Аполлон майков ~ весна (уходи, зима седая!) (+ анализ)

Майков а. н. —  лирика. в антологическом роде

Детство и отрочество

Будущий поэт родился 23 мая (4 июня по н. с.) 1821 года в патриархальной дворянской семье Николая Аполлоновича и Евгении Петровны Майковых. Как справедливо замечал Плетнёв, род Майковых – это «фамилия талантов». Прадед поэта был выдающимся литератором Екатерининской эпохи, дед служил директором Императорских театров и занимался стихосложением, отец прославился как необычайно талантливый художник-самоучка, удостоенный звания академика живописи, мать занималась писательством и переводами. Младшие братья Аполлона Николаевича – в будущем тоже известные деятели культуры: Валериан (Валерьян) – публицист и литературный критик, Владимир – писатель и публицист, Леонид – историк русской словесности, член академии наук.

Детство Аполлона проходило в Москве и в подмосковном имении неподалёку от Троице-Сергиевой лавры. Развитию творческих талантов у младших членов семьи способствовала особая атмосфера, царившая в богатом родительском доме. С визитами к хозяевам приезжали художники, поэты, писатели, композиторы. В гостях у Майковых бывали самые замечательные люди своего времени: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, В. А. Солоницын, И. А. Гончаров, И. И. Панаев, В. Г. Бенедиктов.

На лето дети уезжали к бабушке, в помещичье имение в деревне Чепчиха. Здесь и происходит близкое знакомство будущего поэта с природой родной земли, с её раздольем и тишиной. Юный дворянин без всякого чванства охотно общается с крестьянскими детьми, с интересом наблюдает за жизнью простого народа.

Художественно и литературно одаренный юноша не сразу смог определиться с выбором призвания, колеблясь между поэзией и живописью. Однако по причине развивающейся близорукости чаша весов склонилась всё-таки в пользу поэзии. Первые шаги в литературе А. Н. Майков делает под влиянием творчества В. Жуковского, А. Пушкина, К. Батюшкова. Из его первых стихотворений, а также из сочинений брата Валериана в родительском доме создаются целые рукописные книги (журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи») , которые потом с гордостью показываются гостям. Официальным дебютом 13-летнего поэта в печати считается стихотворение «Орел», опубликованное в 1835 году в «Библиотеке для чтения».

стихотворение Майкова Осень. Нужен анализ стихотворения 4 класс. Как писать, помогите.

Татьяна

Ученик (118), закрыт 6 лет назад

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.

Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой. Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою!

Как писать — совершенно не знаю, как то нужно помочь ребёнку. Задание на лето.

Sungirl

Профи (626) 6 лет назад

План анализа поэтического произведения

1) Вдумчиво прочитай текст

Обрати внимание на то, какие строки вызвали у тебя эмоциональный отклик, а какие — вопрос и недоумение. 2) Определи, если возможно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения

3) Раскрой тему, идею, композицию стихотворения. 4) Выдели ключевые слова и фразы, несущие в себе основную смысловую эмоциональную нагрузку. 5) Составь план, подборку цитат по теме. 6) Мысли, чувства, душевное состояние лирического стиля. 7) Лексика, синтаксические конструкции, художественные и звуковые образы, рифмовка стихотворения.

В школе этот план не раз меня выручал) ) На будущее, думаю, Вашему ребёнку тоже пригодится=))

Попробую написать анализ на это стихотворение. На самом деле для разбора оно достаточно интересно.

1) Передо мной стихотворение замечательного русского поэта Аполлона Майкова «Осень». Особый эмоциональный отклик у меня вызвали два стиха, несущие в себе, на мой взгляд, неумолимую душевную веру в жизнь, пробуждение природы от долгой зимы, веру самого автора стихотворения в незыблемость своих ощущений и воспоминаний, связанных с одним из моментов его жизни, когда он, возможно, будучи ещё ребёнком, бродил по этому лесу и собирал цветы. . Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал. Некоторое недоумение и вопрос у меня вызвала следующая строфа: . Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою. Было непонятно, почему автору так легко и весело на душе, несмотря на холод и отчужденность леса, который всецело охватила увядающая осенняя пора. Но при дальнейшем прочтении следующих строф ответ нашёлся сам собой: автор точно знает, что осень не вечна, непременно придёт весна, пора цветения, возрождения природы, пробуждения от долгого сна. 2) Стихотворение было написано в 1856 году. 3) Главной идеей этого стихотворения является, как мне кажется, желание выразить автором своё душевное эмоциональное состояние. Главной же темой стихотворения является соотнесение леса весенней порой с автором-ещё ребёнком и осеннего леса с автором в более зрелом возрасте, описание ощущений и чувств поэта, связанных с осознанием собственного взросления и одновременно с осознанием вечности и нетленности природы. 4) Основную смысловую эмоциональную нагрузку, на мой взгляд несут в себе следующие строки: . Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек.

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал.

Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни.

Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою! 5) -/-/-/-/-/- 6) -/-/-/-/-/- 7) Стихотворный размер трёхсложный (дактиль). Рифмовка стихотворения достаточно традиционна, является перекрестной (первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой). Майков использует в своём стихотворении характерные художественные методы, роднящие его с поэтами-классицистами. Из средств художественной выразительности автор использует следующие тропы: эпитет («вешнюю леса красу», «кудрявых груздей», «пурпур брусничных кистей» и т. д.). сравнение («как безумный, пою»), олицетворение («глядит ясность прозрачных небес», «что ей сказали они «), метафора («щёки горят») и другие.

Получилось, наверное, подробно. Если Вам нужен анализ для 4 класса, можете немного его изменить или укоротить.

Дарья Воробьёва

Ученик (102) 7 месяцев назад

История создания

Стихотворение написано в 1857 году, когда поэт уже вступил в пору творческой зрелости. К тому времени он приобрел ценный багаж жизненного опыта, и в его творчестве всё чаще стали проступать глубокие философские темы. Но вместе с тем поэт не переставал писать невероятно трогательные лирические произведения, среди которых особенно выделяется стихотворение «Поле зыблется цветами».

Оно было опубликовано в No9 популярного литературного журнала «Отечественные записки». В этом же году стихотворение было издано в книге под названием «Стихотворения Аполлона Майкова. Книга вторая».

Средства выразительности

Для придания выразительности образам поэт использует широкий спектр художественных средств, среди которых пальма первенства принадлежит метафорам («в небе льются света волны», « тешат сердце мне приветом»).

Красочные эпитеты («вешние жаворонки», «молодые надежды») помогают передать красоту природы. Олицетворения («надежды тешат», «взор мой тонет») как нельзя лучше отображают надежды и мечты лирического героя.

Большой интерес представляет и интонационный рисунок произведения. Обилие многоточий создаёт впечатление недосказанности; кажется, что лирический гнерой не в состоянии выразить словами всё, что чувствует.

В произведении гармонично переплетаются пейзажные и философские мотивы, которые отображены в прекрасных метафоричных образах.

Структурный анализ стихотворения

В стихотворении необычайно много олицетворений, поэт наделяет природу человеческими качествами: осень у него румянит клены, папоротник — дремлет. В достатке и необычных сравнений: палые листья Майков сравнивает с ковром, а обычные мухоморы — со сказочными существами-карлами.

В «Пейзаже» множество предложений заканчивается многоточием, что добавляет размеренности, неспешности произведению, настраивает читателя на философский и созерцательный лад. Рифма — перекрестная и попарная.

В данном произведении Аполлона Майкова нашло отражение его любви к родине и подлинный талант поэта-пейзажиста. Словами он воссоздает картину тихого осеннего леса, живущего своей, отдельной от человека и в то же время неразрывно связанной с ним, жизнью.

Анализ стихотворения Майкова Поле зыблется цветами 8 класс

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер произведения

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Стихотворение «Поле зыблется цветами…» было написано А. Майковым в 1857 г. К этому времени поэт уже многое повидал в жизни, побывал за границей. В его творчестве появились более серьезные философские темы. При этом он продолжал писать чисто эстетические, невероятно трогательные стихотворения. К ним принадлежит «Поле зыблется цветами…».

2. Жанр произведения — пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения — восхищение поэта прекрасным пейзажем. Главный образ — жаворонки, пение которых слышит автор. Он не видит самих птиц, их голоса словно изливаются из окружающей природы. Майков создает у читателя ощущение удивительной гармонии, образующейся из сочетания звуковых («жаворонков пенье») и зрительных образов («света волны»).

Чудесные звуки природы ассоциируются у автора с «надеждами молодыми». Майков в этот период работал библиотекарем и оказывал всяческую поддержку начинающим литераторам. Можно предположить, что молодых талантливых поэтов и писателей и имеет в виду автор. Юных певцов еще не видно «за светом», до лирического героя лишь доносятся их звонкие голоса. Но само их появление — свидетельство неиссякаемого источника творческой жизни. Автор с улыбкой приветствует их. Он безгранично счастлив возникновению новых талантов.

В целом произведение очень трогательное и по-детски непосредственное. Автор предлагает читателю взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Когда у человека еще не возникло взрослых проблем и переживаний, его душа открыта навстречу природе. В этом также можно увидеть намек автора на молодые таланты, которые еще только начинают нелегкий творческий путь. Их преимущества — молодость и наивная уверенность в своих силах.

4. Композиция. Стихотворение имеет небольшой размер. Но каждая из трех строф несет особую смысловую нагрузку. Первая строфа — набросок, описание красоты пейзажа. Во второй строфе автор проводит параллель между жаворонками и «надеждами молодыми». В финальной третьей строфе поэт отрывается от физических ощущений, устремляя «взоры к небу». В его душе расцветает любовь и радость за все юные здоровые силы.

5. Размер произведения — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В миниатюрном произведении поэт сумел мастерски использовать различные выразительные средства. Он применяет эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения — сравнение надежд с жаворонками. Почти половина строк произведения оканчивается многоточием, что создает ощущение спокойного размышления при виде прекрасного пейзажа.

7. Основная мысль стихотворения — надежда поэта на счастливое будущее, возникающая у него при созерцании чудесной природной гармонии.

Аполлон Майков – известный поэт, рождённый в творческой семье. Поэтому он с детства впитал любовь к искусству и литературе.

Природа в стихах А. Н. Майкова: анализ стихотворения «Осень»

Анализ стихотворения «Осень»

Аполлон Майков известный поэт ХIХ века, который предпочитал безмятежную радость созерцания природы и любование искусством. В стихотворении «Осень», поэт очень красочно, подробно и проникновенно описал природу осенней поры. В описании знакомых мест лесной тропы, автор проникается чувствами и воспоминаниями детства, которые ведут его из осени к моменту пробуждения природы от долгой зимы.

В этом стихотворении показана поздняя осень, когда «кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…». Уже можно смело топтать золотые листья, сброшенные деревьями. А вместе с ними сброшена и «вешняя леса краса». Но осень мудра, она своей чудесной былой красотою укрыла землю, чтоб уберечь все от предстоящих сильных морозов, которые уже начали себя проявлять.

Но дальше, в описании природы поздней осени, автор слегка загрустил, увидев, что слишком все изменилось, а следующие строки он будто восклицает: «нет мне здесь прежних утех!». Эта строка наиболее эмоциональна и насыщена, кажется, что она вырвалась изнутри сама, в порыве эмоций. А последующее повествование автора, направлено на объяснение смысла столь безутешного высказывания. Чему утешаться, ведь и «сорван последний орех, свянул последний цветок», даже грузди не приподняли мох – все уже закончило свой бег. И где-то там, вдалеке «прозрачных небес», виднеется пустота и холод ее взгляда. Меланхолическое настроение души завершается выводом автора: «смерть стелет жатву свою». Здесь Майков очень точно передал состояние природы поздней осени с состоянием души человеческой на закате своих лет.

Но автор не стал долго унывать, он вспомнил свою весну, весну, когда срывал ранний подснежник в лесу. Он вспомнил многое, что было в жизни, в стихе это выразил фразой: «вплоть до осенних цветов каждый цветок я встречал». Сравнение весны природы с детством самого поэта, наполняет новой энергией и дает радость душе. Несмотря ни на что душа поэта поет:

«Листья шумят под ногой…

Смерть стелет жатву свою!

Только я весел душой –

И, как безумный пою!»

В этом стихотворении Майков отчетливо передал через описание поздней осени, свое душевное эмоциональное состояние. Стихотворение отличается особой задушевностью, а также легкостью и простотою для восприятия.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 30 стихов, причудливо срифмованных между собой, на первый взгляд, без особого порядка. Чередование разных видов рифмовки создаёт то четверостишья, то двустишья, которые не всегда совпадают с интонационной завершённостью предложений.

Стихотворение начинается с появления лирического героя в первых четырёх стихах. Он идёт, куда глаза глядят, по лесной дороге. Глагол, с которого начинается стихотворение – люблю. Он создаёт настроение стихотворения. Весь «Пейзаж» о том, что любит лирический герой. А любит он созерцать гармонию природы.

Следующие 12 стихов описывают осенний лес, который видит вокруг лирический герой. Потом лирический герой выходит на опушку, где на реке стоит мельница. Созерцание бытовой картинки (воз, на котором дед тешит внучка, вертящаяся вокруг и лающая жучка) завершает пейзаж.

Тема стихотворения – созерцание осенней природы, находящейся в гармонии с человеком. Основная мысль состоит в том, что именно близость с природой делает человека счастливым, способным наслаждаться собственной жизнью.

Тема

Центральная тема произведения — восхищение чудесным летним пейзажем, который олицетворяет собой молодость и светлые надежды на будущее. Именно благодаря этим мечтам и надеждам человек наполняется внутренней силой и жизненной энергией, они «окрыляют» его, давая возможность творить.

Автор учит, что нужно уметь видеть всю красоту и очарование окружающего мира — только так сердце может наполниться искренним восторгом и радостью. Тесное взаимодействие человека и природы, их единство — главная идея произведения.

В стихотворении центральными являются несколько образов: лирический герой, молодые надежды и жаворонки, чье пение разносится повсюду. Автор рисует умиротворяющую картину: поле, усыпанное душистыми цветами, и по-летнему яркое небо, излучающее « света волны ». Мелодичные трели жаворонков ассоциируются у автора с « надеждами молодыми ».

Лирический герой сопоставляется с образом самого автора, точно отображая его внутреннее состояние. В период написания стихотворения Аполлон Николаевич был счастливо женат, занимал пост в Министерстве финансов, всячески поддерживал начинающих поэтов и писателей, и был полон надежд на светлое будущее.

Произведение вызывает самые чистые эмоции: автор призывает полюбоваться миром глазами ребенка, еще не познавшего разочарований и горечь утрат. Именно так себе и представляет Майков молодые таланты, которые только делают первые шаги в творчестве. Их главной силой является молодость и нерушимая уверенность в собственных силах.

Краткая биография: Майков Аполлон Николаевич

(1821 — 1897) Майков Аполлон Николаевич (1821 — 1897), поэт. Родился 23 мая (4 июня н.с.) в Москве в дворянской семье. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. С детства увлечен искусство — живописью и поэзией. С 1834 семья переселяется в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей. В 1837 — 41 учится на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служит в Министерстве финансов, но вскоре, получив от Николая 1 пособие для путешествия за границу, уезжает в Италию, где занимается живописью и поэзией, затем в Париж, где слушает лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге. В 1844 Майков возвращается в Россию. Сначала работает помощником библиотекаря при Румянцеве-ком музее, затем переходит в петербургский комитет иностранной цензуры. Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского, о. Сборник имел большой успех. Впечатления от поездки по Италии выражены во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847). В эти годы сближается с Белинским и его окружением — Тургеневым и Некрасовым, посещает «пятницы» М.Петрашевского, поддерживает близкое знакомство с Ф .Достоевским и А.Плещеевым. Хотя Майков в полной мере их идеи и не разделял, но определенное влияние на его творчество они оказали. Такие его произведения, как поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846), содержат гражданские мотивы. С 1850-х Майков все более последовательно переходит на консервативные позиции, о чем говорит вышедшая в 1853 поэма «Клермонтский собор» и опубликованные в 1858 (после поездки в Грецию) циклы «Неополитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу 1861 встретил восторженными стихами «Поля», «Нива». Окончательно противопоставив свое понимание искусства идеям революционных демократов, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику со стороны М.Салтыкова-Щедрина и сатирические пародии Н.Добролюбова. Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Майков создал один из лучших переводов «Слова о полку Игореве». По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму «Два мира», удостоенную Пушкинской премии в 1882. Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества. К числу лучших творений Майкова относится его пейзажная лирика: «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др., отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Умер А.Майков 8 марта (20 н.с.) 1897 в Петербурге. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Начало творческого пути

В 1834 году Майковы переезжают в Петербург, где учителем латинского языка и русской словесности для старших сыновей становится И. А. Гончаров. С 1837 по 1840 г.г. Аполлон Майков учится на факультете юриспруденции Петербургского университета, но своих опытов в стихосложении не оставляет.

Весной 1838 года, когда большинство стихотворений юного поэта ещё опубликовано, именитые профессора А. В. Никитенко и С. П. Шевырёв знакомят аудиторию с литературными работами талантливого студента: Шевырёв читает по рукописной тетрадке в Москве одно из антологических сочинений, Никитенко в Петербурге – «Венеру Медицейскую» и «Гнев Божий».

После окончания юридического факультета Петербургского университета А. Н. Майков устраивается в Министерство финансов и представляет широкой публике свое творчество. В «Одесском альманахе на 1840 год» печатаются две пьески: «Сон» и «Картина вечера». Спустя год поэт издает свой первый сборник антологических произведений «Стихотворения», продолжив традиции К. Батюшкова и Н. Гнедича. Книга была тепло встречена читателями и получила от критиков самые положительные отзывы. По словам Белинского «…Поэзия Майкова – это всегда картина, которая блещет истинными чертами и красками природы…». За первый сборник теперь уже общепризнанный молодой поэт получил от Николая I щедрое денежное пособие.

Биография

Принадлежал к старинному дворянскому роду Майковых. Родился в 1728 году в семье ярославского помещика капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Ивана Степановича Майкова, имевшего небольшое имение под Ярославлем и дом в самом городе, где и воспитывался Василий. Недолго и неприлежно учился в Петербургской академической гимназии. Служил в Семёновском полку в 1747—1761 годах, но не усердно, против него даже было возбуждено «дело о нерадении» по службе.

Получил весьма ограниченное домашнее образование, не знал ни одного иностранного языка; стихотворное переложение «Военной науки» Фридриха II (М., 1767; 2 изд. 1787) и «Превращений» Овидия сделал с чужого прозаического перевода. Недостаток образования Майков восполнил впоследствии общением с Сумароковым, Херасковым и др.

Выйдя в отставку «на своё пропитание гвардии капитаном», вернулся в Ярославль. 25 мая 1763 года преподнёс посетившей город Екатерине II «Оду на прибытие её величества из Москвы в Ярославль». Начал сотрудничать в журналах Хераскова «Полезное увеселение» и «Свободные часы». В 1763 году прославился поэмой «Игрок ломбера», трижды переиздававшейся при его жизни.

В 1766 году занял должность товарища московского генерал-губернатора. Принимал участие в работе Комиссии по составлению нового уложения. Затем был прокурором Военной коллегии. Стал членом Вольного экономического общества. Вращался также в кругу масонов, в 1775 году был великим провинциальным секретарём Великой провинциальной школы, в Москве сошёлся с Шварцом и способствовал знакомству последнего с Новиковым, в сатирическом журнале которого («Трутень») он также сотрудничал; но масонство не отразилось в произведениях Майкова. Далее служил главным членом конторы Мастерской и Оружейной палаты. В 1771 году в Москве пытался завести полотняную мануфактуру, но в этом ему помешала эпидемия чумы.

Вынужденный оставить службу, он поселился в Москве, где и прожил последние годы. Умер скоропостижно 17 (28) июня 1778 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве. После смерти Майкова остались вдова (Татьяна Васильевна, урождённая Мельгунова) и дети: два сына и четыре дочери.

Осень (Аполлон Майков)

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.

Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою. Только я весел душой И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой. Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою!

Тропы и образы

Замысел Майкова состоял в создании образа природы как величественного храма. В первой строфе, согласно библейской традиции, смешиваются тверди земные и небесные, «голубые бездны» неба и поле. Из Библии также образ света – первого, что возникло во Вселенной, когда Дух носился над бездною. Свет пронизывает стихотворение. В первой строфе он подобен волнам, наполняющим голубые бездны. Во второй строфе он слепит глаза, не позволяя увидеть источник прекрасного пения.

Невидимость Бога, чей облик освещён так ярко, что слепит глаза – традиционный для Библии мотив. С сияющим лицом и телом описан Христос в Откровении. Таким видят его ученики на горе Преображения. Ангелы тоже являются людям в ослепительном сиянии.

Стихотворение динамично. Поле зыблется, то есть колышется, колеблется цветами. Этому горизонтальному движению противопоставлены вертикально катящиеся с неба на землю волны света. Пение жаворонков наполняет всё пространство.

Гармония мира описана с помощью эпитетов и метафорических эпитетов (голубые бездны, вешние жаворонки), метафор (волны света льются, взор тонет). Центральное сравнение поющих жаворонков с молодыми надеждами разъясняет замысел стихотворения.

Последняя строфа синтаксически связана с молодыми надеждами, голоса которых слышит зрелый поэт. Эти голоса побуждают лирического героя «обращать взоры к небу» и радоваться. Такое поведение подобно молитве в храме, где разлитые под куполом голоса символизируют ангельское пение. Как церковь – Царство Божие на земле, так и природа – храм Божий на земле. Природа и молодые надежды – лучшая часть общества — побуждают лирического героя обращать «взоры к небу».

В стихотворении много старославянизмов, которые создают не только высокий стиль, но и одухотворенное настроение: зыблется, вешний, взор, внемля.

LiveInternetLiveInternet

Аполлон Николаевич Майков

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес…

Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа, Что ей сказали они — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой… Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой — И, как безумный, пою!

Поэт Аполлон Майков родился в творческой семье. Его отец был известным художником, а мать писала детские рассказы.

Художник Тропинин. Николай Аполлонович Майков, отец поэта

Поэтому неудивительно, что будущему поэту с детства прививали любовь к искусству и литературе. Поэтический дебют Майкова состоялся в 13-летнем возрасте, когда юный литератор опубликовал в журнале «Библиотека для чтения» свое первое стихотворение. С этого момента подросток решил, что непременно свяжет свою судьбу с литературой, и позже никогда не жалел об этом выборе.

Аполлон Майков

Аполлона Майкова нередко сравнивают с Афанасием Фетом. Действительно, у этих двух поэтов есть общая черта? Оба они посвятили огромное количество стихов родной природе, тонко чувствуя ее переменчивость, красоту и совершенство. Лес, поле, речка и сад могли затронуть в душе Майкова самые потаенные струны, в результате чего на свет рождались удивительно тонкие и восхитительные стихи, наполненные светом, радостью и теплотой. «Осень» — одно из таких произведений, которое Аполлон Майков написал в 1856 году после того, как в очередной раз посетил родовое имение в селе Чепчиха, расположенном недалеко от Москвы.

Аполлон Майков

Майков с юности увлекался охотой, однако часто ловил себя на мысли, что простая прогулка по лесу без ружья и борзых собак доставляет ему гораздо больше удовольствия. Ему действительно очень нравилось «слышать, как сучья трещат, листья ногой загребать». Однако осенний лес лишен своей загадочности и таинственности, так как «сорван последний орех, свянул последний цветок». Чаща, которая еще летом казалась непроходимой, теперь просматривается, словно на ладони. И этот новый мир, открывающийся перед поэтом, рождают в нем новые, до этого неведомые чувства. Он признается: «Я весел душой и, как безумный, пою». Что же именно так радует автора? Кисти брусники, рыжики, упругие шляпки которых вздымают осенний мох, покрытые инеем листья под ногами и «ясность прозрачных небес». Природа, готовящаяся к длительной зимней спячке, в этот момент лишена суеты, она дарит автору чувство спокойствия и умиротворения. Майков отмечает, что в каждом времени года есть своя прелесть, и весной он с упоением рвал в полюбившемся ему лесу подснежники. Однако осень хранит в себе некую удивительную притягательность, и поэт признается, что будет вспоминать об этой счастливой прогулке, которая подарила ему не только массу позитивных эмоций, но и вдохновила на творчество, «в зимние ночи и дни».

Текст: pishi-stihi.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: