Популярные сегодня пересказы
- Галоша — краткое содержание рассказа Зощенко Повествование в рассказе «Галоша» ведется от первого лица. Сюжет основывается на вполне банальном случае: мужчина теряет в трамвае свою галошу. Сложно сказать, как это произошло
- Золотой петушок — краткое содержание оперы Римский-Корсаков «Золотой петушок» – последняя опера великого русского композитора-сказочника. Написана она в 1907 году, в сложный жизненный период: к этому времени Римского-Корсакова убрали с должности
- Краткое содержание поэмы Пугачёв Есенина Восстание Емельяна Пугачева — одно из самых крупных и известных народных волнений в истории России. Именно этому событию посвятил свою поэму С. А. Есенин, пытаясь разобраться в причинах революционной
- Друг детства — краткое содержание рассказа Драгунского В рассказе Виктора Драгунского «Друг детства» говорится о воспоминаниях главного героя Дениски, которому исполнилось всего лишь шесть лет с половиной. Произведение начинается с того, что маленький герой начинает выбирать себе профессию
Ад с видом на рай
Главный герой стихотворения работяга, который с помощью осла ежедневно выполняет тяжелую физическую работу – ломает ломом слоистые скалы на месте отлива и таскаем обломки наверх к железной дороге.
Такая жизнь сера, рутинна и монотонна. Не превратиться в животное без мысли помогает соловьиный сад, который находится недалеко от дома и места каторжной работы. За высоким его забором сквозь стены чувствуется прохлада, а соловьиная трель каждый раз тешит слух, уставший от стука лома по слоистой скале.
В этом саду часто мелькает за деревьями белое платье, в котором читается образ Андреевой-Дельмас. Всё, чего не хватает в жизни работяге сосредоточено в этом саду-раю – тут тишина и прохлада, и защита от внешнего мира, и настоящее прибежище для души, и отдых для изможденного тела.
Как и следовало ожидать рабочий постепенно влюбляется в образ белого платья, но радость это вызывает только у осла, который наконец-то может отдохнуть, пока хозяин грезит об ответной любви. Сам герой лишь томится от невозможности пересечь красную черту, сделав шаг из мира тяжелой работы в соловьиный сад-рай.
Литературные тропы
Также в анализе «Соловьиного сада» Блока нужно определить, к каким литературным приемам прибегнул автор при написании стихотворения. Поэт использовал скрытую антитезу — противопоставление сада и моря. Для придания большей художественной выразительности А. Блок использовал олицетворение, большое количество эпитетов, сравнение и метонимию.
В более зрелый период творчества поэт стал отходить от символисткого направления. И в этой поэме были отражены первые попытки его перехода к реализму. Но все-таки в этом произведении еще присутствовали признаки символизма. В данной статье был представлен анализ поэмы Блока «Соловьиный сад».
Перед героем поэмы две дороги. Одна – труд, тяжёлый и однообразный. Другая – любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идёт туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом. Герой покидает прекрасный сад, нежную возлюбленную, но поздно. Уже нет ни его хижины, ни его осла, а по тропинке, протоптанной его ногами, спускается другой человек. В поэме противопоставляются две темы. Первая – будничная прозаическая жизнь, наполненная содержанием и действием. Вторая – райская жизнь, без дела и цели. Текст поэмы состоит из семи глав. С самого начала возникает первая тема, которая, перекликаясь со второй, продолжается в течение трёх глав. Уже с четвертой главы герой попадается в сад. Пребыванию в саду, второй теме, посвящено всего четыре строфы. А дальше вновь появляется первая тема, но это уже не жизнь, наполненная содержанием и действием, а итог пребывания в саду – одиночество, бессмысленность существования. За оградой Соловьиного сада герой «ломает слоистые скалы», у него «разум от зная мутится», ему «снится жизнь другая». А в соловьином саду герой, «опьяненный вином золотистым», «забыл о пути каменистом». Когда описывается пребывание героя за оградой сада, используются «тяжёлые» слова: «таскает», «куски», «начинает кричать». А для описания пребывания героя в саду используются нежные, романтические выражения: «напев соловьиный», «шепчут ручьи и листы», «запели ручьи». К.Чуковский упрекал А.Блока за «чрезмерное сладкозвучие» «Соловьиного сада». Но «оправдать» поэта можно. Описание сада может быть только именно «чрезмерно сладкозвучным». Потому что такую жизнь нельзя изобразить по-другому, к ней не проходит иное описание. В поэме играет большую роль образ моря. Море символизирует будничную жизнь, «рокотание» — это бесконечный, тяжёлый труд, шум, жизнь. В райский сад не доносятся «жизни проклятья», но там нет и самой жизни. Героя влечёт назад, к покинутой им будничности, потому что человек не может быть счастливым без дела и цели. В розовых цепях что-то оказалось безнадёжно утраченным, «рокотанье моря» соловьиная песня заглушить не властна. Основная мысль поэмы, я думаю, заключается именно в этом. На вопрос героя: «наказание ли ждёт иль награда, Если я уклонюсь от пути?» Блок отвечает в конце поэмы. Не зря он дает в поэме сцену столкновение крабов. Этой сценой подчеркивается глубина одиночества героя, которое наступило из-за того, что он уклонился от пути. Поэма «Соловьиный сад» считается романтической. Период написания этой поэмы – переходной период в творчестве писателя. Переход от символизма к реализму отразился в поэме. Здесь много символов, даже при описании реальной жизни, много романтики. Но побеждает реализм.
11234
человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Популярные сегодня пересказы
- Два брата — краткое содержание сказки Шварца В лесу живёт лесник, которого все называют Чернобородым и у этого лесничего есть пара сыновей 12 и 9 лет, которые совершенно не могут наладить между собой общение и часто ссорятся.
- Дневник памяти — краткое содержание романа Николаса Спаркса Роман Николаса Спаркса «Дневник памяти» — это трогательная история любви. Действие происходит в доме престарелых, где пожилой мужчина читает невероятную историю любви из своей записной книжечки пожилой женщине
- Когда спящий проснётся — краткое содержание романа Уэллса История разворачивается в Великобритании в конце XIX в. Неизвестный мужчина благородного происхождения Грэхем погружается в летаргию, но на самом деле считается живым
- Дедушка — краткое содержание рассказа Некрасов Над этим произведением Некрасов работал долго и кропотливо. Автор перепроверял данные, обращался к истоку времени восстания декабристов. Всем этим он хотел показать читателю
Тема, проблематика, основная идея произведения
Главная тема поэмы «Соловьиный сад» — размышления о смысле жизни. Судьба – это дорога длиною в жизнь. Поэт символично делит жизнь на две дороги. Одна дорога – рутинная работа, дающая пропитание. Вторая дорог – праздное безделье в саду, где царит безмятежность и любовь. Лирического героя, как и автора, терзают сомнения, какую дорогу выбрать?
Поэт показывает, как однообразна и бедна жизнь одинокого человека и как она преображается, когда появляется любовь. В третьей главе чары соловьиного сада распространяются уже за его пределы. Пустой, каменистый путь лирическому герою начинает казаться таинственным, ведь он приводит к ограде, которая так манит его. Розы из сада опускаются все ниже.
В четвертой главе лирический герой открывает двери, казавшиеся ему неприступными. В саду его ожидает райское блаженство. В подчеркнуто романтических тонах рисуется образ счастья. Герой забывает о своей работе и об осле, оставленном за оградой соловьиного сада.
«Заглушить рокотание моря/ Соловьиная песнь не вольна» — в этих словах подчеркивается суть понимания Блоком счастья. Поэт считает, что никакое наслаждение, даже любовь, не способно заменить ощущение выполненного долг и понимание того, что он на своем месте, на правильном пути. В данном контексте соловьиная песнь – это символ мечты о любви, о личном счастье, о праздных утехах. Море — это символ жизни в широком смысле, олицетворение устоявшегося миропорядка.
В седьмой главе лирического героя ждет расплата за то, что он нарушил долг. Дом героя, расположенный на берегу, уничтожен морским приливом. Рабочее место занято другим человеком. Герою поэмы пришлось за кратковременное счастье заплатить всем, что у него было. В начале третьей главе автор ставить вопрос: «Наказанье ли ждет иль награда, Если я уклонюсь от пути?».
Основная мысль произведения заключается в том, что человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно иметь цель и дело.
В критике наряду с общефилософской трактовкой произведения есть мнение о том, что в поэме содержится полемика Александра Блока с представителями «чистого искусства». Поэтому поэму можно рассматривать и как отказ от изображения проблем исторической реальности, сужение задач искусства, уход в некое идеальное пространство.
Полный текст
1
Я ломаю слоистые скалыВ час отлива на илистом дне,И таскает осел мой усталыйИх куски на мохнатой спине.
Донесем до железной дороги,Сложим в кучу,- и к морю опятьНас ведут волосатые ноги,И осел начинает кричать.
И кричит, и трубит он,- отрадно,Что идет налегке хоть назад.А у самой дороги — прохладныйИ тенистый раскинулся сад.
По ограде высокой и длиннойЛишних роз к нам свисают цветы.Не смолкает напев соловьиный,Что-то шепчут ручьи и листы.
Крик осла моего раздаетсяКаждый раз у садовых ворот,А в саду кто-то тихо смеется,И потом — отойдет и поет.
И, вникая в напев беспокойный,Я гляжу, понукая осла,Как на берег скалистый и знойныйОпускается синяя мгла.
2
Знойный день догорает бесследно,Сумрак ночи ползет сквозь кусты;И осел удивляется, бедный:«Что, хозяин, раздумался ты?»
Или разум от зноя мутится,Замечтался ли в сумраке я?Только все неотступнее снитсяЖизнь другая — моя, не моя…
И чего в этой хижине теснойЯ, бедняк обездоленный, жду,Повторяя напев неизвестный,В соловьином звенящий саду?
Не доносятся жизни проклятьяВ этот сад, обнесенный стеной,В синем сумраке белое платьеЗа решеткой мелькает резной.
Каждый вечер в закатном туманеПрохожу мимо этих ворот,И она меня, легкая, манитИ круженьем, и пеньем зовет.
И в призывном круженье и пеньеЯ забытое что-то ловлю,И любить начинаю томленье,Недоступность ограды люблю.
3
Отдыхает осел утомленный,Брошен лом на песке под скалой,А хозяин блуждает влюбленныйЗа ночною, за знойною мглой.
И знакомый, пустой, каменистый,Но сегодня — таинственный путьВновь приводит к ограде тенистой,Убегающей в синюю муть.
И томление все безысходней,И идут за часами часы,И колючие розы сегодняОпустились под тягой росы.
Наказанье ли ждет, иль награда,Если я уклонюсь от пути?Как бы в дверь соловьиного садаПостучаться, и можно ль войти?
А уж прошлое кажется странным,И руке не вернуться к труду:Сердце знает, что гостем желаннымБуду я в соловьином саду…
4
Правду сердце мое говорило,И ограда была не страшна.Не стучал я — сама отворилаНеприступные двери она.
Вдоль прохладной дороги, меж лилий,Однозвучно запели ручьи,Сладкой песнью меня оглушили,Взяли душу мою соловьи.
Чуждый край незнакомого счастьяМне открыли объятия те,И звенели, спадая, запястьяГромче, чем в моей нищей мечте.
Опьяненный вином золотистым,Золотым опаленный огнем,Я забыл о пути каменистом,О товарище бедном моем.
5
Пусть укрыла от дольнего горяУтонувшая в розах стена,-Заглушить рокотание моряСоловьиная песнь не вольна!
И вступившая в пенье тревогаРокот волн до меня донесла…Вдруг — виденье: большая дорогаИ усталая поступь осла…
И во мгле благовонной и знойнойОбвиваясь горячей рукой,Повторяет она беспокойно:«Что с тобою, возлюбленный мой?»
Но, вперяясь во мглу сиротливо,Надышаться блаженством спеша,Отдаленного шума приливаУж не может не слышать душа.
6
Я проснулся на мглистом рассветеНеизвестно которого дня.Спит она, улыбаясь, как дети,-Ей пригрезился сон про меня.
Как под утренним сумраком чарымЛик, прозрачный от страсти, красив!…По далеким и мерным ударамЯ узнал, что подходит прилив.
Я окно распахнул голубое,И почудилось, будто возникЗа далеким рычаньем прибояПризывающий жалобный крик.
Крик осла был протяжен и долог,Проникал в мою душу, как стон,И тихонько задернул я полог,Чтоб продлить очарованный сон.
И, спускаясь по камням ограды,Я нарушил цветов забытье.Их шипы, точно руки из сада,Уцепились за платье мое.
7
Путь знакомый и прежде недлинныйВ это утро кремнист и тяжел.Я вступаю на берег пустынный,Где остался мой дом и осел.
Или я заблудился в тумане?Или кто-нибудь шутит со мной?Нет, я помню камней очертанье,Тощий куст и скалу над водой…
Где же дом? — И скользящей ногоюСпотыкаюсь о брошенный лом,Тяжкий, ржавый, под черной скалоюЗатянувшийся мокрым песком…
Размахнувшись движеньем знакомым(Или все еще это во сне?),Я ударил заржавленным ломомПо слоистому камню на дне…
И оттуда, где серые спрутыПокачнулись в лазурной щели,Закарабкался краб всполохнутыйИ присел на песчаной мели.
Я подвинулся,- он приподнялся,Широко разевая клешни,Но сейчас же с другим повстречался,Подрались и пропали они…
А с тропинки, протоптанной мною,Там, где хижина прежде была,Стал спускаться рабочий с киркою,Погоняя чужого осла.
1914-1915 год.
В 1914 году вспыхнул роман Александра Блока с оперной дивой Любовью Александровной Андреевой-Дельмас, которая быстро добралась до сердца символиста и покорила его. Этим отношениям, точнее их осознанию, посвящена поэма «Соловьиный сад», написанная в течение романа и немного после него в 1914-1915 годах.
Поэма А. Блока»Соловьиный сад»
Л. Дельмас и А. Блок
Среди многочисленных поклонников артистов Театра музыкальной драмы, выступавших на сцене Петербургской консерватории, оказался и поэт А.А. Блок, не пропускавший ни одного спектакля режиссера Лапицкого.
Партию Кармен в одноименной музыкальной постановке исполняла молодая певица Любовь Дельмас, недавно вернувшаяся из Парижа, где посмотрела всех французских «Кармен». Они ее разочаровали – в них отсутствовал присущий этой героине внутренний порыв и огонь.
Блок, ничего не зная о Любови Дельмас как о женщине, о человеке, влюбился в Дельмас-Кармен. 14 января 1914 года он посылает ей записку: «Я смотрю на Вас в Кармен третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва вы появитесь на сцене. Я – не мальчик, я знаю эту адскую муку влюбленности, от которой стон стоит во всем существе и которой нет исхода».
В непогожие мартовские вечера поэт блуждал по Офицерской улице возле дома № 53, где жила его любовь, гадая, куда выходят ее окна, искал случайной встречи с ней. Блок, как гимназист, скупал фотографии певицы, стремился встретить ее. Пути их часто пересекались. То он видел актрису у афиши на Офицерской, то в музыкальном магазине, где она покупала ноты. Любовь Александровна также постоянно чувствовала его присутствие. Но ни тот ни другой не решались познакомиться.
Две недели Блок провел в безвольном, «блаженно глупом» состоянии. Но за эти две недели безумной весенней влюбленности поэт создал цикл «Кармен» – стихи о всепобеждающей страсти любви, уводящей в мир, где даже руки, прикасавшиеся к ее плечам, поют. Любви страшной, купленной «ценою жизни».
Героиней этого лирического цикла стихов была она, солистка Театра музыкальной драмы Л.А. Дельмас.
Сердитый взор бесцветных глаз. Их гордый вызов, их презренье. Всех линий – таянье и пенье. Так я Вас встретил первый раз. В партере – ночь. Нельзя дышать. Нагрудник черный близко, близко… И бледное лицо… и прядь Волос, спадающая низко… О, не впервые странных встреч Я испытал немую жуткость!..
Наконец они встречаются. Вся петербургская весна 1914 года заполнена у Блока мыслями о Дельмас, свиданиями с ней. Выразительный словесный портрет актрисы той поры нарисовала М.А. Бекетова, тетка поэта: «Да, велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии ее высокого, гибкого стана, пышно золотое руно ее рыжих волос, обаятельно неправильное, переменчивое лицо, неотразимо влекущее кокетство. И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах. В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжелого, напротив – весь он солнечный, мягкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью».
У влюбленных было много встреч. Оба жили в старой Коломне, на Офицерской, они называли ее «наша улица». Здесь каждый имел свои любимые места. Одно из них – Мост через речку Пряжку, видный из окон квартиры Блока. Поэт в шутку называл его «Мостом вздохов».
В середине лета 1914 года началась Первая мировая война. Жизнь петербуржцев, в том числе и Блока, круто изменилась. Тревоги и заботы постепенно погасили любовные чувства этой прекрасной и талантливой пары.
17 августа 1914 года Блок отправляет Любови Александровне свою фотографию и письмо: «Я не знаю, как это случилось, что я нашел вас, не знаю и того, за что теряю вас, но видно, так надо. Надо, чтобы месяцы растянулись в года, надо, чтобы сердце мое сейчас обливалось кровью, чтобы я испытывал сейчас то, что не испытывал никогда, – точно с вами я теряю последнее земное. Только Бог и я знаем, как я Вас люблю. А. Б.
Позвольте мне прибавить еще то, что Вы сами знаете: Вашапобеда надо мной решительна, и я сознаюсь в своем поражении, потому, что вы перевернули всю мою жизнь и долго держали меня в плену у счастья, которое мне недоступно».
Когда из печати выйдет отдельной книгой поэма Блока «Соловьиный сад», в которой герой, забывший долг, наконец все же покидает этот рай любви и возвращается в свою старую лачугу, поэт подарит ее Любови Александровне Дельмас с надписью: «Той, которая пела в Соловьином саду».
Александр Блок и Любовь Дельмас навсегда потеряют друг друга. Как безумно тоскливо и пронзительно звучат по этому поводу записанные поэтом слова: «Боже мой, какое безумие, что все на свете проходит, ничто не вечно.».
А.А. Блок. Фото 1916 г., подаренное Л.А. Дельмас перед расставанием
Средства выразительности
Стихотворение написано трехстопным анапестом. Поэт использует перекрестную рифмовку (АбАб), чередует женскую и мужскую рифмы. По точности звучания рифма считается богатой.
Замечание 2
Женская рифма – ударение падает на предпоследний слог; мужская рифма – ударение падает на последний слог.
Богатая рифма – совпадение ударного гласного и опорного согласного звуков.
А. Блок использует следующие стилистические фигуры и тропы:
- Скрытая антитеза – противопоставление сада морю;
- Метонимия: белое платье мелькает;
- Олицетворение: день догорает, шепчут ручьи;
- Сравнение: шипы, точно руки;
- Градация: брошенный лом, тяжкий, ржавый; и знакомый, пустой, каменистый, но сегодня — таинственный путь; путь;
- Эпитеты: лишних роз, осел усталый, напев беспокойный, осел утомленный, бедняк обездоленный, сладкой песнью, мгле благовонной и знойной и т.д.;
- Ассонанс: звуки И, О передают крики осла.
Замечание 3
Ассонанс – это повторение гласных.
Анализ поэмы А.Блока «Соловьиный сад»
Перед героем поэмы две дороги. Одна – труд, тяжёлый и однообразный. Другая – любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идёт туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом. Герой покидает прекрасный сад, нежную возлюбленную, но поздно. Уже нет ни его хижины, ни его осла, а по тропинке, протоптанной его ногами, спускается другой человек. В поэме противопоставляются две темы. Первая – будничная прозаическая жизнь, наполненная содержанием и действием. Вторая – райская жизнь, без дела и цели. Текст поэмы состоит из семи глав. С самого начала возникает первая тема, которая, перекликаясь со второй, продолжается в течение трёх глав. Уже с четвертой главы герой попадается в сад. Пребыванию в саду, второй теме, посвящено всего четыре строфы. А дальше вновь появляется первая тема, но это уже не жизнь, наполненная содержанием и действием, а итог пребывания в саду – одиночество, бессмысленность существования. За оградой Соловьиного сада герой «ломает слоистые скалы», у него «разум от зная мутится», ему «снится жизнь другая». А в соловьином саду герой, «опьяненный вином золотистым», «забыл о пути каменистом». Когда описывается пребывание героя за оградой сада, используются «тяжёлые» слова: «таскает», «куски», «начинает кричать». А для описания пребывания героя в саду используются нежные, романтические выражения: «напев соловьиный», «шепчут ручьи и листы», «запели ручьи». К.Чуковский упрекал А.Блока за «чрезмерное сладкозвучие» «Соловьиного сада». Но «оправдать» поэта можно. Описание сада может быть только именно «чрезмерно сладкозвучным». Потому что такую жизнь нельзя изобразить по-другому, к ней не проходит иное описание. В поэме играет большую роль образ моря. Море символизирует будничную жизнь, «рокотание» — это бесконечный, тяжёлый труд, шум, жизнь. В райский сад не доносятся «жизни проклятья», но там нет и самой жизни. Героя влечёт назад, к покинутой им будничности, потому что человек не может быть счастливым без дела и цели. В розовых цепях что-то оказалось безнадёжно утраченным, «рокотанье моря» соловьиная песня заглушить не властна. Основная мысль поэмы, я думаю, заключается именно в этом. На вопрос героя: «наказание ли ждёт иль награда, Если я уклонюсь от пути?» Блок отвечает в конце поэмы. Не зря он дает в поэме сцену столкновение крабов. Этой сценой подчеркивается глубина одиночества героя, которое наступило из-за того, что он уклонился от пути. Поэма «Соловьиный сад» считается романтической. Период написания этой поэмы – переходной период в творчестве писателя. Переход от символизма к реализму отразился в поэме. Здесь много символов, даже при описании реальной жизни, много романтики. Но побеждает реализм.11234
человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»
/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Анализ поэмы А.Блока «Соловьиный сад»
Двери рай раскрылись
Однако случается чудо – однажды двери сада отворяет Она:
Естественно, герой находится на седьмом небе, он забывает о своей тяжелой работе и даже не вспоминает о своём «подельнике» в рабском труде – осле.
Тут приходит другая беда – недавно сад манил его образом любимой и дивными мелодиями, сейчас же уснуть не дает шум прибоя. Сначала бытие не отпускало героя в небытие, сейчас же наоборот, прошлое вцепилось зубами и пытается вырвать его из настоящего.
Однажды герой не выдерживает и спускается к морю, чтобы проведать своего товарища осла, но… там уже нет его дома, а к отливу спускается с киркой другой рабочий и погоняет чужого осла.
Финал оставим на ваше усмотрение – сами додумайте и сделайте вывод.
Анализ поэмы А.Блока Соловьиный сад
Накануне победителем поэмы двух дороги. Одна – труд, тяжеловесный и однообразный. Прочая – привязанность распрекрасной женская половина человечества мир и колдовство соловьиного сада. Богатырь сохраняет свою ничтожную хижину, неизменного ассистента ишака и пусть будет так туда, в манящий соловьиный сад. Но очень оживленно он понимает, что счастье водился вслед за тем на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом. Богатырь оставляет превосходный сад, изнеженную возлюбленную, но поздно. Уже нет ни его хижины, ни его осла, а по тропинке, протоптанной его ногами, опускается иной человек. В поэме противополагатся двух темы. Первая – повседневная прозаическая жизнь, заполоненная вхождением и действием. Вторая – хорошая жизнь, баклушник и цели. Документ поэиы складывается изо семи глав. С самого основания завязывается первая тема, тот или другой перекрикиваясь с второй, непрекращается в движение трёх глав.
Уже с четвертой верхушки богатырь встречается в сад. Присутствию в саду, второй теме, приурочено к в (итоге четверо строфы. А дальше вторично возникает первая тема, но это уже не жизнь, заполоненная вхождением и действием, а итог присутствия в саду – одиночество, идиотичность существования. За оградой Соловьиного сада богатырь «ломает слоистые скалы», у него «разум через иметь сведения мутится», ему «снится жизнедеятельность другая». Ну а в соловьином саду герой, «опьяненный вином золотистым», «забыл о пути каменистом». Рано или поздно описывается местонахождение богатыря за оградой сада, употребляются «тяжёлые» сотрясение воздуха «таскает», «куски», «начинает кричать». А для изображения присутствия богатыря в саду употребляются нежные, романтичные выражения: «напев соловьиный», «шепчут ручьи и листы», «запели ручьи». К. Чуковский попрекал А. Блока после «чрезмерное сладкозвучие» «Соловьиного сада». Но «оправдать» версификатора можно. Представление сада может статься исключительно собственно «чрезмерно сладкозвучным». Причинность таковую жизнедеятельность невозможно представить на иной манер к ней не проходит другое описание.
В поэме играет большущую значимостей характер моря. Потоке символизирует повседневную жизнь, «рокотание» — это бесконечный, тяжеловесный труд, шум, жизнь. В райский сад не докатываются «жизни проклятья», но там нет и самой жизни. Богатыря влечёт назад, к покинутой им будничности, причинность человек далеко не может статься безоблачным лишенный чего обстоятельства и цели. В розовых цепях отчего-то обнаружился безвыходно утраченным, «рокотанье моря» соловьиная глава перешибить далеко не властна. Ведущая идея поэмы, как мне кажется, охватывается собственно в этом. На вопрос героя: «наказание ли ждёт или награда, В случае если я отбоярюсь через пути? » Источник откликается в конце поэмы. Неспроста он дает в поэме сцену столкновение крабов. Данной сценой подчеркивается серьезность одиночества героя, тот или другой подошел лишь потому, что он отбоярился через пути. Книга «Соловьиный сад» ходят слухи романтической. Момент сочинения данной поэмы – переходной момент в творчестве писателя. Проход через символизма к реализму отпечатлелся в поэме. На этом месте видимо-невидимо символов, даже если около изображенье реалистичной жизни, видимо-невидимо романтики. Но побеждает реализм.