«пророк» анализ стихотворения лермонтова по плану кратко

Композиция

Композиционное строение этого стихотворения очень интересно: с одной стороны, Тютчев использует одночастную композицию, описывая одно и то же природное явление на протяжении трех строф. С другой стороны, невозможно не заметить деление внутри этих строф. Каждая из них делится на две части по простому принципу: открывающие строки – это обобщенное описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа.

Таким образом Тютчев показывает, что существует две жизни природы: внешняя, которую могт видеть все, и внутренняя, которую можно лишь угадать. Такой романтический взгляд на окружающий мир проявляется во многих пейзажных произведениях этого автора.

Он также показывает, что изменить что-то в прекрасной картине может только сама природа, более никто на это не способен. Тютчев также доносит до читателя мысль, что место чуду в жизни есть всегда – достаточно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы его увидеть.

«Монолог», анализ стихотворения Лермонтова

В.Г. Белинский писал, что в лермонтовских стихах «уже нет надежды, они поражают душу безотрадностью». И правда, в каждой строчке «Монолога», написанного пятнадцатилетним поэтом, пронзительно-щемящее ощущение дисгармонии. В центре лирического повествования — судьба поколения. Мучительным признанием звучит первая строчка: Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете… Монолитно написанное произведение полно безысходности, откровенного безверья и пессимизма. Лирический герой задается горестными вопросами, а ответы на них безотрадны. Последователен и категоричен вывод. Ни к чему человеку, живущему там, где «сердцу тяжко», «глубокие познанья, жажда славы и пылкая любовь свободы». Куда лучше быть ничтожеством, что ничего не представляет из себя и способно насладиться простыми радостями жалкого существования, чем мучиться от разрыва между внутренним миром и действительностью. Трагедия лирического героя — яркая индивидуальность, открыто противопоставляющая себя враждебному внешнему миру. Противоречие между героем и миром носит моральный характер. Утрата идеалов целым поколением становится причиной каждодневной драмы. Уже в ранней лирике разрабатывается Лермонтовым концепция рефлектирующей, раздвоенной личности. С одной стороны, герой противостоит обыденности и пустоте существования, но, с другой стороны, прекрасно понимает тщетность этого. Недаром, так часто повторяется в тексте местоимение «мы». Тема «потерянного поколения» переплетается с темой родины, очень близкой поэту, интимной для него. «Здешний свет», «север» — так обозначена здесь Россия, глубоко любимая, прочувствованная, но здесь несущая в себе погибель молодому поколению, потому что отрицает яркость отдельного человека. Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем… Избранная поэтом форма философского монолога, не обремененного рифмой, передает как бы размышления вслух. Ритмический рисунок меняет характер на обрывающихся многоточиями как бы незавершенных строках, показывая ход мысли, ее сбивчивость. Стихотворение не делится на строфы, это создает ощущение, что все настолько наболело и так скрупулезно осмыслялось, что теперь звучит одной неразрывной мыслью. Драматический пафос задан с первых же слов. Обращение к незримому собеседнику «поверь» приобретает трагическое звучание, усиливающееся с помощью градации. Пейзажная зарисовка, изображающая образ родины, стоит в максимально значимой в композиционном и смысловом отношении позиции. Именно она ключ к поэтической мысли. Судьба человека неразрывно соединена с судьбой места, где он живет. Обреченное, потерявшее себя поколение способно видеть только «солнце зимнее на сером небосклоне». Силу духа, цели, желания — все можно черпать из родной земли. Но общественная атмосфера сыграла решающую роль, подавляя и разрушая целостность личности, заложенную природой. К мыслям о судьбе своего поколения М.Ю. Лермонтов будет возвращаться неоднократно. Одно из самых знаменитых его произведений, «Дума», является своеобразным двойником «Монолога». В ней тоже с горечью прозвучат мотивы утраты ценностей и смысла жизни.

Лермонтов М.Ю. → Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

Лермонтов М.Ю. → Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Два великана»

Лермонтов М.Ю. → Тема свободы и изгнания (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Тучи» и «Три пальмы»)

Лермонтов М.Ю. → Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Молитва странника» (1837) и «Молитва» (1839)

Лермонтов М.Ю. → Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»

Тема

Описывая грозу, поэт именно её делает основной темой своего произведения. При этом он показывает её не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.

Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом, главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.

Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стихотворения. Резвящийся гром, подобно детям, забавляется, играет.

Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские мысли, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.

«Весна» М.Лермонтов

«Весна» Михаил Лермонтов

Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди полей местами Чернеет голая земля И мгла ложится облаками На полуюные поля,— Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет, И тот, кто так страдал, бывало, Любви к ней в сердце не найдет.

Анализ стихотворения Лермонтова «Весна»

В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову – барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась, что ей очень льстят его стихи. Действительно, именно в этот период ей было посвящено огромное количество произведений, среди которых – стихотворение «Весна», датированное 1830 годом.

По воспоминаниям самой Сушковой, написано оно было по ее просьбе. Девушка хотела узнать то, что думает о ней Михаил Лермонтов, хотя стихи молодого человека говорили о его чувствах достаточно определенно и убедительно. Тем не менее, Сушкова настояла на очередном признании и была разочарована, когда поэт вручил ей стихотворение «Весна». В нем автор затрагивает область чувств, однако совсем в другом ракурсе, нежели тот, на который рассчитывала его избранница. Он противопоставляет красоту природы и женскую привлекательность, недвусмысленно намекая на то, что даже его возлюбленная не сможет избежать участи старения.

Стихотворения начинается со строк, которые без преувеличения можно назвать гимном пробуждающейся ото сна природе. Приводя яркие эпитеты и рассказывая о том, как «лед рекой взволнованной идет» и «чернеет голая земля», автор не забывает и о собственных чувствах. Он указывает на то, что пробуждение природы от зимней спячки раньше всегда вызывало в его душе некий подъем и рождало смутные надежды. Однако после встречи с Екатериной Сушковой жизнь юного поэта кардинально переменилась: лишенный взаимной любви, он стал холодным, замкнутым, раздраженным и даже циничным. Поэтому неудивительно, что Лермонтов признается: «Мечтанье злое грусть лелеет в душе неопытной моей».

Проще говоря, поэт жаждет мести, но при этом все еще боится причинить страдания той, которую любит. Поэт предоставляет самому богу Хроносу разрешить это противоречие, подчеркивая, что «ланит спокойных пламень алый с собою врем уведет». В этой фразе скрыта глубокая ирония, так как 16-летний автор понимает: ничто не вечно в этом мире. Он открыто говорит о том, что каждую весну природа обновляется, преображается и хорошеет. Однако его возлюбленная с каждым годом, наоборот, будет становиться все менее привлекательной и свежей. Лермонтов убежден, что однажды наступит такой момент, когда он сможет преодолеть свою болезненную страсть к этой девушке и ждет того дня, когда «любви к ней сердце не найдет».

Любовная лирика

Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.

Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:

  • «Она не гордой красотою…»,
  • «Мы случайно сведены судьбою…»,
  • «Оставь напрасные заботы…».

Средства выразительности

Как и всегда, Тютчев использует множество тропов. Средства выразительности помогают ему создать завораживающий и волшебный образ леса. Поэт выражает свою идею с помощью таких художественных приемов, как:

  • Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.
  • Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.
  • Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.

Благодаря им поэту удается передать философскую идею о том, что природа – такая же живая, как человек, она прекрасна и самостоятельна. Федор Иванович также использует устаревшие слова, которые делают все сказанное им более торжественным.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Черемуха» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – художественные приемы, тема, идея

Следующая

Анализ стихотворений«Не то, что мните вы, природа» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – главный герой, композиция

Анализ стихотворения Лермонтова «Весна»

В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову – барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась, что ей очень льстят его стихи. Действительно, именно в этот период ей было посвящено огромное количество произведений, среди которых – стихотворение «Весна», датированное 1830 годом.

По воспоминаниям самой Сушковой, написано оно было по ее просьбе. Девушка хотела узнать то, что думает о ней Михаил Лермонтов, хотя стихи молодого человека говорили о его чувствах достаточно определенно и убедительно. Тем не менее, Сушкова настояла на очередном признании и была разочарована, когда поэт вручил ей стихотворение «Весна». В нем автор затрагивает область чувств, однако совсем в другом ракурсе, нежели тот, на который рассчитывала его избранница. Он противопоставляет красоту природы и женскую привлекательность, недвусмысленно намекая на то, что даже его возлюбленная не сможет избежать участи старения.

Стихотворения начинается со строк, которые без преувеличения можно назвать гимном пробуждающейся ото сна природе. Приводя яркие эпитеты и рассказывая о том, как «лед рекой взволнованной идет» и «чернеет голая земля», автор не забывает и о собственных чувствах. Он указывает на то, что пробуждение природы от зимней спячки раньше всегда вызывало в его душе некий подъем и рождало смутные надежды. Однако после встречи с Екатериной Сушковой жизнь юного поэта кардинально переменилась: лишенный взаимной любви, он стал холодным, замкнутым, раздраженным и даже циничным. Поэтому неудивительно, что Лермонтов признается: «Мечтанье злое грусть лелеет в душе неопытной моей».

Проще говоря, поэт жаждет мести, но при этом все еще боится причинить страдания той, которую любит. Поэт предоставляет самому богу Хроносу разрешить это противоречие, подчеркивая, что «ланит спокойных пламень алый с собою врем уведет». В этой фразе скрыта глубокая ирония, так как 16-летний автор понимает: ничто не вечно в этом мире. Он открыто говорит о том, что каждую весну природа обновляется, преображается и хорошеет. Однако его возлюбленная с каждым годом, наоборот, будет становиться все менее привлекательной и свежей. Лермонтов убежден, что однажды наступит такой момент, когда он сможет преодолеть свою болезненную страсть к этой девушке и ждет того дня, когда «любви к ней сердце не найдет».

Источник

Основная идея

Главная мысль в произведении «Сон» завязывается на духовной нерушимой связи двух влюбленных. Даже смерть неспособна пресечь чувство любви, простирающееся на километры. Герой умирает не на руках лирической героини, а в одиночестве. Никто еще и не знает о его гибели. Но даже при этом их таинственная интимная связь выходит за рамки понимания сущности любви.

Смысл стихотворения «Сон» можно истолковать и по-другому: любовь и смерть сталкиваются между собой, и добро побеждает зло, ведь даже мертвый сон не смог отделить главного героя от героини. Они встречаются в последний раз, но все же искренние чувства отвоевали им право на эту встречу у самой смерти.

«Весна», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Весна» было первым произведением поэта, попавшим в печать. Его впервые опубликовали в 1830 г. в альманахе «Атеней». Как утверждала возлюбленная поэта Сушкова Е.А. это стихотворение посвящено ей и было написано во время пребывания Лермонтова в подмосковном имении Столыпиных — Середнякове.

«Весна» состоит из 14 строк и написана четырехстопным ямбом. Стопа стихотворения — двусложная, с ударением на втором слоге.

Стихотворение носит элегический, и в то же время философский характер и заставляет задуматься о мимолетности бытия. В произведении отображается не какой-то отдельный пейзаж, а описаны самые яркие и характерные приметы различных проявлений наступления весны.

Стихотворение рисует обобщенную картину весенней поры — здесь описывается и ледоход на реке («весной разбитый лед рекой взволнованной идет»), и таяние снега, обнажающего землю на полях («среди полей местами чернеет голая земля»), и утренний весенний туман («мгла ложится облаками на полуюные поля»). Весеннее преображение природы перекликается с переживаниями поэта, испытывающего сильные чувства. Ощущения влюбленного человека передаются автором не через прямое описание его чувств, а через отождествление с окружающей природой.

В середине произведения отражаются переживания поэта, связанные с осознанием неизбежного окончания молодости:

Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей. Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей;.

Наряду с огорчением по поводу того, что молодые годы уходят безвозвратно, автора терзает грусть из-за увядания женской красоты с течением времени:

Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет.

Последние строки стихотворения передают печаль, испытываемую поэтом от осознания того, что спустя несколько лет он перестанет любить «ланит спокойных пламень алый».

Стихотворение предлагает задуматься о быстротечности времени и неизбежности увядания красоты всего живого. Поэту удалось прекрасно передать атмосферу весеннего возрождения природы после зимы.

В произведении одновременно чувствуются переживания автора о любви, которая со временем пройдет, и радость от ощущения новой жизни природы.

Прообраз Лермонтовского пророка — Иеремия

Источником темы страданий из-за пророчеств мог явиться ветхозаветный источник. В нём пророк Иеремия долго призывал к покаянию, избавлению от грехов. За пророчества и призывы он подвергся множеству испытаний. Частые угрозы убийством, заточение в темницу сломили его дух. Не вынеся тяжёлых испытаний судьбы, неприятия и непонимания людского, он усомнился в Боге и сделал шаг назад. Но это был лишь шаг, чтобы собраться с силами. Вновь встав на путь прорицателя, он прошёл по нему до конца. С путём Иеремии в чём-то схожа судьба лермонтовского персонажа. Однако ему недостаёт силы воли, терпения и целеустремлённости. И он быстро теряет надежду на взаимопонимание с обществом. Стезя отшельничества затягивает его, как болото. Нищета и жизнь по подобию небесных птиц – его удел. В этом путь его сильно отличается от пророка пушкинского, который обращён к людям после преображения.

Тематика

В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.

Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.

Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.

Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (Ночевала тучка золотая…)

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес» речь идет о двух персонажах. Ими являются «тучка» и «утес», они, могут быть рассмотрены иносказательно, как герои жизненных ситуаций. Стихотворение начинается со слов: «ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», эти строки указывают нам на то событие, над которым размышляет наш герой – «утес».

Начало стихотворения достаточно интересное, М.Ю

Лермонтов использует метафору для описания персонажей: тучка – «золотая», а утес – «великан», призывая читателя обратить внимание на ценность тучки для утеса, и на мощь и силу утеса в сравнении с ней

Тучка символизирует легкость – то, что может в любой момент раствориться и улететь, а утес – основательность – то, что имеет опору и с трудом поддается каким-либо переменам

Благодаря выбору именно данных персонажей автор обращает наше внимание на взаимоотношения людей, на их особенности характера, жизненный опыт и стиль жизни

В стихотворении, как и, часто случается, в жизни, один герой динамичен, в силу своего характера – «тучка», а другой статичен – «утес». Что мы и замечаем из следующих строк: «Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя». Тучка продолжила свой путь, легко и радостно покинув свой ночлег. Данные строки показывают, что женский персонаж в данном стихотворении относится к жизни легко и непринужденно, воспринимая окружающий мир слегка легкомысленно и интуитивно. Мировосприятие утеса, наоборот, отличается способностью мыслить и размышлять, основательностью и твердостью.

Это показывают следующие строки: «Но остался влажный след в морщине старого утеса. Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне». Утес переживает момент ухода тучки, ему становится грустно и одиноко, но изменить что-либо утес уже не может. Мужской персонаж имеет другой жизненный опыт и другие условия, которые отличаются от взглядов на жизнь «героини». В стихотворении М.Ю. Лермонтов показывает различие между тучкой и утесом, из-за которых они не смогут быть вместе. Утес остается печальным персонажем, глубоко переживающим это: «остался влажный след в морщине», «тихонько плачет он».

Тема одиночества присутствует в стихотворении, особенно в последних строках. Возможно, утес вспоминает свою молодость, ностальгируя по ней, ибо сейчас он уже стар. Автор делает героя стихотворения трагичным, так как, ностальгируя по тучке, утес ничего не может изменить, он бессилен. Все что ему остается только помнить об этом радостном моменте прихода тучки и печалиться, зная, что время берет свое и расставляет все по местам.

Исторический контекст

«Собаке — собачья смерть», — сказал Николай Первый своим приближенным, когда узнал о гибели Лермонтова на дуэли летом 1841 года. И спустя буквально минуту, перейдя из комнаты в комнату, заговорил совершенно иначе : «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит». В какой момент царь выражал истинное свое отношение к Лермонтову? Признавал ли его талант и если да, то отчего настолько невзлюбил? Оглянемся на несколько лет назад, на события 1837 года.

«Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление», — писал известный деятель русского искусства XIX Владимир Стасов об одном громком стихотворении. На императора Николая оно произвело столь сильное «впечатление» (стихи были признаны «бесстыдным вольнодумством, более чем преступным»), что царь в ярости отправил автора на Кавказ в действующую армию: идет очередная фаза 60-летней кавказской войны (1817—1864 гг.).

Автором был молодой поэт Михаил Лермонтов. А произведение называлось «Смерть Поэта» (1837) и было написано на гибель Александра Пушкина. В своих строках Лермонтов, неизвестный дотоле, обличал тех, кто «жадною толпой» стоит у трона, «палачей» «Свободы, Гения и Славы», виновных в гибели великого Пушкина, и грозно предупреждал, что впереди их ждет главный суд — Божий.

Анонимная копия стихотворения попала к Николаю I с припиской «Воззвание к революции». Аристократические и придворные круги, которым поэт сулил расправу, имели право расценить обещание «Божьего суда» как суда народного, перед которым когда-то придется им предстать. И с этого момента воспитанник Московского университета Лермонтов оказался в оппозиции к властям николаевского Петербурга. А для самого императора, наряду с революционным духом, стихотворение было обидно и в лично плане: он однозначно не был врагом Пушкину, по-своему, стремился устроить жизнь поэта, а когда тот погиб, оплатил все его немалые долги

С тех пор внимание Николая к любому действию Лермонтова было предельно пристрастным и внимательным

И все же, почему настолько пристрастным? Невозможно объяснить этого вне обстоятельств, в которых пришёл к власти и царствовал Николай Первый. В декабре 1825 года дворяне, среди которых были и весьма талантливые, умные, влиятельные, чуть было не совершили в России революцию. Среди нескольких вариантов плана у декабристов существовал и вариант убийства царя вместе со всей семьей. Драма декабрьского восстания и расследование заговора сформировали позицию Николая, который стремился избежать повторения событий и не допустить в России распространения революционных настроений. Которые постепенно расширялись в Европе.

Император воспринимал себя часовым, который не дает обществу пересечь определенную черту, которую он считал роковой. И призывал элиту, в том числе и литературное сообщество, если можно так выразиться, «вступить в свою партию». Ему желалось, чтобы художественное слово стало элементом служения — не искусству-вообще, а державе, государственному спокойствию. И чем талантливее был творец, тем большую ревность по отношению к его позиции имел Николай. В том, что Лермонтов – гений, сопоставимый с Пушкиным, царь не сомневался. Но считал оскорблением, что этот гениальный автор (вместо того, чтобы написать нечто, подобное пушкинской «Полтаве») открывает «стрельбу» по стоящим у трона и зовет на них «божий суд».

Дуэль Печорина с Грушницким. Врубель М. А. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Характерна история с прочтением Николаем романа Лермонтова «Герой нашего времени». Начиная читать произведение, император одобрительно о «хорошо написан». Он думал (в виду особенности расположения глав в романе), что героем романа и «нашего времени» станет преданный службе и близкий к народу офицер Максим Максимыч. Но пришел в ужас, когда осознал, что центральный персонаж — это Григорий Печорин, фаталист, безответственный и непредсказуемый человек, который сам признает свою ущербность. «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил», — говорит герой Лермонтова. Николай, назвав ум автора развращенным, указал, что «такими романами портят нравы и ожесточают характер».

Тема

Стихотворение очень символично, так как весна в нем рассматривается как время пробуждения не только природы, но и человеческого сердца. Лирический герой приветствует весну и радуется всему, что происходит в окружающем мире. Он восхищен и заворожен волшебными процессами, которые сопровождают пробуждение от зимнего сна.

Баратынский высказывает мысль, что в полной мере ощутить восторг от прихода этого чудесного времени года может только человек, позволивший своей душе слиться с природой. И при этом все, что говорит поэт, звучит искренне. Он рассказывает о чувствах и весеннем настроении без наигранности и пафоса. Ничего лишнего – только восторженное настроение.

Анализ стихотворения

«Весна, весна! как воздух чист!..» – одно из самых известных стихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образец русской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведении поэт приветствует весну, возрождение природы. Происходящие процессы восхищают его, безмерно радуют. Поэтому в стихотворении так часто употребляются восклицательные предложения, поэтому выбран явно восторженный тон. Баратынский поет настоящий гимн приходу весны – торжественный, но в то же время легкий, без излишнего пафоса. Пробуждение природы вызывает и пробуждение души лирического героя. Она журчит вместе с ручьем, возносится в небо словно птица. Весна рождает в ней неизбывную радость, надежду на лучшее. Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать восторг от полноты бытия. Использование многочисленных глаголов помогает Баратынскому создать пейзаж живой и динамичный: шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Картина, нарисованная поэтом, полна подробностей, за счет чего в воображении читателя возникает законченный образ весны. Он единый, но показан будто с разных точек зрения

Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка

Любовь к весне нашла отражение не только в стихотворениях Баратынского, но и в некоторых его письмах. В апреле 1815 года он написал матери, что для него великая радость – наблюдать за тем, как весна украшает природу, замечать «несколько пробившихся травинок», вдоволь гулять по сухим улицам Петербурга.

К сожалению, долгое время творчество Баратынского оставалось недооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, но неразрывно связывали с пушкинской школой. Поздняя лирика поэта и вовсе оказалась непонятой критиками. При этом Пушкин о Баратынском всегда отзывался положительно. Он считали Евгения Абрамовича мыслящим правильно и независимо, чувствующим сильно и глубоко. Литературоведы второй половины девятнадцатого столетия называли поэта второстепенным, слишком рассудочным автором. Интерес к творчеству Баратынского возродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его в один ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже дань уважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961 году стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: