Крестьянские дети

Мужичок с ноготок (отрывок из стихотворения «крестьянские дети»). универсальная хрестоматия. 3 класс

Анализ стихотворения «Мужичок с ноготок» Некрасова

Величайший поэт Николай Алексеевич Некрасов представляет золотой век литературы России. Он был дворянином, поэтому смог прочувствовать тяжёлую долю крестьянского народа. В то время крестьяне не вылазили из нищеты и много работали, чтобы прокормить семью. Все это он показал в своём стихотворении «Мужичок с ноготок», которое стало частью поэмы «Крестьянские дети». Он пишет о сложной судьбе семьи, в которой много детей и всего два представителя мужского пола. Это отец и сын шести лет.

Для большего впечатления о труде маленького мальчика, писатель представил морозную зиму. Был дикий холод. Так он использует метод усиления, чтобы произвести впечатление на читателей. Как бы не было холодно, герой стихотворения работал, непокладая рук. С помощью разговора мы понимаем, что мальчик должен быть очень ответственным за семью. Хоть было ужасно холодно, ребёнок отлично выполнял свою работу.

Описание мальчика, Власа, показывает, что он одет, как взрослый человек, в больших рукавицах и сапогах. Он уже много раз был в лесу, чтобы помочь отцу, поэтому очень уважительно относится к труду, принимает с достоинством все заботы. Он рано стал взрослым и гордится, что он тоже часть главного в семье. Он умеет ездить на лошади и ловко ей управляет, знает все команды, которые она должна выполнять.

Описание мальчика выглядит очень трепетным, с большой нежностью. Автор, словно, любуется своим героем. Все слова, чтобы его описать, подобраны с особой теплотой, прочувствованы добром и нежностью. Но также использует иронию, называя его «мужичок». Это отражает истинный характер мальчика. Влас по своим действиям и рассуждениям представляется всем настоящим мужчиной. Он знает, что нужно делать, обладает всеми необходимыми умениями. Все действия выполняются с большой уверенностью, без какой-либо лишней спешки.

Николай Алексеевич Некрасов всегда очень мягко, нежно, с особым трепетом пишет об образе детей

Маленькие дети занимают важное место в его произведениях

Все о чем пишет поэт, можно легко вообразить и понять. Жизнь в деревне, голод, нищая семья. Это то описание, которое раскрывает жизнь в крестьянской семье.

У Николая Некрасова большое количество стихов, где рассказывается о трудной жизни детей. Порой на них сваливается столько проблем, что даже взрослые люди не справляются с ними так, как это делают дети. Это заслуживает большого уважения в нашем мире.

Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»

Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым — теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы. Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно. Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно

Детям в его творчестве отведено особое и важное место

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в.
  2. Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области.
  3. Анализ стихотворения Некрасова «На смерть Шевченко» Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому.
  4. Анализ стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская» Николай Некрасов всегда сочувствовал простым крестьянам, так как знал об их нелегкой жизни не понаслышке. Судьба распорядилась так, что детство.
  5. Анализ стихотворения Некрасова «Зине (Ты еще на жизнь имеешь право)» Николай Некрасов, пережив бурный и продолжительный роман с замужней женщиной Авдотьей Панаевой, решил связать себя узами брака лишь в 50.
  6. Анализ стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Хорошо понимая значение.
  7. Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»

Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»

Широко известное стихотворение Н. А. Некрасова под условным названием «Мужичок с ноготок» является фрагментом большого стихотворения «Крестьянские дети», написанного в 1861 году. Поэт всегда был тесно связан с национальной жизнью и умел говорить от имени народа. Удивительно, но единственной проблемой детей крестьян, отраженной в стихотворении «Крестьянские дети», певец тяжелой народной доли Некрасов считает укусы мошек и необходимость раннего труда. Несмотря не то, что произведение написано в пору крестьянских бунтов, обострения классовых противоречий, роста напряженности в стране и усиления студенческого движения, оно наполнено идиллическими мотивами – поэта умиляет зрелище якобы счастливого крестьянского детства и светлые стороны крестьянского быта.

Небольшое стихотворение о мужичке с ноготок изображает законченную по характеру бытовую сценку, героем которой является шестилетний мальчик Влас. При минимуме выразительных средств, используя неполные предложения, автор воссоздает полную картину происходящего.

В тексте можно найти эпитеты – «студеная пора», «чинное спокойствие», литоту – «мужичок …с ноготок», гиперболу – «мертвая (при понукании лошади)», оксюморон – «крикнул малюточка басом», метафоры «рванул под уздцы», метонимию – «раздавался топор», «хворосту воз»

Автор использует контекстные синонимы – «медленно», «важно», «в спокойствии чинном» – и риторическое восклицание – «…а сам с ноготок!». Поэт строит диалог, используя живую разговорную речь, тонким знатоком которой он являлся. Оригинальность, новизна слога Некрасова в том, что он использует разговорные слова и обороты – «вестимо», «ступай себе», «парнище», «больно …грозен», «кой … годик»

Оригинальность, новизна слога Некрасова в том, что он использует разговорные слова и обороты – «вестимо», «ступай себе», «парнище», «больно …грозен», «кой … годик»

Поэт строит диалог, используя живую разговорную речь, тонким знатоком которой он являлся. Оригинальность, новизна слога Некрасова в том, что он использует разговорные слова и обороты – «вестимо», «ступай себе», «парнище», «больно …грозен», «кой … годик».

Очевидно, что незнакомый барин сумел стать своим для крестьянского малыша, вызвать его на откровенность – собеседники говорят на одном языке. Поэт явно сочувствует своему герою, вынужденному заниматься заготовкой дров в сильный мороз. Но надо сказать, что ребенок держится совершенно естественно, хотя и не может себе позволить длительного разговора. Несмотря на несоразмерность малыша выполняемой работе, вся сцена воспринимается читателем без тяжелого чувства. Она отставляет уморительное впечатление и не может оставить равнодушным никого.

Мальчика делает взрослым не надетая на него отцовская одежда. Тяжелый крестьянский труд раньше времени превращает малыша в полноценного работника, вынужденного заботиться о своей многочисленной семье.

Анализ поэмы «Крестьянские дети» Некрасова

Детство Некрасова прошло в окружении крестьянских сверстников. Он вырос в отцовском имении и смог на себе ощутить всю прелесть вольной жизни, резко отличающейся от городского быта. Ребенок не сразу осознал свое господское положение и относился к другим детям на равных. Впоследствии он любил наблюдать за крестьянскими ребятишками. Свои впечатления поэт выразил в стихотворении «Крестьянские дети» (1861 г.).

Автор описывает свою охоту в деревне. Расположившись на отдых в сарае, он замечает детей, которые украдкой наблюдают за ним. Поэт прислушивается к их разговору. Перед ним открывается огромный таинственный мир, существующий лишь в сознании детей. Они уже понимают свое отличие от барина, но пока не видят в нем покорности и унижения. Барин представляется им загадочным существом, живущим какой-то особенной жизнью. Его окружают таинственные предметы, которых никогда не встретишь в деревне.

Некрасова умиляют эти наивные детские взгляды. Он начинает размышлять о крестьянских детях. Представители высшего общества считали их неполноценными существами, которые могут лишь пополнять армию покорных и забитых слуг. Поэт вспоминает яркие случаи из своей жизни, которые он провел в окружении крестьянских детей. Они ничем не отличаются, а даже производят более выгодное впечатление, по сравнению с изнеженными барчуками. Все дети равны от рождения. Они наделены богатым внутренним миром. Даже однообразная деревенская жизнь становится для них источником ярких впечатлений.

Крестьянские дети растут на лоне природы. Все их игры проходят на свежем воздухе. Любое занятие, например, собирание грибов, становится целым событием, насыщенным разнообразными приключениями.

Некрасов знает, что крестьянский ребенок с самого раннего возраста начинает работать. Для одних это становится очередной веселой затеей. Более серьезные дети сразу же понимают, что в таких «затеях» пройдет вся их дальнейшая жизнь. «Однажды, в студеную зимнюю пору…» — хрестоматийный отрывок, ярко иллюстрирующий тяжелую жизнь деревенского ребенка. Дворянскому шестилетнему малышу даже запрещено выходить на улицу, а в деревне он самостоятельно управляет лошадью.

Некрасов восхищен крестьянскими детьми. Он видит в них истинное выражение национального здорового духа. Поэт обращается к ним с призывом полностью насладиться беззаботным детством, пока еще есть такая возможность.

В финале поэмы «Крестьянские дети» автор возвращается к действительности. Рассмешив детей выходками своей собаки, он направляется на охоту. Этим нейтральным эпизодом поэт хочет подчеркнуть, что изменить что-либо в положении крепостных детей он не сможет. Мимолетное детское счастье растает без следа, наступит суровая трудовая жизнь.

Н.А.Некрасов «Однажды в студёную…» Смысловое чтение. 5 класс

Подробности
Категория: анализ текста

Прочитай внимательно отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

(Вполне возможно, что в процессе работы к тексту ты обратишься несколько раз, и это поможет выучить его наизусть)

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

— А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».

— А кой тебе годик?— «Шестой миновал…

Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто все это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Все, все настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

Выполни задания. Работа рассчитана на 90 минут(на два урока).

Этот отрывок можно разделить на две смысловые части. Во второй смысловой части автор размышляет об особенностях всего «настоящего русского». А в чём особенность первой смысловой части ?____________________________________________________________________

Пополняем словарный запас. Развиваем логику.

О каких словах из прочитанного текста идёт речь?

 1)      сухие отпавшие ветви деревьев, кустарника__________

2)      часть конской сбруи — надеваемые на голову лошади ремни специальной конструкции с удилами и поводьями объединённые в одно целое, служащие для управления лошадью_________

3)      да, конечно, разумеется__________

4)      лесоруб_______________

 5)род искусства, передающего художественный замысел с помощью сценических действий актёров перед зрителями_______________

6)крестьянские сани без кузова для перевозки дров, сена и других грузов, иногда людей______

7)о животном, обычно о лошади имеющий пятна другого цвета; разношёрстный_______________

8)знак, свидетельство чего-либо______________

 Подберите синонимы к следующим словам словам:

 1)Студёную_________________

2)Шествуя__________________

3)С ноготок________________

4)Миновал _________________

5)Мёртвая___________________

6)Холодны__________________

7)Нелюдимой_______________

8)Вселяет___________________

 Поставь знак +  в нужную графу. Прежде чем делать выбор, перечитай текст ещё раз.

Утверждения

Верно

Неверно

Не сказано в тексте

Мальчика звали Васей

Его отец был дровосек

Мать мальчика была дояркой

Одежда мальчика была ему не по размеру

Семья мальчика была многодетной

Автор называет мальчика «с ноготок»(т.е. маленьким), потому что ему всего шесть лет.

Автор смотрел историю про мальчика в театре.

В тот год зима выдалась снежная.

Холодная зима мила русской душе.

Честные мысли очень сложно донести до читателя.

Русским людям нет смерти — «дави-не дави»

 Установи соответсвие (стрелками):

  1. в спокойствии чинном
  1. Антонимы
  1. полушубке овчинном
  1. Имя собственное
  1. Мужичок с ноготок

Оксюморон

  1. Влас
  1. Прилагательное в прямом значении
  1. мучительно мило
  1. Фразеологизм
  1. пегонький конь
  1. Эпитет
  1. нелюдимой, мертвящей зимы
  1. В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

Напиши, о чём заставила тебя задуматься история Власа . Перечитай ещё раз первую смысловую часть. Это поможет тебе написать небольшое сочинение.

Вариант №2

Николай Алексеевич Некрасов родился в дворянской семье из Ярославской губернии. Отцу поэта передалась пагубная страсть к азартным играм, что привело к бедности. Учеба юноше давалась тяжело как в школьные годы, так и в студенческие. Некрасов с ранних лет интересовался искусством. Его сатирические стихи даже становились поводом для выговоров со стороны преподавателей.

Тяжелое материальное положение заставляло Некрасова постоянно находиться в поисках работы. Его творческая натура помогла ему найти деньги: молодой поэт сочинял азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра. Такая деятельность позволила снять юноше квартиру вместе с другими студентами. Одним из самых запоминающихся стихотворений Некрасова многие читатели называют отрывок из поэмы «Крестьянские дети» про «Мужичка с ноготок». Автор в интересной манере рассказывает историю, приключившуюся с ним зимой. С первого предложения «Однажды, в студеную зимнюю пору…» Некрасов намекает на динамично развивающийся сюжет.

Поэт красочно описывает природу и диалог двух собеседников, устанавливая между этими аспектами определенную связь. В начале текста идет подробная иллюстрация внешнего вида «мужичка с ноготок», в конце же его образ становится общим, свойственным для каждого русского мужчины. Некрасов убежден, что «всё настоящее русское» дарит населению «злобу и любовь» одновременно. Он активно использует в стихотворении следующие средства выразительности: эпитеты («в студеную пору», «чинное спокойствие»), метафоры («рванул под уздцы») , оксюморон ( «крикнул малюточка басом»), литоту ( «мужичок …с ноготок»). Употребляются и слова, характерные для живой разговорной речи: «ступай себе», «парнище», «больно …грозен».

Н.А. Некрасов стал выдающимся писателем девятнадцатого века. За его творчеством прочно закрепилась печать «крестьянства». Стихотворения ярко описывали жизнь простых людей, заставляя читателей искренне переживать за героев. Состоялся Николай Алексеевич и как успешный издатель.  Его любимое детище «Современник» быстро выросло и получило признание многочисленной аудитории.

Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»

Однажды, в студеную зимнюю пору
Сейчас читают:

  • Сочинение Ангарск — мой город

    Ангарск – мой городЯ родилась не в Ангарске, а в Иркутске, но мы с семьёй живем здесь уже пять лет. Здесь я хожу в школу, здесь мой любимый молодежный клуб, друзья. Я могу уверенно сказать, что Ангарск – мой город,

  • Сочинение Тула — мой город для 4 класса

    Если и есть в нашей стране древние города, то Тула без сомнений относится к одним из древнейших, хотя, судя по упоминаниям в летописях, ему не больше тысячи лет. Но я верю, что и две, и три тысячи лет назад на этой земле жили

  • Жизнь и творчество Островского 10 класс

    Гениальный драматург, писатель, классик… Его произведения до сих пор невероятно актуальны! Чувства, эмоции, сожаления, переживания, любовь, жизнь. Александр Николаевич Островский: жизнь, искусство, талант всегда побеждает!

  • Сюжет и композиция поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Знаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» считается одним из любимых произведений одного из великих русских писателей Некрасова Николая Алексеевича. Для того, чтобы на свет появилось данное произведение автор не один год

  • Сочинение на тему Весеннее утро

    Кто-то не может представить свое утро без чашки крепкого кофе. Если задуматься, то в этом нет ничего удивительного. Безумный темп жизни заставляет работать больше, отдыхать меньше, а кофе пить большими кружками, ибо без него невозможно проснуться.

  • Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Война и мир сочинение

    Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» основан на исторических фактах, в большинстве своём – это описание Отечественной войны 1812 года в России, а также военных действий 1805 и 1809 гг. В Отечественной войне 1812 года главенствующими

Анализ стихотворения Николая Некрасов — Однажды, в студеную зимнюю пору

Родился известный писатель в 1821 году в очень большой семье, детей насчитывалось 14 человек вместе с Николаем Алексеевичем. Отец был очень строгим и жестоким человеком, он издевался над крестьянами и над своими домочадцами. Мать Николая напротив была очень спокойной и тихой женщиной и терпела все измены и издевательства мужа. В школе писатель отучился только до пятого класса и был вынужден оставить учебу. Отец хотел чтобы сын стал военнослужащим как он сам и отправил его в возрасте семнадцать лет в Санкт-Петербург. Мальчик не захотел становится военным и попытался поступить на филологический факультет, но провалил экзамены. После того как он отказался от военной службы Некрасову пришлось нелегко он еле-еле сводил концы с концами чтобы выжить.

Писал Николай Алексеевич очень часто о крестьянской жизни и ее тяготах. Ему очень близка была их тема и он хотел рассказать обществу как тяжело приходится обычному крестьянину. Одним из таких стихотворений является «Мужичок с ноготок», о жизни многодетной семьи. В большой семье один кормилец, который пошел в лес со своим сыном чтобы набрать дров. Тяжело пришлось добывать дрова чтоб обогреть дом своей семьи, но он уже привык и приучал к нелегкому труду своего шестилетнего сына.

Шестилетний мальчик одет в одежду большего размера что причиняет ему некоторые неудобства, но несмотря на это ребенку не холодно. Крестьянская жизнь не такая беззаботная как у состоятельных людей и мальчику приходится работать наравне со своим отцом

Мальчик очень горд собой что ему доверили такую ответственную работу и с важностью отвечает на вопросы встретившегося ему в лесу мужчины

Ребенок описан больше даже чем мужчина, чем маленький мальчик и ему в стихотворении писатель уделил особое внимание. Каждую деталь детской одежды описал Николай Алексеевич и насколько она ему велика была и что выглядел он больше нелепо чем мужественно

Николай Алексеевич не меньше уделяет внимание и зимнему пейзажу, он пишет о том, что зима студеная и наверняка на улице очень холодно. В лесу в эту пору должно быть очень красиво, деревья окутаны снегом и имеют замысловатые узоры

Читатель должен окунуться с головой в произведение и представить себе полную картину прочитанного. Встретивший мальчика не верит своим глазам, что такой маленький ребенок может выполнять такую тяжелую работу. Для него кажется будто он попал в театр где все выглядело неестественно, заполненная повозка хворостом была как ненастоящая. Некрасов очень красочно описал ситуацию связанную с жизнью крестьян.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: