Анализ стихотворения Ф. Тютчева «Вечер»
Стихотворение «Вечер» написал великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев – поэт-лирик, поэт-мыслитель, дипломат и консервативный публицист. Историки и литературоведы считают, что данное стихотворение было написано в 1825-1829
годах. В этот период творчества у автора проявляются его отличительные черты в произведениях. Отличительной особенностью является стремление автора показать в привычной человеке природе философию и смысл жизни. В стихе нет никакой отличительной даты, нет никакой отсылки к политическим действиям или другим событиям. Это произведение показывает картину, знакомую каждому человеку, существовавшую и до сих пор существующую. Пейзажные картины, подталкивающие на философию, проносятся через всё творчество Тютчева. Вначале стиха есть стилистическая фигура, характерная автору. «Как» повторяется в каждом параллельном ряду в самом начале. По мнению литературных критиков и филологов, в стихотворении показана золотая осень. Описывается стая журавлей, летящая над землёй в тёплые края, создавая приятный шум, слышимый по всей округе. Одним из центральных образов является «колокольный звон», веющий над долиной. Колокольный звон в русской литературе является символом бытия русского народа, значить не только акт богослужения, но и передаёт все радостные, торжественные и печальные события в жизни простых людей, истории. Шум, оставляемый журавлями, «звучных листьях замер». Даже листья приобрели оттенок живого, как будто они способны удержать шум. Автор не просто так показывает шум и звон отголосками, а не полноценными звуками. Это символизирует единство природы, гармонию между живой и неживой природой. В некотором смысле автор показывает, что шум птиц – музыка, равносильная колокольному звону, создаваемому человеком. Второе четверостишие показывает смену суток. «День» хоть и сравнивается с морем, но он абсолютно неподвижен. Обычно море в литературе показано как нечто живое, имеющее разум, способное дарить жизнь и отбирать. Здесь же море сравнивается с днём. Он «как море вешнее в разливе». Вот она – застывшая картина мира! Но вот «ночь» у автора будто живая, нежно «ложится по долине». Для многих поэтов ночь становилась подругой, так как ночью была возможность наслаждаться тишиной, красотой звёздного неба. Философы и литераторы проецировали на небо свои воспоминания, тем самым возрождали те эмоции, которые чувствовали раньше. Вот и Тютчев подводит своим стихотворение к философским мыслям, потому что ночь – основная пора для раздумий. В первом четверостишии преобладают фонетические приёмы, например анафора. Тютчев с помощью звуков в написание дублирует значение звуков, описываемых в самом стихотворении, удваивая эффект от прочитанного. А вот во второй части видны изобразительные приёмы, в частности преобладает сравнение. День сравнивается с морем, а ночь сравнивается с живой материей, осязаемым существом. Чтобы максимально точно отобразить сравнение, писатель использует наречия в сравнительной степени. Стихотворение написано в ритме ямба. Опора идёт на гласные «о», «э» и «и». Само произведение является катреном. Тема произведения завершена и раскрыта. Рифма перекрёстная, что часто используется в создании катрена. Поэт использует литературную, книжную лексику. Некоторые слова сейчас можно назвать архаизмами. В целом стихотворение передаёт ощущение спокойствия, умиротворения, единения с природой. Оно пробуждает желание мечтать и рассуждать о смысле жизни. Автор даёт чёткое понятие значения природы в жизни человека.
Презентация на тему: » Что ты клонишь над водами Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист.» — Транскрипт:
2
Что ты клонишь над водами Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?.. Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей… Но струя бежит и плещет, И, на солнце нежась, блещет, И смеется над тобой…
3
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный — Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
4
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь — И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле… Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь — И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…
5
Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальный гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля – И в сиянье потонула Вся смятенная земля.
6
В тютчевской природе всё движется, всё меняется; она существует в неуловимых, бесконечно разнообразных переходах и переливах. Даже тогда, когда перед нами природа успокоившаяся, этот покой тоже становится только моментом в непрекращающемся течении жизни. И зима, и весна, и лето, и осень, и день, и ночь – одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается В тютчевской природе всё движется, всё меняется; она существует в неуловимых, бесконечно разнообразных переходах и переливах. Даже тогда, когда перед нами природа успокоившаяся, этот покой тоже становится только моментом в непрекращающемся течении жизни. И зима, и весна, и лето, и осень, и день, и ночь – одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается
7
Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебли колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась… Душа, душа, спала и ты… Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает, и целует, И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь… Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..
Вариант №2
“Полдень” было создано около 200 лет назад. Первый раз произведение промелькнуло в журнале “Современник” в 1836-ом году.
“Полдень” – лирическое произведение о природе. Автор затрагивает такие темы, как – прелесть дня, солнца, жизни. В миниатюре, которая прикреплена к данному произведению, описана пейзаж жгучей, пекущей звезды в этот день. Идет расслабление человека, природа как будто “сидит” рядом и преподносит себя во всей красе. Если говорить о композиции, то тут явно описана летняя и слегка дремлющая картина, а в конце произведения есть пара строк о боге природы — Пане. Тут он является образом натуры, ее души. Раньше считали, что полудня – священное время, когда все в мире отдыхает.
Лексем тут предостаточно, они показывают общую связь между двумя образами – облаками, рекой.Сонность поглощает всю натуру, в том числе Пана. Единение и гармония – русская природа. Таким образом Тютчев образно относит все образы в стихотворении к миру, гармонии, сущности русского человека.
Сравнивается тут туман и дремота жаркая.
Эпитеты — «мглистый полдень», «пламенной и чистой тверди», «жаркая дремота»Анафоры тут выполняю роль повторения стилистических образов полдня и реки
Олицетворяется здесь полдень, рекаВ переносном смысле тут есть одна метафора – “полдень дышит”
Тютчев имеет очень интересное мышление, которое бывает столь уникальным, что оно просто завораживает читателя в целом. Натура – это целое с человеком. Таким образом, Тютчев придал стихотворению дуновение и жизнь, которое свойственно живому.
Одна из черт довольно емкой литературы – это конечно же точность и максимальная нужность эпитетов. Федор Иванович, как писатель и художник максимально ярко и великолепно передал картину и пейзаж природы в тот момент. У Тютчева достаточно изречений и мыслей, которые он также посвятил все свои произведения и насытил ими данное стихотворение. В произведении не трудно отыскать глаголы настроения и состояния природы – катится, дышит, дремлет.
Некрасов в 1850-ом году высоко оценил лирику Тютчева. В частности, именно пейзажную. Он считал, что ключевое из его умений – яркая и правильная передача природы. Как раз, он привел в пример именно это произведение.
“Полдень” максимально подчеркивает связь и гармонию всея природы, великолепно показывает мышление Тютчева о натуре, его рассуждение, поэтому происходит внятное восприятие того самого образа природы читателю в данном стихотворении.
Полдень
Сейчас читают:
-
Аустерлицкое сражение в романе Война и мир сочинение
Лев Николаевич Толстой — мастер психологизма. Внутренний мир его героев очень важен для писателя. Чтобы показать их духовное совершенствование Лев Николаевич проводит персонажей романа-эпопеи «Война и мир» через разные жизненные ситуации.
-
Россия — Родина моя сочинение (3, 4, 5, 8 класс)
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что такое Родина. Нет на свете места роднее, чем то, где он родился, где прошло его детство. Кто-то родился во Франции, кто-то –в Испании, а я-в России
-
Любовь в жизни Обломова сочинение
Как только роман «Обломов» был напечатан, он сразу же вызвал у критиков и специалистов в области литературы целый шквал рассуждений, вопросов, споров. Однако, нельзя не сказать того, что роман был признан и полюбился многим людям.
-
Книга — это товарищ, это верный друг 4, 5, 7, 8, 9, 10 класс сочинение-рассуждение
Практически у каждого человека что-то в жизни связано с книгой. Она сопровождает нас везде – начиная от первых букв, и заканчивая всей жизнью. В первом классе дети знакомятся с букварем.
-
Сочинение Человек-амфибия — отзыв о книге
История, которая описана в этом удивительном, фантастическом романе, вызывает у читателя небывалый восторг, так как все происходящее, очень похоже на нашу жизнь. Этот роман, по праву можно считать шедевром фантастического стиля
-
Сочинение на тему Берегите природу 6 класс
Наша земля, наша планета и вся вселенная прекрасна и уникальна во всем. В нашей любимой планете, которая называется Земля, располагаются разные материки, моря и океаны. Каждые материки и континенты отличается друг от друга своей неповторимой природой,
Анализ стихотворения Федора Тютчева «День вечереет, ночь близка»
Тютчев — певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну и заставляет забывать его о вечности. В лирике Тютчева ночь предстает перед читателями как явление грандиозное и вместе с тем страшное. В это время суток человек бывает максимально одиноким, фактически сиротой, он становится лицом к лицу с первоначальным хаосом (в древнегреческом понимании). Самое главное — через тотальное одиночество людям дается шанс познать себя и окружающий мир.
Стихотворение «День вечереет, ночь близка…» — небольшая зарисовка от имени влюбленного лирического героя. В нем нет страха перед ночью, нет жалости по поводу клонящегося к закату дня. Для него важнее всего волшебный призрак возлюбленной. Он не до конца понимает его природу: Кто ты? Откуда? Как решить, Небесный ты или земной? Воздушный житель, может быть… Единственное, что на сто процентов очевидно — у призрака страстная женская душа, а двоим влюбленным и ночь не страшна.
Интересно построение первой строфы. Она начинается и заканчивается практически одинаково: «День вечереет». Только во второй раз употребляется инверсия. Так рождается восприятие вечера как старости — последней остановки перед ночью (смертью). В мировой поэзии нередко встречается сравнение дня с человеческой жизнью. При таком соотнесении ночь становится синонимом небытию.
Лирика Тютчева при жизни поэта не пользовалась массовой популярностью. Зато среди его поклонников были величайшие люди девятнадцатого столетия: Фет, Пушкин, Достоевский, Тургенев, Некрасов, Жуковский, Толстой. Особенно трудными для понимая простых читателей-современников представлялись как раз произведения, посвященные ночи. В них отразился богатый духовный мир Тютчева. Он не разделял вселенское и индивидуальное. Личное бытие его полностью растворялось в космическом.
Поэзия Федора Ивановича оказала сильнейшее влияние на русскую литературу. Тесно связано с ней творчество Тургенева, отголоски можно найти в произведениях Толстого и Достоевского. Обращались к лирике Тютчева символисты, ее для них фактически открыл философ Соловьев. Проявлялось это в заимствовании отдельных мотивов и приемов. Наиболее близка к лирике Федора Ивановича оказалась поэзия Блока.
Анализ стихотворения Федора Тютчева «День вечереет, ночь близка»
Тютчев — певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну и заставляет забывать его о вечности. В лирике Тютчева ночь предстает перед читателями как явление грандиозное и вместе с тем страшное. В это время суток человек бывает максимально одиноким, фактически сиротой, он становится лицом к лицу с первоначальным хаосом (в древнегреческом понимании). Самое главное — через тотальное одиночество людям дается шанс познать себя и окружающий мир.
Стихотворение «День вечереет, ночь близка…» — небольшая зарисовка от имени влюбленного лирического героя. В нем нет страха перед ночью, нет жалости по поводу клонящегося к закату дня. Для него важнее всего волшебный призрак возлюбленной. Он не до конца понимает его природу: Кто ты? Откуда? Как решить, Небесный ты или земной? Воздушный житель, может быть… Единственное, что на сто процентов очевидно — у призрака страстная женская душа, а двоим влюбленным и ночь не страшна.
Интересно построение первой строфы. Она начинается и заканчивается практически одинаково: «День вечереет». Только во второй раз употребляется инверсия. Так рождается восприятие вечера как старости — последней остановки перед ночью (смертью). В мировой поэзии нередко встречается сравнение дня с человеческой жизнью. При таком соотнесении ночь становится синонимом небытию.
Лирика Тютчева при жизни поэта не пользовалась массовой популярностью. Зато среди его поклонников были величайшие люди девятнадцатого столетия: Фет, Пушкин, Достоевский, Тургенев, Некрасов, Жуковский, Толстой. Особенно трудными для понимая простых читателей-современников представлялись как раз произведения, посвященные ночи. В них отразился богатый духовный мир Тютчева. Он не разделял вселенское и индивидуальное. Личное бытие его полностью растворялось в космическом.
Поэзия Федора Ивановича оказала сильнейшее влияние на русскую литературу. Тесно связано с ней творчество Тургенева, отголоски можно найти в произведениях Толстого и Достоевского. Обращались к лирике Тютчева символисты, ее для них фактически открыл философ Соловьев. Проявлялось это в заимствовании отдельных мотивов и приемов. Наиболее близка к лирике Федора Ивановича оказалась поэзия Блока.
Образы
Важную роль в произведении играет образ дня – автор наделяет его божественностью, он будто создан из золота, волей богов. Он привносит в жизнь гармоничный настрой и исцеляет, тем самым являясь как для бога, так и для человека, другом.
Образ же ночи является противоположным – наступая, она снимает благодатный покров с мира и приносит с собой бездну, полнящуюся страхами и ужасами, которая темна и сумрачна. Ночь заполняет мир ужасом, стирая грань между человеком и неопознанным. Именно поэтому, по мнению автора, мы и боимся ночи.
Герой стихотворения раздумывает о сущности дня и ночи, показывая нам человека слабым и крошечным на фоне величественного мира. А размер окружающей бездны пугает человека тем, что под ее покровом он становится слаб, и не устоит ни перед чем.
Но на помощь беспомощным людям приходят боги, ниспослав на Землю день, когда люди не боятся – потому что пропадает видимость угрозы, что показывает нам правильность и разумность порядка вещей и о добродушии богов.
Образы и символы
Образ дня — один из важнейших в стихотворении, поэт изображает его божественным и словно сотканным из золота:
День приносит с собой гармонию и исцеление, что делает его другом и для человека, и для богов
Образ ночи противопоставлен образу дня, своим приходом она отбрасывает с мира «ткань благодатную покрова», в дневное время прикрывающую бездну, в которой водятся человеческие страхи и мгла. Ночь приносит с собой тревогу и ужас, ведь она стирает преграды между человеком и таинственным неопознанным миром. «Вот отчего нам ночь страшна!» — заключает поэт в конце стихотворения.
Лирический герой размышляет над природой дня и ночи, изображая человека слабым и маленьким на фоне громады окружающего мира. «И бездна нам обнажена» — масштаб мира пугает человека, заставляет его чувствовать себя беспомощным перед лицом стихий. Стараясь помочь слабому жителю Земли, боги устроили так, что днем люди не видят угрожающей бездны. Это говорит нам о мудром порядке вещей и о доброте богов.
klassreferat.ru
Федор Иванович Тютчев ДЕНЬ И НОЧЬ На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День — сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и, с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна! «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике. Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души. Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на два восьмистишия. Каждая строфа состоит из двух законченных предложений – четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, при которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки оканчиваются женской рифмой, придают стихотворению одновременно и торжественную одическую интонацию, и ноты философского размышления. В произведении ярко отражается дуальное понимание мира Тютчевым, для которого основу мироздания составляет борьба двух стихийных начал, рождающая мировой порядок и равновесие. Дуалистичность мира отражают в стихотворении два мотива – дневной радости и ночного ужаса. Основу композиции произведения составляет антитеза образа дня и образа ночи. Первая часть стихотворения посвящена дню. День изображается описательными оборотами, включающими эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров»), разнообразными приложениями с использованием такого приема, как инверсия дополнений («земнородных оживленье», «души болящей исцеленье»). День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой. Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать образ гармонии, а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга человеков и богов». Союз «но» в начале второй строфы знаменует центр стихотворения, его перелом. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» — хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается, «…и нет преград меж ей и нами». Если в первой части стихотворения динамика отсутствует – нет ни одного глагола (единственное действие — «покров наброшен»), то описание ночи, напротив, насыщено глаголами, обозначающими активные действия (сорвав, отбрасывает, пришла, настала). Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельностный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р». Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам (земнородных, сей, мглами, духов, меж ей и нами). Произведение отличает богатая цветопись (златотканый, меркнет день). Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию. Стихотворение «День и ночь», отражая чувства самого поэта, вмещает всю вселенную с ее гармонией и хаосом, бездной дня и бездной ночи.
Рекомендуем посмотреть:
- «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
- «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
- «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
- Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
- Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
- «Соответствия», анализ произведения Бодлера
- «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
- «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
- «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
- «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой
Способы выразительности, тема и настроение
Каждый образ поэт сотворил, прибегая к специальной лексике. Необходимые оттенки Тютчев получает с помощью литературных средств выразительности. К ним можно отнести метафоры — «трепет пробежал по жилам природы», «пожар волна поглотила», «река воздушная течёт»; но наиболее проникновенный окрас придают ему эпитеты — «влажными главами», «сладкий трепет», «мирный пожар», «небесный свод». Не забыл Фёдор Иванович и про инверсии, например, «мирный вечера пожар», «уж звёзды светлые» или «шар земля скатила»; сравнения — «грудь дышит», «коснулись воды», «волна поглотила».
Главной темой является летний пейзаж, когда знойный день заботливо сменяет успокаивающая вечерняя свежесть. Еще один ключевой нюанс — это закономерность череды событий, при которой соблюдается закон цикличности. Когда день сменяет ночь, можно сравнивать этот момент с переменой печали на радость, зимы на лето. Но такие явления — важная составляющая для сохранения гармонии существования всего живого. Легкость и плавность улавливается в тропах, образах, даже стихотворном размере произведения, что говорит о его умиротворяющем настроении.
Анализ стихотворения День и ночь
Анализ стихотворения Тютчева День и ночь по плану
1. История создания. Ф. И. Тютчев прославился, прежде всего, в области пейзажной лирики. Но перу великого поэта принадлежат произведения и других жанров. Особый интерес представляет философское стихотворение «День и ночь» (1839 г.).
2. Жанр произведения — философская лирика.
3. Основная тема стихотворения — противостояние дня и ночи. Для автора это не просто разное время суток. День и ночь лежат в основе дуалистического строения всего мироздания. Это две противоположные стихии, подобные добру и злу. Традиционно принято говорить: «под покровом ночи», «ночь накрыла собой…» и т. д. Автор же высказывает очень интересную мысль.
Первична «бездна безымянная», на которую божественная сила набрасывает «златотканный покров», символизирующий собой день. Этот «благодатный покров» закрывает весь существующий на земле мрак и ужас. День приносит «исцеленье» человеческим душам, в которых воцаряются радость и счастье. День доставляет удовольствие и людям, и богам. Идиллия резко обрывается с приходом ночи, которая безжалостно срывает покров с таинственного и страшного мира духов. Человек остается один на один со «страхами и мглами». Ночью боги ничем не могут помочь людям. Мир погружается в атмосферу ужасов и кошмаров.
4. Композиция. Произведение состоит из двух противоположных по смыслу частей. В первой части описан счастливый и безмятежный день, во второй — ужасная ночь.
5. Размер стихотворения — четырехстопный ямб с кольцевой рифмовкой.
6. Выразительные средства. Главным средством художественной выразительности, лежащим в основе структуры и смыслового содержания произведения, является антитеза (противопоставление для и ночи). Она выражена через эпитеты («златотканный», «блистательный» — «безымянной», «рокового»). День определяется как «земнородных оживленье», «друг человеков и богов». Отсутствие глаголов подчеркивает покой и умиротворение. «Безымянная бездна» ночи описана с большой динамикой («сорвав, отбрасывает прочь»). Для придания произведению торжественности и значительности поэт широко использует архаизмы: «сей», «земнородных», «мглами».
7. Главная мысль стихотворения заключается в том, что вся Вселенная, в том числе душа человека, делится на две равные половины: темную и светлую. На этом основано равновесие и гармония мироздания. Ночная бездна намного старше дневного мира. Люди смогли частично избавиться от своих страхов благодаря богам. Но с наступлением ночи в душе человека просыпаются древние инстинкты и подсознательные воспоминания о первобытном хаосе. Люди вновь чувствуют себя беспомощными и беззащитными перед таинственными темными силами.
«День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике.
Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души.
Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на два восьмистишия. Каждая строфа состоит из двух законченных предложений – четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, при которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки оканчиваются женской рифмой, придают стихотворению одновременно и торжественную одическую интонацию, и ноты философского размышления.
В произведении ярко отражается дуальное понимание мира Тютчевым, для которого основу мироздания составляет борьба двух стихийных начал, рождающая мировой порядок и равновесие. Дуалистичность мира отражают в стихотворении два мотива – дневной радости и ночного ужаса. Основу композиции произведения составляет антитеза образа дня и образа ночи. Первая часть стихотворения посвящена дню. День изображается описательными оборотами, включающими эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров»), разнообразными приложениями с использованием такого приема, как инверсия дополнений («земнородных оживленье», «души болящей исцеленье»). День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой. Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать образ гармонии, а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга человеков и богов».
Союз «но» в начале второй строфы знаменует центр стихотворения, его перелом. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» — хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается, «…и нет преград меж ей и нами».
Если в первой части стихотворения динамика отсутствует – нет ни одного глагола (единственное действие — «покров наброшен»), то описание ночи, напротив, насыщено глаголами, обозначающими активные действия (сорвав, отбрасывает, пришла, настала). Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельностный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р».
Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам (земнородных, сей, мглами, духов, меж ей и нами). Произведение отличает богатая цветопись (златотканый, меркнет день). Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию.
Стихотворение «День и ночь», отражая чувства самого поэта, вмещает всю вселенную с ее гармонией и хаосом, бездной дня и бездной ночи.
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
- «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
- «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
- «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
- «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
- «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
- «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
- «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
- «Листья», анализ стихотворения Тютчева
- «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
- «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
- «Полдень», анализ стихотворения Тютчева
- «Безумие», анализ стихотворения Тютчева
По произведению: «День и ночь»
По писателю: Тютчев Федор Иванович