Любовная лирика а. а. ахматовой

А. а. ахматова стихи о любви и анализ - литературный блог

«Творчество» А.Ахматова

«Творчество» Анна Ахматова

Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо… Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

Анализ стихотворения Ахматовой «Творчество»

В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно посылал будущей поэтессе знаки, недвусмысленно указывающие на ее принадлежность к миру литературы.

Свое первые стихи Ахматова написала довольно рано, и в 22 года уже издала первый поэтический сборник под названием «Вечер», который стал настоящей сенсацией в литературных кругах. Тем не менее, автор никогда не затрагивала тему своего отношения к поэзии, считая, что этот вопрос весьма деликатен. Среди многочисленных произведений Ахматовой есть лишь одно, в котором она попыталась рассказать, как рождаются на свет ее поэтические экспромты. Стихотворение «Творчество» было написано в 1936 году, но многие отнеслись к нему с недоверием. Ведь поэтесса представила сам литературный процесс в виде некоего мистического действия, глубокого катарсиса, который происходит под воздействием высших сил. Естественно, что с такой трактовкой творчества в СССР не могли согласиться, поэтому восприняли его, как очередное чудачество 47-летней поэтессы, не заслуживающего особого внимания.

Между тем, это одно из немногих литературных произведений, в котором автор так точно и искренне описывает литературный процесс. Ее стихи рождаются из некоего хаоса, и в этом напоминают Вселенную. «Мне чудятся и жалобы, и стоны, сужается какой-то тайный круг», — пишет Ахматова, признаваясь, что в моменты творчества словно бы находится в некоем эпицентре катаклизма. Складывается впечатление, что еще немного, и водоворот событий и впечатлений буквально захлестнет автора, чтобы перенести в иную реальность.

Но сквозь хаос постепенно начинают проступать черты будущего стихотворения, что доставляет Ахматовой ощущение настоящего счастья и дает власть над другими людьми. «В этой бездне шепотов и звонов встает один, все победивший звук», — отмечает поэтесса. Именно это она чувствует в тот момент, когда находит новую тему для своих произведений, улавливает их настроение и понимает, что еще немного, и настанет тот удивительный момент, когда звуки начнут складываться в слова. Будущее стихотворение ассоциируется у Ахматовой со звуком, который обладает удивительной силой. И на его фоне все другие шумы попросту исчезают, открывая простор для творчества. В такие моменты поэтесса слышит, «как в лесу растет трава, как по земле идет с котомкой лихо». Именно в эти моменты на свет рождаются первые слова будущего стихотворения, обладающие особой красотой и восхитительной мягкостью. Вместе с ними приходят и «легких рифм сигнальные звоночки»: поэтесса словно бы пробует на вкус каждое выражение, меняет его эмоциональную и смысловую окраску, подбирая более точный вариант, который в этот момент наиболее полно отвечает ее внутренним ощущениям.

Потом наступает момент, когда автору удается ухватить всю суть произведения целиком, почувствовать его гармонию и изысканность. «Тогда я начинаю понимать, и просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь», — отмечает поэтесса, все еще не до конца веря в то, что новое произведение уже появилось на свет. Этот ритуал общения с миром собственных фантазий Ахматова считает мистическим и видит в нем высшую волю. Она не приукрашивает собственные таланты и достижения, считая, что кто-то невидимый вкладывает ей определенные мысли и желания, а потом диктует поэтические строки, которые превращаются в удивительно романтичные, яркие и наполненные удивительной силой стихи.

Краткий анализ

Стихотворение написано с легким налетом обиды в несколько саркастическом тоне, что заметно уже по первым строкам:

Конечно же, Анна знает, что Борис ей любил, но позволим девушке налить губки обидой за поворот истории и вынужденное расставание.

Через образ лирической героини Ахматова передает свои фантазии, как будто она уехала с Борисом в Англию, бросив к чертовой матери бунтующую Россию.

Фантазия развивается и далее героиня показывает финальные титры своего отъезда – она скитается нищенкой по чужим весям и её единственная радость – это возможность видеть любимого.

Стихотворение является поэтическим ответом Анрепу на его вопрос, почему она не уехала с ним, почему осталась в вечно воюющей и смутной России, где войны прекращаются только для того, чтобы накопить силы и снова лить кровь.

Анализ 2

В 1914 г у А. Ахметовой появилась новое произведение, и если рассматривать его с другими работами поэтессы, то это выглядит достаточно простым и непритязательным. Но, сами чувства, а так же поэтическая линия – здесь они переплелись воедино.

Прочитывая первые строчки, становится понятно, что здесь раскрывается трагедия: героиню бросил ее любимый человек. Он сам надумал расставить все точки, и уйти к другой девушке, которая глупее ее и наивнее.

Но если не обращать внимания на трагичность ситуации, то главное внимание в этом стихотворении выделено образу самой героини. Здесь нет точного образа

Ведь если посмотреть, то с одной стороны, это брошенная девушка, которая грустит и тоскует, а с другой стороны, благодаря сильному дару поэтессы, здесь открываются более глубокие чувства.

Все становится понятнее, что перед нами – умная девушка, открытая для мира и тех, кто ее окружает. Данная размолвка – очень хорошо раскрывает ее силу духа.

Кто-то может задаться вопросом, а что будет, если все-таки молодой человек надумает вернуться, что тогда будет? Простит ли его героиня? И здесь автор четко обрисовала картину, написав следующие строки. Ведь если мужчина оказался неверным, надумав бросить девушку, которая не мыслила свою жизнь без него, то для чего менять то, что уже произошло?

Из следующих строчек произведения становится понятно, что возникшая размолвка – окончательна. Девушка не предъявляет каких-либо претензий. Сейчас у нее есть шанс посмотреть на произошедшее с другого ракурса. Именно сейчас можно показать те чувства, которые нельзя показать в другом состоянии, когда все хорошо и спокойно.

Все произведение проникнуто непередаваемой ясностью метафор, сравнений. Помимо этого, в строчках стихотворения попадается так же и риторический вопрос. Но иногда, написанные Ахматовой «просторечия» совсем не понижают ощущения яркого образа героев этого стихотворения.

Анализ стихотворения Я не любви твой прошу… по плану

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»

Анна Ахматова является одной из немногих
представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как
женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не
только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.
Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему
периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной
женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов.
Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после
бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, однако не является посвящение
мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила
множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось
тайной. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила
Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано
или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством. Между
тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась
верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно
относилась к почитателям своего творчества. Так кто же тот таинственный
незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной
вуалью…»? Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое
воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали
той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя
таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем
своих произведений.

Стихотворение
«Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными. Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты
взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая,
зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Картина, которую
рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях
ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух
близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его
героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала
руки под вуалью. На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что
«терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою
неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли
возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить
по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее
мыслями, желаниями и поступками.

Не менее
тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения,
который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь
догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко
придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин.
Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных
штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал
стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить
возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную
фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы
растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно
– нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.

Анна
Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в
такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям
возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот
прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя
вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев , которые расстались из-за
нелепой ссоры.

«Я научилась просто, мудро жить…» Анна АхматоваЯ научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

«Песня последней встречи» А.Ахматова

«Песня последней встречи» Анна Ахматова

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

Анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи»

Не секрет, что произведения многих поэтов являются автобиографичными. В них они по новой переживают свои наиболее сильные чувства и впечатления, переосмысливают их и порой даже снабжают философскими комментариями. Анна Ахматова в этом отношении является исключением. Вся ее лирика раннего периода – фикция, выдумка, полет необузданной женской фантазии. Возможно, именно поэтому начинающая поэтесса так легко предавала бумаге сокровенные мысли и чувства женщин, потому что они не были ее собственными.

Поклонники раннего творчества Анны Ахматовой были убеждены, что она легко заводит романы с мужчинами, изменяя своему мужу, поэту Николаю Гумилеву. И именно стихи Ахматовой все чаще и чаще становились причиной семейных ссор, во время одной из которых, по воспоминаниям очевидцем, Гумилев воскликнул: «Ну зачем ты все это выдумала?».

Стихотворение «Песня последней встречи», написанное Ахматовой в 1911 году и вошедшее в ее первый поэтический сборник, также относится к разряду фантазий автора и не имеет ничего общего с ее реальной жизнью. К этому моменту Ахматова уже состоит в браке с Гумилевым, их первые годы совместной жизни протекают достаточно счастливо и безмятежно. Именно Николай Гумилев является одним из первых читателей и критиков стихов своей супруги, а также помогает ей их публиковать. Поэтому сложно предположить, что на фоне семейной идиллии начинающая поэтесса вдруг заводит роман на стороне, окрашенный трагизмом и безысходностью. Тем не менее, в стихотворении «Песня последней встречи» представлены именно такие отношения. Между героиней этого произведения и ее возлюбленным происходит разрыв отношений, который явно выбивает женщину из колеи. «Я на правую руку надела перчатку с левой руки», — пишет Ахматова от первого лица, отождествляя себя с героиней стихотворения. Спускаясь по знакомой и исхоженной лестнице, она ловит себя на мысли, что этот путь является бесконечным, хотя и знает, что там всего три ступеньки, преодолеть которые не составляет труда. Именно эти незначительные детали уверяют читателей в том, что Анна Ахматова действительно прочувствовала и пережила все то, о чем пишет в своих произведениях. И этот уникальный дар является характерной особенностью ранней любовной лирики поэтессы, наполненной трагизма и печали.

В стихотворении «Песня последней встречи» страдания героини возведены в абсолют. Даже в шелесте кленовых листьев ей чудится шепот возлюбленного, который просит: «Со мной умри!». И женщина, с которой отождествляет себя Ахматова, с готовностью откликается на этот призыв, подразумевая не смерть в физическом плане, а гибель души, которая испепелена страданиями и неизбежной разлукой

Еще один очень важный штрих, которому поэтесса уделяет особое внимание в этом произведении, заключается в том, чтобы подчеркнуть равнодушие окружающего мира, которому нет никакого дела до личной драмы двух людей. Поэтому поэтесса отмечает, что последний взгляд, брошенный героиней стихотворения на такой знакомый темный дом, открывает перед ней картину, наполненную тоской и безразличием

«Только в спальне горели свечи равнодушно-желтым огнем», — отмечает поэтесса.

Стоит сказать, что подобных по настроению и мировосприятию стихов в раннем творчестве Анны Ахматовой достаточно много, однако это – лишь незначительная часть произведений из знаменитой синей тетради, которые сама поэтесса считала глупыми, детскими и наивными. Поэтому после того, как вышел ее первый поэтических сборник «Вечер», Ахматова сожгла тетрадь, о чем впоследствии сильно сожалела и даже пыталась по памяти восстановить некоторые произведения. По словам поэтессы, стихотворение «Песня последней встречи» значилось в этой тетради под номером 211.

Семейные ценности

В коротком стихотворном тексте отлично показано, как происходил духовный рост автора. За короткое время из неопытной девочки Ахматова превратилась в умудрённую женщину. Исчезли провинциальная восторженность и романтичный настрой, а на смену им пришло понимание того, что значат настоящие семейные ценности.

Однако испытать семейного счастья ей не удалось. Гумилёв, как и многие романтики того времени, считал, что настоящему мужчине не пристало сидеть дома. Ему хотелось путешествовать, познавать мир, а роль примерного семьянина этому не способствовала.

О совместных поездках в другие страны не могло быть и речи, потому что женщине в те годы отводился скромный удел находиться дома и хранить верность супругу. У Ахматовой не было желания идти против традиций, но всё же ей приходилось нелегко, потому что нужно было решать бытовые проблемы, ведь самостоятельное ведение хозяйства не было простой задачей. Сложные обстоятельства привели к тому, что на свет появились прекрасные строки.

В стихотворении упоминается молитва, но не стоит понимать её как недовольство своей судьбой. Поэтесса с покорностью принимает всё, что посылает судьба, а Бога просит лишь о том, чтобы помог измениться.

Рассказчица хочет утолить тревогу, которую считает ненужной. Ей уже ясно, что супруг оказался не таким, каким она нарисовала его в своих мечтах. Семья, уют, тепло домашнего очага — всё это для него второстепенно, а на первом месте стоят личная свобода, амбиции, возможность путешествовать и открывать для себя то неизведанное, что есть на свете. Супруге, оставленной в одиночестве, нужно учиться быть самостоятельной, решительной и сильной.

Темы и проблемы

Основная тема трилогии — война, ее динамика: начало ожесточенных сражений, суровая участь военных и победа, которая досталась столь дорогой ценой. Проблема тоже очевидна: это цена победы. На поле боя погибли миллионы людей, отстаивая не только свои интересы, но и права всего мира, попранные захватчиками. Их смерть была жуткой, как и военные будни: голод, холод, риск и вездесущая опасность.

По мере прочтения стихотворения становится ясно, что также в тексте встречаются темы патриотизма, отваги и мужества военных и всеобщего праздника. Ахматова очень точно показывает все стороны страшной войны: ее истоки и последствия, причиненные разрушения и надежду на светлое будущее.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».

Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.

Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».

Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

Текст

Это просто, это ясно,Это всякому понятно,Ты меня совсем не любишь,Не полюбишь никогда.Для чего же так тянутьсяМне к чужому человеку,Для чего же каждый вечерМне молиться за тебя?Для чего же, бросив другаИ кудрявого ребенка,Бросив город мой любимыйИ родную сторону,Черной нищенкой скитаюсьПо столице иноземной?О, как весело мне думать,Что тебя увижу я!

1917 год.

Отношения Анны Ахматовой с Борисом Анрепом прервали события 1917 года, в связи с которыми художник уехал из России в Англию. Ему так и не удалось заменить мужа Анны, Гумилева, чему и посвящено стихотворение «Это просто, это ясно», сквозь строки которого чувствуется горечь поэтессы.

Краткий анализ

В рамках школьной программы стихотворение изучают в 9 классе. На уроке, посвящённом теме женской души в лирике А. Ахматовой, ученики определяют тему и проблематику произведения, находят в тексте метафоры и другие тропы, определяют, в чём заключается художественное своеобразие. Преподаватель помогает выполнить полный лингвистический разбор и задаёт на дом сочинение.

Стихотворение создано в тот период, когда Анна Андреевна была замужем за Николаем Гумилёвым. Она проживала в принадлежавшем ему имении. Гумилёв надолго уехал в Африку, а поэтесса осталась хранить домашний очаг. В семье не было взаимопонимания уже давно, поэтому Анна Андреевна грустила. Задолго до отъезда Николая между ним и женой начались размолвки. Окончательно разочаровавшись в своём супруге, молодая, но уже мудрая женщина выразила свои переживания в поэтических строках.

Анна Андреевна много гуляла, смотрела на небо и наблюдала за тем, как поспевает жито. Других развлечений в имении не было. Вечером она слушала, как шуршат лопухи в овраге, во время одной из таких прогулок и родились стихотворные строки

Произведение «Я научилась просто, мудро жить», занимающее важное место в творчестве А. Ахматовой, стало одним из многих, созданных в 1912 году.

В произведении лирическая героиня размышляет о своей жизни и рассказывает о том, что научилась молиться. Если вдумчиво читать текст, можно заметить, что она тоскует по полноценной семейной жизни и уютному домашнему очагу, который опустел в отсутствие супруга.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

Анна
Ахматова – одна из немногих русских поэтесс 20 века, которая в своих
произведениях смогла доказать, что женщины в состоянии чувствовать окружающий
мир гораздо глубже, а их личные переживания намного сильнее, чем у
представителей сильного пола. Ее первый сборник стихов под названием «Вечер»,
увидевший свет в 1912 году, вышел небольшим тиражом, однако принес Ахматовой
популярность в литературных кругах. Отныне ее перестали воспринимать
исключительно как супругу поэта Николая Гумилева, с которым к тому времени у
23-летней Ахматовой сложились весьма непростые и даже враждебные
взаимоотношения.

Одним из
произведений, которое вошло в сборник «Вечер», стало стихотворение «Я научилась
просто, мудро жить…», которое является яркой иллюстрацией духовного становления
поэтессы. Менее чем за год она из романтичной провинциальной девушки
превратилась во взрослую и опытную женщину, готовящуюся стать матерью. Даже
увлечение поэзией в этот период отходит на второй план, так как Анна Ахматова
начинает ценить простые житейские радости, мечтает о семейном уюте и
благополучии. Однако ее ждет жестокое разочарование, так как Николай Гумилев по
своей натуре является романтиком и заядлым путешественником. Ему неинтересно
постоянно сидеть подле молодой жены, изображая примерного семьянина, так как в
мире еще столько всего неизведанного и удивительного! В результате Анна
Ахматова постепенно учится самостоятельно справляться со всевозможными бытовыми
проблемами и вести хозяйство, поэтому и рождаются строки: «Я научилась просто,
мудро жить».

Развивая
эту тему, поэтесса отмечает, что ее удел – «смотреть на небо и молиться
Богу». О чем эти молитвы? Судя по всему, о семейном счастье, которого
так желала поэтесса, понимая при этом, что согласилась стать женой человека,
для которого домашний очаг не представляет особой ценности. Она молится для
того, чтобы «утомить ненужную тревогу», которая, судя по всему, вызвана
очередной разлукой с мужем, отправившимся на поиски приключений. И осознание
того, что теперь ей нужно учиться быть сильной и самостоятельной, вызывает у
Ахматовой смешанное чувство решимости, грусти и разочарования. Но поэтесса
понимает, что только так она сможет стать по-настоящему мудрой и свободной женщиной,
способной управлять собственной жизнью.

Разрываясь
между желанием обрести независимость и семейное счастье, в стихотворении «Я
научилась просто, мудро жить…» Ахматова использует несколько символов, которые
ассоциируются у нее с домашним очагом. В первую очередь, это пушистый кот, который дома
лижет ей ладонь и «мурлыкает умильней». Кроме этого, в произведении упоминаются
яркий огонь «на башенке озерной лесопильни», где, судя по всему, проживает
чья-то семья. Однако самым ярким символом дома и семьи для Ахматовой является
«крик аиста, слетевшего на крышу». На фоне подобных знаков судьбы поэтесса
чувствует себя особенно одинокой и несчастной, хотя и не смеет признаться в
этом открыто. Но то, что ее семейная жизнь неуклонно летит под откос, уже
очевидно. И об этом свидетельствует последняя строчка стихотворения, в которой
Ахматова отмечает: «И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не
услышу». Она адресована Гумилеву и может означать лишь одно – к собственному
супругу поэтесса, и раньше не пылавшая страстью, теперь относится и вовсе с
полным равнодушием. Ахматова словно бы предчувствует, что очень скоро они
расстанутся навсегда, однако воспринимает это как неизбежность и даже
необходимость, хороня в душе мечты о полноценной и счастливой семье.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Ахматова использовала средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».

Эпитетов меньше, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух». Сравнение в тексте всего одно – столица, «как опьяневшая блудница».

Предыдущая

Анализ стихотворений«Молодость» анализ стихотворения Цветаевой по плану кратко – разбор, рифма, история создания

Следующая

Анализ стихотворений«Пора, мой друг, пора» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – тема, идея, жанр

Размер, рифма, риторика и строфика

Анализ стиха «Мужество» Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы. Две из них — полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова — «навеки». Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить. Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.

Популярные темы анализов

Прекрасное стихотворение, которое написал C.А.Есенин под названием “Сорокоуст”. Поэт написал его в 1920г. и он сразу попал в руки исследователей и предопределил тенденции этого времени и повлиял на развития и большой прогресс русской

Как человек яркий и разносторонний Владимир Васильевич Маяковский старался не только соревноваться произведениями с другими поэтами, но и давать повод обсуждать его произведения критикам и специалистам в области литературы.

Осенью 1924 года поэт Сергей Есенин побывал на Кавказе. Он планировал доехать на поезде до Персии, но вынужден был остановиться в Баку и Тифлисе. Восхищенный красотой и сказками Кавказа

Одна из самых ярких, самобытных и талантливых поэтесс Серебряного века, Анна Горенко, более известная своим почитателям как Ахматова.

  • Анна Ахматова ~ Небывалая осень построила купол высокий… (+ Анализ) — 20.09.2021
  • Анна Ахматова ~ Пусть кто-то ещё отдыхает на юге… — 15.09.2021
  • Анна Ахматова ~ Август 1940 — 29.07.2021

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Ах, дверь не запирала я, Не зажигала свеч, Не знаешь, как, усталая, Я не решалась лечь.

p, blockquote 3,0,1,0,0 —>

Смотреть, как гаснут полосы В закатном мраке хвой, Пьянея звуком голоса, Похожего на твой.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

И знать, что все потеряно, Что жизнь – проклятый ад! О, я была уверена, Что ты придешь назад.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

6 февраля 1911 г., Царское Село.

Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его прототипом является супруг поэтессы Николай Гумилев, однако позже Ахматовой стали приписывать многочисленные связи с другими мужчинами. Лишь очень близкие люди знали о том, что все мужчины, так правдоподобно представленные в стихах, являются плодом воображения поэтессы. Именно с ними она ведет бесконечные диалоги и монологи, разыгрывая сцены ревности, расставания или же, наоборот, любовных признаний. Почему именно Ахматова поступает таким образом, до сих пор остается загадкой. Возможно, причиной является неудачный брак, с человеком, которому поэтесса боится признаться в своих истинных чувствах. Не стоит сбрасывать со счетов и амбиции Ахматовой, которая ищет свою стезю в мире литературы, и ей это, в конце концов, удается. Женский взгляд на вопросы взаимоотношения полос становится для многих настоящим откровением, и поэтесса на протяжении весьма продолжительного времени активно культивирует эту тему, создавая все новые и новые образы вымышленных возлюбленных.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Ранняя лирика Анны Андреевны Ахматовой уже содержит потенциал ее излюбленных тем и образов, раскрывшихся с особой силой впоследствии.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Анализ стихотворения Ахматовой «Это просто, это ясно…»

Стихотворение «Это просто, это ясно…» Анна Ахматова написала в 1917 году в Слепнево. Вместе с «А ты теперь, тяжёлый и унылый…» и «Просыпаться на рассвете…» оно объединялось в цикл «Сантиментальное путешествие». Все эти произведения посвящались русскому художнику и литератору Б. В. Анрепу, с которым у поэтессы были романтические отношения. Впервые стихотворение было напечатано в газете «Петроградское эхо» 22 января 1918 года.

Это произведение не разделено на строфы и написано свободным стихом: в нём можно найти всего одну рифму (созвучны четвёртая и восьмая строки). Но при этом стихотворение прекрасно читается благодаря энергичному ритму, поддерживающемуся за счёт равномерного четырёхстопного хорея. Интересно, что в каждой четвёртой строке последняя стопа усечена на один слог.

Речь идёт от первого лица. В основу сюжета стихотворения легла история из жизни поэтессы. Мы можем встретить в нём упоминания настоящих фактов её биографии – наличия семья, ребёнка, преданности Родине и Петрограду, влечения к покинувшему родную страну возлюбленному. Действительно, в 1917 году Борис Васильевич Анреп уехал из России, чтобы навсегда остаться в Англии. Именно об английской столице говорит героиня, когда рассказывает о своих скитаниях и лишениях.

Однако не следует воспринимать это произведение как биографическое. На самом деле Анна Андреевна не бросала семью и сына ради любовника. Речь здесь идёт о мечте о прекрасном безрассудстве, великой самоотверженности женщины во имя любви.

Нужно отметить, что это стихотворение очень динамично и эмоционально. Ритмичность ему придают повторы. Начальные анафоры («это просто, это ясно, это всякому…») подчёркивают, что поступки героини абсурдны. Героиня словно сама себе приводит доводы, чтобы доказать, что поступает неправильно. Но в то же время эти реплики представляют собой усиленное в три раза оправдание. Мол, сколько бы она не убеждала себя, сердцу не прикажешь.

Сакральная троица снова встречается в тексте, когда героиня задаёт риторические вопросы. Трижды женщина вопрошает, «для чего же» она идёт на все эти лишения, ведь, как известно из первых строк стихотворения, усилия не увенчаются для неё ничем. Ответом служит радостное восклицание, словно сметающее все сомнения, которое звучит в финале.

Интересно, что в стихотворении использована несколько устаревшая лексика. Встречаются такие эпитеты, как «столица иноземная», «чёрная нищенка», которые будто помещают действие в глубокое прошлое. Думается, этот приём применён нарочно, чтобы показать, что любовь имела власть над человеком во все времена.

Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: