Какие средства для создания образа ночи использует тютчев в стихотворении как сладко дремлет сад огэ

Дремлет сад темно зеленый. анализ стихотворения тютчева «как сладко дремлет сад темно-зеленый …

Тема

В стихотворении развивается тема человеческих снов. Автор оригинально интерпретирует распространённый в мировой литературе мотив, создавая яркие метафорические образы. В центре произведения лирическое «Я», которое в последней строфе плавно переходит в «Мы».

Лирический герой почти незаметен, куда важнее его размышления и фантазия. В первой строфе он сравнивает сны с океаном. Жизнь же воспринимается как нечто неотрывное от сна. Сны – мощная стихия со «звучными волнами».

Сонная стихия взывает к человеку и быстро уносит его лодку в даль своих волн. В третьей строфе оказывается, что океан на самом деле – небо, манящее нас своими звёздами и тайной. По пылающей бездне и плывут люди во время своих сновидений. Таким образом, Ф. Тютчев развивает мысль о том, что, уснув, человек попадает на небосвод и может многое постичь в этом волшебном состоянии.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Как неожиданно и ярко»

17 февраля 2016

Произведение Ф.Тютчева просто пестрит сочным описанием всех красок жизни. Стихотворение очень звонкое и мелодичное, его с легкостью можно положить на музыку.

Автор наполнил творение множеством эпитетов, что и делает строки яркими. Сразу можно представить красочную картину, не влюбится в это описание просто невозможно. Поэт сложил в стихи множество слов повелительного наклонения, которые предают торжественность звучанию и произношению.

Некоторые строки очень смелые не только для своего времени, но и сегодня. Критиков поразило слово «изнемогла». Это выражение показывает всю глубину чувств и в то же время не каждый осмелиться употребить его в своем изложении. Это слово усиливает выражение эмоций.

Произведение было написано после трагических событий в его личной жизни. Стихотворение навевает тоску, несмотря на прекрасные метафоры и описание. В этот период поэта мучило чувство вины, все его произведения были пронизаны тоской. Все же в творении можно уловить перемену настроения Тютчева. Со дня смерти возлюбленной прошел год, он вернулся к жизни.

Взор автора направлен к небу, он рассуждает о продолжении существования души после кончины. Поэт словно видит огромную арку, которая соединяет полнеба. Возможно это вход в Рай, а может мост, по которому можно бродить по безграничным просторам лазурной глади. Тютчев как будто наслаждается виденьем, ловит мимолетную дымку образа. Это виденье быстротечно и непостоянно, как и жизнь человека.

В стихотворении чувствуется горечь потери автора. Он подчеркивает, что все уйдет, все, чем дышишь и живешь. Такой трагизм объясняется переоценкой ценностей и четким ощущением конечности жизни.

Автора беспокоило окончание жизненного пути. Он отказывался верить в то, что уйти можно навсегда. Его возлюбленная продолжала жить в сердце, ему сложно было смириться с ее уходом. Только через год он смог найти ответы на свои вопросы, там, в небе. Этот ответ он едва разглядел. Возможно, каждый может найти свои ответы, просто для этого необходимо время.

Ответы на вопросы — Тютчев

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Накануне 4 августа 1864 го­да» звучит как реквием:

Что означала эта дата в жизни Ф.И. Тютчева?

В тот день умерла от чахотки Елена Александровна Денисьева, мать троих детей Тютчева, изумительная женщина, положившая на алтарь любви всю свою жизнь, отвергнутая семьей и обще­ством. Она была моложе поэта на 23 года, связь практически ни для кого не была тайной и продолжалась 14 лет. Полны боли и рас­каяния первые письма Тютчева, написанные после смерти Елены Александровны. «Все кончено — вчера мы ее хоронили… Что это такое? Что случилось? О чем это я вам пишу — не знаю… Во мне все убито, мысль, чувство, память… Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предчувствую облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то… Сердце пусто — мозг изнеможен…» (из письма А.И. Георгиевскому от 8 августа 1864 г.).

Здесь искали:
  • вопросы про тютчнва
  • текст с ответами по тютчеву
  • вопросы по биографии тютчеву с ответами

Сочинения по литературе — Школьные сочинения для всех

Характеристика стихов «Как океан объемлет шар земной» и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый»

Истинное величие поэта Тютчева обнаруживается в его философской лирике. И хотя за всю первую половину 1830-х годов в печати появилось лишь пять его стихотворений, именно в произведениях этого периода творчества автор в высшей степени проявляется как гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог, способный говорить о смысле бытия человеческого, жизни природы, связи человека с этой жизнью, любви. Именно к этому периоду творчества поэта относятся стихотворения «Как океан объемлет шар земной» (1830) и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (1835).

«Меня ужасает вечное молчание этих бесконечных пространств», — писал Паскаль, философия которого так поражала воображение Тютчева. Не отсюда ли появились в лирике поэта образы, вызывающие у человека чувство тревоги, особенно обостряющееся ночью, когда исчезает призрачная преграда — видимый мир — между человеком и «бездной» с ее «страхами и мглами»:

  • Как океан объемлет шар земной,
  • Земная жизнь кругом объята снами;
  • Настанет ночь и звучными волнами
  • Стихия бьет о берег свой…
  • На мир дневной спустилася завеса;
  • Изнемогло движенье, труд уснул…
  • Над спящим градом, как в вершинах леса,
  • Проснулся чудный, еженочный гул…

У лишенного зрения «ночного» человека обостряется слух, и он слышит «гул», шум стихии, который напоминает ему о «родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе. Это ощущение приближения неизведанного, непостижимого сближает стихотворения «Как океан объемлет шар земной» и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» по тематике, по общему настрою.

С другой стороны, сам характер переживаний лирического героя в первом стихотворении глубоко отличен от характера переживаний героя второго произведения Тютчева. В первом случае герой чувствует, что он, человек, житель Земли, со всех сторон окружен действительной, настоящей бездной — Вселенной. А что есть Вселенная? Об этом даже страшно помыслить. Во втором же случае лирический герой делает робкую попытку «изведать неизведанное», он даже осмеливается сделать предположение о происхождении, о природе Вселенной:

  • Откуда он, сей гул непостижимый?..
  • Иль смертных дум, освобожденных сном,
  • Мир бестелесный, слышный, но незримый,
  • Теперь роится в хаосе ночном?..

Неизвестность для Тютчева неизменно отождествляется с образом природы, например в стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» небытие воплощается в образе океана, разбушевавшейся стихии, а в стихотворении «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» — в образе звездного неба. Такой прием часто в литературе называется одушевлением. Но здесь особый случай. Одушевление как художественный прием есть разновидность метафоры. У Тютчева одушевление природы происходит вне какого-либо метафорического основания. Одушевление у Тютчева — это не художественный прием, а философское убеждение, не «красивое словцо», а точное наименование, называние вещей своими именами. Действительно, океан и звездное небо вызывают у читателя неизбежную ассоциацию с бесконечностью, с потусторонним миром, приходящим к человеку только во сне. А образы Земли, сада, яблонь, цветов олицетворяют реальную жизнь, явления, доступные человеку. Отсюда возникающая и в том, и в другом стихотворениях параллель «день — ночь»: день, как и «земная жизнь», понятен, его можно описать и изучить, он светел и ясен, но его сменяет ночь, которая, напротив, воплощает нечто зыбкое, неуловимое, таинственное. Эти две категории, как черное и белое, напоминают о самой сущности природы — борьбе и единстве противоположностей, а значит, и о сущности человека, плывущего по жизни:

  • И мы плывем, пылающею бездной
  • Со всех сторон окружены.

На основе сопоставительного анализа двух стихотворений Ф.И. Тютчева можно сделать вывод о том, что в философской лирике поэта пейзаж — это слепок с того, что находится внутри и снаружи человека. Человек, таким образом, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, мира и хаоса, и является соединением и объединением этих двух миров. Трудно все это выразить логически и последовательно, в строгих терминах и понятиях. Очевидно, есть только одна возможность сказать несказанное, выразить невыразимое — та, которой воспользовался Тютчев. Образ, найденный великим поэтом, не может не восхищать своей емкостью и выразительностью.

Как сказал в свое время И.С. Тургенев, описывая творческий метод Тютчева: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого мысль Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникнутая им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Размер, жанр, рифма и тропы

Стихотворение написано в размере пятистопного ямба и относится к миксту пейзажной и философской лирики.

Строки четырех авторских катренов связаны между собой перекрестной рифмовкой (темно-зеленый – голубой – убеленный – золотой) с открытыми и закрытыми рифмами.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (сад темно-зеленый, ночь голубая, звездный сонм, соседний ключ, еженощный гул, мир бестелесный).
  2. Метафоры (сладко светит месяц золотой, объятый негой ночи, в небе звездный сонм горит, на мир дневной спустилася завеса).
  3. Олицетворения (сад дремлет, ключ говорит, проснулся гул, труд уснул, спящий град).
  4. Инверсии (сад темно-зеленый, ночь голубая, месяц золотой, сонм горит, хаос ночной).

Отметим также несколько восклицаний в первом катрене и пару риторических вопросов в последней строфе.

Ещё одно переплетение пейзажной лирики и философии мы видим в стихотворении «Под дыханьем непогоды», написанным в 1850 году после совместного с Еленой Денисьевой и старшей дочерью посещения Валаамского монастыря. Где-то в то время рождалась великая любовь и умирало подобострастие к общественным нормам и правилам…

Это родина существ, которые являются почти инопланетянами

Есть такие микроскопичные монстры, которые называются тихоходками. Их описали ещё в 1773 году. Живут они в воде, не только в морской, но и пресной. Интересны они тем, что их выносливость феноменальна. Тихоходки могут жить при температуре -193 градусов по Цельсию, они могут выдерживать нагрев до 100 градусов по цельсию в течение часа. Им не страшна радиация. Если для человека смертельная доза радиации составляет 500 рентген, то тихоходок не всегда убивает 570 000 рентген. Ученые успели поиздеваться над ними в открытом космосе. Их поместили на 10 дней в космическое пространство, и они вроде бы были иссушенными, но на борту космического аппарата тихоходки вернулись к нормальному состоянию. Выглядят они, кстати говоря, довольно угрожающе.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога – это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд – столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Краткий анализ

В первом катрене мы видим сладость сна темно-зеленого сада, который тешится в неге голубой ночи, убелен цветом яблонь и позолочен луной.

Во второй строфе улетаем с автором в небесную синь, где сонм звезд горит, как в первый день рождения Вселенной. На этом фоне отчетливей слышны земные звуки – «бормочет» в скважине ледяной ключ, дальняя музы́ка заливается где-то тонкостью нот…

Мир спит, как и положено ему испокон века, и только странный гул проносится над спящей землей, над садами и лесами, над всем земным подлунием…

В финальном катрене автор пытается разгадать источник этого гула – может это смертные думы вырвались на волю из спящих тел и теперь роятся в ночном хаосе?

Ответьте на этот вопрос сами, может быть, вы знаете иной источник этого странного гула, носящегося над землей сонными ночами…

Пейзажная философия Тютчева

Федор Иванович пытался не просто видеть красоту природы, но и находить в ней глубокие философские корни, отыскивать на границе хаоса кристаллы изумруда, подаренного миру Богом.

В понимании поэта ночь – это время торжества прекрасного, но оно показывается нам не с яркой солнечной стороны, а преподносится на серебряном блюде луны, в лучах светящейся паутины.

В данном стихотворении Тютчев показывает нам частичку Вселенной с её бесконечностью и хаосом вечного движения в образе спящего сада, окутанного ночью в темно-зеленые одежды и прибранного патиной серебра.

На момент написания строк Федор Иванович несет дипломатическую службы в Мюнхене, но не теряет связи с Родиной, умея передавать образы, отложенные в его глубокой памяти.

Вопросы и ответы к поэзии Ф. И. Тютчева

Иль смертных дум, освобожденных сном, Мир бестелесный, слышный, но незримый, Теперь роится в хаосе ночном?

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

На этой странице материал по темам:

какой предстает любовь тютчев

Структура стихотворения так же типична для философских произведений поэта: первые строфы — это волшебное описание природы, а последние — философские размышления.

Ее можно было бы сравнить с живописным полотном Куинджи, если бы не голубизна ночи, которая наполня сад воздухом, увеличивает объем, раскрывает замкнутое пространство сада и предопределяет переход к изображению бездонного неба во 2-й строфе.

Загадочность и тревожность ночи противопоставлены у автора ясности и порядку трудового дня. Здесь чувствуется столь характерная для поэзии Тютчева противоречивость, некоторая парадоксальность мысли: с одной стороны, автор показывает, что именно ночью все стремится к покою , замирает.

С другой стороны, жизнь не прекращается, в каких-то проявлениях становится интенсивнее, слышны восклицания, музыка.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом. Сон раскрепощает все скованные днем-силы души, не столько светлые, сколько темные. Именно эти силы ассоциируются у Тютчева с хаосом, бездной, они вызывают страх, потому что обладают разрушительной энергией, несут угрозу свету и гармонии.

И, задав вечные вопросы, автор как бы останавливается на краю обрыва, предлагая читателю заглянуть в бушующую бездну.

Такое умолчание вызывает желание проникнуть в недосказанные мысли автора и найти свой ответ, рождает новые вопросы: зачем думам рваться ввысь, почему им тесно в человеческой оболочке?

Наверное, потому, что такова натура человека: его душа стремится к неизведанному, непознанному, ищет ответа на бесконечные вопросы о тайнах мироздания и надеется найти его там, в вышине, в бесконечном хаосе ночи.

Тютчев обращается к теме ночи не раз в своих стихотворениях, и ночной гул тоже возникает неоднократно, например:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул-

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул …

И все-таки я воспринимаю это стихотворение (и многие другие тютчевские строки) не как гармоничный набор красных рифм, умело скомпонованных эпитетов и метафор и глубоких, выраженных поэтически мыслей, а как чудо, сотворенное гением.

Анализ стихотворения Пастернака “Заморозки”

Стихотворение “Заморозки” относится к поздней пейзажной лирике Пастернака. Оно вошло в последнюю книгу поэта, получившую название “Когда разгуляется”. Сборник включает в себя произведения, написанные в период с 1956 по 1959. Некоторые из них печатались в журналах “Литературная Грузия” и “Новый мир”. Полностью книга была издана только после смерти Бориса Леонидовича – в 1961-м. В сборнике нашли отражение философско-поэтические концепции, занимавшие ум Пастернака в последние годы, – осмысление себя в качестве части мироздания, путь творца в вечности, искусство в жизни людей.

Подробнее…

Вопросы и ответы к поэзии Ф. И. Тютчева

  1. Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя стихотворе­ние Ф. И. Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый. »?

Прием олицетворения природы являет­ся одним из основных в ее изображении. Этому подчинены эпитеты (сад, объя­тый негой, месяц золотой, мир бесте­лесный), метафоры (сладко дремлет сад темно-зеленый, соседний ключ… говорит, изнемогло движенье, труд уснул, проснулся гул и т. д.). В стихо­творении «Как сладко дремлет сад темно­зеленый…» особенно ярко ощущается стремление показать слияние земного и небесного в ночном пейзаже, его видимых и слышимых нюансах. Особую роль здесь играет образ гула, непостижимого, чудно­го, просыпающегося тогда, когда мир зем­ной уснул и на него «спустилася завеса». Природу этого гула стремится объяснить сам Тютчев, исходя из своих пантеистиче­ских воззрений, но, подчеркивая мистич­ность, таинственность его возникновения, ставит на этой версии знак вопроса.

Как влияет природа на настроения, мысли и чувства лирического героя? Какие художественные средства выбирает поэт, чтобы передать их в стихах?

Настроение, чувства и мысли лириче­ского героя, как правило, сливаются с со­стоянием природы. В этом отношении ха­рактерно стихотворение «Еще земли пе­чален вид…», посвященное весеннему обновлению природы, которая еще не про­снулась, но, почувствовав, что «воздух уж весною дышит», «ей невольно улыбну­лась». Во второй части стихотворения по­казано, как близкие чувства испытывает человеческая душа, пробуждается после сна к жизни, к любви. Метафоры («блес­тит лазурь, играет кровь») красочно передают состояние возрожденного при­ближением весны человека.

Влияние смены картин природы, дня и ночи на душевное состояние человека пе­редано в стихотворении «День и ночь», которое построено по принципу антитезы. Противопоставлены две части стихотворе­ния: первая рисует благодатную картину дня; «День — сей блистательный по­кров», наброшенный «на мир таинствен­ный духов», «друг человеков и богов». Днем наступает исцеление души. Вторая часть содержит противопоставление ночи дню. Ночь срывает благодатный покров с мира рокового, душа испытывает страх, оказавшись перед обнаженной бездной. Итак, в стихотворении использованы для слияния настроения человека с картина­ми природы и передачи ощущения их воз­действия на него две параллельные анти­тезы — день и ночь и «души болящей исцеленье» и бездна страха.

И еще один важный мотив, связанный с родной природой, — мотив любви к ней, даже если это убогая картина бедного се­ления. При созерцании этой картины («Эти бедные селенья…») поэт противо­поставляет свой взгляд «гордому взору иноплеменному». «Край родной долготер­пения», «край… русского народа» имеет божественное значение, ибо он благослов­лен Царем Небесным.

Какой эмоциональный отклик вызывают у вас стихи Тютчева о природе?

Просветляют, пробуждают вниматель­ное отношение к деталям, настраивают на философские раздумья о жизни, смерти, смене картин мира. Эмоциональный от­клик соответствует той картине природы, которую нарисовал Тютчев в том или ином стихотворении.

Какие моменты в жизни и природе привлекают Ф.И. Тют­чева?

Особенностью лирики Ф.И. Тютчева является повышенный интерес к противоречивым явлениям природы и жизни. В приро­де поэта привлекают кризисные, крайние ситуации — гроза, буря, борьба стихий. В человеческой жизни — борение страстей, их «ро­ковой поединок».

Какой предстает любовь в лирике Ф.И. Тютчева?

Любовь у Ф.И. Тютчева — это высочайшее счастье, но оно связано с борьбой индивидуальностей. Любовь может разрушить цельность личности. Часто жертвой любовного поединка оказы­вается женщина. Драматизм любви ярко выражен в стихах:

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Чем различается любовная лирика А.А. Фета и Ф.И. Тют­чева?

Если у Ф.И. Тютчева любовь — это «роковой поединок», борь­ба индивидуальностей, то у А.А. Фета любовь — прибежище «от вечного плеска и шума жизни». Любовная лирика Ф.И. Тютчева драматична, А.А. Фета — светла, счастлива.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: