Александр блок 📜 сытые

Анализ стихотворения а. блока “сытые”. а.блок «сытые». тема, картина мира, характеристика героя, основная мысль, общее в изображении мира, характеристике героя. (блок александр)

«Сытые» А.Блок

«Сытые» Александр Блок

Они давно меня томили: В разгаре девственной мечты Они скучали, и не жили, И мяли белые цветы.

И вот — в столовых и гостиных, Над грудой рюмок, дам, старух, Над скукой их обедов чинных — Свет электрический потух.

К чему-то вносят, ставят свечи, На лицах — жёлтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги.

Так — негодует всё, что сыто, Тоскует сытость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев!

Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещён, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамён!

Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать.

Анализ стихотворения Блока «Сытые»

Время создания произведения — 1905 г. период массовых антиправительственных выступлений и забастовок. Стихотворение «Сытые» вошло в поэтический цикл «Город», в котором доминируют дисгармоничные, тревожные и трагические образы, символизирующие душевную опустошенность и предчувствия грядущих социальных потрясений.

Художественное пространство «Сытых» разделено на два мира — старый «прогнивший» и новый, живой и радостный. Лирический герой, выражающий точку зрения автора, не скрывает своих предпочтений: он сочувствует людям нового мира и презирает тех, кто цепляется за отживший жизненный уклад.

Средства выражения авторской модальности разнообразны. В зачине лирический субъект прямо обозначает свои эмоции, порожденные видом скучающего общества. Образ смятых «белых цветов» — метафора жизни, прошедшей бессмысленно и бесполезно.

Авторскую оценку демонстрирует бытовой случай, когда во время «обеда чинного» пропадает электричество. Изменения в освещении раскрывают внутреннюю сущность приверженцев старого уклада. Сатирическая картина складывается из фантасмагорических деталей. Ряд начинается с «желтых кругов», которые можно посчитать отражением пламени свечей на лицах сидящих. В колористической доминанте образа задействован оттенок, наделенный четким смыслом в рамках поэтики Блока. Желтый является атрибутом пошлости, бездушия и лицемерия общества «сытых». Эпитет «пергаментные» и метафора «шипят», использованные для характеристики речи, изображение почти неподвижных «мозгов» — все эти художественные средства призваны создать отталкивающий облик «бывших». Уничижительные формулировки завершаются образами опрокинутого «корыта» и «прогнившего хлева». Детали, работающие как ориентиры, позволяют читателю легко реконструировать прозрачное сравнение со свиньями, вытекающее из контекста.

Описание нового мира отличается лаконичностью. Оно организовано при помощи запоминающейся катахрезы «красный смех». К ней примыкает сравнение с «чистыми детьми», которым «неприлично» перенимать вредную привычку к скуке. Герой упоминает об отношениях между двумя полюсами: «бывшие» боятся представителей молодого движения, полных энергии и воли к борьбе.

Лирический субъект отказывает в будущем традиционному миру, которому придется довольствоваться «скудным жребием». Прекраснодушный герой, руководствуясь гуманистическими предпосылками, благородно позволяет «сытым» дожить свой век, не изменив привычкам.

Родина. Анализ стихотворения Александра Блока

 
Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны, которая была позорным образом проиграна, и обнажила все самые болезненные и острые проблемы России А. Блок начинает свою миссию. Он ищет ценности там, где их, казалось бы, и нет. Поэт, обращается к самым грязным, к бытовым истокам своей Родины и посвящает ей цикл своих стихотворений. Стихотворение «Ты отошла, и я в пустыне…», написанное в 1907 году открывает его и задаёт атмосферу и настроение последующим произведениям.
 
Библейские религиозные мотивы тесно сплелись с любовной романтической тематикой. За страданиями мужчины по женщине, можно увидеть боль поэта за свою Родину. Эта аллегория читается между строк. Лирический герой в образе самого Иисуса Христа, а его возлюбленная – сама Галилея. Эпитет «невоскресшему Христу» наводит на мысль, что в стихотворение занесён библейский сюжет: предательство своим родным краем «Сына Человечьего» и смерть далеко за его пределами.
 
Стихотворение является пророческим: Блок как бы заглядывает в будущее, видит новую власть и новый режим, понимая, что он несёт крах и разрушение его стране. Потеря Родины всё равно, что потеря жизни, без одного нет второго.
 
Стихотворение условно можно разделить на 3 части. В первой строфе лирического героя искушает сам дьявол, что передаётся эпитетами: «песку горячему», «слова гордого». В следующей части раскрывается боль Христа из-за предательства Родины. А в третьей же строфе видны мысли поэта по поводу того, что умерев на чужбине, воскреснуть не представляется возможным.
 
В произведении почти отсутствуют средства художественной выразительности, оно по-библейски аскетично. Присутствует только инверсия: «Но слова гордого отныне не может вымолвить язык»
 
Четырёхстопный ямб придаёт стихотворению простоты, чёткости и ритма. Простота изложения не оттеняет главного смысла, не перегружает его и обнажает читателям самую его суть. Этот замысел поддерживает и перекрёстная рифма.
 
Стихотворения А. Блока «Родина» — одно из самых глубоких и лиричных не только в главном цикле его жизни, но и из всех написанных им произведениях. Основная мысль, заложенная в произведении: нынешнему поколению необходимо понять, что без Родины и жизнь не жизнь.
___________________

«Сытые» А.Блок

«Сытые» Александр Блок

Они давно меня томили: В разгаре девственной мечты Они скучали, и не жили, И мяли белые цветы.

И вот — в столовых и гостиных, Над грудой рюмок, дам, старух, Над скукой их обедов чинных — Свет электрический потух.

К чему-то вносят, ставят свечи, На лицах — жёлтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги.

Так — негодует всё, что сыто, Тоскует сытость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев!

Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещён, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамён!

Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать.

Анализ стихотворения Блока «Сытые»

Время создания произведения — 1905 г. период массовых антиправительственных выступлений и забастовок. Стихотворение «Сытые» вошло в поэтический цикл «Город», в котором доминируют дисгармоничные, тревожные и трагические образы, символизирующие душевную опустошенность и предчувствия грядущих социальных потрясений.

Художественное пространство «Сытых» разделено на два мира — старый «прогнивший» и новый, живой и радостный. Лирический герой, выражающий точку зрения автора, не скрывает своих предпочтений: он сочувствует людям нового мира и презирает тех, кто цепляется за отживший жизненный уклад.

Средства выражения авторской модальности разнообразны. В зачине лирический субъект прямо обозначает свои эмоции, порожденные видом скучающего общества. Образ смятых «белых цветов» — метафора жизни, прошедшей бессмысленно и бесполезно.

Авторскую оценку демонстрирует бытовой случай, когда во время «обеда чинного» пропадает электричество. Изменения в освещении раскрывают внутреннюю сущность приверженцев старого уклада. Сатирическая картина складывается из фантасмагорических деталей. Ряд начинается с «желтых кругов», которые можно посчитать отражением пламени свечей на лицах сидящих. В колористической доминанте образа задействован оттенок, наделенный четким смыслом в рамках поэтики Блока. Желтый является атрибутом пошлости, бездушия и лицемерия общества «сытых». Эпитет «пергаментные» и метафора «шипят», использованные для характеристики речи, изображение почти неподвижных «мозгов» — все эти художественные средства призваны создать отталкивающий облик «бывших». Уничижительные формулировки завершаются образами опрокинутого «корыта» и «прогнившего хлева». Детали, работающие как ориентиры, позволяют читателю легко реконструировать прозрачное сравнение со свиньями, вытекающее из контекста.

Описание нового мира отличается лаконичностью. Оно организовано при помощи запоминающейся катахрезы «красный смех». К ней примыкает сравнение с «чистыми детьми», которым «неприлично» перенимать вредную привычку к скуке. Герой упоминает об отношениях между двумя полюсами: «бывшие» боятся представителей молодого движения, полных энергии и воли к борьбе.

Лирический субъект отказывает в будущем традиционному миру, которому придется довольствоваться «скудным жребием». Прекраснодушный герой, руководствуясь гуманистическими предпосылками, благородно позволяет «сытым» дожить свой век, не изменив привычкам.

Анализ стихотворения «Сытые» Александра Блока

1905 г. стал годом великого перелома в сознании многих людей. Революционные события нарушили привычный уклад жизни, с беспощадной силой напомнили о том, что в российском обществе назрели серьезные проблемы. Особое влияние оказал 1905 г. на А. Блока

Поэт начинает отходить от «чистого» символизма, обращая свое внимание на социальные проблемы. В это время он пишет стихотворение «Сытые», прозвучавшее как панихида по старому обществу

В самом названии произведения заложено огромное презрение к представителям высшего общества. «Сытость» — отличительный признак тех, кто не обращает внимания на бедственное положение большей части населения России. С самого начала Блок описывает господствующий класс, бесцельно проводящий жизнь в обильных приемах пищи. Им незнакомо чувство настоящего голода. Перечисление в одном ряду «рюмок, дам, старух» указывает на то, что в этих людях уже не осталось ничего человеческого. Роскошные обеды стали целью и смыслом их жизни. Блок прибегает к излюбленному приему в образе внезапно погасшего света, который символизирует революционные выступления. Незначительное с точки зрения обычного человека событие становится настоящей трагедией. Характерно, что исправить ситуацию «сытые» пытаются с помощью полумер — зажжением свечей. Старое общество до конца цепляется за свое благополучие, пытаясь что-то исправить («с трудом шевелятся мозги»). «Сытые» даже не понимают, что уже обречены («опрокинуто корыто»). Прямое сравнение высшего общества со свиньями («прогнивший хлев») — суровый приговор автора.

Блок не требует мести и вообще каких-либо насильственных действий. Поэт считает, что старому обществу надо просто дать спокойно умереть. Проникающий в «неосвещенный дом» «красный смех» — лучшее наказание для тех, кто всю жизнь закрывал глаза на суровую действительность. В финале звучит надежда на то, что новое общество никогда не повторит прошлых ошибок. «Чистые дети» построят свою жизнь на совершенно других основаниях. Блок резко противопоставляет представителей разных социальных слоев, считая, что такое же противопоставление лежит в основе отношений старого и нового миров. Он идеализирует революционные силы, будучи уверен в том, что в них нет ничего отрицательного.

Благородный душевный порыв поэта вполне понятен. К сожалению, в реальности все произошло иначе. После Октябрьской революции месть была страшна. К тому же через какое-то время появилось уже новое поколение «сытых».

Грешить бесстыдно, непробудно

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,

Семь — осенить себя крестом,

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да еще семь раз подряд

Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне…

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

26 августа 1914 года

*****

Александр Блок — Нет исхода из вьюг ( Нет исхода )

Net iskhoda

Net iskhoda iz vyug, I pogibnut mne veselo. Zavela v ocharovanny krug, Serebrom svoikh vyug zanavesila. Tikho smotrit v menya, Temnookaya.

I, koleblemy vyugami Roka, Ya vzvivayus, zvenya, Propadayu v metelyakh.

I na snezhnykh postelyakh Spyat tsari i geroi Minuvshego dnya V srebrosnezhnom pokoye — O, Tvoi, Neznakomaya, snezhnye zhertvy!

I privetno glyadit na menya: «Vosstan iz mertvykh!»

Ytn bc[jlf

Ytn bc[jlf bp dm/u, B gjub,yenm vyt dtctkj/ Pfdtkf d jxfhjdfyysq rheu, Ctht,hjv cdjb[ dm/u pfyfdtcbkf///

Nb[j cvjnhbn d vtyz, Ntvyjjrfz/

B, rjkt,ktvsq dm/ufvb Hjrf, Z dpdbdf/cm, pdtyz, Ghjgflf/ d vtntkz[///

B yf cyt;ys[ gjcntkz[ Cgzn wfhb b uthjb Vbyedituj lyz D cht,hjcyt;yjv gjrjt — J, Ndjb, Ytpyfrjvfz, cyt;yst ;thnds!

B ghbdtnyj ukzlbn yf vtyz: «Djccnfym bp vthnds[!»

10 октября 1912

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» было написано 10 октября 1912 года. Оно является одним из самых безнадёжных и трагических произведений Блока. Поэт глубоко переживал из-за отсутствия творческого начала, дисгармонии окружающей жизни, что побудило его назвать свой сборник «Страшный мир».

Стихотворение воспроизводит действительность. Образ мрачной улицы – это философская метафора трагичности жизни. Свет лишается своего ореола. Нет свободы движения, а только имитация. Даже смерть не может преодолеть унылого однообразия. Жизнь представляет собой череду повторяющихся событий, которые бессмысленны и скучны. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция, те же слова расположены в другой последовательности. Первая строка заканчивается словом «аптека». Ударение падает на второй слог, это называется «женское» ударение. Последняя строка заканчивается словом «фонарь». Ударение «мужское». Оно придаёт последнему предложению жестокость, резкость. Продолжение невозможно, время и пространство ограничено, а ощущение безысходности усиливается.

Анализ стихотворения Александра Блока «Сытые»

Стихотворение «Сытые» было написано в 1905 году, оно непосредственно связано с кровавой революцией, которая произошла в то время. Сам поэт положительно относился к революции, считая ее единственным способом получения справедливости.

Свое стихотворение он посвящает богачам, которым скоро предстоит расстаться со своей сытой жизнью. Поэт презирал этих людей, ведь они всегда наживались на страданиях более слабых и незащищённых. Блок рад, что их век миновал. Ведь за своим богатством и властью, они потеряли облик людей.

Вся жизнь для них скука,

имея большие возможности, они просто прожигают свои дни. Все что они делают в своей жизни, так это губят свою душу, превращая ее в безделушку. Блок не может понять их, для него «сытые» кажутся мертвыми, которые похоронили вместе с собой всю доброту и любовь, на которую могли быть способны.

Очень интересное сравнение богачей со свиньями. Это как нельзя лучше показывает отношение поэта к этим людям. Они проводили свои вечера за бессмысленными посиделками у соседей у ненавистных друзей. Они тратили тысячи, приобретая то, что им было не нужно. Их существование не приносило никому пользы, потому он называет их

бессмысленными людьми.

Блок искренне рад тому, что этому безобразию пришел конец. В стихотворении он пишет о том, что электричество потухло. Это является символом того, что жизни сытых пришел конец. Они еще пытаются найти свечки, разжечь огонь, но все это бессмысленно, как и их попытки оставить все как было. Поэт торжествует, ведь справедливость восторжествовала. Сейчас богатые люди поймут, как сложно было жить простому народу, как его душила и унижала обстановка сложившаяся в стране.

При всем своем презрении и ненависти к сытым, в конце своего стихотворения он жалеет их. Своими словами он призывает людей оставить их в покое, ведь они уже получили свой жизненно важный урок. Их идеальный мир пошатнулся и превратился тотчас в руины. Эти слова показывают его гуманизм, который он обернул к людям, столь сильно им ненавистным.

Список сочинений

Весь «страшный мир» в творчестве блока можно увидеть в сравнении с идеалами писателя. Некоторые произведения основаны на вечной любви и знакомстве с девушкой. Казалось бы, это прекрасное чувство, но все же описание обстановки и концовка подтверждают названия сборника. В самом цикле «Страшный мир» содержится 28 стихотворений. Вот несколько из них:

  1. «В ресторане» — сцену любви омрачает пение цыганки, игра на скрипке. Главная героиня закована в условности. Она печально смотрит на поэта, но другие рассматривают ее взор как насмешку.
  2. «Авиатор» — описывается трагедия, а именно смерть пилота разбившегося самолета. В конце стихотворения поэт обращается с риторическими вопросами к погибшему капитану.
  3. «Униженье» — это произведение, основанное на рассказе о притоне и встрече поэта с «ангелом». Но все ассоциации, которые видит герой кажутся грязными.
  4. «Песня ада» имеет основные черты, а именно притворство, лесть, пошлость и мерзость.
  5. «Демон». В этом повествовании некое существо, питается страхами людей. Оно обращается к своей жертве и грозит заколдовать ее.
  6. «На островах». Поэт пишет о любви и о чувствах, которые преследуют его, но в них он давно разочаровался. Все путешествие герою, казалось привычным и обыденным он не чувствовал адреналина, и это наводило грусть.
  7. «Пляски смерти». Произведение раскрывает тему смерти, а именно писывается мертвец, который пытается отравить существование и совратить обывателей.
  8. «Голос из хора». В этом стихотворении описываются жалкое отношение к жизни, а также затронута тема будущих дней. Лирик говорит о том, что смерть далеко и нужно радоваться каждому моменту.
  9. «Как растет тревога к ночи!». В этом разделе автор описывает чувства человека, который не хочет жить в неспокойном мире у него нет сил. Разочарование в своем существовании приводит к тому, что герой пьет вино со лживой улыбкой. За ней он пытается скрыть свой страх попасть в могилу.
  10. «Как тяжело ходить среди людей….». Писатель рассказывает о мертвой душе, которая притворяется живой.

Кратко рассматривая эту тему, можно понять, что сборник является неким творческим этапом Блока. В своем конспекте он отразил все острые противоречия времени и эпохи в целом так, как представлял и видел это.

Незнакомка

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906 года, Озерки

*****

«Сытые» А.Блок

«Сытые» Александр Блок

Они давно меня томили: В разгаре девственной мечты Они скучали, и не жили, И мяли белые цветы.

И вот — в столовых и гостиных, Над грудой рюмок, дам, старух, Над скукой их обедов чинных — Свет электрический потух.

К чему-то вносят, ставят свечи, На лицах — жёлтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги.

Так — негодует всё, что сыто, Тоскует сытость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев!

Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещён, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамён!

Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать.

Анализ стихотворения Блока «Сытые»

Время создания произведения — 1905 г. период массовых антиправительственных выступлений и забастовок. Стихотворение «Сытые» вошло в поэтический цикл «Город», в котором доминируют дисгармоничные, тревожные и трагические образы, символизирующие душевную опустошенность и предчувствия грядущих социальных потрясений.

Художественное пространство «Сытых» разделено на два мира — старый «прогнивший» и новый, живой и радостный. Лирический герой, выражающий точку зрения автора, не скрывает своих предпочтений: он сочувствует людям нового мира и презирает тех, кто цепляется за отживший жизненный уклад.

Средства выражения авторской модальности разнообразны. В зачине лирический субъект прямо обозначает свои эмоции, порожденные видом скучающего общества. Образ смятых «белых цветов» — метафора жизни, прошедшей бессмысленно и бесполезно.

Авторскую оценку демонстрирует бытовой случай, когда во время «обеда чинного» пропадает электричество. Изменения в освещении раскрывают внутреннюю сущность приверженцев старого уклада. Сатирическая картина складывается из фантасмагорических деталей. Ряд начинается с «желтых кругов», которые можно посчитать отражением пламени свечей на лицах сидящих. В колористической доминанте образа задействован оттенок, наделенный четким смыслом в рамках поэтики Блока. Желтый является атрибутом пошлости, бездушия и лицемерия общества «сытых». Эпитет «пергаментные» и метафора «шипят», использованные для характеристики речи, изображение почти неподвижных «мозгов» — все эти художественные средства призваны создать отталкивающий облик «бывших». Уничижительные формулировки завершаются образами опрокинутого «корыта» и «прогнившего хлева». Детали, работающие как ориентиры, позволяют читателю легко реконструировать прозрачное сравнение со свиньями, вытекающее из контекста.

Описание нового мира отличается лаконичностью. Оно организовано при помощи запоминающейся катахрезы «красный смех». К ней примыкает сравнение с «чистыми детьми», которым «неприлично» перенимать вредную привычку к скуке. Герой упоминает об отношениях между двумя полюсами: «бывшие» боятся представителей молодого движения, полных энергии и воли к борьбе.

Лирический субъект отказывает в будущем традиционному миру, которому придется довольствоваться «скудным жребием». Прекраснодушный герой, руководствуясь гуманистическими предпосылками, благородно позволяет «сытым» дожить свой век, не изменив привычкам.

Особенности тематики и поэтики[править | править код]

Поэтика цикла во многом построена на синонимичных антитезах: солнце — мрак, город — природа, свобода — несвобода. Постоянный образ — «пыльный город». Для Блока город с фабричными гарью и трубами — растлитель, чуть ли не насильник. Единственное спасение, предлагаемое поэтом, — побег:

Здесь недоступны неба своды Сквозь дым и прах! Бежим, бежим, дитя природы, Простор – в полях!

(«Бежим, бежим, дитя свободы», 1900).

Петербург предстаёт как город, в котором грань между реальностью и «иными мирами» истончается. В цикле сильны эсхатологические мотивы (первое стихотворение — «Последний день»).

Из газет

Встала в сияньи. Крестила детей.

И дети увидели радостный сон.

Положила, до полу клонясь головой,

Последний земной поклон.

Коля проснулся. Радостно вздохнул,

Голубому сну еще рад наяву.

Прокатился и замер стеклянный гул:

Звенящая дверь хлопнула внизу.

Прошли часы. Приходил человек

С оловянной бляхой на теплой шапке.

Стучал и дожидался у двери человек.

Никто не открыл. Играли в прятки.

Были веселые морозные Святки.

Прятали мамин красный платок.

В платке уходила она по утрам.

Сегодня оставила дома платок:

Дети прятали его по углам.

Подкрались сумерки. Детские тени

Запрыгали на стене при свете фонарей.

Кто-то шел по лестнице, считая ступени.

Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.

Дети прислушались. Отворили двери.

Толстая соседка принесла им щей.

Сказала: «Кушайте». Встала на колени

И, кланяясь, как мама, крестила детей.

Мамочке не больно, розовые детки.

Мамочка сама на рельсы легла.

Доброму человеку, толстой соседке,

Спасибо, спасибо. Мама не могла…

Мамочке хорошо. Мама умерла.

27 декабря 1903 года

Глава 1. «Страшный мир» в поэтической картине реальности эпохи «Серебряного века»

1.2 Духовный путь А. Блока как поэта-символиста

А. Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой рус­ской литературы XIX в. и как зачинатель новой русской поэзии XX в.; в аспекте реалистических традиций и как наследник и продолжатель традиций романтических; как автор вдохновенных «эсхатологических» пророчеств о гибели старого мира — и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатством и многогранностью творчества Блока. Однако в этой многообразной и многогранной картине особо значимо место Блока в том литературном окружении, которое он с считал для себя наиболее органичным, те связи, которые в значительной мере определили самооценку поэта и разрыв с которыми на определенном этапе эволюции был основным событием его духовного развития. «Нет сомнений, что таким литературным направлением для Блока явился символизм, а такой средой — символистская».

Цит. по: Минц З. Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М., 1980. С.97.

Доступа нет, контент закрыт

Аккаунт доступа «PREMIUM»

    • PREMIUM_30
  • 599
  • Премиум доступ на 30 дней

Приобрести

  • PREMIUM_60

999
Премиум доступ на 60 дней
Приобрести

  • PREMIUM_90

1599
Премиум доступ на 90 дней
Приобрести

Анализ стихотворения «Сытые» Александра Блока

1905 г. стал годом великого перелома в сознании многих людей. Революционные события нарушили привычный уклад жизни, с беспощадной силой напомнили о том, что в российском обществе назрели серьезные проблемы. Особое влияние оказал 1905 г. на А. Блока

Поэт начинает отходить от «чистого» символизма, обращая свое внимание на социальные проблемы. В это время он пишет стихотворение «Сытые», прозвучавшее как панихида по старому обществу

В самом названии произведения заложено огромное презрение к представителям высшего общества. «Сытость» — отличительный признак тех, кто не обращает внимания на бедственное положение большей части населения России. С самого начала Блок описывает господствующий класс, бесцельно проводящий жизнь в обильных приемах пищи. Им незнакомо чувство настоящего голода. Перечисление в одном ряду «рюмок, дам, старух» указывает на то, что в этих людях уже не осталось ничего человеческого. Роскошные обеды стали целью и смыслом их жизни. Блок прибегает к излюбленному приему в образе внезапно погасшего света, который символизирует революционные выступления. Незначительное с точки зрения обычного человека событие становится настоящей трагедией. Характерно, что исправить ситуацию «сытые» пытаются с помощью полумер — зажжением свечей. Старое общество до конца цепляется за свое благополучие, пытаясь что-то исправить («с трудом шевелятся мозги»). «Сытые» даже не понимают, что уже обречены («опрокинуто корыто»). Прямое сравнение высшего общества со свиньями («прогнивший хлев») — суровый приговор автора.

Блок не требует мести и вообще каких-либо насильственных действий. Поэт считает, что старому обществу надо просто дать спокойно умереть. Проникающий в «неосвещенный дом» «красный смех» — лучшее наказание для тех, кто всю жизнь закрывал глаза на суровую действительность. В финале звучит надежда на то, что новое общество никогда не повторит прошлых ошибок. «Чистые дети» построят свою жизнь на совершенно других основаниях. Блок резко противопоставляет представителей разных социальных слоев, считая, что такое же противопоставление лежит в основе отношений старого и нового миров. Он идеализирует революционные силы, будучи уверен в том, что в них нет ничего отрицательного.

Благородный душевный порыв поэта вполне понятен. К сожалению, в реальности все произошло иначе. После Октябрьской революции месть была страшна. К тому же через какое-то время появилось уже новое поколение «сытых».

Текст

Они давно меня томили:В разгаре девственной мечтыОни скучали, и не жили,И мяли белые цветы.

И вот — в столовых и гостиных,Над грудой рюмок, дам, старух,Над скукой их обедов чинных —Свет электрический потух.

К чему-то вносят, ставят свечи,На лицах — желтые круги,Шипят пергаментные речи,С трудом шевелятся мозги.

Так — негодует все, что сыто,Тоскует сытость важных чрев:Ведь опрокинуто корыто,Встревожен их прогнивший хлев!

Теперь им выпал скудный жребий:Их дом стоит неосвещен,И жгут им слух мольбы о хлебеИ красный смех чужих знамен!

Пусть доживут свой век привычно —Нам жаль их сытость разрушать.Лишь чистым детям — неприличноИх старой скуке подражать.

1905 год.

1905 год считается в России годом начала перелома, излома общества – кровавое воскресенье дало старт цепочке события, логичным финалом которые стал дом Ипатьева в Екатеринбурге и расстрел царской семьи

Изменяется на этом фоне и Александр Блок, все большее внимание уделяющий социальным вопросам, все ближе приближаясь к простому человеку

Стихотворение «Сытые» — это естественный ответ поэта на события, происходящие в стране, и выражение своей гражданской позиции.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Маяковского На даче

    В стихотворении описывается возмутительное обращение к солнцу. Автор посчитал, что оно слишком просто и беззаботно живет. Каждый день выкатывается на небо и светит своими лучами, порождая жару, больше ничего не делает. Вечером медленно

  • Анализ стихотворения Северянина Интродукция

    Игорь Северянин был одним из самых известных и скандальных поэтов XX века. Будучи основоположником эгофутуризма, он считается одним из самых новаторских авторов того времени. Свои стихотворения поэт публиковал с 1904 года, однако

  • Анализ стихотворения Майкова Осень 3 класс

    Это стихотворение Майкова посвящено описанию осеннего леса. Поэт любил прогулки на природе – это звучит еще в первом и втором четверостишиях. Однако дальнейшее описание пронизано грустью. Тоска вызвана увяданием природы.

  • Анализ стихотворения Цветаевой Родина

    Марина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась она в 1892 году, в Москве, в семье основателя Музея изящных искусств и пианистки. Возможно именно эта семейная

  • Анализ стихотворения Фета Буря

    Стихотворение Фета «Буря» — это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.

В «Сытых» (стихотворение входит в цикл «Город») поэт создал портрет тех, кто жил за счет этих угнетенных, — портрет богатых людей. Уже в самом названии выражено отношение Блока к этим людям — презрительно-возмущенное: как можно радоваться жизни, когда вокруг столько горя и несправедливости, которые совершаются по их же вине?!

Но презрение лирического героя вызывает не только это — он считает, что «сытые» давно потеряли способность жить полной жизнью:

Они скучали, и не жили,

И мяли белые цветы.

Вообще, можно сказать, что образ «сытых» передан в фантасмагорических тонах. Богачи давно превратились в ходячих мертвецов — их основной характеристикой стала скука

Важно, что по мере развития стихотворения Блок употребляет это слово несколько раз

Времяпрепровождение таких людей — это скучные «чинные» обеды «над грудой рюмок, дам, старух». Так длилось из года в год, «сытые» влачили свое убогое существование в непрекращающейся спячке, пока их не «встряхнуло» неожиданное событие — «свет электрический потух».

Эта реальная деталь быта — в те год действительно были частые перебои с электричеством — перерастает у Блока в метафору. «Потух свет», то есть прежняя жизнь «сытых» закончилась, их благополучно-равнодушному существованию пришел конец.

«Сытые» пытаются как-то исправить положение — приказывают внести свечи, но это им практически не помогает и уж точно их не спасает. Потому что эти люди уже не способны нормально, «по-человечески», думать — они уже давно перестали быть людьми:

На лицах — желтые круги,

Шипят пергаментные речи,

С трудом шевелятся мозги.

С презрением и даже ненавистью лирический герой описывает тревогу «сытых» — они почувствовали опасность, «зашевелились». Что же больше всего беспокоит их? То, что они потеряют возможность «кормиться» — их «хлев» будет разрушен и будет нарушена «сытость» их важных чрев.

Ведь опрокинуто корыто,

Что теперь, в новых условиях, ожидает «сытых»? Им выпадает «скудный жребий» — не только потому, что их социальное положение изменится, но и потому, что, наконец-то, они увидят то, что творится округ них:

И красный смех чужих знамен!

Обрисовав положение «сытых», герой Блока делает вывод в заключительной строфе. Какой же, по его мнению, участи достойны богачи? Последние строки, в какой-то степени, неожиданны — поэт призывает оставить их в покое. Судьба и так уже довольно наказала этих людей. Задача «новых людей» одна — не брать пример с «сытых», не принимать их ценностей, их образа жизни и мысли:

Лишь чистым детям — неприлично

Их старой скуке подражать.

Стихотворение довольно богато средствами художественной выразительности. Здесь есть метафоры — «мяли белые цветы», «над грудой рюмок, дам, старух», «над скукой… свет потух», «шипят пергаментные речи» и т. д. А также здесь присутствуют и эпитеты — «пергаментные речи», «девственная мечта», «красный смех».

Таким образом, стихотворение «Сытые» — это отклик Блока на события 1905 года. Можно сказать, что в этом произведении, в определенной степени, выражена позиция поэта, его взгляд на революцию, ее причины и последствия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: