Смерть поэтессы
История любви Гиппиус и Мережковского впечатляет своей преданностью и искренностью, так как эти два уникальных человека могли понимать друг друга даже без слов. После внезапной смерти Дмитрия Зинаида принялась за написание книги о своём муже. Но произведение под названием «Дмитрий Мережковский» так и не было закончено, так как у поэтессы из-за болезни перестала работать правая рука. Без своего любимого творчества женщина начала терять здравый рассудок.
Писательница неоднократно говорила, что она хочет воссоединиться со своим любимым мужем. На этой почве она часто предпринимала различные попытки свести счёты с жизнью, чтобы покинуть этот мир раньше положенного срока. Но все действия заканчивались неудачами, из-за чего фантазия Зинаиды создала вымышленный мир, в котором такой любимый Дмитрий был по-прежнему жив.
Единственным утешением для души сходившей с ума женщины была её любимая кошка. Животное никогда не отходило от своей хозяйки. Удивительным считается то, что кошка внезапно покинула женщину только в день её смерти. Умирая, Зинаида Николаевна напрасно пыталась отыскать рукой верную спутницу своих последних лет. Василий Зеньковский по всем правилам причастил Зинаиду вечером 1 сентября 1945 года. Женщина на тот момент мало что понимала и практически не говорила.
Настоящая легенда Серебряного века тихо ушла в небытие вечером 9 сентября 1945 года. На тот момент Зинаиде было 76 лет. Похоронили её на русском кладбище под названием Сен-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с супругом, как она и хотела. Непревзойдённое литературное наследие величественной мистификаторши сохранилось в больших сборниках драм, стихов с глубоким смыслом и величественных романов.
https://youtube.com/watch?v=nStApPUviqo
Темы, проблемы, настроение
Можно выделить четыре основные темы, вокруг которых вращается всё творчество Гиппиус: Бог, Любовь, Человек, Смерть.
Поздняя лирика автора, как было отмечено выше, выделяется своей общественно-политической направленностью, частым обращением к теме человека, к его ответственности за свои взгляды и свои поступки. В ней так же просматривается тема любви, но любовь эта сплетена с патриотизмом, это нежное чувство обращено к угасающей «её России».
Поначалу Зинаида Николаевна с мужем воспринимали грядущие изменения с неким энтузиазмом, с трепетом и восторгом, рассматривая их как путь к свободе, к демократии, но дальнейшие события, которые отличались явно выраженным пренебрежением к гуманистическим идеям, сломали их представление о революции.
Все эти идейные трансформации нашли своё отражение в произведениях поэтессы. Негодование и гнев! Отныне этими эмоциональными красками окрашена лирика автора, теперь Гиппиус – это поэт-гражданин, которая докопалась до «звериной» сути большевиков.
В это время Зинаида Гиппиус в своих произведениях поднимает проблему личностного бытия, существования общества в сложившихся обстоятельствах, проблему сосуществования отдельной личности и нынешнего общества.
Настроение данных стихотворений, в частности стихотворения «Так есть», патриотическое. Данные стихи –это страстный порыв, отчаянное желание крикнуть всем: «Что Вы творите?!».
Композиция
Стихотворение «Так есть» состоит всего из 4 строк, но оно несёт в себе мощную энергетику, оно ёмкое, лёгкое по звучанию и тяжёлое по содержанию, оно бьёт правдой по ушам.
Композиционно его можно разделить так же, на четыре части, отметив то, что оно построено по принципу градации.
Всё стихотворение «Так есть» – это размышление поэтессы. Мысли сменяют друг друга последовательно, но не плавно, а резко, отрывисто, что может говорить об авторе произведения, как о человеке конкретном, уверенном, бесстрашном.
Первая строка – это констатация всем известного факта. Зинаида Николаевна начинает своё рассуждение с самого простого и элементарного.
Следующая строка также несёт довольно естественную мысль. «Зверь» — человек, не уважающий чувства других людей, руководствующийся только своими низшими потребностями. Лирический герой стихотворения «Так есть» данными строками чётко обозначает свою позицию по поводу таких «зверей».
Данная строка, довольно жуткого содержания, передаёт готовность автора к обороне, к защите себя и своих близких от беспринципных, от безжалостных, от тех, кто хуже «зверя», от тех, кого в страшные годы революции было бесчисленное множество.
Эта строка несёт в себе всю боль, отчаянье, печаль, скопившиеся за время революции в душе автора. Такой эмоциональный комплект несла в себе не только Зинаида Николаевна, но именно она смогла лаконично, точно, ёмко передать его в данном стихотворении. Данная строка является отражением мировосприятия очень многих людей того времени, которые поспешно покидали уже «не свою» Россию, которым было не суждено вернуться на Родину.
Успехи в литературе
Стихи Зинаиды Гиппиус пользуются спросом во все времена, так как в строчках её поэзии спрятаны основные ноты мелодии души человека, познавшего чувство любви и тем самым пережившего волнующие ощущения, которые сложно передать обычными словами. Талантливые супруги были открыты для единомышленников, из-за чего их семейное поместье стало настоящим центром философской и общественной жизни Петербурга. Все начинающие писатели и поэты мечтали попасть на неординарные литературные вечера Мережковских.
С 1988 года Зинаида начала активно печатать свои стихи в журнале «Северный вестник». Позднее свет увидел рассказ, который был опубликован в «Вестнике Европы». После этого женщина взяла себе мужской псевдоним — Антон Крайний. Успешная литераторша успешно писала в разных направлениях, благодаря чему свет увидело много интересных стихов:
- «Бессилие».
- «Вымысел».
- «Посвящение».
- «Песня».
- «Всё кругом».
- «Знайте!».
Выпускаемые в свет стихи Гиппиус, а также безупречная проза Мережковского не вписывались в строгие рамки общепринятой литературы. Именно поэтому крупные издательства печатали их на свой страх и риск. Критики с особым интересом наблюдали за успехами поэтессы. Активная и целеустремлённая Зинаида в своё время оказалась у самих истоков символизма, который зарождался на территории России. Верными соратниками целеустремлённой женщины стали многие талантливые личности:
- К. Бальмонт.
- Ф. Сологуб.
- Н. Минский.
- И. Анненский.
- В. Брюсов.
В 1926 году супруги решили организовать своеобразное братство под названием «Зелёная лампа». Это было долгожданное продолжение одноимённого сообщества начала XIX века, в котором участвовал известный Александр Пушкин. Но уже через некоторое время все собрания стали закрытыми, а определённый круг гостей приглашался только по списку. На сегодняшний день достоверно известно, что постоянными участниками таких сборов были Б. Зайцев, А. Ремизов, Н. Тэффи, И. Бунин, Н. Бердяев, М. Алданов.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Так есть» — это и сама поэтесса, и вся интеллигенция, и всё то общество, которое было против изменений, против братоубийства, это те люди, которые, возможно, хотели неких изменений, но до конца не осознавали пути, по которому придётся пройти всей России, не могли предвидеть всех жертв, всех лишений. Это собирательный, обобщающий образ.
В общественно-политической поэзии Гиппиус сложно разглядеть какие-то символы, знаки, но, опираясь на более раннее творчество поэтессы, данное стихотворение можно расшифровать таким образом.
- Свет – это символ истины, праведности, символ миропорядка. Если не будет «света», не будет порядка, то потеряется ясность происходящего, потеряется смысл. Также свет символизирует знания, которые необходимы для правильного восприятия мира и событий. Сама Зинаида Николаевна надеялась, что, может быть не всё, но что-то, вернётся на круги своя, верила, что праведный свет воссияет над всем происходящим ужасом.
- Можно предположить, что зверь – это тоже некий символ.
Человек – это существо, имеющее лицо своё обращённым вверх, к небу, как к цели бытия и будущему жилищу (Церковный Словарь Г. Дьяченко). То есть человек стремится к великому, к совершенству, к самоисправлению, а зверь не имеет такого стремления, он просто существует. - Зинаида Гиппиус пишет, что «если человек зверь — я его ненавижу», то есть, она испытывает призрения к людям без цели, без желаний совершенствоваться, а людей, которые «хуже зверя», она не понимает, она не знает, что от них ожидать, они страшат её, следовательно, она его «убивает».
- К смерти Зинаида Гиппиус относилась как к долгожданному расставанию с земной действительностью, которая не всегда соответствовала её представлениям. То есть, смерть для поэтессы – это положительный выход из сложившейся ситуации.
Но в данном стихотворении речь идёт о «другой смерти», о упадничестве духа, об безысходности. Крайнюю строку можно расшифровать либо как дальнейшее безразличное существование без «её России», либо как благородную готовность умереть за, опять же, «свою Россию».
Название стихотворение «Так есть» — это, можно сказать, краткое содержание всего произведения, основная мысль, заключённая в двух словах. Эти слова выражают мысль поэта о том, какая была Россия и какая стала, то есть, «так было — так есть».
История создания
Стихотворение «Так есть» написано в феврале 1918 года, как отклик души на события февраля 1917 года. В тот (1917) трагичный год, перевернувший все привычные устои, Зинаида Николаевна с мужем находились в питерской квартире, в которой по вечерам собиралась вся интеллигенция, обсуждала политические события, делилась новостями. Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский (муж) положительно отнеслись к отречению царя и созданию временного правительства. Но предвидеть дальнейшие события они никак не могли…
Расстрел невинных граждан интеллигентной наружности, полный беспредел, творившийся на улицах города – всё это отпечатывалось в душе поэтессы ужасом, несогласием с несправедливостью. В 1919 году Зинаида Николаевна и Дмитрий Сергеевич покинули Россию навсегда.
Зинаида Гиппиус была очень интересной личностью, но не всем понятной, но она была уникальной. О ней ходило множество слухов, кто-то её считал высокомерной, резкой, другие же напротив, отзывались о ней как о человеке дворянской нравственности, благородности, чуткой и доброй. Не поддаётся сомнению лишь тот факт, что она обладала удивительным «чутьём», с помощью которого она узнавала великих, талантливых, удивительных личностей, некоторым из которых дарила путёвку в «творческую жизнь»: А. Блок, С. Есенин, О. Мандельштам.
Жанр, направление, размер
Лирическое произведение «Так есть» довольно резкое, также оно является размышлением автора, которому присущ печальный, даже трогательный характер. Все эти черты свойственны такому жанру, как элегия. Этот жанр близок многим символистам, коим и является Зинаида Гиппиус.
Дмитрий Сергеевич и Зинаида Николаевна, можно сказать, являются первоисточниками данного направления. Они разработали концепцию и обозначили основные принципы данного течения. Но нельзя не заметить, что многие её современники не считали творчество поэтессы символистским. Е. Г. Лундберг охарактеризовал лирику Гиппиус как лишённую красок, отметив, что символизм «чужд творчеству Гиппиус так же, как ей чужда и непосредственность здорового реализма». Другие же причисляли её к религиозному крылу символистов, которым свойственно сочетать религиозные искания с разработкой своей собственной философии.
Данное стихотворение относится к общественно-политической поэзии автора. Эта направленность присуща поздней лирики поэтессы, которая стала, практически, основной в годы революции.
Размер стихотворения «Так есть» — шестистопный хорей. Рифмовка –смежная. Рифма – женская.
Самые интересные факты
Зинаида Гиппиус обладала отличным даром поэтессы и неординарной внешностью, притягивающей внимание мужчин. У женщины были густые локоны с насыщенным медным отливом и зелёные миндалевидные глаза
Она была излишне стройна и всячески подчёркивала свою худобу экстравагантными нарядами. Но более экстравагантным было поведение поэтессы.
Первое впечатление о ней всегда было неоднозначным. Некоторые известные литераторы считали, что Гиппиус была слишком высокомерной, злобной и холодной личностью. Она умела всего за несколько минут вызвать у толпы всплеск восхищения, после чего вела себя, как настоящая княгиня. Но, несмотря на всё это, за маской сильного человека скрывалась добрая и чуткая женщина. Именно Гиппиус помогла многим талантливым поэтам обрести столь долгожданную известность.
В архивах сохранилась информация о том, что Зинаида испытывала некую страсть к образу сильного мужчины. Присущая ей маскулинность характера резко переплеталась с нежным нравом её супруга. Гиппиус часто использовала различные псевдонимы мужчин, чтобы писать стихи от их лица.
К не менее интересным и шокирующим историческим фактам можно отнести:
- Зинаиду часто при жизни называли колдуньей, из-за чего на похоронах женщины некоторые люди собрались вокруг гроба и с особым энтузиазмом стучали по нему, чтобы убедиться в том, что она действительно умерла.
- Истории известен случай, когда на сытном обеде большого философского общества поэтессу сильно огорчило однообразное меню. Именно поэтому она поделилась своим мнением с рядом сидящим человеком: «Как же скучно. Всё время подают одно и то же. Снова эта телятина! Хоть раз бы подали нам жареного младенца!». После услышанного сосед Гиппиус был в шоке.
- Иван Бунин панически боялся смерти, из-за чего он пытался избегать всего, что с ней было связано. Но на похоронах Гиппиус он не только присутствовал, а даже не отходил от гроба поэтессы ни на секунду.
- Достоверно известно, что в своих стихотворениях Зинаида неоднократно признавалась в искренней любви к баронессе Овербек, которая была её близкой подругой.
https://youtube.com/watch?v=Yr9ZYV4-SF0
Детские годы
Будущая поэтесса появилась на свет 20 ноября 1869 года в Тульской области. Девочка родилась в дружной семье дворянского происхождения. Отец Зинаиды был известным в те времена юристом, услуги которого пользовались огромным спросом. В семье на тот момент росли ещё три дочери. Всё семейство было вынуждено часто менять место жительства, так как этого требовала весьма прибыльная работа Николая Романовича.
За трудолюбие и ответственный подход к своей работе отец большого семейства получил долгожданную должность обер-прокурора в 1880 году, после чего они переехали в Нежин. Но вскоре Николай Романович почувствовал резкое ухудшение здоровья и через год умер от туберкулёза. Это событие сильно подкосило семью, так как на руках у вдовы Николая осталось четыре дочери, незамужняя младшая сестра и престарелая бабушка.
https://youtube.com/watch?v=Ymyuytrfyho
Туберкулёз и переезды
После смерти главы семейства мать приняла решение перевезти родных в Москву, так как она надеялась улучшить своё финансовое положение. Уже подросшую Зину отправили учиться в местную гимназию, но уже через несколько месяцев у неё диагностировали закрытую форму туберкулёза. Анастасия Васильевна сильно опасалась за здоровье своей дочери, из-за чего они снова приняли решение переехать, но теперь в Ялту. Материальное положение семейства оставалось крайне тяжёлым
Важно учесть, что в течение всей своей жизни Зинаида Гиппиус усердно боролась с патологиями верхних дыхательных путей.
В Крыму к семье приехал брат Анастасии, Александр Степанов, который взял на себя все финансовые вопросы. Вскоре он решил перевезти своих родных в Тбилиси. Для улучшения состояния Зинаиды он арендовал отличную дачу с просторными комнатами и большими окнами в Боржоми. Но будущую поэтессу Серебряного века ждало ещё одно потрясение. В 1885 году Александр Степанов скоропостижно умер от менингита. Семье ничего не оставалось, как остаться в Тбилиси.