Низами Гянджеви (ок.1141 – 1209)
Низами Гянджеви
Представитель персидского и азербайджанского средневекового эпоса. Низами признан классиком персидской поэзии и самым значимым представителем романтизма. Именно он внедрил разговорную речь в персидскую эпическую поэзию.
О биографии Низами известно лишь из его произведений. Сложно судить, насколько эти сведения достоверны, поскольку вокруг его имени еще при жизни сложилось множество легенд, а его биографы в дальнейшем лишь приукрашивали их.
Даже точная дата его рождения неизвестна. Ученые пришли к выводу, что Низами родился между 1140-1146 годами. Сам он в поэме «Хосров и Ширин» говорит, что был рожден «под знаком Льва». В этой же поэме он отмечает, что на момент ее написания ему было сорок лет, а начата она была в 1181 году. Получается, что примерный год его рождения – 1141.
Вызывает вопросы и место рождения поэта. Считалось, что Низами родился в Куме (Центральный Иран), он сам указывал на это в поэме «Искандер-намэ». Однако его средневековые биографы оспаривают этот факт и говорят, что поэт родом из азербайджанского города Гянджа, где он прожил всю жизнь. Современные исследователи сходятся во мнении, что поэт действительно происходил из Гянджи, а в Куне был рожден его отец. А предшествующая версия – результат неверной трактовки произведения.
До нас дошла лишь небольшая часть творческого наследия Низами, в основном газели (лирические стихи) и касиды (оды), а также несколько рубаи (четверостишия). Главным его творением считаются пять поэм «Пандж Гандж», что переводится с персидского как «Пять драгоценностей».
Творчество Низами оказало знаковое влияние на развитие как восточной, так и мировой литературы. Начиная с XIII века известно огромное количество поэтических ответов и подражаний Низами. В Иране его произведения пользуются популярностью до сих пор, проводится даже конкурс по декламации его стихов.
Лучшие русские поэты
50 лучших русских/советских поэтовпо версии редакции портала Selection
При составлении рейтинга учитывались следующие факторы: известность поэта в мире, национальная популярность и значимость, историческое влияние национальную литературу, количество изданнных произведений в России, СССР, других странах, места, занимаемые в авторитетных рейтингах и голосованиях.
1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)2. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)3. Александр Грибоедов (1795—1829)4. Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/1878)5. Федор Иванович Тютчев (1803-1873)6. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)7. Александр Александрович Блок (1880-1921)8. Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)9. Сергей Александрович Есенин (1895-1925)10. Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) 11. Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)12. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)13. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)14. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)15. Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)16. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)17. Константин Бальмонт (1867—1942)18. Осип Мандельштам (1891—1938)19. Иннокентий Анненский (1855—1909)20. Николай Степанович Гумилев (1886-1921)21. Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980)22. Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)23. Алексей Константинович Толстой (1817-1875)24. Андрей Белый (1880—1934)25. Максимилиан Волошин (1877—1932)26. Федор Кузьмич Сологуб (1863—1927)27. Евгений Абрамович Баратынский (1800—1844)28. Иван Андреевич Крылов (1769—1844)29. Георгий Владимирович Иванов (1894-1958)30. Владислав Ходасевич (1887—1939)31. Велимир Хлебников (1885—1922)32. Гаврила Романович Державин (1743-1816)33. Александр Сумароков (1717—1777)34. Константин Николаевич Батюшков (1787—1855)35. Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)36. Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949)37. Игорь Северянин (1887—1941)38. Дмитрий Мережковский (1865—1941)39. Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958)40. Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)41. Александр Аркадьевич Галич (1918-1977)42. Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986)43. Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017)44. Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)45. Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937-2010)46. Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010)47. Роберт Иванович Рождественский (1932-1994)48. Римма Фёдоровна Казакова (1932-2008)49. Ю́лия Владимировна Друнина (1924-1991)50. Андрей Дмитриевич Дементьев (1928-2018)
70 крупнейших русских поэтов по количеству изданий
Осуществлен подсчет изданий произведений русских поэтов XIX в. — начала XX в., зарегистрированных в Российской книжной палате с момента ее создания (1917) до 2012 года; дано процентное соотношение по числу изданий произведений каждого автора.
1 | А. С. Пушкин | 10,29 | 20 | М. И. Цветаева | 0,81 |
2 | М. Ю. Лермонтов | 3,58 | 21 | А. С. Грибоедов | 0,8 |
3 | Н. А. Некрасов | 2,34 | 22 | В. Ф. Одоевский | 0,79 |
4 | И. А. Бунин | 2,29 | 23 | З. Н. Гиппиус | 0,66 |
5 | В. В. Маяковский | 2,23 | 24 | Е. А. Баратынский | 0,66 |
6 | А. А. Блок | 1,57 | 25 | О. Э. Мандельштам | 0,65 |
7 | В. Я. Брюсов | 1,4 | 26 | В. И. Иванов | 0,64 |
8 | Б. Л. Пастернак | 1,39 | 27 | М. А. Кузмин | 0,6 |
9 | С. А. Есенин | 1,24 | 28 | М. А. Волошин | 0,52 |
10 | К. Д. Бальмонт | 1,18 | 29 | Д. С. Мережковский | 0,43 |
11 | Ф. И. Тютчев | 1,15 | 30 | А. В. Кольцов | 0,41 |
12 | А. А. Фет | 1,11 | 31 | В. Ф. Ходасевич | 0,38 |
13 | А. А. Ахматова | 1,07 | 32 | П. А. Вяземский | 0,28 |
14 | В. А. Жуковский | 1 | 33 | К. Н. Батюшков | 0,28 |
15 | А. Белый | 1 | 34 | Г. В. Иванов | 0,27 |
16 | И. Ф. Анненский | 0,88 | 35 | И. Северянин | 0,27 |
17 | Н. С. Гумилев | 0,88 | 36 | Н .А. Клюев | 0,24 |
18 | Ф. К. Сологуб | 0,86 | 37 | В. Хлебников | 0,2 |
19 | А. К. Толстой | 0,83 |
Садриддин Айни (Таджикистан)
Садриддин Айни — таджикский писатель, общественный деятель и учёный, автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии, основоположник таджикской советской литературы и Герой Таджикистана. Он родился 15 апреля 1878 году (умер в 1954г.) в селе Сактар (ныне Гиждуванский район Бухарской области Узбекистана).
Айни проучился в бухарском медресе Кукельдаш. Кроме родного таджикского, он прекрасно знал узбекский язык и некоторые свои произведения писал на двух языках.
Он внес значительный вклад в литературу двух народов. Работал над составлением антологии «Образцы таджикской литературы», включавшей в себя лучшие образцы поэзии, начиная от Рудаки и до начала XX века.
Этим изданием Айни доказал существование самостоятельной таджикской нации, её истории и культуры в своём споре с пантюркистами. Его основные труды: «Одина», «Дохунда», «Рабы», «Смерть ростовщика», «Воспоминания» и др.
«Воспоминания» представляют по существу собрание новелл о детстве, юности автора и дают широкую картину жизни бухарского общества на рубеже веков. За это произведение (часть I, II) Садриддину Айни была присуждена Сталинская премия в 1950 году.
Повесть «Одина» считается началом новой таджикской литературы. Писатель Д. Икрами говорил «Все мы вышли из „Одины“..». «Дохунда» знаменует дальнейшее развитие автора в русле соцреализма, а «Рабы» — первый таджикский роман, в котором была «нарисована» жизнь Средней Азии от начала XIX века до 30-х годов XX века.
«Дохунда»
Главный герой романа — бедняк Ёдгор по прозвищу Дохунда («нищий»). Он оказался после смерти отца Бозора «по наследству» в долговом рабстве у бая Азимшаха. Но, осознав свое подневольное положение, Ёдгор не стал дальше с этим мириться. Путь Ёдгора к революции составляет основу содержания романа.
В романе описана не только идеология большевизма (в ту эпоху она носила прогрессивный характер), описание борьбы против эмира и его приспешников, но и прекрасные пейзажи природы, любовь Ёдгора и Гульнор…
Чингиз Айтматов (Кыргызстан)
Чингиз Айтматов народный кыргызский писатель, академик, герой Кыргызстана, один из выдающихся современных писателей Центральной Азии. Он родился в 1928 году (умер 10 июня 2008г.) в селе Шекер Таласской области Кыргызстана. Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году.
Дебютировал в печати в 1952 году рассказом «Газетчик Дзюйдо». А повесть «Джамиля», переведенная на русский язык, принесла Айтматову мировую известность.
Практически все творчество Чингиза Торекуловича пронизано мифологическими, эпическими мотивами, в его произведения вплетены легенды и притчи. Общеизвестны его легенды о матери-оленихе из повести «Белый пароход» и птице Доненбай из романа «И дольше века длится день».
Он говорил, что черпал вдохновение в национальных легендах, благодаря которым произведения получались более реалистичными. Однажды писатель признался, что за всю жизнь он не научился трём вещам: водить машину, работать на компьютере и говорить на иностранном языке (рядом с ним всегда был переводчик).
По воспоминаниям сына, Санджара, Айтматов писал все свои произведения от руки, практически без черновиков.
По произведениям Айтматова снято немало художественных фильмов. Айтматов неоднократно выступал в роли сценариста или соавтора: «Перевал», «Первый учитель», «Джамиля», «Белый пароход» и др.
«И дольше века длится день»
Роман имеет и другое название – «Буранный полустанок». Прообразом Буранного полустанка является железнодорожная станция Торетам около космодрома Байконур,
Начинается роман с описания лисицы, следующей по железнодорожным путям. А далее пожилая женщина бежит сказать о смерти человека, известного всему селу (Казангапа), друга главного героя — Буранного Едигея. Устраиваются похороны, но прибыв на кладбище, семья и односельчане узнают, что его нет — там построен космодром, запуск с которого навсегда окутает Землю занавесом
Одним из основных моментов романа является история о рабах — манкуртах. Предание гласит, что жуаньжуаны, захватившие сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами…Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири.
По мнению Ч. Айтматова, это самое «тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний».
Катаева Лариса Петровна
Поэтесса, прозаик, публицист, член Союза писателей России,Заслуженный работник культуры РХ. Родилась 20 декабря 1947 г.в селе Качиры Павлодарской области Казахстана в семье служащего, участника Второй мировой войны Петра Андреевича и Антониды Семёновны. В семилетнем возрасте переехала вместе с семьёй в Абакан. В раннем возрасте потеряла отца, умершего от ран. Была одной из семи детей; всем семерым, несмотря на преждевременную смерть мужа, мать смогла дать высшее образование. После окончания Абаканской средней школы №11 Лариса поступает в Красноярское фармацевтическое училище, но душа ее не лежит к будущей профессии. Проучившись полгода, она оставляет училище. Затем она поступает на филологический факультет Абаканского педагогического института, по его окончании работает корреспондентом в редакциях газет Хакасии. |
|
Как поэт начала печататься с 1965 года в газете «СоветскаяХакасия». Стихи и рассказы публиковались в областных и краевых газетах, коллективном сборнике «Встреча» Красноярского книжного издательства, альманахе «Енисей», журналах «Абакан литературный», «Хакасия». Лариса Катаева – участница VI Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве, имногих других творческих семинаров. Издано15 книг прозы, поэзии, эссе. Первая– «Зеленая вьюга» вышла в 1996 году и была тепло встречена читателями. Образы и темы, яркая, выразительная поэтика делают её творчество интересным, необходимым и для старшего поколения и для юных читателей. В нашей библиотеке ты сможешь найти следующие книги Л.Катаевой: |
|
Детство моё золотое…:автобиографическая повесть (семейные хроники) / Л. Катаева. – Абакан:Бригантина, 2009. – 104 с. |
|
Узница нацистских концлагерей. Через смерть к жизни…:документально-художественная повесть и рассказы / Л. Катаева. – Абакан:Бригантина, 2010. – 100 с. |
|
Серебряное веретено:книга поэзии (стихи разных лет)/ Л. Катаева. – Абакан:Бригантина, 2011. – 256 с. |
Саади Ширази (1213 – 1293)
Саади Ширази
Средневековый философ, мыслитель и поэт. Исследователи выделяют три основных периода в его творчестве: школьный, скитальнический и шейхский.
Саади получил образование в Багдаде, он много учился у суфийских шейхов и вошел в суфийское братство. Аскетические идеалы суфистов прочно вошли в жизнь и творчество молодого поэта, он всю жизнь хранил преданность своим учителям и их идеям.
В тридцать лет он был вынужден бежать из родных мест, в 1226 году его наставник был убит при нашествии татаро-монголов. Следующие тридцать лет он провел в скитаниях от Индии до Марокко.
Среди его произведений самыми известными являются «Бустан» и «Гулистан». «Бустан» содержит рассуждения автора о качествах идеального правителя. В поэме присутствует призыв к гуманизму по отношению к подданным и наставления правителю следить за тем, чтобы и окружение правителя также демонстрировало свои лучшие качества. Иначе доброта и великодушие правителя ничего не стоит.
«Гулистан» – это поэма из восьми глав –рассказов, сюжеты для которых Саади часто брал из своей жизни. Они посвящены нравам аскетов, воспитанию, молодости, любви, нормам общения. По сути, это и учебник, и развлекательная книга. Она пробуждает стремление к здравому смыслу, что является основой жизни в обществе.
В последние годы жизни Саади писал лирические стихотворения, а также создал несколько трактатов-наставлений.
Джалаладдин Руми (1207 – 1273)
Джалаладдин Руми
Настоящее имя – Джалаладдин Мухаммад, псевдоним образован от названия местности, где Джалаладдин прожил большую часть жизни – Рум.Руми – величайший поэт-суфист Таджикистана. Его произведения переведены на многие языки мира, его считают «самым продаваемым поэтом в США».
Творчество Руми не отличается многообразием, но имеет огромное значение. Широко известен его «Диван» – сборник небольших лирических стихотворений, где поэт говорит о ценности человека вне зависимости от его происхождения и социального статуса. Он выступает против религиозной схоластики и мертвого формализма.
Другой известной и почитаемой в мусульманском мире книгой является «Масневи» – эпико-дидактическая поэма, состоящая из поучительных рассказов с последующими нравоучениями. Это произведение называют Энциклопедией суфизма.
Любая боль несет в себе и исцеленье.
Задай труднейший из вопросов! и смотри…
Ответ прекрасный возродится изнутри!
Построй корабль… и Океан придет в мгновенье!
Айни Садриддин (1878-1954)
Айни Садриддин
Известный таджикский писатель. Именно его «Марш свободы» на мотив Марсельезы считается точкой отсчета для советской таджикской литературы.
За отказ от участия в публичной демонстрации верноподданнических чувств в апреле 1917 года в Бухаре был объявлен «неверным» и подвергнут публичному избиению палками, после чего его посадили в тюрьму. Но вскоре Айни был освобожден русскими солдатами. Так он нашел себя в рядах красных революционеров.
После установления Советской власти он стал ее поэтом, голосом истории.
Творческое наследие Айни Садриддин многогранно. Здесь и повести «Бухарские палачи», «Одина» или «Приключения одного бедного таджика», романы «Дохунда» и «Рабы» и многое другое.
В своих произведениях автор говорит о быте и борьбе таджикского народа против тирании, об установлении советской власти и колхозного строя
Пристальное внимание он уделяет ненависти к фанатизму, в том числе и религиозному, феодализму, рабскому положению женщины
Айни стал первым президентом Академии наук Таджикистана и до сих пор в его стране его называют устод Айни, что означает мастер Айни.
Фирдоуси (935 – 1020)
Фирдоуси
Настоящее имя этого великого персидского поэта неизвестно. Его часто называют Абулькасим Туси. Абулькасим – это распространенное на Востоке прозвище, означающее «отец Касима», а Туси – обозначение места рождения.
Сведений о жизни поэта крайне мало, и все они достаточно противоречивы. Одни говорят, что он происходил из бедной, разорившейся семьи, другие – что отец Фирдоуси был очень богат и оставил сыну приличное состояние, но тот все потратил на написание главного труда своей жизни – «Шахнаме» и умер в безвестности и нищете.
Эпическая поэма «Шахнаме» – является самым крупным эпическим произведением в мире, написанным одним человеком. Она уступает только индийскому эпосу «Махабхарата», которую столетиями создавали многие авторы.
В основе этого труда лежат народные сказания и легенды, а также хроники древних сасанидских царей. По разным подсчетам создание этого шедевра заняло от двадцати до тридцати пяти лет.
Пришла пора, чтоб истинный мудрец
О разуме поведал наконец.
Яви нам слово, восхваляя разум,
И поучай людей своим рассказом.
Из всех даров что разума ценней?
Хвала ему — всех добрых дел сильней.
Венец, краса всего живого — разум,
Признай, что бытия основа — разум.
Он — твой вожатый, он — в людских сердцах,
Он с нами на земле и в небесах.
От разума — печаль и наслажденье,
От разума — величье и паденье.
Омар Хайям (1048 – 1131)
Омар Хайям
Вряд ли найдется человек, которому не было бы известно имя Омара Хайяма – таджикского и персидского поэта, философа, математика, астронома и астролога.
Главное его поэтическое произведение «Рубайат» представляет собой цикл четверостиший, основными мотивами в котором являются: познание мимолетного земного счастья, доступного человеку; чувство бесценного мгновения рядом с возлюбленной; вечный круговорот материи и отношения между создателем, миром и человеком, а также культ вина и прославление гуляки-вольнодумца. Важная часть цикла отведена и размышлениям о Коране.
Помимо всего прочего, Омар Хайям уделял особое внимание астрологии и именно он создал астрологию питания: он составил кулинарную книгу, где подробно рассказал о питании для каждого знака Зодиака и большую часть этих рецептов изобрел сам. «Кто понял жизнь тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают.
В обыкновенном видит красоту,
В запутанном простейшее решенье,
Он знает, как осуществить мечту,
Он любит жизнь и верит в воскресенье,
Он понял то, что счастье не в деньгах,
И их количество от горя не спасет,
Но кто живёт с синицею в руках,
Свою жар-птицу точно не найдет
Кто понял жизнь, тот понял суть вещей,
Что совершенней жизни только смерть,
Что знать, не удивляясь, пострашней,
Чем что-нибудь не знать и не уметь»
«Кто понял жизнь тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают.
В обыкновенном видит красоту,
В запутанном простейшее решенье,
Он знает, как осуществить мечту,
Он любит жизнь и верит в воскресенье,
Он понял то, что счастье не в деньгах,
И их количество от горя не спасет,
Но кто живёт с синицею в руках,
Свою жар-птицу точно не найдет
Кто понял жизнь, тот понял суть вещей,
Что совершенней жизни только смерть,
Что знать, не удивляясь, пострашней,
Чем что-нибудь не знать и не уметь».
Бедиль Мирза Абдулкадир (1644-1721)
Бедиль Мирза Абдулкадир
Таджикский поэт и мыслитель, творил на фарси. Является создателем «индийского стиля» или «бедилизма» – особо изощренного поэтического языка, оказавшего влияние на поэтов, творивших на фарси. С 1685 года жил в Индии и активно выступал за ее объединение.
Наиболее известные произведения: «Великий океан», «Синай знания», «Четыре элемента», «Талисман изумления», философское сочинение «Познание», содержащее поэму «Комде и Модан».
В этой поэме перед читателем предстает история любви певца Модана и жены шаха Комде. Услышав песни Модана красавица Комде пришла в такой восторг, что станцевала перед ним. Модан, влюбившись в нее, бросил к ногам возлюбленной ожерелье, которое ему подарил шах.
За такую дерзость певца изгнали из страны, и он был вынужден скитаться по пустыне, твердя имя возлюбленной так часто, что птицы вокруг него стали повторять за ним.
* * *
Красавицам Китая – кто не рад?
Монголки очаровывают взгляд.
Европеянки, хоть неправоверны,
Но я, как в рай, пойду за ними в ад.
* * *
Слепец – кто видел, но не взял в расчет.
Мед, что не дал услады, – горький мед.
Из всех жилищ – верна себе могила,
И савану чужды капризы мод.
Мулло Мушфики (1525 – 1588)
Мулло Мушфики
Известный таджикский поэт-сатирик. Родился в Бухаре, происходил из бедной семьи. С 1568 года жил в Самарканде, где занимал должность придворного хранителя книг.
Мушфики – признанный мастер сатиры и традиционной касыды. Его творческое наследие огромно: «Сатирический диван», поэма о любви и красоте «Цветник Ирема», «Поэма о вине», «Отражающий мир».
Его произведения выделяются живописными картинами природы во вступлениях. А своеобразная сатира, разоблачающая обман, лицемерие и жадность корыстолюбцев и высмеивающая богачей и несправедливые законы сделали его поистине народным поэтом.
Рахим Эсенов (Туркменистан)
Занимал пост министра культуры Туркменской ССР. Член Союза писателей России. Возглавлял Союз писателей Туркменистана. Писатель в основном пишет на русском и также его творчество издаётся на различных языках мира.
Эсенов является автором знаменитой исторической трилогии «Венценосный скиталец». Сам писатель неоднократно упоминал, что этот роман — произведение всей его жизни. Работа над книгой продолжалась 27 лет и была завершена в 1997 году.
«Венценосный скиталец»
Роман повествует о судьбе реально существовавшей исторической личности, почитаемого национального герое Туркменистана Байрам-Хане. Роман не прошёл личную цензуру бывшего президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. Причиной этого стало то, что в книге Байрам-Хан по происхождению упоминался мусульманином-шиитом, что, по мнению Ниязова, противоречило титульному «суннитскому» происхождению туркмен. Ниязов потребовал от Эсенова внести изменения, на что получил отказ.
В результате, в 2004 году около 800 экземпляров романа «Венценосный скиталец» вышедшего тиражом всего 1000 экземпляров, были изъяты и уничтожены.
Сам же 77-летний автор был арестован и обвинён в контрабанде. Под давлением общественных организаций и посольства США Эсенов был освобождён из-под стражи, однако оставался под домашним арестом и в списке невыездных.
Через несколько лет Эсенову была присуждена ежегодная премия Пен-Центра, и он приглашён для получения премии в США. Как отмечает сам Эсенов, при попытке местных властей запретить выезд в США Эсенов сказал: «Благодаря вам я стал известен и поэтому получаю премию. Если вы не разрешите мне выехать и получить премию Пэн-центра, то в следующий раз это будет Нобелевская премия».
Мирзо Турсунзода (1911-1977)
Мирзо Турсунзода
Выдающийся таджикский писатель и поэт. С 1946 года возглавлял Союз писателей Таджикистана, в 1951 году стал избранным членом Академии наук Таджикской ССР.
Раннее творчество Турсунзода тесно связано с темами революции, классовой борьбы, событиями гражданской войны, трудовыми и боевыми подвигами комсомольцев.
В стихотворениях «Таджикским горам», «Гиссарская долина», «Канал пришел» автор обращается к прошлому и настоящему таджикского народа, к его духовной культуре.
Победа в Великой Отечественной Войне оказала неоценимое влияние на творчество Турсунзода, в нем появились суровые ноты, он стал делать выразительный упор на нерасторжимое единство русского и таджикского народа, его поэзия приобрела интернациональный характер. Особенно ярко это проявилось в стихотворениях «Никогда»,
«Источник мужества», «На войну», поэмах «Невеста из Москвы», «Сын Родины».
Также он пробовал себя и в драматургии. Широкую известность получили его пьесы «Приговор», «Рохатхон». На основе музыкальной драмы «Восстание Восе» было создано либретто первой таджикской оперы. А поэма «От Ганга до Кремля» была экранизирована под названием «Восход над Гангом».
Произведения Мирзо Турсунзоды за свое невероятное чувство времени, тонкую выразительность и подлинную лиричность в советское время были удостоены многих наград, а сам автор является признанным классиком таджикской и советской литературы.
Саид Ахмад Хусанходжаев (Узбекистан)
Саид Ахмад Хусанходжаев — узбекский писатель и драматург, Герой Узбекистана, народный писатель Узбекистана, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, кавалер ордена «За выдающиеся заслуги» и ордена «Дружбы». Он родился 10 июня 1920 году (умер 5 декабря 2007 г.) в городе Ташкент. Свои произведения публиковал под литературным псевдонимом Саид Ахмад.
В середины 30-х годов Саид Ахмад работал журналистом, активно участвовал в процессах коллективизации и ликвидации безграмотности на селе. В конце 30-х годов он публикует свои первые публицистические очерки и рассказы в газете «Кизил Узбекистон» и журналах «Муштум» и «Шарк Юлдузи».
Первый сборник рассказов Саид Ахмада — «Дар» вышел в 1940 году и был довольно прохладно принят критиками. В последующих сборниках — «Мужественное сердце», «Ферганские рассказы», «Мухаббат», наиболее полно раскрылся талант Саида Ахмада, как мастера лирического и сатирического рассказа, сыгравшего значительную роль в развитии этого жанра в узбекской литературе.
В начале 60-х годов Саид Ахмад начинает свою трилогию «Горизонт», ставшую значительным произведением узбекской литературы. Работа над произведением продолжалась более десяти лет — первая книга трилогии «Дни расставания» была опубликована в 1964 году, в 1969 году вышла вторая книга «На пороге горизонта» и в 1974 году публикуется первая по времени действия книга «Сорок пять дней». В 1988 году выходит роман писателя «Безмолвие».
Наибольшую известность Саиду Ахмаду принесли его пьесы, среди которых особенно выделяется комедия «Бунт невесток». Это произведение сразу после выхода поставило имя Саида Ахмада в один ряд с классиками узбекской литературы. Комедия Саида Ахмада была поставлена в 14 странах мира, по ней были сняты два художественных фильма — киностудией «Узбекфильм» и Лаосской киностудией.
«Бунт невесток»
Комедия «Бунт невесток» рассказывает о Фармон-биби, матери семерых сыновей и сорока одного внука. Она сочетает в себе противоречивые качества: она заботливая мать, любящая бабушка и деспотичная свекровь.
И к ней необходимо найти подход. Младшей невестке Нигоре, вдохновительнице и организатору «бунта невесток», удалось найти «ключик» к матери своего мужа и его шести братьев.
И Фармон-биби, узнав себя в героине домашнего спектакля, меняется на глазах…
Анвари (1126 – 1189)
Анвари
Авхад ад-Дин Али ибн Махмуд Анвари – известный средневековый персидский поэт. Кембриджская история Ирана называет его «одной из величайших фигур персидской литературы».
Его наиболее известное произведение – элегия «Слезы Хорасана» признано одним из самых красивых поэтических произведений Персии.
В своем творчестве Анвари обличал лицемерие, ханжество, мракобесие духовенства и власти. Увлекался написанием панегирических касыд, газелей и рубай.
Вот тебе два дела, — сделай хоть одно из них,
Коль прославиться делами хочешь пред людьми —
То, что сам ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми!
Для человека мысль — венец всего живого,
А чистота души есть бытия основа.