Ямб
Ямб – это двухсложный стихотворный размер, у которого ударение в стопе падает на второй слог. В ямбе первый слог в стопе является безударным, а второй – ударным.
Ямб имеет следующую схему: U_ | U_ |.
Данный стихотворный размер отличается своей легкостью.
Ямб был любимым стихотворным размером великого русского поэта А. С. Пушкина.
Примером ямба можно считать стихотворение А. С. Пушкина «К ***»:
Я по́мню чу́дное мгнове́нье:Передо мно́й яви́лась ты́,Как мимоле́тное виде́нье,Как ге́ний чи́стой красоты́.
Можно привести еще один пример – стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»:
Моро́з и со́лнце; де́нь чуде́сный!Еще ты дре́млешь, дру́г преле́стный –Пора́, краса́вица, просни́сь:Откро́й сомкну́ты не́гой взо́рыНавстре́чу се́верной Авро́ры,Звездо́ю се́вера яви́сь!
Как легко определить стихотворный размер: алгоритм и примеры
Если вы хотите определить стихотворный размер, сделайте следующее:
-
Запишите первые две строчки стиха.
-
Разделите тексты строк на слоги, где на каждую громкую букву приходится один слог. Например.
-
Прочтите сначала быстро, а затем медленнее, анализируемые строки. Выделите, на какие громкие звуки приходятся ударные и безударные элементы. Каждый ударный состав принято выделять внизу текста значимой «_». Каждый безударный — «U».
-
Анализируя то или иное стихотворение, помните о том, что обычно ритмичные и обычные ударения совпадают, но для ритма автор произведения мог их изменить. В свою очередь, любое длинное слово из 4–5 слогов может иметь несколько интонационных ударений. А некоторые предлоги (здесь, на, от) или союзы (да, и, но), да и даже односложные слова (сто, кот, дом) могут не иметь собственного ритмического ударения, ведь состоят только из безударной гласной.
-
Выделив ударные и безударные слоги снизу каждой строки, перенесите полученную схему на отдельную часть бумаги. Она должна выглядеть как чередование символов, например UU_UU_UU_
-
Найдите определенную регулярность и систематичность в чередовании ударных и безударных слогов. Для предыдущего примера финальная схема будет выглядеть так: UU_/UU_/UU_
-
Определите размер стиха. В этом случае это трехсложный размер, а именно — анапест.
Примеры
Тренироваться определять стихотворный размер лучше на песнях, ведь в них очень хорошо слышно, где именно расположены ритмичные ударения. Помните, что определяя стихотворный размер, следует смотреть не на ударения в словах, а на логические и интонационные ударения каждой строки. Возьмем несколько песен и определим их стихотворный размер:
Kalush Orchestra — Стефанія (2022)
Стефанія мамо, мамо Стефанія
_U/_U/_U/_U/_U/_U
Розквітає поле, а вона сивіє
_U/_U/_U/_U/_U/_
Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двусложный размер. Ударение приходится на первый слог, а значит это хорей.
Ґринджоли — Разом нас багато (2005)
Разом нас багато, нас не подолати
_U/_U/_U/_U/_U/_U
Разом нас багато, нас не подолати
_U/_U/_U/_U/_U/_U
Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двухсложный размер. Ударение приходится на первый слог, а значит это хорей.
GO_A ШУМ (2021)
Сію-вію, сію-вію
_U/_U/_U/_U
Конопелечки,
_U/_U/_
Сію-вію, сію-вію
_U/_U/_U/_U
Зеленесеньки!
_U/_U/_
Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двухсложный размер. Ударение приходится на первый слог, а значит это хорей.
Руслана — Дикі танці (2004)
Напевно, даремно
U_/U_/U_
Була я надто чемна
U_/U_/U_/U
Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двухсложный размер. Ударение приходится на второй слог, а значит это ямб.
Kalush ft. Skofka — Файна (2021)
Более сложный пример
Обратите внимание на ритмические ударения, отличающиеся от обычных (розпишу, трамвай)
Ти така файна (вай-вай)
U_U_U_U
Як музикa (грай-грай)
U_U/U_U
Я розпишу трамвай
U_U/U_U
Те яка ти файна!
U_U/U_U
Регулярная схема ритма состоит из трех слогов, так что это — трехсложный размер. Ударение приходится на средний слог, а значит это амфибрахий.
Определять стихотворный размер сложно, ведь это требует одновременно и абстрактного мышления, и внимательного слушания и чтения. Кроме того, требует определенной многофункциональности и концентрации. Именно поэтому в начале может быть много ошибок и путаницы. Однако чем больше вы потренируетесь, тем легче будет определять стихотворный размер дальше.
Попытайтесь проанализировать хотя бы пять хорошо знакомых вам украинских песен, параллельно слушая их — и вы увидите, как с каждой попыткой вам будет легче определять стихотворный размер. Если же самостоятельно овладеть этим навыком не удается, всегда можно обратиться к репетитору. Тьюторов по украинскому языку, украинской литературе и подготовке к ЗНО или ДПА всегда можно найти на маркетплейсе БУКИ.
Самый простой способ определить метр
Самый легкий способ определить простой (классический, силлабо-тонический) метр — это скандовка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попытка почувствовать ритм, подставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:
мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил
мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!
Стиховед Александр Илюшин предложил изящный способ, как перевести результаты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:
Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́няЯмб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́нДактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечкаАмфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́шаАнапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн
Проскандировали строчку? Теперь посмотрите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкрепления. А теперь —
Разбор стихотворных размеров
Рассмотрим каждый стихотворный размер на примерах из литературы. Начнём с двусложных — хорея и ямба.
Хорей — это двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог. Примером хорея может служить стихотворение А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом»:
Ямб — это двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог. Тут мы можем рассмотреть стихотворение, например, Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»:
Теперь рассмотрим трёхсложные размеры: дактиль, амфибрахий и анапест.
Ловите лайфхак: запомните слово «ДАМА», чтобы знать, на какой слог падает ударение в трёхсложных размерах
Дактиль — это трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог. Продемонстрируем на примере стихотворения Н. Некрасова «Славная осень»:
Амфибрахий — это трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог. Такой размер используется в произведении А. Фета «Шумела полночная вьюга»:
Анапест — это трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на третий слог. Для иллюстрации анапеста снова возьмём стихотворение А. Фета. Например, «Вечер»:
Разновидности ямба с примерами стихов
В зависимости от числа стоп в строке, стихи, написанные ямбом можно разделить на следующие типы.
Двух- и трехстопный ямб
Двухстопный ямб встречается нечасто из-за своей сложности (чем короче строка, тем тяжелее рифмовать ее так, чтобы она содержала смысл). Один из наиболее ярких примеров – стихотворение «Адели» (1824) А. С. Пушкина:
В двухстопном пушкинском ямбе сквозят легкость, изящество, виртуозность. При этом создается впечатление не просто ускоренного дыхания, а как будто бы прерывистого. Кажущийся избыточным безударный слог в конце слов «печали», «венчали» – словно краткая пауза, придающая чеканному ритму ямба звучание вальса.
Трехстопный ямб тоже относительно краток и легко воспринимается на слух. Его быстрый темп хорошо согласуется с шуточными или сатирическими строками. Например, у Лермонтова в «А. А. Олениной» (1839):
Четырехстопный ямб
Средний по длине, разнообразный и ритмически богатый размер. В этой известной всем строчке четыре полноценных стопы и безударный «хвостик»:
Четырехстопным ямбом написано множество произведений как в русской, так и мировой поэзии. Классические примеры – пушкинский «Евгений Онегин», цитировавшийся выше, и Блока «Возмездие» (1910–1921):
Этот размер способен привнести в произведение оттенки трагизма и комизма, масштабную эпику и проникновенный лиризм; может послужить прекрасным фоном для глубоких философских размышлений.
Мастером четырехстопного ямба был и Владимир Высоцкий. К примеру, его знаменитая песня «Кругом 500» написана преимущественно в этом размере (кроме длинных строчек, являющихся шестистопным ямбом):
Смотрите это видео на YouTube
Пяти- и шестистопный ямб
Пятистопный ямб в русской поэтической традиции встречается регулярно и в разнообразных формах. В XIX веке зачастую использовался с цезурой после второй стопы:
В этом примере цезура (ритмическая пауза) отмечена знаком //.
Пятистопный ямб также используется в написании русского .
Последний из наиболее часто используемых ямбических размеров – шестистопный ямб. Это длинный размер, который обычно сопровождается цезурой. В итоге получаются два полустишия, своего рода трехстопный ямб. Некоторая медлительность – причина ограниченного ритмического разнообразия этого размера. Ему свойственны ощущения тягучести, неторопливого ритма дыхания, глубокой думы и лиричности.
В шестистопном ямбе написана поэма «Паноптикум» Д. Рудого:
Другим выдающимся примером шестистопного ямба является песня Юрия Визбора «Апрельская прогулка»:
Смотрите это видео на YouTube
Разностопный и вольный ямб
Разностопный ямб характеризуется чередованием длинных и коротких строк и, соответственно, количества стоп в них, например, двух и четырех:
Современные стихи и проза. Ямб — стихотворный размер
Ямб — стихотворный размер, активно использовавшийся поэтами разных стран во все времена. Александр Пушкин написал им «Евгения Онегина «, Михаил Лермонтов — «Мцыри «, Александр Блок — «Незнакомку «, Джордж Байрон — «Дона Хуана «, а Иоганн Гете — «Фауста «. Даже «Гамлет » Уильяма Шекспира, хотя и является пьесой, тоже является примером ямбической стопы. Узнать ямб просто: в нем всего два слога, и ударение падает на второй: Мой дядя самых честных правил…. Ты слушать исповедь мою Сюда пришел — благодарю…. В данном разделе представлены примеры стихов, написанных ямбом современным русским поэтом и писателем Данилом Рудым.
Начало – там же, где конец, Конец – и новое начало. Нет, я не феникс. Я – близнец. Близнец, и это уж немало. Нас двое: я – и снова я. Без раздвоения сознанья Мы – идеальная семья, Мы – судьи собственного знанья. читать стихотворение
Вперед, душа моя, вперед! – В твоих руках ближайший вечер. Набрось скорее тонкий плащ на плечи И устремляйся в свой полет.
Тебя не ждут на небесах, Тебя не ждут гораздо ниже, Но ты летишь все ближе, ближе, ближе К мечте о явных чудесах.
Мы встретимся с тобою, Лишь путь закончим оба, Отмеренный судьбою С рожденья и до гроба.
К чему любовь земная, Дитя обмана зренья? Она умрет, стеная, Достойная презренья.
Весь мир — театр, мы все — актеры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой!
Разновидности хорея с примерами
В зависимости от числа стоп, используемых в строке, стихи, написанные хореем можно разделить на несколько типов. Главные из них и примеры к ним перечислены ниже.
Четырехстопный хорей
Из всех хореических размеров в русской поэзии четырехстопный хорей – самый распространенный и популярный.
В лирике круг применения четырехстопного хорея довольно широк: это и торжественные гимны (например, «Гром победы раздавайся» Державина), и элегии («Дар напрасный, дар случайный» Пушкина), и шуточные стихи, и народные песни:
Стихам, написанным хореем, присуща разговорная эмоциональность, которая порождает ощущение некоторой простоватости, прямоты. Именно на хорее выстроена поэма «Василий Теркин»:
В более крупных произведениях он используется для стилизации народных эпических песен, а также представлен в сказках и балладах (например, «Утопленник» Пушкина):
Четырехстопный ямб не утратил своей актуальности до наших дней. Вот пример этого размера в шедевре мастера тяжелого русского рока Анатолия Крупнова «Аве, Цезарь»:
Трехстопный хорей
Довольно редкий вид хорея в русской поэзии. Обычно он встречается в коротких стихотворениях, но бывают и исключения, например знакомое всем стихотворение «Детство» Сурикова:
Очень редко трехстопный хорей выступает самостоятельно, обычно он сочетается с четырехстопным:
Пятистопный хорей
Пятистопный хорей также встречается нечасто. Пушкин, например, не написал пятистопным хореем ни одной строчки (по крайней мере, ни одна не сохранилась до наших дней).
Лермонтов также мало писал этим хореем – всего четыре стихотворения, но одно из них, знаменитое «Выхожу один я на дорогу», оказало очень сильное влияние на целый ряд писателей и русскую литературу.
Это стихотворение открывает длинный ряд лирических размышлений о жизни, окрашенных образами природы.
Пятистопный хорей встречается в переводах эпических поэм и народных песен:
Куплеты знаменитой песни ДДТ «Что такое осень» также написаны пятистопным хореем:
Шестистопный хорей
Шестистопный хорей обычно встречается с цезурой в середине стиха и как бы распадается на два трехстопника:
Цезура (ритмическая пауза) здесь отмечена знаком //.
Встречается и бесцезурный хорей из шести стоп. Он ведет свое начало от народной поэзии. Это типичный стих севернорусских причитаний, но также появляется и в народной лирической песне, и текстах шутливой тематики:
Другие (редкие) виды хорея
Семистопный хорей получил развитие в пору Серебряного века. Пример бесцезурного семистопника:
- Разностопный хорей встречается несколько чаще разностопного ямба, вероятно, потому что хорей как размер кажется более монотонным и охотнее разнообразится разностопностью.
- Вольный хорей, в отличие от вольного ямба, в русской поэзии почти отсутствует. Краткий взлет вольных хореев произошел в 1890-1930-х гг. (например, у Маяковского – «Товарищу Нетте», «Сергею Есенину»).
Советы по написанию стихов
1. Избегайте клише. Использование общеизвестных фраз и избитых образов может сделать ваше произведение скучным и бессодержательным. Попытайтесь выразить свои мысли оригинальным и необычным способом.
2. Постройте свой текст на ритме и звучании
В стихах очень важно не только содержание, но и звучание
Используйте различные ритмы, мелодичные звуки и рифмы, чтобы привлечь внимание читателя и создать особую атмосферу
3. Используйте свои чувства и впечатления. Лучшие стихотворения создаются в тех случаях, когда автор настояще чувствует и переживает происходящее. Попытайтесь отразить свои эмоции в своих стихах, и они обязательно передадутся читателю.
- 4. Берегите язык! Будьте внимательны к языку и грамматике своих произведений. Не стоит делать грубых ошибок и оставлять опечатки, это может испортить впечатление.
- 5. Не бойтесь экспериментировать. Иногда самые интересные произведения создаются в тех случаях, когда автор что-то новое и необычное пытается написать. Попробуйте использовать неочевидные образы, нестандартный язык и формы стихотворения.
6. Не забывайте о смысле. Несмотря на все вышесказанное, главное в стихах все же остается содержание. Берегите свои мысли и не смешивайте их в кучу, старайтесь передать именно то, что хотели сказать.
Важно помнить, что стихи — это искусство, и они должны вызывать у читателя эмоции и чувства
Советы новичкам
В финальный параграф этой статьи Литрекон хотел бы поместить лайфхаки, которые помогут запомнить стихотворные размеры:
- Названия «дактиль», «амфибрахий» и «анапест» можно запоминать по аббревиатуре ДАМА, которая расшифровывается как дактиль, амфибрахий, анапест. Эта аббревиатура вдвойне полезна, ведь в дактиле, который стоит здесь на первом месте, ударение приходится на первый слог, в амфибрахии- на второй, а в анапесте — на третий.
- Запомнить стихотворные размеры также помогают некоторые бессмысленные стишки. Например, ямбом написан стишок:
В свою очередь, хореем написано:
Такой же стишок есть и для амфибрахия:
Теперь со всеми подсказками и знаниями, вы (в отличие от Онегина) сможете без труда определять размеры классических стихотворений.
Амфибрахий
С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон». Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.
«Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода с дозором
Обходит владенья свои…»
Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия. Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.
Кому и зачем все это надо?
Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но все же. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него можно получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы.
Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выражены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи.
При этом, стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Что же делать?!
Итак, вы попытались применить скандирование или что-то еще, но у вас не получилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь карандашом. Возьмите текст или, если он большой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Расставьте в нем ударения так, как вам кажется правильно, считаясь с интуицией (понятное дело, что существительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безударны, а остальные части речи — по-разному. Например, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае скорее ударное, а в другом скорее нет — так и отмечайте).
Между ударениями у вас окажутся безударные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:
Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: считается, что иногда поэт пишет без любой метрической схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распределяться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не будет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).
Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостовериться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было найти более строгое соответствие:
— Если у вас получился тактовик, но интервалов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на самом деле ямбом и хореем (с помощью скандирования).
— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помощью скандирования проверьте, вдруг это идеальный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверхсхемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напевать, то станет ясно, что это чистейший анапест.
Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то определите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом скандирования.
Структура стиха
Строение стиха указывает на количество и расположение ударений, наличие или отсутствие рифмы, стихотворная форма. Элементы стиха располагаются по строго заданным правилам, что придает произведению музыкальность и литературную ценность.
Стандартная структура стихотворения может быть представлена последовательностью строф, где каждая строфа состоит из строк. Строки в свою очередь могут содержать определенное количество стоп, то есть метрических единиц, образующих силлабо-тонический ритм.
Стихи могут иметь рифмованную или нерифмованную форму. Рифма — это повторение звуков в конце одинаковых стихотворных единиц. Она может быть ассонансной, когда повторяются гласные звуки, или консонантной, при повторении согласных звуков.
Строфы могут быть одного размера или иметь разную длину. Например, популярной формой является катрен — строфа из 4 стихотворных строк. Однако, стихи могут иметь и нестандартную структуру, наличие которой определяется авторским задумом.
Кроме того, в стихотворении может использоваться различное количество стоп, которые могут меняться внутри строф и даже в одной строке. Например, в ямбическом стихе перекрестными стопами являются хорей и анапест, что создает необычный ритм и подчеркивает особенности стихотворной манеры автора.
Таким образом, структура стихотворения определяет его звучание, ритм, гармонию и литературную ценность, а ее элементы — строка, строфа, стопы и рифма — помогают создать уникальный поэтический образ.
Как всё это применить на практике
Чтобы не запутаться, нужно научиться скандировать, то есть произносить фразы по слогам с чётким выделением сильных слогов.
Определять сильный слог можно тремя способами:
- Положите ладонь под подбородок и, проговаривая строчку, почувствуйте, как на безударных слогах подбородок касается ладони слегка, а на ударных словно удлиняется.
- Ритм можно выстукивать ногой по полу. Произносите строку про себя и сопровождайте стуком каждый слог: безударный – слабым, ударный – сильным. Постепенно вы «поймаете волну».
- Если ноги вас смущают, возьмите ручку или карандаш и стучите по столу. Звук будет чёткий, резкий. Даже посторонний наблюдатель услышит и увидит ваш ритмический рисунок.
Без музыкальной подготовки сразу определить размер стиха довольно сложно. Но если вы дружите с музыкой и у вас есть чувство ритма, почувствовать мелодию стихотворения вы точно сможете.
Ничего удивительного в этом нет, ведь музыка и поэзия – родные сёстры. Берите текст и пойте его, так он точно станет «лично вашим», а не «казённо-хрестоматийным». Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в строгой науке? Примерно такие: ямб — метр, в котором ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Но есть две проблемы. Во-первых, это определение верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или анапеста (трехсложных силлабо-тонических размеров) его пришлось бы менять на «ударения неодносложных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, например, дольников («Все мы бражники здесь, блудницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по облакам») или тактовиков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу») вообще нельзя вывести из этого правила.
Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нарушаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).
Могут нарушаться потому, что поэт приспосабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не предположить, что у Пушкина ошибка в метре.
И, самое главное, могут нарушаться специально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает правила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворение Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:
Когда обидой — опиласьДуша разгневанная,Когда семижды зарекласьСражаться с демонами —
Не с теми, ливнями огнейВ бе́здну нисхлестнутыми:С земными низостями дней.С людскими косностями —
Деревья! К вам иду! СпастисьОт рева рыночного!Ва́шими вымахами ввысьКак сердце выдышано!
Дуб богоборческий! В боиВсем корнем шествующий!и́вы-провидицы мои!Березы-девственницы!
Вяз — яростный Авессалом,На пытке вздыбленнаяСосна — ты, уст моих псалом:Го́речь рябиновая…
К вам! В живоплещущую ртутьЛиствы — пусть рушащейся!Впервые руки распахнуть!Забросить рукописи!
Зеленых отсветов рои…Как в руки — плещущие…Простоволосые мои,Мои трепещущие!
Ямб в русской поэтической традиции
В поэзии Державина ямб зазвучал уже разнообразнее. Он особенно силен в интерьере и пейзаже. Державинские ямбы надолго станут путеводной нитью русской поэзии, зародят элегическую традицию. Любопытно, что знаменитые строки Пушкина
Как уже говорилось, ямб проник и в басню. Крыловские ямбы – наглядное свидетельство того, как органично сочетается народная речь с поэтическими ритмами.
Ямб звучит и в творчестве Маяковского (который предпочитал объединять разные стихотворные размеры в одной строке для создания уникальных звуковых эффектов):
-
Формирование фонетических навыков у учащихся начальной школы
-
Пьетро помпонацци философия кратко
-
Лабораторная работа внешнее строение дождевого червя кратко
-
Консультация на тему детский сад и семья партнеры и друзья
- Приказ о создании эвакуационной комиссии в школе
Современные авторы и ямб
Современные авторы неизменно используют ямб как один из стихотворных ритмов. Один из примеров — поэт Максим Амелин, которому присуща точность изложения и архаичные формы слов.
Также стоит отметить стихи поэта Сергея Есенина. Он использовал ямб в своих произведениях, однако делал это не так часто, как другие ритмы. Его создания отличаются глубокими мыслями, эмоциональными переживаниями автора и красочными описаниями природы.
Немало ямбов содеражат произведения поэта-футуриста Велимира Хлебникова. В его стихах перерывы встречаются достаточно часто, что придает особую колоритность произведениям. Они могут звучать как ударные, а могут как будто пропускаться, что помогает выразить концептуальную сущность работы.
В целом, ямб — это универсальный и узнаваемый ритм, который применяется в современной поэзии, несмотря на разнообразие других стихотворных ритмов.
Как определить размер стиха?
Для определения стихотворного размера необходимо расставить ритмическое ударение. При расстановке ритмического ударения учитываются все слова, включая союзы и предлоги.
Каждая строка будет иметь определенную комбинацию символов, которые помогут понять, какой размер у стихов.
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯ
дру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
Ваня — хорей:
«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:
«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)
Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:
«Ранними летними росами» (А.А. Блок)
Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфибрахий:
«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:
«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6–8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,
—U—UU—UU—UU—
До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.
UU—UU—UU—UU—
Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|
—U—UU—UU—UU—
Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.
—U—UU—UU—UU—
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
—U—|UU—|UU—|UU—|
UU—|UU—|UU—|UU—|
—U—|UU—|UU—|UU—|
—U—|UU—|UU—|UU—|
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
Сложные случаи
Ритм поэтического произведения бывает трудно уловить из-за пропущенных ударений, что связано с длиной слов, превышающей стопу, или из-за добавления лишнего ударного гласного. То и другое может быть использовано автором в качестве литературного приёма.
Примеры пиррихия уже встречались в приведённом выше фрагменте из стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье».
Спондей встречается, например, в последней строфе стихотворения А.К. Толстого «Благовест»:
И се́рдце ра́достно
Дрожи́т и та́ет,
Пока́ зво́н бла́гостный
Не замира́ет
Стихотворение написано ямбом, но в трёх строчках из четырёх обнаруживается уже знакомый пиррихий, словно придающий повествованию плавность. А на этом фоне, будто имитируя удары церковного колокола, выделяется третья – с тремя ударениями подряд. Её схема выглядит так:
_ _́ / _́ _́ / _ _
Эффект колокольного звона создаётся спондеем во второй стопе.
Данный пример доказывает, что умение определять стихотворные размеры пригодится не только специалистам-литературоведам или тем, кто сам занимается поэтическим творчеством. Понимание законов поэзии даёт возможность глубже проникнуть в замысел автора, получить максимальное наслаждение от прочитанного стихотворения.
Виды строф в лирике
Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. | Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия») |
Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости | В надежде славы и добраГляжу вперед я без боязни:Начало славных дней ПетраМрачили мятежи и казни.
(Пушкин А.С. «Стансы») |
Пятистишие | Собрались люди мудрыеВокруг постели Гостомысловой.Смерть над ним летает коршуном!Но, махнувши слабою рукою,Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности») |
Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. | Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…») |
Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. | «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино») |
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.