Романс стихи лермонтова молитва

Лермонтов м.ю. энциклопедический словарь. биография лермонтова. московский университетский (1828–1830)

Анализ стихотворения

Элегия «Безумных лет угасшее веселье…» была написана в знаменитую болдинскую осень 1830 года, когда у поэта наблюдался творческий и душевный подъем. Под стихотворением стояла дата 8 сентября 1830 года.

Пушкин написал его, когда перешагнул порог своего тридцатилетия. Это – пора, расставания с юношескими идеалами и шалостями, когда, испробовав все «прелести бытия», человек становится мудрее, опытнее, и уже знает, чего он хочет от жизни.

К 30 годам Пушкин захотел, чтобы у него была семья, его интересовала история родной страны, и ее замечательные страницы он мечтал отразить в своем творчестве. В этом стихотворении словно звучит предчувствие близкой смерти. Он восклицает:

Это произведение лирико-философское, написано в жанре элегии. Поэт и название дает стихотворению, без лишних мудрствований – «Элегия», желая подчеркнуть тем самым минорное настроение этого лирического произведения.

История создания произведения

По дате написания исследователи пришли к выводу, что стихотворение было написано сразу после «Бесов»

Обращает на себя внимание, что и в «Бесах», и в «Элегии» звучит мысль о поиске пути. Только в «Бесах» путники сбились с дороги в поле, а в «Элегии» речь идет о пути жизненном

В письме Дельвигу Пушкин сообщал:

Творческое вдохновение свидетельствовало о настрое душевном, что было следствием его любви к Наталье Николаевне. Любовь, как известно, будит творческую энергию, служит живительным источником вдохновения.  Первая публикация этого произведения появилась в «Библиотеке для чтения» в 1834 году.

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье» состоит из двух строф. В первой строфе 6 стихов, во второй – 8. Написаны они пятистопным ямбом. Рифма парная, мужские рифмы чередуются с женскими. Композиция двухчастная. В первой звучит жалоба поэта, сожаление о прожитых годах. Вторая часть — более жизнеутверждающая, даже несколько пророческая. Пророчески звучат последние строки.

Тема и идея стихотворения

Тема и идея в этом стихотворении совпадают. Это размышление о жизни, подведение итогов прошедшей молодости, можно сказать, даже, что «Безумных лет угасшее веселье» – прощание с молодостью, взгляд в будущее.

Средства художественной выразительности.

В этом произведении поэт применил следующие средства художественной выразительности:

  • метафоры: безумных (лет), угасшее (веселье), смутное (похмелье), печальный (закат); волнуемое (море);
  • эпитеты – минувших (дней); прощальной (улыбкою);
  • олицетворения: сулит (путь); блеснет (любовь).
  • сравнения. Печаль минувших дней поэт сравнивает с вином. В этих строках он признается, что, чем старше он становится, тем сильнее сожалеет о прожитых днях.

В «Элегии»  поэт применил противопоставления — печаль-веселье, жизнь-смерть, наслаждения-заботы. Эти антитезы глубже подчеркивают настроение автора.

В первой строфе встречается всего один глагол (сулит). Зато вторая часть наполнена глаголами, свидетельствующими о желании поэта жить и работать:

Жизнь только тогда и обретает настоящий вкус, только тогда начинаешь понимать и ценить ее, когда в ней есть не только радости, веселье, но и заботы, тревоги, печаль от потерь. Когда человек только развлекается и веселится, ему это в конце концов надоедает, как надоело пушкинскому герою Евгению Онегину.

Анализируя средства художественной выразительности, нельзя не обратить внимание на присутствие архаизмов: минувших, старе, грядущего, ведаю. Архаизмы несколько утяжеляют поэтический слог, делают его торжественно возвышенным

Символизмы, использованные поэтом, указывают на принадлежность этого стихотворения к романтическому направлению: бурное море, вино, похмелье, закат.

Если взглянуть на «Безумных лет угасшее веселье» с точки зрения фонетики, обращает на себя внимание преобладание сонорных согласных, которые придают стихотворению жизнеутверждающий настрой, несмотря на грусть в первых строчках

Краткая биография Лермонтова

М. Ю. Лермонтов родился в октябре 1814 года. Городом рождения и первых дней жизни стала Москва. Через восемь дней после появления на свет будущий поэт был крещён. Род Лермонтовых имел шотландское происхождение с польскими корнями, один из его предков поступил на службу к царю Михаилу Федоровичу. Появлению новорождённого была рада бабушка, Елизавета Арсеньева (дочка А. Столыпина). Она будет заботиться о Мише всю жизнь. Он был её единственным внуком, она полностью сосредоточилась на его воспитании. Елизавета была женой Михаила Васильевича Арсеньева, с которым они поселились в селе Тарханы. Мужем М. Арсеньевой, единственной дочки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773-1845 гг.), стал Юрий Лермонтов. Семья поэтического таланта не была счастливой. Юрий Петрович рано охладел к жене, был близок с другими женщинами, не ценил брак. Уже в юношеском возрасте в Михаиле вырисовывался художник: в сочинениях описываются существенные проблемы семьи, постоянные ссоры. Мать Миши, Мария Михайловна, умерла в возрасте 22 года. Он рос без отца в имении бабушки, полного семейного тепла не испытывал. Детство суждено было провести в посёлке Тарханы (Пензенская губерния), куда решила привезти его бабушка. Даже будучи взрослым, он старался посетить родные места, пользуясь отпуском.

Слабое здоровье Лермонтова развило в нём мощную нравственную энергию. Для внука Арсеньевой был выписан французский врач. Ограниченность в подвижных забавах вынудила много читать и бороться с болезнями. Такие дети всегда легко учатся. Всё это породило основной мотив лермонтовского стиля — разочарование. В его творческой душе было много таинственных дарований, что-то он унаследовал от предков. Это заметно в его поэтических произведениях. С юных лет он был увлечён чтением художественных книг, этому помогла семейная библиотека. Он читал классиков без перевода.

Чрезмерная любовь: между двух огней

Через два года наступал «тот самый» возраст Лермонтова, которого до трепета боялась Елизавета Алексеевна. Отец согласился когда-то оставить у неё сына до 16 лет, и она чрезвычайно боялась, что теперь он того и гляди нагрянет и увезёт Мишеля.

Лермонтов М. Ю. (wikipedia.org)

Отец часто бывал в Москве, они виделись, и сердце юного Миши разрывалось от любви к нему и уважения к бабушке. Юрий Петрович настаивал на том, чтобы сын переехал жить к нему, но бабушка, показывая суммы счетов, которые идут на обучение, подчёркивала, что он не сможет обеспечить сыну достойную жизнь. Неизвестно, что произошло между ними, однако отношения были навсегда испорчены, отец уехал, и больше они не встречались. Эта семейная драма нашла отражение уже в первых произведениях поэта.

В это время Лермонтов пробует переводить и писать; речь идет о подражаниях и переработках произведений других авторов, однако уже чётко прослеживается русская душа его поэтического дара. Одним из первых он переписал в свою тетрадь стихи Пушкина и Жуковского.

В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В то время отделений было четыре, и Лермонтов впоследствии перевёлся на словесное.

Осенью того же года в Москве началась холера, Университет прекратил занятия, ходили недобрые слухи о бунтах «черни» по всей России. Да ещё пришло известие о гибели брата Елизаветы Алексеевны: Николая Алексеевича Столыпина растерзала толпа…

Обучение продолжилось лишь в январе 1831 года. Об университетских годах Лермонтова известно немного: он держался отстранённо, ни в какие кружки не вступал, был подчёркнуто вежлив со всеми и всегда один.

В 1832 году поэт получил справку о том, что прошел курс в Московском университете и поступил в Санкт-Петербургский университет, поселившись с бабушкой в доме на берегу Мойки, у Синего моста.

Позже Лермонтов уйдёт из университета. А поскольку в то время обязательно нужно было служить либо на военной, либо на гражданской службе, осенью 1832 года он выдержит экзамен в школу гвардейских юнкеров. К этой перемене в его судьбе ещё долго будут привыкать родные. Нужно отметить, что через какое-то время Лермонтов сильно разочаровался в школе, так как стремился к самостоятельности, а здесь ему приходилось подчиняться дисциплине. Кроме того, нужно было быть смелым и бесшабашным, чтобы не прослыть «маменькиным сынком». И творчество пока отступило на второй план. Лермонтов привыкнет не показывать своих истинных чувств и мыслей, показным весельем зарекомендует себя «своим».

М. Ю. Лермонтов «Молитва»: анализ стихотворения

«Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком. Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере. «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.

Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы. Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.

Главная тема стихотворения

Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным. С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль. ». Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.

Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей

Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца. Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют

В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных — и душевных — исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры — вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.

Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.

Структурный анализ стихотворения

В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.

Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.

Поделиться

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Еще песни М.Ю. Лермонтов

    • слушать М.Ю. Лермонтов — Печально я гляжу… (читает Олег Даль)
    • скачать М.Ю. Лермонтов — Печально я гляжу… (читает Олег Даль)

    М.Ю. Лермонтов — Печально я гляжу… (читает Олег Даль)

    • слушать М.Ю.Лермонтов — Пророк (М.Казаков)
    • скачать М.Ю.Лермонтов — Пророк (М.Казаков)

    М.Ю.Лермонтов — Пророк (М.Казаков)

    • слушать М.Ю.Лермонтов — Смерть поэта (чит М.Казаков)
    • скачать М.Ю.Лермонтов — Смерть поэта (чит М.Казаков)

    М.Ю.Лермонтов — Смерть поэта (чит М.Казаков)

    • слушать М.Ю.Лермонтов — Смерть поэта (читает Михаил Казаков)
    • скачать М.Ю.Лермонтов — Смерть поэта (читает Михаил Казаков)

    М.Ю.Лермонтов — Смерть поэта (читает Михаил Казаков)

    • слушать М.Ю. Лермонтов — Герой нашего времени(фрагмент «Бэла»)
    • скачать М.Ю. Лермонтов — Герой нашего времени(фрагмент «Бэла»)

    М.Ю. Лермонтов — Герой нашего времени(фрагмент «Бэла»)

    • слушать М. Ю. Лермонтов — ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. Часть 2 (Окончание журнала Печорина). Глава 2. Княжна Мери. Фрагмент 23 (ПЕЧОР
    • скачать М. Ю. Лермонтов — ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. Часть 2 (Окончание журнала Печорина). Глава 2. Княжна Мери. Фрагмент 23 (ПЕЧОР

    М. Ю. Лермонтов — ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. Часть 2 (Окончание журнала Печорина). Глава 2. Княжна Мери. Фрагмент 23 (ПЕЧОР

    • слушать М.Ю.Лермонтов — ДУМА.
    • скачать М.Ю.Лермонтов — ДУМА.

    М.Ю.Лермонтов — ДУМА.

    • слушать М.Ю. Лермонтов — Смерть поэта
    • скачать М.Ю. Лермонтов — Смерть поэта

    М.Ю. Лермонтов — Смерть поэта

    • слушать М.Ю. Лермонтов — Листок
    • скачать М.Ю. Лермонтов — Листок

    М.Ю. Лермонтов — Листок

    • слушать М.Ю. Лермонтов — Ангел
    • скачать М.Ю. Лермонтов — Ангел

    М.Ю. Лермонтов — Ангел

    • слушать М.Ю. Лермонтов — Сон
    • скачать М.Ю. Лермонтов — Сон

    М.Ю. Лермонтов — Сон

    • слушать М.Ю. Лермонтов — Завещание (читает Александр Кайдановский)
    • скачать М.Ю. Лермонтов — Завещание (читает Александр Кайдановский)

    М.Ю. Лермонтов — Завещание (читает Александр Кайдановский)

    • слушать М.Ю.Лермонтов — Бородино
    • скачать М.Ю.Лермонтов — Бородино

    М.Ю.Лермонтов — Бородино

    • слушать М.Ю.Лермонтов — Казачья
    • скачать М.Ю.Лермонтов — Казачья

    М.Ю.Лермонтов — Казачья

    • слушать М. Ю. Лермонтов — «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». Часть 2 (Окончание журнала Печорина). Глава 2. Княжна Мери. Фрагмент 10. ПЕЧ
    • скачать М. Ю. Лермонтов — «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». Часть 2 (Окончание журнала Печорина). Глава 2. Княжна Мери. Фрагмент 10. ПЕЧ

    М. Ю. Лермонтов — «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». Часть 2 (Окончание журнала Печорина). Глава 2. Княжна Мери. Фрагмент 10. ПЕЧ

История создания произведения

На создание этого произведения Лермонтова вдохновила княгиня Мария Щербатова, молодая вдова, которой Лермонтов был увлечен в 1839-40 годах. Это была умная, образованная женщина, предпочитавшая светским развлечениям известный литературный салон Карамзиных. В этом салоне, она, судя по всему и познакомилась с поэтом. Мария Алексеевна тоже испытывала теплые чувства к поэту с умными, пронзительными глазами, но ее бабушка Серафима Ивановна Штерич, видела мужем своей внучки другого.

Однажды Лермонтов посетовал, на тягостное душевное состояние, и тогда Мария Алексеевна посоветовала поэту читать «Богородицу». Очевидно, поэт воспользовался советом умудренной нелегкой жизнью подруги, и своим впечатлением от чтения молитвы поделился с ней в этом стихотворении.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Романс (Невинный нежною душой. )»

«Романс» («Невинный нежною душою…») — стихотворение, написанное в 1829 году, во время пребывания Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе – престижном закрытом заведении для мальчиков-дворян. В автографе произведения имеется позднейшая приписка, сделанная рукой Михаила Юрьевича, – «(Дурнову)». Речь идет о Дмитрии Дмитриевиче Дурнове (1813-год смерти неизвестен) – соученике поэта. Ему посвящены еще несколько стихотворений – «К Дурнову», «К другу», «К Д…ву» («Я пробегал страны России…»). В приписке к «Русской мелодии» Лермонтов назвал Дмитрия Дмитриевича своим первым и последним другом, человеком, обладающим открытой и доброй душой. «Романс» считается подражанием стихотворению «Стансы», принадлежащему перу Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837). В основе обоих лирических произведений лежит противопоставление «невинной юности» и опытности. Кроме того, Лермонтов практически в точности повторяет использованный в «Стансах» рефрен. При этом «Романс» отличается более сложным метрическим и ритмическим строением.

Лирический герой лермонтовской лирики пансионского периода часто задумывается о счастье. Упоминается оно и в рассматриваемом тексте. «Я был счастлив» — строка, завершающая каждую строфу и выступающая в роли рефрена. Следовательно, поэт считал важным подчеркнуть ее, выделить. Глагол «быть» употреблен в прошедшем времени. Счастье осталось где-то позади, поэтому стихотворение проникнуто печальными настроениями. Такое восприятие жизненных радостей характерно для юного Лермонтова. В его пансионской лирике слово «счастье» встречается более двадцати раз. Часто оно употребляется в отрицательном смысле. В трех стихотворениях не признается возможность обрести счастье. В нескольких произведениях, как и в «Романсе», место ему отведено только в прошлом. Что же такое счастье в представлении лирического героя рассматриваемого текста? Ответ дается в первой строфе. Согласно ей, счастье может испытать только тот, кто в юности был чужд страстей. Интересно, что многие ранние лермонтовские стихотворения этому утверждению противоречат. У их героев счастье ассоциируется не с покоем, а как раз со страстями.

Написанный Михаилом Юрьевичем «Романс» положен на музыку. Произведение создано современным петербургским композитором Игорем Робертовичем Балакиревым.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Весенний дождь»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Всё вокруг и пестро так и шумно»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Горячий ключ»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Дул север. Плакала трава»
  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»

Романс (Невинный нежною душой. )

Невинный нежною душой,

Не знавши в юности страстей прилив,

Ты можешь, друг, сказать с какой–то простотою:

Кто, слишком рано насладившись,

Живет, в душе негодованье скрыв,

Переезд в Санкт-Петербург

С лета 1832 года Лермонтов уже не числится студентом и оставляет стены университета. Причина ухода противоречива, среди объяснений — отсутствие интереса, споры с преподавателями московского университета. Лермонтов приезжает в СПб, решает поступать в университет. Но два года в Москве не давали право стать третьекурсником. Идти на первый курс он не захотел, поэтому зачисляется в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков.

Знатоки творчества отмечают, что за два года, проведённых в школе, он ничего грандиозного не создал. Человек, пристрастившийся к армейской атмосфере, не мог создавать гениальные плоды. Стихи Лермонтова рассказывали о забавах, пирушках, не очень нравственных мечтах. В них встречаются пошлые шутки, что очень веселит публику на юнкерских пирушках. Гвардия дала ему военную выправку, но курсы принесли вред: в первый год он был травмирован лошадью.

Анализ стихотворения

Стихотворение «Тучи» Михаил Лермонтов написал в 1841 году, во время его пребывания в Петербурге. А если быть точнее, то стихотворение было написано в вечер, когда Лермонтов приехал к Карамзиным, чтобы проститься с друзьями. И пока его товарищи рассуждали о засилье цензуры, о невозможности жить в этом обществе порядочным и уважающим себя людям. Пока они говорили о несправедливости крепостничества, Михаил Юрьевич, стоя у окна и отрешившись от своих товарищей, сочинял, глядя в затянутое тучами небо. Так родилось стихотворение «Тучи».

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Тучи» состоит из 3-х строф по 4 стиха в каждой строфе. Оно написано в жанре послания, в котором автор обращается к тучам. Композиционно, это поэтическое произведение состоит из двух частей. В первой части из двух строф. Поэт задает вопрос, а во второй части, точнее, в последней строфе он отвечает сам себе.
В этом произведении звучит аналогия, в которой поэт сравнивает себя, с тучами. В его вопросе из второй строфы звучит его понимание того, что он стал жертвой чужой интриги.

Тучи свободны. Но он, поэт, вынужден покидать дорогих ему людей и отправляться снова на Кавказ, чтобы укрощать народы, живущие своей вольной жизнью, выполнять чужие приказы. В отличие от туч, он не свободен.
Стихотворение написано дактилем, трехсложным стихотворным размером, в котором ударение падает на первый слог. И потому рифмы получаются безударные, женские. Рифмовка перекрестная.

Тема и идея стихотворения

В стихотворении поэт показывает природное явление: тучи, плывущие по небу. Возможно, в эту ночь будет гроза или дождь. Гонимые ветром, тучи плывут по небу. Описание природного явления и служит темой стихотворения. Но, как часто бывает в поэтических произведениях Лермонтова, от природных явлений, от описаний картин природы, Михаил Юрьевич проводит ассоциации и аналогии с существованием людей. Главная мысль этого произведения, или его идея заключается в свободе туч, и несвободе людей, связанных правилами, условностями, отношениями с другими людьми.
В последней строфе звучит какая-то горечь. Тучи-то свободны, но они безжизненны, им все безразлично: «Чужды вам страсти и чужды страдания». Тучам не о чем сожалеть в отличие от нас, от людей.

Средства художественной выразительности

В стихотворении, описывающем природные явления, непременно присутствуют средства художественной выразительности:

  • Эпитеты – небесные, вечные, милого южную, тайная, открытая, бесплодные
  • Метафоры – лазурною (степью). Здесь под метафорой лазурной степи скрывается небо. Цепью жемчужною. Поэт сравнивает беловатые тучи с жемчугом. Следующие метафоры – клевета ядовитая. Краткая форма прилагательных «чужды» и «вечно» тоже служит метафорами.
  • Олицетворения – странники, изгнанники.

В произведении встречаются следующие фигуры речи: антитезы: тайная – открытая, с милого севера – в сторону южную. Часто повторяются некоторые слова:

  • поэт применил частицу «или» во всех формах 5 раз;
  • по два раза использованы слова чужды и вечно;
  • трижды встречается частица нет.

Это стихотворение в некоторой степени автобиографично. Достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах оно было написано, чтобы понять, его настроение и мотивы. Поэт мечтает выйти в отставку, а его отправляют в ссылку из-за какой-то глупой ссоры, и дуэли с несчастным французом. И ведь не он, Лермонтов, был инициатором ссоры и дуэли с сыном французского посла. А вот как выходит. Отвечать приходится ему, русскому дворянину Лермонтову. Снова ехать на Кавказ, подставлять голову под пули, укрощать непокорных горцев. Как это все несправедливо. А этот холеный французишко будет продолжать кружить головы французским барышням. И все только из-за того, что он сын посла. А вот тучам, плывущим за окном ни до чего нет дела. Плывут себе туда, куда гонит их ветер.

По просьбе присутствующих на встрече друзей, Михаил Юрьевич прочитал им стихотворение. А наутро покинул Санкт-Петербург.

Молитва (“В минуту жизни трудную”)

Стихотворение Лермонтова “Молитва” ▼ Романс “Молитва” ▼

Стихотворение Лермонтова “Молитва”

Стихотворение “Молитва” Лермонтов написал в 1839 г.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Романс “Молитва” (“В минуту жизни трудную”)

Стихотворение положили на музыку А.Л. Гурилёв (1840), А.С. Даргомыжский (1844), М.И. Глинка (1855), М.П. Мусоргский (1865).

Надежда Обухова исполняет романс Петра Булахова “Молитва”:

“В минуту жизни трудную” – слушать ►

Романс Михаила Глинки “Молитва” исполняют:

“В минуту жизни трудную” – слушать ►

Другие стихотворения Лермонтова ►

Анализ стихотворения Лермонтова «Романс»

«Романс» («Невинный нежною душою…») — стихотворение, написанное в 1829 году, во время пребывания Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе – престижном закрытом заведении для мальчиков-дворян. В автографе произведения имеется позднейшая приписка, сделанная рукой Михаила Юрьевича, – «(Дурнову)». Речь идет о Дмитрии Дмитриевиче Дурнове (1813-год смерти неизвестен) – соученике поэта. Ему посвящены еще несколько стихотворений – «К Дурнову», «К другу», «К Д…ву» («Я пробегал страны России…»). В приписке к «Русской мелодии» Лермонтов назвал Дмитрия Дмитриевича своим первым и последним другом, человеком, обладающим открытой и доброй душой. «Романс» считается подражанием стихотворению «Стансы», принадлежащему перу Ивана Ивановича Дмитриева (1760-1837). В основе обоих лирических произведений лежит противопоставление «невинной юности» и опытности. Кроме того, Лермонтов практически в точности повторяет использованный в «Стансах» рефрен. При этом «Романс» отличается более сложным метрическим и ритмическим строением.

Лирический герой лермонтовской лирики пансионского периода часто задумывается о счастье. Упоминается оно и в рассматриваемом тексте. «Я был счастлив» — строка, завершающая каждую строфу и выступающая в роли рефрена. Следовательно, поэт считал важным подчеркнуть ее, выделить. Глагол «быть» употреблен в прошедшем времени. Счастье осталось где-то позади, поэтому стихотворение проникнуто печальными настроениями. Такое восприятие жизненных радостей характерно для юного Лермонтова. В его пансионской лирике слово «счастье» встречается более двадцати раз. Часто оно употребляется в отрицательном смысле.

В трех стихотворениях не признается возможность обрести счастье. В нескольких произведениях, как и в «Романсе», место ему отведено только в прошлом. Что же такое счастье в представлении лирического героя рассматриваемого текста? Ответ дается в первой строфе. Согласно ей, счастье может испытать только тот, кто в юности был чужд страстей. Интересно, что многие ранние лермонтовские стихотворения этому утверждению противоречат. У их героев счастье ассоциируется не с покоем, а как раз со страстями.

Написанный Михаилом Юрьевичем «Романс» положен на музыку. Произведение создано современным петербургским композитором Игорем Робертовичем Балакиревым.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Дельвига «Романс» Романс » Прекрасный день, счастливый день…» был написан в 1823 году. Основная мысль заключается в строчках » Проснитесь, рощи поля;.
  2. Основные мотивы лирики Лермонтова Издавна замечено, что Лермонтов — поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки.
  3. Анализ стихотворения Лермонтова «Перчатка» Перчатка Лермонтова (1829), представляет вольный перевод баллады Шиллера «Handschuh», также как и перевод Жуковского. Герои Жуковского кажутся нам старше лермонтовских.
  4. Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А. С. Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был.
  5. Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана» «Два великана» — стихотворение М. Ю. Лермонтова (1832 г.), где в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией.
  6. Анализ стихотворения Лермонтова «Итак, прощай! впервые этот звук» Впервые Михаил Лермонтов влюбился в 16-летнем возрасте. Его избранницей стала юная Екатерина Сушкова, которая не воспринимала всерьез своего поклонника, считая.
  7. Анализ стихотворения Лермонтова «Чаша жизни» Стихотворение «Чаша жизни», датированное 1831 годом, относится к ранней философской лирике Лермонтова. Впервые оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова «Романс»

Все Cочинения > М. Ю. Лермонтов. Романс. Определите прием, который организует ком­позицию стихотворения.

Я, матерь божия

Текст стихотворения Лермонтова «Я, Матерь Божия…» был написан в 1839 году. Он относится к поздней лирике поэта. В нем Михаил Юрьевич обращается к Богородице. Он просит ее заступиться за девушку с чистым сердцем и доброй душой. Кем девушка приходится лирическому герою неизвестно. Она может быть как его возлюбленной, так и сестрой или даже дочерью. Из контекста произведения ясно только одно: герой очень трепетно и нежно к ней относится. Он хочет, чтобы Матерь Божия оберегала ее. Для себя он у Богородицы ничего не просит. Его жизнь в этом произведении как бы отходит на второй план. Главное для него – это благополучие невинной девушки.

На нашем сайте стих «Я, Матерь Божия» вы можете прочитать онлайн. Кроме того, вы можете бесплатно скачать его на любой гаджет.

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –

Образование Лермонтова

В 1828 году, когда Мише исполнилось 14, его образование продолжилось в Москве, в «Благородном Университетском пансионе», где обучались молодые люди из знатных родов.

Автопортрет М. Ю. Лермонтова. (pikabu.ru)

Находилось заведение на Тверской улице, в нём было 6 классов. Пансион имел неразрывную связь с Московским университетом и дал России многих видных людей того времени. Здесь преподавали языки, русскую литературу. В то время опирались на традиции живого преподавания, ученики часто собирались на совместные чтения древних и современных писателей, представляли преподавателям свои первые литературные творения и рисунки

Во время обучения преподаватели обратили внимание на дикцию и таланты юного Лермонтова; кроме того, он хорошо рисовал и декламировал, прекрасно играл на скрипке и фортепиано

Рисунок, сделанный Лермонтовым на Кавказе. (pinterest.ru)

Михаил мог бы жить вместе с другими молодыми людьми, но бабушка не хотела так рано отрывать от себя любимого внука, и Михаил учился на полупансионе. Каждый вечер он возвращался домой, — бабушка для этого перебралась в Москву, наняв квартиру на Поварской улице.

В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер наполеоновской армии. Когда-то он попал в плен, да так и остался жить в России, Миша его очень любил. И именно от него он услышал первые истории о войне 1812 года, о Наполеоне, о настоящей воинской доблести, чести и славе. Любовь к Наполеону и интерес к Франции поэт сохранит всю жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: