Владимир маяковский 📜 ханжа

«а вы могли бы?», анализ стихотворения маяковского

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нате!.История создания – стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его века.

Тема – борьба поэта и толпы, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырех строф, первая и последняя завершаются одинаково.

Жанр – стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.

Стихотворный размер – акцентный стих, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры – “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Темы, настроение и проблемы

  • Основной темой текста «Нате!» является противопоставление поэта и толпы. Несмотря на все вводимые футуристами новшества и формальное отрицание культурных ценностей прошлого, Маяковский обращается к одной из самых традиционных поэтических тем. В отличие от лирического героя Пушкина, которого непонимание толпы заставляет искать уединения, герой Маяковского бросает свои обвинения прямо в лицо публике. Пусть толпа не понимает его порывов, пусть смеется и не принимает, но поэт продолжает «транжирить» слова и образы, потому что не может иначе.
  • Еще одна важная тема – разложение общества, снижение его культурного уровня. Для Маяковского, вещи, которыми окружает себя общество, связаны с сытостью и, как следствие, тупостью и самодовольством этих людей. «Раковина вещей» оказывается больше и значимее сидящей в ней непримечательной устрицы, что вызывает у лирического героя злую усмешку.
  • Все стихотворение «Нате!» проникнуто ярким обличительным пафосом. Поэт не стесняется грубых слов и отталкивающих описаний, чтобы изобразить свое презрение к буржуазной публике, которая думает только о материальных ценностях, погрязла в пороках и наживается за счет других людей.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Нате!» строится на антитезе: «бабочка поэтиного сердца» противопоставлена обрюзгшей толпе-воши, которая копошится в своем мире вещей и не желает выглянуть за границы привычного окружения. Поэт смело выражает свое негодование при виде этой сытой инертной массы

Он снова и снова привлекает к себе внимание, стремится быть услышанным, даже если для этого потребуется плюнуть кому-то в лицо

Основной смысл «Нате!» — бросить вызов обществу. Демонстрируя никчемность толпы, мелочность ее интересов и отсутствие какого-либо содержания, лирический герой подчеркивает необходимость обновления и свободы самовыражения.

История создания

К литературному творчеству Владимир Владимирович приобщился в 1912 году. Именно в это время поэт написал стихотворение «Ночь«. Затем Маяковский осознал, что его творческий путь лежит в направлении футуризма. Таким образом, Владимир Владимирович посвятил себя поэтическому искусству, ставшему орудием политической агитации в его руках. Но ею он не ограничивался. Есть в его творческом наследии лирика, свободная от борьбы за коммунистические идеалы.

Работу над созданием стихотворения «А вы могли бы?» Маяковский завершил в 1913 году. Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества поэта. Как известно, молодые годы автора были очень непростыми. Он был замечен в революционных кружках и даже подвергался уголовному преследованию по политическим мотивам. Возможно, что благодаря этому печальному опыту автор начал ценить красоту в самых обыденных вещах.

Композиция

Стихотворение делится на три четверостишья и одно пятистишье.

В первой строфе произведения строится экспозиция, закладываются декорации. С одной стороны автор показывает сытую и безразличную толпу, с другой – поэт.

Во второй строфе автор знакомит читателя с толпой более близко, подробно описывая те самые материальные подробности, которые вызывают отвращение.

Третья часть стихотворения подробно описывает то, что публика настолько погрязла в гонке за материальными благами, что ей совершенно нет дела до слов поэта. И вот когда эта толпа объединяется в единое целое, она несет опасность для поэта, поскольку способна банально затоптать человека, который ей неугоден.

Заключительная строфа произведения поэт еще раз говорит о том, что сам он «бесценных слов мот и транжир», тем самым замыкая стихотворение. Из этого можно сделать вывод, что композиция стихотворения «Нате!» — кольцевая. На первый план снова выходит лирический герой, который продолжает выступать против толпы, которую он ненавидит и готов в любой момент плюнуть ей в лицо.

«Нате» В.Маяковский Анализ 4

Стих «Нате!» Владимир Маяковский

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот.

Анализ стихотворения Маяковского «Нате»

Литературный мир на рубеже 19 и 20 веков претерпевает существенные изменения, появляется множество различных течений и направлений, которые не вписываются в общепринятые каноны. Но даже в этом хаосе и сумбуре, из которого лишь спустя несколько десятилетий предстоит выкристаллизоваться настоящим бриллиантам русской поэзии, фигура Владимира Маяковского изначально играет весьма эпатажную роль. Слог, чувство ритма, построение фраз – эти отличительные особенности позволяют безошибочно узнать произведения поэта в море литературных экспериментов. При этом каждая рифмованная строчка Маяковского несет в себе определенную смысловую нагрузку, которая порой выражается в достаточно грубой и шокирующей форме.

Стихотворение «Нате!», созданное в 1913 году, относится к раннему периоду творчества поэта, у которого еще только начинает формироваться общественное мировоззрение

Данный этап поэтических экспериментов Маяковского по праву можно назвать бунтарским, так как форма для него имеет второстепенное значение, а вот содержанию автор уделяет особое внимание. Его излюбленный прием – противопоставление, которым поэт владеет мастерски, что позволяет создавать яркие и многогранные литературные образы

«Нате!» — это своеобразный вызов буржуазному обществу, для которого поэзия по-прежнему является аморфным искусством, призванным услаждать слух. Поэтому автор, которому приходится зарабатывать себе на жизнь публичным чтением собственных стихов, весьма возмущен таким потребительским отношением к литературе. Его стихотворение «Нате!» как раз таки и посвящено всем тем, кто видит не суть поэзии, а лишь ее оболочку. пустую обертку, в которую можно вложить любое лакомство, вкуса которого обыватели так и не смогут почувствовать.

Уже с первых строчек своего произведения Владимир Маяковский обращается к толпе, пытаясь ее спровоцировать, задеть побольнее и расшевелить. Его цель проста и ясна – заставить людей, которые причисляют себя к касте истинных ценителей искусства, взглянуть на себя со стороны. В итоге вырисовывается весьма ироничная и карикатурная картина, которая заставляет улыбаться даже тех, кто в образе мужчины, у которого «в усах капуста» или женщины, смотрящей «устрицей из раковины вещей», узнают самих себя.

Но это – лишь начала фантасмагории и куража, которым решил предаться поэт, бунтуя против окружающей его действительности. Себя он считает транжиром и мотом бесценных слов, подчеркивая тем самым, что в данный момент тратит талант на тех, кто не способен оценить его по достоинству. Для него все почитатели литературы являются толпой, которая напоминает стоглавую вошь и паразитирует на теле и душе истинного поэта. Спрятаться от этой пестрой массы человеку, который вынужден регулярно выступать перед публикой, невозможно. Равно как и отказаться от того, чтобы писать стихи, выплескивая в них все свои чувства. Однако Маяковский не намерен просто так сдаваться, поэтому оставляет за собой право «радостно плюнуть» в лицо многотысячной толпе, выражая ей свое презрение.

Подобная нарочитая грубость является не только стремлением выразить презрение тем, для кого посещение литературных чтений является данью моды

Таким нехитрым способом молодой Маяковский, ко всему прочему, хочет привлечь внимание к своему творчеству, неординарному, лишенному романтики и сентиментальности, но обладающему несомненным шармом и притягательностью. Эпатажные выходки для поэта являются вполне обычным явлением, однако за напускным безразличием, язвительностью и сатирой прячется очень ранимая и чувственная натура, которой не чужды возвышенные порывы и душевные терзания

Анализ 2

Произведение «Хорошо!» было создано в 1927 году, но любая его часть так реалистично относит читателей в передаваемое время, вошедшее в историю прогресса, что работа похожа скорее на стихотворный журнал, наброски, которые дополнялись в годы, которые начались сразу после революции.

В произведении показаны притеснения родной аристократии и простого народа, помучившихся в революционном смутном времени. Поэма Маяковского содержит как стихотворную, так и историческую значимость. Революцию можно показать разнообразно: судить ее или хвалить. Однако она оказывается частью нашей прошлого, полностью поменявшим жизнь всех людей.

Владимир Маяковский полагал, что будущим потомкам необходимо быть в курсе, как существовали и как жили их отцы и деды в то далекое время

Он делал попытку продемонстрировать истории с невидимой стороны, предоставить им по максимуму беспристрастный анализ, желал заострить на нем особое внимание. Бесспорно, его благоприятное отношение, первым делом, относится к рабочим и крестьянам, писатель его не прячет

Без всякого сомнения, в строчках произведения мы обнаруживаем не только эмоциональные девизы и требования, но и острые вопросы, на которые натолкнулась новоявленное государство во время реорганизации личного имущества. По большей части, писатель хронологически описывает, как один несчастный случай сменяется другим. Недостаток пищи, мороз, развалины, бедность — вот те острые вопросы, с которыми встретились русские люди. В это смутное время он сам пережил много несчастий и мучений.

Произведение создано действительно не посторонним свидетелем, а участником этих трагических для России событий. С участью родной земли у Маяковского непосредственно завязан и жизненный путь поэтического персонажа. Он замерзает и недоедает плечом к плечу с обыкновенными людьми, однако его любовь к родине только становится крепче в жизненных трудностях. Собственную, злосчастную, разрушенную боевыми действиями землю, он не поменяет на процветающую зажиточную и так манящую всех Америку.

Произведение Маяковского “Хорошо!” это ясная, жизнерадостная работа. Все бесчисленные сложности и обременения сегодняшнего дня писатель показал не с целью описать и материализовать период, а с целью продемонстрировать, какую страшную плату отдала наша страна за строительство будущего строя — самостоятельного, беспристрастного и процветающего.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Нате!» близок самому В. Маяковскому. Это, прежде всего, бунтарь, смелый и независимый, подчиняющийся только своему настроению. Он может кривляться перед толпой, а может просто плюнуть ей в лицо. В то же время герой этот – поэт, а значит, наделен чувствительным и ранимым сердцем, которое сам сравнивает с бабочкой.

«Бабочка поэтиного сердца» — один из центральных образов текста

Бабочка – хрупкое и прекрасное насекомое, которое может погибнуть от неосторожного прикосновения. Точно так же для поэта губительны «грязные калоши», в которых толпа топчется по его искренним чувствам и порывам, так как неспособна и не хочет их понимать

Маяковский дважды называет себя «бесценных слов мот и транжир». Несмотря ни на что, подчеркивает поэт, он готов и дальше раскрывать свою душу перед толпой, жонглировать бесценными словами и причудливыми образами в попытке достучаться до публики.

Сама толпа предстает в стихотворении в неэстетичном образе «стоглавой воши», сравнивается с паразитирующем на других насекомым, отталкивающим и неприятным. Этот образ усиливается с помощью описания отдельных единиц представшей перед поэтом публики: мужчины с капустой в усах или женщины, «смотрящей устрицей из раковины вещей».

Владимир Маяковский — Петр Иванович Васюткин ( Ханжа )

Petr Ivanovich Vasyutkinboga bespokoit mnogo —tyshchu raz, dolzhno byt, v sutkiupomyanet imya boga.U svyatoshi — khitry nrav, —chert v delakh slomayet nogu.Paru korobov navrav,perekrestitsya: «Yey-bogu».Tsapnet vzyatku — lapa v sale.Vas schitaya za osla,na vopros: «Otkuda vzyali?»otvechayet: «Bog poslal».On zatknul ot nishchikh ushi, —skolko ni prosi, gorlast,kak ot mukhi otmakhnuvshis,vazhno skazhet: «Bog podast».Vam vsucha dryantso s pyltsoy,obvorovyvaya trest,krestit puzo i litso,chist, kak golub: «Vot te krest».Grabyat, rezhut — ochen milo!Imya bozheskoye pomnyashch,on proydet, skazav gromilam:«Mir vam, bratya, bog na pomoshch!»Vor kradet s vorami vkupe.Poglyadev i skryvshis vbok,prosheptal, glaza potupiv:«Ya ne vizhu. Vidit bog».Obvorovyvaya massu,razzhirevshi ponemnogu,podytozhil sladkim basom:«Den prozhil — i slava bogu».Vozvratyas domoy s pitey —pil s popom puntsovorozhim, —on sechet svoikh detey,chtob derzhat ikh v strakhe bozhyem.Zhene izmochalit volosya i teloi, zhenin gnev ostudya,bubnit yeleyno: «Semeynoye delo.Bog nam sudya».Na dushe i mir i yas.Pomyanuvshi boga na noch,skromno lyazhet, pomolyas,khristianin Petr Ivanych.

Ublazhayas kulichom da paskhoy,bozhyim slovom nagonyaya zhir,vse yeshche zhivut, kak u Khrista za pazukhoy,vserossyskiye khanzhi.

Gtnh Bdfyjdbx Dfc/nrby,juf ,tcgjrjbn vyjuj —nsoe hfp, ljk;yj ,snm, d cenrbegjvzytn bvz ,juf/E cdznjib — [bnhsq yhfd, —xthn d ltkf[ ckjvftn yjue/Gfhe rjhj,jd yfdhfd,gthtrhtcnbncz: «Tq-,jue»/Wfgytn dpznre — kfgf d cfkt/Dfc cxbnfz pf jckf,yf djghjc: «Jnrelf dpzkb?»jndtxftn: «,ju gjckfk»/Jy pfnryek jn ybob[ eib, —crjkmrj yb ghjcb, ujhkfcn,rfr jn ve[b jnvf[yedibcm,df;yj crf;tn: «,ju gjlfcn»/Dfv dcexf lhzywj c gskmwjq,j,djhjdsdfz nhtcn,rhtcnbn gepj b kbwj,xbcn, rfr ujke,m: «Djn nt rhtcn»/Uhf,zn, ht;en — jxtym vbkj!Bvz ,j;tcrjt gjvyzo,jy ghjqltn, crfpfd uhjvbkfv:«Vbh dfv. hfnmz. ju yf gjvjom!»Djh rhfltn c djhfvb dregt/Gjukzltd b crhsdibcm d,jr,ghjitgnfk, ukfpf gjnegbd:«Z yt db;e/// Dblbn ,ju»/J,djhjdsdfz vfcce,hfp;bhtdib gjytvyjue,gjlsnj;bk ckflrbv ,fcjv:«Ltym ghj;bk — b ckfdf ,jue»/Djpdhfnzcm ljvjq c gbntq —gbk c gjgjv geywjdjhj;bv, —jy ctxtn cdjb[ ltntq,xnj, lth;fnm b[ d cnhf[t ,j;mtv/;tyt bpvjxfkbn djkjcmz b ntkjb, ;tyby uytd jcnelz,,e,ybn tktqyj: «Ctvtqyjt ltkj/,ju yfv celmz»/Yf leit b vbh b zcm/Gjvzyedib ,juf yf yjxm,crhjvyj kz;tn, gjvjkzcm,[hbcnbfyby Gtnh Bdfysx/

E,kf;fzcm rekbxjv lf gfc[jq,,j;mbv ckjdjv yfujyzz ;bh,dct tot ;bden, rfr e [hbcnf pf gfpe[jq,dcthjccbqcrbt [fy;b/

Анализ стихотворения Нате! Маяковского

Ранняя лирика Владимира Маяковского, прежде всего, выделяется своей остротой, и прямолинейным восприятием действительности. Он будто танком переезжает существующую реальность с привычным всем мировоззрением. Стихотворение «Нате» целиком и полностью подходит по вышеупомянутое описание. Маяковский топором проходится по ровно лежащим брёвнышкам НЭПа, прорубаясь к истине через всю эту мишуру.

Лирический герой в лице В. Маяковского буквально «жжёт глаголом», но не сердца людей, а их судьбы и, в первую очередь – совесть. Он – глашатай истины, один такой на белом свете, у кого нет «розовых очков», и, кто может высказать своё презрения толпе без опаски.

Обличительный пафос сквозит через эпитеты: «обрюзгший жир», «недоеденных щей», «стоглавая вошь» и через метафору «вытечет жир». Толпа противопоставляется личности, стадное чувство индивидуализму. На антитезе строится весь сюжет произведения: «чистый переулок» и грязь, «бабочка поэтиного сердца» и снова грязь.

Хрупкость невинности и правды может быть растоптана серой массой с обывательскими замашками. Материальное не может существовать рука об руку с духовным, об этом вещает лирический герой. Люди погрязли в быту и стали зависимыми от вещей. Набить свой желудок для них стало важнее, чем наполнить свой внутренний мир, именно об этом кричит на весь мир поэт.

Неологизм Маяковского «поэтиному», метафора: «стоглавая вошь» вкупе с грубыми бытовыми словами: «мот», «транжира», «плюну» создают отталкивающую атмосферу полного презрения к погрязшей в вещизме толпе.

Лирический герой хочет, чтобы люди его услышали, приняли его мировоззрение и обратились к нему

Его вызывающая бесцеремонность и грубость – напускное, чтобы привлечь внимание и донести свою мысль. Эпатаж – защитное средство для ранимой души поэта

По плану кратко

Смысл стихотворения «Ночь»

Первое четверостишье сразу же обозначает тему, которую и будет раскрывать поэтическая работа. Оттенки ночи представлены не как что-то прекрасное, а совсем наоборот. Зеленое — это игральная доска, на которую бросают кости. Также Маяковский говорит о картах. Конечно же, речь идет об игральном клубе — местом сбора людей абсолютно разного «сорта». Такие места, как мы понимаем, автору совершенно не нравились. Он видел в игральных клубах что-то мерзкое, пошлое и ужасное. Но Маяковский и не скрывает этого.

Во втором четверостишье демонстрирует, что люди не свободны. Они буквально в плену, что показывают скованные ноги. Возможно, этим он хотел сказать, что многие люди могли бы выбрать другой образ жизни, но в погоне за другим обществом они обрекают себя на несчастливую жизнь без личного удовольствия.

Третье четверостишье обличает все общество того времени. Людей он видит как кошку — игривую, заводную, но совершенно лишенную идеалов. Общество хочет получать удовольствие всеми способами, но вот к самосовершенствованию оно совершенно не готово. Про такую группу людей сейчас говорят «потребители», живущие только для получения различного рода удовольствий. Их не интересует искусство или развитие — лишь приятные ощущения от жизни, пусть и жутко вредные.

В конце стихотворения автор обозначает собственную позицию. Нередко ему приходится «выдавливать» из себя улыбку. Простая вежливость воспринимается за одобрение. Видно, что Маяковский не разделяет стремление общества к удовольствиям, но и высказаться грубо не может, поэтому и приходится иногда «подыгрывать» другим.

Владимир Владимирович Маяковский смог добиться того, чего он хотел, а именно — опошлить ночь, показать ее не такой прекрасной, как это делали другие поэты. Автор до конца держится за свою позицию, все глубже и глубже подставляя свой «нож» в горлу этого времени суток. Он буквально убивает всю его таинственность, показывая не самую прекрасную сторону.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения является противостояние поэта толпе. Маяковский, как и многие другие, не смог пройти мимо столь животрепещущей темы.

Лирический герой Маяковского в корне отличается от героя Пушкина. У Александра Сергеевича герой, оскорбленный непониманием и неприятием, старается найти уединение. У Владимира Владимировича же он бросает вызов толпе, обвиняя и глумясь над ней. Ему безразлично то, что толпа не понимает и не признает его. Он продолжает писать свои тексты, в которых обвиняет и насмехается над толпой. Он творил и будет продолжать свое великое дело, независимо от мнения окружающих.

Так же важная тема, которую поднимает поэт в своем произведении – это снижение морального и культурного облика человека. Маяковский видит то, что главным мерилом счастья и благополучия для человека стала сытость и материальные блага, а это все он ассоциирует с тупостью и разложением личности.

В стихотворении отчетливо виден яркий обличительный пафос. Автор использует грубые выражения, а так же детально описывает отталкивающий облик людей. Тем самым он показывает свое презрительное отношение ко всей буржуазии. Толпой правят лишь пороки, желание наживы и собственное благосостояние.

Тема

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды – человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим

Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах

Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха

В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука»

Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

«Храни меня, мой талисман» анализ стихотворения Пушкина по плану – история создания, проблема

В последних стихах автор снова задает риторический вопрос, показывая, таким образом, что окончательный ответ на него еще не дан. Главная мысль отображается в рефрене: «Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности «Нате!» можно отнести к сатирическим стихотворениям. Поэт направляет свой обличительный пафос на самодовольную публику, для которой доступен и важен лишь мир материальных вещей, высмеивает и оскорбляет ее.

В тексте отчетливо проступают основные принципы, провозглашенные русскими футуристами. Лирический герой противопоставляет себя толпе, обрушивает на нее целый шквал насмешек и уничижительных описаний.

Поэт экспериментирует и с формой своего произведения, которое создает с помощью акцентного стиха, то есть просто использует примерно одинаковое количество ударных слогов в каждой строфе. В стихотворении «Нате!» чередуется точная и неточная, мужская и женская рифмы, рифмовка выбирается перекрестная.

Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913 Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение. Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей. «И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан – для себя и читателей – видом дрожащего студня…», – писал А. Платонов. Платонову с его постоянными мучительными поисками смысла жизни, «вещества существования», с его мечтой о человечности и душевности это стихотворение Маяковского оказалось особенно близким.

Лирический герой Маяковского – бунтарь. Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью и унылостью, бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность, строгую расчисленность (некое расписание) хода жизни. На этой карте пятно выплеснутой краски как бы образует новый, неведомый «материк». Вместе с тем, целый ряд образов стихотворения «А вы могли бы?» («из стакана» – «на блюде студня» – «на чешуе жестяной рыбы») актуализирует в сознании читателя то значение существительного «карта», которое в словаре В.И. Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: «Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте». Во многих произведениях раннего Маяковского едящие люди описываются дотошно и с ненавистью (наблюдение О. Лекманова).

Замечательно, что герой стихотворения воспринимает себя равновеликим целому миру, недаром стихотворение открывается лирическим «я» поэта, а слова, находящиеся в начале или в конце строки, уже в силу своего положения звучат по-особому. Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств. Он «показал на блюде студня косые скулы океана». Казалось бы, это предложение бессмысленное. Действительно, что такое здесь это «блюдо студня»? Вне контекста стихотворения – закусочное блюдо, но в данном случае – это метафора, обозначающая нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое, прозаическое, противопоставленное океану. Соседство (сравнение) с «блюдом студня» особенно ярко подчеркивает поэтичность, великолепие, величественность, энергию «океана» с его «косыми скулами» («косыми скулами» в реальном плане могут выступать и океанические волны, в метафорическом же смысле «косые скулы» – это знак собранности, твердости, мужественности, в отличие от аморфности «студня»). Слова в стихотворении, будучи соединенными особым образом, представляют собой как бы новое слово со своим новым значением, и это новое метафорическое значение необыкновенно расширяет семантику стиха.

И вот уже герой не ощущает себя одиноким. В «жестяной рыбе», то есть в холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним, герой читает «зовы новых губ». Зарождается чувство единства и, главное, надежда. Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа, что в душе обычного человека зазвучат лирические струны. Теоретически при прочтении последней фразы «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» возможна двоякая интонация: интонация вопросительная, с упреком другим, с акцентированием своего собственного превосходства над другими, и интонация вопросительная с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Однако название стихотворения подчеркивает, что стихотворение написано именно как обращение к другим с мечтой, мольбой об отклике, о понимании. К тому же местоимение «я», при всей масштабности лирического героя, не выделено в отдельную строку, а «вы» занимает отдельную строку, акцентируется.

Особенности второй строфы: необычные сравнения

Проводя дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского, школьник может рассказать о содержании следующей строфы. Она отличается тем, что в ней описана не только глухота слушателей к сказанному поэтом. Люди начинают менять и свой внешний вид. Например, мужчина становится из-за своего неряшливого поведения похож на свинью, женщина — на устрицу. Здесь можно увидеть, что за этими словами, которые на первый взгляд покажутся обычными оскорблениями, стоит стремление поэта указать на ограниченность простых обывателей. Ведь устрица всегда сидит в своей раковине, и она не может увидеть, что происходит за пределами ее мирка.

Белила, которыми густо покрыто лицо героини, вызывают ассоциацию с куклой. Женщина не слышит, о чем ей говорит лирический герой. Она похожа на куклу с красивой внешностью и совершенно пустым внутренним миром.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: