Современные виды стиха
Белый стих – нерифмованные стихи с ритмической организацией.
Верлибр (свободный стих) – современная система стихосложения, в которой отсутствуют рифма и размер (ритм), однако деление на строки с паузой в конце строки сохраняется. Верлибр представляет собой границу между стихом и прозой.
Акцентный стих (ударник) – термин 20 века, обозначающий тонический стих. В русскую поэзию ударник внедрил В. В. Маяковский. Оформление стихов В. В. Маяковского «лесенкой» подсказывало, как читателю расставлять ударения и паузы. Новаторство в стихосложении поэт объяснял рождением нового мировосприятия, отношения к жизни.
Дольник – переходная форма от силлабо-тонического стихосложения к тоническому. Количество безударных слогов в дольнике колеблется, но в пределах 1 – 2 слогов. Появление термина связано с поэзией «серебряного века». Дольником написаны некоторые стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина.
3.2. Хорей
Хорей (греч. χορει̃ος, — плясовой), трохей (греч. τροχαι̃ος, — бегущий).
В метрическом стихосложении — стопа длиной в три моры, состоящая из
долгого и краткого слогов ( -∪ ). Долгий слог мог заменяться двумя краткими
(трибрахичная замена, ∪∪∪ ), краткий — убыстренным долгим
(спондеичная замена, — — , реже — дактиличная замена, -∪∪ , и анапестичная замена, ∪∪- ); у ранних римских поэтов эти
замены свободнее, у греческих и поздних римских — ограничены некоторыми
условиями. Чаще всего хорей употреблялся в виде «трохаического тетраметра»
(стих из 4 диподий, т. е. 8 стоп, с цезурой после 4-й стопы), например в
речитативных частях трагедий и комедий; это — размер древнеримских народных
песен, сохранивший популярность до поздней античности и перешедший (в
силлабо-тонические видоизменении) в ср.век. лат. поэзию. Здесь ок. 11 в. он
преобразовался в т. н. «вагантский стих» (6-стопный Х. с цезурным наращением),
который, в свою очередь, послужил образцом для польского (с 16 в.), а через
него — и для русского (с 17 в.) силлабически тринадцатисложника. Пример
трохаического тетраметра (в силлабо-тонической имитации):
Вновь весна, весна певуча: самый мир весной рожден!
А. Артюшков, пер. с лат.
Пример «вагантского стиха»:
Рим и всех и каждого грабит безобразно.
О. Румер, пер. с лат.
В силлабо-тоническом стихосложении — стопа длиной в два слога с сильным
местом на первом. В русском хорее слабые места заполняются (по терминологии Н.
Трубецкого) обязательно-безударными слогами (условный знак∪ ), сильные —
необязательно-безударными слогами (условный знак ×), последнее сильное место —
обязательно-ударным слогом (условный знак -).
Схема 3-стопного Х.: ×∪× ∪- (∪):
Весело сияет
Месяц над селом
И. С. Никитин.
-стопного Х.: ×∪×∪×∪ — (∪):
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине
А. С. Пушкин.
-стопного Х.: ×∪×∪×∪×∪ — (∪):
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
М. Ю. Лермонтов.
-стопного Х. с цезурой: ×∪× ∪- ∪/×∪×∪ — (∪):
Долго не сдавалась Любушка-соседка,
Наконец шепнула: «Есть в саду беседка…»
Н. А. Некрасов.
-стопного без цезуры ×∪ — ∪×∪ — ∪×∪ — (∪):
Скучно, девушки, весною жить одной:
Не с кем сладко побеседовать младой.
А. А. Дельвиг.
Ударность и безударность в этих стихах имеется в виду фонологическая,
смыслоразличительная , поэтому односложные слова, ударение в которых не
фонологично, могут занимать и слабое место, образуя сверхсхемные ударения,
ощущаемые как законная вариация метра («Днем свет божий затмевает…»), тогда
как более длинные слова не могут занимать ударным слогом слабых мест, в
противном случае образуя «сдвиг ударения», ощущаемый как нарушение метра («У
колодца вода льется…»).
Сильные места в хорее тяготеют к ударности в различной степени,
подчиняясь двум законам, общим для хоерея и ямба: «закон регрессивной акцентной
диссимиляции» — последняя стопа в стихе обязательно ударна, предпоследняя
наименее ударна, 3-я с конца опять предпочтительно ударна и т. д. через одну,
от конца к началу стиха; такая ритмичная волна может проходить одна через весь
стих (напр., в 6-стопном хорее без цезуры) или может возникать в каждом
полустишии по отдельности (напр., в 6-стопном хорее с цезурой); «закон
восходящего начала» — первая сильноударная стопа в стихе — та, в к-рой сильное
место находится между двух безударных слогов (в хорее это 2-я стопа). В тех
позициях, где действие этих двух законов совпадает, ударность стоп приближается
к обязательной (2-я стопа в 4-стопном, 3-я в 5-стопном хорее, 2-я и 4-я в
6-стопном бесцезурном хорее.); остальные стопы обнаруживают больше колебаний.
Системы стихосложения
Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы: силлабические, силлабо-тонические и тонические. В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк, безотносительно к их количественным соотношениям, и выразительность которых зависит от интонационно-синтаксического (а не музыкального) строения стиха. Тоническое стихосложение Простейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д..Силлабическое стихосложение Силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги. Схема силлабического стиха отличается от схемы тонического стиха тем, что в нем построение типа «×′ ×′» в начале полустишия или стиха будет завершаться ударением уже на фиксированном слоге, например, в александрийском стихе — на 6-м и 12-м слогах. Силлабо-тоническое стихосложение Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость. Ударения в силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложные размеры), или через два (трехсложные размеры). Перенося на силлабо-тонический стих терминологию античного стихосложения, двусложные размеры, в которых ударения падают на нечетные слоги, называют хореическими, а двусложные размеры, в которых ударения приходятся на четные слоги, — ямбическими. Соответственно трехсложные размеры с ударениями на 1/4/7-м и т.д. слоге называются дактилическими, с ударениями на 2/5/8-м и т.д. слоге — амфибрахическими и с ударениями на 3/6/9-м и т.д. слоге — анапестическими. В зависимости от числа ударений в строке размеры обозначаются как двух-, трех-, четырех- и т.д. стопные ямбы, дактили, амфибрахии, анапесты и т.п. Эта терминология (учитывая ее условность) прочно укоренилась в употреблении и в достаточной мере удобна. На практике в силлабо-тонических размерах ударные слоги не всегда выдерживаются в фиксированном «силлабо-тоническом» порядке. Как обратное явление, и в тоническом и в силлабическом стихах расположение ударений может принимать урегулированный ямбический, хореический и т.п. характер. Так, во французском и польском стихах можно найти примеры хорея; близок к силлабо-тонике итальянский десятисложный стих. Таким образом, между группами акцентного стиха строгой грани не существует; существует ряд промежуточных построений, а собственно различение между группам и происходит в большей степени статистически, по частотности метрических явлений. (По материалам Энциклопедии)
Акцентные системы стихосложения
речевыетри основные группы:
- Силлабическое,
- Тоническое,
- Силлабо-тоническое — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения | Характеристика | Пример |
1. Силлабическая(фиксируется число слогов) | Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма |
С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили!
(В.К.Тредиаковский — Описание грозы) |
2. Тоническая(фиксируется число ударений) | Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов;число безударных слогов между ударениями варьируется свободно |
Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица — моя. Дома — мои.
(В.В.Маяковский — поэма «Хорошо!») |
3. Силлабо-тоническая(фиксируется число слогов и количество ударных позиций) | Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках |
Ты хочешь знать, что видел яНа воле? — Пышные поля,Холмы, покрытые венцомДерев, разросшихся кругом,Шумящих свежею толпой,Как братья в пляске круговой.
(М.Ю.Лермонтов — Мцыри) |
В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.
Система стихосложения, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.
Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение
пять стоп:
◄ Назад
6 из
9
Вперед ►
История русского стихосложения
История русского стихосложения насчитывает три больших периода:
- до утверждения силлабо-тоники (17-18 века);
- господство силлабо-тоники (18-19 века);
- господство силлабо-тоники и чистой тоники (20 веке).
До становления письменного стихотворства в 17 веке русской поэзия знала три системы стихосложения: «свободный стих» церковных песнопений (иногда называется «молитвословный стих»), промежуточный (насколько можно судить) между тоникой и силлабо-тоникой песенный стих (эпический и лирический) и чисто-тонический говорной стих (иногда называется «скоморошьим»); последний и стал основным в стихосложении ранних (до 1660-х) произведений русской поэзии, а в низовой, лубочной литературе существовал и далее.
В 17 — начале 18 века были сделаны три попытки усвоить иные системы стихосложения: метрическую — по античному образцу (Мелетий Смотрицкий), силлабическую — по польскому образцу (Симеон Полоцкий) и силлабо-тоническую — по немецкому образцу. Наибольшее распространение получает силлабический стих, но к середине 18 века его вытесняет силлабо-тонический и он почти полностью исчезает из практики.
Как реакция на это на рубеже 19-20 веков возникает противоположная тенденция к ослаблению и расшатыванию стиховой организации. Силлабо-тоническое стихосложение сохраняет господствующее положение, однако рядом с ним развиваются формы стиха, промежуточные между силлабо-тоникой и тоникой (дольник, тактовик), формы чисто-тонического стихосложения (акцентный стих) и свободный стих — явление, характерное и для современного стихосложения.
Насколько характерно такое чередование тенденций к строгости ритма (досиллабический стих — силлабический стих — силлабо-тоника 18 век силлабо-тоника 19 век) и к расшатанности ритма (силлабо-тоника 19 век — силлабо-тоника и тоника 20 век) для внутренних законов эволюции всякого стихосложения, — при нынешнем состоянии сравнительного стихосложения еще трудно сказать.
Реформа Тредиаковского-Ломоносова
Поиски новой системы стихосложения были обусловлены небывалым до того ростом русской культуры и желанием найти более ритмичный размер для торжественного длинного стиха.
В 1735 г. Тредиаковский выпустил книгу “Новый краткий способ к сложению российских стихов”, где изложил теоретические основы стиха и способы его усовершенствования. Он первый ввел понятие “стопы” как ритмической единицы, состоящей из одного ударного и безударного слогов, чередующихся в строго определенном порядке.
Тредиаковский был уверен, что для коротких стихов возможно оставить прежнюю существовавшую силлабическую систему, где расположение ударных слогов существенной роли не играют, а важны постоянные ударения в конце стиха или перед паузой (цезурой). В длинных стихах Тредиаковский предложил сохранить тринадцать слогов, обязательность женских рифм, паузу (цезуру) на седьмом слоге и провозгласить для таких героических стихов хорей.
Свой тринадцатисложник Тредиаковский назвал гекзаметром (со временем изменил точку зрения и стал первым из российских поэтов, кто обратился к предложенной Ломоносовым дактило-хореической форме).
Схема для героического стиха (гекзаметра) Тредиаковского выглядит так:
Ломоносов, который работал параллельно с Тредиаковским, прислал в Россию из Германии “Оду … на победу над турками и татарами и на взятие Хотина” , где ритмическая основа стиха – урегулированное чередование ударных и безударных слогов. К оде он приложил “Письмо о правилах российского стихотворства”, которое разрушало силлабическую систему стиха, сохраненную Тредиаковским в коротких стихах, до конца. Ломоносом ввел в практику тонический стих на замену силлабическому (некоторые формы этого стиха были заимствованы им из немецкой поэзии).
Русский гекзаметр, созданный Тредиаковским, Ломоносов также подверг изменениям (т.е хореическую схему стиха заменила дактило-хореическая форма), его схема выглядела так:
в 1752 г. Тредиаковский выпустил второе издание своего трактата, где принял многие положения, развитые Ломоносовым в “Письме”. Таким образом, с 1750 х годов в России закрепилась силлабо-тоническая система стихосложения.
Основная единица соизмеримости стихов
Основная единица соизмеримости стихов во всех языках — слог. Основные фонетические характеристики слога (слогового гласного) — высота, долгота и сила. Упорядочиваться может как общее количество слогов (силлабическое стихосложение), так и количество слогов определенной высоты (мелодическое стихосложение), долготы (квантитативное, или метрическое стихосложение) и силы (тоническое стихосложение). Т.к. обычно эти фонетические признаки более или менее взаимосвязаны, то упорядочивание одного из них упорядочивает до некоторой степени и остальные, поэтому возможны системы стихосложения, основанные на двух и более признаках.
Метры стихосложения
Чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов в стихе (строке) и появление слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях этого слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение).
Это упорядоченное расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций (мест) в стихе называется метром (см. также Сильное место и слабое место). Таким образом, всякое стихосложение представляет собой систему упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она поддерживается также системой повторений конкретных звуковых единиц текста — звуков (аллитерация, ассонанс), слогов (рифма), слов (рефрен, см. Припев), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр.
Стихотворные размеры
Размер – схема чередования ударного и безударного слогов.
Условные обозначения:
+ — ударный слог (ударный гласный произносится с большей длительностью и силой);
– — безударный слог (безударный гласный произносится кратко и ослабленно);
| — граница стопы.
5 стихотворных размеров в силлабо-тоническом стихосложении:
1) Хорéй – двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге: | + – |
| + – | + – | + – | + – | — четырехстопный хорей (перед вами схема первой строки стихотворения, она напоминает орнамент, схему для вязания, если встречали)
2) Ямб – двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге: | – + |
| – + | – + | – + | – + | — четырехстопный ямб
3) Дáктиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге в стопе: | + – – |
| + – – | + – – | + – – | + – – | — четырехстопный дактиль
4) Амфибрáхий – трехсложный стихотворный размер с ударением втором слоге в стопе: | – + – |
| – + – | – + – | – + – | — трехстопный амфибрахий
5) Анáпест – трехсложный стихотворный размер с ударением последнем, третьем, слоге в стопе: | – – + |
| – – + | – – + | – – + | — трехстопный анапест
А теперь о способе запоминания трудных древнегреческих названий стихотворных размеров. Как не запутаться? Запоминайте по алфавиту: Хорей и Ямб — по первой букве слова, а дАктиль, аМфибрахий и аНапест — по второй букве! Кстати, хорошо, что количество стоп на экзамене указывать не нужно!