Как мимолетна тень осенних ранних дней анализ стихотворения

Легкие стихи Блока о Родине и России

В голодной и больной неволе И день не в день, и год не в год. Когда же всколосится поле, Вздохнет униженный народ? Что лето, шелестят во мраке, То выпрямляясь, то клонясь Всю ночь под тайным ветром, злаки: Пора цветенья началась. Народ — венец земного цвета, Краса и радость всем цветам: Не миновать господня лета Благоприятного — и нам.

Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы — дети страшных лет России — Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы — Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота — то гул набата Заставил заградить уста. В сердцах, восторженных когда-то, Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье,- Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие твое!

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней.- Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?

СтихотворениеБлокаАА «Холодныйдень»

Холодныйдень

Мывстретилисьстобоювхраме Ижиливрадостномсаду Новотзловоннымидворами Пошликпроклятьюитруду

Мыминоваливсеворота Ивкаждомвиделиокне Кактяжелолежитработа Накаждойсогнутойспине

Ивотпошлитудагдебудем Мыжитьподнизкимпотолком Гдепроклялидругдругалюди Убитыесвоимтрудом

Стараясьнезапачкатьплатья Тышламежспящихнаполу Носамыйсонихбылпроклятье Вонтамвзаплеванномуглу

Тыобернуласьзаглянула Доверчивовмоиглаза Инащекемоейблеснула Скатиласьпьянаяслеза

НетСчастьепразднаязабота Ведьмолодостьдавнопрошла Намскоротаетвекработа Мнемолотоктебеигла

Сидидашейсмотривокошко Людейповсюдугониттруд Атекомутруднейнемножко Тепеснидлинныепоют

Яблизтебяработатьстану Авосьтынеприпомнишьмне Чтояувиделдностакана Топяотчаяньеввине

СтихотворениеБлокаААХолодныйдень

Анализ стихотворения Блока А.А. «Осенняя воля»

«Осенняя воля»

Стихотворение А.А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли.

Как и у М.Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви («Много нас — свободных, юных, статных — Умирает, не любя…»), и о смерти («Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли…»).

Мятежный осенний пейзаж заставляет героя задуматься о смысле жизни, о собственном пути в этом мире. Это прежде всего путь поэтического познания окружающего мира. Не случайно стихотворение богато на литературные переклички. Последняя фраза «Как и жить и плакать без тебя!» переклика­ется с финальной строфой стихотворения А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»: «… А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки. Тебя лю­бить, обнять и плакать над тобой!». Однако лирический герой

А.А. Блока одинок, его признания в любви обращены к род­ной земле. Правда, в третьей строфе появляется загадочный женский образ, который призывно машет вдали, но этот образ скорее всего не возлюбленная лирическою героя, а та самая Русь, к которой в шестой строфе герой обращается: «Над пе­чалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю…». Таким образом, если для лирического героя А.А. Фета смыс­лом жизни является любовь к женщине, то у А.А. Блока образ возлюбленной замещается образом России. Не случайно это стихотворение, написанное в 1905 году, входит в цикл «О, Русь моя. », а чуть позже, в 1908 году, в цикле «На поле Ку­ликовом» поэт напишет: «О, Русь моя! Жена моя!». Здесь он еще более тесно свяжет образ родины и возлюбленной.

Интересно также в этой связи сопоставить стихотворение «Осенняя воля» со стихотворением «Осенняя любовь», написан­ном в 1907 году. Как и первое, второе произведение включает в начальных строфах образ рябины: «Когда в листве сырой и ржа­вой Рябины заалеет гроздь…» (Сравним в «Осенней воле»: «Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали»).

1905 год — год первой русской революции. Красный цвет в данном случае воспринимается не только как неотъемлемая особенность осеннего пейзажа, но и как отголосок мятежных кровавых революционных событий. Созвучна с этим настрое­нием и свободолюбивая, почти анархическая позиция лириче­ского героя: «Нет, иду я в путь никем не званый, И земля да будет мне легка! Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака».

А.А. Блок в стихотворении широко использует повторы и восклицания, риторические вопросы и инверсии. Пейзаж в стихотворении динамичен («Ветер гнет упругие кусты»), оли­цетворения («печаль нив», «разгулялась осень в мокрых до­лах»), цветаст («желтая глина», «красный цвет рябин»). Коль­цевую композицию образует мотив простора. В первой строфе подчеркивается «путь, открытый взорам», в предпоследней — простор, который навеки покорил сердце лирического героя, а в последней — вновь возникает образ необъятных далей.

Название стихотворения «Осенняя воля» можно понимать в двух планах: воля — это свобода, которой так наслаждается душа лирического героя, и одновременно волевое усилие, по­могающее ему продолжать свой жизненный путь. Произведе­ние отличается проникновенным лиризмом и философским взглядом на мир.

«Вденьхолодныйвденьосенний…»АБлок

Вденьхолодныйвденьосенний Явернусьтудаопять Вспомнитьэтотвздохвесенний Прошлыйобразувидать

Яприду—инезаплачу Вспоминаянесгорю

Встречупеснейнаудачу Новойосенизарю

Злыевременизаконы Усыпилискорбныйдух Прошлыйвойбылыестоны Неуслышишь—япотух

Самыйогнь—слепыеочи Несожжетмечтойбылой Самыйдень—темнееночи Усыпленномудушой

АнализстихотворенияБлока«Вденьхолодныйвденьосенний…»

Вгодумосковскоеиздательство«Гриф»выпустилодебютныйсборникБлока«СтихиоПрекраснойДаме»выдержанныйпреимущественновдухесимволизмаКнигабылапосвященаЛюбовиДмитриевнеМенделеевойСнейпоэтпознакомилсяещевдетскомвозрастеблагодарятомучтососедствовалиименияихродителейВконцедевятнадцатогостолетияюныйАлександрАлександровичвлюбилсявдочьвеликогорусскогохимикаТакначалсяодинизсамыхизвестныхромановвисториирусскойлитературыдвадцатоговекаМенделееватоприближалаксебетоотталкиваламолодогопоэтакоторыйвдостижениисвоейцелипроявлялзавидноеупорствоЖелаемогоонвитогедобилсяВгодуБлокженилсянаЛюбовиДмитриевне

Лирикавошедшаяв«СтихиоПрекраснойДаме»создаваласьвпериодспогодНамировоззрениепоэтаогромноевлияниеоказалособытиеслучившеесявеснойСамБлоксчиталегосудьбоноснымиважнейшимвсвоейжизниТаинственныезнаменияизагадочныепредвестиябывалиираньшеАлександрАлександровичпризнавалсячтовиделвприродезнакиносчиталпроисходящеесубъективнымпотомустаралсяотвсехоберегатьВапрелегодапоэтупосчастливилосьиспытать«совершенноособоесостояние»НаокраинеПетербургевполезаСтаройДеревнейемусталаявлятьсяОнавпоследствииназваннаявлирикеПрекраснойДамойВеличавойВечнойЖенойТаинственнойДевойитакдалееНаПасхуБлокполучилвподарокпоэтическийсборникВладимираСергеевичаСоловьевавкоторомнашелответынабольшинствоглавныхсвоихвопросовВесенниесобытиялегливосновустихотворения«Вденьхолодныйвденьосенний…»иногдафигурирующегоподназванием«ПолезаПетербургом»ПрипомощипроизведенияБлоквыражалсобственноепредчувствиеЕмуказалосьчтонаполезаСтаройДеревнейонвернетсясовсемдругимнавсегдаизмененнымпотухшим–не«провидцемиобладателемтайны»а«поэтомичеловеком»ВоспоминанияневызовутнислезнипрежнихэмоцийНовойосенизарюлирическийгеройстихотворенияготовитсявстретитьпеснейнаудачуОбразэтотпозаимствованБлокомизтворчестваФета Инезови–нопеснюнаудачу Любвизапой…

ВсерединесентябрягодаАлександрАлександровичвернулсяназаветноеполезаСтаройДеревнейОказалосьчтозлыезаконывременинеусыпилискорбныйдухчтодушаегобылапопрежнемуживаБолеетого–припомощимолитвыонавоскреслаочемБлокповедалчитателямвстихотворении«Вгородеколоколбился…»

Лучшие произведения:

Смерть

Прислушайся к земле в родных полях: Тебя овеет чуждыми страна́ми, Но вместе родственный обнимет некий страх: Ты ощутишь шаги, следящие за нами.

О, друг мой, не беги родной своей земли, Смотри: я жду таинственной пришлицы И каждый час могу следящую вдали, Но близкую всегда, принять в мои темницы.

13 сентября 1900

Медлительной чредой нисходит день осенний…

Медлительной чредой нисходит день осенний, Медлительно крути́тся желтый лист, И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист – Душа не избежит невидимого тленья.

Так, каждый день стареется она, И каждый год, как желтый лист кружится, Всё кажется, и помнится, и мнится, Что осень прошлых лет была не так грустна.

Ярким солнцем, синей далью…

Ярким солнцем, синей далью В летний полдень любоваться – Непонятною печалью Дали солнечной терзаться…

Кто поймет, измерит оком, Что за этой синей далью? Лишь мечтанье о далеком С непонятною печалью…

17 февраля 1900

Ветер принес издалёка…

Ветер принес издалёка Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалёка Звучные песни твои.

Белой ночью месяц красный…

Белой ночью месяц красный Выплывает в синеве. Бродит призрачно-прекрасный, Отражается в Неве.

Мне провидится и снится Исполненье тайных дум. В вас ли доброе таится, Красный месяц, тихий шум?

Ночью вьюга снежная…

Ночью вьюга снежная Заметала след. Розовое, нежное Утро будит свет.

Встали зори красные, Озаряя снег. Яркое и страстное Всколыхнуло брег.

Вслед за льдиной синею В полдень я всплыву. Деву в снежном инее Встречу наяву.

О, презирать я вас не в силах…

О, презирать я вас не в силах, Я проклинать и мстить готов! Сегодня всех, когда-то милых, Из сердца выброшу богов!

Но день пройдет, и в сердце снова Ворвутся, не боясь угроз, Слепые призраки былого, Толпы́ вчера прошедших грез.

21 февраля 1899

Мы были вместе, помню я…

Мы были вместе, помню я… Ночь волновалась, скрипка пела… Ты в эти дни была – моя, Ты с каждым часом хорошела… Сквозь тихое журчанье струй, Сквозь тайну женственной улыбки К устам просился поцелуй, Просились в сердце звуки скрипки…

После дождя

Сирени бледные дождем к земле прибиты… Замолкла песня соловья; Немолчно говор слышится сердитый Разлитого ручья.

Природа ждет лучей обетованных: Цветы поднимут влажный лик, И вновь в моих садах благоуханных Раздастся птичий крик.

Как мимолетна тень осенних ранних дней…

Как мимолетна тень осенних ранних дней, Как хочется сдержать их раннюю тревогу, И этот желтый лист, упавший на дорогу, И этот чистый день, исполненный теней, –

Затем, что тени дня – избытки красоты, Затем, что эти дни спокойного волненья Несут, дарят последним вдохновеньям Избыток отлетающей мечты.

Вот река полноводнее…

Вот река полноводнее Тянет белые льды. Дышит лето господнее От холодной воды.

Я с мятежными думами Да с душою хмельной Полон вешними шумами, Залит синей водой.

И смотрю, торжествующий, В ледоходную даль…

Грустя и плача и смеясь…

Грустя и плача и смеясь, Звенят ручьи моих стихов У ног твоих, И каждый стих Бежит, плетет живую вязь, Своих не зная берегов.

Но сквозь хрустальные струи Ты далека мне, как была… Поют и плачут хрустали… Как мне создать черты твои, Чтоб ты прийти ко мне могла Из очарованной дали́?

Ворона

Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе – вешние звоны, Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком:

Александр Блок — Россия

Александр Блок — Ночь, улица, фонарь, аптека

Анализ стихотворения «К Музе» Блока

Стихи «К Музе» Александр Блок включил в цикл с красноречивым названием «Страшный мир».

Стихотворение датируется декабрем 1912 года. Этот год начался для поэта с болезни, никуда не делись и затянувшийся творческий кризис, и недовольство собой и жизнью. Непросто складываются и семейные отношения. В жанровом отношении – философская лирика, обращение, приговор, противоборство. Лирический герой – как заклинатель змеи, впрочем, иногда он меняется с Музой местами. В этот период А. Блок пытается выйти за рамки своей символистской славы и так называемой зоны комфорта, оторвать от себя щупальца декадентства, глотнуть свежего воздуха. Лексика возвышенная, обманчиво классическая – лишь по форме, но не по духу. Традиционная ода желанной Музе здесь выглядит как выяснение отношений. Противопоставляя себя этому миру, блуждая в представлениях о себе как об избранном, любой поэт рискует разрушить и себя, и жизнь окружающих. Вначале он лишается идеалов, счастья, целей, а потом – и самой жизни. Собственно, недаром тот же Б. Пастернак позднее утверждал, что поэт обязан и одержать победу над стихией творчества, и сохранить в себе жизнеутверждающее начало.

«Ангелов низводила»: то есть, совращала с истинного пути. «Смеешься над верой»: в те годы поэт больше тяготел к мистике, чем к христианству, которое, как он считал, уже неспособно дать ответы на вызовы современности. Впрочем, теперь Муза, кажется, смеется и над его былой Прекрасной Дамой. «Зла, добра ли»: поэт уже привык мыслить вне этих категорий. «Ты ад»: ее утешение временное, рассыпающееся в прах на рассвете, как морок. Но он уже вкусил эту горькую отраву, подчинился ее воле. «Проклятье красоты»: в минуты вдохновения поэту чудилось, что тайны бытия вот-вот откроются перед ним. Но годы шли, а он все тот же созерцатель непостижимых, дразнящих «лугов и звезд». Ряд ярких сравнений, на первый взгляд, комплиментов, завершает стихотворение. «Золотого аи»: отсылка к стихам А. Пушкина, собрата по перу, где упоминается это вино. «Была отрада»: то есть, опьянение прошло. Он хотел бы выстроить новые взаимоотношения с Музой, заключить перемирие. В стихе россыпь эпитетов (заветов священных, пурпурово-серый круг (это еще и индивидуально-авторский эпитет), страшные ласки). Рифмовка перекрестная, деления на строфы нет. Устаревшие слова (счастия, любови). Несколько вопросов, недоговоренность, ряд выразительных тире, единственное восклицание в финале. Многосоюзие, перечисления. Антитеза (для иных, для меня). Инверсия (подарила ты, загорается круг). Сравнение (как полынь).

В стихотворении «К Музе» поэт исследует бездны творчества и собственной души.

Конец стихотворения Александра Блока– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

«Осенний день» А.Блок

«Осенний день» Александр Блок

Идем по жнивью, не спеша, С тобою, друг мой скромный, И изливается душа, Как в сельской церкви темной.

Осенний день высок и тих, Лишь слышно — ворон глухо Зовет товарищей своих, Да кашляет старуха.

Овин расстелет низкий дым, И долго под овином Мы взором пристальным следим За лётом журавлиным…

Летят, летят косым углом, Вожак звенит и плачет… О чем звенит, о чем, о чем? Что плач осенний значит?

И низких нищих деревень Не счесть, не смерить оком, И светит в потемневший день Костер в лугу далеком…

О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь?

Анализ стихотворения Блока «Осенний день»

Без малого десять лет поэт работал над циклом «Родина», который отразил трудные раздумья о судьбе отчей земли. Произведение «Осенний день», написанное в самом начале 1909 г. включено в общую лирико-философскую проблематику поэтической книги.

Пейзажная картина тихой осени открывается лирическому «мы» — герою и его «другу скромному». Они идут по пустому полю, поддерживая важный откровенный разговор, который сравнивается с исповедью или горячей молитвой, произнесенными в «темной» деревенской церквушке.

Центральная часть лирического повествования посвящена сельской зарисовке. Тишина осенней природы нарушается звуками, похожими друг на друга: глухим вороньим карканьем и кашлем старухи. За акустическими доминантами следуют динамические визуальные образы, которыми становятся стелющийся «низкий дым» и «лет журавлиный». Возникает еще один звук, на этот раз более гармоничный, печальный, — крик журавлиного вожака. Устремленный ввысь взгляд лирического героя порождает философское отступление, выраженное при помощи пары риторических вопросов. Анафора «летят», данная в начале четвертого катрена, посвящена уверенному движению птичьего клина

Анафора «о чем» заостряет внимание героя на поисках смысла «осеннего плача», которому метафорически уподобляется журавлиная песня

Образы птиц, упомянутых в природной зарисовке, имеют антропоморфические характеристики: ворон «зовет товарищей», а журавль-вожак «плачет».

В предпоследнем катрене вместо конкретных реалий пейзажа возникает обобщенная панорама бесчисленных российских деревень, «низких» и «нищих». Темный колорит разбавляется единственным цветовым акцентом — образом далекого костра, разведенного на лугу.

Символическое изображение края убогих деревень влечет за собой философское обобщение. Оно оформлено по тем же принципам, что эпизод о журавлином крике: задействованы лексическая анафора и риторические вопросы.

В заключительном рефрене, посвященном горьким размышлениям о жизни родной земли, возникает важная аналогия, ключевая для блоковской поэтики. Образ страны соотносится с фигурой «бедной» плачущей жены, передавая остроту и трагизм авторского переживания. В художественном пространстве «Родины» имеются примеры, когда части аналогии, заявленной в «Осеннем дне», сближаются, воплощаясь в едином образе Родины-жены.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Писатели и книги (835)
  • 19 век (98)
  • Бунин (57)
  • Чехов (29)
  • Достоевский (28)
  • Лев Толстой (23)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (14)
  • Лесков (12)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (4)
  • Поэты и поэзия (637)
  • Поэты XIX века (146)
  • Лермонтов (32)
  • Заболоцкий (26)
  • Рубцов (25)
  • Анненский (18)
  • Фет (17)
  • Серебряный век (612)
  • Цветаева (138)
  • Блок (78)
  • Ахматова (55)
  • Гумилёв (50)
  • Мандельштам (37)
  • Бальмонт (22)
  • Есенин (21)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (2)
  • композиторы и дирижёры (454)
  • Бетховен (49)
  • Вагнер (27)
  • Шопен (26)
  • Шостакович (24)
  • Моцарт (18)
  • Шуман (14)
  • Шуберт (13)
  • Бах (11)
  • Дебюсси (10)
  • Сибелиус (7)
  • Лист (2)
  • живопись (438)
  • Голландия (38)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • Русские художники (389)
  • Врубель (23)
  • Валентин Серов (17)
  • Коровин (16)
  • Левитан (13)
  • Крамской (9)
  • Кустодиев (9)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Васнецовы (7)
  • Иван Шишкин (7)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (375)
  • Ростропович (12)
  • Художники и картины (341)
  • Альбрехт Дюрер, (11)
  • Гейнсборо (6)
  • Искусство (305)
  • Волошин (15)
  • Мыслители (280)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (19)
  • Флоренский (11)
  • Видео и фильмы (267)
  • Тарковские (64)
  • Артисты (249)
  • Русские композиторы (225)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (18)
  • Чайковский (17)
  • Мусоргский (15)
  • Свиридов (15)
  • Глинка (11)
  • Танеев (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (224)
  • Есть женщины . (215)
  • Ольга Берггольц (14)
  • Вне разделов (214)
  • Иван Толстой (30)
  • опера (198)
  • История России (192)
  • Цветы и поздравления (191)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (186)
  • Наши . (182)
  • Шукшин (24)
  • Шаламов (17)
  • Платонов (16)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • космонавты (12)
  • На здоровье (180)
  • Наша Земля (175)
  • Научно-популярное (174)
  • танцовщики (151)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (7)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (148)
  • Замечательные люди (130)
  • Города и памятники (130)
  • 1812, 1945 (129)
  • Герои 1812 (16)
  • Пушкин (129)
  • Cкульптура (127)
  • Микеланджело (21)
  • Великие балерины (126)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Замечательные места и промыслы (122)
  • Песни и мелодии (103)
  • Театр и актёры (103)
  • Обучающие материалы (103)
  • Природа. Животные (102)
  • Авангард (100)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (13)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Русские не в России (99)
  • Борис Зайцев (8)
  • Еда (92)
  • Фотографии (91)
  • Аудиокниги (83)
  • Кто мы (81)
  • Наша родина (80)
  • Наука (80)
  • Славянская культура (75)
  • Пастернак (71)
  • О Японии (69)
  • Рахманинов (65)
  • ДаКар (61)
  • Балетмейстеры (53)
  • Баланчин (8)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (5)
  • Материаловедение (52)
  • Архитектура (42)
  • Гауди (11)
  • Бродский (42)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (35)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (31)
  • Шестидесятники (17)
  • Аксёнов (8)
  • справочники (13)
  • Мудрые . (12)
  • Возрождение (8)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)
  • Рюриковичи (8)

Цитатник

1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.

«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.

18.09.2021 Юбилейный концерт 18.09.2021

Истории знаменитого Когда вспоминают о наших оперных талантах, .

Русский язык в XVII — начале ХХ вв. Друзья! Наш великий и могучий русский язык, претерпевший з.

Анализ стихотворения Александра Блока «Осенний день»

17 декабря 2015

Образ родной Руси описывает поэт А.А. Блок в лирическом творении с прозаическим заголовком – «Осенний день». Уже само название дает читателю представление о последующих строках. Однако написано стихотворение было зимой, и зафиксирована точная дата – первый день нового 1909 года.

Поэт начинает повествование с короткого рассказа – вступления. В сюжете лирический герой находится на неспешной прогулке с другом «скромным». Он по-товарищески открыто делится своими потаенными размышлениями о положении страны. Беседу эту автор сравнивает с исповедью: ничего не утаивая, «изливается душа» в дружеском разговоре.

Далее следует описание окружающей двух товарищей обстановки, которая ассоциируется с не радужным состоянием всей России. Слышится крик ворона, «кашляет старуха». Это образы болезни, угасания, обреченности и темноты. Да и сами эпитеты всего произведения нагоняют черноту: «темной» названа церковь и «потемневший» день, дым рисуется в третьей строфе.

Вдруг взор героев устремляется ввысь – к журавлиному клину. Они провожают взглядом птиц до их растворения в небесной бездне. Автор задается безответным риторическим вопросом: о чем «плачет» вожак журавлей? Эхом откликается вопрошание в финале стихотворения. Здесь поэт задает более прямые и глобальные вопросы о судьбе страны.

Деревня как проекция всей России видится Блоку бедной. С плачущей женой ассоциирует он обнищалую родину. Угнетенная страна для поэта так любима и близка как родная женщина. «Не счесть» безрадостных деревень по родному краю. Но есть спасительный «костер» где-то за полями – он горит, даря надежду как символ победного конца. Клин журавлей – еще один светлый знак хорошего будущего.

«Осенний день» создан в размере разностопного ямба с белой и перекрестной рифмой. Поэзия богата эпитетами, инверсиями и метафорами. Непостижимые, туманные, даже мистические образы навевает прочтение строчек. Риторические конструкции выделяют центральные для автора мысли. С помощью окончания предложений многоточиями Блок придает стиху оттенок философичности. Он размышляет о роли России в личной судьбе, о ее настоящем, и пытается узреть языки победного пламени в будущем страны.

Короткие стихи Блока

Мы подготовили подборку из 10 коротких стихов Александра Блока. В них диковинным образом сочетаются надежды на будущее и воспоминания о прошлом, влюбленность и одиночество, веселость и отрицание счастья.

Ранний этап в творчестве Блока связан с символизмом – литературным направлением, ключевой чертой которого была образность. Поэтому стихи его первых циклов отличаются обилием метафор, мистических предчувствий.

Приближающаяся весна всколыхнула струны сердца поэта: в стихотворении он обращается к Любови Менделеевой, своей музе, возлюбленной и будущей жене.

Автограф стихотворения с правками Блока

В Вербное воскресенье на утреннем богослужении присутствующие в храме держат в руках ветви этого кустарника. Освященные в вербное воскресенье, они хранились за образами в течение целого года.

По одной из версий стихотворение было написано Блоком для детского букваря, по другой – для детского журнала.

Существуют две версии насчет прообраза аптеки, изображенной в стихотворении. Корней Чуковский в мемуарах о Блоке упоминал петербургскую аптеку на Офицерской улице, рядом с каналом Пряжки. Мимо здания этой аптеки поэт проходил и проезжал каждый день – она была по пути к его дому.

Погожим июльским днем 1909 года, сидя на скамейке в Александровском саду в Москве Блок пишет проникнутое оптимизмом короткое стихотворение. Такая радость обусловлена атмосферой города и влюбленностью, восторгом лирического героя.

Поэтический язык символистов краткий, сжатый

Целостная картина нарисована в коротких стихах Блока, при этом не важно, о природе идет речь, о любви или о жизни. Таинственные символы в его произведениях разгадывать интересно, но чтобы полнее разобраться в смысле стихов Блока с использованием символов, полезно почитать специальные статьи об этом литературном направлении, знать биографические факты

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

LiveInternetLiveInternet

Александр Александрович Блок

В день холодный, в день осенний Я вернусь туда опять Вспомнить этот вздох весенний, Прошлый образ увидать.

Я приду — и не заплачу, Вспоминая, не сгорю. Встречу песней наудачу Новой осени зарю,

Злые времени законы Усыпили скорбный дух. Прошлый вой, былые стоны Не услышишь — я потух.

Самый огнь — слепые очи Не сожжет мечтой былой. Самый день — темнее ночи Усыпленному душой.

В 1905 году московское издательство «Гриф» выпустило дебютный сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», выдержанный преимущественно в духе символизма. Книга была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой.

Любовь Дмитриевна Менделеева

С ней поэт познакомился еще в детском возрасте, благодаря тому, что соседствовали имения их родителей. В конце девятнадцатого столетия юный Александр Александрович влюбился в дочь великого русского химика. Так начался один из самых известных романов в истории русской литературы двадцатого века. Менделеева то приближала к себе, то отталкивала молодого поэта, который в достижении своей цели проявлял завидное упорство. Желаемого он в итоге добился. В 1903 году Блок женился на Любови Дмитриевне.

Лирика, вошедшая в «Стихи о Прекрасной Даме», создавалась в период с 1901 по 1902 год. На мировоззрение поэта огромное влияние оказало событие, случившееся весной 1901. Сам Блок считал его судьбоносным и важнейшим в своей жизни. Таинственные знамения и загадочные предвестия бывали и раньше. Александр Александрович признавался, что видел в природе знаки, но считал происходящее субъективным, потому старался от всех оберегать. В апреле 1901 года поэту посчастливилось испытать «совершенно особое состояние». На окраине Петербурге, в поле за Старой Деревней ему стала являться Она, впоследствии названная в лирике Прекрасной Дамой, Величавой Вечной Женой, Таинственной Девой и так далее. На Пасху Блок получил в подарок поэтический сборник Владимира Сергеевича Соловьева, в котором нашел ответы на большинство главных своих вопросов. Весенние события легли в основу стихотворения «В день холодный, в день осенний…», иногда фигурирующего под названием «Поле за Петербургом». При помощи произведения Блок выражал собственное предчувствие. Ему казалось, что на поле за Старой Деревней он вернется совсем другим, навсегда измененным, потухшим – не «провидцем и обладателем тайны», а «поэтом и человеком». Воспоминания не вызовут ни слез, ни прежних эмоций. Новой осени зарю лирический герой стихотворения готовится встретить песней наудачу. Образ этот позаимствован Блоком из творчества Фета:

И не зови – но песню наудачу Любви запой…

В середине сентября 1902 года Александр Александрович вернулся на заветное поле за Старой Деревней. Оказалось, что злые законы времени не усыпили скорбный дух, что душа его была по-прежнему жива. Более того – при помощи молитвы она воскресла, о чем Блок поведал читателям в стихотворении «В городе колокол бился…».

Текст: pishi-stihi.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: