Вся биография biography.su

Фофанов константин михайлович. серебряный век. портретная галерея культурных героев рубежа xix–xx веков. том 3. с-я

Последние годы

С конца 1890-х Фофановы жили в Гатчине, меняя съёмные квартиры одну за другой. Чтобы прокормить многочисленное семейство, Константин Михайлович брался за любую работу, регулярно давал в газету объявления о желании получить место швейцара, дворника или полового. Одновременно поэт обивал пороги издательств в надежде на новые публикации. Попытка продать новый поэтический сборник в 1908 г. с треском провалилась. По свидетельству современников и ранее не отличавшийся опрятностью Фофанов теперь выглядел как бродяга, от прежнего поэта остался только по-детски чистый взгляд его прозрачно-голубых глаз.

Безысходность своего положения осознавал и сам Константин Михайлович:

Несмотря на нужду, беспробудное пьянство и невостребованность Фофанов продолжал работать. В 1900 г. были изданы сборник «Иллюзии» и поэма в октавах «Необыкновенный роман», в 1910 г. вышла поэма «После Голгофы».

До смерти оставалось 2 года. Фофанов, казалось, чувствовал её приближение:

Когда Константина Михайловича свалила тяжелая болезнь, его супруга обратилась в одну из столичных редакций за помощью. Были выделены средства на лечение, поэта поместили в петербургскую больницу, но все усилия были напрасны: 17 мая (30 мая по н. с.) 1911 г. К. М. Фофанов скончался.

По воле насмешницы-судьбы он покинул этот мир в день своего рождения, прожив ровно 49 лет, удивительно талантливый поэт и совершеннейший безумец, о котором очень точно отозвался критик А. Измайлов: «Мистической и жуткой загадкой прошел по земле этот принц и нищий, так причудливо сочетавший в себе землю и небо, звуки небес и самую серую прозу бытия, этот заколдованный злыми чарами царевич, этот ангел, которому нравилось пугать людей маской дьявола»…

Константина Михайловича Фофанова похоронили в Петербурге, на кладбище при Новодевичьем монастыре. В Гатчине, на доме, в котором жил поэт, установлена мемориальная доска.

Литературный путь

В 1881 г. Константин Фофанов дебютировал в печати со стихотворением «Из библейских мотивов», после чего стал регулярно публиковать свои сочинения в иллюстрированном еженедельнике и в газете «Новое время» А. С. Суворина. Работал молодой автор с упоением, отличаясь высокой плодовитостью, и в 1887 г. выпустил свой первый сборник «Стихотворения». Книга имела успех у читателя и получила благожелательные отзывы критики. Спустя 2 года А. С. Суворин издал ещё один сборник фофановских произведений с таким же названием, следом вышли «Тени и тайны» (1892 г.), стихотворная повесть «Барон Клакс» (1892 г.), «Стихотворения» (1896 г.).

Отличительные черты фофановской поэзии – пессимизм, созерцательность, любовь к фантазиям и грезам, бегство от реалий в «волшебный мир неуловимых сил», музыкальность и разнообразие настроений. По мнению критиков Константин Михайлович являлся «ярким представителем почти бессознательного творчества, отдающимся песнопению, по немецкой эстетической формуле – wie der Vogel singt – как птица поёт». Аполлон Майков считал молодого автора «самым лучшим, самым талантливым, самым крупным поэтом, приближающимся к Пушкину» и с сожалением замечал: «В нем сидит необычайное дарование, удивительное чутьё, и, будь он начитан и образован, это было бы гордость русской литературы».

Многогранность поэтического таланта Фофанова отмечали В. Розанов, Л. Толстой, А. Чехов, Н. Лесков. Художник И. Е. Репин, подружившийся с поэтом, в 1888 г. написал его портрет, выразив свойственную Константину Михайловичу отстраненность от окружающей жизни и полное погружение мир фантазий. И хотя противников тоже хватало, можно с уверенностью сказать, что на какой-то период времени (5-6 лет после смерти Надсона) фигура поэта стала центром притяжения ведущих литературных сил страны. Позднее Игорь Северянин, считавший Константина Михайловича своим учителем, ознаменовал этот промежуток времени как «эпоху Фофанова».

Надо признать, что внешне Константин Михайлович выглядел не слишком привлекательно. Вот как описывает впечатление от первой встречи с ним А. В. Жиркевич: «Лет 26-ти, маленького роста, худой, неопрятно одетый, в грязном белье, с длинными льняными волосами, замечательно неправильными чертами лица и грязными ногтями на худых длинных пальцах, он сначала производит впечатление, близкое к разочарованию…» И тут же добавляет: «…но глаза его, живые, умные и осмысленные, приподнятые на углах, как у китайцев, говорят о его душе и способностях, особенно когда он начинает декламировать свои стихи, что делает очень хорошо и с большим чувством».

Семья

Семейная жизнь поэта началась, как водится, с романтической истории. Однажды к нему, уже известному поэту, обратилась юная (всего-то 14 лет) гимназистка с просьбой написать ей в альбом стихи. Константин Михайлович исполнил желание поклонницы, к которой сразу проникся симпатией. Едва Лидия Тупылева окончила гимназию, Фофанов сделал ей предложение, но получил отказ, на котором настояли родители девушки: уж больно крепко выпивал жених, а его материальное положение оставляло желать лучшего. Тупылевы уступили только тогда, когда вышедшая из Смольного института дочь пригрозила уйти в монастырь, если ей не позволят выйти замуж за Фофанова.

Супружество не принесло молодым людям счастья. Страдающий алкоголизмом поэт приобщил к пьянству жену, вследствие чего она трижды попадала в психиатрическую лечебницу на Пряжке. Сильнейший приступ душевной болезни в 1890 г. перенес и сам Константин Михайлович. В браке родилось 11 детей (двое умерли в младенчестве), один из которых пошёл по литературным стопам родителя и стал известным поэтом-эгофутуристом, писавшим под псевдонимом Константин Олимпов.

Биография

Родился в купеческой семье. Отец был крестьянином, но начал продавать дрова и выбился в купцы. Костя был одним из десяти детей в семье. Мальчик начал учиться с шести лет в «первоначальной школе»; впоследствии посещал другие учебные заведения — дешёвые частные пансионы Эме и Кестнера, а также городское училище Петербурга. Однако учёбу он оставил, не закончив 4-го класса, после того как отец его разорился и ушёл в мистические переживания. В итоге Константин не получил систематического образования. Недостатки образования отчасти восполнялись постоянным чтением журналов и книг, порой беспорядочным, но разнообразным. Чтение носило совершенно бессистемный характер, но увлекшись книгами, Фофанов пристрастился к поэзии. Любимыми его авторами были Некрасов, Кольцов и Пушкин.С 8-10 лет он стал подбирать рифмы, а в возрасте 13 лет начал писать стихи, чему, впрочем, не находил сочувствия в семье.

Реклама сборника стихов, 1894 год.

Константин Фофанов на смертном одре

Мемориальная доска в Гатчине

Константин Фофанов умер в 1911 г. в возрасте 49 лет от воспаления лёгких и общей истощённости организма. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Личные вещи поэта хранятся в Музее-усадьбе П. Е. Щербова.

Константин Михайлович Фофанов

ФОФАНОВ Константин Михайлович (18.05.1862-17.05.1911),
русский поэт. Родился в Петербурге в семье
мелкого купца из крестьян, потерявшего в
торговых делах все состояние.

Рано увлекшись чтением, носившим
бессистемный характер, Фофанов пристрастился к
поэзии и в тринадцатилетнем возрасте начал
писать стихи, чему не находил сочувствия в семье.

С 1881 он начинает регулярно печататься.
В 1887 вышла первая книжка стихотворений Фофанова,
о которой сочувственно высказался А. П. Чехов. А.
Н. Майков,
хваля Фофанова, говорил о нем как о
поэте, приближавшемся к Пушкину.

Книжка стихов принесла Фофанову
известность среди литераторов и художников и
поправила его материальное положение,
граничившее с нищетой. Конец 80-х — самый
счастливый период в жизни и литературной
деятельности Фофанова. В 1889 выходит второй
сборник его стихотворений, выпущенный А. С.
Сувориным. В 1892 вышла третья, лучшая книга К. М.
Фофанова “Тени и тайна”, в ней виден уже
сложившийся художник.

Романтическая поэзия Фофанова
противоречива и сложна: в ней и сочувствие
голодному, нищему люду, и отказ от борьбы,
отречение от действительности. С
реалистическими традициями русской поэзии,
глубиной раскрытия внутреннего мира,
лирическими картинами природы у него
переплетаются декадентские нотки — пессимизм,
пассивность, бегство “в волшебный мир
неуловимых сил”.

Фофанов Константин Михайлович (18.05.1862—17.05.1911), поэт. Родился
в Петербурге в купеческой семье. Обучался в частных пансионах. Литературную
деятельность начал в 1881. Жизнерадостные и свежие стихи Фофанова быстро
завоевали известность: сборники «Стихотворения» (1887 и 1889), «Тени и тайны»
(1892), «Стихотворения» (ч. 1—5, 1896), «Иллюзии» (1900), поэмы «Необыкновенный
роман» и «После Голгофы» (обе — 1910). Творчество Фофанова высоко оценивали А.
Н. Майков, Я. П. Полонский, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой. Символисты В. Я.
Брюсов, К. Д. Бальмонт привлекли его к сотрудничеству в альманахе «Северные
цветы». В литературе Фофанова причислили к декадентам, чему способствовали его
отрешенность от внешнего мира, урбанизм, поиски новых путей в искусстве, уход от
действительности в мир фантастики и иллюзий. Но у Фофанова были и произведения
др. характера. Фофанов сыграл заметную роль в развитии русской поэзии. Мастер
лирического пейзажа, певец весны и мая, он оставил несколько реалистических поэм
(«Очарованный принц», «Поэтесса», «Весенняя поэма», «Волки»). Фофанов склонен
был к медитативной лирике («Монологи»). Стихи его отличались прозрачной чистотой
и музыкальностью; на его слова написаны многие романсы и песни. Обремененный
многочисленной семьей и всегда бедствовавший, Фофанов умер в больнице.

В. С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Фофанов Константин Иванович (1862 — ), поэт.

Родился 18 мая (30 н.с.) в Петербурге в купеческой семье. Учился в частных пансионах, затем в городском училище Петербурга, которое оставил через полтора года.

Литературная деятельность Фофанова началась в 1881, и очень скоро его стихи завоевывают известность. В конце 1880-х становится постоянным сотрудником газеты «Новое время», издаваемой А.Сувориным, получает от него всяческую поддержку. Печатается и в других изданиях самой различной ориентации.

Его поэзию высоко оценивали А.Майков, Я.Полонский, Л.Толстой, постоянно поддерживали его, так как жизнь Фофанова была тяжела: единственный кормилец большой семьи, он страдал хроническим алкоголизмом и жил в нищете.

Не имея ни систематического образования, ни стремления к саморазвитию, Фофанов обладал необычайным природным дарованием и удивительным чутьем, что сделало его творчество заметным явлением в русской поэзии конца XIX века.

Сборники стихов Фофанова «Стихотворения» (1887 и 1889), «Тени и тайны» (1892), «Иллюзии» (1900) были необыкновенно популярны. Среди его стихотворений встречаются сюжетные, повествовательные, как «Барон Клаке» (1892), «Необыкновенный роман» (1900), поэмы «Старый дуб» (1887), «Волки» (1889), сказки «Каменотес» (1885), «Очарованный принц»
(1900).

Фофанов оказал большое влияние на творчество модернистов разных поколений. Его поклонниками были В.Брюсов и И.Северянин, эгофутуристы создали культ Фофанова, посвятив ему сборник в
.

Умер К.Фофанов в больнице 17 мая (30 н.с.)
1911 в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: