Краткое содержание
В стихотворении 10 строф, и произведение начинается с того, что герой словно очнулся от длительного сна. Он снова в том же месте: на улице, как когда-то давно летом. Мимо него идут люди, солнце клонится к закату, а женщины все спешат по делам в затрапезной одежде и башмаках.
Одна девушка привлекла внимание героя. Она поднялась из полуподвала и пересекла двор
Герой испытывает смятение, он не готов откровенно говорить и поэтому предпочитает рассказывать отговорки. Соседка быстро уходит и оставляет героя и его избранницу наедине.
В последующие пяти строфах происходит объяснение между влюбленными. Он просит ее не плакать и не морщиться, так как это только разбередит раны. Герой просит спутницу убрать руки, так как они словно провода под током. Он боится, что их снова бросит друг к другу.
И только ночь остается с мужчиной. Она наполняет его тоской, увеличивает стремление к разрыву. Без любви жизнь становится целостной, но скучной. Поэтому он все равно хочет любить, так как это наполняет существование эмоциями.
Гамлет анализ стихотворения Пастернака
Анализ стихотворения Гамлет Пастернака по плану
1. История создания. Произведение «Гамлет» открывает стихотворный цикл, помещенный Пастернаком в роман «Доктор Живаго». Оно было написано в 1946 г. В этот период Пастернак работал над статьей о Блоке, затрагивая, в частности, гамлетовскую тему в его творчестве.
2. Жанр стихотворения — философская лирика.
3. Главная тема произведения — предопределенность жизни человека. В самом романе стихотворение «Гамлет» напрямую связано с темой большого города — «необозримого огромного вступления к жизни». Когда-то Юрию Живаго «надлежало победить» этот город, но по хронологии романа он пишет стихотворение незадолго до смерти, когда уже ничего не может сделать для спасения обреченного мира.
В более широком смысле лирический герой «примеряет» гамлетовскую роль, для того чтобы сыграть в драме всей своей жизни. Предстоящая игра будет нелегкой. Автор подчеркивает это, используя библейский сюжет. В Гефсиманском саду Иисус Христос испытывал колебания, перед тем как окончательно решился принять мучительную казнь для искупления первородного греха («Если только можно… чашу эту мимо пронеси»).
Лирический герой согласен исполнить роль Гамлета, но понимает, что предстоящая жизненная драма будет намного серьезнее сценической постановки. Самое ужасное заключается в том, что он уже обречен. В жизни, как и на сцене, невидимым режиссером давно «продуман распорядок действий». По сути, какой бы ни была игра лирического героя, его ждет один и тот же «конец пути». Несмотря на неизбежность и неотвратимость финала, избежать участия в драме невозможно. Лирическому герою остается лишь принять выпавшие на его долю испытания («жизнь пройти — не поле перейти»).
4. Композиция стихотворения последовательная.
5. Размер произведения — пятистопный хорей с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства. В основе всего стихотворения лежит сравнение жизни человека с разыгрываемой на сцене пьесой. Поэтому «подмостки», «тысяча биноклей», «распорядок действий» выступают в качестве аллегорий. Глубокий философский смысл придает произведению использование библейских мотивов (обращение «Авва Отче», «фарисейство»).
7. Главная идея стихотворения — человек бессилен в борьбе с неизбежным роком, особенно в условиях глобальных исторических потрясений. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» приобретает совершенно иное звучание. Этот вопрос был жестко поставлен перед всей русской интеллигенцией в 1917 г. Положительный ответ на него для большинства означал трагический финал жизненной драмы. Революция сделала участниками кровавой пьесы практически все население страны. Подавляющая часть «актеров» не возражала, но для остальных заранее расписанная «игра» оказалась невыносимой.
Стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет» (восприятие, истолкование, оценка).
Бориса Леонидовича Пастернака поистине можно назвать настоящим художником слова и звука. Всесторонне одаренный, он с детства занимался музыкой, после гимназии поступил и закончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Безусловно, такая разносторонняя развитость не могла не отразиться на его творчестве.
Самому Пастернаку довелось жить в трудное, ломающее людей и государство время. Но поэт не участвовал ни в одной из войн из-за детской травмы. Поэтому он невольно становился сторонним наблюдателем и осмыслителем происходящих в стране перемен. Так родилось множество произведений Пастернака. Так появился на свет замечательный роман «Доктор Живаго». Это произведение примечательно не только своей идеей, глубоким философским наполнением, но и способом, который использовал Пастернак для полного раскрытия характера своего героя. Роман снабжен еще и «Стихотворениями Юрия Живаго», благодаря которым мы можем лучше понять тонкую душу героя, увидеть его скрытые переживания.
«Гамлет» — произведение, открывающее собой «Стихотворения Юрия Живаго», семнадцатую часть знаменитого романа. Заглавие указывает читателю на образ шекспировского героя. Известно, что Гамлету ценой жизни пришлось выполнить свой тяжелый долг – отомстить за отца. Но ведь Гамлет – это еще и роль в пьесе. Первая строка стихотворения говорит нам о том, что повествование ведется от лица актера, играющего эту роль. Ему выход на сцену необходим еще и потому, что только так он может уловить в шуме жизни отголоски прошлого:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
В начальных строчках второго четверостишия явно чувствуется одиночество лирического героя, его противостояние залу:
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Зрители здесь – бездушная масса, сумрак ночи. В этих двух строчках сильно ощущается образ холодного любопытства толпы. В этих зрителях герой не найдет сочувствия, понимания
Они с жестоким вниманием будут наблюдать за действиями, разворачивающимися на сцене театра или жизни. Зрительный зал становится полным тревоги и угрозы, не зря автор сравнивает его с «сумраком ночи»
Заканчивается это четверостишие почти дословной передачей слов Иисуса Христа. Это была его мольба Богу-Отцу в ночь перед предательством Иуды и дальнейшими страданиями. И вот лирический герой молит о том же самом:
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Видимо, режиссером этого спектакля является Бог, а в образе актера проявляются черты Иисуса Христа. Лирический герой согласен сыграть эту, уготованную историей и культурой, роль. Он любит этот «упрямый» замысел:
Я люблю твой замысел упрямый.
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Мы видим, что в этот раз на сцене разворачивается еще невиданная человечеством драма. Роль в ней смертельно опасна. Видимо, это драма самой жизни
Важно заметить, что в поэзии Пастернака понятия «поэт» и «актер» часто схожи, синонимичны. Поэтому актера, играющего роль Гамлета, мы можем соотнести с поэтом, чей жизненный путь также тяжек и трагичен
Последнее четверостишие насквозь пронизано ощущением неотвратимости судьбы:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Распорядок действий продуман уже давно. Он неотвратим, потому что находится во власти высшей силы и мудрости. Жить, играть и творить надо все равно, хотя трагический конец пути уже недалек. Весь мир потоплен в фарисействе, то есть в лицемерии и ханжестве. Лирический герой очень сильно ощущает свое одиночество, ведь его судьба – противостоять толпе.
Последняя строка стихотворения повторяет известную поговорку. С ее помощью лирический герой обретает черты обычного земного человека.
Это стихотворение очень сложно по смыслу, несмотря на то, что написано достаточно простым размером: пятистопным хореем. В произведении Пастернак создал сложный ряд лирических образов. Ведь лирическое «я» стихотворения – это и актер, играющий Гамлета, и поэт, обладающий чертами святого страдальца Христа. Сюда можно с легкостью причислить и Юрия Живаго — не только врача, но и философа, и поэта. И, конечно же, в этом стихотворении виден сам Борис Леонидович Пастернак с его сложной и трагической судьбой.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
История создания
Роман «Доктор Живаго» Борис Леонидович начал писать зимой 1945 года, а в 1946 году было написано стихотворение «Гамлет», открывающее семнадцатую главу произведения «Стихотворения Доктора Живаго», в которой содержится 25 стихотворений.
Созданные человеком искусства произведения – это его истинное лицо, его суть, отражение его Души. Знакомясь с произведениями поэтов, мы знакомимся ближе с самими авторами.
«Доктор Живаго» — уникальное произведение, которое «раскрывает» читателю автора как удивительного человека, стремящегося «дойти до самой сути» самому и очень точно, без каких-либо многообразных вариантов, объяснить, донести суть до читателя. Именно поэтому он «раскрывает» нам Юрия Живаго через его стихи, чтобы мы лучше поняли самого героя, а через героя самого Пастернака.
В 1956 году роман был окончен и отредактирован Борисом Леонидовичем. Но напечатан он был только в 1957 году в Италии, а затем, в 1958 году, во многих европейских странах. Российский читатель увидел роман лишь в 1988 году, спустя 33 года после смерти автора.
Вариант №2
Стихотворение «Гамлет» было написано Б. Пастернаком в 1946 году. Оно также открывает последнюю семнадцатую часть в романе «Доктор Живаго», которая представляет собой сборник стихотворений главного героя Юрия Живаго.
Литературное направление, в котором написано данное стихотворение – футуризм. По жанровой принадлежности стихотворение соответствует философской лирике.
Основная тема произведения это нравственный выбор каждого отдельного человека, который он постоянно совершает и тем самым определяет свою судьбу. Выбранный Б. Пастернаком лирический герой стихотворения заключает в себе несколько лиц, схожих в своих намерениях. Среди этих лиц — Гамлет, принц Датский; актер театра, глубоко прочувствовавший роль Гамлета; Иисус Христос; доктор Живаго и сам Борис Пастернак. Все они, так или иначе, посвятили свою жизнь борьбе со злом, обличая пороки общества.
Борис Пастернак, как человек, не покинувший свою страну и народ, и как автор пронзительного романа, в котором отразил участь русского интеллигента, был готов к тому, что его в любой момент моги арестовать. Об этом свидетельствуют такие строки:
«На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси».
«Сумрак ночи» в данном случае метафора, при помощи которой писатель делает отсылку к советской власти. Не случайно автор выбирает в качестве лирического героя стихотворения актера театра, все действия которого выставлены на осуждение зрителям, подобно самой жизни писателя.
Написание романа для Б. Пастернака было одной из важнейших задач в его жизни, за что он был готов понести наказание. Драма настоящей жизни русского интеллигента не менее страшна и опасна чем драма Шекспира, поэтому обращение к Всевышнему звучит с такой мольбой:
«Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси».
Подобно тому, как однажды Иисус усомнился в назначении приносимой жертвы ради всего человечества, так и герой стихотворения в полной мере осознает всю тяжесть борьбы со злом и просит спасти его от предначертанной ему участи.
Обвиняя своих современников в фарисействе, то есть лжи и лицемерии, Пастернак прекрасно осознает, что долг настоящего гражданина состоит в противостоянии злу, что происходит, как правило, в полном одиночестве. Общество бездушно к его страданиям и ждать помощи ему не от кого:
«Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти».
Проанализировав предложенное стихотворение можно сделать некоторые выводы, которые хотел донести будущим поколениям Б. Пастернак
Важно придерживаться собственных понятий о морали и нравственности, а не идти вслед за тем, что навязывает общество. Только тогда становится возможным отойти от шаблонных действий, которые как роль актера, заранее обозначены обществом
Подобно Гамлету каждый человек выбирает «быть или не быть», создать себя самому и быть ответственным за свой выбор, либо подчиниться порядкам, принятым в обществе, и отвергнуть идею о самоидентификации. Идея противостояния личности и общества, борьбы со злом сильно беспокоит автора.
Стоит отметить, что в стихотворении «Гамлет» заключены все основные принципы и убеждения, которых придерживается сам автор.
Кратко по плану
В ЧЕМ ТРАГЕДИЯ ГАМЛЕТА
3.8
(25)
Литература знает множество примеров действительно трагических главных героев произведений. Но одним из самых подробных трагических героев, который был описан автором наилучшим образом, является Гамлет. Автор произведения смог чрезвычайно подробно описать Гамлета, его эволюцию как личности и изменения его отношения к жизни. Несмотря на свой высокий социальный статус, Гамлет столкнулся с проблемами, которые не знает ни один бедняк. И он очень изменился во время преодоления этих сложных проблем.
Гамлет
История Гамлета начинается довольно радостно. Молодой человек жил в полноценной семье и готовился возглавит государство, когда его отец отойдет на покой. Но случилось непредвиденное — отец Гамлета. Таким образом, Гамлет потерял самого близкого человека — собственного отца и лишился возможности взойти на трон. Он столкнулся с большими проблемами, которых никогда раньше не ожидал. Восприятие мира резко изменилось в понимании Гамлета. Поэтому в его воспаленном сознании возникла своеобразная раздвоенность: с одной стороны, он хотел бороться, доказывать свою правоту и делать какие-то действия для окончательного достижения успеха, но с другой стороны, он находился в состоянии ужасного беспорядка, который практически сковывал его и не давал делать ничего полезного. Гамлет возненавидел своего дядю Клавдия, который лишил его всего того, что Гамлет намеревался получить. И тогда Гамлет решил отомстить ему. Но все-таки разочарование от такого несправедливого поворота в жизни оказалась намного сильнее, а потому молодой парень все в большей степени замыкался в себе, пытался отыскать ответы на все свои вопросы в собственном уме, а не в реальной жизни. Такие размышления приводят Гамлета к мыслям о собственной слабости и ничтожности, за все свои неудачи он корит себя одного. Кроме того, он начинает чрезмерно много задумываться о смерти, и это тоже не имеет никакой пользы.
Основной трагизм Гамлета в том, что этот человек пережил слишком резкий перепад от хорошего к плохому в своей жизни. Ему казалось, что жизнь его никогда не будет иметь столь серьезных сложностей. Тем не менее, эти сложности возникли, и с ними нужно что-то делать. Но внутреннее смятение Гамлета не давало ему возможности делать хоть что-то полезное, а потому он так и не смог справиться со всеми своими проблемами. А это в свою очередь сделало его образ еще более трагическим, чем он был.
3.8 / 5. 25
Между женщинами
Для глубокого анализа стихотворения обязательно надо прочитать роман, только так можно понять, что хотел передать поэт в стихах Живаго. Напомню в двух словах сюжет романа. Живаго разрывается между нежной любовью к жене и пламенной страстью к другой женщине. Каждая из них дорога по своему, от них он не может отказаться, их он не готов менять. Судьба бросает Живаго на поле гражданской войны, он проходит плен и страдания, возвращаясь в Москву уже избитым человеком и страдая от пустоты и одиночества.
Новая жена, скорее, неизбежность бытия, никакой любви больше нет, есть лишь усталость и воспоминания. Этот момент зеркально показывает «Гамлет»:
Суета войны осталась позади, там же и страдания от любви к двум женщинам, подмостки – это Москва, в которую Живаго вернулся после долгих странствий, а дверной косяк – это обыденность сегодняшнего дня. Автор спрашивает у судьбы, что ждёт его впереди, закончились ли страдания или ждёт новый виток бед? Живаго устал и не готов к дальнейшей борьбе, что и отражает в строках:
Это обращение к Богу, которого доктор просит остановить сумрак ночи, пронести мимо чашу страданий, так как его жизнь полна ими и так.
Смысл
Смысл произведения заключается в том, что жизнь человека — это извечный выбор. Не зря Пастернак дал своему творению название, связанное с одноимённой пьесой Уильяма Шекспира «Гамлет», где главный герой, размышляя, задаётся таким философским вопросом «быть или не быть?». На жизненном пути встречается весьма много трудностей, которые могут сломить человека, сбив его с истинного курса. Терпение, наличие собственного мнения и чёткой жизненной позиции — это залог успеха на пути реализации собственных идей, связанных с положительными метаморфозами процесса изменения социума.
Однако автор прекрасно понимает, что порой человек проигрывает борьбу с роком. От него пал Гамлет, от него потерпел поражение Юрий Живаго. И предвкушение этого поражения видно как раз-таки в этих строках. Лирический герой принимает роль, данную ему, но не хочет играть в «другой драме». Но чашу не пронесли мимо, и он вынужден выйти на сцену, где его падение предрешено. Так и герой романа понимает, к чему его ведет рок революционных событий, но покорно следует ему.
Тема, проблемы, настроение
Эти строки можно считать темой стихотворения «Гамлет». Неизбежность чего-то конкретного, возможно нежеланного, но необходимого – это основная тема разбираемого произведения.
Проблематика стихотворения «Гамлет» достаточно широкая, многогранная. Автор в произведении поднимает проблему выбора дальнейшего пути, конфликта личности и общества, проблему одиночества, проблему принятия неизбежного. Лирический герой видит свой путь, и ему тяжело смириться с этим.
Настроение стихотворения «Гамлет» лирическое, сумрачное, но смиренное.
Тема и настроение стихотворения не лучезарные, но воспринимается оно достаточно легко, без удручающего «послевкусия».
«Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
Стихотворение «Гамлет» было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. Именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго» Юрием.
Мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. Рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик. Чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью? Выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла – основная тема стихотворения «Гамлет» Юрия Живаго.
Лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто шекспировский «Гамлет». Толпа зрителей затихает – они ждут, они алчут от героя представления. Между тем, фразу «Я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь (в словаре Ефремовой подмостки – это настил из досок на возвышении). Ничем не напоминает эшафот, друзья?
Но за что толпа собирается казнить «Гамлета»? Может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее («Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку»)? Или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери («Прислонясь к дверному косяку»)?
Чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в атмосферу ночи. Темнота, мрак сгущаются, будто вселенское зло собралось в одном месте, чтобы наброситься на героя («На меня наставлен сумрак ночи»). И даже звезды на небе против него («Тысячью биноклей на оси»).
Далее Пастернак использует библейский мотив, взятый из Евангелия. («Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси»). Лишь однажды Иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.
Лирический герой понимает, что судьба каждого человека – быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя. Раньше он хотел жить, как все («И играть согласен эту роль»), но его предназначение оказалось совершенно другим. Лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство. И та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий («Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь»).
В последней строфе стихотворения «Гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется – он обрастает новой проблематикой. Герой осознает, что будет непросто («Жизнь прожить – не поле перейти»), но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному («Я один, все тонет в фарисействе»). При этом Пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний
Образ лирического героя. Однако было бы глупо отождествлять лирического героя с Юрием Живаго, Пастернаком, Гамлетом или даже Иисусом. Перед нами – Человек с большой буквы в контексте историко-культурного наследия человечества. Перед нами – Личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох. И, в конце концов, перед нами Современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.
Стихотворный размер «Гамлета» – пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «Бородино» Михаил Лермонтов. Рифмовки перекрестные (абаб), рифмы мужские (уд. на последнем слоге) и женские (уд. на предпоследнем слоге).
- «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
- «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака
- «Июль», анализ стихотворения Пастернака
- «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака
- «Февраль», анализ стихотворения Пастернака
- «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
- «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака
- Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»
- «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака
- «Март», анализ стихотворения Пастернака
- «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака
- «Сон», анализ стихотворения Пастернака
- «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение
- «Иней», анализ стихотворения Пастернака
- «Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака
По произведению: «Гамлет»
По писателю: Пастернак Борис
Темы и проблемы
Основная проблема данного стихотворения это — нравственный выбор человека. Лирический герой избрал для себя идеалистическую высокодуховную позицию, лишённую лжи, изобилующую жизненными трудностями, непониманием со стороны общества и извечную травлю. Это отражает судьбу самого Пастернака.
Основная тема — безвременность процесса творчества. Здесь же присутствует мотив будущего – поэт с помощью феноменальной чуткости ловит на тонкий слух, что же случится с ним дальше. Эту возможность дает ему именно творчество, ведь оно формируется вне времени, и для него такой скачок – обычное дело.
Также автор сравнивает жизнь с игрой на сцене, это отсылка к Шекспиру и его «Гамлету». Тема фальши прослеживается и в его образе, ведь он «играет роль»
Кто же режиссер этой драмы, чуждой ему? Бог, история или провидение – не важно, ведь главное, что он принял условия игры. По сюжету романа, Юрий Живаго – тоже маленький человек, который принимает обстоятельства и не бунтует против них
Таким образом, в стихотворении прослеживается тема всей книги – смирение.
Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» 1 вариант
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» открывается стихотворением «Гамлет», которое поэт приписывает авторству своего героя. Впоследствии это произведение приобрело огромную популярность, потому как в нем дается ответ на вопрос, что же такое человек, и может ли он оставаться самим собой до конца жизни.
История возникновения этого произведения довольно необычна. Помимо литературной деятельности Борис Пастернак, владеющий несколькими иностранными языками, занимался переводами. И именно его авторству принадлежит самая знаменитая русскоязычная версия знаменитого «Гамлета» Уильям Шекспира. Работая с первоисточником, поэт смог в полной мере ощутить трагедию главного героя, поставленного перед непростым выбором. Однако свое произведение он посвятил актерам, которым предстоит сыграть эту непростую роль на сцене, поэтому стихотворение начинается со строк: «Гул затих. Я вышел на подмостки, прислоняясь к дверному косяку». Однако, описывая те чувства, которые испытывает человек в образе Гамлета, Пастернак имеет ввиду не только актеров. Образ, созданный поэтом, гораздо шире и глубиннее. Он является собирательным и включает в себя множество ипостасей, которые обобщены обычными эмоциями. Если рассматривать их с философской точки зрения, то каждый из нас, будь то Юрий Живаго, шекспировский Гамлет, сам Пастернак или же любой другой человек, рано или поздно встает перед жизненным выбором. И. приняв какое-то решение, испытывает не только волнение, но и страх от осознания того что есть только одно мгновение, когда можно что-то изменить или же исправить, после которого наступает так называемая «точка невозврата», когда все последующие поступки уже не будут иметь никакого значения. Поэтому главный герой стихотворения, обращаясь в переполненный зал, просит: «Если только можно, Авве Отче, чашу эту мимо пронеси». Это означает, что в качестве актера он боится сыграть свою роль недостаточно хорошо и вызвать осуждение публики. Однако если разобраться, то любой человек ведет себя точно также вне зависимости от того, кем он является, ведь в жизни каждому из нас приходится лицедействовать. И от того, насколько хорошо и убедительно сыграна роль, зависит абсолютно все – успешная карьера, личное счастье, реализация собственного творческого потенциала.
Обращаясь к судьбе, которая предопределена для каждого человека, Пастернак отмечает: «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль». Это означает, что автор не намерен противиться очевидным вещам, он – фаталист
Именно так живет большинство из нас, полагаясь на старое доброе «авось», даже не осознавая, что иногда важно не только хорошо выучить свою роль, но и знать содержание всей пьесы, которое может меняться и трактоваться по-разному. Поэтому фраза поэта о том, что «сейчас идет другая драма
И на этот раз меня уволь» сегодня, как и 70 лет назад, может расцениваться, как открытый бунт человека, осознающего, что его заставляют стать участником заранее спланированного представления, о котором он не имеет ни малейшего представления. И это неприкрытое желание отказаться от навязанной роли в условиях тоталитарного режима вызывает искреннее восхищение поэтом, который, в первую очередь, является гражданином своей страны и не желает быть чьей-то марионеткой.
Тем не менее, Пастернак признает, что бороться с системой, которая обладает отлаженным механизмом манипуляции людьми, совершенно бесполезно, так как «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути». Потому автор признается, что в своем желании быть личностью он одинок. Финальная же фраза этого стихотворения о том, что «жизнь прожить – не поле перейти» свидетельствует о том, как трудно человеку оставаться искренним и верным самому себе в тех ситуациях, когда окружающие ожидают от него совсем иного.
Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет»
Борис Пастернак «Гамлет», стихотворение свое, написал в 1946 году. А роман о судьбе русской интеллигенции, жизнеописание доктора-поэта, был создан в 1957 году. Семнадцатой, последней частью главного произведения Бориса Пастернака являются стихи, щедро приписанные автором своему герою. Данный анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» призван выяснить, почему оно открывает сборник поэзии Юрия Живаго.
Усложняет анализ то, что говорить нужно о лирическом герое, созданном литературным персонажем. Позиция самого Пастернака может быть рассмотрена через призму жизненных установок этого условного автора. Дмитрий Быков, изучающий биографию и творческое наследие поэта, утверждает, что сюжетом роман обязан тому представлению об идеальной жизни, которую хотел бы прожить сам Пастернак. Таким образом, анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» может помочь юному читателю узнать о жизненных идеалах поэта.
Тема стихотворения сложная: автор пытается осмыслить свое литературное творчество. определить его значимость в собственной жизни, его общественную роль и назначение. Поскольку изложение ведется от первого лица, можно предположить, что свою собственную жизнь доктор-поэт сопоставляет с драматической судьбой самого неоднозначного из героев Шекспира.
Своего лирического героя он переносит на сцену, тем самым подразумевая, что жизнь его самого выставлена напоказ, и он чувствует, что играет роль, а управляет им опытный режиссер. Условность происходящего подчеркивает театральная лексика. Под «подмостками» подразумевается жизнь, косяк бутафорской двери обозначает заодно и «вход» — приход в жизнь, и «выход» — уход из нее.
Театральные бинокли – это зрители: советская «общественность», цензоры и так далее, которые «не читали, но не согласны». Кроме того, герой ощущает враждебный характер этого внимания, направленного на него, и выражает его эпитетами «ночь», «сумрак».
Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» требует осветить еще одну его тему – мотив христианского отношения к жизни, выраженного в просьбе «актера», обращенной к «режиссеру». Форма обращения говорит о том, что имеется в виду Творец всего Сущего, а герой хоть и молится, и просит пронести чашу горьких испытаний и тяжкого выбора мимо, но как истинный христианин согласен с замыслом Творца на его счет и готов ко всему, что ему уготовано.
Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» дает возможность понять смысл фразы «другая драма» (слова, взятые поэтом из Библии, описывают эпизод предательства Иисуса учеником его). Видимо, говорится о том, что драма связана уже не с театром и не с библейской историей, а с жизнью.
Герой чувствует, что судьба его уже предопределена, что бы он ни делал — конец трагичен: одиночество и лицемерное равнодушие окружающих. Но, согласно идеалам самого автора романа, герой как истинный интеллигент и христианин готов нести свое предназначение, состоящее в противостоянии окружающей лжи и враждебности, до конца ответственно и взвешенно. Конечная фраза – распространенная, часто употребляемая народная пословица, которую странно слышать из уст образованного лирического героя. Но он — русский человек, и философия мудрости народной ему не чужда. Не обладающим ею очень трудно выжить в России и сегодня.
Поэт Борис Пастернак (анализ стихотворения «Гамлет» тому доказательство) открывает этим произведением сборник стихотворений Юрия Живаго потому, что оно является программным. Оно содержит в сжатом виде самые важные жизненные установки и условного, и настоящего автора.