Литература и песни
ЛП встречается в художественной литературе с целью придания стихам и прозе дополнительного ритма. Таким способом передаётся движение либо монотонность. А. А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом» несколько раз пишет: «Летит, летит степная кобылица». Подобным образом поэт создаёт ощущения продолжительного движения по степи. Аналогичной схемы придерживались и другие поэты символизма (Брюсов, Минский).
Клянусь я первым днём творенья,
М. Ю. Лермонтов
Лексический повтор в музыке используется в качестве главной теме, определённого материала, многократно возвращающегося на протяжении всего произведения. В поэзии рефрен — строка либо несколько строк, вставленных между строфами. В песнях символ соответствует припеву, который повторяется после каждого куплета.
Если рефрен вставлен в одну строчку, условно поделённую на несколько частей, тогда понятие приобретает медитативный вид. При каждом повторе строка сдвигается по определённой схеме:
- отстёгивание первой части;
- её замещение второй частью;
- добавление новой фразы.
Шаги по лестнице как по нотам — пеон, нет — спад…
Стал строк палачом — убивал, убивал… не рад…
Эта боль, эта горечь… тысячи линий вперёд-назад —
Недописанными стихами жизнь.
Таблица с примерами
Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)
Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь;
Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).
Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий)
Изумительный наш народ;
Рассказать тебе я хотел бы одну историю.
Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков)
Фигу́ра (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα ) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.
Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения. Как правило, тропы считаются разновидностью риторических фигур.
Среди наиболее распространённых фигур речи:
Виды повтора
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:
- фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных);
- морфемный (повтор морфем и частей слова);
- лексический (повтор слова);
- синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтаксических конструкций).
Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:
- анафора
- эпифора
- симплока
- анадиплосис
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:
2. Эпифора возникает там, где автор повторяет отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции в конце фразы. Этот стилистическая фигура речи используется для выделения основного смысла высказывания.
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока.
Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:
Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.
Ошибка
Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.
Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».
Виды повтора
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:
- фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных);
- морфемный (повтор морфем и частей слова);
- лексический (повтор слова);
- синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтаксических конструкций).
Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:
- анафора
- эпифора
- симплока
- анадиплосис
Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — «лексический повтор».
1. Анафора, или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворении «Первый ландыш»:
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:
В. С. Высоцкий
2. Эпифора возникает там, где автор повторяет конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений
К. Бальмонт
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока. Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:
М. Цветаева
4. Анадиплосис (греч. «удвоение») — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.
Р. Рождественский
Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.
Виды лексического повтора
Выделяют целый ряд видов лексического повтора в литературном произведении. Остановимся на наиболее важных из них.
Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения.
В песнях роль рефрена нередко выполняет припев.
В приведенном выше примере из «Василия Теркина» строки про «бой не ради славы» как раз являются рефреном.
Анафора – в переводе на русский язык означает «единоначатие». Иными словами, несколько стихотворных строк или предложений начинаются одним и тем же словом (или словами). Примером может служить знаменитая песня Б. Ш. Окуджавы:
Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,Господи, дай же ты каждому,Чего у него нет…
Виды лексического повтора
Существует несколько видов лексического повтора:
- анафора (повторение начала фразы, четверостишья);
- эпифора (повторение конца фразы, четверостишья);
- многосоюзие (повторяется один и тот же союз);
- рефрен (повторяется целая строфа или одно слово, как «припев»);
- анадиплосис (конец одной фразы повторяется в начале следующей);
- симплока (фразы одинаково начинаются и заканчиваются, меняется только середина).
Фонетические средства выразительности
Данные языковые средства отличает принцип выразительности — они красивы по звучанию, а не по контексту. Поэтому чаще всего фонетические средства выразительности используются в поэзии. Современный слушатель постоянно находит их в рэпе: чем выше мастерство автора, тем интереснее и благозвучнее звучит его куплет. Научно доказано, что человек выделяет для себя приятные и неприятные акустические явления. В русском языке особенно много приятных. И это не пустые слова. Если сравнить звучание, например, финского и русского языка, то Вы сами поймете, что последний сравнительно благозвучен и легок в произношении. Поэтому в нашей речи много фонетических средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое из них.
Аллитерация
Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных звуков в тексте, чаще всего поэтическом:
Вот более современный пример из песни Оксимирона:
Менее распространена скандинавская аллитерация. Этот прием заключается в том, что каждое новое слово начинается с одной и той же буквы. Например, в серии романов о Гарри Поттере мы неспроста встречаем Салазара Слизерина и Минерву Макгонагал.
Ассонанс
Ассонанс – это повторение одинаковых гласных звуков (не букв!) в тексте. Такие звуковые эффекты делают поэтическое произведение более выразительным и изящным.
Звукоподражание
Звукоподражание — это описание какого-либо явления имитацией звуков, характеризующих его. Например, Вы хотите описать шум ветра, поэтому используете как можно больше звуков, напоминающих этот шум. Вот Сергей Есенин вышел из положения следующим образом:
В этих строках много шелестящих звуков, как будто между ними действительно ветрено и шумно.
Ошибка
Если повторение не имеет смысла, его следует избегать. Для этого слово необходимо заменить синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.
Рассмотрим пример: «Смелый человек делает что-то смелое. Но смелость не всегда делает его героем ». В этом отрывке первое повторение можно также рассматривать как изобразительное средство, но третье слово« смелый »убеждает нас: автор произведения просто не знает, как избежать тавтологии. Мы заменяем одно из слов синонимом, а другое местоимением (в данном случае указателем): «Храбрый человек совершает смелые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (поскольку это поможет избежать необоснованного повторения слова «факты») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».
Лексический повтор как средство выразительности
Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:
1. для обозначения большого количества предметов
2. для усиления признака, степени качества или действия
3. для указания на длительность действия
Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски
Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте
С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.
Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки. Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство
Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство
создания выразительности речи;
актуальности важного с точки зрения автора смысла, который выражается подтекстно;
цепной межфразовой связи в тексте.
Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).
5. Синтаксические средства также делятся на 2 группы: приемы и средства.
Приемы
Антитеза – противопоставление. В ЕГЭ используется и то, и другое обозначение приема. На антитезу указывают союзы а, но, да (в значении но).
Анафора – прием единоначатия строк. В стихотворении применяется с начала каждой строки, в прозаическом тексте – с начала каждого предложения. И он к устам моим приник, / И вырвал грешный мой язык, / И празднословный, и лукавый… или О, времена! О, нравы!
Эпифора – прием обратный анафоре, одинаковая концовка строк. Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь.
Инверсия – непрямой порядок слов в предложении. Прямой порядок: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. Любая перестановка – это уже применение инверсии. В огромном городе моём — ночь. / Из дома сонного иду — прочь.
Парцелляция – это дробление предложения на части точкой для постановки дополнительного логического ударения. Это была моя вина. Неизбывная и непреодолимая.
Градация – это прием постепенного возрастания или убывания признака, действия. Он шептал, говорил, кричал.
Цитация (цитирование)– применение любых цитат в тексте.
Лексический повтор – это повтор слов или словосочетаний в любом месте предложения. При этом слово дается в неизмененной форме. Это была долгая дорога, долгая и полная волшебства.
Синтаксический параллелизм – это повторение одинаковых синтаксических конструкций внутри одного предложения или в рядом стоящих. Происходит повтор грамматических конструкций, который может быть полным или неполным. Мне нравится, что вы больны не мной, / Мне нравится, что я больна не вами…
Вопросно-ответная форма изложения – развитие мысли с помощью постановки вопросов и ответов на них. Вопросы могут быть как риторическими, так и конкретными. Что такое любовь? Это страсть, увлечение, близость. Ответ будет у каждого своим, но…
Оксюморон – сочетаниенесочетаемого, намеренный парадокс. Горячий снег, живой труп.
Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Баснь эту можно бы и боле пояснить -/ Да чтоб гусей не раздразнить…
Многосоюзие — это намеренное увеличение количества союзов в предложении, что ведёт к подчёркиванию каждой детали и замедлению поэтической речи. И цветы, и шмели, и трава, и колосья,/ И лазурь, и полуденный зной…
Синтаксические средства
🟡 Все виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные.
🟡 Вопросительные предложения;
🟡 Восклицательные предложения;
🟡 Побудительные предложения;
🟡 Обращения;
🟡 Вводные слова;
🟡 Вставные конструкции;
🟡 Уточнения (уточняющие конструкции);
🟡 Сравнительный оборот;
🟡 Ряд однородных членов;
🟡 Риторический вопрос;
🟡 Риторическое восклицание;
🟡 Риторическое обращение.
Что такое повтор?
Повтор — это широкое понятие, которое включает разнообразные повторы в тексте произведения.
Повтор — это стилистическая фигура, которая состоит в намеренном повторении одинаковых элементов текста.
Чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень востребован в арсенале художественных средств писателя.
С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтаксических конструкций достигается выразительность, эмоциональность художественного текста.
Виды повтора
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:
- фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных);
- морфемный (повтор морфем и частей слова);
- лексический (повтор слова);
- синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтаксических конструкций).
Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:
Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — «лексический повтор».
1. Анафора, или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворении «Первый ландыш»:
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:
2. Эпифора возникает там, где автор повторяет конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока. Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:
4. Анадиплосис (греч. «удвоение») — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.
Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.
Лексический повтор в литературе
Примеры лексического повтора мы встретим во многих произведениях художественной литературы. Чаще всего, применяя его, автор преследует одну из двух целей.
Лексический повтор придает и стихам, и прозе дополнительный ритм, призванный передать движение или монотонность. Например, в первом стихотворении из цикла А. А. Блока «На поле Куликовом» автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т.д. В комплексе с рядами однородных сказуемых это создает ощущения долгого движения по степи.
Очень часто лексический прием призван подчеркнуть, выделить особо какую-то мысль. Например, в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» мы во многих главах встречаем одни и те же строчки:
Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. В данном случае автор явно хотел подчеркнуть важную, на его взгляд, мысль.
Лексические и синтаксические средства выразительности
Лексический повтор относится к лексическим средствам выразительности (не синтаксическим).
Лексические средства выразительности
Лексическое значение слова — это то, какой у слова смысл или понятие, значение. К лексическим средствам выразительности относятся такие фигуры речи, как:
- лексический повтор;
- метафора;
- аллегория;
- гипербола;
- сравнение;
- ирония.
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, расстановка акцентов через построение словосочетаний. К ним относятся такие фигуры речи, как например:
- анафора;
- эпифора;
- оксюморон;
- синтаксический параллелизм.
Виды лексических повторов. Лексический повтор, анафора и эпифора
Припев — это повторение одной или нескольких строк в произведении. Припев песни — припев. Другой пример: в стихотворении Игоря Северянина строка «Как хороши были розы, как свежие были розы» повторяется как припев — намек на творчество Ивана Метлева.
В те дни, когда мечты роились
В людских сердцах прозрачно и ясно,
Какими они были хорошими, какими свежими были розы
Моя любовь, и слава, и весна!
Прошло лето и везде текут слезы…
Нет страны, нет никого, кто жил бы в деревне…
Как хорошо, как свежие розы сейчас
Воспоминания о прошедшем дне!
Но дни идут, бури уже утихли.
Возвращаясь домой, Россия ищет зацепку…
Какими будут они хорошими, какими свежими будут розы,
Моя страна бросила меня в гроб!
Частным случаем лексического повторения является лексическая анафора: повторение определенных слов в начале нескольких предложений, стихов стихов, строф и т.д.
Другой случай — лексическая эпифора, повторение слов в конце предложений, стихов и т.д.
Анафора и эпифора не всегда относятся к лексическим повторам. Можно повторять не только слова, но и звуки, грамматические конструкции, ритм.
Симплока — это сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексическое повторение в начале и в конце отрезков речи с вариацией посередине. Например: в поле росла береза, в поле — кудрявое дерево .
Анадиплез — это метод, при котором конец первой части сегмента повторяется в начале следующей части.
Я поднялся на башню, и ступеньки задрожали.
И шаги под моей ногой задрожали.
Как найти и истолковать художественные средства
Чтобы интерпретировать литературные произведения, необходимо уметь распознавать использованные в них средства художественной выразительности автоматически, то есть не задумываясь. Вот несколько советов о том, как этого добиться.
Читайте вдумчиво и внимательно
Не стоит поддаваться искушению пролистать или пропустить какие-либо отрывки произведения. В этом случае можно не заметить некоторые из используемых средств выразительности и, как следствие, неверно интерпретировать текст.
Если в произведении есть какие-то отрывки, вызывающие особые эмоции или интерес, нужно присмотреться к ним внимательнее, проанализировать их на наличие литературных приемов. Неплохо также перечитать любые части, показавшиеся запутанными или непонятными при первом чтении. Это гарантирует более глубокое понимание отрывка (и произведения в целом).
Запоминайте основные литературные термины
Очень сложно идентифицировать литературные элементы в текстах, если не знать, что они собой представляют и как используются. Поэтому стоит запомнить хотя бы основные средства художественной выразительности, перечисленные выше. Знание этих приемов позволит легче узнать их в различных типах произведений.
Представьте целевую аудиторию
Зная, к какой аудитории автор обращается в своем произведении, можно легче понять, какие типы литературных приемов могут быть им использованы.
Например, в детской книге с наибольшей долей вероятности будут задействованы такие средства, как повтор или олицетворение.
Что такое сторителлинг? Узнайте, как создавать истории, от которых невозможно оторваться!
Делайте записи и отмечайте ключевые отрывки
Это один из самых важных советов. По мере чтения необходимо делать заметки в блокноте или на компьютере. Стоит записывать любые отрывки, абзацы, диалоги, описания и т. д., которые бросаются в глаза или содержат тот или иной литературный прием.
Можно делать заметки прямо на страницах, если книга – из личной библиотеки (но не из публичной!). Например, обводить в тексте ключевые слова и важные фразы, а также выделять интересные или особенно эффектные отрывки и абзацы.
Наконец, можно использовать стикеры для закладки страниц, где использован какой-то значимый литературный прием. Это поможет вернуться к ним позже, если потребуется.
Виды повтора
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:
- фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных);
- морфемный (повтор морфем и частей слова);
- лексический (повтор слова);
- синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтаксических конструкций).
Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:
- анафора
- эпифора
- симплока
- анадиплосис
Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — «лексический повтор».
1. Анафора, или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворении «Первый ландыш»:
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:
В. С. Высоцкий
2. Эпифора возникает там, где автор повторяет конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений
К. Бальмонт
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока. Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:
М. Цветаева
4. Анадиплосис (греч. «удвоение») — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.
Р. Рождественский
Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.
Звукопись
Рады представить вам удивительную звукопись!
Внимание! В этой части статьи придется шипеть, петь и читать рэп!
Звукопись — это использование фонетических (то есть звуковых) приемов для усиления выразительности речи.
Чаще всего мы будем видеть звукопись в лирике. Стихотворения привыкли к сюрпризам — сколько тропов есть в каждом произведении! Но, оказывается, даже на уровне фонетики (учение о звуках) нас встречают интересные штучки.
Давайте посмотрим на примере, как звуки становятся инструментом поэта и помогают ему воплотить свой художественный замысел:
Били копыта.Пели будто:— Гриб.Грабь.Гроб.Груб.
(Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
Звуки «п», «т» в первых двух строках — глухие. Произнесем их вслух: мы слышим глухие короткие звуки — они ассоциируются с движением копыт по пыли. Далее звонкие звуки «г», «р», «б» — дают гремящее, громкое, рычащее звучание. Именно так автор передает «песню» копыт.
Какие бывают виды звукописи?
Как стихотворная речь подражает звучанию природы?Давайте пропоем — прямо вслух — слово «ассонанс». Протянутся гласные звуки. Так мы запомним, что ассонанс — это повторение гласных звуков.Например:Быстро лечу я по рельсам чугуннымДумаю думу свою(Н.А. Некрасов, отрывок из «Железной дороги»)Буква «у» — это звук ветра, возникающий от стремительного движения вперед. С другой стороны, это звук тоски и растянутого времени: «Ску-у-ука». |
Чтобы запомнить понятие аллитерации, представим, что мы читаем реп. Слово «аллитерация» мы проговариваем быстро, с акцентом на согласные — так же, как это делает репер. Тогда мы точно не забудем, что аллитерация — это повторение согласных звуков.
Давайте еще немного потренируемся применять знания на практике и решим задание №9 ЕГЭ по литературе:Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.Семь холмов — как семь колоколов!На семи колоколах — колокольни.Всех счётом — сорок сороков.Колокольное семихолмие!В колокольный я, во червонный деньИоанна родилась Богослова.Дом — пряник, а вокруг плетеньИ церковки златоголовые.И любила же, любила же я первый звон,Как монашки потекут к обедне,Вой в печке, и жаркий сон,И знахарку с двора соседнего.Провожай же меня весь московский сброд,Юродивый, воровской, хлыстовский!Поп, крепче позаткни мне ротКолокольной землёй московскою!М.И. Цветаева «Семь холмов — как семь колоколов!…»1. Ассонанс2. Лексический повтор3. Антитеза4. Рефрен5. Риторическое восклицание Решение. В приведенной строфе нет рефрена и антитезы. Ассонанс: «Семь холмов — как семь колоколов! / На семи колоколах — колокольни. / Всех счётом — сорок сороков. / Колокольное семихолмие!». В приведенных строках видно повторение гласной буквы «о», а это как раз признак ассонанса. Лексический повтор: «И любила же, любила же я первый звон». Одно и то же слово повторяется в пределах стихотворной строки — перед нами лексический повтор. Риторическое восклицание: «Семь холмов — как семь колоколов!». Восклицательный знак в конце строки — признак использования риторического восклицания.Ответ: 125
Мы разобрали много терминов и примеров, поэтому давайте все еще раз закрепим с помощью таблицы.