Особенности композиции
Композиция стихотворения проста. Оно представляется как монолог, крик души главной героини, подразделяющийся на 3 смысловые части: повествование о чудовищных исторических обстоятельствах, описание таинственного голоса и реакция протагонистки на оклик.
Композиция имеет определенные особенности. Женщину окликает некто неизвестный, прося покинуть Родину, неумолимо превращающуюся в жалкие руины. Россия «глуха и грешна», все, кто ей предан, обречены на гибель. Читатели понимают, что голос искушает страдалицу, зовет ее и говорит о неизбежности печального расклада. Он клянется: сбежавший легко забудет о своем предательстве, столкнувшись с комфортом и успокоением. Нужно лишь избежать невзгод, а измена не имеет значения.
Кульминация наблюдается во второй части произведения. Главная героиня решает разделить с родной страной все тревоги и тяжелые испытания. Ей не хочется отделяться от мест, в которых посчастливилось родиться и найти свое призвание. Протагонистка беспощадно противостоит голосу, не видя заманчивости в услышанном предложении.
Тема
Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.
В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.
В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.
Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, чему учит Ахматова в своей поэме.
Размер, рифма, риторика и строфика
Анализ стиха «Мужество» Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы. Две из них — полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова — «навеки». Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить. Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.
«Мне голос был. Он звал утешно…» А.Ахматова
Когда в тоске самоубийства Народ гостей немецких ждал, И дух суровый византийства От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица, Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берёт ее,-
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»
Революция 1917 году полностью изменила жизнь Анны Ахматовой. К этому моменту она была уже достаточно известной поэтессой и готовила к публикации свой третий литературный сборник. Однако в одночасье вдруг выяснилось, что ее стихи уже никому не нужны, а все личные сбережения и небольшое наследство от родителей превратились в пыль. Впервые Анна Ахматова, на руках которой остался 5-летний сын, осознала, что может попросту умереть от голода, став еще одной безвинной жертвы красного террора. Действительно, ее практически перестали публиковать, и средств к существованию не было. Что касается супруга, поэта Николая Гумилева, то он в этот момент находился во Франции и ничем не мог помочь семье, хотя и предлагал Ахматовой похлопотать о том, чтобы она смогла покинуть мятежную, бунтующую и голодную Россию.
Именно в этот сложный период жизни, когда весь привычный мир рушился на глазах. Словно карточный домик, Анна Ахматова написала стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». В этом коротком произведении вместились все внутренние переживания и душевные терзания поэтессы, которая стояла перед непростым выбором – сбежать из разоренной России за границу или же разделить вместе с родиной ее непростую, трагическую и печальную судьбу.
Ответ Ахматовой оказался неожиданным и непреклонным. Она не поддалась внутреннему голосу, который нашептывал: «Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда». Вместо того, чтобы паковать чемоданы в надежде на то, что за границей жизнь будет более сытой и привольной, Ахматова решила оставить в сердце «черный стыд», который испытывала, глядя на то, что происходит вокруг. Она сумела оформить развод с Гумилевым и уже через несколько месяцев вышла замуж за ученого Владимира Шилейко, благодаря чему смогла в относительном достатке прожить самые смутные и трагические годы, связанные со становлением советской власти.
Биографы Ахматовой до сих пор спорят по поводу того, на чем же был основан этот брак, и приходят к выводу, что поэтесса поступилась собственными чувствами ради возможности остаться в России и не погибнуть от голода. Фактически, она вышла замуж ради того, чтобы ее маленькому сыну было где жить, и что кушать. Освоившись в новом и таком чужом для нее мире, поэтесса подала на развод и связала свою жизнь с другим человеком. Однако до самой смерти она ни разу не пожалела о том, что в свое время дала беспощадный отпор своему внутреннему голосу, «чтоб этой речью недостойной не осквернялся скорбный слух».
Трудно сказать, знала ли Ахматова о том, что ждет ее впереди. Однако, полностью игнорируя новую власть, она оставалась истинной патриоткой своей страны, разделив ее судьбу не только во время революции, но и в период Великой Отечественной войны, часть которой провела в блокадном Ленинграде. Ее более успешные подруги давно уже устроили личную жизнь в Европе, наблюдая со стороны за тем, как на глазах меняется так любимая ими Россия. Ахматова же оказалась в самой гуще событий и была свидетельницей этих непростых перемен, которые отзывались болью в сердце. Тем не менее, поэтесса признавалась, что чувствовала бы себя гораздо хуже, если бы оказалась по другую сторону баррикад, став сторонней наблюдательницей многих исторических событий. И в этих словах не было иронии, обиды, бахвальства либо желания выставить себя в более выгодном свете. Анна Ахматова искренне считала, что ее жизнь неразрывно связана с Россией, даже если ради этого придется терпеть лишения, оскорбления, обиды, наветы и обман, а также поставить крест на своей литературной карьере, которой поэтесса очень дорожила.
Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» было написано А.А. Ахматовой в 1917 году. Революционные катаклизмы стали для поэта тяжелым испытанием, горько страницей в истории страны. Однако для нее не было вариантов — отбыть в эмиграцию или остаться на Родине. Этой теме и посвящено стихотворение.
Основная тема его — тема России. Оно относится к гражданской, патриотической лирике. Стихотворение построено в форме лирической исповеди героини, имеет некоторые черты жанра оды.
Стихотворение открывается мотивом искушения:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда».
Исследователи неоднократно отмечали связь этого стихотворения с пушкинским «Пророком», полярность этих двух сюжетов. Если у Пушкина голос Бога открывает герою «вечные ценности», наделяет его всеведением и всезнанием, указывает на его миссию — жизнь для людей, то у Ахматовой голос беса-искусителя соблазняет героиню временными и сомнительными для нее ценностями: личным покоем, уютом, благополучием. Перед героиней здесь предстает узко-эгоистичный, ограниченный, мещанский мирок. Однако ей удается устоять перед искушением:
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Героиня — сильный, мужественный, терпеливый человек. Это подвижница, готовая разделить с Родиной ее непростую участь: кровь на руках, «боль поражений и обид». «В основе этой решимости — христианское смирение, не рассуждающее и не внемлющее вражеским наветам… Таким образом, патриотическая идея получает здесь вполне отчетливое христианское измерение. Все стихотворение проникнуто христианской символикой: упоминания страданий отчизны, «боли поражений и обид» не связаны с характеристикой несправедливого социального устройства или с рассуждениями о бунте «бессмысленном и беспощадном»… Переживаемая ситуация мыслится в первую очередь как духовная катастрофа: по определению Ахматовой, Россия — «край глухой и грешный»».
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть — рассказ об искушении лирической героини. Вторая часть — утверждение собственной позиции.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («край глухой и грешный», «скорбный дух», «черный стыд»), метафору («Из сердца выну черный стыд»), анафору («Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»), инверсию («Я кровь от рук твоих отмою»).
Произведение стоит в ряду лирических размышлений поэта о драматической судьбе России — стихотворений «Не с теми я, кто бросил землю…», «Все расхищено, предано, продано…», «Не бывать тебе в живых…», «Родная земля», поэмы «Реквием».
Противопоставление обществу Фамусова
В сочинении «Мое отношение к Чацкому» одним из ключевых моментов будут отношения между героем и фамусовским обществом. В этом конфликте не просто столкновение личностей — это отражение того настроения в обществе, которое царило во времена писателя. Это время грядущих реформ, которые должны были произойти в обществе.
Через пьесу показана борьба московских дворян, помещиков, которые не хотели ничего менять с людьми, которые смотрели шире, чем они, и понимали, что изменения нужны обществу. Ведь именно этот бюрократизм, коррупция является якорем для развитого общества
Это призыв к тому, что не нужно оценивать людей по их общественному положению и чинам, а нужно обращать внимание и на личность
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Молитва» – самоотверженная женщина, жена, мать, которая жертвует самым дорогим для блага родного народа.
Можно сказать, что лирической героиней является сама Анна Ахматова, так как Молитва – это глубоко личное, потаённое обращение к Богу. Это неподдельное, не повторяющееся прошение, которое льётся из самой души конкретного человека.
- Под словосочетанием «песенный дар» автор подразумевает свой дар, талант. Она готова им пожертвовать, не задумываясь, не оглядываясь. Это крайняя обозначенная в стихотворении жертва. Она уже оторвала, вырвала из сердца «и ребёнка, и друга». Что ещё отдать?! Только себя. Насколько нужно быть отрешённой, жертвенной, чтобы отдать то, что, по сути, и является тобой?
- «Томительные дни», «туча над тёмной Россией» — это образное, символическое описание того страшного военного времени, периода мучительного ожидания. Последняя строчка в стихотворении пропитана светом, надеждой.
- «Облако в свете лучей» — это образное определение, это воспоминание о тяжёлых годах войны, но это уже не чёрная туча, это белое облако в лучах радости, гордости и счастья.
Основная мысль произведения
Недопустимо мерзко поддаваться искушению покинуть родные места, поддавшись мимолетному порыву. Это предательство по отношению к отчизне, не заслуживающее прощения. Разумеется, представители интеллигенции не участвовали в военных действиях и поэтому становились невинными жертвами обстоятельств. Но Ахматова вспоминает, что оставшиеся в России отчаянно сопротивлялись жестоким распорядкам. Их невозможно было сломить, ведь они объединились и упорно сражались за освобождение от гнета.
Многие беженцы, даже добившиеся успеха, до конца жизни винили себя, что трусливо избежали ответственности. Им хотелось вернуться и бороться вместе со всеми. Анна Андреевна не желала им уподобляться и отвергала любые предложения, связанные с бегством.
Сочинение Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»
Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно» написано в суровом для России 1917году. В это время, в эпоху коренных политических и социальных событий, перед многими интеллигентами встал жизненно важный вопрос: «Как отнестись к революции? Остаться в России, в неизвестности или уехать за границу и не рисковать?» Некоторая часть учёных, деятелей искусства сделала выбор в пользу последнего решения. Но остальная часть интеллигенции приняла мужественное решение остаться с Россией в годы суровых испытаний. В их числе и была А. А. Ахматова. На эту тему написано её стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно»: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: « Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…. Путь, пройденный поэтессой к этому стихотворению, — это путь постепенного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьёзность и высота моральных требований неуклонно выводили А. Ахматову на дорогу общественных интересов. В этом стихотворении видно, как заметно расширились тематические рамки лирики Ахматовой. Рамки специфической «женской лирики» стали для неё слишком узкими. В этом стихотворении на первый план выходит тема России. Сквозь перипетии сознания лирической героини на нас неожиданно смотрит эпоха – весь XX век с его противоречиями. Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно. » представляет собой яркий манифест, направленный против тех, кто в годы суровых испытаний собрался бросить Россию. Стихотворение знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, провело границу между А. Ахматоватовой и «внешними» эмигрантами, действительно покинувшими Россию. А также отграничило поэтессу от эмигрантов «внутренних», по каким-либо причинам не уехавшим, но враждебным по отношению к России, вступивших на иной путь развития. Главное, на мой взгляд, что отделило А. Ахматову от эмигрантов,- это чувство патриотизма. Поэтесса глубоко осуждала гражданскую войну, как любую другую войну вообще, тем более, что она велась между соотечественниками. Но Ахматова понимала, что в горниле мучений рождался новый мир, что пришел новый век с его переоценкой ценностей и созиданием новых отношений. Ахматова отказывалась делить соотечественников на «красных» и «белых». Она плакала и глубоко скорбела о тех и других. В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно» Ахматова впервые выступила как страстный гражданский поэт глубокого патриотического звучания. Композиционно стихотворение делится на две части, которые соотносятся между собой по принципу антитезы. В первой смысловой части неведомый сладкий голос зовёт лирическую героиню покинуть свой край. Здесь он представлен «глухим» и «грешным», пустым, заброшенным, обречённым. Этот манящий в другую, благополучную жизнь голос успокаивает человеческую совесть, говорит, что стыд со временем уйдёт, ощущения вины не будет, что новая жизнь прогонит обиды, сомнения, душевную боль. Понятия чести, долга для него относительны. Главное – уйти, убежать от невзгод в иную, лучшую жизнь. В первой части отчётливо звучит мотив искушения, прельщения. Его атмосфера создаётся неторопливой, вкрадчивой интонацией, призывными обращениями, повторами: « звал утешно», «иди сюда», « оставь свой край», «оставь Россию». Этот страшный голос опутывает лирическую героиню, убеждает её отказаться от родины: Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид… Лексика первой смысловой части богата по внутреннему содержанию. Вкрадчивые, неторопливые интонации соседствуют с понятиями крови, стыда. Оставить родину – значит утопить её в крови. В душе человека не может не поселиться «черный стыд». Но искусительный голос говорит, что его можно легко погасить. Этот голос, навевающий порочные, эгоистические мысли, по моему мнению, символизирует малодушие, душевную пустоту тех, кто бросил свою страну, поддавшись слабости и искушению. Этот голос не сеет никаких сомнений в выборе лирической героини, но она не подвластна его чарам: Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Это кульминация стихотворения.
—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Тема
В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы — кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.
Первые строфы — метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства» . Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.
В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.
В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.
Анализ стихотворения Ахматовой «Когда в тоске самоубийства…»
Существует общепринятое мнение о том, что Анна Ахматова является лирической поэтессой. Действительно, широкую популярность в литературных кругах ей принесли любовные стихи, благодаря которым был разрушен один из наиболее прочных стереотипов о том, что внутренний мир женщины не отличается богатством и разнообразием. Тем не менее, существует и другая Ахматова, которая обладает жестким и непримиримым характером. Она – патриот своей страны, и это высокое чувство заставляет эту хрупкую женщину принять одно из самых важных решений в своей жизни, связанных с отказом от эмиграции.
После революции 1917 года многие русские литераторы предпочли перебраться за границу, считая, что лучше пересидеть смутные времена в сытой и спокойной Европе. Многие из них не предполагали, что отныне путь в Россию для них закрыт раз и навсегда. Ахматова же, несмотря на возможность уехать из страны, отказалась от подобной перспективы. Она не осуждала тех, кто поддался панике и бежал от красного террора, и не поддерживала смену власти. Но для себя поэтесса решила, что будет до конца со своим народом и со своей родиной вне зависимости от того, какое будущее ей уготовано. Осенью 1917 года, пока в России царит неразбериха, и еще нет жесткой цензуры, Ахматова публикует стихотворение «Когда в тоске самоубийства…», в котором открыто признается в своем намерении остаться в России.
Поэтесса не питает иллюзий по поводу того, что происходит с ее родиной, сравнивая Петербург с опьяневшей блудницей, которая «не знала, кто берет ее». Ахматова предполагает, что и ее собственная жизнь очень скоро превратится в сплошной кошмар. Внутренний голос подсказывает ей как можно скорее бежать из России, призывая: «Оставь свой край глухой и грешный». Более того, у поэтессы действительно есть все шансы неплохо устроиться за границей, где в этот момент находится ее супруг, Николай Гумилев. Но расстаться с Россией для нее так же невозможно, как и покончить жизнь самоубийством. Поэтому все внутренние доводы поэтесса отметает, признаваясь: «Равнодушно и спокойно руками я замкнула слух». Она не хочет даже и мысли допускать о том, что можно поступиться собственными принципами и предать все то, что ей так дорого. Свой внутренний монолог, приписываемый потустороннему голосу, Ахматова называет «речью недостойной» и не хочет, чтобы эти слова оскверняли «скорбный дух» ее родины, которую темные силы возводят на эшафот истории.
Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Текст
Когда в тоске самоубийства Народ гостей немецких ждал, И дух суровый византийства От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица, Забыв величие своё, Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берёт ее,-
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Осень 1917 года
Это стихотворение написано в тёмные для России дни октябрьского переворота, осенью 1917 года. Поэтесса приводит в пример тоску русского народа, в тоску самоубийства, словно бы предчувствуя дальнейшую трагедию России.
Да, поэт должен не только петь оды в минуты счастья, но и сопереживать стране в часы великих, пусть и чёрных переломов, когда вчерашнее уже ушло безвозвратно, а впереди только черное будущее. Строки «руками я замкнула слух» говорят в стихотворении о борьбе с тоской, поэтому, надеемся, скорбный дух не будет осквернён, а святой дух византийства снова вернётся в лоно русской церкви.
Посвящение
Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска. Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат — Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. Подымались как к обедне ранней, По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже, и Нева туманней, А надежда все поет вдали. Приговор… И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет… Шатается… Одна. Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный мой привет.
Март 1940 г.
Смысл
Главная мысль произведения «Мне голос был…» может быть сформулирована следующим образом: нельзя предавать свою Родину. Никакие сладкие речи и обещания не должны перевешивать любовь к своей стране и верность ей. Подобному искушению поддались другие люди: только в эмиграции они видели своё спасение. Кто-то устроился благополучно и больше не возвращался, а кто-то страдал от бедности и невозможности вернуться домой.
Основная идея стихотворения «Мне голос был…» – через столкновение лирической героини и голоса-искусителя выразить патриотический подъём, что испытывала сама Ахматова и люди, что не покинули страну в те страшные годы. Это стихотворение – о конфликте мелочных и трусливых мыслей с огромной любовью к Родине.
Стоит сказать, что благодаря добавочным строфам стихотворение «Мне голос был…» становится сильнее, главная мысль проступает ещё ярче. Сначала перед читателем разворачивается картина уничтожаемого города и людской беды, равнодушия и безверия, и только потом мы слышим голос искусителя. В такой обстановке крайне сложно не думать о побеге, о спокойной жизни в никем не захваченном городе, в стране, которая не сотрясается одной трагедией за другой. И потому отказ лирической героини вызывает ещё больше уважения.
Тема
В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы — кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.
Первые строфы — метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства» . Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.
В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.
В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.
Темы и проблемы
Основная тема трилогии — война, ее динамика: начало ожесточенных сражений, суровая участь военных и победа, которая досталась столь дорогой ценой. Проблема тоже очевидна: это цена победы. На поле боя погибли миллионы людей, отстаивая не только свои интересы, но и права всего мира, попранные захватчиками. Их смерть была жуткой, как и военные будни: голод, холод, риск и вездесущая опасность.
По мере прочтения стихотворения становится ясно, что также в тексте встречаются темы патриотизма, отваги и мужества военных и всеобщего праздника. Ахматова очень точно показывает все стороны страшной войны: ее истоки и последствия, причиненные разрушения и надежду на светлое будущее.
Композиция и конфликт
Особенности композиции «Реквиема» Ахматовой обусловлены историей создания произведения: оно было спаяно из нескольких самобытных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент представляет собой отдельное лирическое произведение со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свой стихотворный размер.
- Прологом поэмы можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Вступление», в которых перед читателем предстает образ эпохи, передается ее настроение и царящая в советской России атмосфера.
- В главах с первой по шестую рассказывается о личной трагедии лирической героини — страданиях матери, чьего сына арестовали. В пятой и шестой главах героиня, мучаясь своим горем, предрекает смерть сына.
- Далее следует «Приговор», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылке) и пытается принять новость, которая и для нее становится приговором.
- Глава «К смерти» — обращение несчастной матери к смерти, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
- В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини со своим сыном. Она отступается от отчаянной борьбы и отдается безумию горькой утраты.
- «Распятие» вводит в повествование параллель между утратой лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей своего сына Иисуса Христа.
- В «Эпилоге» лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих, а народной памяти достоин каждый пострадавший из всего «стомильонного народа».
Основной конфликт произведения «Реквием» — личность и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой в противоборстве с государственной машиной и не может защитить ни себя, ни своего сына.
Тема
В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.
Первые строфы – метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства». Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.
В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.
В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.
Анализ стихотворения «Когда в тоске самоубийства» Ахматовой
В революционную смуту Анна Андреевна Ахматова принимает решение остаться в России.
Стихотворение написано в 1917 году. Поэтессе в этот момент 28 лет, в ее литературном багаже несколько изданных книг, она жена Н. Гумилева, мать маленького сына. Впрочем, семейная жизнь трещит по швам, сам муж находится во Франции, куда был переведен с фронта Первой Мировой войны. Она становится свидетелем и, в какой-то мере, летописцем тех грозных революционных дней. По жанру – элегия, философская, исповедальная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирическая героиня – сама автор. В октябрьской переписке Н. Гумилев предлагает ей с сыном приехать к нему в Париж. После мучительной внутренней борьбы она отказалась: не мыслила себя вне России, не могла предать, бежать. Собственно, и сам Н. Гумилев поступил также: вскоре он вернулся в Россию. Так оба сделали выбор собственной судьбы. А вот брак сохранить не удалось. Впрочем, Н. Гумилеву не удалось сохранить и жизнь: он был расстрелян несколько лет спустя. В стихотворении звучит почти суровая, мужская нота, лексика контрастная. «В тоске самоубийства»: такая долгожданная революция кого-то опьянила и вознесла, а кого-то устрашила. Некоторым и приход немцев казался благоприятным исходом. Такую мысль поэтесса называет самоубийственной, вызванной отчаянием, унынием, страхом. «Дух византийства отлетал»: рухнувшая империя, сродни Византии, оставила земную русскую церковь без защиты государства. Теперь она гонима, как во времена первых христиан. «Приневская столица»: тогдашний Петроград. «Не знала, кто берет ее»: грубый образ поруганной, соблазненной России. Партии и группировки боролись за власть, народ вставал то на одну, то на другую сторону, город переходил из рук в руки. «Мне голос был»: казалось бы, почти перекличка с «Пророком» А. Пушкина, где герою также был глас о его миссии в этом мире. Однако А. Ахматову звал голос искусителя, врага. «Оставь Россию навсегда»: «утешные» (ласковые, вкрадчивые) слова манили в сытость и покой, к столу с пером и чернильницей, приятным хлопотам и встречам. «Край глухой и грешный»: эпитеты, словно приговор времени и стране. «Кровь отмою»: она чувствовала себя запятнанной. «Боль поражений и обид»: героиня среди побежденных. Она руками зажимает уши, чтобы не слышать «недостойную речь» внутренних колебаний, малодушия. «Скорбный дух»: возвышенный образ наивысшей печали, постигшей ее и Россию в эти горькие дни. Анафора: оставь. Сравнение: как блудница (падшая женщина). Метафора: именем покрою.
Произведение «Когда в тоске самоубийства» А. Ахматовой – и манифест, и исповедь, и пророчество о себе и России того времени.
Направленность и литературные тропы
Жанром стихотворения является гражданская лирика. Оно написано четырехстопным ямбом (литературный размер, полюбившийся поэтессой). Ахматова умело находит применение перекрестной рифмовке и характерным эпитетам, свидетельствующим об упадке сил.
Анна Андреевна использовала средства выразительности, чтобы показать собственные чувства и охарактеризовать порывы. Она отдает предпочтение метафорам («дух суровый византий», «из сердца выну черный стыд») и эпитетам («приневская столица», «край глухой и грешный»), чтобы одухотворить родные места и описать страдания, выпавшие на долю тех, кто предан Родине. Сравнение столицы с одурманенной распутницей позволяет определить истинное отношение поэтессы к происходящему.
Средства выразительности
Поэтический язык Анны Ахматовой можно назвать простым, приближенным к разговорному. Но в дореволюционном сборнике «Белая стая» разговорные интонации сменяются молитвенными.
В стихотворении «Молитва» присутствуют такие эпитеты, как «горькие годы», «таинственный дар», томительные дни».
Также использована метафора: «горькие годы недуга», «туча над темной Россией», «облако в славе лучей».
«Песенный дар» можно считать аллегорией, так как автор подразумевает под этим определением талант поэта.
Анной Андреевной использовано многосоюзие «отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар»
Так она привлекает наше внимание к этим строкам, заставляет задуматься над искренностью, чистотой и силой её желания, её просьбы о прекращении войны, понять её огромную любовь к людям и Родине. Многосоюзие придаёт ещё большую эмоциональность стихотворению.
До Анны Ахматовой литературный мир знал много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Современники поэтессы говорили, что Анне Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов».
Тема
В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.
Первые строфы – метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства». Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.
В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.
В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.