы. Когда говорят о кольцевой рифме, имеют в виду, что между собой рифмуются первая и четвёртая строки, а также вторая и третья. Таким образом, схема такого четверостишия приобретает следующий вид: abba. Вот пример строфы, построенной на основе кольцевой рифмы:

Как видим, начальный и конечный стихи этого отрывка как бы замыкают, окружают стихи, находящиеся посередине. Это напоминает кольцо, охватывающее палец, отсюда название этой системы. Кстати, иногда вместо термина «кольцевая рифмовка» можно встретить выражения «опоясанная» или «охватная рифмовка». Они являются синонимичными.

Ниже представлено ещё несколько примеров стихов, в которых употребляется кольцевой способ рифмовки:

Как непреклонно честный разум мой стыдится своего несовершенства, не допускает руку до блаженства затеять ямб в беспечности былой!

Она лежала на спине, Нагие раздвоивши груди, – И тихо, как вода в сосуде, Стояла жизнь её во сне.

«Я к ней вошёл в полночный час…», И. А. Бунин.

Стоит заметить, что стихотворений, целиком состоящих из строф с этим типом рифмовки, не так много. Чаще встречаются произведения, где одна или несколько строф построены с её помощью, а остальные основываются на другом типе.

Здесь, как видим, кольцевая рифма сочетается с перекрёстной. В следующем отрывке кольцевая рифма соседствует с парной.

Анализируя системы организации строк в произведении, литературоведы берут за основу именно четверостишия. Если речь идёт о строфах, состоящих из большего количества строк, то в таких случаях принято говорить о сплетённой рифме. Схема такой рифмовки может приобретать различные формы, в которых могут обнаруживаться и фрагменты, имеющие кольцевую рифмовку. Вот пример такого отрывка: Был выбран некто в боги:

Если представить его с помощью литер, получим такую схему: aabccbddee.

Несмотря на то, что кольцевая рифма менее распространена, много примеров стихотворений, основанных на ней, можно обнаружить в творчестве М. И. Цветаевой, И. А. Бродского, В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта и других поэтов.

Источник

Особенности рифмовки

Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф. Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе.

Кажется, что рифмой отчасти наслаждаются просто как повторяющимся рисунком, который приятно слышать. Она также служит мощным мнемоническим средством, облегчающим запоминание.

Регулярное использование хвостовой рифмы помогает отмечать концы строк, тем самым проясняя метрическую структуру для слушателя. Как и другие поэтические приемы, поэты используют ее в своих собственных целях. Например, Уильям Шекспир часто использовал рифмованное двустишие, чтобы отметить конец сцены в пьесе.

Примеры кольцевой рифмы в литературе и музыке

Александр Пушкин — один из самых ярких представителей кольцевой рифмы в русской поэзии. В его произведениях такие рифмы часто появляются в конце каждой строфы и могут быть разного размера.

Примеры рифм из поэмы «Руслан и Людмила»:

  • «Мерцанье светлое живым очам» — «Странных приключений и стран мнимых»
  • «Счастье любовью отвечает любви» — «Летучей тени не мчись за славой света»

Федор Тютчев также использовал кольцевую рифму в своей поэзии, но в его случае она часто появляется не только в конце строфы, но и может быть разбросана по всему стихотворению. Примером может служить его стихотворение «Сны»:

«Вся сознать твоя, как сквозь муть, / Образы в снах таинственных носит, / И таинственное пред тобой мгновенье, / Безмолвно кругом себя рассыпая, / Всю ночь да, вкупе с тайною влагой, / Рисовку колдовства сочиняет»

В музыке примером использования кольцевой рифмы может служить знаменитая песня «Yesterday» группы The Beatles:

«Yesterday, all my troubles seemed so far away / Now it looks as though they’re here to stay / Oh, I believe in yesterday»

Здесь рифма «away» — «stay» — «yesterday» повторяется в каждом куплете, создавая ощущение связности и законченности.

Таким образом, кольцевая рифма является одним из самых ярких и запоминающихся приемов в поэзии и музыке, которые позволяют создавать гармоничные и прекрасные произведения и оставлять глубокий след в истории искусства.

Из истории термина

Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами, но лишены рифмующихся строк.

Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.

Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.

Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.

Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3–7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.

С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16–17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.

Цитата-комментарий[]

7.

Четверостишие типа AbbA, равное по объему перекрестному, несколько иным образом влияет на распределение смыслов вписанных в него синтаксических единств, а главное, оно енее устойчиво и в «потоке» легче распадается на составные части:

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира. (V, 147—148)

Это четверостишие напоминает первый пример перекрестного четверостишия, где мы нашли последовательно осуществленный параллелизм обеих полустроф. Почти аналогичная картина и здесь. Опоясывающие рифмы стихов 1-го и 4-го завеебршают строки, попениссвященные Петрсу; Евгению, его поведению (глагольной основе строфы) отданы стихи средние — 2-й и 3-й, Близость рифмы «обошел» — «нашел», подчеркчленивая смысловую близость строк, усиливает впечатление, что эта строфа делится не на полустрофы Ab + bA, a скорее на среднее замкнутое двустишие, заключенное в кольцо, его опоясывающее, — A + bb+A.

Кольцевое четверостишие в условиях, когда синтаксис нарушает строфические границы, распадается на составные части легче, чем перекрестное:

    … потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось — он
Не примечал. Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги. (V, 146)

Синтаксическая дробность здесь приводит почти к полному уничтожению строфы. Разница синтаксической функции слов «дороги» и «тревоги» препятствует установлению тех связей, которые эти слова в качестве рифм должны поддерживать. Перекличка опоясывающих рифм здесь затруднена характером того двустишия, которое заключено между этими рифмами. Это двустишие в обоих стихах имеет переносы; главное же здесь то, что и сами полустишия не имеют синтаксического сходства; в частности, рифмующиеся концы стихов «казалось — он» и «он оглушен» не создают впечатления прочности внутреннего двустишия, благодаря тому что местоимение «он» в первом случае находит себе аналогию не столько в рифме «оглушен», сколько в предрифменном таком же местоимении «он».

Интересно, что кольцевое четверостишие обладает гибкостью, позволяющей ему в условиях синтаксического равновесия представлять собой весьма прочную элементарную строфу, которая в «потоке» с успехом может служить в качестве опорного каркаса в начале или в конце стихового периода; то же четверостишие в иных синтаксических условиях либо легко выясняет свое среднее двустишие, либо вообще распадается, сливаясь с соседними элементарными строфами.

Именно в этой последней функции оно и фигурирует в онегинской строфе, тогда как в «Медном всаднике» мы находим его в обоих положениях попеременно в одной из двух указанных функций.

Что такое кольцевая рифма?

Кольцевая рифма – это особый вид рифмы, при которой последнее слово одной строчки стихотворения рифмуется с первым словом следующей строки. Таким образом, получается замкнутый цикл из рифмующихся слов.

Пример кольцевой рифмы в русской поэзии можно увидеть в стихотворении Александра Пушкина «Евгений Онегин»:

Как видно, каждая последняя строчка стихотворения рифмуется с первой строчкой следующей, создавая замкнутый цикл.

Кольцевая рифма обычно используется в классических формах поэзии, таких как сонет или вилланелла. Она придает стихотворению особую гармонию и законченность, и является одним из основных элементов поэтического стиля.

литература. подскажите стихотворения с охватной(кольцевой) рифмой

«Кольцевая» рифма – разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА (aBBa, AbbA или abba). Кольцевые рифмы называют также «охватными» , «опоясанными» или «опоясывающими» .

Но вот, насытясь разрушеньем (А) И наглым буйством утомясь, (b) Нева обратно повлеклась, (b) Своим любуясь возмущеньем.. . (А)

А. С. Пушкин: «Медный всадник»

Счастье жизни — в искрах алых; (А) В просветленьях мимолётных, (B) В грёзах ярких, но бесплотных, (B) И в твоих очах усталых. (A)

И. Северянин: «Стансы» , 1907

Мы встретились с нею случайно, И робко мечтал я о ней,Но долго заветная тайнаТаилась в печали моей.Валерий Брюсов перекрёстная рифмаНе о любви прошу, не о весне пою,Но только ты одна послушай песнь моюГеоргий Иванов парная рифмаНет, не тебя так пылко я люблю,Не для меня красы твоей блистанье:Люблю в тебе я прошлое страданьеИ молодость погибшую мою.

Михаил Лермонтов кольцевая рифма

Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.

А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд»-кольцевая

Ко мне, мой младенец; в дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей:При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять. (В. А. Жуковский) -парная

Перед своим зверинцем,С баронами, с наследным принцем,Король Франциск сидел;С высокого балкона он гляделНа поприще, сраженья ожидая;За королем, обворожаяЦветущей прелестию взгляд,Придворных дам являлся пышный ряд. -парная

ААББ – парная рифмаНаша Таня громко плачет -АУронила в речку мячик -АТише, Танечка, не плачь, -БНе утонет в речке мяч! -Б

AББА – кольцевая рифмаНет, не тебя так пылко я люблю, -АНе для меня красы твоей блистанье: -БЛюблю в тебе я прошлое страданье -БИ молодость погибшую мою. –А

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: