Силентиум история создания. анализ стихотворения тютчева силентиум silentium (молчание)

Тютчевский мир

Любая суммарная картина мира Тютчева, в особенности созданная по дневникам, письмам или же в результате анализа его творческого наследия, условна. Федору Ивановичу нужна система для того, чтобы уходить от нее. Горизонты его лирики расширяются при одновременной проекции нескольких взглядов.

По мнению Тынянова, этот автор был поэтом короткой формы, в отличие от своих предшественников-учителей (Тредиаковский, Бобров). На самом деле Федор Иванович принимает европейскую традицию написания коротких стихов выборочно и частично, существенно трансформируя ее.

Центром мироощущения поэта является ощущение существования/несуществования. И в стихах, и в письмах Федор Иванович вновь и вновь возвращается к вопросу о хрупкости жизни. Художественная система поэта строится на противопоставлениях присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность, пространство/время.

Как мы уже отмечали, Тютчев боится разлуки. Он ненавидит пространство, говоря о том, что оно «пожирает нас». Именно поэтому поэт горячо приветствует железные дороги, для него это победители пространства.

В то же время есть много стихотворений Тютчева, посвященных пространству. Одно из них — «На возвратном пути», созданное в 1859 году. В этом произведении у поэта присутствуют одновременно и жажда бытия, и чувство его хрупкости, а с другой стороны — мысль о разрушении. Тютчев, философская лирика которого непроста, не чувствовал себя вполне живым. Федор Иванович сравнивает свою личность с домом, окна которого замазаны мелом.

Бытие, таким образом, у этого автора — основа всего. Но важна при этом и другая грань существования, противоположная ей, — уничтожение себя, разрушение (любовь, например, это самоубийство). В данном отношении интересно стихотворение «Близнецы», последняя строчка которого — «самоубийство и любовь!» — объединяет два этих понятия в неразрывное целое.

В тютчевском мире важно наличие границы: грань, черта и отпугивают, и организуют. Мысль об уничтожении в качестве лейтмотива организует весь «денисьевский» цикл, в котором соединяется любовная и философская лирика Тютчева

Понятие «смерть» для поэта весьма многогранно. Его внутренне рифмует с любовью Тютчев. Философская лирика, стихотворения, построенные на контрасте, в частности, это целый мир. Мир границ, перехлестов. Одна строфа объединяет и свет, и тень. Это характерно, например, для начала стихотворения «Весенние воды». В нем говорится о том, что в полях еще лежит снег, но воды уже шумят.

Интересно, что Л. В. Пумплянский считал Тютчева представителем бодлеризма. Эстетическую красоту смерти изображает стихотворение «Mal’aria» (в переводе — «Зараженный воздух»). В системе этого произведения присутствуют негатив и позитив: прекрасный мир (благоухание роз, звенящие ручьи, прозрачный небосвод) — это одновременно и мир смерти.

Для Тютчева бытие — это сиюминутная непосредственная реальность, которая противостоит разрушению. Оно в этом смысле находится на противоположном полюсе понятия «время», поскольку все прошедшее — это все умершее. Но есть и особая сила — память (не случайно так много стихотворений посвящено ей). Философская лирика в творчестве Тютчева очень подробно раскрывает эту тему.

Образы и символы

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной.

  1. «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».
  2. «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы.
  3. «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла.

Образы и символы

Образ лирического героя «Листьев» не совсем обычен. Здесь им выступает отнюдь не человек, а простой маленький листочек, каких миллионы. Он прост, но жизнерадостен и даже немного авантюрен.

Произведение пресыщено образами. Так, автор, описывая многообразие листьев, каждым их видом олицетворяет определенные группы людей. Например, хвойные иголки – это люди — консерваторы, в их жизни нет места переменам и желаниям, их путь ровен и гладок, они лишены огня, искры.

Листья, напротив, олицетворяют собой людей ярких, ищущих перемен и не боящихся рисковать. Их жизнь подобна вспышке.

Символика также присуща данному тексту. Так, красный цвет здесь символизирует сразу несколько важных категорий человеческого бытия: мудрость, власть, любовь, красоту, огонь, радость, целостность жизни.

Ветер в стихотворении символизирует время, пространство и скорость, а также — возрождение. Лирический герой желает быть сорванным с опостылевших ветвей ветром, что хорошо показывает его готовность принести себя в жертву на благо лучшего будущего.

Композиция

Стихотворение «Листья» содержит 4 строфы по 8 строк, то есть 4 октавы. Произведение построено в виде монолога лирического героя. Композиция последовательная. Стихотворение можно разделить на 4 сюжетные части, соответствующие строфам.

  • 1 часть – 1-е восьмистишье. Поэт пишет о хвойных деревьях, о соснах и елях, которые стоят всегда «одетые», зеленые. Автор признает их уникальность, но в их описании использует «простую» лексику, то есть не подбирает «красивых» слов, а пишет немного заурядно, используя такие слова как «торчат», «спят», «тощая зелень», «иглы ежа», «не свежа». Это говорит, с одной стороны, о признательности автором особенности таких деревьев, а с другой стороны об обыденности этого.
  • 2 часть – 2-е восьмистишье. Здесь поэт пишет о «легком племени», то есть об обычных листьях, жизнь которых ограничена, но в то же время «разнообразна». В данной строфе просматривается чуть больше авторской симпатии. «Легкое племя», «цветем и блестим», «краткое время», «гостим», «красе», «купались в росе» — данные слова и словосочетания приятны слуху, они более «аккуратны» и «чутки».
  • 3 часть – 3-я строфа. В данной части рассказывается о неизбежном опадании листвы. Возможно, кто-то воспримет это с грустью, но поэт описывает это радостно и с долей надежды.

То есть улететь – это наилучший, «наикрасивейший» вариант, который могут выбрать лишь «легкое племя», листья.

4 часть – последняя строфа, которая наполнена решительностью, смелостью, надеждой, даже самопожертвованием.

Начинается данная часть с междометия «о», что придает ещё большей эмоциональности и порывистости последнему восьмистишью.

Тема

В первых двух строфах стихотворения листья говорят, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Лёгкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом играли с солнцем и купались в росе.

Весёлое настроение зелёной компании гаснет, когда она осознаёт, что на пороге осень. Листья осматриваются вокруг и видят, что всё вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Лёгкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.

В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».

Ранний период творчества

Свои первые несколько стихотворений маленький мальчик написал довольно рано, примерно в 7-8 лет. И если одно из них «Любезному папеньке!», достаточно понятно по своему происхождению, то второе поражает недетской зрелостью.Всесилен я и вместе слаб, Властитель я и вместе раб, Добро иль зло творю — о том не рассуждаю, Я много отдаю, но мало получаю, И в имя же свое собой повелеваю, И если бить хочу кого, То бью себя я самого.

На, без сомнений, одарённого ребёнка большое влияние оказал его учитель Семён Егорович Раич. Педагог сразу распознал у мальчика талант к словесности и сумел развить художественную выразительность. Это он познакомил ребёнка с теорией литературы, с поэзией античных времён. Очень похоже, что «Всесилен я и вместе слаб» — это обработка сочинений немецкого мистика и философа, с образованием сапожника Якоба Беме.

Философия, вложенная в это небольшое произведение, говорит о том, что с юных лет гениальный ребёнок задавался вопросами: что такое человек, зачем он живёт, куда идёт, чего хочет?

Вот несколько небольших стихотворений, написанных юным Тютчевым в 20-е годы. Их биографы аккуратно собрали буквально по крупицам.

Это из альбома, поначалу вызывало сомнения, потому что было подписано инициалами «Ф.Т.»

«Не дай нам духу празднословья»! Итак, от нынешнего дня Ты в силу нашего условья Молитв не требуй от меня.

А это написано на первом листе книги Вольтера.

Пускай от зависти сердца зоилов ноют. Вольтер! Они тебе вреда не нанесут… Питомца своего Пиериды покроют И Дивного во храм бессмертья проведут!

Вы здесь

Главная»Классика»Русские поэты»Тютчев Фёдор

Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» (Ф. И. Тютчев)

Тютчева можно смело назвать маэстро философской лирики. Его стихотворения глубоко психологичны и метафоричны. Хаос и космос, день и ночь, Вселенная и человек – все это является пищей для размышлений поэта.

Философские раздумья Федора Тютчева об одиночестве, поиске идеала и счастья, гармонии земного и небесного пронизаны грустью. Поэт осознает свою ограниченность и преклоняется перед роковой неизбежностью. Любит изображать в стихах бурю, грозу в природе и человеческой душе. Он создает жемчужины философской лирики, случайного совпадения в этом нет. Философ и мыслитель, Тютчев не мог прожить свою жизнь без такого наследия.

Ранний период творчества

Свои первые несколько стихотворений маленький мальчик написал довольно рано, примерно в 7-8 лет. И если одно из них «Любезному папеньке!», достаточно понятно по своему происхождению, то второе поражает недетской зрелостью.Всесилен я и вместе слаб, Властитель я и вместе раб, Добро иль зло творю — о том не рассуждаю, Я много отдаю, но мало получаю, И в имя же свое собой повелеваю, И если бить хочу кого, То бью себя я самого.

На, без сомнений, одарённого ребёнка большое влияние оказал его учитель Семён Егорович Раич. Педагог сразу распознал у мальчика талант к словесности и сумел развить художественную выразительность. Это он познакомил ребёнка с теорией литературы, с поэзией античных времён. Очень похоже, что «Всесилен я и вместе слаб» — это обработка сочинений немецкого мистика и философа, с образованием сапожника Якоба Беме.

Философия, вложенная в это небольшое произведение, говорит о том, что с юных лет гениальный ребёнок задавался вопросами: что такое человек, зачем он живёт, куда идёт, чего хочет?

Вот несколько небольших стихотворений, написанных юным Тютчевым в 20-е годы. Их биографы аккуратно собрали буквально по крупицам.

Это из альбома, поначалу вызывало сомнения, потому что было подписано инициалами «Ф.Т.»

«Не дай нам духу празднословья»! Итак, от нынешнего дня Ты в силу нашего условья Молитв не требуй от меня.

А это написано на первом листе книги Вольтера.

Пускай от зависти сердца зоилов ноют. Вольтер! Они тебе вреда не нанесут… Питомца своего Пиериды покроют И Дивного во храм бессмертья проведут!

Небо бледно-голубое

Небо бледно-голубое Дышит светом и теплом И приветствует Петрополь Небывалым сентябрем.

Воздух, полный теплой влаги, Зелень свежую поит И торжественные флаги Тихим веяньем струит.

Блеск горячий солнце сеет Вдоль по невской глубине- Югом блещет, югом веет, И живется как во сне.

Все привольней, все приветней Умаляющнйся день,- И согрета негой летней Вечеров осенних тень.

Ночью тихо пламенеют Разноцветные огни… Очарованные ночи, Очарованные дни.

Словно строгий чин природы Уступил права свои Духу жизни и свободы, Вдохновениям любви.

Словно, ввек ненарушимый, Был нарушен вечный строй И любившей и любимой Человеческой душой.

В этом ласковом сиянье, В этом небе голубом Есть улыбка, есть сознанье, Есть сочувственный прием.

И святое умиленье С благодатью чистых слез К нам сошло как откровенье И во всем отозвалось…

Небывалое доселе Понял вещий наш народ, И Дагмарина неделя Перейдет из рода в род.

17 сентября 1866

Стих — На возвратном пути

I

Грустный вид и грустный час- Дальний путь торопит нас… Вот, как призрак гробовой, Месяц встал — и из тумана Осветил безлюдный край… Путь далек — не унывай…

Ах, и в этот самый час, Там, где нет теперь уж нас, Тот же месяц, но живой, Дышит в зеркале Лемана… Чудный вид и чудный край- Путь далек — не вспоминай…

II

Родной ландшафт… Под дымчатым навесом Огромной тучи снеговой Синеет даль — с ее угрюмым лесом, Окутанным осенней мглой… Все голо так — и пусто-необъятно В однообразии немом… Местами лишь просвечивают пятна Стоячих вод, покрытых первым льдом.

Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья- Жизнь отошла — и, покорясь судьбе, В каком-то забытьи изнеможенья, Здесь человек лишь снится сам себе. Как свет дневной, его тускнеют взоры, Не верит он, хоть видел их вчера, Что есть края, где радужные горы В лазурные глядятся озера…


Стих для детей 2 класса об осени

Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Фёдор Иванович использовал различные средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, лёгкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение : «зелень, как иглы ежа».

В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчёркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передаётся нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).

«Еще шумел веселый день…»

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 23. Л. 7 и 8.

Первая публикация — Москв

. 1851. № 11. Кн. 1. С. 237, вместе со стих. «Смотри, как на речном просторе…», «Море и утес в 1848 г.», с общей подписью Т-въ. Затем —Совр. 1854 . Т. XLIV. С. 16–17;Изд. 1854 . С. 31–32;Изд. 1868 . С. 36–37;Изд. СПб. 1886 . С. 62–63;Изд. 1900 . С. 61–62.

Печатается по автографу (третья редакция). См. «Другие редакции и варианты» и коммент.

к стих. «Пробуждение». С. 230, 321.

Третья редакция стихотворения не имеет названия в отличие от первых двух, озаглавленных — «Пробуждение». Действительно, поэт сосредоточен не на моменте пробуждения, а на ночных впечатлениях, которые оказываются контрастными впечатлениям от дневной жизни, в этом отношении стихотворение подобно более раннему — «День и ночь». В рассматриваемой, третьей, редакции поэт усилил этот контраст, введя новую вторую строфу («И доносилися порой…»), посвященную «благодатному» дню, полному оживления. Появилась также новая, четвертая строфа («Затих повсюду шум и гам…»), в которой усилен мотив молчания («И воцарилося молчанье», было — «И ночи зыбкое молчанье»); 2-я строка поддержала идею-настроение 1-й (тишины), а 4-я — дополнила эти же ночные впечатления указанием на особое состояние человека — «полусонное мерцанье» (романтическое выражение, имеющее импрессионистическую тенденцию: мерцающее сознание как бы отождествляется с мерцающим ночным светом— звезд или луны). Строфа запечатлела новую черту в романтизме Тютчева. Подверглась изменению последняя строфа: в нее вошел повтор слов предыдущей строфы — «И мне казалось», чего не было в ранних редакциях. Поэт продолжает усиливать идею «кажущегося», идею «странностей» ночного мира, слияния субъективного с объективным, их нерасчленения: человеческое «я» «увлечено», уведено в иное бытие, сливается с ночью, с «царством теней». Дважды использовав однокоренные слова— «воцарилося», «царством», поэт усилил философскую идею господства ночи, но без того отрицательного аспекта, который есть в стих. «День и ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной…», а отчасти и «Видение», «Как океан объемлет шар земной…». Только в рассматриваемой третьей редакции «Гений ночи» получил положительный эпитет — «миротворный», в первых двух поэт ограничился словами «какой-то гений». Именно в этой редакции запечатлено двойственное субъективное состояние человека: для него и дневная жизнь «благодатная», «пышно-золотая», день «веселый», дает «блеск» и «свет» всему, но и ночь при всех странностях «миротворна», поэтично-успокаивающа и не страшна, не мрачна, а освещена лунным светом и ночными мерцаниями. Стихотворение не включается в художественные создания Тютчева о хаосе (это слово здесь отсутствует), хотя примыкает к ним, дополняя их поэтическими созерцаниями ночного бытия. Во все прижизненные издания и первые посмертные вошел текст третьей редакции. Везде название «Пробуждение» отсутствует.

В Москв

. стихотворение разделено на две части: первая — рисует ситуацию до пробуждения, и она обозначена арабской цифрой «1», вторая, под цифрой «2» — ночное состояние человека; «день» и «ночь» графически отделены. Звездочками отделены друг от друга и строфы. В 8-й строке — «Стозвучный, шумный и невнятный», в 24-й — «Увлек, незримый, в царство теней» — варианты автографа. В изданиях, подготовленных И.С. Тургеневым, внесены поправки в эти строки: 8-я — «Строй звучный, шумный и невнятный» (получился неудачный повтор слова «строй»: он внес в строку неуместную определенность — «строй звучный»; слово «шумный» оказалось ненужным синонимом, а «строй… невнятный» — это уже скорее отрицание строя). У Тютчева образ более сложно романтический: у него строй «стозвучный», слово «сто» может подразумевать многозначность, различие и диссонансы, нечто «невнятное». Также неудачна правка последней строки: «Увлек незримо в царство теней». У Тютчева «гений… незримый», «какой-то», в печатном варианте уменьшены романтические краски, но «увлек незримо» — образ и в реальном отношении неточен (засыпающего человека можно видеть), тютчевский автограф более точен и поэтичен. Однако тургеневские варианты этих строк приняты и вИзд. 1868, СПб. 1886 . но вИзд. 1900 только 8-я строка — в тургеневском варианте, а 24-я — в варианте автографа. Во всех указанных изданиях стихотворение печатается в контексте поэзии 1830-х гг.

Датируется концом 1840-х гг. на основании первой публикации в Москв

. в 1851 г.

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Поэт, критик, философ Д. Мережковский оценил силу слова поэта, умение кратко сказать многое о существовании мира так: Анализ философской лирики Тютчева приводит нас к убеждению, что поэт, приближаясь к «живой колеснице мирозданья», всю жизнь глубоко чувствовал «порог двойного бытия» души человека, земное, смертное и вечное космическое начало, единство миров человека и природы, и именно благодаря этому поэзия его вневременна.

  • https://rustih.ru/stihi-o-zhizni/filosofskie-stixi-tyutcheva-o-zhizni-lirika/
  • https://ollam.ru/classic/rus/tyutchev-fyodor/filosofskaya-lirika
  • https://stihotvorenie.su/tyutchev/filosofskie-stihi-tyutcheva/
  • https://obrazovaka.ru/essay/tutchev/filosofskaya-lirika-tutcheva

Стихи Тютчева о любви

Я помню время золотое…

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Слезы

O lacrimarum fons…
Gray

Люблю, друзья, ласкать очами
Иль пурпур искрометных вин,
Или плодов между листами
Благоухающий рубин.
Люблю смотреть, когда созданье
Как бы погружено в весне,
И мир заснул в благоуханье
И улыбается во сне!..
Люблю, когда лицо прекрасной
Весенний воздух пламенит,
То кудрей шелк взвевает сладострастный,
То в ямочки впивается ланит!
Но что все прелести пафосския царицы,
И гроздий сок, и запах роз
Перед тобой, святой источник слез,
Роса божественной денницы!..
Небесный луч играет в них
И, преломясь о капли огневые,
Рисует радуги живые
На тучах жизни громовых.
И только смертного зениц
Ты, ангел слез, дотронешься крылами —
Туман рассеется слезами,
И небо серафимских лиц
Вдруг разовьется пред очами.

В душном воздуха молчанье…

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

Лето 1854

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
Гляжу тревожными глазами
На этот блеск, на этот свет…
Не издеваются ль над нами?
Откуда нам такой привет?..
Увы, не так ли молодая
Улыбка женских уст и глаз,
Не восхищая, не прельщая,
Под старость лишь смущает нас!..

К N.N.

Ты любишь, ты притворствовать умеешь —
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей,
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Все тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та ж —
Меж тем твой муж, сей ненавистный страж,
Любуется твоей красой послушной.
Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.
Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с твоих младых ланит —
Так с юных роз Авроры луч бежит
С их чистою душою ароматной.
Но так и быть! в палящий летний зной
Лестней для чувств, приманчивей для взгляда
Смотреть в тени, как в кисти винограда
Сверкает кровь сквозь зелени густой!

Проходя свой путь по своду…

Проходя свой путь по своду,
Солнце знает ли о том,
Что оно-то жизнь в природу
Льет в сиянье золотом,
Что лучом его рисует
Бог узоры на цветке,
Земледельцу плод дарует,
Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая <милый>
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?

Все отнял у меня казнящий Бог…

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог.

На Неве

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн…
И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне…
Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?
Ты, разлитая как море,
Дивно-пышная волна,
Приюти в своем просторе
Тайну скромного челна!

Весь день она лежала в забытьи…

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали —
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

История создания

Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Фёдор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, поэт не забывал о своём таланте поэтического искусства. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.

В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.

Жанр

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Мир и поэзия

Для Федора Ивановича мир — загадка, а поэзия — это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта — это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие — это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми («Природа — сфинкс…», написанное в 1869 году, и др.).

Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения Юрия Лотмана — известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой «Очерки по языку русских поэтов», в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге «Жизнь и творчество Тютчева», написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.

Текст

Когда, что звали мы своим,Навек от нас ушлоИ, как под камнем гробовым,Нам станет тяжело, –

Пойдем и бросим беглый взглядТуда, по склону вод,Куда стремглав струи спешат,Куда поток несет.

Одна другой наперерывСпешат-бегут струиНа чей-то роковой призыв,Им слышимый вдали…

За ними тщетно мы следим –Им не вернуться вспять…Но чем мы долее глядим,Тем легче нам дышать…

И слезы брызнули из глаз –И видим мы сквозь слёз,Как всё, волнуясь и клубясь,Быстрее понеслось…

Душа впадает в забытье,И чувствует она,Что вот уносит и ееВсесильная волна.

15 августа 1858 года.

Стихотворение «Успокоение» написано Тютчевым в 1858 и является данью памяти Элеоноры Петерсон – первой жены Федора Ивановича, которая умерла ровно 20 лет назад, в 1838 году. В момент написания стиха Тютчев женат на Эрнестине фон Пфеффель и имеет любовницу Елену Денисьеву, но являясь в жизни любвеобильным человеком, помнит и Элеонору.

Новинка поэзии Ф.И. Тютчева

Особенности поэзии Ф.И. Тютчева.

Судьба поэта Тютчева была своеобразной. В читательских кругах долгое время его имя просто не замечали, или его считали поэтом «на несколько». Между тем, среди этих «немногих» были Пушкин, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Фет, Чернышевский и Добролюбов. Простое перечисление имен таких почитателей, которые были настолько разными в своих литературно-эстетических взглядах, говорит о том, что у поэзии Тютчева впереди большое будущее.

Первое стихотворение Тютчева было напечатано в 1819 году, когда ему еще не исполнилось 16 лет. Во второй половине 1920-х годов начался расцвет его творческого таланта.

Поэзия Ф.И. Тютчева открыла в отечественной литературе новую поэтическую эстетику, новый мир образов. Во многом Тютчев является преемником поэтов-классиков: его поэзия характеризуется монументальными формами, ораторско-диктаторским стилем, характеризуется риторическими вопросами, восклицаниями и призывами. В то же время стихи Тютчева имеют тенденцию к лаконичности и афоризму, максимальной концентрации мысли. Афористическое мышление в целом было свойственно поэту, не зря он был известен как блестящий и чрезвычайно остроумный собеседник. Поэзию Тютчева отличает крайняя лаконичность стихотворной меры, отсюда и ее афористический характер:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Согласно периодизации Б.М. Козырева, первый период (до 1850-х гг.) творчества Тютчева имел языческий характер, а второй — христианские мотивы, в основном, в рамках исторических тем. Большинство стихотворений Тютчева не имеют названий, а их первые строки звучат необычно для поэзии: «Она сидела на земле…», «Когда, то, что мы называли своими…».

Многие стихи напоминают строки, взятые из диалога, или внезапные мысли, произнесенные вслух, поэтому они могут начинаться с вопроса, опровержения, согласия или сочувствия: «Не то, что ты воображаешь, Природа…», «Что ты воюешь, ветер ночной?», «Не плоть, но дух испорчен в наши дни…», «Ах, что наше невежество…». Таким образом, эффект разговорного языка, свобода интонации, которую многие современники поэта оценили как поэтическую неряшливость, а литературоведы и читатели XX-XXI веков восприняли как уникальную особенность поэзии Тютчева.

Литературовед Тютчев первым отметил, что поэзия Тютчева не характеризуется делением стихотворений на жанры. А его жанрообразующую роль играет фрагмент. Эта форма подчеркивает бесконечный поток, движение мыслей. Вся поэтика Тютчева отражает идею универсального бесконечного движения:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Пейзажная поэзия Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа независима, мудра и вечна. Индес, только в нем поэт черпает силы на всю жизнь. Тема многих стихотворений автора — природа, а образность — времена года. Поэт чувствует, что осень — это время грусти, увядания, она наступает для размышлений, отдыха и прощания с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами лирического героя. Так, в стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

Интерес к изучению человеческой души сделал поэзию Тютчева бессмертной. Уместно будет вспомнить любопытное исследование Б.М. Козырева «Письма о Тютчеве». В нем он писал: «Не только естественная «живая жизнь» (образ Тютчева), но и все внутреннее духовное бытие, точнее, то, что в нем истинно и ценно, близко к влажности в Тютчеве». И все же центральным образом в текстах Тютчева является человеческая душа. Этот образ раскрывается в следующих стихах: «Душа хочет быть звездой.», «Моя душа — Элизиум теней» и других. Например, в стихотворении «О том, что ты с любовью молился.», адресованном Елене Денисиевой, поэт пишет о душевном состоянии своей возлюбленной:

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», посвященное восстанию декабристов:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена —

И ваша память от потомства.

Основные темы стихотворений Федора Ивановича Тютчева: природа, любовь к Родине, любовь, человеческий опыт. По этим темам можно выделить и основные образы: времена года, душу человека, Родину. Но это только основные темы и образы, произведение поэта гораздо крупнее и обширнее.

Темы и проблемы

Одной из главных проблем данного произведения можно выделить то, что человеческая жизнь проходит очень быстро. Данную проблему поднимали очень многие авторы, но чем хороша философская лирика – взгляды всех людей различны. Благодаря этому, мы имеем возможность лучше узнать каждого из них.

В стихотворении «Листья» Федор Иванович заставляет задуматься о том, как именно мы проживаем свою жизнь. Будем ли мы сидеть на одном месте, как это делают хвойные иголки, или же будем стремиться к новому и неизведанному, беря пример с листьев?

Каждый человек сам кузнец своего счастья. Кому-то ближе жизнь консерватора, который весь отмеренный век будет сидеть на одном месте, так и не решившись на что-то. Другие же всю жизнь горят, пытаясь успеть узнать и попробовать все. Не стоит судить людей за их выбор. Каждый из нас это индивидуальность, именно благодаря этому и интересно жить. Ведь если бы все люди жили и мыслили одинаково – это бы было очень скучно и не интересно.

Федор Иванович на примере описания разного вида деревьев умудрился поднять очень острый и важный вопрос быстротечности жизни. Это и является основной темой и проблемой произведения, а вот как кто к этому отнесется – это уже второй вопрос.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: