Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Проект по литературе «ох уж эти размеры!»

Односложные стихотворные размеры: брахиколон

У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).

Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:

Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.

Как определить размер стихотворения

Перед тем как практически определить размер того или иного поэтического произведения, рекомендуется выписать его отдельно в тетрадь или на лист бумаги. В черновике необходимо расставить ударения или обозначить границы стоп. Как правило, последние схематически обозначаются знаком , безударные слоги можно отметить знаком _, а ударные — крестиком, x.

Для проверки правильности деления стихотворной строки достаточно сопоставить схематическое изображение произведения — ритмичный рисунок должен совпадать. Указанные выше стихотворные виды можно схематически обозначить следующим образом (схематически обозначены только первые строки приведенных примеров):

  • Брахиколон — х/х.
  • Ямб — _х/_х/_х/_х/_.
  • Хорей — х_/х_/х_/х.
  • Дактиль — х_ _/х_ _/х_ _/х_ _.
  • Амфибрахий — _х_/_х_/_х_/_х_.
  • Анапест — _ _х/_ _х/_ _х/_.

Количество имеющихся стоп в стихотворной строке определяет размер текста. Так, если в поэтическом творении четыре стопы, в состав которых входит три слога, и ударение приходится на первый из них, то рассматриваемая поэзия написана четырехстопным дактилем.

Особую трудность могут вызывать так называемые «нечистые» размеры — когда к основному ритмическому рисунку крепится безударный слог, называемый пиррихием. В рассматриваемых примерах размер стиха Александра Блока определяется как трехстопный анапест с пиррихием в конце первой и третьей строки. Особенно отчетливо нарушение ритмического рисунка видно на схеме: после трех стоп с ударением на последний слог остается один безударный. Чтобы правильно определить размер такого текста, необходимо составить схематическое изображение всех строк строфы, и посмотреть — каким образом написана большая часть строк.

Правила постановки ударения и деления строки на стопы помогают правильно определить стихотворный размер поэтического произведения

Отдельное внимание важно уделить звучанию стихотворной строки для определения основного ритмического рисунка. Для более точного определения можно несколько раз произнести строку вслух, как бы скандируя ее

Разновидности хорея с примерами

В зависимости от числа стоп, используемых в строке, стихи, написанные хореем можно разделить на несколько типов. Главные из них и примеры к ним перечислены ниже.

Четырехстопный хорей

Из всех хореических размеров в русской поэзии четырехстопный хорей – самый распространенный и популярный.

В лирике круг применения четырехстопного хорея довольно широк: это и торжественные гимны (например, «Гром победы раздавайся» Державина), и элегии («Дар напрасный, дар случайный» Пушкина), и шуточные стихи, и народные песни:

Стихам, написанным хореем, присуща разговорная эмоциональность, которая порождает ощущение некоторой простоватости, прямоты. Именно на хорее выстроена поэма «Василий Теркин»:

В более крупных произведениях он используется для стилизации народных эпических песен, а также представлен в сказках и балладах (например, «Утопленник» Пушкина):

Четырехстопный ямб не утратил своей актуальности до наших дней. Вот пример этого размера в шедевре мастера тяжелого русского рока Анатолия Крупнова «Аве, Цезарь»:

Трехстопный хорей

Довольно редкий вид хорея в русской поэзии. Обычно он встречается в коротких стихотворениях, но бывают и исключения, например знакомое всем стихотворение «Детство» Сурикова:

Очень редко трехстопный хорей выступает самостоятельно, обычно он сочетается с четырехстопным:

Пятистопный хорей

Пятистопный хорей также встречается нечасто. Пушкин, например, не написал пятистопным хореем ни одной строчки (по крайней мере, ни одна не сохранилась до наших дней).

Лермонтов также мало писал этим хореем – всего четыре стихотворения, но одно из них, знаменитое «Выхожу один я на дорогу», оказало очень сильное влияние на целый ряд писателей и русскую литературу.

Это стихотворение открывает длинный ряд лирических размышлений о жизни, окрашенных образами природы.

Пятистопный хорей встречается в переводах эпических поэм и народных песен:

Куплеты знаменитой песни ДДТ «Что такое осень» также написаны пятистопным хореем:

Шестистопный хорей

Шестистопный хорей обычно встречается с цезурой в середине стиха и как бы распадается на два трехстопника:

Цезура (ритмическая пауза) здесь отмечена знаком //.

Встречается и бесцезурный хорей из шести стоп. Он ведет свое начало от народной поэзии. Это типичный стих севернорусских причитаний, но также появляется и в народной лирической песне, и текстах шутливой тематики:

Другие (редкие) виды хорея

Семистопный хорей получил развитие в пору Серебряного века. Пример бесцезурного семистопника:

А вот редкий восьмистопный хорей:

  • Разностопный хорей встречается несколько чаще разностопного ямба, вероятно, потому что хорей как размер кажется более монотонным и охотнее разнообразится разностопностью.
  • Вольный хорей, в отличие от вольного ямба, в русской поэзии почти отсутствует. Краткий взлет вольных хореев произошел в 1890-1930-х гг. (например, у Маяковского – «Товарищу Нетте», «Сергею Есенину»).

Дактиль

В переводе с греческого наименование этого вида переводится как «палец»

Можно предположить, это связано с тем, что дактиль словно указует на нечто важное, делает акцент на первом слоге из трёх, ведь именно он в этом размере является ударным

«Тучки небесные, вечные странники…»

М. Лермонтов, в отличие от А. Пушкина, отдавал предпочтение трёхсложным размерам, среди которых и дактиль. Этот размер широко употреблялся как в восемнадцатом веке, так и в двадцатом, и до сих пор не сдаёт своих позиций, так как обладает большой выразительностью. В приведённых выше строках присутствует и так называемая дактилическая рифма, когда после ударной гласной следуют два слога.

Этимология слова «анапест»

Попытаемся узнать, что такое анапест в литературе. И примеры знаменитых поэтов будут в этом деле учебным материалом. Значение слова близко удастся рассмотреть, когда приходит понимание его истоков. Само слова «анапест» произошло от греческого и означает «обратный». То есть в этом случае имеется в виду противоположность анапеста дактилю. Трехсложный дактиль отличается ударением на 1 слог соответственно, его ритмика имеет интонацию «падения». Эта интонация прекрасно слышится в стихах, и даже для людей, не занимающихся анализом стихотворных строф, различение дактиля и анапеста не станет сложным заданием. Между ритмикой падающего и растущего слога есть середина — третий размер трехсложного «мира» в поэзии — амфибрахий, в котором ударение падает, как уже понятно многим, на 2 слог.

Хорей

Чаще всего поэтами употреблялся четырехстопный или шестистопный хорей. С середины XIX столетия стал популярным и получил значительное развитие пятистопный хорей.

Хорей часто использовал главный русский поэт XIX века Александр Пушкин, чередуя его с ямбом. Поэтому наглядный пример хорея лучше всего привести из его творчества. За образец можно взять стихотворение «Зимний вечер», которое начинается строчкой «Буря мглою небо кроет…».

Пример пятистопного хорея мы найдем у Михаила Лермонтова в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…». Эта строчка, которая является и названием произведения, наглядно демонстрирует особенности пятистопного хорея.

Размеры в стихах А.С. Пушкина

Лучезарный поэт — А.С. Пушкин — не слишком жаловал анапест. Примеры стихов Пушкина, конечно, есть, и мы их приведем. Но в основном он использовал шестистопный ямб и экспериментировал с хореем. В то время анапест был в новинку, и только когда поэт в более позднем возрасте уже пытался разнообразить метрику и звучность стиха, стал иногда использовать трехсложный стихотворный размер.

Мы можем найти анапест в поэме «Цыгане». В этом произведении с помощью анапеста написан монолог героини Земфиры:

Я другого люблю,

Еще позже он написал в анапесте произведение «Будрыс и его сыновья», которое изучают в школах.

Только в зрелом возрасте поэт свободно писал всеми классическими размерами, и все его произведения отражают личный стиль. Причем это уже была отшлифованная долгим трудом стилистика, где свободно уживались все стихотворные размеры. Именно поэтому Пушкин и стал гением всех времен.

Трехсложный стихотворный размер анапест. В чем особенность?

Ударением пользуются, чтобы усилить логическое построение, указать основные понятия стихотворного сообщения. А также сохранить «мелодию» сказанного. Значение его в литературе неизмеримо. Анапест как размер обладает незабываемым ритмом. Трехсложный стихотворный размер может иметь до 5 слогов в строфе, как писал А. Фет. Голос читающего нарастает от 1 слога до последнего в прогрессии

Это придает сказанному особую важность, величие и серьезность текстам. Анапест — это трехсложный красивый размер, с нарастающей ритмикой слога

Чтобы его увидеть и ощутить слог, обязательно приведем пример анапеста.

Виды стихотворных размеров

Для правильного определения важно уметь ориентироваться в существующих их видах. В зависимости от количества стоп, слогов и характера ударения, в литературе выделяют следующую классификацию стихотворных произведений:. Стих односложного размера — брахиколон

Произведение, состоящее из стопы одного слога. В стихотворной строке таких стоп может быть несколько. Поэтами, в творчестве которых часто встречаются произведения такого рода, являются Владимир Маяковский, Владислав Ходасевич, Александр Безыменский и другие. Примером поэзии такого рода можно считать отрывок следующего стихотворения:

Стих односложного размера — брахиколон. Произведение, состоящее из стопы одного слога. В стихотворной строке таких стоп может быть несколько. Поэтами, в творчестве которых часто встречаются произведения такого рода, являются Владимир Маяковский, Владислав Ходасевич, Александр Безыменский и другие. Примером поэзии такого рода можно считать отрывок следующего стихотворения:

Произведения двухсложного размера состоят из стоп двух слогов, в которых ударение падает или на четный, или на нечетный слог. Ямб — вид стихотворения, ударение в котором падает на последний слог в стопе:

Данный размер передает торжественное, жизнерадостное настроение. Часто встречается в творчестве гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина.

Хорей — произведение, состоящее из двухсложной стопы с ударением на первый слог в ней:

Стихотворный размер предполагает наличие в произведении лирического, нежного настроя — достаточно сказать, что им написаны почти все колыбельные песни.

Трехсложный размер стихотворения предполагает наличие стоп, состоящих из трех слогов. Дактиль — вид произведения, в котором ударение приходится на первый из трех слогов в стопе. В русской литературе наиболее распространены двух-, трех- и четырехстопные дактили:

Дактиль, как и остальные трехсложные виды стихотворений, считается более гибким интонационно и более близким к прозе. Встречается в произведениях Михаила Лермонтова и Николая Некрасова.

Амфибрахий — стихотворение с трехсложными стопами, с ударением на втором слоге:

Анапест — произведение, состоящее из трехсложных стоп с ударением на последнем слоге:

Данный вид поэтических произведений встречается в творчестве Александра Блока. Наибольшее распространение получил с середины 19-го столетия (в основном трех- и четырехстопный анапест).

Как всё это применить на практике

Чтобы не запутаться, нужно научиться скандировать, то есть произносить фразы по слогам с чётким выделением сильных слогов.

Определять сильный слог можно тремя способами:

  1. Положите ладонь под подбородок и, проговаривая строчку, почувствуйте, как на безударных слогах подбородок касается ладони слегка, а на ударных словно удлиняется.
  2. Ритм можно выстукивать ногой по полу. Произносите строку про себя и сопровождайте стуком каждый слог: безударный – слабым, ударный – сильным. Постепенно вы «поймаете волну».
  3. Если ноги вас смущают, возьмите ручку или карандаш и стучите по столу. Звук будет чёткий, резкий. Даже посторонний наблюдатель услышит и увидит ваш ритмический рисунок.

Без музыкальной подготовки сразу определить размер стиха довольно сложно. Но если вы дружите с музыкой и у вас есть чувство ритма, почувствовать мелодию стихотворения вы точно сможете.

Ничего удивительного в этом нет, ведь музыка и поэзия – родные сёстры. Берите текст и пойте его, так он точно станет «лично вашим», а не «казённо-хрестоматийным». Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Разновидности анапеста

Как и остальные виды стихотворных размеров, анапест можно разделить на несколько типов по количеству стоп (трехсложных элементов), использованных в одной строке.

Двухстопный анапест

Двухстопный анапест, как и другие двухстопные стихотворные размеры, редок. Встречается как в полномерном виде, так и наращенным:

Вот пример двухстопного анапеста только с мужскими окончаниями:

Четырехстопный анапест

Размер используется также довольно часто, с мужскими и женскими окончаниями:

Вот довольно редкий пример четырехстопного анапеста с наращениями во всех строках:

А вот у Северянина же наращения в два слога:

Наличие таких наращений в каждой строке придает анапесту симметричность и некоторую монотонность, превращая его, по существу, в идущие друг за другом двухстопные строки.

Нередко четырехстопних вступает в сочетание с трехстопником, например:

Роль анапеста в создании ритма и эмоциональной окраски текста

Анапест – это стихотворный метр, состоящий из трех слогов, где ударение приходится на последний слог. Пример анапеста: «В лесу родилась ёлочка«.

Анапест играет важную роль в создании ритма и эмоциональной окраски текста

Он может придавать тексту быстрый и энергичный ритм, а также подчеркивать важность и силу выражаемых слов

Интересный факт: анапест является одним из самых распространенных метров в английской поэзии.

Анапест может использоваться как в качестве основного метра, так и в качестве вставного элемента для придания тексту дополнительной эмоциональной окраски. Например, в стихотворении «The Charge of the Light Brigade» Альфреда Теннисона анапест используется для передачи быстрого темпа битвы:

В таблице ниже приведены примеры использования анапеста в различных жанрах литературы:

Жанр Пример
Поэзия «В лесу родилась ёлочка»
Проза «Стоит ли говорить, что я был в ужасе?» (Эдгар Аллан По, «Черная кошка»)
Драма «To be or not to be, that is the question» (Уильям Шекспир, «Гамлет»)

Анапест – это метр, который может придавать тексту быстрый и энергичный ритм, а также подчеркивать важность и силу выражаемых слов. Он широко используется в различных жанрах литературы и является одним из самых распространенных метров в английской поэзии

Размеры в стихах А.С. Пушкина

Лучезарный поэт — А.С. Пушкин — не слишком жаловал анапест. Примеры стихов Пушкина, конечно, есть, и мы их приведем. Но в основном он использовал шестистопный ямб и экспериментировал с хореем. В то время анапест был в новинку, и только когда поэт в более позднем возрасте уже пытался разнообразить метрику и звучность стиха, стал иногда использовать трехсложный стихотворный размер.

Мы можем найти анапест в поэме «Цыгане». В этом произведении с помощью анапеста написан монолог героини Земфиры:

Ненавижу тебя,

Презираю тебя;

Я другого люблю,

Умираю любя.

Еще позже он написал в анапесте произведение «Будрыс и его сыновья», которое изучают в школах.

Только в зрелом возрасте поэт свободно писал всеми классическими размерами, и все его произведения отражают личный стиль. Причем это уже была отшлифованная долгим трудом стилистика, где свободно уживались все стихотворные размеры. Именно поэтому Пушкин и стал гением всех времен.

Немного об истории

Русская авторская поэзия начиналась с силлабического стиха, так как брала за образцы европейскую (французскую, польскую) литературу, для которой были характерны постоянные ударения. Ф.Прокопович, А.Сумароков, В.Тредиаковский писали длинным силлабическим стихом, состоявшим из 8-ми, 11-ти или 13-ти стоп.

Вскоре их последователи поняли, что подвижные ударения русского языка требуют более гибкого подхода. Постепенно поэтический канон стал меняться. Немало сделали для этого Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, а затем и великий А.С.Пушкин, считавший себя продолжателем их реформаторского дела.

Собственно с Пушкина начинается современный русский язык, в том числе и язык поэтический. Именно он «канонизировал» классические стихотворные размеры, которыми написаны добрые три четверти всех русскоязычных поэтических текстов.

Анапест в прозе

Анапест – это ритмический прием, который используется в литературе для создания особого звучания текста. В прозе анапест может использоваться для подчеркивания эмоциональности и динамичности происходящего.

Пример анапеста в прозе:

В этом примере мы видим, что слова «вот она, моя жизнь» образуют анапест – ударение падает на второй слог, а затем на первый и третий.

Анапест может использоваться как в диалогах, так и в описаниях

Он помогает создать особый ритм и подчеркнуть важность определенных слов и фраз

Например, в романе «Война и мир» Льва Толстого мы можем увидеть использование анапеста в описании битвы:

В этом примере слова «взревело, затрещало, затряслось» образуют анапест, который помогает передать динамичность и напряженность битвы.

Таким образом, анапест – это важный ритмический прием, который может использоваться в прозе для создания особого звучания текста и подчеркивания эмоциональности происходящего.

Использование анапеста в прозе может помочь создать особый ритм и подчеркнуть важность определенных слов и фраз, что делает текст более выразительным и динамичным

Преимущества использования анапеста в прозе
Недостатки использования анапеста в прозе
Помогает создать особый ритм и звучание текста
Может быть сложен для понимания для некоторых читателей
Подчеркивает важность определенных слов и фраз
Может быть излишне использован, что приведет к утомлению читателя
Делает текст более выразительным и динамичным
Не подходит для всех жанров и стилей прозы

Анапест в русской поэтической традиции

В стихотворной практике в России анапест появился впервые в XVIII веке у Сумарокова. Для поэтов того времени более характерны были короткие двухстопные размеры, в том числе и анапесты:

В пушкинскую эпоху анапест использовался нечасто. Отдельные стихотворения можно встретить у Жуковского, Дельвига и самого Пушкина. Позже Лермонтов, а за ним Некрасов и Фет открыли анапесту свободный путь в русскую поэзию.

Фет прославился как поэт-лирик, и в его стихотворениях, написанных анапестом, лиричность этого размера чувствуется во всей красе. Мелодия этих стихов задушевна, нетороплива:

Некрасовский анапест совсем другой – надрывный, трагический, негодующий:

Анапест также преобладает в астрофических, свободных стихотворениях Некрасова.

В дореволюционную эпоху одним из ведущих поэтов, использующих анапест, стал Блок. Он создал много стихов, написанных этим размером, которые напоминают лирику Фета – неторопливую, чарующую, берущую за душу. Из его современников анапест встречался также у Бальмонта, Брюсова, Северянина, А. Белого.

В стихах советских поэтов анапест встречается гораздо реже, как и вообще трехдольники. В качестве примера здесь можно привести Твардовского:

или же известные строки Вознесенского:

Анапест в современной русской поэзии

Анапест является любимейшим «чистым» стихотворным размером современного русского поэта-философа Данила Рудого, который умудряется писать им стихи самых разных жанров, стилей и эмоциональных конфигураций:

Определение анапеста

Анапест – это метрический размер в стихосложении, который состоит из трех слогов, где первый слог безударный, а два последующих – ударные. Такой ритм создает эффект быстрого и легкого движения, что делает его особенно подходящим для описания быстрого темпа или движения.

Анапест – это один из самых распространенных метрических размеров в английской поэзии. Он используется в различных жанрах, от эпических поэм до песен и стихотворений для детей.

Пример анапеста:

– Это строка из стихотворения Эдгара Аллана По «The Raven».

Анапест может использоваться как самостоятельный метрический размер, так и в сочетании с другими размерами. Например, в стихотворении «The Charge of the Light Brigade» Альфреда Теннисона анапест используется в сочетании с дактилем:

Строка Метрический размер
«Half a league, half a league, Дактильный тетраметр
Half a league onward, Анапестический тетраметр
All in the valley of Death Дактильный тетраметр

Анапест – это метрический размер, который используется в английской поэзии для создания эффекта быстрого и легкого движения. Он может использоваться как самостоятельный размер, так и в сочетании с другими размерами.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;АМ — амфибрахий;А — анапест. 

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.   

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана: 

Вовсе не сложныеРазмеры трёхсложные,Всё зависит от сильных в них мест. 

Дактиль — он первый,Второй — амфибрахий,Ну а третий уже анапест!

Виды и схемы

Большинство российских поэтов в своём творчестве используют силлабо-тоническое стихосложение. Такой способ организации стихотворения требует, чтобы в каждой строке безударные и ударные слоги чередовались в определённом порядке. Например: «Скажи-ка, дядя, ведь, недаром…» ( М.Ю. Лермонтов «Бородино»). Во всех строках этого стихотворения за одним безударным слогом следует один ударный.

Порядок чередования ударных и безударных слогов в строке называется стихотворным размером, а повторяющаяся последовательность этих слогов — стопой.  Чаще всего строка состоит из двух и более стоп (в приведённом фрагменте стопами являются «скажи-ка», «дядя» и т.д.).

Традиционно в русском стихосложении используются два вида размеров:

  1. Двусложные: стопа состоит из двух слогов: ударного и безударного
  2. Трёхсложные: стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.

К двусложным размерам относятся:

  • Хорей, с ударением на первый слог стопы («Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкин «Зимний вечер»);
  • Ямб, с ударением на второй слог («У хладных невских берегов…» Н.А. Некрасов «Прекрасная партия»).

А к трехсложным можно отнести:

  • Дактиль (ударение на первый слог : « Тучки небесные, вечные странники!» М.Ю. Лермонтов «Тучи»);
  • Амфибрахий (ударение на второй слог: «Однажды, в студеную зимнюю пору…» Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»);
  • Анапест (ударение на третий слог: «Ты меня никогда не забудешь,// Ты меня никогда не увидишь». А.А. Вознесенский «Сага»).

Этими стихотворными размерами написаны большинство классических отечественных стихотворений.

Разновидности анапеста

Как и остальные виды стихотворных размеров, анапест можно разделить на несколько типов по количеству стоп (трехсложных элементов), использованных в одной строке.

Двухстопный анапест

Двухстопный анапест, как и другие двухстопные стихотворные размеры, редок. Встречается как в полномерном виде, так и наращенным:

Вот пример двухстопного анапеста только с мужскими окончаниями:

Трехстопный анапест

Размер гораздо более распространенный, встречается преимущественно с комбинацией женской и мужской рифм:

Характер звучания изменяется в зависимости от положения словоразделов и от «смыслового рельефа».

Трехстопным анапестом написан «Грибоедовский вальс» («Баллада о Степане») Александра Башлачева:

Смотрите это видео на YouTube

Четырехстопный анапест

Размер используется также довольно часто, с мужскими и женскими окончаниями:

Вот довольно редкий пример четырехстопного анапеста с наращениями во всех строках:

Четырехстопный анапест иногда «рассекают» цезурой на два двухстопных полустишия, делая левое наращенным на один или два слога. Такими наращениями пользовался И. Северянин, чьи анапесты были прозваны «северянинским» стихом. Пример с односложными наращениями:

А вот у Северянина же наращения в два слога:

Наличие таких наращений в каждой строке придает анапесту симметричность и некоторую монотонность, превращая его, по существу, в идущие друг за другом двухстопные строки.

Нередко четырехстопних вступает в сочетание с трехстопником, например:

Четырехстопным анапестом написана песня Владимира Высоцкого «Корабли»:

Смотрите это видео на YouTube

Пятистопный анапест

Пятистопный анапест менее популярен, хотя и достаточно выразителен. Чаще используется с чередованием рифм:

Анапест в целом отличается не слишком большой предрасположенностью к наращиванию стоп. Он ощущается «длиннее» дактиля и амфибрахия, где ударение встречается раньше – на первом и втором слоге соответственно. В анапесте такого слога приходится «ждать» до третьего гласного. Поэтому пятистопный анапест кажется длиннее такого же дактиля и часто «ломается» на две или на три части.

Пятистопным анапестом написана песня «Место, где свет» группы «Машина Времени»:

Смотрите это видео на YouTube

Шестистопный анапест

Малоупотребительный вид анапеста, у признанных классиков не встречается. Требует обязательной постановки цезуры после первых трех стоп. С наращениями в левой части размер обретает «размашистость».

Иногда шестистопный анапест разбивают двумя цезурами, делая первые две части наращенными на один или два слога:

Семи- и восьмистопный анапест

Эти размеры существуют в теории, но на практике почти не используются. В семистопном анапесте обязательна большая цезура, фактически «соединяющая» четырехстопник с трехстопником. То же самое справедливо и для восьмистопного анапеста, представляющего удвоенный четырехстопник:

Ямб

С ямбом знакомы все, кто хоть раз слышал стихотворные произведения «солнца русской поэзии», ведь ямб – любимый стихотворный размер Пушкина. Им написано большинство его сказок, он использует его в лирических стихотворениях, таких, как всем известное «Зимнее утро». Рассмотрим строки из этого произведения.

«Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

Достаточно расставить ударения, чтобы убедиться, что они падают на каждый второй слог. Именно в случае, когда ударение падает на чётные слоги, текст перед читателем написан ямбом.

Однако есть ещё одна характеристика, на которую следует обращать внимание. Безударный и ударный слог составляют в этом случае одну стопу

Следовательно, в этом стихотворении четыре стопы – оно написано четырехстопным ямбом. Рифма здесь женская – то есть после ударного слога следует ещё один безударный.

Советы новичкам

В финальный параграф этой статьи Литрекон хотел бы поместить лайфхаки, которые помогут запомнить стихотворные размеры:

  1. Названия «дактиль», «амфибрахий» и «анапест» можно запоминать по аббревиатуре ДАМА, которая расшифровывается как дактиль, амфибрахий, анапест. Эта аббревиатура вдвойне полезна, ведь в дактиле, который стоит здесь на первом месте, ударение приходится на первый слог, в амфибрахии- на второй, а в анапесте — на третий.
  2. Запомнить стихотворные размеры также помогают некоторые бессмысленные стишки. Например, ямбом написан стишок:

В свою очередь, хореем написано:

Такой же стишок есть и для амфибрахия:

Теперь со всеми подсказками и знаниями, вы (в отличие от Онегина) сможете без труда определять размеры классических стихотворений.

Трехсложный стихотворный размер анапест. В чем особенность?

Ударением пользуются, чтобы усилить логическое построение, указать основные понятия стихотворного сообщения. А также сохранить «мелодию» сказанного. Значение его в литературе неизмеримо. Анапест как размер обладает незабываемым ритмом. Трехсложный стихотворный размер может иметь до 5 слогов в строфе, как писал А. Фет. Голос читающего нарастает от 1 слога до последнего в прогрессии

Это придает сказанному особую важность, величие и серьезность текстам. Анапест — это трехсложный красивый размер, с нарастающей ритмикой слога

Чтобы его увидеть и ощутить слог, обязательно приведем пример анапеста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: