Краткий пересказ
В деревне, которая называется Новая, приехал к Агафье Журавлёвой сын с семьёй: женой и дочкой-школьницей. Все жители небольшой деревни тут же узнали, что Константин Иванович и его жена — кандидаты наук, что Агафье привезли подарки: «электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки».
Тем же вечером мужики собрались на крыльце Глеба Капустина — ждали его с работы. Сорокалетний Капустин, начитанный, ехидный мужик, славился тем, что «срезал» в разговоре знатных земляков, приезжавших в родную деревню погостить. Хотя деревушка Новая маленькая, но таких людей было немало: «один полковник, два лётчика, врач, корреспондент…» И повелось, что когда эти люди приезжали, сельчане приходили к ним в избу послушать про городскую жизнь, рассказать о своей. И тут-то Капустин с большим удовольствием «срезал» знатного человека — попросту выставлял его в неловком, даже унизительном положении. Многие односельчане, особенно матери знатных, были этим недовольны, но немало было и тех, кто одобрял такое поведение. В прошлом году Глеб в споре победил даже полковника: тот спутал фамилию графа, который приказал поджечь Москву в 1812 году. Этой победой Глеб очень гордился.
И вот мужики пошли проведать гостей Агафьи Журавлёвой. В дороге Глеб узнаёт, что гости приехали на такси и что какой специальности они кандидаты — неизвестно.
Константин Иванович с радостью встретил односельчан, его мать подала гостям угощенье. Стали вспоминать детство. Глеб в разговоре не участвовал — он родом был из другой деревни. Когда за столом все разговорились, тут-то Капустин напал на кандидата: засыпал его вопросами.
Узнав, что Константин Иванович работает на филфаке, и посчитав, что такая работа относится к философии, Капустин стал допытываться как кандидат относится к вопросу о первичности духа и материи, затем пошёл просто поток вопросов. Выглядело это так, как будто Капустин ведёт допрос кандидата. Вопросы были несуразные: то как именно сейчас определяет понятие невесомости философия, то ему понадобилось мнение кандидата о «проблеме шаманизма в отдельных районах Севера», то как он относится «к тому, что Луна тоже дело рук разума», а внутри неё разумные существа живут.
Ответы Капустина не удовлетворяют, он критически их комментирует и изо всех сил старается выглядеть более умным, чем Константин Иванович. Мужики при этом очень внимательно следят, как Капустин «срезает» кандидата.
Под потоком дурацких вопросов язвительного Капустина Константин Иванович теряется и не знает, как разговаривать с этим странным человеком. Заметив, значительный взгляд кандидата на жену, «Глеб взмыл ввысь» для нанесения сокрушительного удара.
Он начинает поучать супругов, что нужно читать газеты и развиваться, потому «что кандидатство — это ведь не костюм, который купил — и раз и навсегда», что его надо «поддерживать». Капустин обвиняет их, что они пускают пыль в глаза своим высоким положением, приезжая на такси с кучей чемоданов. И ещё даёт им совет почаще спускаться на землю — «падать будет не так больно».
Ошеломлённый этой речевой атакой, Константин Иванович сказал, что его оппонент «покатил бочку» и «с цепи сорвался». На что тот торопливо перебил кандидата и выдал очередное длинное нравоучение о недопустимости жаргона. Когда же Константин Иванович, обращаясь к жене, назвал его типичным демагогом-кляузником, Капустин с торжеством дал отповедь, что никогда не писал кляуз и анонимок.
Глеб посоветовал кандидатам быть скромнее. На вопрос Вали, в чём заключается эта нескромность, он не даёт прямой ответ и предлагает им самим подумать над этим.
И напоследок Капустин поучает кандидатов быть собраннее, когда выезжают в народ, чтобы в дураках не остаться. Усмехнувшись, он вышел из избы победителем.
Мужики, расходясь от Журавлёвых, изумлялись уму и ловкости Глеба, удивлялись, откуда он всё знает. В их голосе слышалось даже сочувствие к кандидату, которого «причесал» дошлый Капустин. Глеб изумлял и даже восхищал их своей начитанностью, но любви у сельчан к нему не было, так как Капустин был жесток.
Утром на работе Глеб небрежно интересуется: «Ну как там кандидат-то?» и слышит в ответ: «Срезал ты его». Он обязательно должен услышать подтверждение, что он умнее городского «выскочки». Капустин уверен, что много умного наговорил кандидату, так что «пусть подумает на досуге».
Проблематика
Главная проблема – поиск смысла человеческой жизни. Все второстепенные герои смирились с бессмысленностью своей жизни, кроме главного героя, который нашёл утешение в… бане.
Важная проблема рассказа – проблема одиночества и понимания. Алёша не чувствует близости ни с женой, ни с пятью детьми. Его никто не понимает, но и он не пытается ни объясниться с другими, ни понять их.
Одна из проблем рассказа не лежит на поверхности, потому что смелостью была даже её постановка. Это проблема человеческой индивидуальности. Алёша рассуждает о том, что два человека не могут прожить одинаково, как не могут сгореть одинаково два полена. Читатель сразу понимал, в каком месте хотят, чтобы люди жили одинаково.
Шукшин. Все произведения
- Алёша Бесконвойный
- Боря
- В профиль и анфас
- Ванька Тепляшин
- Верую
- Волки!
- Выбираю деревню на жительство
- Гринька Малюгин
- Даёшь сердце
- До третьих петухов
- Дядя Ермолай
- Жатва
- Жена мужа в Париж провожала
- Живёт такой парень
- Забуксовал
- Земляки
- Калина красная
- Космос, нервная система и шмат сала
- Крепкий мужик
- Критики
- Любавины
- Мастер
- Материнское сердце
- Микроскоп
- Миль пардон, мадам!
- Обида
- Одни
- Осенью
- Охота жить
- Постскриптум
- Правда
- Сапожки
- Светлые души
- Сельские жители
- Слово о малой Родине
- Солнце, старик и девушка
- Срезал
- Стенька Разин
- Стёпка
- Странные люди
- Чередниченко и цирк
- Чудик
- Экзамен
- Энергичные люди
- Я пришел дать вам волю
Костю Валикова соседи-односельчане зовут Алешей Бесконвойным за то, что этот трудолюбивый колхозный скотник ни под каким видом не соглашается работать в субботу и воскресенье. Эти дни он отдыхает. С особым нетерпением Алеша ждёт субботы. По субботам он топит баню и от души парится в ней. Одна из таких суббот и описывается подробно в рассказе Василия Шукшина.
Шукшин. Алёша Бесконвойный. Краткий пересказ. Слушать аудиокнигу
С утра Алеша Бесконвойный выходит из избы во двор и начинает колоть дрова, таская каждое полено на пень как живое существо. Потом он носит воду, наливает её в котёл и кадки, с наслаждением курит на порожке бани. Правильная топка бани – целая наука, которую Алёша постиг в совершенстве. Смотря на огонь, который постепенно разгорается с самого верхнего полена, он испытывает и трепетную внутреннюю теплоту…
После чая Алеша Бесконвойный возвращается в баню, умело шевелит там головешки, готовит веник. Мысли о суетной повседневности отходят всё дальше, в душе воцаряется желанный покой. Алеша сам не замечает, как его наполняют размышления о смысле жизни. Страшна ли смерть? Надо ли сокрушаться во время неё, или можно помирать спокойно? Алеша с омерзением вспоминает войну, на которой был ранен. Вспоминает и случай, когда по дороге домой с войны его заманила к себе одна ласковая молодая женщина, да и обокрала потом, исчезнув после проведённой вместе ночи с трофейным немецким ковром, гимнастёркой и сапогами. Но за ночь ту грешную, незабвенную Алеша и сам отдал бы ей всё это…
Взяв дома чистое бельё, Бесконвойный задерживается на уличном холодке – чтобы лучше чувствовалось потом банное тепло. Наступает главный момент: расслабленный Алеша, недосягаемый теперь для суетни и злости, начинает париться, слегка мурлыча частушки. Для него это – несравненное ни с чем занятие, долгое, с остановками, когда тёплые струи, кажется, текут у самого сердца. Берёзовым веником Алеша пользуется по-особому: он не хлещет им себя с силой, а мелко трясёт ветки возле тела, так что листочки их касаются кожи, точно маленькие горячие ладошки…
Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
Вариант 2
Умение наслаждаться жизненным пространством, распоряжаться временем, которое предоставляется человеку на земле, отнюдь не является гедонизмом или чем-то подобным. В действительности такое умение является как бы выходом из времени, способностью преодолеть действительность и обрести некие духовные блага.
Костя Валиков по прозвищу Алеша Бесконвойный, который является главным героем одноименного рассказа, эту тихую радость приобретал при помощи еженедельного посещения бани. Суть всего банного процесса была подобна тому как, например, японцы отправляются наблюдать за цветением сакуры и проводят в этом неспешном занятии целый день. Только Костя занимался баней регулярно, каждую неделю и во многом именно относительно этого события и строился его жизненный цикл.
К слову о жизненном цикле тут весьма актуальным является добавить отношение других людей к поведению Алеши Бесконвойного. Они считали его обязанным работать и в субботу, которая формально является свободным днем, но для работников сельского хозяйства диктует другие условия
Действительно, для скотника, да и любого, кто работает с живым материалом (растениями, животными) требуется довольно пристальное и непрерывное внимание за своим трудом
Тем не менее, главный герой не собирается отступать от собственного распорядка и в этом заключается его оппозиция обществу. Он регулярно занимается обретением, как об этом пишет автор, маленькой радости – своеобразной формы душевного покоя и равновесия. В этом заключается его духовная работа и на самом деле трудно сказать нечто против такого отношения к действительности, ведь забота о душе является весьма существенным делом.
На протяжении существенной части рассказа описывается как главный герой тщательно готовит баню и занимается парением, как вдумчиво относится к каждому этапу, включает элементы творчества. В этом деле он достиг совершенства и хотя внешне оно во многом попросту бесполезное, для самого героя оно приобретает огромную пользу и значимость. Вероятно, в этом заключена метафора Шукшина, который указывал на потребность исключить себя из социума на некоторый период для того чтобы достигнуть душевного равновесия.
Также Шукшин довольно тщательно описывает потребность отстаивать собственное право на подобное уединение, рассказывает о том, как тяжело было сначала Косте получить согласие и понимание от супруги Таисии. Для примера даже приводятся истории других семейных пар, где отсутствие понимания привело к печальным последствиям. Вероятно, каждому требуется нечто подобное как Алеше Бесконвойному.
Краткий пересказ
И вот мужики пошли проведать гостей Агафьи Журавлёвой. В дороге Глеб узнаёт, что гости приехали на такси и что какой специальности они кандидаты — неизвестно.
Константин Иванович с радостью встретил односельчан, его мать подала гостям угощенье. Стали вспоминать детство. Глеб в разговоре не участвовал — он родом был из другой деревни. Когда за столом все разговорились, тут-то Капустин напал на кандидата: засыпал его вопросами.
Глеб посоветовал кандидатам быть скромнее. На вопрос Вали, в чём заключается эта нескромность, он не даёт прямой ответ и предлагает им самим подумать над этим.
И напоследок Капустин поучает кандидатов быть собраннее, когда выезжают в народ, чтобы в дураках не остаться. Усмехнувшись, он вышел из избы победителем.
Старший из мальчиков, Федя, стройный, красивый подросток лет четырнадцати, принадлежал, судя по одежде, к богатой семье и был в этой — к друзьям относился покровительственно, но по-доброму, изредка перебивал их с добродушной насмешкой.
Федя — 14 лет, красив, хорошо одет; как старший, к друзьям относится покровительственно, но по-доброму, немногословен
Читательский дневник по рассказу «Алеша Бесконвойный» Шукшина
Сюжет
Костя Валиков – отличный работник (пастух, скотник), муж Таисьи, отец 5 детей, но в деревне его кличут «Алешей Бесконвойным», безответственным. За то, что по субботам-воскресеньям не работает, как все. А у него в субботу отдых для души, радость: банька, а в воскресенье – дела в мастерской. В бане он думает о жизни, людях, вспоминает Алю, случайную попутчицу после войны, укравшую у него не только сапоги с ковром, но и сердце. И в такие дни Алеша понимает, как дорога ему жизнь, хоть не все в ней, как хотелось бы, и как любит он пусть еще не всех людей, но детей и родную степь уж точно.
Отзыв
Рассказ о деревенской жизни, о людях, время которых проходит в трудах и суете. Герой – типичный шукшинский «чудик». Независимый в суждениях, с добрым сердцем, упрямый, непонятый односельчанами и близкими, одинокий. Он хочет чувствовать вкус жизни, иметь время оглянуться, задуматься, понять, вспомнить, что дорого сердцу. Недаром его прозвали «бесконвойным», неуправляемым. Алеша любит внутреннюю свободу. Рассказ учит не судить по внешности, ставить себя на место другого, ценить время, простые человеческие радости, искать взаимопонимания.
Федя
Старший из мальчиков, Федя, стройный, красивый подросток лет четырнадцати, принадлежал, судя по одежде, к богатой семье и был в этой — к друзьям относился покровительственно, но по-доброму, изредка перебивал их с добродушной насмешкой.
Федя — 14 лет, красив, хорошо одет; как старший, к друзьям относится покровительственно, но по-доброму, немногословен
Федя вспомнил о живущей в его деревне женщине, которую бросил любовник. Пошла она топиться, а водяной утащил её на дно, и там «испортил». Женщину вытащили, но в себя она не пришла, так дурочкой и осталась.
Василий шукшин: миль пардон, мадам!
2 вариант
Алеша Бесконвойный — произведение русского писателя Василия Шушкина в 2016 году, впервые опубликован 5 сентября 2017 года.
Жанр — художественный вымысел.
Темой рассказа является то, что два человека не могут одинаково прожить жизнь, как два полена не могут одинаково гореть.
Костя Валиков, но его друзья и соседи зовут Алёшей Бесконвойным, потому что он никогда не соглашается работать в выходные дни ни за какую цену. В эти дни он лениться, отдыхает и парится в своей бане. Сначала кажется, что он бездельник и не хочет работать, но это не так ведь он есть одним из лучших работников в селе. Каждый рабочий день он пашет на поле с утра до веера.
Каждые выходные у него проходят одинаково, с утра он выходит на двор и колет дрова. После того как наколол дрова чтобы растопить баню, носит воду в котел и курит сигареты. Он давно занимается баней ведь его научил его отец, и считает, что обладает этим мастерством идеально. Любимое что он любит в бане, когда он смотрит на огонь он испытывает теплоту внутри. Когда дрова еще горят он идет домой разговаривая с женой на разные теми и пьет чай. Раньше она очень не любит что муж каждую субботу уходит в баню на весь день и ничего не делает. Но для Алеши баня — это отдых, где он может не думать о своей работе.
Попив чай, он идет в баню, где готовит веник из березы. Он всегда во время подготовки венечников думает, что будет после смерти и страшна ли она, что будет с его семей, как себя вести во время смерти. Вспоминает он и войну, на которой он был совсем недавно, один из случаев, когда он ехал с войны домой, по дороге его обокрала девушка которая пригласила его к себе домой, но он не жалеет своих вещей и хочет, чтобы такое еще раз повторилось.
После того как он пошел домой чтобы взять белье, остается на улице, чтобы потом лучше чувствовать тепло бани. Наступает момент, когда он заходит в баню и расслабляется начинаясь парится, это для него занятие которое ничем сравнить. Он берет веники, но не бет себя сильно, а легко касается кожи, и выходит на улицу несколько раз и тогда уже возвращался домой. На дворе уже стает темнее, наступала ночь, и Алеша приходит домой чувствуя обновленным, прилегши на кровать он вспоминает что надо покормить животные, но как бы хорошо там не было, однако в бане лучше. На следующий день он снова идет на роботу, ожидая выходных, чтобы отвлечься от мыслей и работы.
Алеша Бесконвойный — главный герой рассказа, которого на самом деле зовут Костя Валиков. Который очень любит отдыхать в бане на выходных, забывая о работе и мыслях. Алеша приносит своим близким множество неудобств.
Татьяна — жена Алеши. Она недовольна способом жизни своего мужа. Думает, что муж не любит ее и детей.
Композицией есть рассказ автора про одну из суббот главного героя.
Шукшин. Все произведения
- Алёша Бесконвойный
- Боря
- В профиль и анфас
- Ванька Тепляшин
- Верую
- Волки!
- Выбираю деревню на жительство
- Гринька Малюгин
- Даёшь сердце
- До третьих петухов
- Дядя Ермолай
- Жатва
- Жена мужа в Париж провожала
- Живёт такой парень
- Забуксовал
- Земляки
- Калина красная
- Космос, нервная система и шмат сала
- Крепкий мужик
- Критики
- Любавины
- Мастер
- Материнское сердце
- Микроскоп
- Миль пардон, мадам!
- Обида
- Одни
- Осенью
- Охота жить
- Постскриптум
- Правда
- Сапожки
- Светлые души
- Сельские жители
- Слово о малой Родине
- Солнце, старик и девушка
- Срезал
- Стенька Разин
- Стёпка
- Странные люди
- Чередниченко и цирк
- Чудик
- Экзамен
- Энергичные люди
- Я пришел дать вам волю
Сюжет и композиция
Рассказ начинается с личного местоимения, да ещё и в косвенном падеже – его. А из первого предложения читатель узнаёт, что Алёшу Бесконвойного на самом деле зовут Костя Валиков. Почему героя переименовали в Алёшу, неизвестно. Его прозвище значит «без царя в голове», безответственный, неуправляемый. В экспозиции объясняется, что Алёша не хотел работать ни в субботу, ни в воскресенье. О том, что делал Алёша в воскресенье, Шолохов умалчивает (но преподобным Алёшу обзывает). Зато в субботу герой топил баню.
Сюжет рассказа – история одной такой субботы. Если бы читатель захотел узнать, как правильно топить баню и в ней мыться, рассказ стал бы лучшей инструкцией.
Только парился Алёша 5 часов. Перерывы в мытье (перекуры) заняты размышлениями, ради которых Алёша задумывает баню. Мысли Алёши просты, это житейская философия, но сделанные Алёшей выводы не каждому открываются: люди не могут жить одинаково, перед смертью человек хочет жить и сопротивляется смерти. Алёша задаётся философскими вопросами: когда главное время жизни, какова тайна жизни, «надо жалеть свою жизнь или нет»? Мимоходом Алёша вспоминал важные эпизоды из жизни, играющие роль ретроспективных: войну и возвращение домой, первую умершую жену, рождение детей, общественную баню, которую посетил из любопытства.
Алёша хочет в баню настолько, что ноет сердце. Есть в отношении Алёши к бане нечто интимное и даже эротическое. Там Алёшу отпускает «всякое вредное напряжение». Жизнь становится понятной. Кульминация рассказа как бы пропущена. Шукшин подводит читателя к тому моменту, когда главное в бане начнётся, но потом сразу переходит к тому, как Алёша из бани пришёл, не слыша своего тела. Словно в бане он пережил встречу с возлюбленной.
После бани, как будто после рюмочки, Алёшу тянет на лирику. Нескладное стихотворение, сочинённое маленькой дочерью – квинтэссенция жизни самого Алёши. Его душа подобна белой берёзке, которая мокнет под дождём жизненных неурядиц. В стихотворении малышки берёзку накрыл лопух, и ей стало тепло и хорошо. Так и Алёша прячется в бане, но можно ли в ней спрятаться от жизни? Ведь и баня, и суббота кончаются.
Читать онлайн «Алёша Бесконвойный»
Василий Макарович Шукшин
Алеша Бесконвойный
Его и звали-то – не Алеша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алешей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость. Впрочем, безответственность его не простиралась беспредельно: пять дней в неделю он был безотказный работник, больше того – старательный работник, умелый (летом он пас колхозных коров, зимой был скотником – кочегарил на ферме, случалось – ночное дело – принимал телят), но наступала суббота, и тут все: Алеша выпрягался. Два дня он не работал в колхозе: субботу и воскресенье. И даже уж и забыли, когда это он завел себе такой порядок, все знали, что этот преподобный Алеша «сроду такой» – в субботу и в воскресенье не работает. Пробовали, конечно, повлиять на него, и не раз, но все без толку. Жалели, вообще-то: у него пятеро ребятишек, из них только старший добрался до десятого класса, остальной чеснок сидел где-то еще во втором, в третьем, в пятом… Так и махнули на него рукой. А что сделаешь? Убеждай его, не убеждай – как об стенку горох. Хлопает глазами… «Ну, понял, Алеша?» – спросят. «Чего?» – «Да нельзя же позволять себе такие вещи, какие ты себе позволяешь! Ты же не на фабрике работаешь, ты же в сельском хозяйстве! Как же так-то? А?» – «Чего?» – «Брось дурачка из себя строить! Тебя русским языком спрашивают: будешь в субботу работать?» – «Нет. Между прочим, насчет дурачка – я ведь могу тоже… дам в лоб разок, и ты мне никакой статьи за это не найдешь. Мы тоже законы знаем. Ты мне – оскорбление словом, я тебе – в лоб: считается – взаимность». Вот и поговори с ним. Он даже на собрания не ходил в субботу.
Что же он делал в субботу?
В субботу он топил баню. Все. Больше ничего. Накалял баню, мылся и начинал париться. Парился, как ненормальный, как паровоз, – по пять часов парился! С отдыхом, конечно, с перекуром… Но все равно – это же какой надо иметь организм! Конский?
В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня – суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость.
Он даже лицом светлел. Он даже не умывался, а шел сразу во двор – колоть дрова.
У него была своя наука – как топить баню. Например, дрова в баню шли только березовые, они дают после себя стойкий жар. Он колол их аккуратно, с наслаждением…
Вот, допустим, одна такая суббота.
Погода стояла как раз скучная – зябко было, сыро, ветрено – конец октября. Алеша такую погоду любил. Он еще ночью слышал, как пробрызнул дождик – постукало мягко, дробно в стекла окон – и перестало. Потом в верхнем правом углу дома, где всегда гудело, загудело – ветер наладился. И ставни пошли дергаться. Потом ветер поутих, но все равно утром еще потягивал – снеговой, холодный.
Алеша вышел с топором во двор и стал выбирать березовые кругляши на расколку. Холод полез под фуфайку… Но Алеша пошел махать топориком и согрелся.
Он выбирал из поленницы чурки потолще… Выберет, возьмет ее, как поросенка, на руки и несет к дровосеке.
– Ишь ты… какой, – говорил он ласково чурбаку. – Атаман какой… – Ставил этого «атамана» на широкий пень и тюкал по голове.
Скоро он так натюкал большой ворох… Долго стоял и смотрел на этот ворох. Белизна, и сочность, и чистота сокровенная поленьев, и дух от них – свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой…
Алеша стаскал их в баню, аккуратно склал возле каменки. Еще потом будет момент – разжигать, тоже милое дело. Алеша даже волновался, когда разжигал в каменке. Он вообще очень любил огонь.
Но надо еще наносить воды. Дело не столько милое, но и противного в том ничего нет. Алеша старался только поскорей натаскать. Так семенил ногами, когда нес на коромысле полные ведра, так выгибался длинной своей фигурой, чтобы не плескать из ведер, смех смотреть. Бабы у колодца всегда смотрели. И переговаривались:
– Ты глянь, глянь, как пружинит! Чисто акробат!..
– И не плескает ведь!
– Да куда так несется-то?
– Ну, баню опять топить…
– Да рано же еще!
– Вот – весь день будет баней заниматься …
Анализ рассказа «Алеша Бесконвойный» Шукшина
Рассказ актуален для любого времени. Он построен на внутреннем монологе героя. Отношение к герою меняется по ходу чтения. Вначале его характеризуют местные жители. Для них он Алеша Бесконвойный, безответственный строптивый чудак, юродивый, «преподобный». Потом читатель узнает его лучше. Чувствуется, что Шукшин на стороне своего героя. Для него Алеша понятен, близок. Два дня в неделю герой идет против течения деревенской жизни. Алеше приходится бороться за право на внутреннюю свободу, за время «подумать».
Он одинок, но не озлоблен. Душа уже не просит праздника, успокоилась, и полюбила близкое, простое, родное: детей, степь, зарю, ясные дни. Герой уверен, что в городских людях больше такта, понимания, культуры. Детей он видит горожанами. Он хранит в сердце тайную давнюю любовь, одну встречу. Баня – символ очищения. Каждую субботу он смывает грязь не только с тела, но и души. Мастерская – символ личного пространства, творчества, работы в свое удовольствие, не ради денег. Общественная баня – символ суеты, бездушия, отчуждения. Трагичен эпизод с братом Алеши. Тот устал от непонимания в семье, сгоряча покончил с собой. Рассказ учит быть добрее, внимательнее к людям, пробуждает сострадание и уважение к ним, благодарность жизни, любовь к родным местам.
Шукшин. Все произведения
- Алёша Бесконвойный
- Боря
- В профиль и анфас
- Ванька Тепляшин
- Верую
- Волки!
- Выбираю деревню на жительство
- Гринька Малюгин
- Даёшь сердце
- До третьих петухов
- Дядя Ермолай
- Жатва
- Жена мужа в Париж провожала
- Живёт такой парень
- Забуксовал
- Земляки
- Калина красная
- Космос, нервная система и шмат сала
- Крепкий мужик
- Критики
- Любавины
- Мастер
- Материнское сердце
- Микроскоп
- Миль пардон, мадам!
- Обида
- Одни
- Осенью
- Охота жить
- Постскриптум
- Правда
- Сапожки
- Светлые души
- Сельские жители
- Слово о малой Родине
- Солнце, старик и девушка
- Срезал
- Стенька Разин
- Стёпка
- Странные люди
- Чередниченко и цирк
- Чудик
- Экзамен
- Энергичные люди
- Я пришел дать вам волю