Пиррихий
Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:
ЗарЯ румЯнилась спросОнок,
ЖурчАла рЕчка по пескУ,
А тАм, навзгОрье, жеребЕнок
ПрислУшивался к ветеркУ.
Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?
Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в «отчеканивании» стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:
За-рЯ-ру-мЯ-ни-лАсь-спро-сОнок,
Жур-чА-ла-рЕч-ка-пО-пес-кУ,
А-тАм-на-взгО-рье-жЕ-ре-бЕ-нок
При-слУ-ши-вАл-ся-квЕ-тер-кУ.
При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений
Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой — в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога
Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.
Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?
Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).
Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.
Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?
Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое поразительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеального» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?
(В школьном стиховедении, возможно, пустились бы в рассуждения о пиррихиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объясняют.)
То же самое с анапестами и дактилями (трехсложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дактилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шелестя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:
Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —
Пиррихий
Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:
ЗарЯ румЯнилась спросОнок,
ЖурчАла рЕчка по пескУ,
А тАм, навзгОрье, жеребЕнок
ПрислУшивался к ветеркУ.
Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?
Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в «отчеканивании» стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:
За-рЯ-ру-мЯ-ни-лАсь-спро-сОнок,
Жур-чА-ла-рЕч-ка-пО-пес-кУ,
А-тАм-на-взгО-рье-жЕ-ре-бЕ-нок
При-слУ-ши-вАл-ся-квЕ-тер-кУ.
При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений
Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой — в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога
Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.
Ямб
С ямбом знакомы все, кто хоть раз слышал стихотворные произведения «солнца русской поэзии», ведь ямб – любимый стихотворный размер Пушкина . Им написано большинство его сказок, он использует его в лирических стихотворениях, таких, как всем известное «Зимнее утро». Рассмотрим строки из этого произведения.
«Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»
Достаточно расставить ударения, чтобы убедиться, что они падают на каждый второй слог
. Именно в случае, когда ударение падает на чётные слоги, текст перед читателем написан ямбом.
Однако есть ещё одна характеристика, на которую следует обращать внимание. Безударный и ударный слог составляют в этом случае одну стопу
Следовательно, в этом стихотворении четыре стопы – оно написано четырехстопным ямбом. Рифма здесь женская – то есть после ударного слога следует ещё один безударный.
Как определить стихотворный размер
Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам
Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо определить размер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в прошлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в стихах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо понимают и тем более объясняют даже те учителя, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.
Важно! Здесь я хочу помочь с практическими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теоретическому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учебников, которые вам советовали преподаватели, чтобы сдать на пять
И — я буду сходу использовать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы читаете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.
Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —
Стихотворный размер
Количество повторяющихся стоп в одной строке стихотворения создает определенный стихотворный размер. В последнем из приведенных примеров речь идет о повторении четырех трехсложных стоп. Литературно это называется четырехстопным анапестом.
Наиболее часто встречаемыми стихотворными размерами, свойственными русским классикам, можно назвать четырехстопные, трехстопные и двухстопные.
К примеру:
БогИня, что нЕбо укрАсив собОю,
БросАет во снЫ мои взОры свОи…
Данный пример очерчивает четырехкратное употребление в одной строке амфибрахия и имеет соответствующее название: четырехстопный амфибрахий.
А приведенный выше отрывок, характеризующий стопу дактиля, является двухстопным.
Что такое ямб трехстопный или четырехстопный, легко понять на следующих
Примерах:
ПорОй бредУ, и сАм не знАя,
КудА идУ
И знАть ли вАжно..
Этот стих написан Он же узнается и в бессмертном «Евгении Онегине», А. С. Пушкина.
Следующий стих относится к трехстопному ямбу, и к нему же прибегает А. С. Грибоедов в своем «Горе от ума»:
НельзЯ кричАть молИтв,
МолИтвамИ молчАт…
Теперь, когда понятно, что есть хорей, а что — дактиль, ямб или амфибрахий, можно приступать к написанию своих призведений. Что такое ямб для поэта? Пожалуй, самый удобный размер. Начинать следует именно с него.
Любое стихотворное произведение можно отличить по размеру, которым оно написано. Дактиль, примеры которого приведены в этой статье, — это только один из них. Также существуют амфибрахий, анапест, хорей и ямб. Стоит отметить, что это только основные стихотворные размеры, в действительности их еще больше, некоторые из них на данный момент уже устарели. Отдельные поэты в своих произведениях придерживаются только одного заранее выбранного стихотворного размера, это может быть дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры вы найдете в этой статье. Другие пользуются различными техниками и стилями при написании своих стихов.
Амфибрахий
С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон»
. Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.
«Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода с дозором
Обходит владенья свои…»
Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия
. Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.
Хорей
Хорей – ещё один двусложный размер
. В переводе с греческого его название означает «плясовой». В отличие от певучего ямба, который чаще всего связывают с нежностью и лиричностью, хорей – менее спокойный размер. Ударение в нём падает на нечётные слоги, например:
«Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий…»
Это строки из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Для творчества поэта характерно при описании бурь использовать именно хорей
. Нетрудно догадаться, почему выбран именно он – хорей гораздо лучше изящного ямба передаёт чувство тревоги, навеянное зимней ночью, когда кажется, что во тьме скрывается что-то враждебное и чуждое. Особенно ярко такое настроение выражено в стихотворении, строки которого представлены выше.
Что же делать?!
Итак, вы попытались применить скандирование или еще, но у вас не получилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь карандашом. Возьмите текст или, если он большой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Расставьте в нем ударения так, как вам кажется правильно, считаясь с интуицией (понятное дело, что существительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безударны, а остальные части речи — ному. Например, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае скорее ударное, а в другом скорее нет — так и отмечайте).
Между ударениями у вас окажутся безударные слоги: один, сразу два, три, четыре, пять, а и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:
Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: считается, что иногда поэт пишет без любой метрической схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распределяться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не будет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а другое).
Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостовериться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было найти более строгое соответствие:
— Если у вас получился тактовик, но интервалов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на самом деле ямбом и хореем (с помощью скандирования).
— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помощью скандирования проверьте, вдруг это идеальный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверхсхемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напевать, то станет ясно, что это чистейший анапест.
Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то определите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом скандирования.
P. S. Зачем все это надо?
Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него можно получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выражены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермонтова (не знаю, убедит ли он вас):
@ Arzamas
Виды пентона
В зависимости от положения главного метрического акцента на слогах различают пять видовых форм пентона:
- пентон 1-й – пятидольник, в котором главный акцент расположен на 1-м слоге от начала стопы (– UUUU);
- пентон 2-й– пятидольник, в котором главный акцент расположен на 2-м слоге от начала стопы (U–UUU). Пентон второй в ХХ веке практиковали русские поэты Г. А. Шенгели и Ю. Д. Левитанский, но в русской поэзии этот вид распространения не получил. Пентоном 2-м написано стихотворение Г. Шенгели «Барханы» (1916);
- пентон 3-й – пятидольник, в котором главный акцент размещён на 3-м слоге от начала стопы (UU–UU). Д. П. Самсонов в 1817 году описал этот вид как амфибрахий с дактилическим окончанием (UU–UU). Пентон 3-й вошёл в русскую поэзию как самостоятельный размер, стопу применяли Н. Г. Цыганов («Жавороночек на проталинке», 1832), А. В. Кольцов («Урожай», 1835), В. Г. Бенедиктов («Неотвязная мысль», 1859), Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо», 1877) К. Д. Бальмонт («Творцам сих садов»,1909), В. В. Маяковский («Хорошо!», 1927), М. Л. Матусовкий («Подмосковные вечера», 1960), А. А. Галич («Памяти Пастернака», 1966) и др.;
- пентон 4-й – пятидольник, в котором главный акцент размещён на 4-м слоге от начала стопы (UUU–U). Пентон 4-й использовали В. К. Тредиаковский («Стихи похвальные России», 1728), А. С. Пушкин («Роза», 1815), М. Горький («Песня о Соколе», 1899), И. А. Бунин («Дымится поле, рассвет белеет», 1901);
- пентон 5-й – пятидольник, в котором главный акцент расположен на 5-м слоге от начала стопы (UUUU–).
Виды пентона составляют класс русских пятидольников. В русскую поэзию вошли 3-й, 4-й, 5-й пентоны, первые два вида размера ограничились экпериментами. 3-й и 5-й пентоны взаимозаменяемы и совместимы.
Определение
Метонимия — это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности.
А вот какое определение метонимии дает Википедия:
Метони́мия (др.-греч. μετονυμία — «переименование», от μετά — «над» и ὄνομα/ὄνυμα — «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.
В отличие от метафоры метонимия не предусматривает какого-то либо сходства между предметами (подробнее, об отличии метонимии от метафоры). Метонимия возникает путём стяжения словосочетания (эллипсиса), сравните:
- столовая посуда из серебра — столовое серебро;
- аудитория слушателей, студентов слушает — аудитория слушает;
- пью настой зверобоя — пью зверобой.
Метонимические переносы обладают большим разнообразием по характеру лексических преобразований. Рассмотрим некоторые разновидности метонимии.
Вторая важная задача в определении
Еще одна не менее важная задача в проведении анализа поэтического произведения заключается в том, чтобы определить и назвать цель стихотворного размера.
Например, ямб отображает энергичное повествование, хорей — более нежен и спокоен.
Ночные пейзажи и тихая водная гладь всегда описывались хореем. К его размерам также относят все колыбельные стихи.
Разговорная речь в стихах характерна для трехсложных размеров. Такие произведения любил сочинять Некрасов.
Стихотворные размеры в таблице на примере двухсложных размеров представлены далее.
Давайте рассмотрим произведение «Зимнее утро» А. С. Пушкина.
Определите стихотворный размер:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный?
Пора, красавица, проснись.
Открой сомкнуты негой взоры.
Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Примеры стихотворений
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.
Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе.
В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное.
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет.
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
Опять стою я над Невой, И снова, как в былые годы, Смотрю и я, как бы живой, На эти дремлющие воды.
Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим — и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны.
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры
Как хорошо ты, о море ночное, — Здесь лучезарно, там сизо-темно. В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно.
Ранними летними росами Выйдем мы в поле гулять… Будем звенящими косами Сочные травы срезать!
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!
Благовещенье и свет, Вербы забелели. Или точно горя нет, Право, в самом деле?
Благовестие и смех, Закраснелись почки. И на улицах, у всех Синие цветочки.
Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо. Ты ли, подруга желанная, Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые! Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное Солнце и ветер в лицо! С ними подруга желанная Всходит ко мне на крыльцо!
Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма!>
По синим волнам океана, Лишь звезды блеснут в небесах, Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах.
В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной,
Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.
Ночь холодная мутно глядит Под рогожу кибитки моей, Под полозьями поле скрипит, Под дугой колокольчик гремит,
Непослушную внучку из Йены Бабка сжечь собралась как полено. Но заметила тонко: «А не сжечь ли котенка?» Невозможная внучка из Йены.
Ненавижу тебя, Презираю тебя; Я другого люблю, Умираю любя.
Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения. (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера. Стопа – единица измерения стихотворного размера. Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога). Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники. Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха. Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений: «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению. «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы. «Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется. «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Вывод
Теперь мы узнали, что такое стихотворные размеры. Как определить, на какой ноте написан стих, и его ритмику, мы так же разобрались. Если в будущем вам необходимо будет проанализировать написанный автором стих, вы сделаете это с легкостью. А если захотите творить поэзию самостоятельно, то предпосылки того, с чего начать и с какой ритмикой писать, у вас уже есть.
В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь — размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение
Основные стихотворные размеры — это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.
Как определить размер в стихотворении
Инструкция
В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг…
Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер — ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе — на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» — это ямб.
Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч
тЫ кудА помчАлся вскАчь
Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.
Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог — этот размер называется дактиль, если на второй — амфибрахий, на третий — анапест.
Пример дактиля:
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:
конЯ на скакУ останОвит,
в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:
Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво
Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».
ЕСЛИ СЛОЖНО, ПОДСКАЗКА!
Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест
Ямб
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.
Хорей
У хорея ритм двусложный
Безударный — на второй.
Бодрой песенкой дорожной
Он вдруг чудится порой,
То капелью утро будит,
То кукушкой прокричит…
Как природа данный людям,
Часто он вокруг звучит.
Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.
Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек — облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.
Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.
Помощник поэта
Оригинальная компьютерная программа от разработчиков сервера Стихи.ру поможет вам подобрать рифму к любому слову. Программа предлагает словарь рифм, которые были использованы авторами нашего сервера, а также в стихах классиков. Мы не гарантируем точное совпадение всех рифм, поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы.