Тема любви
Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.
В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.
В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное
В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!
Образ «Незнакомки»
Незнакомка, описанная в стихотворении, для поэта является прекрасной дамой, символом чистоты и настоящей любви. Она предстаёт перед читателем в качестве хрупкой и изящной женщины, одетой в тёмную вуаль. Незнакомка значительно выделяется на фоне грубого и пошлого мира, погрязшего в пьянстве и лишенного нравственности и моральных ценностей.
Образ незнакомки в стихотворении окутан некой таинственностью и притягательной недоступной красотой. Её глаза преисполнены шарма и очарования, которые так привлекают поэта.
Незнакомка является неким «спасательным кругом» для лирического героя, поскольку позволяет ему отвлечься от бренности бытия этого мира, забыть о своих страданиях и переживаниях. В тексте, описывающем образ таинственной героини, четко прослеживается раздвоенность сознания русского поэта.
Несмотря на то что прекрасная и загадочная незнакомка помогает поэту ненадолго отстраниться от душевных терзаний, суровый окружающий мир никуда не исчезает, а лишь временно отходит на второй план.
Романтичный образ прекрасной незнакомки является, несомненно, сокровищем для поэта. Она воплощает в себе добро, мечты и надежды, веру в настоящую любовь. Незнакомка не дает поэту упасть духом, а помогает ему вернуться к жизни и встать на верный путь.
Символизм Блока
Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.
Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.
Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.
Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.
Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.
помогите с анализом стихотворения Блока — Сытые
Teti
Ученик (217), на голосовании 3 года назад
Они давно меня томили: В разгаре девственной мечты Они скучали, и не жили, И мяли белые цветы.
И вот — в столовых и гостиных, Над грудой рюмок, дам, старух, Над скукой их обедов чинных — Свет электрический потух.
К чему-то вносят, ставят свечи, На лицах — желтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги.
Так — негодует всё, что сыто, Тоскует сытость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев!
Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен!
Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать.
Евгения Дергунова
Знаток (331) 3 года назад
В стихотворении “Сытые” из цикла “Город” Блок выражает искреннюю ненависть к миру “сытых”, которые “скучали и не жили”. Поэт рисует их мертвыми красками: “желтые” круги на лицах, “пергаментные речи”. Автор показывает антидуховность, мещанство, внутреннее убожество мира “сытых”. Блок увидел, что внешний мир — это мир социального неравенства, социальной несправедливости, социального разъ единения, и поэтому — мир зла. В стихотворении “На железной дороге” читаем: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена — все больно. Это стихотворение заканчивается смертью героини, которой раньше поклонялся Блок. Разрушены все надежды. Душевное состояние лирического героя выражено словом “больно”. Для поэта внешний мир — это еще мир боли и скорби. Нет здесь .радости и любви.
В стихотворении поэт с сарказмом говорит о том, что богатые — «сытые» — «скучали и не жили», в то время как кругом слышались «мольбы о хлебе». Но вот началась революция, слышен «красный смех. знамен, и
Так — негодует все, что сыто, Тоскует сырость важных чрев: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев. «
Однако — и на это очень важно обратить внимание — Блок не призывает к расправе:
Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать.
Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой. Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправдание.
“Сытые” — образец социальной сатиры, в котором автор рисует мир “важных чрев”. Их жизнь скудна и скучна. Блок сравнивает ее с прогнившим хлевом, обреченным на разрушение. Знаменательно, что герой не ратует за революционное насилие, предлагая иной, “естественный” выход:
Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать.
Образ родины
Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.
Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.
Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.
В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.
Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.
Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.
«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.
Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.
Прием контраста
Блок использовал прием контраста для того, чтобы вскрыть причину изображенной им трагедии. Это, с одной стороны, роскошь и довольство, а с другой — грязь, боль, смерть. Александр Александрович ввел в текст различные художественные приемы (метафоры, гиперболы, олицетворения), которые помогают раскрыть главную мысль: гибель красоты и юности, бессмысленность и невозможность их существования в изображенном автором «страшном мире». Поезд является олицетворением судьбы, равнодушной ко всему. Люди в нем разделены на бедных и богатых. Нищая и голодная Россия, которая путешествует в «зеленых» вагонах, плачет и поет. Автор изображает фигуру жандарма возле красивой молодой девушки, которая бросает жадные взгляды «в пустынные глаза вагонов». Образ жандарма — символ железного уклада, который ограждает человека от полноты жизни, от счастья. Судьба поруганной девушки, изображенной в этом произведении, сближается с судьбой родной страны.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Незнакомка.
История создания – стихотворение написано в 1906 году, причем был даже непосредственно зафиксирован момент его создания. Это сделал друг поэта Андрей Белый.
Тема стихотворения – столкновение мечты с реальностью.
Композиция – произведение состоит из двух частей: в первое поэт реалистично и с иронией описывает петербургский пригород, а во второй показывает свою мечту, прекрасную незнакомку.
Жанр – рассказ в стихах.
Стихотворный размер – ямб с элементами пиррихия.
Эпитеты – “горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег”.
Метафоры – “дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами”.
Сравнение – “как я, смирен и оглушен”.
Размер и жанр
Каждое творение имеет свой размер и только свой уникальный жанр. Говоря о параметрах данного литературного произведения, необходимо выделить следующие особенности:
- жанром «Незнакомки» является рассказ в стихотворной форме;
- способ или средство написания — четырехстопный ямб. Суть данного метода заключается в использовании определенного размера, при котором на каждый четный слог падает ударение;
- использование четырехстопного ямба с пиррихиями, при котором осуществляется пропуск ударения при чтении вслух. Это направление позволяет поэту построить определенную мелодичность в произведении и придать ему легкость для понимания;
- тип рифмы — перекрестная. При перекрестной рифме первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и так далее;
- использование четырехстопного ямба с катренами. При данном способе в стихотворении имеют место отдельные строфы, законченные по смыслу.
При создании того или иного произведения каждый автор оставляет за собой право при выборе как размера произведения, так и используемого жанра и композиционных приемов, позволяющих повысить его выразительность и улучшить доступность для понимания.
Сочинение Анализ стихотворения А.Блока «Сытые»
Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал, что начинается новая веха в истории, свершаются колоссальные события, которые изменят устоявшийся веками российский уклад. Принимал ли сам Блок революционные перемены? Думаю, он относился к ним скорее положительно, ибо видел в революции справедливое возмущение угнетенных. В «Сытых» (стихотворение входит в цикл «Город») поэт создал портрет тех, кто жил за счет этих угнетенных, — портрет богатых людей. Уже в самом названии выражено отношение Блока к этим людям – презрительно-возмущенное: как можно радоваться жизни, когда вокруг столько горя и несправедливости, которые совершаются по их же вине?! Но презрение лирического героя вызывает не только это – он считает, что «сытые» давно потеряли способность жить полной жизнью: Они скучали, и не жили, И мяли белые цветы. Метафора «мяли белые цветы», мне кажется, обозначает, что эти люди «пачкали» свою душу той жизнью, которой они жили. Больше того, они «пачкали» саму жизнь своим низким и бездуховным существованием. Вообще, можно сказать, что образ «сытых» передан в фантасмагорических тонах. Богачи давно превратились в ходячих мертвецов – их основной характеристикой стала скука
Важно, что по мере развития стихотворения Блок употребляет это слово несколько раз. Времяпрепровождение таких людей – это скучные «чинные» обеды «над грудой рюмок, дам, старух»
Так длилось из года в год, «сытые» влачили свое убогое существование в непрекращающейся спячке, пока их не «встряхнуло» неожиданное событие – «свет электрический потух». Эта реальная деталь быта — в те год действительно были частые перебои с электричеством – перерастает у Блока в метафору. «Потух свет», то есть прежняя жизнь «сытых» закончилась, их благополучно-равнодушному существованию пришел конец. «Сытые» пытаются как-то исправить положение – приказывают внести свечи, но это им практически не помогает и уж точно их не спасает. Потому что эти люди уже не способны нормально, «по-человечески», думать — они уже давно перестали быть людьми: К чему-то вносят, ставят свечи, На лицах — желтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги. С презрением и даже ненавистью лирический герой описывает тревогу «сытых» — они почувствовали опасность, «зашевелились». Что же больше всего беспокоит их? То, что они потеряют возможность «кормиться» — их «хлев» будет разрушен и будет нарушена «сытость» их важных чрев. Сравнение героев стихотворения со свиньями говорит само за себя. Оно очень эмоционально и откровенно выражает отношение Блока к тем, кого он описывает: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев! Что теперь, в новых условиях, ожидает «сытых»? Им выпадает «скудный жребий» — не только потому, что их социальное положение изменится, но и потому, что, наконец-то, они увидят то, что творится округ них: И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Обрисовав положение «сытых», герой Блока делает вывод в заключительной строфе. Какой же, по его мнению, участи достойны богачи? Последние строки, в какой-то степени, неожиданны – поэт призывает оставить их в покое. Судьба и так уже довольно наказала этих людей. Задача «новых людей» одна — не брать пример с «сытых», не принимать их ценностей, их образа жизни и мысли: Пусть доживут свой век привычно Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать. В этих последних строках выразился гуманизм Блока, его четкая позиция, которая коренным образом, как мы знаем, отличалась от позиции тех, кто пришел к власти. Стихотворение довольно богато средствами художественной выразительности. Здесь есть метафоры – «мяли белые цветы», «над грудой рюмок, дам, старух», «над скукой …свет потух», «шипят пергаментные речи» и т. д. А также здесь присутствуют и эпитеты – «пергаментные речи», «девственная мечта», «красный смех». В плане синтаксиса в стихотворении можно отметить наличие восклицательных предложений, выражающих эмоции лирического героя. Таким образом, стихотворение «Сытые» — это отклик Блока на события 1905 года. Можно сказать, что в этом произведении, в определенной степени, выражена позиция поэта, его взгляд на революцию, ее причины и последствия. .
История создания
Прежде чем приступить к анализу стихотворения «Незнакомка» Блока по плану, кратко стоит ознакомиться с процессом его появления. Также перед прочтением анализа рекомендуется прочитать само стихотворение на любом онлайн-сайте. В биографии поэта были тяжёлые периоды жизни. Одним из таких событий являлось предательство близких людей, которое стало для поэта сильным ударом.
У стихотворения «Незнакомка» Блока история создания довольна драматична. Жена Александра Блока вступила в романтические отношения с его самым близким другом — Андреем Белым. Данная новость нанесла двойной удар по его эмоциональному состоянию. В связи с этим автору было необходимо выплеснуть свои переживания и эмоции на бумагу, вследствие чего и было написано это неповторимое произведение русской литературы. Датой написания является 1906 год.
Кроме того, в этот период времени у поэта происходит разрыв с писателями, принадлежащими к классу символистов. Все эти события в его жизни привели к сильным изменениям в его творческой деятельности.
В «Незнакомке» автор создаёт иллюзорную или вымышленную реальность, которая является убежищем от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул для жизни и творчества.
Факт создания литературного произведения был зафиксирован самим Андреем Белым. В тот день Александр Блок отправился ходить по пригородам Санкт-Петербурга. Гуляя по его переулкам, автор открыл для себя Озерки и небольшой ресторан, где собралось множество пьяных местных.
После поэт приходил туда, заказывал вино и ненадолго впадал в задумчивость и забытье, чтобы отвлечься от душевных страданий и тягот.
Анализ стихотворения Александра Блока «Сытые»
11 декабря 2015
Стихотворение «Сытые» было написано в 1905 году, оно непосредственно связано с кровавой революцией, которая произошла в то время. Сам поэт положительно относился к революции, считая ее единственным способом получения справедливости.
Свое стихотворение он посвящает богачам, которым скоро предстоит расстаться со своей сытой жизнью. Поэт презирал этих людей, ведь они всегда наживались на страданиях более слабых и незащищённых. Блок рад, что их век миновал. Ведь за своим богатством и властью, они потеряли облик людей.
Вся жизнь для них скука, имея большие возможности, они просто прожигают свои дни. Все что они делают в своей жизни, так это губят свою душу, превращая ее в безделушку. Блок не может понять их, для него «сытые» кажутся мертвыми, которые похоронили вместе с собой всю доброту и любовь, на которую могли быть способны.
Очень интересное сравнение богачей со свиньями. Это как нельзя лучше показывает отношение поэта к этим людям. Они проводили свои вечера за бессмысленными посиделками у соседей у ненавистных друзей. Они тратили тысячи, приобретая то, что им было не нужно. Их существование не приносило никому пользы, потому он называет их бессмысленными людьми.
Блок искренне рад тому, что этому безобразию пришел конец. В стихотворении он пишет о том, что электричество потухло. Это является символом того, что жизни сытых пришел конец. Они еще пытаются найти свечки, разжечь огонь, но все это бессмысленно, как и их попытки оставить все как было. Поэт торжествует, ведь справедливость восторжествовала. Сейчас богатые люди поймут, как сложно было жить простому народу, как его душила и унижала обстановка сложившаяся в стране.
При всем своем презрении и ненависти к сытым, в конце своего стихотворения он жалеет их. Своими словами он призывает людей оставить их в покое, ведь они уже получили свой жизненно важный урок. Их идеальный мир пошатнулся и превратился тотчас в руины. Эти слова показывают его гуманизм, который он обернул к людям, столь сильно им ненавистным.
Между Богом и Бытием
Русского мужика отличает, в видении Александра Блока, незыблемая дань традициям и желание приблизиться к богу на фоне собственной скупости, нередко переходящей в алчность и бытовой чёрствости. В начале стихотворения мы видим мужичка явно с похмелья, который грешит, как и живёт – беспробудно и бесстыдно, но идёт в церковь. Это уже в крови – грех и следующая за ним попытка найти прощение, зная, что цикл будет повторяться. Стыдно ли мужику? Пожалуй, да, ведь идёт он в храм сторонкой, осознавая свой грех.
В церкви мужик (купец, чиновник) сам агнец, он истово осеняет себя крестом и не гнушается прикоснуться любом к заплёванному полу в молитве. Его раскаяние также искренне, как и обычен грех, на мгновение он становится чище и приближается к Богу.
Но церковь в понимании мужика это только покаяние за грех, оно совершено и можно продолжать жить, как прежде. Положенный в церковную кружку грош возвращается дома в ходе обмера покупателя, а голодный пес возле двери не вызывает и толики сострадания – его участь быть отпихнутым ногой. Это обычная рядовая жизнь купца или зажиточного мужика, скорее, он понимает, что это грех, но оставляет его искупление на следующий визит в Храм.
День близится к завершению, герой стиха спокойно пьёт чай и пересчитывает деньги. Церковь он посетил, грехи искупил, потраченный пятак вернул хитростью и ещё прибавил к нему пару купюр. Обычный день, все прошло хорошо и можно с «чистой» совестью заваливаться на перины. Сон его тяжёл, ибо количество грехов не перекрыто числом благих дел. Будет ли он прощён?
Средства выразительности
Для блоковских стихотворений характерна высокая насыщенность тропами, в стихотворении “Поэты” также используется множество выразительных средств.
- Эпитеты – “пустынный квартал”, “зыбкая почва”, “надменная улыбка”, “малый цветок”, “жемчужная тучка”, “обывательская лужа”, “светозарный день”.
- Метафора – “золото косы”.
- Олицетворения – “день вставал”, “вьюга целовала”, “жизнь меня в землю втоптала”.
- Сравнения – “вылезали из будок, как псы”, “умру под забором, как пёс”.
Все они работают и на построение антитезы, и на выражение авторской идеи. Ни один троп не использован Блоком просто для красоты текста, каждый имеет своё место и смысл.
Творческий мир Блока
Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.
Основные темы творчества Блока:
- судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
- революция и роль интеллигенции в ней;
- верная любовь и дружба;
- судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
- роль поэта и поэзии в жизни общества;
- неразрывная связь человека и природы;
- вероисповедание и мироздание.
Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.
Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.
Метафорический образ
Метафорический образ Руси в поэзии Блока представлен в виде красивой женщины. Она доверчива, однако сильна духом и горда. На долю этой женщины выпадет множество испытаний. Однако Россия не пропадет, как считает автор. Как бы ни затуманились ее прекрасные черты очередной заботой, какому бы чародею ни удалось завладеть ею, она переживет любые невзгоды. Автор говорит о возможных бедах страны, используя иносказательный язык. И тут же Блок утверждает, что она непременно выйдет физически и духовно окрепшей и закаленной из всех испытаний.
Очень важно знать и понимать поэзию Блока о России. Все его стихотворения, посвященные Родине, вызывают у читателя серьезные раздумья о судьбах нашей страны
Безусловно, его лирика актуальна. Кратко образ Руси в поэзии Блока мы охарактеризовали. Этот анализ вы можете дополнить собственными мыслями.
-
Как был сбит американский самолет шпион и попал в плен летчик ф пауэрс кратко
-
Что такое жизненная емкость легких о чем говорит этот показатель кратко
-
Фенобарбитал что это и как влияет на организм человека кратко и понятно
-
Внеурочная деятельность психолога в школе 8 класс
- Как влияют на здоровье транквилизаторы обж кратко
Композиция
По смыслу стихотворение можно разделить на две части. В первой автор в ироничной манере описывает быт поэтов, каждый из которых считает себя выше своих собратьев по перу. Но вечером каждый находит себе компанию, в которой напивается. Процесс творчества у них происходит только в состоянии опьянения. Они оценивают красоту моря и проходящих женщин, цветка и тучки и могут даже сентиментально рыдать над этими простыми вещами.
Казалось бы, за таким описанием должно последовать уничтожающее разоблачение, но содержание стихотворения куда более непредсказуемо. Оказывается, атрибуты поэтического мира, которые перечислил лирический герой, на самом деле имеют высокое значение. Просто обыватель никогда не сможет посмотреть на мир по-особенному, глазами поэта. Пониманию читателя-критика это недоступно.
Отталкивающие детали жизни поэтической братии неприятны обычному человеку, но автор, сам относящийся к ней, видит поэтов существами особыми – творцами нового мира, которые раздвигают рамки обыденного. Поэта “целовала вьюга”, а бог заметал снегом (присущие поэтическому миру Блока образы вьюги, снега, метели). Творческие люди острее чувствуют и глубже понимают жизнь, чем закрытые в своём мещанском мирке обыватели. Вот та антитеза, на которой построено произведение.
«Грешить бесстыдно, непробудно…» А.Блок
«Грешить бесстыдно, непробудно…» Александр Блок
Грешить бесстыдно, непробудно, Счет потерять ночам и дням, И, с головой от хмеля трудной, Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза преклониться долу, Семь — осенить себя крестом, Тайком к заплеванному полу Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный, Три, да еще семь раз подряд Поцеловать столетний, бедный И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить На тот же грош кого-нибудь, И пса голодного от двери, Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод,
И на перины пуховые В тяжелом завалиться сне… Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.
Анализ стихотворения Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…»
1907-1908 гг. – переломное время в жизни и творчестве Блока. В этот период стартовал новый этап его пути. Поэт стал уделять все меньше внимания поискам идеалов в ирреальных мирах. Взгляд его переключился на действительность. Он пришел к пониманию, что фундаментальные ценности неразрывно связаны с приобщением к родной стране, что Россия – высший духовный идеал. Именно в конце 1900-х годов Александр Александрович приступил к работе над важнейшим своим поэтическим циклом – «Родина», который множество раз трансформировался до того, как на свет появился окончательный вариант.
Стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…», по праву считающееся наиболее беспощадным блоковским стихотворением из тех, что посвящены России, написано в августе 1914-го. Главный герой текста – неизвестный обобщенный персонаж. Читателю ничего не рассказывается о его профессии, внешности, характере. Для описания действий Александр Александрович использует глаголы в неопределенной форме, относящиеся к бесконечной людской массе. Образ, созданный поэтом, не вызывает положительных эмоций. Персонаж грешен. Он посещает храм, но делает это тайком, украдкой. По какой-то причине ему не хочется демонстрировать обществу самый светлый свой душевный порыв. После похода в дом Господа герой продолжает совершать неблаговидные поступки. На этот раз Блок конкретизирует его грехи: он обманывает людей, жестоко обращается с животными. В доме у персонажа имеются лампады, иконы. Вот только вряд ли их часто используют для молитвы. Поэт указывает, что около них герой пьет чай, ведет бухгалтерию и пересчитывает наличные деньги. Скорей всего, Александр Александрович представляет обобщенный образ купеческой России, душу которой разбудить невероятно трудно. Для воссоздания быта ее представителей подобраны яркие эпитеты: пол в церкви назван заплеванным, иконный оклад – «столетним, бедным и зацелованным», комод в доме персонажа – пузатым, перины на его кровати – пуховыми.
Завершается стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно…» неожиданным выводом: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Эти две строчки – выражение истинного патриотизма. Блок любит свою родину вне зависимости от того, насколько грешен ее народ, кто стоит у власти и как тяжела жизнь. Александр Александрович отличается от многих критиков российской действительности тем, что ему по-настоящему дорога страна, а не некий ее светлый образ.