Краткое содержание баллады «Василий Шибанов» подробно
Князь Андрей Курбский знал, что ему не избежать гнева государя, Ивана Грозного. Чтобы спасти свою жизнь, он решил перейти на сторону врага – бежать за границу, в Великое Литовское Княжество.
У князя Курбского был верный слуга – стремянный Василий Шибанов. В трудную минуту, когда конь Курбского пал, измученный долгой дорогой, Василий выручил князя: отдал ему своего коня. Князь помчался к вражеским поселениям, а Василий пошел вслед за ним пешком.
Литовцы с удивлением и радостью встретили Курбского и приняли его, как друга. Но в душе князя не было место для радости, он страдал от обиды на царя и жаждал мести.
Всю ночь Андрей Курбский, сидя под литовским шатром, писал гневное письмо Государю Всея Руси. Князь упрекал царя в том, что он несправедливо с ним поступил: Курбский не заслужил опалы.
Наутро дерзкое послание было закончено, но князь не знал, кто сможет доставить царю его письмо. Иван Грозный непременно казнит гонца, кто же отдаст жизнь за князя?
В это время к Андрею входит его стремянный – Василий Шибанов, он сумел добраться живым и невредимым в литовский стан. Князь Курбский тотчас же решает послать Василия с письмом к царю и предлагает ему за службу вознаграждение. Однако Василий отказался от денег, он готов выполнить долг «за муки».
Медный звон разносится по всей Москве: Государь Всея Руси в смиренной одежде бьет в колокол. Народ молится о том, чтобы сегодня никто не разгневал царя, чтобы никто не подвергся казни.
Навстречу Ивану и его приближенным боярам идет Василий Шибанов, держа над головой послание. Стремянный без боязни подает царю письмо от Андрея Курбского. Государь, удивленный дерзости Курбского, берет письмо, вонзив острый конец своего жезла в ногу Василию, и приказывает боярам прочесть вслух все, что там написано.
Бояре прочли, что государь славен подвигами таких смелых и верных воинов, как Курбский. Князь корил государя за несправедливость: за что он прогневался на Курбского, который мужественно защищал свою страну?
Царь испытующе глядел на Василия, но тот сохранял спокойствие, несмотря на то, что из его ноги струилась алая кровь. Некоторое время царь размышлял, опричники молчали.
Наконец, царь согласился с тем, что, действительно, его совесть нечиста, и он не сможет жить спокойно после того, как наказал верных и смелых помощников. После этих слов Иван Грозный передал гонца в руки палачам. Царю нужно было узнать имена всех друзей и слуг предателя Курбского.
Но, сколько палачи пытали Шибанова, он не выдал ни одного товарища Андрея Курбского. Он смиренно прославлял князя, который его предал.
К ночи Василий Шибанов почувствовал приближение смерти, но его сердце было наполнено только любовью и прощением. В предсмертный час он помолился богу за Курбского, за государя, за святую Русь и за себя. Василий умер, сохранив верность своему князю.
Краткое содержание
Спасаясь от царского гнева, князь Курбский пустился в бега. А вместе с ним бежал и «Васька Шибанов, стремянный
». Когда посреди ночи под князем пал его измученный конь, верный слуга Василий отдал ему своего коня, а сам продолжил путь пешком.
Князь Курбский благополучно добрался до литовского стана. Литовцы воздавали прославленному русскому князю почести и искренне удивлялись, что отныне он будет на их стороне. Однако оказанная честь не обрадовала Курбского. Преисполненный злобой, он решил написать язвительное письмо государю и высказать все накопленные обиды. Всю ночь князь трудился над письмом, и к утру было готово «послание, полное яду
».
Теперь осталось отыскать смельчака, «кому
не люба на плечах голова
», чтобы передать письмо царю. Таким храбрецом оказался Васька Шибанов. Князь очень обрадовался, и стал поторапливать верного слугу. Он пообещал Шибанову большое вознаграждение за оказанную услугу, но тот решительно отказался.
Тем временем над Москвой гремел колокольный звон: это царь звонил во все колокола, а приближённые ему вторили. Было непонятно: то ли царь звал обратно былой покой, то ли хоронил собственную совесть.
Когда царь вышел из собора, к нему прискакал гонец с посланием. Узнав, что это было письмо от «злодея лихого
» Андрея Курбского, царь разозлился и вонзил в ногу Шибанова свой острый посох. Затем он приказал слугам читать послание «от слова до слова
».
В своём письме Крубский обвинил царя во многих страшных грехах и напомнил, что «приидёт возмездия час
» и царь понесёт заслуженное наказание. Услышав обвинения в свой адрес, царь долго вглядывался в спокойное лицо Шибанова: «был мрачен владыки загадочный взгляд
», и все замерли в ожидании. Он по достоинству оценил смелость и преданность Василия, но всё же отправил его в тюрьму.
Шибанова подвергли страшным пыткам. Палачи сменяли друг друга, требуя от Василия, чтобы тот дал показания на князя Курбского и выдал всех его сообщников. Но верный слуга упорно молчал и лишь прославлял своего господина.
После продолжительных пыток Василий Шибанов стал близок к тому, чтобы отдать Богу душу. Перед смертью он просил Господа, чтобы тот помиловал князя, предавшего Отчизну. У самого же в сердце были лишь «любовь и прощенье
». Шибанов также молил Бога, чтобы он простил жестокого царя и оберегал «святую, великую Русь
». Так умер стремянный Василий Шибанов.
Василий Шибанов — выдерживает все пытки, не предав своего князя; умирает с молитвой.
Заключение
Баллада А. К. Толстого учит всем сердцем любить свою Отчизну, никогда не предавать близких людей, не поддаваться слабости и сомнениям. Шибанов достойно принял мученическую смерть за верность своим идеалам: ему проще было умереть, нежели стать предателем.
После ознакомления с кратким пересказом «Василий Шибанов» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Читать краткое содержание Василий Шибанов Толстой
Начинается произведение с побега Курбского. Князю во всем помогает верный слуга – Василий. Даже когда конь Курбского выдохся, слуга отдаёт господину свою лошадь. Важна сцена, когда князь, уже находясь в покровительствующей Литве, с упоением пишет письмо царю. При этом он даже не думает о брошенном в погоне слуге, Курбский упоён сочинением злых строк. И вот измученный Василий всё-таки появляется, даже предлагает князю помощь. А тот, дописав едкое письмо, решает назначить гонцом верного Василия. Курбский щедро предлагает ему награду серебром, но слуга отказывается.
Понятно, что судьба гонцов, тем более, с плохими вестями, более того, с издевательскими посланиями была незавидна. Сразу при чтении злых строк письма, в которых ему угрожают карой господней, Грозный протыкает ногу гонца палкой. Однако Шибанов не выказывает боли и страха. Помрачневший царь всё же восхищается силой воли гонца. Именно Иван Грозный замечает, что Курбский не ценит такого верного человека.
Тем не менее, главный герой брошен в застенок, его пытают: один палач сменяет другого… И всё-таки Шибанов не сдаётся, мученически терпит. Всё удивляются, мол, неужели, ради хозяина готов герой принять такие муки. Оказывается, что не в верности человеку дело, герой страдает ради самой России. Он не выдаёт сообщников Курбского, хотя понимает, что в действительности князь просто испугался царя, предал Родину – выдал её литовцам, что он не ценит верность и честь своих людей. Писать обвинительные письма издалека, посылать преданных людей на верную смерть – в этом мало чести. Возможно, эта слепая преданность Василия связана со страхом ответственности, самостоятельность… Из-за неё главный герой – благородный и чистый душой – позволяет себя убить.
Собственно, Курбский зря растратил силы и верность своего верного слуги.
7 класс
Оцените произведение:
4.02
Голосов: 196 Читать краткое содержание Василий Шибанов. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Василий Шибанов
Князь Курбский от царского гнева бежал,
С ним Васька Шибанов, стремянный.
Дороден был князь. Конь измученный пал.
Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдает воеводе коня:
«Скачи, князь, до вражьего стану,
Авось я пешой не отстану».
И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода,
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает;
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
«Князь Курбский нам сделался другом».
Но князя не радует новая честь,
Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
Души оскорбленной зазнобы:
«Что долго в себе я таю и ношу,
То все я пространно к царю напишу,
Скажу напрямик, без изгиба,
За все его ласки спасибо».
И пишет боярин всю ночь напролет,
Перо его местию дышит,
Прочтет, улыбнется, и снова прочтет,
И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда занялася заря,
Поспело ему на отраду
Послание, полное яду.
Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмется?
Кому не люба на плечах голова,
Чье сердце в груди не сожмется?
Невольно сомненья на князя нашли…
Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли:
«Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!»
И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твое серебро,
А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки».
Звон медный несется, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьет,
И звону внимает московский народ,
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный богом Басманов.
Царь кончил; на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского князя Андрея!»
И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль — и внимает:
«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счета твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?
Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал к Иоанну.
Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали;
И все в ожиданье молчали.
И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной,
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»
Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену:
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
«Царь, слово его все едино:
Он славит свого господина!»
День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
«Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:
«О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но в сердце любовь и прощенье,
Помилуй мои прегрешенья!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь,
И твердо жду смерти желанной!»
Так умер Шибанов, стремянный.
1840-е годы
Главные герои
Если судить по названию, может показаться, что в произведении один главный герой. На самом деле их три, причём все вызывают разное отношение. Основные персонажи:
- царь;
- Василий Шибанов;
- князь Курбский.
Однозначно положительной фигурой является стремянной Шибанов. С самого начала баллады и до конца он хранит верность господину. Царь показан противоречивой личностью. С одной стороны, он бессердечен и запредельно жесток, что можно понять уже по одной детали: встретив гонца, Иоанн вонзает ему в ногу конец жезла. С другой стороны, царь внимателен, потому что отмечает преданность Василия. Качества, которыми Алексей Толстой наделяет стремянного:
- стойкость;
- смелость;
- мужество;
- преданность.
Курбанов — однозначно отрицательный герой. Во-первых, он предаёт царя и бежит во вражеский стан, спасаясь от его гнева. Во-вторых, князь труслив, ведь он не может сказать царю лично всё, что думает. В-третьих, он не менее жесток, чем царь.
https://youtube.com/watch?v=WA-yq5MRjks
Популярные сегодня пересказы
- Он убил мою собаку — краткое содержание рассказа Яковлева Мальчика Сашу вызывают в кабинет директора школы. Конечно же, паренек понимает, что ничем хорошим это не закончится – ему точно влетит нагоняй. Хотя, по сути, ничего плохого Саша не сделал – он просто привел в класс собаку.
- Прекрасные и проклятые — краткое содержание романа Фицджеральда В романе затрагивается основная проблема писателя – общественное неравенство и состоятельность разных слоев населения. «Богатые такие же люди как бедные, просто у них много денег» — слова писателя
- Крысолов — краткое содержание поэмы Цветаевой У Марины Цветаевой есть замечательное произведение «Крысолов». События происходят в милом городке Гаммельн. У города есть своя неповторимая и необычайная история. Жизнь здесь проходит тихо
- Егерь — краткое содержание рассказа Чехова Антон Павлович Чехов еще со времен начала своего творчества считается на поприще русской литературы непревзойденным никем мастером короткого рассказа. Его перу принадлежит большое количество лаконичных
Текст стихотворения:
Князь Курбский от царского гнева бежал,
С ним Васька Шибанов, стремянный.
Дороден был князь, конь измученный пал
Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдает воеводе коня:
«Скачи, князь, до вражьего стану,
Авось я пешой не отстану!»
И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода;
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Без шапок толпятся у входа,
Всяк русскому витязю честь воздает,
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
«Князь Курбский нам сделался другом!»
Но князя не радует новая честь,
Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
Души оскорбленной зазнобы:
«Что долго в себе я таю и ношу,
То всё я пространно к царю напишу,
Скажу напрямик, без изгиба,
За все его ласки спасибо!»
И пишет боярин всю ночь напролет,
Перо его местию дышит;
Прочтет, улыбнется, и снова прочтет,
И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда залилася заря,
Поспело ему на отраду
Послание, полное яду.
Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмется?
Кому не люба на плечах голова,
Чье сердце в груди не сожмется?
Невольно сомненья на князя нашли…
Вдруг входит Шибанов, в поту и в пыли:
«Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!»
И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твое серебро,
А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки!»
Звон медный несется, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьет,
И звону внимает московский народ
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични кромешная тьма,
И Васька Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов.
Царь кончил; на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского, князя Андрея!»
И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль и внимает:
«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счета твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?
Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал Иоанну.
Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали,
И все в ожиданье молчали.
И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной!
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»
Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену.
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
«Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!»
День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
«Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:
О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но в сердце любовь и прощенье
Помилуй мои прегрешенья!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь
И твердо жду смерти желанной!»
Так умер Шибанов, стремянный.
В царских палатах
По сути, именно судьбе маленького человека посвящена баллада «Василий Шибанов». Краткое содержание этого произведения описывает, как заглавный герой приезжает в расположение царя. Иван Грозный приказывает читать письмо своим дьякам. А в это время сам беспощадный правитель вонзает конец своего острого жезла прямо в ногу Василия, опираясь на него, пока слушает, что написал ему Курбский.
Баллада «Василий Шибанов», краткое содержание которой приведено в этой статье, рассказывает о тех страданиях, которые приходится перенести обычному верному слуге русского князя на приеме у царя. Возмущенный услышанным, Иван Грозный отдает приказ арестовать Шибанова, отправить в застенки и пытать. Царь желает выяснить, только ли Курбский предал его или есть изменщики и среди товарищей князя, которые пока остаются при дворе. Однако ничего не говорит на допросах Василий Шибанов.
Краткое содержание красочно описывает, как от него требуют, чтобы он раскрыл «собачью измену». Но конюх безмолвствует. Шибанов не поддается на пытки и издевательства, которым подвергается в кремлевских застенках. Вместо этого он продолжает верно служить своему господину — князю Курбскому. Он не изменяет ему до самого страшного конца. Изнемогая под пытками, Шибанов умирает.
Перед самой смертью он обращается к Богу. Василий просит Всевышнего только об одном — простить ему все его прегрешения. В этой балладе Алексей Константинович Толстой наглядно описывает ситуацию, которая существовала в то время в России. Под пытками умирало много достойных людей. Государство было пронизано ложью и подозрениями. Так в России наступали Смутные времена.
Сюжетные линии произведения
В балладе представлены 2 сюжетные части:
- предательство Курбского, перешедшего на сторону литовского княжества;
- передача письма с обвинениями Грозному и мучительная смерть Василия Шибанова.
В первой части главный герой предстает перед нами простым рабом, преданным сторонником воеводы Курбского. Он отдаёт своему господину своего коня в момент опалы. Добравшись до Латвии князь пишет гневное, оскорбительное письмо Грозному с обвинениями, движимый лишь обидой и злостью. Здесь просматривается равнодушное, негативное отношение рассказчика к Курбскому. Он посылает на смерть верного слугу и, как будто в насмешку, предлагает ему деньги, но Василий отказывается от них: «Тебе здесь важнее твоё серебро, а я передам и за муки». Этим заканчивается первая сюжетная линия.
Далее автор показывает нам Москву, где обычный народ живет в постоянном страхе перед грозным царем: «И молится полный боязни, народ чтоб день миновался без казни». Василий передаёт гневное письмо Грозному, после чего мучительно погибает от пыток.
Баллада «Поток-богатырь»
В этой балладе А. К. Толстой показывает Ивана IV глазами киевского богатыря, проспавшего полтысячи лет:
Заметим, что у любого историка, знакомого с деяниями европейских монархов – современников Ивана IV, возникают неизбежные сомнения в выдающейся «ужасности» и невероятной «грозности» этого царя.
Ведь его современниками были Генрих VIII Английский, при котором были убиты около 72 тысяч человек (а также «овцы съели людей»), и великая английская королева Елизавета, казнившая до 89 тысяч подданных. В это же время во Франции правил король Карл IX. При нем только за время «Варфоломеевской ночи» (которая на самом деле проходила по всей Франции и длилась две недели) было убито людей больше, чем казнено за все время правления Ивана IV. Испанский король Филипп II и герцог Альба отметились 18 тысячами убитых в одних только Нидерландах. А в Швеции в то время у власти был безумный и кровавый король Эрик XIV. Но А. Толстой ориентировался на труды Карамзина, который относился к Ивану IV крайне предвзято и сыграл большую роль в демонизации его образа.
Баллада «Боривой» (Поморское сказание)
Речь идёт об одном из эпизодов так называемого Вендского крестового похода 1147 года (совершен в рамках Второго крестового похода). Папой римским Евгением III и Бернаром Клервосским война против славян была благословлена наравне с экспедицией в Палестину. На земли полабских славян – ободритов и лютичей, двинулись армии саксонских, датских и польских рыцарей. К ним примкнули отряды немецких епископов и моравских князей.
Одна из крестоносных армий действовала против лютичей и поморян. То обстоятельство, что князь лютичей Ратибор, его окружение и часть подданных уже успели принять христианство, никого не смущало. Лидерами этой части крестоносцев были маркграф Бранденбурга Альбрехт Медведь и магдебургский архиепископ Конрад I.
Другая армия должна была сокрушить силы племенного союза ободритов. Ее руководителями были герцог Саксонии Генрих Лев, герцог Конрад Бургундский и архиепископ Бременский Адальберт. На соединение с этой армией спешили датчане, которых вели Свен III, правитель Зеландии, и Кнут V, владевший Ютландией – троюродные братья и непримиримые соперники.
Пора вернуться к балладе А. Толстого:
Рёскильдского епископа на самом деле звали Аскер. А правителя Ютландии Кнута все же трудно назвать викингом.
Сопротивление крестоносцам возглавил ободритский князь Никлот, который нанес упреждающий удар по гавани Любека, уничтожив там много кораблей.
После этого Никлот отступил к крепости Добин, где его осадили крестоносцы. В это время подошли и датчане.
А. К. Толстой – о прибытии Свена, Кнута и Аскера:
(к осажденному крестоносцами городу Добин).
А на помощь к ободритам пришли воинственные славяне острова Руян (Рюген), которые в морском сражении разбили датский флот:
Командовавший эскадрой Свена рёскильдский епископ Аскер (А. Толстой упорно называет его Эриком) в самом начале сражения покинул свой военный корабль и укрылся на торговом судне. Саксон Грамматик утверждает, что епископ
Другая ошибка Толстого – участие в этой битве кораблей Кнута.
На самом деле с руянами сражались только зеландцы: Кнут не отправил свои суда на помощь брату-сопернику. Так или иначе, руяне тогда захватили множество кораблей. После этого датчане ушли от Добина.
Взять эту крепость крестоносцы так и не смогли. Они ушли от него, заручившись обещанием Никлота крестить свой народ. Неудачными были действия и другой армии, которой не удалось овладеть Деммином и Штеттином.
В финале баллады Толстого вождь руян Боривой (видимо, Борил-вой) обещает отомстить крестоносцам:
Вывод (моё мнение)
Преданность и любовь, не должны заключаться в безропотном повиновении и готовности к самопожертвованию. 1. «Василий Шибанов» – впервые напечатано в «Русском вестнике», 1858, сентябрь, кн. 1 с подзаголовком «Баллада». Историческая основа стихотворения – эпоха царствования Ивана Грозного (1530–1584; великий князь Московский и всея Руси с 1533 г., первый царь всея Руси с 1547 г.). Его главный оппонент, князь Андрей Курбский, бежавший в Литву, написал царю гневное и язвительное письмо. Передать это письмо Грозному должен был верный слуга Курбского, Василий Шибанов. Разгневанный царь велел пытать Шибанова, а потом казнить его мучительной смертью. Описание этого эпизода Толстой взял из «Истории государства Российского» Карамзина. Вот что говорится об этом событии в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина: Курбский «ночью тайно вышел из дому, перелез через городскую стену, нашел двух оседланных коней, изготовленных его верным слугою, и благополучно достиг Вольмара, занятого литовцами. Там воевода Сигизмундов принял изгнанника как друга, именем королевским обещая ему знатный сан и богатство. Первым делом Курбского было изъясниться с Иоанном: открыть душу свою, исполненную горести и негодования. В порыве сильных чувств он написал письмо к царю; усердный слуга, единственный товарищ его, взялся доставить оное и сдержал слово: подал запечатанную бумагу самому государю, в Москве, на Красном крыльце, сказав: „От господина моего, твоего изгнанника, князя Андрея Михайловича“. Гневный царь ударил его в ногу острым жезлом своим; кровь лилася из язвы; слуга, стоя неподвижно, безмолвствовал. Иоанн оперся на жезл и велел читать вслух письмо Курбского… Иоанн выслушал чтение письма и велел пытать вручителя, чтобы узнать от него все обстоятельства побега, все тайные связи, всех единомышленников Курбского в Москве. Добродетельный слуга, именем Василий Шибанов… не объявил ничего; в ужасных муках хвалил своего отца-господина; радовался мыслию, что за него умирает». Ср. также слова Шибанова: «О князь, ты, который предать меня мог // За сладостный миг укоризны», – с таким местом: «Он наслаждению мести, удовольствию терзать мучителя словами смелыми пожертвовал добрым, усердным слугою». Источником строф 11-12 является подлинное письмо Курбского к Ивану Грозному. Толстой несколько сдвинул исторические события. Бегство Курбского и его первое письмо к царю относятся ко времени до возникновения опричнины, а молебствия царя с опричниками происходили не в центре Москвы, на глазах у всего народа, а в Александровской слободе, куда он переехал в 1565 г. Ф. М. Достоевский, говоря о Курбском и Шибанове в «Дневнике писателя» 1877 г., пересказывает факты явно по балладе Толстого. ()
8. Басма́нов
– Фёдор Алексеевич Басма́нов (Басма́нов-Плеще́ев; дата рождения неизвестна – ум. ок. 1571) – опричник, сын Алексея Даниловича Басманова, фаворит царя Ивана IV Грозного. С 1571 года имя Фёдора Басманова больше не упоминается, он числится в боярских списках выбывшим. В этом году он, предположительно, был казнен Иваном IV или же был сослан с семьей на Белоозеро, где умер в одной из монастырских тюрем. (