Тропы и образы
Этот главный параллелизм («двойная любовь») раскрывается в столь же рационально построенной системе образов-символов, которые играют и переливаются, как «двойные» картинки: например, явные гиперболы (бесконечность милых глаз, беспредельность милого взора) тут же могут быть прочитаны и как «простое» поэтическое описание неба, «просто» отражённого в глазах любимой – в чём и состоит символизм данных образов. Точно так же дышать нам дано воздухом, «атмосферой», которая и есть небо, – но в символическом плане «жизнью я дышу, любя» (метафора) – и только любя, так как истинное постижение всего символического наполнения «небесных» образов-символов даётся лишь любовью. Прямая отсылка к Тютчеву дана не только в эпиграфе, но и в символическом образе лебедя, но и этот образ есть троп – сравнение с лебедем самого лирического героя, который, «как лебедь на волнах», гордо реет между «бездной» неба и «бездной» взора любимой. Наконец, очень важен финальный образ-символ «заброшенности» (утраченного рая): «Так, заброшены на землю…» Преодолеть заброшенность, вернуть утраченный рай и вернуться на свою метафизическую родину – на небо – человеку возможно опять-таки не иначе как при помощи любви: «…к небу всходим мы, любя…».
Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Женщине»
11 декабря 2015
Стихотворение «Женщине» В.Я.Брюсов написал в конце девятнадцатого века. В тот период он женился на гувернантке своей сестры. Его новая жена была образована и умна. Она представляла собой редкую женщину того времени, способную самостоятельно заработать себе на жизнь.
Поэт был поражен сочетанием в ней безупречности, красоты и ума. Но не только ей посвятил В.Я.Брюсов свое произведение. Он поднял на пьедестал всех женщин. Автор был ценителем прекрасного пола, женщины его вдохновляли. Он сравнивает женщину с источником мудрости «книга между книг». В то время в мире главенствующих мужчин это был смелый вызов.
Поэт думает о том, что женщина приносит радость и, в то же время, боль. Видимо сам переживал он такие противоречивые чувства во имя любви. Он проводит сравнение женской сущности с «божественным напитком». Нарицательной стала фраза В.Я.Брюсова о женской правоте. Он отмечает влияние женщин на мужчин. Даже таща ярмо, мужчины готовы служить женщинам. В стихотворении смешиваются такие женские качества как колдовство и божественность. Эти особенности сочетаются между собой.
В произведении женщина возвышена до уровня божества, а мужчина порабощен. Даже понимая, что умрет, мужчина поддается чарам и «славословит бешено средь пыток». Такой обжигающий напиток, как женщина, обжигает и своей резкостью порабощает сильного мужчину. Брюсов показывает порабощение как достоинство и вершину удовольствия.
На протяжении всей жизни поэт уважал и ценил женщин. Ему приписывали множество романов, но он был верен своей жене. Именно ее он считал идеалом. Возможно, он и списывал женские качества именно с нее. В.Я.Брюсова всегда восторгала и пугала противоречивость женского характера.
В стихотворении он задается вопросом, почему двойная жизнь так свойственна женской натуре. Поэт считал, что даже умная и образованная девушка не сможет ответить на этот вопрос. Сегодня в русской литературе это стихотворение более всех возвышает и, без использования метафор, обожествляет женщину. Удивительным образом автор собрал все достоинства прекрасной половины человечества в столь коротком произведении.
Рекомендуется к прочтению:
анализ стиха Брюсова
АЛиса Лисьина Ученик (91), закрыт 6 лет назад
срочно нужно по такому плану: 1)дата написания и публикации 2)место,занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод 3)творческая история(выбор жанра,традиция,цензура) 4)основная тема 5)смысл названия 6)лирический сюжет и его движение 7)композиция. наличие обрамления.основные структурные части 8)основные настроения, тональность стихотворения 9)ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие 10)Лирический герой,его своеобразие и способы его самораскрытия 11)лирический персонажи. Их переживания. Их судьбы 12)столкновение или соединение различных уровней сознания 13)позиция атора и передача его переживаний 14)музыка стихотворения 15)ритм,размер 16)рифмовка. характер рифм 17)лексика.Языковые выразительные средства 18)поэтический синтаксис 19)звукопись. фонетическая окраска стиха 20)идея стихотворения, выявленная в итоге анализа 21)отзывы критиков о стихотворении 22)звучание стихотворения в наши дни
Пожалуйста помогите очень нужно
ооой название Юному поэту
lɐǝɹ ʌ ɐvmʎ
Высший разум (770046) 6 лет назад
Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении «Юному поэту» (написано 15 июля 1896, опубликовано в сборнике «Me eum esse» — «Это я». 1897)
Юноша бледный со взором, горящим. Ныне даю я тебе три завета Первый прими не живи настоящим. Только грядущее область поэта. Помни второй никому не сочувствуй. Сам же себя полюби беспредельно. Третий, храни поклоняйся искусству. Только ему, безраздельно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь мои три завета. Молча паду я бойцом, побежденным. Зная, что в мире оставлю поэта. Стихотворение «Юному поэту» — декларация самоценного искусства, поэзии как ценности, которая требует безоговорочного служения только ей одной. Брюсов добивается торжественности звучания стиха, выбрав дактиль — трехсложный размер, уже по самому этому более медленный и строгий. чем двухсложные, и к тому же строго соблюдая ритмическую схему — ни одно ударение на стопе, где оно должно быть, не пропущено, а потому речь кажется мерным, ритмичным движением без ускорений и замедлений. Ощущение торжественности поддерживается и отбором высоких, эмоционально окрашенных слов: «юноша», «взор», «беспредельно», «грядущее», «поклоняйся».Основа стиха в поэзии Брюсова — метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха. При этом Брюсов обращается к поэтической традиции (Рылеев, Лермонтов, Некрасов). которая, используя ту же стилистику, утверждала противоположные идеи — поэтического творчества как гражданского служения, как борьбы (следом этой традиции может считаться мотив «побежденного бойца», появляющийся достаточно неожиданно). Тем самым Брюсов вступает в диалог со своими предшественниками, претендуя на равенство с ними.
Припасть к соску
По словам поэта Владислава Ходасевича, «Брюсов всю жизнь любопытствовал женщинам. Влекся, любопытствовал и не любил. Было все: и чары, и воля, и страстная речь, одного не было — любви». Тем не менее «донжуанский список» Валерия Яковлевича весьма солиден. Вот еще несколько имен.
- С Талей — Натальей Дарузес — Брюсов играл в любительских спектаклях. Познакомились в июле 1893 года, а в октябре сошлись. Девушка первой открылась ему в своих чувствах. Это случилось вскоре после смерти Елены Красковой. Признание Тали — как называл ее Брюсов — не вызвало у него восторга. Но Дарузес была настойчива, и через несколько месяцев после знакомства они сблизились.
- Людмила Вилькина. Поэтесса, хозяйка литературного салона, жена поэта-символиста Николая Минского (Виленского) и «муза» философа Василия Розанова, писателя Дмитрия Мережковского, художников Констатина Сомова и Льва Бакста и многих других. Общение с пожирательницей мужских сердец впечатлило Корнея Чуковского: «Вилькина принимала гостей лежа на кушетке и руку каждого молодого мужчины прикладывала тыльной стороною к своему левому соску, держала там несколько секунд и отпускала». Брюсов путешествовал с дамой сердца в Финляндию, о чем докладывал законной супруге: «…Людмила меня приняла в некоей уединенной комнате, полтора часа она меня соблазняла, но не соблазнила, конечно, да и не соблазнит… Сегодня опять буду у ней…»
После расставания с Вилькиной поэт не без удовольствия размазал экс-любовницу как поэта, публично охаивая ее способности.
Аделина Адалис — молодая поэтесса, которой Брюсов покровительствовал в последние годы жизни. В литературных кругах ходила эпиграмма: «Расскажите нам, Адалис, / Как вы Брюсову отдались».
Марина Цветаева называла Аделину — одесситку с египетским профилем, длинными острыми ногтями цвета черной крови — «приблудой из молодых волков».
Певец «бледных ног»
- Брюсов — автор первого моностиха, однострочного стихотворения: «О закрой свои бледные ноги».
- Поэт обожал розыгрыши. Написал два сборника стихов от лица дорогой куртизанки. Мистификацию разоблачили не сразу.
- Участвовал в так называемых судах. Например, обвинял имажинистов и защищал русскую литературу в «Суде над русской литературой». Обвинителем на том «процессе» выступал Сергей Есенин.
Кстати
- С 1908 года он был морфинистом, — писал о Брюсове Владислав Ходасевич. — Старался от этого отделаться, но не мог. Летом 1911 года д-ру Койранскому удалось на время отвлечь его от морфия, но в конце концов из этого ничего не вышло. Морфий сделался ему необходим. Помню, в 1917 году во время одного разговора я заметил, что Брюсов постепенно впадает в какое-то оцепенение, почти засыпает. Потом он встал, ненадолго вышел в соседнюю комнату — и вернулся помолодевшим…
- Брат Валерия Яковлевича, Александр Яковлевич, — профессор искусствоведения, сотрудник Исторического музея, участвовал в поисках Янтарной комнаты.
Вы чувствуете себя так, будто пробежали стометровку
Будто вы не смотрите в глаза другого человека, а только что установили мировой рекорд в спринте. Это всё всплеск гормонов. Влюблённость повышает уровень адреналина и норэпинефрина, что заставляет пульс увеличиваться. Дыхание непроизвольно учащается, и вам становится жарко. Это всё напоминает реакцию организма на очень сильный испуг. Но в этом и есть прелесть человеческой психики: одна эмоция отличается от другой набором элементов. При влюблённости к адреналину добавляется щепотка дофамина и других гормонов удовольствия и рождаются ощущения уже совсем не такие, как при испуге.
LiveInternetLiveInternet
Валерий Яковлевич Брюсов
Всё каменней ступени, Всё круче, круче всход. Желанье достижений Еще влечет вперед.
Но думы безнадежней Под пылью долгих лет. Уверенности прежней В душе упорной — нет.
Помедлив на мнгновенье, Бросаю взгляд назад: Как белых цепей звенья — Ступеней острых ряд.
Ужель в былом ступала На всё нога моя? Давно ушло начало В безбрежности края,
И лестница все круче… Не оступлюсь ли я, Чтоб стать звездой падучей На небе бытия?
Валерий Брюсов по праву считается одной из ключевых фигур в русском символизме. Его произведения двойственны по своему характеру, так как обычные предметы и явления автор нередко наделяет особым смыслом. Такова отличительная черта творчества Брюсова, который умел видеть то, что недоступно другим, и трактовать свои наблюдения с точки зрения скрытого в них смысла.
К таким знаковым произведениям относится и стихотворение «Лестница», написанное в 1902 году. В первой его части поэт рассказывает о том, как он совершает подъем вверх по каменным ступеням. Однако между строк легко можно прочесть о том, что речь идет не об обычном восхождении, а о жизни поэта, которая ассоциируется у него с лестницей. «Желанье достижений еще влечет вперед», — отмечает Брюсов, при этом подчеркивая, что он уже прошел немало, и поэтому «уверенности прежней в душе упорной – нет». Поэт признается, что он сомневается в правильности выбранного жизненного пути, его одолевают не только страхи, но и чувство безнадежности. Ведь сияющей вершины, к которой так стремится автор, еще не видно, зато позади остался «ступеней острый ряд», которые символизируют прожитые годы.
Впрочем, по земным меркам Валерий Брюсов еще довольно молод, так как в момент написания этого стихотворения ему едва исполнилось 29 лет. Тем не менее, поэт ощущает себя если и не старцем, то уже умудренным жизненным опытом человеком, лучшие годы которого остались позади. Это действительно так, потому что Брюсов уйдет из жизни 50-летним мужчиной, отягощенным множеством пороков, одним из которых являлось употребление наркотиков. Словно бы предчувствуя это, поэт задается вопросом: а под силу ли ему преодолеть это жизненное восхождение, не слишком ли крута для него выбранная лестница, такая манящая в начале пути, и столь опасная во время подъема? Брюсов не знает ответа на этот вопрос, но панически боится того, что однажды станет «звездой падучей на склоне бытия».
Впрочем, время все расставило по своим местам. После революции Брюсова не признавали, как поэта, поэтому он вынужден был зарабатывать себе на жизнь журналистикой и переводами. Настоящая слава пришла к поэту уже после его смерти, в период знаменитой хрущевской «оттепели». Таким образом, путь по мифической лестнице оказался для Брюсова весьма сложным, но он все же сумел добраться до вершины и не сорваться в пропасть, т. е. вошел в историю русской литературы как яркий и самобытный поэт.
Текст: pishi-stihi.ru
Вы чувствуете себя немного пьяным
«Пьян от любви» — не такое уж фигуральное выражение. Лёгкое головокружение, чувство эйфории и ощущение, что нет ничего невозможного, — знакомые чувства после первого свидания? , что алкоголь и окситоцин, который называют «гормоном любви», действуют на мозг примерно одинаково. В опыте на животных, которым впрыскивали окситоцин через нос, выяснилось, что при повышении уровня этого гормона увеличиваются симпатии к ближнему, склонность к самопожертвованию, щедрость и доверие, в то время как страх, тревожность и уровень стресса сильно снижаются. Потому человек чувствует после первого неловкого поцелуя то же, что после выпитого бокала шампанского.
Анализ 2
Любовная лирика русских поэтов часто рассказывает об образах женщин, которые являются фактически богинями, похитившими сердца великих авторов. Вот и стихотворение, написанное Брюсовы и получившим название «Женщине», которое появилось на свет в 1899 году, после того, как около года он прожил с Иоанной Рунт, девушкой, которая работала гувернанткой у его младшей сестренки.
Она была одной из немногих, кто имел прекрасное образование и самостоятельно обеспечивала себя, при этом у нее были неординарные литературные способности, именно поэтому она занимала в сердце поэта особенное место, и именно поэтому ей посвящены самые волнующие и трогательные стихотворения.
Но стихотворение «Женщине» описывает не только Иоанну, но и всех представительниц женского пола. Для него любая девушка является настоящей загадкой, запечатанным свитком, который содержит множество тайн и загадок, необходимых разгадать. Каждый ее поступок он ассоциирует с фактически безумным стихотворением, которое необходимо разгадать. Ее нельзя объяснить, она совершенно рациональна, при этом очаровательна и полна сил.
Когда Брюсов становится примерным семьянином, он четко осознает, женщина приносит не только радость. Она может быть и источником настоящей боли. При этом автор считает их фактически высшими существами, способными на разные поступки. Именно Валерию Брюсову принадлежит фраза, что женщина всегда права.
Именно женщины являются смыслом жизни для любого мужчины, наполняют его жизнь различными смыслами, особенно, если молодой человек влюблен и движим прекрасными чувствами, он старается любыми способами поддержать любимую, помочь ей, сделать ее лучше и еще прекраснее. Он оберегает ее словно любимый цветок, который ему достался, несмотря на шипы, которые могу быть у прекрасного создания.
Брюсов готов терпеть любую боль, ради того, чтобы радом находилась возлюбленная, которая может стать ему поддержкой и опорой в любом случае. Он старается для нее, для женщины загадки, которая является для него разгадкой в большой жизни, настоящим ключом, который позволяет отыскать ответы на вопросы и найти настоящий смысл.
Анализ стихотворения Женщине по плану
Образец анализа стихотворения
После изучения отдельных лирических произведений целесообразно провести заключительный урок.
Заключительное занятие по лирике обобщает все наблюдения, сделанные в процессе уроков, посвященных лирике.
Заключительные уроки можно проводить в различных формах. Это и уроки-викторины, и уроки-конкурсы на лучшего чтеца. Это также может быть и лекция учителя. Для активизации внимания и эмоций учащихся в лекцию можно включить чтение образцов лирики мастерами художественного слова, исполнение романсов на слова лирических произведений. Этот урок, независимо от формы, должен быть обучающим и воспитывающим. С этого урока учащиеся должны унести с собой конкретные ответы на вопросы: Чем лирика изучаемого поэта отличается от поэзии его предшественников? В чем особенности его лирики? Каковы основные темы и мотивы? Каково значение лирики изучаемого поэта?
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток,
В его строках и дум и слов избыток,
В его словах безумен каждый миг.
Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток.
Он жжет огнем, едва в уста проник,
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток
Ты – женщина, и этим ты права,
От века убрана короной звездной,
Ты – в наших безднах образ божества.
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя.
11 августа 1899 г.
Стихотворение В.Брюсова – сонет. Это излюбленная форма лириков для создания гармоничных стихов, воспевающих прекрасное. Форма сонета выбрана Брюсовым не случайно. Это произведение – гимн женщине. И основная тема данного стихотворения – могущество женских чар.
Брюсов употребляет простое местоимение «ты» в рефрене. Символист подсказывает нам с помощью определенно-личных и неопределенно-личных конструкций («тебе мы служим», «мы для тебя влечем ярем железный», «молимся», «пьющий пламя подавляет крик», «славословит бешено»): эта «ты» известна каждому. Но нет ей имени, Она – и свято чтимый идол, «образ божества», колдовское зелье. Используя в рефрене двусоставное предложение с нулевой связкой в составном именном сказуемом ( «Ты – женщина»), Брюсов подчеркивает наибольшее постоянство двух понятий: «ты», «женщина». «Женщине» автор не дает имени, она – собирательный образ всех правнучек Евы.
Раскрыть сущность женщины помогают поэту символы, представленные видом тропа – метафорой.
Женщина – книга между книг (то есть главная книга, которую интересно прочесть любому), запечатленный свиток (не каждому доступно драгоценное писание, полное открытий), ведьмовский напиток (верное средство перенестись в иной, волшебный и безумный мир), коронованная звездами божественная особа. Овеществление женщины в первой и второй строфах помогает выразить отношение автора к ней как к чему-то драгоценному, оберегаемому. Сделать поэтическую роль яркой, эмоционально окрашенной позволяют Валерию Брюсову используемые эпитеты: свиток – запечатленный, свернутый; напиток – жгучий огнем; корона – звездная. Особый оттенок придает важным для автора строкам инверсия:
В его строках и дум и слов избыток…
Тебе мы служим, тверди гор дробя.
Соединение несоединимого в словосочетании «пьющий пламя» подсказывает читателю, что, по мнению автора, ради женщины любой способен на безумство, «подавляя крик».
Употребление анафоры: «Ты – женщина, ты – книга между книг, ты – свиток; В его строках и дум и слов избыток, в его строках безумен каждый миг», — делает речь автора более связной, концентрирует внимание читателя на основных понятиях. Обратимся к другому языковому уровню – фонетическому: в первых двух строфах преобладает аллитерация, что подчеркивает ритмичность и официальность гимна женщине в разговорной интонации
Обратимся к другому языковому уровню – фонетическому: в первых двух строфах преобладает аллитерация, что подчеркивает ритмичность и официальность гимна женщине в разговорной интонации.
Ассонанс в третьей и четвертой строфах делает строки восхваления женщины мелодичными, позволяет создать напевную интонацию.
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток
U — |U — |U — |U — |U – | U
Стихотворный размер произведения Брюсова – пятистопный ямб. Поэт – символист использует архаизмы: уста, славословит, убрана, влесет, ярем, тверди. Архаизмы позволяют подчеркнуть, что уже издавна – «от века» – «молились…на тебя», что женщина, как божество, — непреходящая величина и что она всегда будет вдохновлять поэтов пламенем своего огня.
Обилие художественных средств и приемов позволяет автору стихотворения достичь единства формы и содержания.
Валерий Брюсов (стих)ПОДРУГИ о чем этот стих??(анализ)
Максим Березовой
Ученик (176), закрыт 2 года назад
Три женщины, грязные, пьяные, Обнявшись, идут и шатаются. Дрожат колокольни туманные, Кресты у церквей наклоняются.
Заслышавши речи бессвязные, На хриплые песни похожие, Смеются извозчики праздные, Сторонятся грубо прохожие.
Идут они, грязные, пьяные, Поют свои песни, ругаются. И горестно церкви туманные Пред ними крестами склоняются.
Людмила Привалова
Гений (51618) 7 лет назад
Это о нашей жизни! Дрожат колокольни туманные, Кресты у церквей наклоняются. — словно мы видим окружающее глазами этих пьяных женщин. Смеются извозчики праздные, Сторонятся грубо прохожие. — люди реагируют так, как свойственно человеческой природе — не сочувствуют. И горестно церкви туманные Пред ними крестами склоняются. — а Бог прощает и жалеет всех, всем помогает. Очень интересна лексика и изобразительно-выразительные средства этого стихотворения. Точная, строгая рифма, свойственная стилю Валерия Яковлевича, рождает общую картину происходящего и формирует у читателя отношение: пьяная женщина некрасива и жалка, но заслуживает сочувствия. Люди не жалеют друг друга, а «церкви. горестно» склонились своими крестами. Стоит задуматься!
Ardent
Мыслитель (6087) 7 лет назад
про русских баб
Елена Устиновская
Знаток (347) 7 лет назад
Стихотворение «Женщине» Брюсов Валерий Яковлевич
Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг.
Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток.
Ты — женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты — в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся — от века — на тебя!
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Гимн женщине Каждый день как с бою добыт. Кто из нас не рыдал в ладони? И кого не гонял следопыт В тюрьме ли, в быту, фельетоне? Но ни хищность, ни зависть, ни…
- Умной женщине Не говори мне о Шекспире, Я верю: у тебя талант, И ты на умственном турнире Искуснее самой Жорж-Занд. Но красотой родной и новой Передо мной ты расцвела, Когда остались мы…
- Женщине Хоть отроческих снов грехи Средь терпких ласк ей не рассказаны, Но с женщиной тайно связаны Струнами зычных мышц стихи. Как в детстве струи жгли хрустальные И в зное девочки, резвясь,…
- Стихи об одной женщине Эта старая женщина В белом халате, Заступившая в ночь На дежурство свое, Двадцать лет прослужила В родильной палате. Узловаты, натружены руки ее. Не легко в этом доме Дается порядок —…
- Баллада о женщине, спасшей поэта День ушел, как будто скорый поезд, Сядь к огню, заботы отложи. Я тебе не сказочную повесть Рассказать хочу, Омар-Гаджи. В том краю, где ты, кавказский горец, Пил вино когда-то из…
- Стихи красивой женщине Приподнимет Гордо морду, Гордо стянет Профиль птичий… Сколько стоит Ваша гордость? Цену — вашему величью?.. Так идет. Ей очень грустно (От утрат, видать, печали!). Не твоим ли пышным Бюстом Перекоп…
- Стучись, упорствуя, Кирка Стучись, упорствуя, Кирка, В глухую грудь земли, пока Не зацветут тебе века… Пусть горек, сир и мал твой труд, Но есть у грани тайных руд Рубин живой и изумруд… Но,…
- Быть женщиной — что это значит? Быть женщиной — что это значит? Какою тайною владеть? Вот женщина. Но ты незрячий. Тебе ее не разглядеть. Вот женщина. Но ты незрячий. Ни в чем не виноват, незряч! А…
- К женщине К тебе мой стих. Прошло безумье! Теперь, покорствуя судьбе, Спокойно, в тихое раздумье Я погружаюсь о тебе, Непостижимое созданье! Цвет мира — женщина — слиянье Лучей и мрака, благ и…
- Русской женщине …Да разве об этом расскажешь В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И…
- Женщине Ты асмодей иль божество! Не раздражай души поэта! Как безотвязная комета, Так впечатление его: Оно пройдет и возвратится, Кинжалом огненным блеснет, В палящих искрах раздробится, Тебя осыплет и сожжет….
- Защитникам Сталина Это те, что кричали: «Варраву Отпусти нам для праздника», те, Что велели Сократу отраву Пить в тюремной глухой тесноте. Им бы этот же вылить напиток В их невинно клевещущий рот,…
- Женщине-поэту Не уста твои сахарны И не очи мне твои, Что так живы и коварны, Дышат негою любви, — Нет, мне мил души избыток, Сердца девственная мощь; Твой пегас умен и…
- Письмо к женщине Золотым настилом на аллеи осень осыпается в саду. Я иду, согнувшись, по траншеям и не скоро до тебя дойду, Бьет в лицо горячий, дымный ветер. Далеки дороги и черны. Я…
- Простые строки Я не могу без тебя жить! Мне и в дожди без тебя — сушь, Мне и в жару без тебя — стыть. Мне без тебя и Москва — глушь. Мне…
- Не потому, что я за все в ответе Не потому, что я за все в ответе, не оттого, что я во всем права, но все, что ни случается на свете, на свой аршин я меряю сперва. И я…
- Наполеон Да, на дороге поколений, На пыли расточенных лет, Твоих шагов, твоих движений Остался неизменный след. Ты скован был по мысли Рока Из тяжести и властных сил: Не мог ты не…
- Письмо к женщине Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что…
- И сказал женщине суд И сказал женщине суд: «Твой муж — трус и беглец, И твоих коров уведут, И зарежут твоих овец». А солдату снилась жена, И солдат был сну не рад, Но подумал:…
- Русской женщине Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои… И жизнь твоя пройдет незрима,…
Вы сейчас читаете стих Женщине, поэта Брюсов Валерий Яковлевич
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 4 катренов, 7 предложений, из которых только одно невосклицательное. Таким образом, стихотворение – крик души лирического героя. Это спор с самим собой о своём месте в стране и в истории. Поэтому стихотворение начинается отрицанием: «Нет, я не ваш». Лирический герой не ассоциирует себя ни с толпой разрушителей, ни с толпой защитников старого. Он – поэт, вождь, идейный вдохновитель.
Вторая и третья строфы описывают роль, которую себе отводит в борьбе лирический герой. Четвёртая строфа неожиданна и поднимается до философского обобщения. Лирический герой не потому отрекается от пути с разрушителями, что не приемлет радикальных способов преобразования, а потому, что не готов довольствоваться никакой остановкой в разрушительной деятельности. Здесь позиция лирического героя противоположна позиции в стихотворении «Грядущие гунны» при схожести тем. Лирический герой – не хранитель старых ценностей, готовый принять перемены и погибнуть, а разрушитель, не желающий принять никакие ценности.
Тема стихотворения – роль поэта в эпоху социальных потрясений, революций. Это одно из стихотворений Брюсова, связанных с историческими событиями. Основная мысль: поэта нельзя сделать орудием какой бы то ни было идеологии. Он может вдохновить любое движение или революцию, но только до тех пор, пока сам вдохновляется ею, сам этого хочет.