Антитеза. примеры в художественной литературе

Что такое антитеза. «война и мир» и другие примеры из литературы

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сдвиг в общественном сознании в середине 19-го века нашел отражение в романе «Отцы и дети», в котором главный герой противопоставлен всем окружающим. Здесь главным выступает конфликт поколений, причиной которого является привязанность. Противоречия с друзьями вызваны различиями убеждений и бескомпромиссностью. Отстоять свои идеалы и одержать победу над противником становится самоцелью героев.

Некоторые из них выглядят смешными из-за их ограниченности. Пытаясь ее преодолеть, они стараются реализовать новые идеи, чтобы самоутвердиться. Тургенев применяет прием антитезы как При этом лучше раскрываются живые образы, их отношения, и развивается сюжет.

Таким образом, становится ясно, что такое антитеза в литературе. Произведения классиков наглядно демонстрируют этот

Словесная антитеза

Примеры использования данного приема многочисленны. Словесная антитеза имеет место, когда в одном предложении или же в поэтической фразе соединяются некоторые словосочетания или слова с противоположной эмоциональной окраской или значением.

Возьмем, например, отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

«Город пышный, город бедный

Дух неволи, стройный вид…».

В первой строке здесь антитеза («бедный» — «пышный») эпитетов, подобранных к слову «город», выражает представление Александра Сергеевича о Петербурге, которое конкретизируется во второй строке антитезой соответствующих эпитетов. Здесь противопоставляется внешний облик города (в тексте — «стройный вид») и духовное содержание жизни его («дух неволи»). В другом стихотворении этого же автора словесные антитезы используются для того, чтобы подчеркнуть несоответствие духу «рыцаря бедного» его внешнего облика. Об этом герое говорится, что он был с виду «бледный» и «сумеречный», однако духом — «прямой» и «смелый». Подобное противопоставление — словесная антитеза. Примеры ее в литературе встречаются довольно часто.

Ссылки

Это заготовка статьи по лингвистике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Фигуры речи
Фигуры Адинатон • Аллюзия • Амплификация • Анадиплосис • Анаколуф • Анафора • Антитеза

• Антитетон • Апокопа • Апострофа • Аттракция • Бессоюзие • Гипербатон • Гомеотелевтон • Градация (Климакс, Антиклимакс) • Дистинкция • Зевгма • Изоколон • Именительный темы • Инверсия • Коррекция • Мезархия • Многопадежность (Полиптотон) • Многосоюзие • Оксюморон • Параллелизм • Парентеза • Парономазия • Парцелляция • Перифраз • Плеоназм • Пролепсис • Ретардация • Риторический вопрос • Риторическое восклицание • Риторическое обращение • Силлепс • Симплока • Солецизм • Тавтология • Точный повтор • Умолчание • Хиазм • Экзергазия • Эллипсис • Эмфаза • Эпифора

Тропы Аллегория • Антифразис • Астеизм • Антономасия • Гипербола • Гипофора • Дисфемизм • Ирония • Каламбур • Катахреза • Литота • Мейозис • Метафора • Метонимия • Олицетворение • Пафос • Перифраз • Сарказм • Синекдоха • Сравнение • Эвфемизм • Эпитет

Примеры антитез в прозаической литературе

На антитезе построены даже названия некоторых известных произведений:

Война и мир (Толстой)Принц и нищий (Твен)Преступление и наказание (Достоевский)Отцы и дети (Тургенев)Волки и овцы (Островский)Ангелы и демоны (Дэн Браун)

Но в этих произведениях противопоставление не только в названиях, но и в содержании. Так, Лев Толстой на протяжении всего романа постоянно сравнивает два полюса – мира и вражды, добра и зла. Это проявляется как в ходе повествования, когда автор чередует сцены мирной жизни и сражений, так и в характере некоторых героев, например, Наполеона и Кутузова или Элен и Наташи.

А вот Достоевский использует другие методы. Он «помещает антитезы» внутрь одного персонажа. Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.

И наконец, у Тургенева в качестве антитезы используется конфликт поколений и их взглядов на жизнь.

Области применения антитезы

Автору художественного произведения любого жанра нужна выразительность речи, для чего и применяется антитеза. В русском языке применение противопоставленных понятий давно вошло в традицию в заголовках романов, рассказов, пьес и стихотворных текстов: «Война и мир» Л. Н. Толстого; «Принц и нищий» М.Твена, «Волки и овцы» Н.С.Островского.

Кроме рассказов, романов и поговорок, прием противопоставления успешно используется в произведениях, предназначенных для агитации в политике и социальной сфере и ораторском искусстве. Всем знакомы девизы, речевки и лозунги: «Кто был никем, тот станет всем!».

Противопоставление часто присутствует и в обычной разговорной речи, такие примеры антитезы: бесчестие — достоинство, жизнь — смерть, добро — зло. Чтобы повлиять на слушателей и представить предмет или явление более полно и в нужном ключе, человек может сравнить эти явления с другим предметом или явлением, а может использовать контрастные характеристики предметов для противопоставления.

Значение и роль антитезы

Люди пользуются антитезой для придания ироничного или сатиричного оттенка своим словам. 

Содержательно-логическая связь понятий часто при этом разрушается, но синтаксическая структура оборота остаётся неизменной. Возникает соподчинение между понятиями, которые не относятся к антонимам или синонимам в повседневной речи.

Принцип антитезы применяется как средство усиления выразительности. Такой эффект достигается в двух случаях:

  1. Во-первых, когда один образ за счёт контраста выделяется на фоне другого.

  2. Во-вторых, когда два антитетических понятия образуют единое целое.

Нередко писатели вводят в описание антитезу для того, чтобы обратить внимание читателя на конкретного персонажа или предмет, которому соответствует только одна часть противопоставления.

Нередко принцип противопоставления становится центральным для поэтических произведений, а также ангажированных информационно-новостных материалов, когда некое «добро» противопоставляется некоторому «злу». Из-за её выразительности антитезу полюбили маркетологи и рекламщики, на её основе создаются красивые слоганы для продуктов и целых компаний.

Структура антитезы

Противопоставляемые в антитетической конструкции понятия должны подчиняться какой-то общей идее, иметь объединяющее их понятие или общую точку зрения.

Непонимание этого факта приводит к неправильному построению стилистической фигуры, когда за антитезу пытаются выдать оксюморон, каламбур или же не к месту поставленный антифразис.

Подобные ошибки, основанные на неполном или неправильном определении сущности антитезы, совершаются в огромном количестве школьниками, журналистами, ведущими новостей, педагогами и т. д.

Примеры неверных конструкций:

«В третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься», «Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев».

По структуре антитеза бывает простой и сложной. В простую вовлекается одна антонимическая пара, а в сложную – несколько.

Сложной антитезой нередко называют семантическое противопоставление, занимающее большой объём текста и комбинирующееся с такими стилистическими приёмами, как метафора, градация, гипербола, аллегория и т. д.

Частным случаем антитезы будет противопоставление слова самому себе при условии, что оно значит что-то другое или используется для придания выражению афористического характера: «Миру – мир», «Война – войне», «Человек человеку волк» и т. д.

Как речевое явление антитеза находится на границе между стилистикой и логикой. В ряде случаев она сопоставляет противоположные с точки зрения логики понятия и факты, а при других обстоятельствах в неё оказываются втянуты слова, не означающие противительных понятий, но все же становящиеся антонимами в данном контексте.

Последний факт позволяет рассматривать антитезу как феномен лингвистики, а не логики. Следовательно, при анализе нужно учитывать возникающие в результате смысловые наслоения.

Критика и оценка антитезы в риторике и литературе

Антитеза — это риторический приём, который заключается в противопоставлении двух противоположных понятий или идей. Она используется в литературе и риторике для усиления эффекта высказывания и привлечения внимания слушателя или читателя.

Однако, критики считают, что чрезмерное использование антитезы в речи и литературе может привести к искусственности и лишней претенциозности произведения. Кроме того, если употреблять антитезу без должного понимания её смысла и контекста, это может привести к недопониманию автора и искажению его замысла.

Обратимся к примеру из литературы. В романе Льва Толстого «Война и мир» есть известная антитеза: «Счастье — это здоровье и забвение». Однако, если бы автор использовал эту фразу без должного контекста, она могла бы звучать иначе и вызывать совершенно другие ассоциации.

В риторике антитеза может быть использована для создания образа героя-победителя, который стоит на «двух берегах» и побеждает в трудных ситуациях. Но если речь становится слишком ультра-патриотической и запрещает любые другие точки зрения, использование антитезы может стать убедительным для некоторых слушателей, но заставит многих других отвернуться.

В любом случае, использование антитезы — это важный риторический прием, который должен использоваться тщательно и с умом. Она может усилить эффект произведения, но также может привести к его искусственности и непониманию.

Что такое антитеза

Эта сти­ли­сти­че­ская фигу­ра осно­ва­на на про­ти­во­по­став­ле­нии срав­ни­мых обра­зов, эпи­зо­дов, кар­тин для наи­бо­лее точ­ной пере­да­чи чув­ства и уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти речи.

Лексической осно­вой анти­те­зы явля­ет­ся при­сут­ствие анто­ни­мов, что нагляд­но про­яв­ля­ет­ся в посло­ви­цах и пого­вор­ках:

Легко подру­жить­ся, тяже­ло раз­лу­чить­ся.

Умный научит, дурак наску­чит.

Ученье — свет, а неуче­нье — тьма.

Богатый и в буд­ни пиру­ет, а бед­ный и в празд­ник горю­ет.

Тише едешь, даль­ше будешь.

Часто эта сти­ли­сти­че­ская фигу­ра исполь­зу­ет­ся в назва­ни­ях худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, напри­мер:

На исполь­зо­ва­нии анти­те­зы может стро­ить­ся целое про­из­ве­де­ние. У поэта Николая Заболоцкого есть фило­соф­ское сти­хо­тво­ре­ние «Лебедь в зоо­пар­ке», в кото­ром автор про­ти­во­по­став­ля­ет малень­кий оазис зоо­пар­ка, где живет пре­крас­ный белый лебедь, и шум­ный мега­по­лис со скре­же­том трам­ва­ем, виз­гом шин машин и гулом моста.

Скрежещут над пар­ком трам­ваи, Скрипит под маши­на­ми мост, Истошно кри­чат попу­гаи, Поджав пер­ла­мут­ро­вый хвост.

На анти­те­зе постро­е­но сти­хо­тво­ре­ние С. Есенина «Над окош­ком месяц, Под окош­ком ветер»:

Над окош­ком месяц. Под окош­ком ветер. Облетевший тополь сереб­рист и све­тел.

Дальний плач тальян­ки, голос оди­но­кий — И такой роди­мый, и такой далё­кий.

Плачет и сме­ёт­ся пес­ня лихо­вая. Где ты, моя липа? Липа веко­вая?

Я и сам когда-то в празд­ник спо­за­ран­ку Выходил к люби­мой, раз­вер­нув тальян­ку.

А теперь я милой ниче­го не зна­чу. Под чужую пес­ню и сме­юсь и пла­чу.

Уже в пер­вых стро­ках сти­хо­тво­ре­ния автор про­ти­во­по­став­ля­ет ветер и месяц. Звучащая пес­ня сме­ёт­ся и пла­чет. Автор вспо­ми­на­ет дале­кие дни, когда он был счаст­лив и с тальян­кой выхо­дил к милой. Противопоставляется про­шлое и насто­я­щее. А теперь он ниче­го не зна­чит для милой. На тальян­ке игра­ет дру­гой моло­дой чело­век. У гар­мо­ни голос оди­но­кий и род­ной, и в то же вре­мя бес­ко­неч­но дале­кий. Лирический герой сме­ет­ся и пла­чет под чужую пес­ню. И сно­ва анти­те­за — про­ти­во­по­став­ле­ние сво­е­го и чужо­го.

Антитеза может быть мно­го­член­ной, если она вклю­ча­ет несколь­ко анто­ни­ми­че­ских пар:

Полюбил бога­тый — бед­ную, Полюбил учё­ный — глу­пую, Полюбил румя­ный — блед­ную, Полюбил хоро­ший — вред­ную: Золотой — полуш­ку мед­ную. (М. Цветаева)

Образная антитеза

Образная антитеза представляет собой контраст, который имеется между двумя различными образами. Это могут быть персонажи произведения. Примеры антитезы из художественной литературы многочисленны: это Ленский и Онегин, Молчалин и Чацкий, Степан Калашников и Кирибеевич, Павел Петрович и Базаров, Наполеон и Кутузов и др. Также образная антитеза может относиться к изображению деревни и города (например, в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня»), кроме того, к дисгармонии души героя и вселенской гармонии (Лермонтов, «Выхожу один я на дорогу»), изображению вольной природы и монастыря-«темницы» (Лермонтов, «Мцыри») и др. Образная антитеза, примеры которой мы только что привели, являлась излюбленным приемом такого мастера слога, как Владимир Владимирович Маяковский.

Антитеза в рассказе Толстого «После бала»

На антитезе построен, например, рассказ Льва Толстого «После бала»: полковник танцует с красавицей-дочерью на балу, а после участвует в жестоком наказании солдата-дезертира шпицрутенами. Эффект зиждится на контрасте между образами нежного любящего отца и безжалостного мучителя – одного и того же человека.

При этом рассказ можно воспринимать и в метафорическом смысле. Рассказчик, после страшного зрелища разлюбивший дочь полковника Вареньку – это еще и человек, разочаровавшийся в вере. Как известно, сам Лев Толстой в определенный момент отпал от православия. Избиение солдата палками происходит в Прощеное воскресенье – это можно воспринять как символ религиозного лицемерия, критику официального христианства.

Примеры антитез в прозаической литературе

На антитезе построены даже названия некоторых известных произведений:

Война и мир (Толстой)

Принц и нищий (Твен)

Преступление и наказание (Достоевский)

Отцы и дети (Тургенев)

Волки и овцы (Островский)

Ангелы и демоны (Дэн Браун)

Но в этих произведениях противопоставление не только в названиях, но и в содержании. Так, Лев Толстой на протяжении всего романа постоянно сравнивает два полюса – мира и вражды, добра и зла. Это проявляется как в ходе повествования, когда автор чередует сцены мирной жизни и сражений, так и в характере некоторых героев, например, Наполеона и Кутузова или Элен, и Наташи.

А вот Достоевский использует другие методы. Он «помещает антитезы» внутрь одного персонажа. Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.

И наконец, у Тургенева в качестве антитезы используется конфликт поколений и их взглядов на жизнь.

Антитеза в СМИ и рекламе

Красивые противопоставления очень любят использовать и журналисты. Чаще всего их можно увидеть в заголовках газетных статей:

Уже давно доказано, что человек, открывая газету или журнал, не читает все подряд, а в первую очередь пробегается глазами по заголовкам.

И ищет ту фразу, которая его зацепит, а уже только потом начинает читать саму статью

И вот антитеза – один из тех приемов, которые помогают завладеть вниманием, чем обязательно пользуются различные СМИ (что это?)

Сопоставление противоположностей часто используют и рекламщики. С помощью этого приема они создают короткие, но запоминающиеся слоганы.

А еще чаще можно встретить слоганы, основанные на противопоставлении «минимум – максимум». Например, «минимум калорий, максимум удовольствия» (Coca-Cola light), «минимум пространства, максимум возможностей» (мобильный телефон), «минимум труда, максимальный эффект» (стиральный порошок).

Что такое теза, антитеза, синтез? Примеры из литературы.

В основе любого литературного произведения лежит композиция, представляющая собой расположение его отдельных частей в определенной последовательности.

По сути, это целостная система с множеством составляющих, которые углубляют смысл написанного и позволяют сделать его более выразительным. Среди элементов композиции немаловажную роль играют такие приемы, как теза, синтез и антитеза. Что это за стилистические фигуры? Попробуем разобраться.

Что такое теза?

Теза – это фигура мысли, которая в лаконичной форме содержит основную смысловую нагрузку произведения. Другими словами, под тезой понимают главную идею стихотворения или прозы, основную мысль, которую автор хотел выразить в своем произведении.

В стихотворной речи эта фигура часто встречается в первой строке и выражается в емкой, эмоциональной форме, открывающей чувства автора.

В совокупности с антитезой и синтезом теза помогает поэту выстроить стройную геометрическую фигуру произведения, то есть сформировать идею, после этого привести другую идею – противоположную ей, а в конце получить что-то среднее и зачастую новое.

Хорошим примером антитезы является первая строка в стихотворении Пушкина «К***». Словами «Я помню чудное мгновенье» автор выразил основную идею своего произведения, а в последующих строках раскрыл все важные моменты своих чудесных воспоминаний.

Что понимают под антитезой?

Антитеза – стилистический прием, в котором автор противопоставляет друг другу отдельные образы, понятия, состояния. Все они соединены между собой единым смыслом либо конструкцией произведения, но благодаря противопоставлению литератору удается придать своему творению яркость и убедительность.

Посредством антитезы он представляет читателю некую «золотую середину», гармонично раскрывающую творческий замысел. Для усиления выразительности произведения в большинстве случаев она используется как сопоставление контрастирующих понятий или оттенение центрального образа другим, менее заметным.

Антитеза встречается как в стихотворениях, так и в романах, рассказах и других повествованиях. К примеру, в произведении «Принц и нищий» Марк Твен противопоставляет богатству и благосостоянию нужду и бедность, а в романе «Идиот» Достоевский раскрывает трагедию чистого и невинного человека, попавшего в безнравственное общество и погрязшего в житейской суете.

Часто на антитетическую структуру повести или романа указывают сами их названия – «Преступление и наказание», «Война и мир».

Если говорить о стихотворных произведениях, то ярким образцом подобных стилистических фигур служит сонет Петрарки «И мира нет», полностью созданный на антитезах: «Я зряч – без глаз», «Страшусь – надеюсь», «Жажду гибели – спасти молю».

Важное условие любой антитезы – это соподчинение противопоставлений объединяющему их смыслу, что великолепно представлено в русской поговорке «Ученье свет, а неученье тьма»

Что такое синтез в литературе?

В переводе с греческого слово «синтез» (σύνθεσις) означает «связывание, складывание». Под этим термином в литературе подразумевают объединение разрозненных понятий или образов в единое целое. Такой прием для автора является прекрасным способом переосмыслить несовпадающие понятия, а результаты этих переосмыслений выразить в своих творениях.

Синтез неизменно связан с анализом, в котором литератор изначально разбивает произведение на элементы, а затем объединяет их согласно своему пониманию и мировоззрению. В процессе соединения ему удается познать нечто новое, с иными понятиями и характеристиками.

Обычно синтез используют в философских произведениях. К слову, цепочка «теза – антитеза – синтез» принадлежит философу Гегелю, которому удалось гениально раскрыть некоторые синтетические формулы.

Одним из примеров синтеза выступает его выражение «восток и запад есть в каждой вещи», где Гегель выразил свою мысль о том, что у каждого человека на подсознательном уровне существует стремление к связыванию, объединению.

Как сделать антитезу выразительной?

Усиление выразительности достигается следующими способами:

  1. Контраст может быть смысловым: «Все переврав, доехали до сути». Противопоставляются как слова, так и конструкции.

Антитетические понятия (содержащие противопоставление) могут в совокупности выражать что-то общее, например антитеза в литературе, видно по герою Державина, где он называет себя одновременно царем и рабом, изображает контрастного по

Антитетический образ часто играет вспомогательную роль у противопоставляемого, который является главным. Выражаемый предмет характеризуется только одним членом антитезы, где второй имеет чисто служебную функцию: «Для идеальных форм не нужно содержания».

Сопоставление может выражать выбор альтернативных решений: «»Делиться или нет?» — подумал калькулятор».

Можно использовать фонетическое подобие, например «научит — наскучит».

Антитеза может содержать не два, а больше контрастирующих образа, т.е. быть многочленной.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

Заглавие произведения насыщено в смысловом отношении, несмотря на то, что применяется простая антитеза. Мир представлен как антитеза войне. В черновиках автор пытается варьировать это слово, пытаясь найти лучшее решение.

В произведении Толстой создает два полюса: добра и зла или мира и вражды. Автор резко противопоставляет персонажи друг другу, где одни являются носителями жизни, а другие — разлада. Во всем романе постоянно появляются сопоставления «неправильное — правильное», «стихийное — разумное», «естественное — показное». Все это проявляется через образы, например Наташи и Элен, Наполеона и Кутузова. Антитеза «ложное — истинное» проявляется в нелепой ситуации дуэли, в которую попал Пьер Безухов.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

Заглавие произведения насыщено в смысловом отношении, несмотря на то, что применяется простая антитеза. Мир представлен как антитеза войне. В черновиках автор пытается варьировать это слово, пытаясь найти лучшее решение.

В произведении Толстой создает два полюса: добра и зла или мира и вражды. Автор резко противопоставляет персонажи друг другу, где одни являются носителями жизни, а другие — разлада. Во всем романе постоянно появляются сопоставления «неправильное — правильное», «стихийное — разумное», «естественное — показное». Все это проявляется через образы, например Наташи и Элен, Наполеона и Кутузова. Антитеза «ложное — истинное» проявляется в нелепой ситуации дуэли, в которую попал Пьер Безухов.

Примеры антитез в прозаической литературе

На антитезе построены даже названия некоторых известных произведений:

Но в этих произведениях противопоставление не только в названиях, но и в содержании. Так, Лев Толстой на протяжении всего романа постоянно сравнивает два полюса – мира и вражды, добра и зла. Это проявляется как в ходе повествования, когда автор чередует сцены мирной жизни и сражений, так и в характере некоторых героев, например, Наполеона и Кутузова или Элен и Наташи.

А вот Достоевский использует другие методы. Он «помещает антитезы» внутрь одного персонажа. Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.

И наконец, у Тургенева в качестве антитезы используется конфликт поколений и их взглядов на жизнь.

Определение понятия антитеза


Чтобы узнать точное значение научного термина антитеза, стоит обратиться к энциклопедии или словарю. Антите́за (происходит от греческого «противопоставление») — стилистическая фигура, основанная на контрастном противопоставлении в речевой практике или художественной литературе. Содержит резко противопоставленные предметы, явления и образы, которые имеют смысловую связь или объединены одной конструкцией.

Как объяснить простым языком, что такое антитеза и с какой целью она применяется в русском языке? Это прием в литературе, основанный на противопоставлении различающихся контрастных персонажей, понятий или событий. Такой прием встречается в качестве базы для построения целых больших романов или частей художественных текстов любого жанра.

В качестве антитезы могут быть противопоставлены в произведении:

  • Два образа или героя, называемые в литературе антагонистами.
  • Два различных явления, состояния или предмета.
  • Варианты качества одного явления или предмета (когда автор раскрывает предмет с разных сторон).
  • Свойства одного предмета автор противопоставляет свойствам другого предмета.

Обычно основной лексикой, из которой создается контрастный эффект, служат антонимические слова. Доказательством этому являются народные пословицы: «Легко подружиться, тяжело разлучиться», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Тише едешь — дальше будешь».


Примеры антитезы

Оксюморон

Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

  • Живой мертвец
  • Горячий лёд
  • Начало конца

Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии . Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.

Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым , а во-вторых, и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности

Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?

Антитеза (греч. antithesis — противопоставление) — сопо­ставление противоположных предметов, понятий, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, обра­зов, пейзажей, художественных деталей и т.д.).

В своем творчестве для усиления образности и выразительности речи писатели применяют специальные средства, которые называются стилистическими фигурами. Фигура
представляет собой необычное построение предложения или оборот речи, особое синтаксическое оформление фразы. Одним из образно-выразительных средств речи является антитеза
.

Относится к синтаксическим фигурам усиления. Пример антитезы: «Кля­нусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем»
(М.Ю. Лермонтов); «Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой»
(А.С. Пушкин).

На использовании антитезы может строиться целое произведение. У Н.Заболоцкого есть философское стихотворение «Лебедь в зоопарке»
, в котором поэт противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваем, визгом шин машин и гулом моста.

Разновидностью антитезы является оксюмо­рон (греч. oxymoron — острая глупость) — умышленное сочетание противоположных по значению слов с целью введения какого-либо нового понятия («мертвые души» — Н.В. Гоголь, «грустная радость» — С.А. Есенин, «убогая роскошь» — Н.А. Некрасов).

Способы создания антитезы в речи и письме

Антитеза – это сильный инструмент, который может усилить воздействие текста на получателя. С помощью антитезы можно подчеркнуть противоположные понятия, создать контрасты и выразить насыщенные эмоциями мысли. Ниже приведены несколько способов создания антитезы в речи и письме:

  • Использование контрастных слов. Для создания контраста используются слова, которые ассоциируются с противопоставленными понятиями. Например, «свет – тьма», «жизнь – смерть», «радость – горе». Такие контрасты делают текст более выразительным и запоминающимся;
  • Сравнение. В сравнительных конструкциях показываются различия между двумя объектами. Это позволяет выделить определенные характеристики и подчеркнуть их значимость. Например, «Горы высокие, а долина глубокая», «Мышление женщины более гибкое, чем мужчины»;
  • Антитетические обороты. Это конструкции, в которых с помощью союзов и частиц противопоставляются два элемента. Например, «Я иду, а он стоит», «Не говоря уже о том, что…». Антитетические обороты придают тексту ритм, делают его более сложным и интересным;
  • Ирония. Ирония в раскрытии противоположных понятий используется для создания эффекта удивления и даже неожиданности. Например, «Сегодня было так тихо, что слышались лишь чудесные звуки экскаватора», «Человеку всегда легче жить, когда он знает, что у него есть враг». Ирония позволяет высмеять некоторые явления или ситуации, раскрывая их искаженность и обманчивость.

Антитеза – это изощренный и красочный способ обогащения речи и письма

Однако не стоит злоупотреблять ею, ведь излишняя витиеватость и перегруженность могут вызвать противоположный эффект и отвлечь внимание от главной мысли текста

Противопоставление в произведении

  1. Образы или литературные персонажи. В литературоведении такие пары называются антагонистами. Яркий пример в художественной литературе находим в романе «Евгений Онегин», где полную противоположность друг другу составляют главный герой и его друг Ленский. Аналогично сопоставлены Чацкий и Молчалин, Степан Калашников и Кирибеевич.
  2. Явления, состояния или предметы. Примером может служить противопоставление двух поколений (старшего и младшего) в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Часто в поэтических произведениях контрастируют описания природных явлений.
  3. Внутри одного предмета (явления, персонажа) могут противопоставляться разные характеристики его особенностей. Так, в романе «Портрет Дориана Грея» читатель наблюдает несоответствие внешней привлекательности героя и его низких душевных качеств.
  4. Качества и свойства одного предмета или явления ставятся в контраст тем же характеристикам другого предмета или явления. Оксюморон является наиболее ярким противопоставлением антитезы «Горячий снег».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: