Анализ стихотворения «мне страшно с тобой встречаться» александра блока

Мне страшно с тобой встречаться анализ кратко

В ресторане

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступлённо запели смычки…

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой легка…

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: «Лови!..»

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

19 апреля 1910 года

*****

О доблестях, о подвигах, о славе

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

30 декабря 1908 года

*****

Образы и символы

Из истории написания стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» нам известно, что лирическим героем является сам автор, произведение автобиографично, а адресатом, той, к кому обращено произведение, является Любовь Менделеева.

Лирический герой – юный, пылкий человек, который является максималистом. «Всё или ничего!» — вот его девиз. Если в начале стихотворения чувства его сильны, нежны, то уже в конце мы замечаем, если не равнодушие, то некое безразличие точно. Его чувства – это горки, то вверх, то вниз, то он безмерно восхищается, то спокойно принимает Её (объект обожания), как данное.

Она — его возлюбленная, женщина, которая манит своей нежностью, своей гармоничностью, может даже неприступностью, тайной. Она — Вечная Женственность, Прекрасная Дама, образ, который воспевает поэт в произведениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

Этот образ удивителен, так как он, с одной стороны, является вполне конкретным (Любовь Менделеева), а с другой – он всегда окутан дымкой неизвестности, таинственности, недосягаемости. Лирический герой тянется к Ней, восхищается Ею, каждый раз находя в Ней что-то новое, невоспетое…

Раскрыть данный образ в этом стихотворении помогло множество символов.

  • «Закат» — первый символ, который хотелось бы выделить. Закат символизирует завершение какого-то этапа и начало чего-то нового, а также означает красоту и тайну жизни. Встречи лирического героя и Дамы происходили именно в это время, то есть они были покрыты тайной, они сулили что-то неизведанное, но, несомненно, прекрасное. Далее поэт пишет, что их встречи «не приемлет лазурная тишь…», то есть свет дня слишком ярок, он слишком ясно, даже бесстыдно оголяет чувства, что неприемлемо для героя, нестерпимо.
  • «Лазурная тишь» — день. Для поэта он будто занавес, за которым не видны истинные буйства чувств. Лазурный цвет в данном случае использован поэтом как эпитет, позволяющий осознать пространство. Данный цвет у Блока связан с обозначением небесного пространства как стихии. Но также голубой, лазурный, синий – это гармония и покой, чистота для Блока, качества, которые присущи Прекрасной Даме, поэтому слова «приближений, сближений, сгораний – не приемлет лазурная тишь…» можно принять как объяснение двусмысленных чувств лирического героя к адресату, он к Ней относится и как к «Даме» и как к «земной женщине». Именно поэтому герои«встречались в вечернем тумане».
  • Вечер – это ещё не ночь, но уже не день. Нет яркости, остроты и скорости дня, но еще не так всё таинственно и откровенно, как ночью. Вечер – это полутона, приглушённые звуки, ожидание чего-то интересного, неосознанного, но «настоящего», вечер — время для встреч, время романтики, когда можно уже не прятаться за «дневными масками», когда можно не гнаться за чем-то или кем-то, а быть собой, осознать и понять себя.
  • Туман – символ, характерный Серебряному веку в целом. Он будто создан для символистов, как бы странно это ни звучало. Туман – это размытость, тайна, неясное будущее.«Вечерний туман» — это что-то совсем загадочное, но приятное, предвкушаемое.
  • «Загорались вечерние свечи»… Свеча – это символ жизни, это символ чистоты и любви. В произведении Блока свечи загорались «впереди – на песчаной косе», то есть можно предположить, что здесь идёт речь о будущем, поэт мечтал о светлом будущем с Дамой, с которой он «делил» вечер.

«…Ты веслом рассекала залив…»

«…И твоё золотое весло.»

  • Весло – символ силы, знания. У Блока оно золотое, а это цвет в его произведениях – это богатство, но только не материальное, а скорее душевное, то есть Прекрасная Дама «управляет их лодкой», она ведёт их, опираясь на свою мудрость.К слову, у Александра Блока образ Прекрасной Дамы всегда окружён «золотом», что говорит о Её «высоком статусе» для поэта.
  • Также в описании Прекрасной Дамы Блок часто использует белый цвет, это Её цвет. Он для него – символ ожидания, чистоты и пустоты, символ мучений от тоски.
  • Поэт пишет в прошедшем времени, то есть сейчас он испытывает иные чувства, а раньше он любил даже тоску по ней, минуты ожидания, всё, что связанно с ней.
  • Но можно эти строки перевести и по-иному. Встретив Любовь Менделееву, поэт больше не лелеял свои мечты, не любил только лишь иллюзию, он встретил Даму наяву, Она приобрела «земное воплощение» (платье – земная одежда, белый – цвет возвышенный, чистый, цвет Прекрасной Дамы).

Образы и символы

Лирический герой разбираемого стихотворения, герой цикла «Стихи о прекрасной Даме», герой 1 тома «трилогии вочеловеченья» — это юный герой- романтик, герой-идеалист, стремящийся к идеалу, верующий в «Вечную Женственность», ищущий «Прекрасную даму».

Главным образом стихотворения «Предчувствую тебя» является «Она», «лучезарность», которую он видит в своей избраннице, в Любови Менделеевой, с которой возобновил отношения после долгой разлуки в 1900 году.

Данное произведение является пророческим, является символом само по себе, хоть и не пестрит символами как таковыми. Поэт пишет:

Данные строки можно считать авторским провиденьем. Поэт смотрит в будущее и видит его светлым и радостным.

Огонь – символ победы, торжества добра жизни, света над тьмой, символ очищения, а также символ домашнего богатства, что объясняет ожидание автора скорого обручения с любимой.

Молчание является знаком согласия, соответственно, если поэт пишет, что он «молча ждёт», значит он смиренно подчинился происходящим событиям.

Но далее автор пишет о сомнениях:

То есть «горизонт в огне», но поэт сомневается, что его избранница разделит с ним его мировоззрение. И ведь Блок был прав. Любовь Менделеева негодовала по поводу блоковского отречения от неё как от обычной женщины, негодовала по поводу своей «неприкасаемости», что в дальнейшем привело к её уходу к Андрею Белому, другу Александра Александровича.

В следующем двустишие поэт пишет, можно сказать, о своей «ошибке», называя её «смертельной мечтой», которая почти разрушила брак поэта.

Но все же «ясен горизонт», то есть автор видит своё будущее светлым, называет свою возлюбленную «лучезарностью», которая и осветит его дальнейшую жизнь.

Важным является также то, что поэт обращается к героине на написанное с большой буквы «Ты», что объясняет его отношение к ней. Для автора она является родной, но помимо этого он её превозносит, ставит на пьедестал, преклоняется пред ней.

Анализ стихотворения А. Блока Мне страшно с тобою встречаться

Все в данном стихотворении с опаской и темно, сомнительно и недоступно И это все знаки нездешних надежд на вселенское непонятное чудо, на явление Непреходящей Девы, Распрекрасной Дамы, в образе тот или другой с целью Блока запечатлевался некоторое всеединое священное начало, долженствующее избавить мир и реставрировать человеческая расса к новой, произведенной жизни. Совместно с ожиданием незапятнанной и светлой любви, Непреходящей Женственности поэтический богатырь переживает одиночество, тоску, охоту встречи с ней, но также робость того, что она очутится далеко не такой, какой-никакой препровождается ему. Богатырь давать начало опасаться, что их воссоединение, другими словами доход Распрекрасной Женщины в полноценную жизнь, реальность, может быть превратиться искренней катастрофой ему самого. В случае если манеры ранешних стихов Блока водятся исключительно в божественном, романтичном мире, то в данном стихотворении жизнедеятельность отполосовал на все свой отпечаток. Приблизительно оставь молодежная романтичность и романтизм, а вместо него показался серый, обыкновенный мир. Не исключительно появился, но также позаимствовал свое главенствующее место. А мир фантазии, мир мечты превратился в легковесную мару кругом образа. Мало-помалу ощущается раздвоенность и воспринятие манеры женская половина человечества посредством призму двух миров: недалёкого и печального на этом месте и лучшего, распрекрасного там.

Так, непреходящая изящность и мудрость соединятся в одно целое со скорбной реальностью. Характера ореол, шкандыбающий изнутри, охватывает дольную пленку неокрашенной непрочной дымкой. Собственно в ней и заключена та вот непреходящая привлекательность женская половина человечества тот или другой прославляли версификаторы абсолютно всех веков. Но даже это формирование двух кругов подносит представительницу слабого пола в глазах версификатора на пьедестал богини. Она близка, достаточно действительна и в именно это время недосягаема, как божество. Я знаю ты на этом месте ты близко ты там.

Конечно возможно что конкретно эта удивительная зрячесть в женском манере священное возникновение в течение многом установил расположение Блока к женщине. Жительствуя реалистичной жизнью, в обществе, он отчетливо видел, как быт и серая обыкновенность нажимают на женщину и губят в ней тот светлый образ, исполнение тот или другой в прекрасной жизни он искал. Завязывается характер женская половина человечества для фоне общественных проблем, и горькая действенность всегда больше сплошь охватывает пыльной завесой безоблачный образ.

4u PRO

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию: О как на склоне наших дней 8 слогов Нежней мы любим и суеверней 10 слогов, перебой ритма Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

В) Рифмы Смежная/парная/ААВВ Перекрстная АВАВ Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создат новые значения слов. Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. Д) Переносы. Значение переносимого слова подчркивается, на нм делается смысловой акцент: Знали бы вы, Ближний и дальний, Как головы Собственной жаль мне- Бога в орде! Степь, каземат- Рай это где Не говорят!

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора: — сам автор — рассказ от лица персонажа

— автор играет какую-то роль /поэтический театр Цветаевой/.

LiveInternetLiveInternet

Александр Александрович Блок

Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всем уловил печать

По улице ходят тени, Не пойму — живут, или спят… Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад.

Кладут мне на плечи руки, Но я не помню имен. В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон.

А хмурое небо низко — Покрыло и самый храм. Я знаю — Ты здесь Ты близко. Тебя здесь нет. Ты — там.

Любовь Дмитриевна Менделеева и Александр Блок, 1903 год

Дебютная книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», создававшаяся в период с 1901 по 1902 год и выдержанная в духе символизма, посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте. Чувства возникли гораздо позже – в конце 1890-х. Их отношения изначально походили на игру. Менделеева то отвечала поклоннику взаимностью, то отталкивала его. Александр Александрович воспринимал ее как олицетворение Вечной Женственности, Прекрасной Дамы. Поклонение ей – одна из главных тем вышеназванного сборника. Ухаживания Блока в конце концов принесли свои плоды. В 1903 году Менделеева вышла за него замуж.

Книга включает в себя стихотворение «Мне страшно с Тобой встречаться…», датированное пятым декабря 1902-го. Первые две строки текста – антитеза. С одной стороны – лирическому герою страшно встретить предмет своего обожания. С другой – сильнее его пугает перспектива не видеться с ней. В произведении нет конкретных примет, касающихся главного женского персонажа. Ни внешность ее, ни характер поэт не описывает. При этом все местоимения «ты» и его производные написаны с большой буквы, что характерно для «Стихов о Прекрасной Даме» и части ранней любовной лирики Блока. С начальных строк текста ключевой становится тема страха. Герой боится встречи с Прекрасной Дамой, так как это может повлечь за собой изменение ее духовной сущности. В финале к нему приходит понимание, что увидеть возлюбленную в земной реальности ему не суждено. Она находится в другом измерении, хотя и кажется невероятно близкой:

Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты – там.

В стихотворении «Мне страшно с Тобой встречаться…» отсутствуют яркие краски: по улице ходят тени, низко расположено хмурое небо. Поэт рисует довольно мрачную действительность, свет в которую не приносит даже упоминание храма. Его образ в произведении символизирует священное место, наделенное особой силой. Вот только в храме этом недавно прошли большие похороны.

Лирический герой уверен в существовании идеала, хотя и осознает в финале произведения невозможность земного воплощения Вечной Женственности. Таким образом, раскрывается тема противостояния реальности и мира прекрасных иллюзий. Блок ставит героя перед сложным выбором – отдаться полностью земным страстям или продолжить существование в идеальном пространстве мечты. В рассматриваемом стихотворении ответ не дается, его поискам поэт посвящает целый цикл, получивший название «Распутья».

Текст: pishi-stihi.ru

Скифы

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,

С раскосыми и жадными очами!

Для вас — века, для нас — единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы!

Века, века ваш старый горн ковал

И заглушал грома лавины,

И дикой сказкой был для вас провал

И Лиссабона, и Мессины!

Вы сотни лет глядели на Восток,

Копя и плавя наши перлы,

И вы, глумясь, считали только срок,

Когда наставить пушек жерла!

Вот — срок настал. Крылами бьет беда,

И каждый день обиды множит,

И день придет — не будет и следа

От ваших Пестумов, быть может!

О, старый мир! Пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью!..

Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,

Которая и жжет, и губит!

Мы любим всё — и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё — и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений…

Мы помним всё — парижских улиц ад,

И венецьянские прохлады,

Лимонных рощ далекий аромат,

И Кельна дымные громады…

Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,

И душный, смертный плоти запах…

Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет

В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли мы, хватая под уздцы

Играющих коней ретивых,

Ломать коням тяжелые крестцы,

И усмирять рабынь строптивых…

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно — старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем — братья!

А если нет, — нам нечего терять,

И нам доступно вероломство!

Века, века — вас будет проклинать

Больное позднее потомство!

Мы широко по дебрям и лесам

Перед Европою пригожей

Расступимся! Мы обернемся к вам

Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал!

Мы очищаем место бою

Стальных машин, где дышит интеграл,

С монгольской дикою ордою!

Но сами мы — отныне вам не щит,

Отныне в бой не вступим сами,

Мы поглядим, как смертный бой кипит,

Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн

В карманах трупов будет шарить,

Жечь города, и в церковь гнать табун,

И мясо белых братьев жарить!..

В последний раз-опомнись, старый мир!

На братский пир труда и мира,

В последний раз на светлый братский пир

Сзывает варварская лира!

30 января 1918 года

*****

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

18 октября 1908 года

На железной дороге

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною,

Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей — довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно.

14 июня 1910 года

*****

Тема

В анализируемом произведении поэт раскрывает тему – угасания любви к женщине. Фоном для раскрытия любовных мотивов Александр Александрович выбрал природу. Молодые люди встречаются у залива вечером. Место и время встреч придают описываем событиям загадочности и романтики. В центре стихотворения лирический герой и его возлюбленная. Трудно понять, знакомы молодые люди или герой был влюблен в незнакомку.

В первых строфах лирический герой рассказывает о встречах с девушкой в белом платье. Интересно, что платье – единственная деталь портрета, о которой упоминает автор. Он не описывает ни лицо, ни фигуру героини. Белый цвет ее наряда символизирует чистоту, непорочность юность. Лирический герой признается, что на какое-то время забыл, что в человеке главное – душа и влюбился в прекрасную оболочку: «я любил твое белое платье, утонченность мечты разлюбив».

Влюбленный искренне удивляется тому, что во время встреч и он, и девушка молчали. Видимо, он не осмеливался взглянуть в глаза любимой, ведь замечал «вечерние свечи», камыш у берега. Молодым людям не суждено было быть вместе, лирический герой объясняет это просто: «приближений, сближений, сгораний – не приемлет лазурная тишь…». Чувства молодого человека сгорели в молчании.

Последние стихи – откровение лирического героя. Он признается, что его сердце опустело. Заметно, что он не радуется таким переменам, ведь описывает свое внутреннее состояние с нескрываемой печалью: «все померкло, прошло, отошло…».

Кажется, он вступает в конфликт с самим собой. Напевы девушки кажутся теперь ему панихидой по любви.

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества А. Блока, но благодаря оригинальным образам оно заняло заметное место в русской литературе.

Жанр, направление, размер

Однозначно стихотворение «Предчувствую тебя» относится к философской лирике. Философия — это особая форма восприятия мира, это мировоззрение, которое в очень редких случаях совпадает у двух личностей. Философия Блока идеалистическая, что вполне объясняет его первый сборник стихов.

В разбираемом стихотворении также можно заметить элегические признаки. Поэт делится своими внутренними переживаниями, «предчувствиями» с читателем. Также произведение можно считать элегией, так как его стихотворная строфа представляет собой двустишие, что изначально являлось обязательным признаком данного жанра.

Стихотворение «Предчувствую тебя» относится к модернистскому направлению. Блок до глубины души — символист, все его произведения, даже поздние, приближенные к реализму, являются детищами символистского течения.

Младосимволисты, к коим относится Блок, так же, как и декаденты, опирались на идею Ницше о сверхчеловеке, но, в отличие от них, не противопоставляли себя толпе, а хотели спасти человечество, мир.

Размер стихотворения «Предчувствую тебя» – это пятистопный и шестистопный ямбы, который непоследовательно сменяют друг друга. Рифмовка перекрёстная, с чередующимися женской и мужской рифмой.

Основная идея

Смысл произведения «Предчувствую тебя» заключается в парадоксальности жизни, в сплетении противоположностей: мечта у Блока смертельна, счастье у Блока тревожно, приход любимой — страшен. Данным стихотворением автор хотел сказать, что он знает о неразлучности радости и тревоги, но это его не угнетает, он с этим смирился, данное обстоятельство не заставит его отказаться от счастья, надвигающегося на него.

Данные строки вместили в себя основную мысль произведения «Предчувствую тебя». Здесь отражено и радостное ожидание, и смиренное терпение, и страх перед изменениями. Лирический герой боится, что «лузезарность» потеряет свой свет, что любовь потеряет сакральный смысл. Возможно, именно здесь поэт выразил свои опасения по поводу последствий физической близости с женой. Быть может, он боялся, что его идеал непременно разрушится, «изменит облик», если бытовая и физическая стороны любви сделают их отношения тривиальными и пустыми.

Произведение невелико по размеру, каждая строфа состоит из двух строк. Это также можно объяснить авторским глубоким пониманием, чувствованием жизни, которая не нуждается в излишних комментариях.

Из газет

Встала в сияньи. Крестила детей.

И дети увидели радостный сон.

Положила, до полу клонясь головой,

Последний земной поклон.

Коля проснулся. Радостно вздохнул,

Голубому сну еще рад наяву.

Прокатился и замер стеклянный гул:

Звенящая дверь хлопнула внизу.

Прошли часы. Приходил человек

С оловянной бляхой на теплой шапке.

Стучал и дожидался у двери человек.

Никто не открыл. Играли в прятки.

Были веселые морозные Святки.

Прятали мамин красный платок.

В платке уходила она по утрам.

Сегодня оставила дома платок:

Дети прятали его по углам.

Подкрались сумерки. Детские тени

Запрыгали на стене при свете фонарей.

Кто-то шел по лестнице, считая ступени.

Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.

Дети прислушались. Отворили двери.

Толстая соседка принесла им щей.

Сказала: «Кушайте». Встала на колени

И, кланяясь, как мама, крестила детей.

Мамочке не больно, розовые детки.

Мамочка сама на рельсы легла.

Доброму человеку, толстой соседке,

Спасибо, спасибо. Мама не могла…

Мамочке хорошо. Мама умерла.

27 декабря 1903 года

Незнакомка

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906 года, Озерки

*****

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Предчувствую тебя» затронута тема любви, тема ожидания чудесных перемен, связанных с появлением в жизни поэта любимой женщины.

Также в произведении затронута актуальная на сегодняшний день проблема, а точнее, вечная проблема. Она заключается в шествии рука об руку, неразлучности радости, счастья и тревоги, возникающей из-за страха потери этого самого счастья. Поэт в стихотворении «Предчувствую тебя» несколько раз упоминает о своем страхе, чем придает произведению не совсем радостное звучание.

Настроение «Предчувствую тебя» можно назвать неровным. Оно светлое, радостное, ведь оно о будущем, о приятных изменениях в жизни лирического героя, но в то же время этот «свет» приглушают сомнения, беспокойство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: