Темы и проблемы
Кончено, основной темой стихотворения является любовь к родной земле. Несмотря ни на что, автор остается верен своей Родине, всей душой поддерживая ее в трудные времена. Мотив самоотверженной любви к Родине и патриотизма звучит в блоковской «России» наиболее явно.
Тревога за судьбу России — это основная проблема стихотворения
Автор переживает за будущее и настоящее, обращает внимание на социальную незащищенность родины, которую он отождествлял с народом. Его Русь — это бедная, измученная трудом женщина
Такой поэт и видел свою страну и стремился открыть власть имущих глаза на ее лохмотья. Несмотря ни на что, он не ропщет и несет крест — то есть терпит трудности без ропота.
Лирический герой показывает пример самоотверженной любви к отечеству, со всеми его недостатками; он верит, что любовь проявляется совсем не в жалости («тебя жалеть я не умею»), а в преданности и искреннем деятельном сочувствии.
История создания
Блока всегда выдавали неестественно светящиеся глаза, живой отклик его неспокойной души, – они были переполнены тоской и печалью. Так было всегда: и когда он, совсем ещё юный безбородый юнец, впервые вошёл в знаменитый петербургский литературный салон, и когда он, покорив всю писательскую интеллигенцию своим талантом и артистизмом, стал одним из божеств пера начала XX века. Это осталось неизменным и в последние мучительные годы жизни, когда Александр Блок, снедаемый изнутри неподдающимися в то время лечению болезнями, стал опальным поэтом.
Пропитанное чувством безысходности, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» было написано в 1912 году, за два года до наступления Первой мировой войны и за пять лет до совершения Октябрьской революции в России. Оно предсказывает глубочайшее уныние, которое охватит людей всего мира после этих глобальных исторических событий. Только вот тогда поэт был уверен, что они, напротив, смогут побороть рутину опостылевшей жизни и изменить мир к лучшему.
Считается, что поэтами становятся исключительно те люди, которые переживают глубокую личную трагедию. Традиционно поэзию связывают с любовью, многогранной и неизведанной. Александр Блок тоже любил женщин, но не был тем, кто посвящает им всё своё творчество. Женщина для него – это вспомогательный инструмент для познания границ собственных желаний. Она вполне может помочь разобраться в некоторых уголках своей души, но поклоняться ей он не считал нужным. Поистине поэт сходил с ума и был страстно влюблён не в свою таинственную незнакомку, блуждающую по стихотворным строкам, – его сердце покорила революция.
Личная трагедия Блока – предательство революционной силы, которая должна была полностью изменить мир, предательство всех его мечтаний. Вначале он с необъяснимым воодушевлением восклицал, что «война – это, прежде всего, весело!», немного позже, когда на губах появился раздражающий кровяной привкус, а в лёгких осел пепельный дым, смешавшийся с запахом разлагающегося человеческого тела, восхищение стало понемногу угасать. Перед Октябрьской революцией в мыслях Александра Блока впервые проносится: «Запах войны есть хамство». Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был настоящий ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и он этому всегда безусловно был рад.
Историческая атмосфера
Начало 20-го века ознаменовалось растерянностью, озлобленностью и безверием народа. Революционные настроения, гнев, бунт против существующего строя – все это влияло на творчество поэта.
В начале XX столетия существовали два крайних лагеря – грубые материалисты, отказывающиеся от всего духовного и возвышенного, и те, кто полностью оторвался от реальности, предпочитая жить в иллюзиях, мечтах и воздыханиях о высоких мирах.
В юности Александр Блок верил, что возвышенная поэзия спасет мир. В это время поэты писали стихи, в которых все выражалось символически, не было никакой связи с реальным миром, и подобное творчество было востребовано среди высшего общества.
Поэт принадлежал к символистам и пользовался большой популярностью среди барышень и молодых людей из общества. Для Блока, как и для некоторых его современников, это была попытка убежать от жестокой реальности времени, в котором они жили.
В начале XX века многие считали, что город – это скопление всего отрицательного, разрушительного и унылого. Маяковский пишет «Адище города», в котором употребляет эпитеты «у раненного солнца вытекал глаз» а «Ночь излюбилась, похабна и пьяна». В описании Маяковского «дряблая луна» далека от романтического описания. Но и лунный образ Блока в его «Незнакомке» тоже не прекрасен, луна в его стихе «бессмысленно кривится».
История написания стихотворения
Семейная трагедия – смерть отца и смерть сына в 1909 году встряхнула поэта, заставила пересмотреть жизненные ценности и все, во что он верил прежде, и поэт остался ни с чем. Его иллюзии разлетелись, а твердой веры и основания под ними не оказалось.
Как важно проверять свое духовное основание в благоденствии, чтобы не потерпеть крах во время беды!
Став старше и пережив удары судьбы, Блок отказывается от символизма. Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека», который он написал в 1912 году – один из первых стихов нового для поэта направления. В стихе явно то, что поэт не верит в вечную жизнь как продолжение физической, не верит в рай и ад, проповедуемые христианством. Даже реинкарнация, существование которой он допускает, не дает ему ни основания для покоя, ни надежды.
Стих, который стал одним из наиболее известных произведений Блока, пугал его друзей и современников своей безнадежностью и безысходностью. Символизм, не имеющий связи с реальностью, больше не привлекал поэта.
Образы и символы
- В центре произведения – образ России, который достигает невероятной выразительности благодаря намеку на сравнение с девушкой, чья «разбойная краса» и «прекрасные черты» затуманены горькой заботой тяжелых дней.
- В стихотворении поэт использует символы, расширяющие смысловое поле текста. Неизменно присутствует в тексте символ пути, распутья. России предстоит выбрать свою дорогу, неровную, с множеством развилок. Дорога – это судьба, паломничество, движение к лучшей жизни, к своему предназначению. Однако путь этот долог и сложен; но России, встретившей новый век, не избежать его.
- Для лирического героя же дорога легка, прежде всего, потому, что освещена любовью к родине и надеждой на долгожданные счастливые перемены. Для него Россия – возлюбленная, самая первая и долгая любовь.
- Образ России, созданный Блоком, удивительно лиричен и красочен. Несмотря на патриотический пафос произведения, оно больше напоминает письмо к возлюбленной, немного грустное, но неизменно нежное.
Основная идея
Всем окружающим Александр Александрович Блок любил напоминать, что не стоит излишне переоценивать человеческую жизнь, воспринимая её как нечто особенное и приписывая ей возвышенный смысл. В ней ничего подобного нет, обыденность будней лишена всякой возвышенности. Место сказок – на страницах книг, в реальности господствует только скучная и угнетающая проза.
Имея за собой различные причины, все людские волнения исходят из четырёх конкретных чувств – болезни, тревоги, катастрофы и разрыва. Эта своего рода философия не была просто красивыми и замысловатыми поэтическими оборотами, в этих фразах состояла главная мысль его стихотворения.
Жанр
Стих относится к философской лирике. Лирический герой рассуждает о жизни и смерти.
Написано четырехстопным ямбом.
В последнем слове первой строчки ударение на втором слоге – это женская рифма. Она звучит мягче, последующий монолог звучит легче.
В последней строчке те же слова, но в другом порядке, и заканчивается строчка и весь стих словом «фонарь», имеющим мужскую рифму (ударение на последнем слоге), отчего слово звучит жёстче, резче. После него (по интонации) невозможно продолжение, словно подведен итог. Это почти нивелирует общепринятое упоминание о свете как о выходе, радости и надежде. Поэт и прежде говорит о фонаре «бессмысленный и тусклый свет» и употребление этого слова в конце также сводит на «нет» символ надежды.
На поле Куликовом
— 1 —
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908 года
— 2 —
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мёртвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908 года
— 3 —
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908 года
— 4 —
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
31 июля 1908 года
— 5 —
И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
23 декабря 1908 года
*****
Анализ стихотворения Пастернака «Рассвет»
В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак наделил главного героя недюжинными литературными способностями и от его имени создал цикл замечательных стихов
В него вошло произведение «Рассвет», написанное в 1947 году и рассказывающее о том, как важно ценить в жизни то, на что мы редко обращаем внимание
Великая Отечественная война словно бы надвое расколола жизни миллионов людей. Борис Пастернак оказался в их числе, глубоко переживая трагедию своей страны. Когда на Москву враг сбрасывал первые бомбы, поэт осознал, что возврата к прошлой жизни уже никогда не будет. Тем не менее, прошли годы, и к Пастернаку вернулись забытые ощущения, которые он испытывал в юности, и которым никогда не придавал особого значения.
Проснувшись холодным зимним утром, Борис Пастернак вдруг ощутил, каким прекрасным может быть самый обыкновенный рассвет, который когда то «значил все в моей судьбе». Однако настала война, и ощущения радости от наступления нового дня стерлись, стали далекими и иллюзорными. Поэт обращается к рассвету, как к старому другу, наделяя его чертами живого человека. Именно поэтому в его стихотворении звучит фраза: «И через много-много лет твой голос вновь меня встревожил». Пробуждение ото сна было стремительным, и автор вдруг почувствовал, что вновь возвращается к полноценной жизни, когда не нужно опасаться ночных бомбежек, экономить суточный хлебный паек и сжигать в буржуйке старую мебель, чтобы хоть как-то согреться в зимнюю стужу.
«Мне к людям хочется, в толпу», — признается поэт, отмечая при этом, что весь мир предстает перед ним совершенно в новом свете. «Как будто выхожу впервые на эти улицы в снегу и вымершие мостовые», — с удивлением подчеркивает автор. Он видит, как любимый город оживает, в окнах домов загораются огоньки, указывающие на то, что люди наспех завтракают и собираются на работу. Казалось бы, ничто не напоминает о том, что еще недавно почти весь город лежал в руинах. Обращаясь к незнакомым. Но таким родным и любимым москвичам, Пастернак признается: «Я чувствую за них за всех, как будто побывал в их шкуре». Тысячи лиц мелькают перед глазами, но в каждом из них поэт видит что-то родное и знакомое. Взрослые, дети, старики – ко всем этим людям Пастернак испытывает нежность и признательность. «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа», — отмечает поэт, подчеркивая, что является частью этой суетливой столичной толпы, что доставляет ему огромное удовольствие.
Средства выразительности
Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя. Тем не менее, в двух катренах он использует метафору – «ледяная рябь канала», эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет», сравнение – «и повторится все, как встарь». Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора.
Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом, создается эффект размеренного обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллитерации, например, согласной «с»: Бессмысленный и тусклый свет».
Предыдущая
Анализ стихотворений«Она сидела на полу» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – кому посвящено, средства выразительности, жанр
Следующая
Анализ стихотворений«Разговор книгопродавца с поэтом» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, тема
Особенности стиха
В этом стихотворении Блок отходит от привычного символизма, описывает реальность, хотя и не избегает употребления нескольких символов.
Стих наполнен темными красками, отсутствием смысла и надежды. Он является скорее песнью смерти, чем жизни. Но даже смерть в нем не является чем-то определенным. В «посмертии» опять приходится вернуться в тот же безрадостный и тягостный пейзаж, в ту же бесконечную бессмысленность.
Автор меняет привычные символы. Свет в его стихе уже не является символом надежды и радости, а смерть не избавляет от необходимости смотреть на опостылевшую картину окружающего мира.
Также время не меняет в произведении автора унылый пейзаж, вопреки обычной уверенности людей, что в мире меняется все и «в одну воду родника не войти дважды». Но у Блока картина мире однообразна как зацикленный короткий видеоролик.
В живой природе неизменность картины нереальна, но в городе, среди мостовых и каменных стен это становится возможным. Даже вода в его произведении словно застыла. Она не течет. Поэт видит только рябь и это дополняет иллюзию однообразия картины.
Здесь все кружится на месте: время и вода. Свет изменил свою сущность, смерть перестала быть концом или даже привычным для христианина порогом в вечность и надеждой на встречу с Творцом. Смерть тоже словно свернулась кольцом, возвращая ушедшего к началу.
Автор кружится в этом замкнутом круге и уверен, что все человечество вынуждено совершать эти бессмысленные обороты.
Композиция
Разделенное на две части произведение начинается с отсылки к Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит её, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего её сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нём появляется мотив дороги, который закольцовывает композицию, но если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. Россия всегда находится в поиске пути. И хотя песня ямщика всё так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Композиция
Разделенное на две части произведение начинается с отсылки к Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит её, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего её сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нём появляется мотив дороги, который закольцовывает композицию, но если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. Россия всегда находится в поиске пути. И хотя песня ямщика всё так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Из газет
Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.
Коля проснулся. Радостно вздохнул,
Голубому сну еще рад наяву.
Прокатился и замер стеклянный гул:
Звенящая дверь хлопнула внизу.
Прошли часы. Приходил человек
С оловянной бляхой на теплой шапке.
Стучал и дожидался у двери человек.
Никто не открыл. Играли в прятки.
Были веселые морозные Святки.
Прятали мамин красный платок.
В платке уходила она по утрам.
Сегодня оставила дома платок:
Дети прятали его по углам.
Подкрались сумерки. Детские тени
Запрыгали на стене при свете фонарей.
Кто-то шел по лестнице, считая ступени.
Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.
Дети прислушались. Отворили двери.
Толстая соседка принесла им щей.
Сказала: «Кушайте». Встала на колени
И, кланяясь, как мама, крестила детей.
Мамочке не больно, розовые детки.
Мамочка сама на рельсы легла.
Доброму человеку, толстой соседке,
Спасибо, спасибо. Мама не могла…
Мамочке хорошо. Мама умерла.
27 декабря 1903 года
На железной дороге
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…
Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
14 июня 1910 года
*****
Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было написано А. А. Блоком в 1905 году, в период первой русской революции, назревавшей гражданской войны. Также исследователи связывают это произведение с событиями русско-японской войны, с Цусимским сражением.
Стихотворение построено по принципу антитезы. Прекрасное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, красота, покой и умиротворенность храма – все это противопоставлено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.
Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Это прекрасная картина, увиденная поэтом в храме:
Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Пение девушки становится здесь ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Мотив ушедшего в море корабля предполагает и возвращение его домой. Корабль у Блока – это символ обновления, надежды. Исследователи отмечали, что образ поющей девушки переходит в стихотворении в образ поющего голоса, «летящего в купол», а затем – в образ поющего платья: «белое платье пело в луче». Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздействием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь.
Вторая часть произведения – это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, песню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт развертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаголет истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю:
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко у Царских Врат,
Причастный Тайнам, – плакал ребенок О том, что никто не придет назад.
Стихотворение написано дольником. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («в тихой заводи»), анафору (в каждой строфе), метафору («голос, летящий в купол»). Музыкальность, напевность этого произведения создается с помощью многочисленных анафор, ассонансов («Девушка пела в церковном хоре»), синтаксического параллелизма («И голос был сладок, и луч был тонок…»).
Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. Написал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое публичное выступление он заканчивал чтением именно этого стихотворения.
Здесь искали:
- девушка пела в церковном хоре анализ
- девушка пела в церковном хоре
- анализ стихотворения девушка пела в церковном хоре
Почему именно эта аптека?
Создание стихотворения пришлось на то время, когда Петербург охватила череда самоубийств. Поэта как-то попросили прокомментировать это явление, но все, что он ответил, свелось к его вере в непостижимое: «Самоубийств было бы меньше, если бы люди научились лучше читать небесные знаки». Впрочем, тоска не обошла и мнительного по характеру Блока – его беспокоило собственное здоровье, а также то, что отношения с супругой ухудшились.
В начале октября 1912 года в мрачном настроении он отправился на выставку. После нее у него не получилось встретиться с матерью, и поэт пошел бродить по темным улицам в еще более недобром расположении духа. Рядом с набережной, где он проходил, находилась только что открытая помощником провизора Яковом Мандельштамом (к поэту Осипу Мандельштаму этот человек отношения не имеет) аптека Ново-Мариинская, а возле нее – светящий фонарь.
На парапете у реки Мойки повис матрос, собирающийся утопиться (из дневников поэта понятно, что причиной такого поступка стала женщина). Блок спас матроса, вытянув его с парапета и отвел к ближайшей аптеке (именно той, что в 27-м доме, прямо напротив Мариинского театра), а вскоре после этого метафорично и запечатлел произошедшее событие в своем самом известном восьмистишии. В общем — вроде бы все сходится, предлагаем принять эту версию за базовую.
Особенности тематики и поэтики
Поэтика цикла во многом построена на синонимичных антитезах: солнце — мрак, город — природа, свобода — несвобода. Постоянный образ — «пыльный город». Для Блока город с фабричными гарью и трубами — растлитель, чуть ли не насильник. Единственное спасение, предлагаемое поэтом, — побег: Здесь недоступны неба своды Сквозь дым и прах! Бежим, бежим, дитя природы, Простор – в полях!
(«Бежим, бежим, дитя свободы», 1900).
Петербург предстаёт как город, в котором грань между реальностью и «иными мирами» истончается. В цикле сильны эсхатологические мотивы (первое стихотворение — «Последний день»).
анализ стихотворения Блока Россия
Владимир Просветленный (35280) 6 лет назад
Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение «Россия» начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.
А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, — но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей. Во многих стихотворения Блока Россия одушевляется женщиной. Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок описывает: она красива в своей простоте, заботлива и чувственна (об этом говорят её слёзы). Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные. С тех пор, как прошли «годы золотые», она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние «чародеев» — других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России.
Но что толку жалеть Россию? Гораздо полезнеё приложить все свои силы, чтобы защитить свою родину от этих «чародеев», от обмана, помочь поднять страну до уровня былого величия. И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в материальную зависимость, заманить её на край гибели (по мнению этих «чародеев»), но Россия и в этом случае не пропадёт и «не сгинет», ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем «невозможное возможно», «дорога долгая легка»).
Читая стихотворение «Россия», мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого ещё больше пачкаются
Всё больше серых, грязных тонов мы встречаем на своём пути, «слёзы первые любви» очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест — символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека
И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее — неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией. И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле).
Если в цветовом плане стихотворение «Россия» имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои. Автор не оставил конкрет-ных «звуковых» вех, разве что «песни ветровые», но всё же, если окунуться в этот «серенький» мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются — в первом; обманет, забота затуманит свои черты — в четвёртом четверостишии). «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее. Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его «крест») и судьбы России — вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.
Меня не трогать Искусственный Интеллект (126694) 6 лет назад
Образы и символы
Главным образом произведения является сама Россия. Автор сравнивает её с девушкой, тем самым передает свою любовь и нежность к родной земле. Да, на данный момент у неё очень много забот, но пройдет время и все непременно наладится. Стоит только верить и не переставать бороться.
Автор обращается к помощи символов, благодаря которым умело передает ситуацию. Говоря о пути и распутье, он показывает то, что на данный момент Россия так же находится перед выбором, и от того, какое решение будет принято, зависит будущее. Как и на любой дороге, впереди очень много ям и ухабов, но после того, как они будут преодолены, Россию встретит светлое будущее. Не существует изменений без движения, поэтому не стоит бояться перемен, потому что за ними будущее.
Дорогу лирического героя облегчает его любовь к Родине, которая вселяет в него силу и надежду. Он смело шагает по ней вперед к светлому и лучшему будущему. Он не боится перемен, потому что рядом с ним всегда находится его любимая.
Александру Блоку удалось написать патриотическое произведение настолько легко и воздушно, что невооруженным взглядом видно то, насколько он влюблен в свою Родину.
Грешить бесстыдно, непробудно
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
26 августа 1914 года
*****
Темы и проблемы
Основная тема, которая проходит через все произведение, это любовь к Родине. Он не бросил её в тяжелое время и всеми путями старается поддерживать. События, которые происходят в России, автор принимает очень близко к сердцу. Он переживает за неё всей душой, и не перестает верить, что все наладится. Да, не скоро. Но обязательно впереди ждет светлое будущее. Необходимо просто запастись терпением и не переставать верить в лучшее.
Он очень тревожится и переживает. Его волнуют события, которые происходят в России на данный момент, но в то же время он думает и о будущем государства.
Через лирического героя поэт передает свое личное отношение. Он подчеркивает, что любить родную землю необходимо самоотверженно и в любой период. Принимать её такой, какая она есть на данный момент. Не критиковать, а стараться всеми силами помочь и сделать её лучше.