Двустишие, дистих

Примеры стихосложений

Виды строф

Дистих

Самой первой ступенью является дистих, или пример, состоящей из двух стихов. Использование данного правила является крайне редким приемом в русской поэтической традиции, так как такое стихотворение больше напоминает древнегреческую песнь. В первую и вторую строфу вкладывается очень глубокий смысл, и они выглядят, как большие предложения, крайне сложные для восприятия на слух.

Такой вид применял в своих сочинениях М.Ю. Лермонтов. Его стихотворение «Морская царевна» можно привести в качестве примера данной строфы.

Терцет

3 стиха, или терцет – это трехстишие. Еще один редкий вид в русской поэзии как самостоятельное произведение. Чаще всего терцет идет в составе более объемных строфических композиций или вообще включается в конце, как подведение итога или мораль.

Самым известным поэтическим произведением, написанным в стиле трехстиший, является стихотворение А. Блока «Песнь Ада».

Катрен

Самой распространенной поэтической формой у русских поэтов считается катрен, или четверостишие. В нем сочетается четыре стиха, что становится достаточно оптимальным для получения разнообразной интонации и ритма.

По сути, подобной конструкцией написаны 80% отечественной поэзии. Гибкий и подвижный синтаксис позволяет такой поэтической форме легко входить в состав других видов, например, в такие системы, как сонет и онегинская строфа, придуманная А.С. Пушкиным.

Катрен может обладать параллельной рифмовкой, когда рифмуются 1 и 2 строки, а также 3 и 4. Либо перекрестной, когда рифмуются первая и третья, а также вторая и четвертая строки. Может быть и редкая последовательная рифмовка, когда строчки рифмуются друг за другом по порядку:1 со 2, 2 с 3, 3 с 4.

Обратите внимание! 4 строки – это катрен, а 4 строфы – это совсем другое, они могут быть в любом стихотворении, написанном двустишием, терцетом и т. д

Примеров подобных стихотворений можно привести очень много.

Еще одним редким видом является октава. В музыкальной терминологии этот термин довольно известен и означает восемь нот, практически так же и в стихосложении. Октава – это восьмистрочная конструкция с очень интересной рифмой. В ней рифмуются между собой 1, 3, 5 нечетные строки, а также 2, 4 и 6 – четные строчки плюс в конце примыкает дистих, который также зарифмован. Самым известным примером такой оригинальной поэтической композиции является произведение А.С. Пушкина «Домик в Коломне».

Строфа и рифма

В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.

Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.

Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.

Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:

  1. ААББ – парная;
  2. АБАБ – перекрёстная;
  3. АББА – опоясывающая (кольцевая)

Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.

Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.

В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:

Двустишие в индийской литературе

Двустишие представляет собой древнеиндийская санскритская строфа шлока, которой написаны выдающиеся произведения индийского эпоса: «Махабхарата», «Бхагавата-пурана», «Брахма-самхита», «Нараяниям» и др. Шлока, содержащая в себе 32 слога, – симметричная по ритмическому строению строфа.

Интересный факт: как показывает общий анализ, самыми вдохновляемыми деревьями в России являются береза (84 стихотворений), сосна (51 стихотворений) и дуб (48 стихотворений). Про остальные писали чуть меньше: ива – 42 стихотворения, ель и рябина – по 40 стихотворений, тополь – 36 стихотворений, липа с кленом – по 30 стихотворений.

Русская строфика

Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.

Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).

Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).

Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.

Четверостишие

Самым популярным из всех других видов строфы является у отечественных поэтов четверостишие (по-другому — катрен). Имеющееся в нем сочетание четырех стихов позволяет получить невероятное разнообразие интонации, ритма. Отличается четверостишие гибкостью синтаксиса. Оно может в некоторых случаях включаться в состав других, более крупных видов строф. В качестве примера можно привести онегинскую строфу и сонет. В четверостишии применяются всевозможные способы рифмовки, но чаще всего встречаются так называемые перекрестные рифмы (построенные по схеме abab). Например, это стихотворение «Сон» М. Ю. Лермонтова, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой. Примеров можно привести множество.

Не путайте два похожих слова — «строка» и «строфа». Оба этих понятия объединяются тем, что из них состоят стихи. 4 строфы, однако, может включать в себя произведение, написанное катреном, дистихом, терцетом и др. А 4 строки, составляющие строфу, — это всегда катрен.

См. также

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Синонимы

Смотреть что такое «Двустишие» в других словарях:

Двустишие … Орфографический словарь-справочник

Простейшее строфическое образование из двух стихов, обычно скрепленных рифмой; так напр. распадается на двустишия александрийский стих (шестистопный ямб): «Порода красоты лицу не придает: В селе и в городе цветок равно цветет». Особым видом… … Литературная энциклопедия

Строфа из 2 стихов, простейшая и древнейшая из строфических форм (санскритского шлока, греческий элегический дистих, арабский бейт и др.) … Большой Энциклопедический словарь

ДВУСТИШИЕ, двустишия, ср. (лит.). Стихотворение, состоящее из двух стихов. || Два рядом стоящих стиха, связанных друг с другом и составляющих отдельную часть в строении стихотворения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДВУСТИШИЕ, я, ср. Строфа из двух стихов 1 (в 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 5 бейт (1) дистих (2) дистихон (1) … Словарь синонимов

двустишие
— я, с. Простейшая форма строфы, популярная у всех народов мира: два стиха одинакового или неодинакового ритмического строения, связанные объединяющей их интонацией. Сборник двустиший. Мысленно повторять двустишие. Синонимы: ди/стих Этимология:… … Популярный словарь русского языка

двустишие
— простейшая форма строфы с минимальным количеством строк (две). В рифмованных стихах две строки, связанные смежной рифмой. В более крупные строфы двустишие входит как составная часть. Рубрика: структура стихотворного произведения Синоним: д и с т… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Я; ср. Стихотворение или строфа из двух стихов. * * * двустишие строфа из 2 стихов, простейшая и древнейшая из строфических форм (санскритская шлока, греческий элегический дистих, арабский бейт и др.). * * * ДВУСТИШИЕ ДВУСТИШИЕ, строфа из 2… … Энциклопедический словарь

Строфа из двух стихотворных строк. Например, у Сергея Есенина: «Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?» Нерифмованное Д. из Гекзаметра и Пентаметра называется Элегический дистих; Д.… … Большая советская энциклопедия

Книги

Азбука для девочек , Манакова Мария. Короткие стихи, которые помогут детям запомнить буквы алфавита. Каждое двустишие содержит слова на изучаемую букву. На каждой странице — буква, стихотворные строчки и соответствующая…

δίστιχον

Особым видом нерифмованного двустишия является дистих . Ряд античных строф (гиппонактова строфа , архилохова , алкманова и др.) представлял собой двустишие. Ещё шире распространено двустишие в средневековой метрике — французские восьмисложники , немецкий четырёхударный стих куртуазного эпоса и т. д.

Сонет

Сонет рассматривают чаще всего в качестве одного из жанров лирики. Однако с формальной точки зрения это строфа. Сонет включает в себя две части. Первая состоит из двух катренов (то есть четверостиший), вторая заключает в себе два терцета (то есть трехстишия).

Сонет как строфа — это сколько строк? Чтобы ответить на данный вопрос, можно посчитать их количество в указанных нами составных частях и суммировать полученные числа. Можете сделать это самостоятельно и проверить результат. У вас должно получиться ровно 14 строк. У сонетов стихотворный размер является пятистопным ямбом (реже применяется шестистопный). Даже в классическом, строгом варианте схема рифмовки может меняться при следующем обязательном условии: должны употребляться в катренах две равнозвучные рифмы, в трехстишиях следует применять две (или, что реже, три), которые отличаются от использованных в катренах. Александром Сергеевичем Пушкиным было создано три известных сонета: «Мадонна», «Поэту», «Суровый Дант не презирал сонета…».

Какие существуют виды деления строф?

Деление строф часто происходит на основе соединения рифм в ней

Однако как на Западе, так и в отечественной поэзии уделялось значительное внимание также сочетанию рифмованных с нерифмованными стихами. Это нужно учитывать, отвечая на вопрос «Что такое строфа в стихотворении?»

Кроме того, могут быть также получены строфические виды с помощью введения удлиненных и укороченных стихов. Нередко включается в ряд стихов, имеющих равную длину, один более короткий (что происходит чаще) или же более длинный (что бывает реже). Кроме того, большое распространение сегодня получило чередование по определенным правилам в строфе строк, чаще всего рифмованных, неравной длины.

Следует учесть, что все указанные принципы построения могут друг с другом комбинироваться, множество строф допускает также удвоение с помощью прибавления дополнительной с «зеркальным» (обратным) расположением в ней элементов.

Дистих в европейской поэзии

Античная традиция двустишия была продолжена поэтами раннего Средневековья и эпохи Возрождения. Строфическая форма дистиха также усвоилась в силлабо-тоническом стихосложении неоклассицизма как подражание древнему миру. Известны «Ксении» – собрание рифмованных эпиграмм в немецких элегических дистихах Гёте и Шиллера. Особое влияние на европейскую литературу оказали французские стихотворные размеры, основанные на двустишии, – восьмисложный стих, александрийский стих и т. д.

Интересный факт: самые первые стихи появились в 23 веке до нахей эры. Об их авторе известно лишь то, что это была аккадская принцесса, но ее имя осталось неизвестным. 


Метры стихосложения

В русской поэзии XVIII века двустишие было основной формой лиро-эпических жанров. Дистихами писали великие русские поэты А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, В. Я. Брюсов и др.

Дистихи часто встречаются в качестве афоризмов, эпитафий, эпиграмм, надписей.

Александрийский стих в русской поэзии

Следует отметить также александрийский стих, который прочно вошел в отечественную литературу. Он был заимствован из Франции и стал в 18-м веке в русской поэзии обязательной формой для героической поэмы и классической трагедии. Состоит он из двустиший, представленных цезурованным шестистопным ямбом, в котором присутствуют парные рифмы, попеременно то женские, то мужские. Некоторые другие типы двустиший чаще всего использовались в жанре «романса», а также в надписях, эпиграммах и т. п. Пример — «Черная шаль» Александра Сергеевича Пушкина.

Мы рассмотрели некоторые виды строф. На самом деле, их существует довольно много. Но это основные, которые используются в русской литературе. Можно считать, что в большинстве случаев для анализа стихов этой информации достаточно. Теперь вы знаете, что такое строфа в стихотворении. Надеемся, вы сможете выделить основные ее виды. Ответ на вопрос «Строфа — это сколько строк?» можно найти в этом тексте.

Другие формы двустишия

Помимо очень распространенного элегического двустишия гекзаметра и пентаметра, есть и другие подобные пары стихов как в древней, так и в немецкой поэзии. Это включает:

Алкманский район

В двустишии Алкмана за гекзаметром следует стих Алкмана . Метрическая схема:

— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ — ◡◡ˌ— ◠
— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ — ◡◡ˌ— ◠

Пример (из Johann Heinrich Восс , Friederich Генрих Якоби ):

Пусть олень будет доволен ярмом, а лев — стригущим,
    загнанным послушным домашним скотом.

Архилохский дворик

В архилохианском двустишии за гекзаметром следует (малый) архилохийский стих. Метрическая схема:

— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ — ◡◡ˌ— ◠
—◡◡ˌ — ◡◡ˌ—

Пример (от Фридриха Готлиба Клопштока, Ан Эберта ):

Успокаивая слезы, природа подарила вам человеческие страдания
    Вайса как товарищей.

В 20 веке пример, выходящий за рамки строгой ссылки на древность, можно найти в одном из сонетов к Орфею Райнеру Марии Рилкес . Первые два стиха двадцатого сонета второй части:

Между звездами, как далеко; и все же, сколько еще можно
    узнать здесь.

Асклепиадический двустишие

В Asklepiadic дистиха, А второй glycone следуют в небольшой Asklepiadeus . Метрическая схема:

——ˌ — ◡◡ — ˌ◡ ◠
——ˌ — ◡◡— | —◡◡ — ˌ◡ ◠

В немецкой поэзии вводный спондеус регулярно заменяется хореем; последний слог всегда ударен. Два таких двустишия образуют четвертую строфу Асклепия ; Примером последовательного использования двустишия является An Meine Freunde Людвига Хёльти . Его последний двустишие:

Что ни капли душевного яда
    из твоего пения, слава богу, не кончилось !

В отличие от подавляющего большинства других форм двустишия, в которых за длинным стихом следует более короткий стих, в асклепиадическом двустишии более короткий стих предшествует более длинному. В некоторых стихотворениях Hölty также вставил изменение стиха с более длинным стихом, примером этого является начало «Оболочки забвения» :

Чаша потока, который забвением
    катится по цветам Элизиума.

Пифиамбические блюда

Если гексаметр сочетается со вторым куплетом ямба, говорят о пифиамбическом двустишии. Если второй куплет — это ямбический диметр, существует 1-й пифиамбический двустишие:

— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ — ◡◡ˌ— ◠
◡ —ˌ◡ — ˌ ◡ —ˌ◡ ◡

Примером может служить жизнерадостность Иоганна Генриха Фосса , чья предпоследняя пара гласит:

Долой тьму! Посмотрите, как солнце вдруг
    окрасило башню церкви красным вечерним сиянием!

Если второй куплет — это ямбический триметр, есть второй пифиамбический двустишие.

— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ— ◡◡ ˌ — ◡◡ˌ— ◠
◡ —ˌ◡ — ˌ ◡ —ˌ◡ — ˌ ◡ —ˌ◡ ◡

В качестве примера можно привести начало произведения Карла Вильгельма Рамлера « Герру Бернхарду Роде» :

Ты, закрывший лицо истекающего кровью Цезаря кинжалом своего друга,
    Который все еще нежно наказывает убийцу пурпурным

Ямбический двустишие

В двустишии ямба за триметром ямба следует диметр ямба.

◡ —ˌ◡ — ˌ ◡ —ˌ◡ — ˌ ◡ —ˌ◡ ◡
◡ —ˌ◡ — ˌ ◡ —ˌ◡ ◡

С этой парой Рудольф Александр Шредер разработал посвящение своих немецких од , начало:

Куда по пути, ведь каменистая неровная тропа покрыта
    черной дрожью?

Бернхард фон Лепель ослабил движение пары за счет частого использования углублений с двумя слабо акцентированными слогами, двумя примерами двустиший из Праздника Святой Розалии в Палермо

Вскоре люди, ищущие тропу в скале, подошли
    и нашли бледные кости и понесли их
в высоком серебряном гробу перед алтарем собора —
    крикнул освобожденный город.

Определение понятия

Само слово по-гречески означает «поворот» или «кружение», что совершенно естественно, ведь каждая такая конструкция как бы «закругляет» поэтическую мысль.

В стихосложении так называют сочетание стихотворных строчек, придающее повествованию смысл, ритм и единство синтаксиса.

Возникает вопрос: строфа – сколько же это строк? Это некоторое количество стихотворных строк, от 2 до 14 в зависимости от типа строфического построения.

Поэтому вопросы типа: «3 или 4 строфы – это сколько строк?» считаются некорректными, так как количество стихов или строк в разных строфических конструкциях неодинаково.

Онегинская строфа

Онегинская строфа Александром Сергеевичем была введена в литературу специально для романа под названием «Евгений Онегин». Как нетрудно догадаться, название ее происходит именно от этого произведения. Ей соответствует следующая структурная схема: AbAbCCddEffEgg. Ответить на вопрос «сколько строк в онегинской строфе?» можно, посчитав количество элементов в схеме. Их всего 14. В этой схеме обозначены прописными буквами женские клаузулы (окончания), а строчными указаны мужские. Во всем тексте «Евгения Онегина» структура эта выдерживается, кроме писем Татьяны (глава третья), Онегина (восьмая), а также «Песни девушек» (третья глава).

литература

  • Фридрих Бейснер: История немецкой элегии. 2-е издание de Gruyter, Берлин, 1965.
  • Вальтер Бергер: Distiches. Латинские эпиграммы как гуманистическое наследие. Вена 1994.
  • Сандро Болдрини : Просодия и метрики римлян. Teubner, Stuttgart & Leipzig 1999, ISBN 3-519-07443-5 , стр. 97f.
  • Дитер Бурдорф , Кристоф Фасбендер, Буркхард Моеннигоф (Hrsg.): Литература Metzler Lexicon. Термины и определения. 3-е издание, Метцлер, Штутгарт, 2007 г., ISBN 978-3-476-01612-6 , стр. 161.
  • Даниэль Фрей: Горькие слезы. Исследование элегии и эпиграммы от начала до Бертольда Брехта и Петера Хухеля. Königshausen & Neumann, Würzburg 1995, ISBN 3-88479-985-1 .
  • Отто Кнёррих: Лексикон лирических форм (= карманное издание Крёнера . Том 479). 2-е, переработанное издание. Kröner, Штутгарт 2005, ISBN 3-520-47902-8 , стр. 44f.
  • Марион Лаусберг: Единый список. Этюды по древней эпиграмме. Мюнхен 1982 г.
  • Людвиг Штраус: О структуре немецкого двустишия. В: Тривиум 6 (1948), стр. 52-83.
  • Карл Вефельмайер: Эпилегомены в элегическом двустишии. В: Hermes 124th Vol., H. 2 (1996), pp. 140-149.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: