Spondee: определение и примеры из поэзии

Основные понятия системы стихосложения. виды строф в лирике / справочник :: бингоскул

Содержание

Спондей — это метрическая ступня поэзии, состоящая из двух ударных слогов подряд.

Spondees — это то, что мы называем «неправильными» ногами. Обычная нога (как ямб) часто используется на протяжении всей строки или стихотворения. Весь 14-строчный сонет Шекспира может состоять из ямбов. Поскольку спондеи имеют ударение в единственном числе, каждый слог в строке или стихотворении должен быть подчеркнут, чтобы его можно было считать «регулярным». Это почти совершенно невозможно, так как английский язык использует как ударные, так и безударные слоги. Чаще всего спондеи используются для акцента, как ступня или две по иным регулярным (ямбическим, трохаическим и т. Д.) Поэтическим линиям.

Суть понятия стоп и размеров

Для начала изучим несколько определений стихотворных размеров.

Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двустопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера.

Размер стиха — протяженность стихотворной строки, измеряемая единицами, специфическими для той или иной системы стихосложения (принципа строения стиха).

Стихотворный размер — способ организации звукового состава стихотворного произведения. Определяется числом слогов (силлабическое стихосложение), метром и числом стоп (силлабо тоническое стихосложение), числом ударений в строке (тоническое стихосложение).

Размеры различаются устройством стоп. Чтобы понять, как определить размер стихотворения, нужно понять, что такое стопа.

Стопа – это последовательность нескольких безударных и одного ударного слога, чередующихся в определенном порядке.

Метр – это способ организации стоп в строке. Чтобы понять, каким размером обладает тот или иной стих, нужно определить его метр и посчитать количество стоп.

Стихотворные размеры делятся на односложные, двухсложные, трёхсложные и т. д. В различных системах стихосложения применяются свои размеры.

Так, например, в русском силлабо-тоническом стихосложении, которое предполагает строгий порядок чередования ударных и безударных слогов и фиксированное количество стоп в стихе, наиболее распространёнными являются четырёх– и пятистопные ямбы, четырёх– и шестистопные хореи, трёх– и четырёхстопные дактили, амфибрахии и анапесты.

Какие существуют виды деления строф?

Деление строф часто происходит на основе соединения рифм в ней

Однако как на Западе, так и в отечественной поэзии уделялось значительное внимание также сочетанию рифмованных с нерифмованными стихами. Это нужно учитывать, отвечая на вопрос «Что такое строфа в стихотворении?»

Кроме того, могут быть также получены строфические виды с помощью введения удлиненных и укороченных стихов. Нередко включается в ряд стихов, имеющих равную длину, один более короткий (что происходит чаще) или же более длинный (что бывает реже). Кроме того, большое распространение сегодня получило чередование по определенным правилам в строфе строк, чаще всего рифмованных, неравной длины.

Следует учесть, что все указанные принципы построения могут друг с другом комбинироваться, множество строф допускает также удвоение с помощью прибавления дополнительной с «зеркальным» (обратным) расположением в ней элементов.

Строфа и рифма

В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.

Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.

Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.

Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:

  1. ААББ – парная;
  2. АБАБ – перекрёстная;
  3. АББА – опоясывающая (кольцевая)

Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.

Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.

В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:

Виды строф в лирике

Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости В надежде славы и добраГляжу вперед я без боязни:Начало славных дней ПетраМрачили мятежи и казни.

(Пушкин А.С. «Стансы»)

Пятистишие Собрались люди мудрыеВокруг постели Гостомысловой.Смерть над ним летает коршуном!Но, махнувши слабою рукою,Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…»)

Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Кому и зачем все это надо?

Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но все же. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него мож­но получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы.

Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выра­жены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи.

При этом, стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.

Четверостишие

Самым популярным из всех других видов строфы является у отечественных поэтов четверостишие (по-другому — катрен). Имеющееся в нем сочетание четырех стихов позволяет получить невероятное разнообразие интонации, ритма. Отличается четверостишие гибкостью синтаксиса. Оно может в некоторых случаях включаться в состав других, более крупных видов строф. В качестве примера можно привести онегинскую строфу и сонет. В четверостишии применяются всевозможные способы рифмовки, но чаще всего встречаются так называемые перекрестные рифмы (построенные по схеме abab). Например, это стихотворение «Сон» М. Ю. Лермонтова, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая — с четвертой. Примеров можно привести множество.

Не путайте два похожих слова — «строка» и «строфа». Оба этих понятия объединяются тем, что из них состоят стихи. 4 строфы, однако, может включать в себя произведение, написанное катреном, дистихом, терцетом и др. А 4 строки, составляющие строфу, — это всегда катрен.

Виды строф в лирике

Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости В надежде славы и добраГляжу вперед я без боязни:Начало славных дней ПетраМрачили мятежи и казни.

(Пушкин А.С. «Стансы»)

Пятистишие Собрались люди мудрыеВокруг постели Гостомысловой.Смерть над ним летает коршуном!Но, махнувши слабою рукою,Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…»)

Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Как идентифицировать спондов

Как и в случае с любой другой метрической опорой, самый простой способ начать идентификацию спондов – это чрезмерно выделить слоги слова или фразы. Попробуйте сделать акцент на разных слогах, чтобы понять, какой из них кажется наиболее естественным (например: «Доброе утро», «Доброе утро» и «доброе утро» звучат и ощущаются одинаково? Какой из них звучит наиболее естественно?). Как только вы выясните, какие слоги в поэтической строке подчеркнуты (а какие безударны), вы сможете выяснить, есть ли там спонденты. Возьмите эту строчку из “Сонета 56” Уильяма Шекспира:

Просматривая эту строку (проверяя ее ударные/безударные слоги), мы можем записать ее как:

Здесь блоки с заглавными буквами – это ударные слоги, а строчные – безударные. Как мы видим, ударение происходит на всех остальных слогах – эта строка ямбическая, и никаких спондов найти не удалось. Опять же, было бы очень необычно найти целую линию, состоящую из спондов; во всем стихотворении может быть один или два.

Одно из распространенных мест, где можно найти спонди, – это повторение односложного слова. Подумайте: «Выходи, уходи…» из Макбета . Или кто-то кричит “Нет-нет!” Трудно выбрать одно из слов, которое нужно подчеркнуть в таких случаях: скажем «НЕТ, нет!» или «нет, нет!»? Ни один из них не кажется правильным, тогда как «НЕТ НЕТ» (с одинаковым ударением в обоих словах) кажется наиболее естественным. Вот пример того, как это прекрасно работает в стихотворении Роберта Фроста «Домашнее захоронение»:

Особенности песенных жанров

В композиции строфы особую роль могут играть повторы различных композиционных единиц. Это характерно в основном для песенного жанра. Следует здесь отметить повторы, присутствующие в пределах одной строфы (например, повторение в последнем стихе первого, создающее кольцеобразное построение). В различных песенных жанрах часто встречается также самостоятельная строфа (она называется «рефрен»), которая повторяется без изменений после каждой другой у данного стихотворения и дает двучленную циклически возвращающуюся композицию.

При определении термина строфы в качестве обязательного признака рассматривается закономерная повторяемость. Но возможны также стиховые жанры, где повторение ограничивается лишь аналогией, более или менее ощутимой, которая оказывается в ряде случаев довольно отчетливой, сохраняя за данной нестрогой разновидностью композиционные функции.

Какими бывают стихотворные размеры

Другое название размеров — метры. В классической традиции использовалось пять типов метров, чьи названия появились еще в эпоху Античности:

  • двустопные — ямб и хорей;
  • трехстопные — анапест, дактиль и амфибрахий.

Стопа — название набора ударных и безударных слогов в строке, которая повторяется с определенной периодичностью.

Соответственно, в случае с ямбом и хореем она насчитывает два слога (ударный и безударный), а в случае с остальными метрами- три слога (ударный и два безударных). Для записи размеров литературоведы придумали профильные символы: «_» — ударный слог, «U» — безударный слог. После стопы ставится граница в виде знака «|».

Двустопные размеры

Первый из стихотворных метров — хорей. Для него актуальна схема |_U| . Соответственно, ударение падает на первый слог и последующие через один. Например: Гул затих, я вышел на подмостки (Б. Пастернак) — ‍|_U|_U|_U|_U|_U|.

В отличие от хорея, ямб подразумевает, что ударение располагается на втором слоге, его схема выглядит как |U_|. Особенно часто таким размером пользовались классические поэты XIX века, в том числе, и Пушкин во многих своих произведениях.

Трехстопные размеры

Первый — это дактиль. В нем ударение размещается на первом слоге из трех. Схема выглядит как |_UU|. Например: Славная осень! Здоровый, ядреный… (Н. Некрасов) — |_U|_UU|_UU|_UU|.

В ситуации, когда в стопе ударение располагается на втором слоге, размер определяется как амфибрахий. Его схема выглядит как |U_U|. Последний из трехсложных размеров — это анапест. В таком случае ударение будет падать на третий в слог, как в схеме |UU_|.

Стансы

Стансы представляют собой особый вид строфы, который имеет в своем составе четыре строки. Остановимся на нем подробнее. В русской поэзии это состоящая из четырех стихов, написанных четырехстопным ямбом, строфа, в которой применяется перекрестная рифма (построенная по схеме abab). Кроме данных формальных особенностей, отличается каждое из четверостиший также смысловой законченностью. Самые яркие произведения, которые написаны стансами, в отечественной литературе принадлежат А. С. Пушкину. В его стихотворениях несколько раз встречается эта строфа. Примеры: «Брожу ли я…», «Стансы», «Во глубине сибирских руд».

Следует выделить из других разновидностей строф, довольно редко употребляющихся в русской поэзии, сонет, октаву, а также особый вид, созданный Пушкиным, — онегинскую строфу.

Виды строф

Дистих

Самой первой ступенью является дистих, или пример, состоящей из двух стихов. Использование данного правила является крайне редким приемом в русской поэтической традиции, так как такое стихотворение больше напоминает древнегреческую песнь. В первую и вторую строфу вкладывается очень глубокий смысл, и они выглядят, как большие предложения, крайне сложные для восприятия на слух.

Такой вид применял в своих сочинениях М.Ю. Лермонтов. Его стихотворение «Морская царевна» можно привести в качестве примера данной строфы.

Терцет

3 стиха, или терцет – это трехстишие. Еще один редкий вид в русской поэзии как самостоятельное произведение. Чаще всего терцет идет в составе более объемных строфических композиций или вообще включается в конце, как подведение итога или мораль.

Самым известным поэтическим произведением, написанным в стиле трехстиший, является стихотворение А. Блока «Песнь Ада».

Катрен

Самой распространенной поэтической формой у русских поэтов считается катрен, или четверостишие. В нем сочетается четыре стиха, что становится достаточно оптимальным для получения разнообразной интонации и ритма.

По сути, подобной конструкцией написаны 80% отечественной поэзии. Гибкий и подвижный синтаксис позволяет такой поэтической форме легко входить в состав других видов, например, в такие системы, как сонет и онегинская строфа, придуманная А.С. Пушкиным.

Катрен может обладать параллельной рифмовкой, когда рифмуются 1 и 2 строки, а также 3 и 4. Либо перекрестной, когда рифмуются первая и третья, а также вторая и четвертая строки. Может быть и редкая последовательная рифмовка, когда строчки рифмуются друг за другом по порядку:1 со 2, 2 с 3, 3 с 4.

Обратите внимание! 4 строки – это катрен, а 4 строфы – это совсем другое, они могут быть в любом стихотворении, написанном двустишием, терцетом и т. д

Примеров подобных стихотворений можно привести очень много.

Еще одним редким видом является октава. В музыкальной терминологии этот термин довольно известен и означает восемь нот, практически так же и в стихосложении. Октава – это восьмистрочная конструкция с очень интересной рифмой. В ней рифмуются между собой 1, 3, 5 нечетные строки, а также 2, 4 и 6 – четные строчки плюс в конце примыкает дистих, который также зарифмован. Самым известным примером такой оригинальной поэтической композиции является произведение А.С. Пушкина «Домик в Коломне».

Происхождение

Стихотворная стопа спондея известна с античности. Термин «спондей» произошёл от греческого слова spondi («возлияние»), обозначающего две долгие музыкальные ноты в песнопениях, которые сопровождали обряд возлияния.

Спондей не обеспечивает основу для стиха, так как практически нет слов, в которых слоги получают равное ударение. Спондей – нерегулярная стихотворная стопа, которая, в отличие от хорея или ямба, не используется для составления полной метрической структуры стихов.

Стихотворения, написанные спондеем, встречаются редко. Поэты применяют этот метр в сочетании с другими традиционными стихотворными размерами. Например, знаменитые произведения античной литературы – «Энеида» Вергилия, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Метаморфозы» Овидия и др. – написаны в дактилическом гекзаметре, известном как героический гекзаметр из-за применения в эпосах. Дактилический гекзаметр представляет собой строку из шести дактилей, которые в некоторых положениях заменяются спондеем без изменения метра.

Первая строка «Энеиды» Вергилия содержит метрическую схему «дактиль-дактиль-спондей-спондей-дактиль-спондей»: «Пою о муже, что из Трои изначально». В поэзии распространено использование двух односложных слов, которые образуют спондей. Частый пример употребление спондея – повтор односложного слова, напр. «Прочь, прочь…» из «Макбета» У. Шекспира.

Заключительная записка

Это может быть само собой разумеющимся, но полезно помнить, что отсканирование (определение ударных / безударных слогов в поэзии) несколько субъективно. Некоторые люди могут читать некоторые слова / слоги, как подчеркнуто в строке, в то время как другие могут читать их без акцента. Некоторые спонди, такие как «Не не не Фрост» Фроста, явно спонди, в то время как другие, такие как слова леди Макбет, более открыты для разных толкований

Важно помнить, что то, что стихотворение находится, скажем, в тетраметре ямба, не означает, что в этом стихе нет изменений. Некоторые из величайших поэтов знают, когда использовать spondees, когда немного встряхнуть метр для максимального воздействия, для большего акцента и музыкальности

Когда вы пишете свои собственные стихи, помните, что spondees — это инструмент, который вы можете использовать, чтобы оживить ваши стихи.

Амфибрахий

С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон». Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода с дозором

Обходит владенья свои…»

Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия. Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: