Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в строгой науке? Примерно такие: ямб — метр, в котором ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Но есть две проблемы. Во-первых, это определение верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или анапеста (трехсложных силлабо-тонических размеров) его пришлось бы менять на «ударения неодносложных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, например, дольников («Все мы бражники здесь, блудницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по облакам») или тактовиков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу») вообще нельзя вывести из этого правила.
Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нарушаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).
Могут нарушаться потому, что поэт приспосабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не предположить, что у Пушкина ошибка в метре.
И, самое главное, могут нарушаться специально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает правила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворение Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:
Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителей Лекции и тексты о литературе, истории и искусстве, игры, тесты, видео, подкасты и многое другое
Как определить размер стиха?
Для определения стихотворного размера необходимо расставить ритмическое ударение. При расстановке ритмического ударения учитываются все слова, включая союзы и предлоги.
Каждая строка будет иметь определенную комбинацию символов, которые помогут понять, какой размер у стихов.
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯ
дру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
Ваня — хорей:
«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:
«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)
Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:
«Ранними летними росами» (А.А. Блок)
Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфибрахий:
«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:
«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6–8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,
—U—UU—UU—UU—
До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.
UU—UU—UU—UU—
Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|
—U—UU—UU—UU—
Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.
—U—UU—UU—UU—
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
—U—|UU—|UU—|UU—|
UU—|UU—|UU—|UU—|
—U—|UU—|UU—|UU—|
—U—|UU—|UU—|UU—|
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
Индивидуальные доказательства
- Иво Браак: Поэтика в ключевых словах. 8-е издание Штутгарт 2001 г., стр. 82.
- Август Бюхнер: Инструкции для немецкой поэзии. Виттенберг 1665.
- Филипп фон Цезен: Полное собрание сочинений. Том 9 Немецкий геликон (1641 г.). Переложение Ульриха Маше. де Грюйтер, Берлин и другие 1971 г., ISBN 3-11-003598-7 , стр. 35.
- Хорст Иоахим Франк: Справочник немецких строфических форм, Hanser, Мюнхен / Вена, 1980.
- Эрнест Бернхард-Кабиш: «Когда Клопсток бросил вызов Англии»: Кольридж, Саути и немецкий / английский гексаметр. В: Сравнительная литература Том 55, № 2 (весна 2003 г.), стр. 130–163.
- Энтони Хехт, Джон Холландер (Ред.): Джиггери-Покери. Сборник двойных дактилей. Атенеум, Нью-Йорк, 1967.
Разновидности хорея с примерами
В зависимости от числа стоп, используемых в строке, стихи, написанные хореем можно разделить на несколько типов. Главные из них и примеры к ним перечислены ниже.
Четырехстопный хорей
Из всех хореических размеров в русской поэзии четырехстопный хорей – самый распространенный и популярный.
В лирике круг применения четырехстопного хорея довольно широк: это и торжественные гимны (например, «Гром победы раздавайся» Державина), и элегии («Дар напрасный, дар случайный» Пушкина), и шуточные стихи, и народные песни:
Стихам, написанным хореем, присуща разговорная эмоциональность, которая порождает ощущение некоторой простоватости, прямоты. Именно на хорее выстроена поэма «Василий Теркин»:
В более крупных произведениях он используется для стилизации народных эпических песен, а также представлен в сказках и балладах (например, «Утопленник» Пушкина):
Четырехстопный ямб не утратил своей актуальности до наших дней. Вот пример этого размера в шедевре мастера тяжелого русского рока Анатолия Крупнова «Аве, Цезарь»:
Трехстопный хорей
Довольно редкий вид хорея в русской поэзии. Обычно он встречается в коротких стихотворениях, но бывают и исключения, например знакомое всем стихотворение «Детство» Сурикова:
Очень редко трехстопный хорей выступает самостоятельно, обычно он сочетается с четырехстопным:
Пятистопный хорей
Пятистопный хорей также встречается нечасто. Пушкин, например, не написал пятистопным хореем ни одной строчки (по крайней мере, ни одна не сохранилась до наших дней).
Лермонтов также мало писал этим хореем – всего четыре стихотворения, но одно из них, знаменитое «Выхожу один я на дорогу», оказало очень сильное влияние на целый ряд писателей и русскую литературу.
Это стихотворение открывает длинный ряд лирических размышлений о жизни, окрашенных образами природы.
Пятистопный хорей встречается в переводах эпических поэм и народных песен:
Куплеты знаменитой песни ДДТ «Что такое осень» также написаны пятистопным хореем:
Шестистопный хорей
Шестистопный хорей обычно встречается с цезурой в середине стиха и как бы распадается на два трехстопника:
Цезура (ритмическая пауза) здесь отмечена знаком //.
Встречается и бесцезурный хорей из шести стоп. Он ведет свое начало от народной поэзии. Это типичный стих севернорусских причитаний, но также появляется и в народной лирической песне, и текстах шутливой тематики:
Другие (редкие) виды хорея
Семистопный хорей получил развитие в пору Серебряного века. Пример бесцезурного семистопника:
- Разностопный хорей встречается несколько чаще разностопного ямба, вероятно, потому что хорей как размер кажется более монотонным и охотнее разнообразится разностопностью.
- Вольный хорей, в отличие от вольного ямба, в русской поэзии почти отсутствует. Краткий взлет вольных хореев произошел в 1890-1930-х гг. (например, у Маяковского – «Товарищу Нетте», «Сергею Есенину»).
Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий
Трехсложные размеры:
- Дактиль,
- Анапест,
- Амфибрахий.
Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.
Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.
Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.
Кому и зачем все это надо?
Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но все же. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него можно получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы.
Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выражены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи.
При этом, стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
Ваня — хорей:«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфибрахий:«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,—U—UU—UU—UU—
До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.UU—UU—UU—UU—
Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—
Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
Советы новичкам
В финальный параграф этой статьи Литрекон хотел бы поместить лайфхаки, которые помогут запомнить стихотворные размеры:
- Названия «дактиль», «амфибрахий» и «анапест» можно запоминать по аббревиатуре ДАМА, которая расшифровывается как дактиль, амфибрахий, анапест. Эта аббревиатура вдвойне полезна, ведь в дактиле, который стоит здесь на первом месте, ударение приходится на первый слог, в амфибрахии- на второй, а в анапесте — на третий.
- Запомнить стихотворные размеры также помогают некоторые бессмысленные стишки. Например, ямбом написан стишок:
В свою очередь, хореем написано:
Такой же стишок есть и для амфибрахия:
Теперь со всеми подсказками и знаниями, вы (в отличие от Онегина) сможете без труда определять размеры классических стихотворений.
Как всё это применить на практике
Чтобы не запутаться, нужно научиться скандировать, то есть произносить фразы по слогам с чётким выделением сильных слогов.
Определять сильный слог можно тремя способами:
- Положите ладонь под подбородок и, проговаривая строчку, почувствуйте, как на безударных слогах подбородок касается ладони слегка, а на ударных словно удлиняется.
- Ритм можно выстукивать ногой по полу. Произносите строку про себя и сопровождайте стуком каждый слог: безударный – слабым, ударный – сильным. Постепенно вы «поймаете волну».
- Если ноги вас смущают, возьмите ручку или карандаш и стучите по столу. Звук будет чёткий, резкий. Даже посторонний наблюдатель услышит и увидит ваш ритмический рисунок.
Без музыкальной подготовки сразу определить размер стиха довольно сложно. Но если вы дружите с музыкой и у вас есть чувство ритма, почувствовать мелодию стихотворения вы точно сможете.
Ничего удивительного в этом нет, ведь музыка и поэзия – родные сёстры. Берите текст и пойте его, так он точно станет «лично вашим», а не «казённо-хрестоматийным». Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Дактилический размер
Помимо рифмы, дактилическим бывает и размер стихотворения. Существуют двусложные (ямб и хорей) и трехсложные размеры. Что такое дактиль? Это трехсложный размер, соответственно, стопа состоит из трех слогов, один из которых — ударный. Именно первый слог является ударным, а два последующих — безударные. Что такое дактиль в литературе? Определение говорит, что это трехсложный размер, определяющийся стопой с первым ударным и двумя безударными слогами.
Соответственно, в строке стихотворения ударными будут слоги 1,4,7 и так далее интервалом в +3. Так же, как и рифма, такой размер не особо распространен, характерен для стихотворений с особым ритмом. Что такое дактиль на примере можно узнать в творчестве таких поэтов, как А. А. Блок, И. С. Никитин и других.
Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей
Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.
- В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный.
- В стопе хорея: первый слог — ударный, а второй — безударный.
Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:
Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.
Пример стихотворения, написанного ямбом:
Пример стихотворения, написанного хореем
Тонические размеры
В тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик.
Тактовик
Тактовик — стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4.(При вычислении мы должны получить 2 или 3)
Спокойно трубку докурил до конца, Спокойно улыбку стёр с лица. «Команда, во фронт! Офицеры, вперёд!» Сухими шагами командир идёт. И слова равняются в полный рост: «С якоря в восемь. Курс — ост. | ‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿—´ (1)—´1—´3—´2—´(0) ‿—´‿‿—´‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´1—´(0) ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´ (1)—´2—´2—´2—´(0) ‿—´‿‿—´‿‿‿—´‿—´ (1)—´2—´3—´1—´(0) ‿‿—´‿—´‿‿—´‿—´ (2)—´1—´2—´1—´(0) —´‿‿—´‿—´—´ (0)—´2—´1—´0—´(0) 3-0=3 (ткт) |
Никогда не перестану удивляться Девушкам и цветам! Эта утренняя прохладца По белым и розовым кустам… | ‿‿—´‿‿‿—´‿‿‿—´‿ (2)—´3—´3—´(1) —´‿‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´(0) ‿‿—´‿‿‿‿—´‿ (2)—´4—´(1) ‿—´‿‿—´‿‿‿—´ (1)—´2—´3—´(0) 4-1=3 (ткт) |
Акцентный стих
Акцентный стих — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8.( Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны).
Если волк на звезду завыл, Значит, небо тучами изглодано. Рваные животы кобыл, Черные паруса воронов. | —´‿—´‿‿—´‿—´ —´‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿ —´‿‿‿‿—´‿—´ —´‿‿‿‿—´—´‿‿ |
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам? | ‿‿—´‿‿—´‿‿‿‿—´‿‿—´ ‿—´—´—´‿‿—´‿‿—´‿ |
Дактилический размер
Помимо рифмы, дактилическим бывает и размер стихотворения. Существуют двусложные (ямб и хорей) и трехсложные размеры. Что такое дактиль? Это трехсложный размер, соответственно, стопа состоит из трех слогов, один из которых — ударный. Именно первый слог является ударным, а два последующих — безударные. Что такое дактиль в литературе? Определение говорит, что это трехсложный размер, определяющийся стопой с первым ударным и двумя безударными слогами.
Соответственно, в строке стихотворения ударными будут слоги 1,4,7 и так далее интервалом в +3. Так же, как и рифма, такой размер не особо распространен, характерен для стихотворений с особым ритмом. Что такое дактиль на примере можно узнать в творчестве таких поэтов, как А. А. Блок, И. С. Никитин и других.
-
Где и почему возникают новые этносы кратко
-
Какие произведения басни сказки напоминает вам эта глава из романа м е салтыкова щедрина кратко
-
Кто прав в своих обвинениях дед архип или ленька кратко
-
Приказ об утверждении плана методической работы школы
- Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме кратко
Анапест
Чаще всего наши авторы используют трёхстопные и четырёхстопные анапесты. Забавно, что греческое название «anapaistos» переводится как «отражённый назад» — обратный дактилю. Ударение в анапесте падает на третий слог. Запомните ассоциацию с греческим переводом и определять станет проще.
Возьмём в пример «Увертюру» Игоря Северянина, написанную четырёхстопным анапестом.
«Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!Удивительно вкусно, искристо и остро!Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!»
Схема: UU_ | UU_ | UU_ | UU_ !
О стихотворных размерах можно говорить долго, вдаваясь в подробности стоп, мужскую и женскую рифму и обращая внимание на термины, которых мы не назвали здесь. Зато теперь вы знаете базу! Можете смело хвастаться перед друзьями и говорить с литературоведами на одном языке
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!
Односложные стихотворные размеры: брахиколон
У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).
Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:
Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.
Как легко определить стихотворный размер: алгоритм и примеры
Если вы хотите определить стихотворный размер, сделайте следующее:
-
Запишите первые две строчки стиха.
-
Разделите тексты строк на слоги, где на каждую громкую букву приходится один слог. Например.
-
Прочтите сначала быстро, а затем медленнее, анализируемые строки. Выделите, на какие громкие звуки приходятся ударные и безударные элементы. Каждый ударный состав принято выделять внизу текста значимой «_». Каждый безударный — «U».
-
Анализируя то или иное стихотворение, помните о том, что обычно ритмичные и обычные ударения совпадают, но для ритма автор произведения мог их изменить. В свою очередь, любое длинное слово из 4–5 слогов может иметь несколько интонационных ударений. А некоторые предлоги (здесь, на, от) или союзы (да, и, но), да и даже односложные слова (сто, кот, дом) могут не иметь собственного ритмического ударения, ведь состоят только из безударной гласной.
-
Выделив ударные и безударные слоги снизу каждой строки, перенесите полученную схему на отдельную часть бумаги. Она должна выглядеть как чередование символов, например UU_UU_UU_
-
Найдите определенную регулярность и систематичность в чередовании ударных и безударных слогов. Для предыдущего примера финальная схема будет выглядеть так: UU_/UU_/UU_
-
Определите размер стиха. В этом случае это трехсложный размер, а именно — анапест.
Примеры
Тренироваться определять стихотворный размер лучше на песнях, ведь в них очень хорошо слышно, где именно расположены ритмичные ударения. Помните, что определяя стихотворный размер, следует смотреть не на ударения в словах, а на логические и интонационные ударения каждой строки. Возьмем несколько песен и определим их стихотворный размер:
Kalush Orchestra — Стефанія (2022)
Стефанія мамо, мамо Стефанія
_U/_U/_U/_U/_U/_U
Розквітає поле, а вона сивіє
_U/_U/_U/_U/_U/_
Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двусложный размер. Ударение приходится на первый слог, а значит это хорей.
Ґринджоли — Разом нас багато (2005)
Разом нас багато, нас не подолати
_U/_U/_U/_U/_U/_U
Разом нас багато, нас не подолати
_U/_U/_U/_U/_U/_U
Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двухсложный размер. Ударение приходится на первый слог, а значит это хорей.
GO_A ШУМ (2021)
Сію-вію, сію-вію
_U/_U/_U/_U
Конопелечки,
_U/_U/_
Сію-вію, сію-вію
_U/_U/_U/_U
Зеленесеньки!
_U/_U/_
Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двухсложный размер. Ударение приходится на первый слог, а значит это хорей.
Руслана — Дикі танці (2004)
Напевно, даремно
U_/U_/U_
Була я надто чемна
U_/U_/U_/U
Регулярная схема ритма состоит из двух слогов, так что это — двухсложный размер. Ударение приходится на второй слог, а значит это ямб.
Kalush ft. Skofka — Файна (2021)
Более сложный пример
Обратите внимание на ритмические ударения, отличающиеся от обычных (розпишу, трамвай)
Ти така файна (вай-вай)
U_U_U_U
Як музикa (грай-грай)
U_U/U_U
Я розпишу трамвай
U_U/U_U
Те яка ти файна!
U_U/U_U
Регулярная схема ритма состоит из трех слогов, так что это — трехсложный размер. Ударение приходится на средний слог, а значит это амфибрахий.
Определять стихотворный размер сложно, ведь это требует одновременно и абстрактного мышления, и внимательного слушания и чтения. Кроме того, требует определенной многофункциональности и концентрации. Именно поэтому в начале может быть много ошибок и путаницы. Однако чем больше вы потренируетесь, тем легче будет определять стихотворный размер дальше.
Попытайтесь проанализировать хотя бы пять хорошо знакомых вам украинских песен, параллельно слушая их — и вы увидите, как с каждой попыткой вам будет легче определять стихотворный размер. Если же самостоятельно овладеть этим навыком не удается, всегда можно обратиться к репетитору. Тьюторов по украинскому языку, украинской литературе и подготовке к ЗНО или ДПА всегда можно найти на маркетплейсе БУКИ.
Из чего состоит стихотворение?
Прежде чем разбираться в вопросе о том, что такое дактиль следует определить составляющие самого стихотворения, таким образом можно будет получить полное представление о структуре.
Составляющие:
- Строка — непосредственно отдельное высказывание.
- Строфа — группа строк, объединенных одной мыслью, рифмой, ритмом и размером (двустишие, трехстишие, четверостишие).
- Рифма — созвучные окончания строк (мужская, женская, дактилическая).
- Ритм — повторение определенных звуков или синтаксических элементов через определенный промежуток.
- Размер — стихотворная метрика, характеризуется длиной строки и видом стопы (двусложные: ямб, хорей; трехсложные: анапест, дактиль, амфибрахий и так далее).
- Стопа — объединение ударного с одним или двумя неударными слогами.
Зная структуру стихотворения, можно ответить на вопрос о том, что такое дактиль в литературе. Относится он как к рифме, так и к размеру.
Дактиль в поэзии нового времени
Современная поэзия находится в постоянном поиске новых структур и форм, классические размеры используются нечасто. Поэт XXI века Данил Рудой использует дактиль в своих произведениях как составной элемент для сложной конструкции стихов:
Подводя итоги, нужно отметить, что дактиль прекрасно прижился в современных стихотворных произведениях, стал основой для создания новых стихотворных форм и размеров.
С помощью дактиля легко создавать стихи с любыми направленностью и характером. Многие столетия он радовал любителей поэзии и не собирается сдавать позиций, потому что какие бы новые стили и формы не пришли в будущем, дактиль останется для поэтов одной из основ стихосложения.
Как определить стихотворный размер
Команда методистов Тетрики предлагает запомнить алгоритм, который поможет определить размер стихотворения на экзамене:
Прочитайте стихотворение и определите, сколько слогов в каждой строке
Обращайте внимание на ударения и отмечайте ударные и безударные слоги.
Сравните количество слогов в каждой строке. Если оно одинаково, то стихотворение имеет равномерный размер, например, ямб или хорей
Если же количество слогов различается, вероятнее всего, перед вами трёхсложный размер.
Разделите стихотворение на стопы, как мы делали это выше. Если в произведении, которое вы анализируете, чередуются ударный и безударный слоги — разделяйте его по два слога. А если вы выявили чередование одного ударного и нескольких безударных слогов, разделяйте стихотворение по 3 слога.
Определите стихотворный размер. В зависимости от ударений и количества слогов можно понять, какой размер используется в произведении. Для этого ознакомьтесь с характеристикой размеров и примерами из стихотворений выше.
Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Оставить заявку
Хорей в русской поэтической традиции
Как уже говорилось, хорей имеет древнейшую историю в русской поэзии. Им написаны многие былины, встречается он и в древнерусских духовных стихах. Народная поэзия на протяжении столетий отдавала предпочтение хорею.
«Книжный» хорей встречается в сделанном Ломоносовым переводе оды французского богослова Фенелона, хотя сам он хореем писал мало. Популярности хорея в большей степени способствовали Тредиаковский и Сумароков.
Младший современник Ломоносова Сумароков был особенно близок к образцам народной лирической поэзии, которым часто подражал в своей лирике. Тредиаковский же и вовсе выступал решительным противником чисто ямбических стихов, предпочитая хорей.
Хорей в русской поэзии XIX и XX веков
В 1800-е годы хорей попадает в поле зрения предромантиков, заинтересовавшихся народным стихом (Мерзляков, Востоков). Всплеск популярности этого размера отмечается в связи с подъемом карамзинских легких жанров: песни и романса. Дальнейшей популяризации хорея способствовали Некрасов (поэма «Коробейники», стилизованная под фольклор), Жуковский, Пушкин и другие их современники.
В 1840-х годах хорей входит в русскую элегическую лирику (уже упоминавшееся знаковое стихотворение Лермонтова «Выхожу один я…»), и в простой стиль реализма (баллада Тургенева «Перед воеводой молча…»).
Во второй половине XIX века этот размер употребляется в лирике Фета, Майкова, А. К. Толстого, Полонского. Встречается он и у символистов и других поэтов XX века (Блока, Ахматовой, Гумилева, Кузмина, Волошина, Есенина. Поэты середины-конца XX века (Окуджава, Вознесенский) тоже не сторонились хорея:
Владимир Высоцкий пользовался хореем, чтобы передать душу простого народа. Особенно удачно ему это удается в песне «Инструкция», рассказывающей о работяге, которому выпала честь отправиться в загранкоммандировку:
Разновидности хорея с примерами
В зависимости от числа стоп, используемых в строке, стихи, написанные хореем можно разделить на несколько типов. Главные из них и примеры к ним перечислены ниже.
Четырехстопный хорей
Из всех хореических размеров в русской поэзии четырехстопный хорей – самый распространенный и популярный.
В лирике круг применения четырехстопного хорея довольно широк: это и торжественные гимны (например, «Гром победы раздавайся» Державина), и элегии («Дар напрасный, дар случайный» Пушкина), и шуточные стихи, и народные песни:
Стихам, написанным хореем, присуща разговорная эмоциональность, которая порождает ощущение некоторой простоватости, прямоты. Именно на хорее выстроена поэма «Василий Теркин»:
В более крупных произведениях он используется для стилизации народных эпических песен, а также представлен в сказках и балладах (например, «Утопленник» Пушкина):
Четырехстопный ямб не утратил своей актуальности до наших дней. Вот пример этого размера в шедевре мастера тяжелого русского рока Анатолия Крупнова «Аве, Цезарь»:
Трехстопный хорей
Довольно редкий вид хорея в русской поэзии. Обычно он встречается в коротких стихотворениях, но бывают и исключения, например знакомое всем стихотворение «Детство» Сурикова:
Очень редко трехстопный хорей выступает самостоятельно, обычно он сочетается с четырехстопным:
Пятистопный хорей
Пятистопный хорей также встречается нечасто. Пушкин, например, не написал пятистопным хореем ни одной строчки (по крайней мере, ни одна не сохранилась до наших дней).
Лермонтов также мало писал этим хореем – всего четыре стихотворения, но одно из них, знаменитое «Выхожу один я на дорогу», оказало очень сильное влияние на целый ряд писателей и русскую литературу.
Это стихотворение открывает длинный ряд лирических размышлений о жизни, окрашенных образами природы.
Пятистопный хорей встречается в переводах эпических поэм и народных песен:
Куплеты знаменитой песни ДДТ «Что такое осень» также написаны пятистопным хореем:
Шестистопный хорей
Шестистопный хорей обычно встречается с цезурой в середине стиха и как бы распадается на два трехстопника:
Цезура (ритмическая пауза) здесь отмечена знаком //.
Встречается и бесцезурный хорей из шести стоп. Он ведет свое начало от народной поэзии. Это типичный стих севернорусских причитаний, но также появляется и в народной лирической песне, и текстах шутливой тематики:
Другие (редкие) виды хорея
Семистопный хорей получил развитие в пору Серебряного века. Пример бесцезурного семистопника:
А вот редкий восьмистопный хорей:
- Разностопный хорей встречается несколько чаще разностопного ямба, вероятно, потому что хорей как размер кажется более монотонным и охотнее разнообразится разностопностью.
- Вольный хорей, в отличие от вольного ямба, в русской поэзии почти отсутствует. Краткий взлет вольных хореев произошел в 1890-1930-х гг. (например, у Маяковского – «Товарищу Нетте», «Сергею Есенину»).
Суть понятия стоп и размеров
Для начала изучим несколько определений стихотворных размеров.
Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двустопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера.
Размер стиха — протяженность стихотворной строки, измеряемая единицами, специфическими для той или иной системы стихосложения (принципа строения стиха).
Стихотворный размер — способ организации звукового состава стихотворного произведения. Определяется числом слогов (силлабическое стихосложение), метром и числом стоп (силлабо тоническое стихосложение), числом ударений в строке (тоническое стихосложение).
Размеры различаются устройством стоп. Чтобы понять, как определить размер стихотворения, нужно понять, что такое стопа.
Стопа – это последовательность нескольких безударных и одного ударного слога, чередующихся в определенном порядке.
Метр – это способ организации стоп в строке. Чтобы понять, каким размером обладает тот или иной стих, нужно определить его метр и посчитать количество стоп.
Стихотворные размеры делятся на односложные, двухсложные, трёхсложные и т. д. В различных системах стихосложения применяются свои размеры.
Так, например, в русском силлабо-тоническом стихосложении, которое предполагает строгий порядок чередования ударных и безударных слогов и фиксированное количество стоп в стихе, наиболее распространёнными являются четырёх– и пятистопные ямбы, четырёх– и шестистопные хореи, трёх– и четырёхстопные дактили, амфибрахии и анапесты.
Разбор стихотворных размеров
Рассмотрим каждый стихотворный размер на примерах из литературы. Начнём с двусложных — хорея и ямба.
Хорей — это двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог. Примером хорея может служить стихотворение А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом»:
Ямб — это двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог. Тут мы можем рассмотреть стихотворение, например, Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»:
Теперь рассмотрим трёхсложные размеры: дактиль, амфибрахий и анапест.
Ловите лайфхак: запомните слово «ДАМА», чтобы знать, на какой слог падает ударение в трёхсложных размерах
Дактиль — это трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог. Продемонстрируем на примере стихотворения Н. Некрасова «Славная осень»:
Амфибрахий — это трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог. Такой размер используется в произведении А. Фета «Шумела полночная вьюга»:
Анапест — это трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на третий слог. Для иллюстрации анапеста снова возьмём стихотворение А. Фета. Например, «Вечер»: