Гроза
Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой. Вкруг скал огнистой лентой вьется Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятется — И здесь стою недвижим я. Стою — ужель тому ужасно Стремленье всех надземных сил, Кто в жизни чувствовал напрасно И жизнию обманут был? Вокруг кого, сей яд сердечный, Вились сужденья клеветы, Как вкруг скалы остроконечной, Губитель-пламень, вьешься ты?
О нет! — летай, огонь воздушный, Свистите, ветры, над главой; Я здесь, холодный, равнодушный, И трепет не знаком со мной.
Стихотворение “Прекрасны вы, поля земли родной…” датируется осенью 1831 года и относится к раннему творчеству Лермонтова. Его содержание характерно для патриотической лирики Михаила Юрьевича. Описание великолепных пейзажей поэт зачастую объединял с мыслями о печальном положении дел в России.
В тексте видна глубочайшая любовь к родине. Тем не менее, лирический герой осознает, что “страна порочна”. В финале стихотворения Лермонтов упоминает сокрытую от очей могильную гряду и “позабытый прах”.
Скорей всего, речь здесь
По мнению российского литературоведа Зырянова, в стихотворении “Прекрасны вы, поля земли родной…” имеются признаки сонетной формы. Текст, состоящий из пятнадцати строк, включает в себя две части. Разделение ознаменовано употреблением союза “но”.
Как говорилось выше, первое восьмистишие – размышления о земле родной с ее свежей степью, раскинувшейся лиловой пеленой. Дорогие сердцу пейзажи рождают у лирического героя мысли о свободе. Во второй части настроение меняется. Снег летучий серебристый оказывается слишком чистым для порочной страны.
отрекается от любви к степи. Разрешение конфликта происходит в пятнадцатой строке, так называемом сонетном замке. С нелюбимым краем лирический субъект соединяется через память об умершем отце.
Лермонтов воспитывался бабушкой в имении Тарханы, расположенном на территории нынешней Пензенской области. Именно там он научился чувствовать и передавать красоту русской природы с ее бескрайними полями и степями, густыми лесами, полноводными реками. При этом довольно рано поэт понял, что “страна” – не равно “земля”.
Это нашло отражение и в рассматриваемом тексте. Михаил Юрьевич не принимал существовавшего государственного строя, с презрением относился к светскому обществу.
Есть еще один важный для стихотворения “Прекрасны вы, поля земли родной…” биографический момент. Он касается отношений поэта с отцом. Юрию Петровичу после смерти супруги пришлось отдать сына на воспитание бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Когда Лермонтов был подростком, взрослые начали усиленно бороться за него, из-за чего Михаил Юрьевич получил сильнейшую психологическую травму. Кстати, отца поэт очень любил. Есть версия, что Юрий Петрович как никто другой понимал гениальность юного Лермонтова.
Финал стихотворения “Прекрасны вы, поля земли родной…” – это очередное проявление скорби по отцу, практически крик души подростка, оставшегося на свете без близкого человека.
Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваши непогоды; Зима сходна в ней с первою зимой, Как с первыми людьми ее народы. Туман здесь одевает неба своды! И степь раскинулась лиловой пеленой, И так она свежа, и так родня с душой, Как будто создана лишь для свободы. Но эта степь любви моей чужда; Но этот снег летучий серебристый И для страны порочной — слишком чистый Не веселит мне сердца никогда. Его одеждой хладной, неизменной Сокрыта от очей могильная гряда И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.
М.Ю. Лермонтов, 1831 год
“Прекрасны вы, поля земли родной. ” (1831) — юношеское стихотворение М.Ю. Лермонтова, в котором он выразил свое отношение к пейзажам, красота и очарование которых открылись ему в раннем возрасте. Произведение содержит характерное для патриотической лирики поэта противопоставление прекрасной природы родной земли “стране порочной”. С биографией М.Ю. Лермонтова связана последняя строка: “И позабытый прах, но мне, но мне бесценный”. По мнению большинства исследователей, поэт говорит в ней о своем отце, умершем в год создания стихотворения. По версии же Арзамасцева В.П., Лермонтов имел в виду могилу матери, похороненной в Тарханах.
Вид на сельскую церковь
В стихотворении Лермонтова “Родина” выражена любовь к русскому народу и природе, передан личный глубокий патриотизм. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта, для которого характерны философские размышления. Полный и краткий анализ “Родина” по плану поможет в подготовке к уроку литературы в 9 классе.
Тематика и проблематика
В произведении «Валерик» подняты извечные темы выживания, войны и любви, сочувствия и настоящих человеческих ценностей. Читатель начинает задумываться: зачем нужна война, если она может принести столько бед, если после сражения даже река стала кровавой? Именно про это спрашивает и лирический персонаж, это главная тема стихотворения.
Герой письмом хочет показать своей любимой, что ему нужно было пережить. Возможно, он пытается вызвать ее сочувствие. В личной жизни у писателя не получилось добиться разрешения на свадьбу с Лопухиной, однако он еще за нее сражается — как на войне, так и в написанном стихотворении, в котором рассказчик показывает готовность любыми способами добиться девушки (даже невзирая на якобы «случайность» этого произведения).
«Тревоги дикие войны» обязаны волновать только солдат, которые находятся на страже страны, и их основная цель — сделать все что можно, чтобы мирное население не столкнулось с ужасами смерти, особенно девушки, поскольку «других тревог довольно есть».
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон…
Лермонтов: стихи о природе для детей 6-7-8 классов
Солнце осени
Люблю я солнце осени, когда, Меж тучек и туманов пробираясь, Оно кидает бледный, мертвый луч На дерево, колеблемое ветром, И на сырую степь. Люблю я солнце, Есть что-то схожее в прощальном взгляде Великого светила с тайной грустью Обманутой любви; не холодней Оно само собою, но природа И всё, что может чувствовать и видеть, Не могут быть согреты им; так точно И сердце: в нем всё жив огонь, но люди Его понять однажды не умели, И он в глазах блеснуть не должен вновь И до ланит он вечно не коснется. Зачем вторично сердцу подвергать Себя насмешкам и словам сомненья?
Вечер после дождя
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон, Прощальный луч на вышине колонн, На куполах, на трубах и крестах Блестит, горит в обманутых очах; И мрачных туч огнистые края Рисуются на небе, как змея, И ветерок, по саду пробежав, Волнует стебли омоченных трав… Один меж них приметил я цветок, Как будто перл, покинувший восток. На нем вода блистаючи дрожит, Главу свою склонивши, он стоит, Как девушка в печали роковой: Душа убита, радость над душой; Хоть слезы льет из пламенных очей, Но помнит все о красоте своей.
Приходит осень, золотит… (отрывок)
Приходит осень, золотит Венцы дубов. Трава полей От продолжительных дождей К земле прижалась; и бежит Ловец напрасно по холмам: Ему не встретить зверя там. А если даже он найдет, То ветер стрелы разнесет. На льдинах ветер тот рожден, Порывисто качает он Сухой шиповник на брегах Ильменя. В сизых облаках Станицы белых журавлей Летят на юг до лучших дней; И чайки озера кричат Им вслед, и вьются над водой, И звезды ночью не блестят, Одетые сырою мглой. Приходит осень! Уж стада Бегут в гостеприимну сень; Краснея догорает день В тумане. Пусть он никогда Не озарит лучом своим Густой новогородский дым, Пусть не надуется вовек Дыханьем теплым ветерка Летучий парус рыбака Над волнами славянских рек! Увы! Пред властию чужой Склонилась гордая страна, И песня вольности святой (Какая б ни была она) Уже забвенью предана. Свершилось! Дерзостный варяг Богов славянских победил; Один неосторожный шаг Свободный край поработил! Но есть поныне горсть людей, В дичи лесов, в дичи степей; Они, увидев падший гром, Не перестали помышлять В изгнанье дальнем и глухом, Как вольность пробудить опять; Отчизны верные сыны Еще надеждою полны: Так, меж грядами темных туч, Сквозь слезы бури, солнца луч Увеселяет утром взор И золотит туманы гор.
Когда волнуется желтеющая нива…
Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он.
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе. И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана…
Стихи Лермонтова о природе, которые легко учатся
Утёс
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
На севере диком стоит одиноко…
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растёт.
Из Гёте
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты.
Посреди небесных тел…
Посреди небесных тел Лик луны туманный, Как он кругл и как он бел, Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах Путь проходит млечный. Видно, там на небесах Масленица вечно!
Ночь (отрывок)
Темно. Всё спит. Лишь только жук ночной Жужжа в долине пролетит порой; Из-под травы блистает червячок, От наших дум, от наших бурь далек. Высоких лип стал пасмурней навес, Когда луна взошла среди небес…
Утро на Кавказе
Светает – вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск и светит там и там…
Осень
Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.
Гроза (отрывок)
Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой. Вкруг скал огнистой лентой вьется Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятется – И здесь стою недвижим я.
Вариант 2
Михаил Юрьевич Лермонтов является известнейшим во всем мире русским писателем и поэтом. С творчеством данного поэта знаком каждый из нас с самого раннего детства. Стихи Лермонтова читают даже сегодня как дети, так и взрослые. Потому что его творчество можно назвать разносторонним, а не однобоким. Прекрасный поэт прожил не много лет, но оставил нам богатейшее литературное наследие.
Одной из ключевых тем в творчестве любого поэта является тема природы. Михаил Юрьевич Лермонтов не является исключением из правил. Он создал много стихотворений о природе, ставших в дальнейшем известными и цитируемыми.
Очень любил Россию и родную природу Лермонтов. Это несомненно не могло не отразиться на его творчестве. Зарисовки пейзажей – это неотъемлемая часть каждого романа или повести данного автора. Как правило, описание природы представляет собой фон, на котором протекают действия. А иногда описание состояний природы оказывают большую помощь в раскрытии образов героев. Свои личные переживания автор тоже вкрапливает описаниями природы и пейзажей родного края.
При это мир природы можно назвать самостоятельным и без гармоничным. Земля является символом финала и конечной цели жизни человека и иного существа. Земля – это смерть и конец бытия. Небо представляется как что-то вечное и непоколебимое, бескрайнее и широкое, не имеющее конца. Гору у Лермонтова таковы, что их не представляется возможным сломить и разрушить. Притом находятся они между бескрайним небом и конечной землей. Именно такие ассоциации были у поэта на начальном этапе творчества.
Когда поэт стал более зрелым, то его лирика «очистилась» от излишеств, украшений, в которых растворялся основной посыл стихов. Теперь природа у поэта приобрела конкретность, точно и правдивость образов. Мир стал более сгруппирован и равновесен. Эмоции пропадают.
Особого внимания заслуживает поэма «Мцыри». В ней описана природа Кавказа в небывало красивых красках
Здесь безусловно акцентируется внимание на внутреннем мире и переживаниях главного героя – мятежного монаха. Природа тревожится и радуется вместе с героем поэмы
Любимый и нелюбимый край
Тарханы – это то место, где рос маленький Миша. Он называл свой край милым сердцу уголком, который отражал образ деревенской и крестьянской России. Пейзажная лирика Лермонтова нашла свое отражение и в описании малой Родины, где есть простор полей, щемящая грусть затерянных деревень.
Поэт не любил официального и парадного Петербурга. Николаевская Россия и голубые мундиры всё время его преследовали. В мае 1840 года Лермонтов вновь отбывает в ссылку. Проводы состоялись в доме Карамзиных, а на улице уже ждал экипаж. Участник тех событий в своих мемуарах писал, что Лермонтов стоял у окна и с грустью смотрел в небо, по которому проплывали облака.
Так Михаил Юрьевич написал стихотворение «Тучи». В этом произведении автор сначала свою личность сравнивает с небесными тучками. Себя и их он называет изгнанниками с милого севера. Затем он спрашивает, кто же их гонит? Может, судьба, злоба или зависть врагов? Какое они совершили преступление? Или это предательство друзей? Но позже он приходит к выводу, что им надоели бесплодные поля, страсти и страдания. Они свободны. Ведь у них нет родины, а значит, им нет изгнания. Природа – не идеал, а человек, измученный страстями, выше нее. Удивительна пейзажная лирика. Лермонтов М.Ю. никогда не променял бы свои страдания и любовь на свободу холодных туч.
«Весна», анализ стихотворения Лермонтова
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Весна» было первым произведением поэта, попавшим в печать. Его впервые опубликовали в 1830 г. в альманахе «Атеней». Как утверждала возлюбленная поэта Сушкова Е.А. это стихотворение посвящено ей и было написано во время пребывания Лермонтова в подмосковном имении Столыпиных — Середнякове.
«Весна» состоит из 14 строк и написана четырехстопным ямбом. Стопа стихотворения — двусложная, с ударением на втором слоге.
Стихотворение носит элегический, и в то же время философский характер и заставляет задуматься о мимолетности бытия. В произведении отображается не какой-то отдельный пейзаж, а описаны самые яркие и характерные приметы различных проявлений наступления весны.
Стихотворение рисует обобщенную картину весенней поры — здесь описывается и ледоход на реке («весной разбитый лед рекой взволнованной идет»), и таяние снега, обнажающего землю на полях («среди полей местами чернеет голая земля»), и утренний весенний туман («мгла ложится облаками на полуюные поля»). Весеннее преображение природы перекликается с переживаниями поэта, испытывающего сильные чувства. Ощущения влюбленного человека передаются автором не через прямое описание его чувств, а через отождествление с окружающей природой.
В середине произведения отражаются переживания поэта, связанные с осознанием неизбежного окончания молодости:
Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей. Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей;.
Наряду с огорчением по поводу того, что молодые годы уходят безвозвратно, автора терзает грусть из-за увядания женской красоты с течением времени:
Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет.
Последние строки стихотворения передают печаль, испытываемую поэтом от осознания того, что спустя несколько лет он перестанет любить «ланит спокойных пламень алый».
Стихотворение предлагает задуматься о быстротечности времени и неизбежности увядания красоты всего живого. Поэту удалось прекрасно передать атмосферу весеннего возрождения природы после зимы.
В произведении одновременно чувствуются переживания автора о любви, которая со временем пройдет, и радость от ощущения новой жизни природы.
Популярные сочинения
- Тема любви в рассказе Легкое дыхание Бунина Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Легкое дыхание» раскрывает одну из основных тем своего творчества: тему любви и смерти. Он представляет перед читателями жизнь гимназистки Оли Мещерской
- Сочинение Характеристика Лизы в комедии Горе от ума (образ героини) В данной замечательной комедии, написанной Грибоедовым, показана новаторская история автора, в которой он постарался показать все великолепие и новизну стиля, который появился после периода
- Сочинение Отношение Чацкого к крепостному праву Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии Грибоедова. Это произведение написано почти двести лет назад, но до сих пор не утратило своей
Открытый урок М.Ю.Лермонтова «Весна»
Открытый урок по русскому языку на тему: «Весна» стихотворение М.Ю. Лермонтова проведённый в 6 «Б» классе учителем общей среднеобразовательной школы №1 Ачиловой Д.Ю.
Весна Когда весной разбитый лёд Рекой взволнованной идёт, Когда среди полей местами Чернеет голая земля И мгла ложится облаками На полуюные поля,– Мечтанье злое грусть летеет В душе неопытной моей ;
Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей ; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведёт, И тот, кто так страдал,бывало, Любви к ней в сердце не найдёт.
М.Ю.Лермонтов
Тема:М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Весна » Цель: Научить выразительно читать текст, расширить словарный запас, развить умение видеть в природе прелесть всех времён года и описывать природу родного края, стремление сохранить его природные богатства.Воспитание бережного отношения к природе, привить интерес к русской литературе, развить правильную и интонационную речь.Дать представление о природе весной. Тип урока: комбинированный Метод: объяснительно –иллюстративный,эврестический, интоннационный. Приём урока: диалог,дискуссия,мозговой штурм Конструкция урока 1 Организационный момент Подготовка класса к уроку 3 мин 2 Опрос домашней работы Вопросно- ответная работа 10 мин 3 Новая тема Объяснение темы учителем 10 мин 4 Закрепление Выразительное чтение, презентация 15 мин 5 Обобщение Подведение итога урока 5 мин 6 Домашняя работа Выучить стихотворение наизусть 2 мин Процесс урока 1 организационный момент :учитель проверяет готовность учеников к уроку, отмечает отсутствующих, создаёт благоприятную атмосферу при помощи упражнения :«Я желаю тебе …», для поднятия настроения и интереса к уроку, а также для более лучшего усвоения новой темы.- Какой сегодня день недели ?Какое число? Какое время года ? Какие месяца относятся к весенним ? Какая погода стоит на дворе ?Чем нам нравится весна ? 2 опрос домашней работы :Мозговой штурм. Какие вы знаете части речи, назовите главные из них, на какие вопросы они отвечают ? постарайтесь построить кластер Опросить «десять правил» на странице 80 Проверить ответы на вопросы к этому правилу. 3 новая тема :объяснение учителем новой темы.Слушание Рефератов приготовленные учениками на тему: М.Ю.Лермонтов творчество и биография. Чтение стихотворения учителем.Правильная постановка ударение на слова, нахождение новых и незнакомых слов и запись их в словарные тетради.Отдельна работа с вопросами поставленные к стиху.Как описывает поэт приход весны ? Как молодеет природа ? Словарная работа Лелеять –эркалатмок, ардокламок Молодить –ёшартирмок Чернеть-корайиб турмок Презентация приготовленная учителем. Годы жизни -1814-1841 годы он прожил 26 лет Детство прошло в Тарханах с бабушкой Елизаветой Алексеевной ОН учился :в Благородном пансионе,Московском университете Его творения, стихи и поэмы : «Демон», «Вадим », «Маскарад», «Смерть поэта », «Герой нашего времени», «Дума », «Смерть поэта » Его стихотворения о природе : «Родина», «Чаша жизни », «Выхожу один я на дорогу …» Вопросы после просмотра слайда :Где и когда родился Лермонтов ? Где он вырос ? Кто его воспитывал ? Где он учился ? Куда его ссылали? Как и где он умер? О чём он писал ? Чем понравился вам его стих?Что общего вы видите между Пушкиным и Лермонтовым? Диаграмма Вен
Составление своих примеров с новыми словами. 4 Закрепление темы : Чтение по цепочке стихотворения «Весна » 5 Подведение итога урока :выставление оценок в дневники и журнал, оценивание за творческую работу.Проведение метода ЗХУ Домашняя работа : выучить стихотворение наизусть и слова, умение правильно их произносить Подготовить другие стихотворения про весну, но только узбекских поэтов.
Общее представление
Природа является душой в лермонтовской поэзии. Именно в ней молодой поэт находит высшие ценности: совершенство и свободу. Поэтические размышления, а также живопись, полны именно природой. Поэма «Измаил-бей» начинается в первой части со строк: «Приветствую тебя, Кавказ седой!»
Автор пишет о том, что лирический герой Кавказу не чужой человек, что горы его с младенчества носили, и к этим небесам он приучен с ранних лет. Он замечает красоту и суровость гор, сравнивает с привидениями облака и тени. Молодому дарованию, как поэту, помогает его талант художника.
Пейзажная лирика Лермонтова олицетворяет собой покой, любимые картины родины, а также вечно холодные облака. Кроме того, природа у поэта отражает внутреннее настроение лирического героя, его стремление к общему идеалу. Благодаря нашей статье школьники смогут написать сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова».
Природа в лирике Лермонтова
(373 слова) С древних времен природу связывали с таинственными, божественными силами. Особое отношение к ней сложилось у творцов эпохи романтизма в литературе. Михаил Юрьевич продолжил лучшие традиции этого направления
Природа в поэзии Лермонтова является еще одним героем, который занимает важное место в системе образов
Философия поэта заключается в том, что необходимо в полной мере ощутить гармонию с природой. Это выходит тогда, когда образы небесного (вечного) и земного (тленного) сливаются в единое целое. Но зачастую это невозможно. Например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» герой чувствует разлад не только с окружающей средой, но и с самим собой. Лермонтов использует антитезу умиротворённого состояния природы и душевной дисгармонии лирического «я». Холодный разум находит причину боли: человек устал от жизни. Он утратил способность восхищаться красотой, а значит, у него не получится обрести гармонию.
Похожая проблема оказывается у главного героя поэмы «Мцыри». Он сбегает из монастыря, преследуя одну мечту: снова стать частью своего родного края, где царит свобода. С предыдущим образом его роднит невозможность обретения своего счастья. Причина трагедии кроется во влиянии монастыря на физическое состояние Мцыри
он становится слабым, «как тростник». Природа же имеет первозданную и неподдельную мощь. Юноша чувствует сильную связь с растительным и животным мирами. Лермонтов одухотворяет пейзаж, а героя наделяет способностью понимать его язык. Здесь звучит мотив родства. Деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой», и молния с грозой близки ему по духу, потому что они свободны. Мцыри видит в барсе своего друга, и сам себя отождествляет с ним.
Прожив много лет в «духовной темнице», Мцыри не способен обрести природные силы в полной мере. Пусть герой и выиграл битву с барсом, но духовное в нем сильно преобладает над телесным, поэтому он физически не вынослив, то есть естественный мир, полный борьбы, для него закрыт.
Другая картина наблюдается в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Здесь природа величественная и возвышенная. Лирический герой созерцает прелести, данные Богом
«Я» поэта чутко обращает внимание на «малиновую сливу», «ветерок» и «листок»… Он находится в диалоге с красотами окружающего мира. Природа-мать – подарок судьбы
Лермонтов любовно описывал прелести пейзажей
Он знал, как важно ценить окружающий мир, и он понимал, что для душевного баланса необходимо общаться с ним
Таким образом, роль природы в лирике Лермонтова очень важна, так как в романтизме (направлении, избранном поэтом) пейзажи меняются синхронно с настроениями и эмоциональными состояниями рассказчика.
«Нет, не тебя так пылко я люблю»
В отличие от Пушкина, сердечные привязанности чаще, чем перчатки, Лермонтов был в большей степени однолюбом. Причиненные в юности страдания, а может быть и неуверенность в собственном обаянии, мешали поэту заводить новые отношения. Биографы расходятся во мнении о том, кому посвящено стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю». Сохранилось, правда, воспоминание Софьи Михайловны Соллогуб о том, что Лермонтов преподнес автограф этого стихотворения ей. Супруг, ревновавший Лермонтова, забрал у нее листок с автографом и унес неизвестно куда. Это стихотворение было записано в книжке, подаренной Лермонтову Одоевским.
Стихотворение состоит из 3 строф, написанных пятистопным ямбом и кольцевыми рифмами.
Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.
Средства выразительности
Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер” .
Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз “.
Сравнение: “разливы рек её, подобные морям” .
Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье…”.
Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”
-
Может ли школьный психолог заниматься психотерапией
-
Школа 21 ухта педагогический состав
-
Мурси племя кратко объяснить почему у них во рту тарелки
-
Высказывания мудрые короткие великих людей о детях и о музыке о игровой деятельности в школе
- Звездное небо план урока
Дары Терека
Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит:
Но, склонясь на мягкий берег, Каспий стихнул, будто спит, И опять, ласкаясь, Терек Старцу на ухо журчит:
Но, склонясь на мягкий берег, Каспий дремлет и молчит; И, волнуясь, буйный Терек Старцу снова говорит:
Замолчал поток сердитый, И над ним, как снег бела, Голова с косой размытой, Колыхаяся, всплыла.
И старик во блеске власти Встал, могучий, как гроза, И оделись влагой страсти Темно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный, — И в объятия свои Набегающие волны Принял с ропотом любви.
Человек и природа
А как же человек? Разве он не дитя природы? Как же так получилось, что человеческое общество выпало из-под действия всеобщих законов бытия? Наблюдая за природой, Михаил Юрьевич понял, что и в мире людей должны восторжествовать красота и высшая целесообразность. Ведь человек родился не только для страданий. Если бы это было так, зачем тогда Творец или природа наделили его жаждой счастья, стремлением к правде, чувством справедливости? Человек и природа в лирике Лермонтова взаимосвязаны. Порыв ветра, лес, серебристый ландыш, желтеющая нива – все эти явления вовсе не разрозненные, не изолированные. Они представляют собой части некоего цельного бытия. Михаил Юрьевич умел оживлять, одухотворять природу. В его поэзии человеческими страстями наделены дружные волны, тучи, утес, пальма, дубовый листок, сосна. И человек, и природа в лирике Лермонтова характеризуются тем, что им ведомы и неутолимая грусть, и горечь разлук, и радость встреч.