Теория литературы: средства художественной выразительности. часть 2

Для чего используется рефрен в литературе. значение слова рефрен

Проза

Не только в поэзии встречается рефрен. Примеры из литературы свидетельствуют о том, что этот поэтический прием вполне гармонично может существовать и в прозе. Однако речь идет, несомненно, о произведениях небольшого объема. Цитата из стихотворения неизвестного автора встречается несколько раз в творении Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». Этот рефрен придает музыкальность и лиричность произведению, которое можно отнести, благодаря поэтическим повторам, к совершенно уникальному жанру – стихотворению в прозе.

Но и рассказы, не имеющие лирического сюжета, могут заключать в себе рефрены. Такие примеры можно увидеть в прозе Сергея Довлатова. У этого автора, которого называют нередко мастером сверхкороткой прозы, есть рассказ под названием «Когда-то мы жили в горах». Эти слова здесь повторяются неоднократно. Они придают законченность небольшому произведению. И этот печальный, но не лишенный иронии рассказ, как и многое другое в прозе Довлатова, подтверждает необыкновенную поэтичность его стиля.

Повторы и вариации

Словесное искусство невозможно представить без повторов и их подобий, таких как:

  • Полуповторы
  • Вариации
  • Уточняющие и дополняющие напоминания об уже сказанном.

Р. О. Якобсон придавал повторам решающую роль. Ссылаясь на древнеиндийский трактат «Натьяшастра», в котором повтор рассматривался как одна из основных фигур речи наряду с метафорой и сравнением, Якобсон утверждал, что:

Например, в следующем стихотворении Марины Цветаевой на протяжении шестнадцати строк развернуто множество повторов:

Стержневое слово «август» здесь повторяется семь раз.

В исторически ранней песенной лирике прямые повторы не просто доминировали, а составляли его существо. Один из последователей А. Н. Веселовского утверждает, что до сих пор у различных некультурных народов можно встретить песни без слов и практически без мелодии, состоящие из бесконечного повторения какого-либо слова, восклицания. Повторяется одна и та же ритмическая фигура, которая оказывает гипнотическое влияние на исполнителей.

Широко распространенными являются повторы высказываний героев, сюжетных эпизодов, словесных формул в традиционной эпической поэзии, например, в произведении «Песнь о Роланде». А.Н. Веселовский считает, что истоки эпических повторов находятся в народных песнях, которые исполнялись поочередно вдвоем (анифоническое исполнение) или несколькими певцами друг за другом, воспроизводившими одни и те же предметы.

В других жанрах, например, в балладах и сказках, прослеживается что-то подобное исторически раннему эпосу. Например, в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», которая наследует фольклорную традицию, ряд текстовых эпизодов повторяется несколько раз.

Повторы в сказке Пушкина не всегда буквальны, часто они сопряжены с вариациями. Снова и снова возвращаясь к сказанному, каждый раз он что-то меняет и что-то добавляет. Например, такими являются рассказы о белке, которая песенки поет, о тридцати трех богатырях. Автор описывает белку пять раз, и картина неизменно дополняется. Белка с каждым повтором выглядит все интереснее и забавнее. Такие повторы связаны с усилением, которое называется градацией.

Похожее соединение повтора с усилением можно наблюдать в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Например, заявленные старухой к старику и рыбке претензии до тех пор возрастают, пока история снова не возвращается к началу – к разбитому корыту.

Чрезвычайно разнообразны и богаты повторы в лирической поэзии. В. М. Жирмунский посвятил их тщательному исследованию целую работу.

Определение 2

Повтор – это повторение слов либо словосочетаний, благодаря которому на них акцентируется внимание читателя (слушателя), в результате чего их роль в тексте усиливается. Благодаря повтору художественный текст приобретает связность, его эмоциональное воздействие усиливается, подчеркиваются важнейшие мысли

Благодаря повтору художественный текст приобретает связность, его эмоциональное воздействие усиливается, подчеркиваются важнейшие мысли.

Подробный анализ стихотворения

Лирика и глубокая философия, жизнь и смерть, любовь и вера переплетены в стихотворении Марины Цветаевой «Уж сколько из упало в эту бездну», анализ которого я и предлагаю.

Строки, исполненный загадки, написаны поэтессой в 1913 году, когда Марине было 20 лет, и вся жизнь была впереди, хотя и первый жизненный опыт получен. Цветаева уже замужем, до кровавой революции, которая разлучит семью, далеко и на горизонте счастья нет облаков.

В стихотворении затронуты вопросы вечности:

Но жизнь на этом не остановится, всё будет также, только уже без нас. Жизнь, по мнению Цветаевой – это когда дрова превращаются в золу. Этот процесс превращения и есть жизнь, он нравится автору строк, как и большинству из нас. Поэтесса любит жизнь так, что не знает в этом меры, но требует от нас веры и просит о любви:

Марина уже узнала грусть и научилась прощать обиды, которые порождаются из-за «безудержной нежности и гордого вида». Это позволяет ей трезво оценивать день сегодняшний и видеть неизбежность завтрашней золы. Она призывает любить здесь и сейчас, любить за то, что мы умрём, ведь никто из нас не сможет наслаждаться любовью вечно:

Только видя впереди золу жизни, можно любить день сегодняшний во всей полноте чувств. Автор просит любить всё, что нас сейчас окружает и учиться прощать, ведь это мы можем делать только тут, до порога смерти. Как говорил классик:

Для более яркого выражения чувств Цветаева использует в стихотворении антонимы, например, «чужие  и свои», «за правду, за игру». Это подчёркивает разницу между цветущим настоящим и таинственным будущим, это игра на контрасте.

Перекрёстная рифма нисколько не затрудняет чтение строк, а слова легко запоминаются. Некоторым строки навевают тоску и грусть, но это с лихвой компенсируется глубиной стихов и скрытой в них жизненной силой.

Возможно, именно поэтому поэт с иронией пишет в конце, что хотя и полагается по чину ему памятник при жизни, но он “заложил бы динамиту – ну-ка, дрызнь!”, потому что “ненавидит всяческую мертвечину” и “обожает всяческую жизнь”.

Мне нравится41Не нравится16

Военная поэзия

Рефрены — это художественные приемы, которые чаще встречаются в лирических произведениях. В поэзии военной поры, где основной темой выступать могли не только патриотические мысли, но и темы разлуки и долгого ожидания, присутствуют также эти стилистические средства. Яркий пример — легендарное стихотворение «Жди меня, и я вернусь». Рефреном в строках Константина Симонова выступает всего два слова. И слова эти — «жди меня». В стихах, которые стали почти молитвой для тысячи женщин во время войны, заключено убеждение автора, что только с помощью любви и преданного ожидания любимой солдат сможет вернуться домой живым.

Поэзия XX века

Рефрены – это повторяющиеся фразы, которые могут быть разделены строками. Но чаще они вводятся в конце строфы. В творчестве поэтов Серебряного века подобные стилистические приемы встречаются довольно часто. В стихотворении Марины Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел» риторическим вопросом заканчивается каждая вторая строфа. В словах «Мой милый, что тебе я сделала?» заключается исконно женский вопрос и идея того, что любовь, какая бы она сильная ни была, рано или поздно уходит. Таким образом, рефрен здесь не только придает произведению стройность и мелодичность, но и несет важную смысловую нагрузку.

В стихотворении «Зимняя ночь» рефреном выступает двустишие «Свеча горела на столе, свеча горела». И этот повтор в произведении Бориса Пастернака выполняет символическую функцию. Строки принадлежат главному герою романа «Доктор Живаго». Персонаж Пастернака однажды, в холодный февральский вечер, увидел в небольшом окне мягкий нежный свет. Позже он написал стихотворение, где свеча является символом тихого счастья и уединения. С помощью этого символа автор передал чувства, которые он испытал, когда вдруг в чужом окне увидел словно частицу недостижимого для него счастья.

Рефрен в стихах

И сегодня наши поэты-современники частенько прибегают к повторениям. Стих с рефреном звучит изящно и более емко.

Как и в случае с художественными произведениями, поэты прибегают к повтору для того, чтобы читатель лучше прочувствовал ситуацию. Вот хороший пример рефрена:

Ты рядом — и всё прекрасно: И дождь, и холодный ветер. Спасибо тебе, мой ясный, За то, что ты есть на свете. Спасибо за эти губы, Спасибо за руки эти. Спасибо тебе, мой любимый, За то, что ты есть на свете.

Здесь акцентируется внимание не на повторении какой-то строфы, а на повторении слова. Такой стилистический ход выглядит более современно и менее тривиально, чем, например, припев в песне

Обыгрывать этот стилистический прием можно по-разному, нужно просто использовать фантазию.

Рефрены — это повторяющиеся мотивы в музыкальных или литературных произведениях. Они являются главной темой, определяющей форму произведения. Подобные повторы впервые возникли еще в античной культуре, но получили существенное развитие в произведениях средневековых авторов. В поэзии рефрены встречаются довольно часто, они придают стихам мелодичность, звучность и создают своеобразный смысловой акцент.

История

Впервые рефрен встречается у труверов , например, у Гаса Брюле ; в XIII веке наблюдается подъём всех форм песни с рефреном, продолжавшийся вплоть до XV столетия; в значительной степени его можно рассматривать как излюбленный приём поэтов региона между Луарой и Рейном , писавших как на латыни, так и на народном языке. У трубадуров , напротив, рефрены встречаются редко.

Поэты XIII-XIV веков изобретают, а быть может, и восстанавливают в правах различные виды поэзии, изначально более или менее тесно связанные с танцем или же основанные на поочередном пении солиста и хора; в самой их структуре заложена оппозиция между изменчивым куплетом и рекуррентным рефреном, сменяющими друг друга в очень быстром ритме. Главная разновидность такой поэзии — рондо: в основе его композиции лежит формула АВаAabАВ, в которой на практике бесконечно варьируется число и длина стихов, куплетов и рефрена. Французское виреле и родственная ей итальянская баллата , а также французская (средневековая) баллада также содержат рефрен.

На практике различались два вида рефренов, в зависимости от того, одинаковые стихи вставляются между строфами или нет

Обычно в первом случае говорят о «песнях с рефренами» (chansons a refrains
), а во втором — о «песнях с разными рефренами» (chansons avec des refrains
): это важное различие, поскольку изменение текста рефрена может предполагать изменение мелодии; тем самым речь идет о структуре песни в целом. Кроме того, многие рефрены (особенно из числа тех, что фигурируют в «песнях с разными») встречаются либо в нескольких песнях, либо в рондо, балладах, мотетах и иных песенных формах

Иногда их называют «рефрены-цитаты» (возможно, они имеют фольклорное происхождение).

В большинстве случаев рефрен завершает каждую строфу стихотворения. Пример реже встречающегося двойного рефрена:

Значение

Что такое рефрен,
мы определили — это повторяющаяся часть произведения. Слово имеет французские корни. Раньше оно звучало как refraindre и обозначало «повторение». Классический пример — это рондо. Именно это музыкальное произведение наиболее емко выражает значение слова. В течение композиции, которая состоит из трех частей, трижды встречается рефрен. Именно в таком виде мы сейчас и привыкли слушать все песни. Без припева они кажутся нам слишком монотонными и затянутыми. Изначально рефрен был создан для того, чтобы люди лучше узнавали музыкальное произведение. Ведь очень часто с первых нот сложно распознать песню. И только с первых нот припева все становится на свои места.

Рефрен в литературе

В литературных произведениях повторения играют важную роль. Иногда читатель не сразу может уловить всю напряжённость ситуации. Что такое рефрен в литературе? Это повторение значимой фразы несколько раз за абзац. Например, чтобы сложилось впечатление, что на улице холодно, автор неоднократно, в различных выражениях, употребляет одно и то же слово. Ведь прочтя отрывок первый раз, человек может не придать особого значения погодным условиям

Но когда на протяжении нескольких строк его внимание привлекают выражения, что герою было холодно, что ветки были покрыты инеем, а листва, усыпавшая асфальт, почернела от холода, невольно всплывает образ поздней осени

Таким же образом можно легко передать и душевное состояние героя, например, волнение. Конечно, можно использовать интересные обороты, но их сможет заметить только внимательный читатель

А вот если автор обратит внимание на то, что руки человека дрожали от волнения, его бил нервный озноб, что он места себе не находил, тогда читатель нарисует себе вполне понятную картинку

Баллада

Этот термин присутствует и в литературоведении, и в музыковедении. Первые баллады появились в ранней средневековой культуре, но тогда четкой структуры они еще не имели. Позже, когда этот термин стал означать музыкальный или поэтический жанр, в нем установились формальные признаки. Основной из них – присутствие повторов.

Рефрен – это (в литературе и музыке) выразительные средства, характерные в первую очередь для баллады. Первые примеры поэтических произведений в этом жанре возникли во французской литературе. Позже структуру баллады применяли различные авторы, в разные времена. В русской поэзии XX века немало примеров. Один из них – «Баллада о прокуренном вагоне», где можно видеть множество повторов. В качестве рефренов Александр Кочетков использовал несколько фраз.

В творчестве более поздних авторов также встречается рефрен. Это в литературе часто встречающееся явление может быть не только признаком баллады. Повторы использовали в своих стихах и авторы, творения которых не относятся к этому старинному жанру.

Рефрен в музыке

Большинство музыкальных произведений, независимо от направления, в котором они созданы, содержат повторы. Рефрены – это припевы в песнях. В музыкальной терминологии это слово обозначает явление, характерное, прежде всего, для такой формы, как рондо. Значение слова «»рефрен»» в переводе с французского языка – глагол «повторять». Выразительное средство, которое встречается сегодня в музыке, поэзии и даже прозе, имеет французское происхождение, поскольку является неотъемлемой частью баллады. Этот жанр окончательно сформировался в позднем Средневековье именно во Франции.

Повторы в прозе и лирике

Повторы могут широко применяться в прозе – в романах, рассказах, очерках, повестях и т.д. Чаще всего это смысловые повторы. К примеру, образ колокольчика, который настойчиво тревожит сознание Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вызывает у читателя разные мысли и чувства, способствует более углубленному пониманию произведения.

Однако особенно большую роль повторы играют в стихах. Стихотворения строятся на строгом чередовании соизмеримых ритмических величин – ударений, слогов, строк и строф. Звуковые повторы образуются рифмой и другими звуковыми соответствиями. Особой формой словесного повтора в стихотворениях является припев (рефрен).

Определение 3

Рефрен – это повторение одних и тех же звуков, слов, конструкций в тексте, которое придает речи четкость и ясность. Рефрен относится к стилистическим фигурам прибавления.

Повторы бывают следующих видов:

  • Анафора – единоначатие;
  • Эпифора – повтор концовки;
  • Просаподосис (кольцо) – одинаковые слова в начале речевой конструкции и в конце
  • Эпонафора – стык.

Всякого рода анафоры в нередких случаях определяют построение стихотворения, формируя анафорическую композицию. Таким, к примеру, является знаменитое стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Здесь начальный синтаксический оборот повторяется три раза: в первой строфе речь идет – о желтеющей ниве, во второй – о ландыше серебристом, в третьей — о студеном ключе. Финальная фраза звучит лишь после трехкратного анафорического повтора:

Широко распространенными являются эпифоры – повторяющиеся концовки строф. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Моя родословная»:

Среди концовок выделяются рефрены. Рефрены – это концовки, которые обособлены от остальной части стихотворения в синтаксическом, метрическом, тематическом отношении.

Много повторов и полуповторов в произведениях канонических жанров. Присутствуют повторы и в литературе эпох, близких нам, в литературе, освободившейся от разного рода канонов и стереотипов. Например, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой часто упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, о рассеянности и неповоротливости Пьера Безухова.

Благодаря таким приемам не очень приметные части художественной предметности произведения приобретают художественную весомость и рельефность.

Лирика в литературе — что это за направление

Лирика — это вид литературы, призванный воспроизводить настроение автора, его субъективное отношение к чему-либо.

Лирический тип построения художественного образа основан на эмоциональном переживании, поэтому часто трактуется как способ раскрытия внутреннего мира писателя или поэта, метод его самовыражения.

В отличие от драматических произведений, лирические не имеют прямой конструктивной связи с сюжетностью. Для них характерна простейшая сюжетная организация. Если в драматическом произведении читатель ищет событийную основу и логический финал, то в лирике поиск этих принципов лишен смысла.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Примечание

Важная особенность лирики — отсутствие возможностей для точного и широкого описания действительности. Ее главная задача — поместить читателя в эпицентр того душевного, чувственного переживания, которым охвачен автор.

Презентация на тему: » Колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой (исследовательская работа по литературе)» — Транскрипт:

1

Колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой (исследовательская работа по литературе)

2

Актуальность исследования: На сегодняшний день проблема, обозначенная как «феномен колокола в русской культуре» в литературе практически не разработана.

3

Новизна исследования: Решение ряда теоретических вопросов и практических задач изучения русского колокольного звона в литературе. Рассмотрен феномен колокольного звона в ранней лирике Марины Цветаевой.

4

Практическая значимость: Разработанные положения позволяют использовать исследование в процессе изучения истории русской культуры, русской литературы, русской музыки на уроках, внеклассных и факультативных занятиях.

5

Цель: выявить, какую роль играет колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой.

6

Задачи: 1. Понять индивидуальное отношение поэтессы к колокольной музыке.

7

Задачи: 2.Выявить ритмические особенности поэтического языка, позволяющие отразить в художественном слове музыкальное искусство колокольного звона.

8

Задачи: 3. Выявить фонетические особенности поэтического языка, позволяющие отразить в художественном слове музыкальное искусство колокольного звона.

9

Предмет исследования: Колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой — цикл «Стихи о Москве».

10

Объект исследования: Ранняя лирика Марины Цветаевой — цикл «Стихи о Москве».

11

Гипотеза: Словесный ритмический рисунок исследованных стихов совпадает с ритмическим рисунком колокольного звона. Сложная фонетическая организация цветаевского стиха зачастую ориентирована на звучание колокольной музыки.

12

Методы исследования: историко-типологический метод, биографический метод, сравнительно- сопоставительный анализ, семантико-стилистический анализ, метод слово-образ, семиотический анализ.

13

Ранняя лирика «Стихи о Москве» Москва – часть души Марины Цветаевой. Москва – огромный храм, который исцеляет любой душевный недуг. Кремль, его башни, гробницы, музыка Москвы – звон колоколов – постоянные образы поэзии Марины Цветаевой. Москва – нечто святое, неразрывно связанное с Богом и церковью, звоном колоколов, куполами.

14

Содержание колокольного звона: В звонах колоколов преобладает трехголосная структура: большие низкозвучащие колокола(басы); маленькие зазвонные колокола(дисканты); средние (альтовые, теноровые); Содержание колокольного звона – это ритмический рисунок.

15

Ритм – это основная сила, энергия «Стихов о Москве». Ритм создают: повышенная выделенность слова и его обособленность; повышенная музыкальность; обилие повторов; стих произносится толчком; повторы морфем; лексические и синтаксические повторы; бесчисленные «переносы».

16

Звуковой анализ стихотворения Семь холмов — как семь колоколов. На семи холмах – колокольни. Всех счетом: сорок сороков, — Колокольное семихолмие!

17

Сопоставим количество звуков: вокальных – 212, невокальных – 108 звуков; звонких– 35, глухих – 81, высоких — 150, низких– 174, диезных – 67, недиезных – 158, бемольных – 67, небемольных Вокальных звуков в два раза больше, чем невокальных. Это говорит о длительности звуков, которые образуются при помощи голоса.

18

Причем эти гласные хочется не проглатывать, а отчетливо проговаривать, почти пропевать. В результате возникает ощущение чего-то округлого, звонкого, значительного. Все это – перекатывающаяся интонация, звуковые особенности – заставляет нас в этих строках услышать звучание колокольного звона. Слово колокол, которое уже само по себе является звукоподражательным (ко-ло-кол), также возникает уже в самых первых строках стихотворения. *

19

В первой и второй строфе количество вокальных звуков в два раза больше, а в третьей и четвертой строфе количество невокальных звуков увеличивается. Это влияет на звуковое восприятие стихотворения. В первой строфе мы слышим размеренный звук одного колокола. Во второй строфе звук нарастает, но в то же время появляется и другой звук – звук другого колокола. А в третьей и четвертой строфе мы слышим музыку разных колоколов, т.е. колокольный перезвон.

20

Выводы: колокольный звон — «родное» звучание для М. Цветаевой, воплощение голоса божественной сущности. словесный ритмический рисунок исследованных стихов М. Цветаевой совпадает с ритмическим рисунком колокольного звона. сложная фонетическая организация цветаевского стиха зачастую ориентирована на звучание колокольной музыки. *

Поэзия XX века

Рефрены — это повторяющиеся фразы, которые могут быть разделены строками. Но чаще они вводятся в конце строфы. В творчестве поэтов Серебряного века подобные стилистические приемы встречаются довольно часто. В стихотворении Марины Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел» риторическим вопросом заканчивается каждая вторая строфа. В словах «Мой милый, что тебе я сделала?» заключается исконно женский вопрос и идея того, что любовь, какая бы она сильная ни была, рано или поздно уходит. Таким образом, рефрен здесь не только придает произведению стройность и мелодичность, но и несет важную смысловую нагрузку.

В стихотворении «Зимняя ночь» рефреном выступает двустишие «Свеча горела на столе, свеча горела». И этот повтор в произведении Бориса Пастернака выполняет символическую функцию. Строки принадлежат главному герою романа «Доктор Живаго». Персонаж Пастернака однажды, в холодный февральский вечер, увидел в небольшом окне мягкий нежный свет. Позже он написал стихотворение, где свеча является символом тихого счастья и уединения. С помощью этого символа автор передал чувства, которые он испытал, когда вдруг в чужом окне увидел словно частицу недостижимого для него счастья.

Военная поэзия

Рефрены – это художественные приемы, которые чаще встречаются в лирических произведениях. В поэзии военной поры, где основной темой выступать могли не только патриотические мысли, но и темы разлуки и долгого ожидания, присутствуют также эти стилистические средства. Яркий пример – легендарное стихотворение «Жди меня, и я вернусь». Рефреном в строках Константина Симонова выступает всего два слова. И слова эти – «жди меня». В стихах, которые стали почти молитвой для тысячи женщин во время войны, заключено убеждение автора, что только с помощью любви и преданного ожидания любимой солдат сможет вернуться домой живым.

Баллада

Этот термин присутствует и в литературоведении, и в музыковедении. Первые баллады появились в ранней средневековой культуре, но тогда четкой структуры они еще не имели. Позже, когда этот термин стал означать музыкальный или поэтический жанр, в нем установились формальные признаки. Основной из них — присутствие повторов.

Рефрен — это (в литературе и музыке) выразительные средства, характерные в первую очередь для баллады. Первые примеры поэтических произведений в этом жанре возникли во французской литературе. Позже структуру баллады применяли различные авторы, в разные времена. В русской поэзии XX века немало примеров. Один из них — «Баллада о прокуренном вагоне», где можно видеть множество повторов. В качестве рефренов использовал несколько фраз.

История

Впервые рефрен встречается у труверов, например, у Гаса Брюле; в XIII веке наблюдается подъём всех форм песни с рефреном, продолжавшийся вплоть до XV столетия; в значительной степени его можно рассматривать как излюбленный приём поэтов региона между Луарой и Рейном, писавших как на латыни, так и на народном языке. У трубадуров, напротив, рефрены встречаются редко.

В 88 % сохранившихся кантиг о друге трубадуры Пиренейского полуострова использовали рефрен. Самый короткий из них состоит из одного слова, другие включают от одного до пяти стихов. Рефрен также встречается в трети кантиг насмешки и злословия (31 %). Сохранились также некоторые кантиги о любви с рефреном иберийских авторов, в то время как в аналогичном жанре канцоны провансальских трубадуров рефрен отсутствует.

Поэты XIII—XIV веков изобретают, а быть может, и восстанавливают в правах различные виды поэзии, изначально более или менее тесно связанные с танцем или же основанные на поочередном пении солиста и хора; в самой их структуре заложена оппозиция между изменчивым куплетом и рекуррентным рефреном, сменяющими друг друга в очень быстром ритме. Главная разновидность такой поэзии — рондо: в основе его композиции лежит формула АВаAabАВ, в которой на практике бесконечно варьируется число и длина стихов, куплетов и рефрена. Французское виреле и родственная ей итальянская баллата, а также французская (средневековая) баллада также содержат рефрен.

На практике различались два вида рефренов, в зависимости от того, одинаковые стихи вставляются между строфами или нет

Обычно в первом случае говорят о «песнях с рефренами» (chansons a refrains), а во втором — о «песнях с разными рефренами» (chansons avec des refrains): это важное различие, поскольку изменение текста рефрена может предполагать изменение мелодии; тем самым речь идет о структуре песни в целом. Кроме того, многие рефрены (особенно из числа тех, что фигурируют в «песнях с разными») встречаются либо в нескольких песнях, либо в рондо, балладах, мотетах и иных песенных формах

Иногда их называют «рефрены-цитаты» (возможно, они имеют фольклорное происхождение).

В большинстве случаев рефрен завершает каждую строфу стихотворения. Пример реже встречающегося двойного рефрена:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: