Обращение к теме
Тема России и её судьбы в поэзии Блока заняли центральное место не сразу. До этого мастер увлекался символизмом и стал крупнейшим представителем этого направления. В таком духе были написаны знаменитые «Стихи о Прекрасной Даме».
Кровавые события революции 1905 года раскрыли Александру Александровичу несостоятельность его идеалов. Он ощутил кризис и выразил его в создании драмы «Балаганчик». От туманного символизма он сознательно стал переходить к реальной теме многострадального родного края, однако и в её рамках он сочетал бытовое и мистическое, а также щедро использовал метафоры. Умение создавать и применять яркие сравнения сам Блок считал признаком истинного поэтического таланта, поэтому «прозрение таинственной сущности жизни через метафорическое восприятие» — визитная карточка стиля Блока.
Жанр и размер стихотворения
Стихотворение можно отнести к философской лирике или «лирике прямого высказывания». Оно построено в форме обращения поэта к Руси, поэтому это и похвальное слово, и признание в любви.
Размер, которым написано стихотворение, – четырёхстопный ямб. В каждой строфе по четыре строки (катрен) с перекрёстной рифмовкой. Лёгкость и воздушность стихотворению придаёт пиррихий (двусложная безударная стопа), встречающаяся в каждой строке. Спондей (утяжелённая стопа из двух ударных слогов) служит для дополнительного выделения слова. Выделяя слова «ты» и «Русь» в начале первой и второй строфы, поэт подчёркивает доверительно-уважительное, личностное отношение к родине
Использование повторяющегося слова «где» в начале строф с третьей по седьмую включительно (анафора) позволяет акцентировать внимание читателей на картинах, создающих точный и яркий образ Руси. Напряжённость душевной жизни лирического героя требовала соответствующих ритмов
Блок часто обращался к дольнику, то есть разбивал лирическое произведение на доли с одним ударным и несколькими безударными звуками. Размер стихотворения «Русь» — трёхдольник.
Посещение
Г о л о с
То не ели, не тонкие ели На закате подъемлют кресты, То в дали снеговой заалели Мои нежные, милый, персты. Унесенная белой метелью В глубину, в бездыханность мою, – Вот я вновь над твоею постелью Наклонилась, дышу, узнаю… Я сквозь ночи, сквозь долгие ночи, Я сквозь темные ночи – в венце. Вот они – еще синие очи На моем постаревшем лице! В твоем голосе – возгласы моря, На лице твоем – жала огня, Но читаю в испуганном взоре, Что ты помнишь и любишь меня.
В т о р о й г о л о с
Старый дом мой пронизан метелью, И остыл одинокий очаг. Я привык, чтоб над этой постелью Наклонился лишь пристальный враг. И душа для видений ослепла, Если вспомню, – лишь ветр налетит, Лишь рубин раскаленный из пепла Мой обугленный лик опалит! Я не смею взглянуть в твои очи, Все, что было, – далеко оно. Долгих лет нескончаемой ночи Страшной памятью сердце полно.
Сентябрь 1910С. Шахматово
Обращение к теме
Тема России и её судьбы в поэзии Блока заняли центральное место не сразу. До этого мастер увлекался символизмом и стал крупнейшим представителем этого направления. В таком духе были написаны знаменитые «Стихи о Прекрасной Даме».
Кровавые события революции 1905 года раскрыли Александру Александровичу несостоятельность его идеалов. Он ощутил кризис и выразил его в создании драмы «Балаганчик». От туманного символизма он сознательно стал переходить к реальной теме многострадального родного края, однако и в её рамках он сочетал бытовое и мистическое, а также щедро использовал метафоры. Умение создавать и применять яркие сравнения сам Блок считал признаком истинного поэтического таланта, поэтому «прозрение таинственной сущности жизни через метафорическое восприятие» — визитная карточка стиля Блока.
Композиция
Разделенное на две части произведение начинается с отсылки к Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит её, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего её сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нём появляется мотив дороги, который закольцовывает композицию, но если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. Россия всегда находится в поиске пути. И хотя песня ямщика всё так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Особенности композиции
Композиционно стихотворение можно разделить на две части. Их между собой связывает фигура лирического персонажа:
- Первая часть более скрытая, в ней описывается исторический облик Руси, ее богатая природа и бедность живущих на ее территории людей.
- Во второй части рассказывается про лирического героя, его глубокие переживания о судьбе отечества и о своем месте в этом мире.
Поэт четко разделили две части стихотворения за счет употребления в начале седьмой строфы наречия «так». Этот прием называется уподобление. С его помощью весь предыдущий текст представляется в виде образного сравнения к тому, что будет сказано после.
В начале произведения ритм ускорялся от повторения «где», но после шестой строфы происходит перелом интонации и ритм замедляется, формируя все условия для размышлений персонажа. За счет этого создается впечатление, что он успокоился и его душа обрела точку опоры. Лирическое произведение отличается своей динамичностью. В нем внешнее движение отображает напряженную внутреннюю жизнь поэта.
«Тема родины в творчестве Блока»
«Этой теме я сознательно и бесповоротно Посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь и смерть, Счастье или погибель…» Из письма А. А. Блока К. С Станиславскому А. А. Блок — удивительный писатель Серебряного века. Он оставил после себя довольно богатое поэтическое наследие. В его литературном багаже различные циклы, посвященные разным темам. Но, на самом деле, о чем бы ни писал поэт, все его творчество было посвящено Родине. Он сам об этом сказал на одном из поэтических вечеров. Во время чтения стихов его попросили прочесть стихи о России. «Это все о России», — ответил поэт. Особенно поэта затрагивает природа родной страны. Она — не только излюбленная тема его стихотворений, но и сквозной мотив всей лирики. Блок как бы мыслит образами природы. В ранних стихах Блока прекрасные мгновения и образы природы — символы божественной сущности мира. Заря, туманное утро, «сумерки вешние» — это лики Прекрасной дамы, вечной жены, божественной премудрости. Зрелое творчество поэта пропитано уже более осознанной любовью к России, к ее природе. Это можно очень ярко увидеть благодаря первым строчкам многих стихотворений поэта: «Бушует снежная весна…», «О, весна без конца и без краю…», «Свирель запела на мосту, и яблони в цвету…», «Вербы — это весенняя таль…», «Май жестокий с белыми ночами…» и так далее. Примечательны в этом плане и названия циклов: «Снежная маска», «О чем поет ветер». Тема родины явственно зазвучала в стихотворении «Осенняя воля». Это произведение открывает серию стихов Блока о России. Строка «Выхожу я в путь, открытый взорам» звучит как лермонтовское «Выхожу один я на дорогу». Но у Блока чувство трагического одиночества преодолевается любовью к бедной, невзрачной природе деревенской России: Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земля… Заканчивается стихотворение искренним восклицанием поэта: Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! Во всем творчестве Блока явственно ощущается, что Россия для него — начало, к которому должен стремиться каждый поэт. Она для него вечно прекрасная, нестареющая возлюбленная, Невеста, Вечная Жена, которая все поймет и простит. Огромной любовью и нежностью пропитаны строки поэта: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви… Поэт любит свою родину такой, какая она есть: нищей, серой. Тем не менее, Блок верит в Россию, верит в ее будущее, в приближающийся новый век. В цикле «На поле Куликовом» Блок пытается осмыслить исторический путь России от татарского ига до наших дней. Для него Куликовская битва — символическое событие, которому суждено повториться. Народная воля, накапливаясь под гнетом в глубине народной жизни, взрывается мятежом, битвой: Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! В этих стихах нет самой битвы, показан только канун этого события. Блок дает понять, что и сейчас Россия находится накануне «невиданных перемен» и «неслыханных мятежей». Чувствуя свою неразрывную связь с Родиной, поэт часто называет ее «женой». Думаю, это связано с тем, что именно с женой человек проходит свой жизненный путь, разделяя общие невзгоды и радости. Поэтому и Блок чувствует единение своей судьбы с судьбой своей страны. Именно по этой причине тему Родины в творчестве Блока по праву можно назвать главной, лежащей в основе всей его поэзии.
Средства выразительности
Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:
- Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
- Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
- Сравнение – “как слезы первые любви”.
С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.
Выбор направления
Какое бы обращение к отчизне автор ни выбрал в каждом конкретном стихотворении, все они образуют единую картину восприятия поэтом России. Очевидно, такие яркие образы выбраны, чтобы вдохнуть в объект своего восхищения жизнь и затронуть патриотические чувства читателей.
Интересно, что в лирике Александра Александровича практически нет воплощения отчизны в лице матери, которое часто можно встретить у других поэтов. Обоснование этому состоит в чувстве глубокой тревоги автора за судьбу родного края и желании помочь ей. Образ матери ассоциируется с надёжностью, покровительством и поддержкой, но Блок считает, что России самой необходима хорошая защита и преданность, значит, ему более близок облик хрупкой девушки, невесты или жены, за которую мужчина несёт ответственность.
Образность описания
Образ Родины в творчестве Блока многогранен. Однако анализ его произведений позволил выделить несколько основных направлений, которых он придерживался для её описания:
- Россия как сказочный край, населённый загадочными существами;
- нежная и трепетная возлюбленная;
- место, где творится история;
- многострадальная страна, чьим жителям приходится сталкиваться с трудностями, но они стараются это изменить;
- великий и благодатный край;
- живое существо с человеческими чувствами.
Но не всегда в отдельном стихотворении Блок использовал только один образ. Например, стихотворение «Русь» можно считать примером первого, сказочно-колдовского поэтического воспевания. В нём описаны мифические болота и дебри, упоминаются колдуны и ведуны, ведьмы и ворожеи. Главной героине стихотворения приписывается едва ли не божественное происхождение, из-за которого автор не смеет коснуться её одежды.
Тема России в лирике Блока
Александр Блок единодушно признан критиками одним из лучших русских поэтов не только двадцатого столетия, но и за всю историю отечественной литературы. Король художественного образа и иносказательности, мастер, который одним мотивом был способен раскрыть перед читателем смысл произведения. Недаром многие литературные эксперты отмечают близость его стихов с музыкой, и в частности с любимым жанром поэта — романсом. Тема России в лирике Блока является превалирующей. Об этом неоднократно говорил и сам поэт. Умело сочетая мистику и эфемерное начало с тяжелым бытом и суровой реальностью, великий стихотворец искренне переживал в своих произведениях за судьбу своей страны.
Тема родины в лирике Блока была избрана им в самом начале его творческого пути и прошла лейтмотивом через всю творческую жизнь. В первых же опубликованных стихах «Гамаюн, птица вещая», поднимается вопрос о пути России, вспоминаются трагические моменты истории. Часто родина у Блока предстаёт в образе женщины: невеста в стихотворении «Новая Америка». А само чувство истинного патриотизма, по мнению поэта, сродни самым чистым любовным переживаниям.
Можно сказать, что тема России в лирике Блока была очень личной. Во многом она схожа по настроению с «Родиной» Лермонтова. У обоих поэтов явственно отрицается ценность официозного патриотизма, показного пафоса, преклонения перед флагом или иными атрибутами власти. Для них родина – это простой народ. Для Блока, как и для Лермонтова, намного важнее крестьянская нищета, отброшенная революцией ещё дальше на задворки жизни; миллионы судеб простых людей, закрутившихся в вихре революции.
Несмотря на горькие переживания и ярко выраженную экзальтированность во всем, что касается отчизны, Блок искренне надеется на то, что судьба России будет великой. Именно эта некрасовская вера в простой народ и исторический оптимизм лучше всего характеризуют постреволюционный период его творчества и являются актуальными до сих пор.
Образ России предстаёт одновременно загадочным и трагическим: великая страна с непостижимым духом и своей собственной, неповторимой судьбой. Эта точка зрения очень роднит его с Тютчевым, написавшим знаменитые строки: «умом Россию не понять…».
Несмотря на городской стиль жизни поэта, образ России в лирике Блока отсылает читателя именно к деревенской эстетике: глушь, дорога, ямщики, серые крестьянские избы.
Поэтом часто затрагивается тема самоидентификации России, определение собственного уникального пути. Революция принимается Блоком как необходимость и важный этап, без которого нельзя было обойтись.
Тема России в лирике Блока неизменно соседствует с темой обреченности его собственного поколения. В характеристике себя и своих ровесников неизменно сквозит мотив ремарковского «потерянного поколения»:
Я верю: новый век взойдет Средь всех несчастных поколений.
Из этого вытекает и осознание своей значимости, необходимости быть стойким ради своего же народа.
Подводя итог, следует отметить, что тема России в лирике Блока являлась для великого поэта одновременно фундаментом и вдохновением.
Средства выразительности
Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:
- Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
- Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
- Сравнение – “как слезы первые любви”.
С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.
Первое стихотворение с такой тематикой написано было в мае 1907 года. Оно явилось результатом, скорей всего, переосмысления жизни и навеяно разочарованием поэта событиями, происходящими в стране в 1905 году. Он начинает поиски своего отношения к происходящему, незыблемым ценностям.
Обращение к теме
Тема России и её судьбы в поэзии Блока заняли центральное место не сразу. До этого мастер увлекался символизмом и стал крупнейшим представителем этого направления. В таком духе были написаны знаменитые «Стихи о Прекрасной Даме».
Кровавые события революции 1905 года раскрыли Александру Александровичу несостоятельность его идеалов. Он ощутил кризис и выразил его в создании драмы «Балаганчик». От туманного символизма он сознательно стал переходить к реальной теме многострадального родного края, однако и в её рамках он сочетал бытовое и мистическое, а также щедро использовал метафоры. Умение создавать и применять яркие сравнения сам Блок считал признаком истинного поэтического таланта, поэтому «прозрение таинственной сущности жизни через метафорическое восприятие» — визитная карточка стиля Блока.
https://youtube.com/watch?v=_ZSyQFw9y_o
Родина. Анализ стихотворения Александра Блока
Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны, которая была позорным образом проиграна, и обнажила все самые болезненные и острые проблемы России А. Блок начинает свою миссию. Он ищет ценности там, где их, казалось бы, и нет. Поэт, обращается к самым грязным, к бытовым истокам своей Родины и посвящает ей цикл своих стихотворений. Стихотворение «Ты отошла, и я в пустыне…», написанное в 1907 году открывает его и задаёт атмосферу и настроение последующим произведениям.
Библейские религиозные мотивы тесно сплелись с любовной романтической тематикой. За страданиями мужчины по женщине, можно увидеть боль поэта за свою Родину. Эта аллегория читается между строк. Лирический герой в образе самого Иисуса Христа, а его возлюбленная – сама Галилея. Эпитет «невоскресшему Христу» наводит на мысль, что в стихотворение занесён библейский сюжет: предательство своим родным краем «Сына Человечьего» и смерть далеко за его пределами.
Стихотворение является пророческим: Блок как бы заглядывает в будущее, видит новую власть и новый режим, понимая, что он несёт крах и разрушение его стране. Потеря Родины всё равно, что потеря жизни, без одного нет второго.
Стихотворение условно можно разделить на 3 части. В первой строфе лирического героя искушает сам дьявол, что передаётся эпитетами: «песку горячему», «слова гордого». В следующей части раскрывается боль Христа из-за предательства Родины. А в третьей же строфе видны мысли поэта по поводу того, что умерев на чужбине, воскреснуть не представляется возможным.
В произведении почти отсутствуют средства художественной выразительности, оно по-библейски аскетично. Присутствует только инверсия: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык»
Четырёхстопный ямб придаёт стихотворению простоты, чёткости и ритма. Простота изложения не оттеняет главного смысла, не перегружает его и обнажает читателям самую его суть. Этот замысел поддерживает и перекрёстная рифма.
Стихотворения А. Блока «Родина» — одно из самых глубоких и лиричных не только в главном цикле его жизни, но и из всех написанных им произведениях. Основная мысль, заложенная в произведении: нынешнему поколению необходимо понять, что без Родины и жизнь не жизнь.
___________________
Выбор направления
Какое бы обращение к отчизне автор ни выбрал в каждом конкретном стихотворении, все они образуют единую картину восприятия поэтом России. Очевидно, такие яркие образы выбраны, чтобы вдохнуть в объект своего восхищения жизнь и затронуть патриотические чувства читателей.
Интересно, что в лирике Александра Александровича практически нет воплощения отчизны в лице матери, которое часто можно встретить у других поэтов. Обоснование этому состоит в чувстве глубокой тревоги автора за судьбу родного края и желании помочь ей. Образ матери ассоциируется с надёжностью, покровительством и поддержкой, но Блок считает, что России самой необходима хорошая защита и преданность, значит, ему более близок облик хрупкой девушки, невесты или жены, за которую мужчина несёт ответственность.
Композиция
Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Блок. Стихотворение «Гамаюн, птица вещая»
Считается, что тема трагичной истории России впервые появилась в стихотворении, принадлежащем совсем еще юному Александру, «Гамаюн, птица вещая»:
Стихотворение стало первым громогласным обращением Блока, совместившим любовь к России и осознание ужаса от прошлого и настоящего. Но автор хочет понять истину независимо от того, насколько она ужасна и страшна.
Первым обдуманным и серьезным воплощением патриотической мысли считается произведение, датированное 1905 годом, «Осенняя воля».
Поэт обращается к Родине:
Лирический герой, показанный Блоком, испытывает одиночество, и оно нестерпимо трагично. Помочь преодолеть его может только любовь к России, ее природе. Поэт признает, что пейзажи родного края иногда невзрачны и не радуют глаз, но именно они могут дать успокоение, счастье и смысл жизни его истерзанной душе:
Псалмы, воспеваемые нищим, являются отголоском пьяной Руси. Однако это не смущает поэта. Ведь именно истинное лицо России, без прикрас и богатого пафоса, является неиссякаемым источником его вдохновения. Именно эта Родина – грязная, пьяная, нищая исцеляет Блока, дарит ему спокойствие и надежду.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Главная мысль сказки Городок в табакерке Одоевского Мальчику Мише отец подарил табакерку. Он начал рассказывать, как там все устроено: колокольчики, молоточки, пружинки.
- Сочинение Иван Петрович Берестов в повести Барышня-крестьянка Пушкина Иван Петрович Берестов является героем повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Барышня-крестьянка». Из рассказа автора мы узнаем, что он является помещиком в Тугилове и родным отцом Алексея
- Шолохов
- Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ Образ Лизы Болконской – один из многочисленных образов представительниц прекрасного пола романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
- Сочинение на тему Я гражданин России 5, 7 класс Я — человек, который родился в Российской Федерации, и очень благодарен своим родителем. Ведь эта страна, могущая и готова одолеть все препятствия. Она добилась много
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…
Вольному сердцу на что твоя тьма?
Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых…
Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла…
Соколов, лебедей в степь распустила ты —
Кинулась из степи черная мгла…
За море Черное, за море Белое
В черные ночи и в белые дни
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни…
Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим…
Что же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?
19 июля 1910 года
*****