Александр пушкин 📜 предчувствие

А. с. пушкин «туча» полный анализ стихотворения

Литературное направление, жанр

Лирический герой стихотворения романтик. Он презирает напрасную и случайную жизнь, ничуть ею не дорожит. Он наполнен страстями и сомнениями, его существование бесцельно. Можно только предполагать, к чему приведёт романтического героя тоска и поиск ярких впечатлений.

И всё-таки это не стихотворение поэта-романтика, упивающегося тоской, томлением, страстями. Это философское рассуждение о смысле жизни, наиболее близкое по жанру к элегии. Реализм прочитывается в вопросах стихотворения. Если они риторические – это плач романтика. А если они не риторические – то это вопросы опомнившегося человека, который перешёл уже рубеж молодости и вступает в пору зрелости. Это вопросы кризисного возраста, позволяющие, найдя на них ответы, продолжить жизненный путь.

Анализ стихотворения «Предчувствие» Пушкина

В «Предчувствии» Александра Сергеевича Пушкина – исповедь любящего сердца, уже потерявшего надежду на счастье.

Стихотворение создано в 1828 году. Не так давно поэт отбыл ссылку в Михайловском, а против него заведено уже два новых дела по поводу крамольных стихов. Впрочем, расследование в отношении поэта было прекращено по указанию самого императора. К этому времени А. Пушкин всерьез задумался о семейном очаге. Его выбор пал на А. Оленину. В семье девушки ценили гений поэта, однако в житейском смысле смотрели на него как на вертопраха, за которым еще и учрежден полицейский надзор. Считается, что поэт сделал предложение – и получил отказ. Есть также версия, что состоялся лишь разговор один на один с отцом девушки, расставивший все по местам. В любом случае, тон стихотворений, посвященных А. Олениной, разительно изменился, а в какой-то момент поэт и вовсе прекратил посещать этот дом. В жанровом отношении – исповедальная, любовная лирика. По размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Интонация стиха страдальческая, мрачная. Лирический герой, как утопающий, пытается ухватиться за руку «ангела кроткого, безмятежного». Тонет он в житейском море, страдает от ран, которые сам себе и нанес. Ведь в этот год его едва не настигла расплата за произведение, написанное еще семь лет назад. «Тучи в тишине»: как известно, перед особенно сильной бурей устанавливается звенящая тишина. «Рок завистливый»: герой упрекает судьбу, препятствующую его земному счастью. Уже в первой строфе он вспоминает самонадеянность собственной юности, когда любой удар казался нипочем. Во второй строфе смысловая игра слов: «бурная жизнь» и «буря». «Предчувствуя разлуку»: что ж, предчувствие поэта не обмануло. В тот момент он думал, что это катастрофа. Однако спустя несколько месяцев он встретит свою будущую жену – Н. Гончарову. Павший духом, герой обращается к избраннице с трепетным и смиренным «ангел». Она кажется ему спасением, посланным с небес. Сам вид ее – отрада, источник силы для измученного тревогами сердца. Лексика возвышенная, есть и устаревшие слова. Эпитеты: грозный час, гордой юности, взор нежный. Портрет и внешности, и душевных качеств героини. Парентеза: может быть. Перечисления, град вопросов, недоговоренность. Усеченная фольклорная форма глагола: собралися.

Стихи «Предчувствие» А. Пушкина посвящены его отношениям с А. Олениной.

Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Александр Сергеевич Пушкин «Пророк»

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Философия стихотворения

В этом, самом мрачном и безнадёжном у Пушкина стихотворении художественный образ жизни как дара свыше соседствует с образами бесцельности, однообразия и тоски. Характерно, что прилагательное «однозвучный

», которым автор характеризует «шум » да и само течение жизни, встречается в его стихах лишь трижды: один раз до 1828 года, в стихотворении 1825 года «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет »), и один раз после — в 1830 году в «Стихах, сочинённых ночью во время бессонницы» («Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу »). Все они близки друг к другу по настроению.

Написанные в том же 1828 году неделей раньше «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день

») и, несколько позднее, «Предчувствие» («Снова тучи надо мною ») образуют вместе с «Даром напрасным…» своего рода трилогию или «психологический цикл». В качестве продолжения подобной философско-пессимистической тематики у Пушкина можно назвать стихотворение 1830 года «Бесы» («Сколько их! куда их гонят? »). Однако ни в одном из вышеназванных стихотворений нет такой глубины безысходности. В. А. Тропинин , Public Domain Если в «Трёх ключах» Пушкин написал, что слаще умереть, чем жить, то тут — что лучше бы ему вообще не родиться, в «Воспоминании» он отрицает своё прошлое, а тут — также настоящее и будущее. Автор ищет какой-либо смысл жизни, но его потребность в познании истины остаётся тщетной. И поскольку цель бытия не ясна или отсутствует, любое приложение сил, ума или страсти кажутся бесплодными. Человек оказывается противопоставленным враждебному и непознаваемому миру и действующим в нём непонятным силам. Лев Лосев сравнил отношение Пушкина к жизни как к случайному и напрасному страшному дару с этикой экзистенциализма.

«Дар напрасный» нередко рассматривают в оппозиции с написанным двумя годами ранее «Пророком». Если первое по времени написания стихотворение говорит, причём высоким языком религии, о предназначении поэта, даре, ниспосланном ему свыше, второе же, напротив, утверждает тщету человеческого бытия. Впрочем, если рассматривать «Пророка» пусть как и свидетельство некоторого духовного преображения, но не в буквально религиозном смысле, то противоречие не настолько велико. Т. В

Седакова обращает внимание на то, что концовка «Дара…» по сути — возвращение к состоянию той «духовной жажды… в пустыне», с которой начинается «Пророк»

А.С. Пушкин «Пророк»: анализ стихотворения

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году и сразу завоевало читательскую любовь, а фраза «глаголом жги сердца людей» стала «крылатой». Удивительно, что созданный в жанре «оды» пророк отличается по содержанию от классических произведений такого жанра. Авторы «од», как правило взывали к благодарности земной, к признанию у читателей, правителей и адресованы были людям, эта ода обращается к высшим силам, что и неудивительно — Александр Сергеевич Пушкин относился к земной славе прохладно, если не сказать равнодушно.

«Пророк» — это рассуждение о призвании творца, о его высшей миссии. Лирический герой стихотворения не хочет, чтобы высокое искусство служило земным страстям, но жаждет, чтобы оно возносило людей до небес, помогало им постичь суть явлений. О своем даре А. С. Пушкин говорит, как о дарении шестикрылого Серафима. Поэт пишет об испытаниях, которые ему пришлось пройти, чтобы осознать свое истинное призвание.

Стихотворение сталкивалось с критикой о том, что автор в нем восхваляет самого себя, но это ложное представление. Пушкин пишет о том, что все усилия человека могут не получить признания в его земной жизни, но есть и высшее признание — Сил Небесных. Чтобы подчеркнуть это, автор пишет в возвышенном стиле.

В качестве художественных приемов А.М. Пушкин использует устаревшие слова и выражения:

  • «влачился»,
  • «перстами»,
  • «зеницы».

А союз И подчеркивает торжественность в этом произведении: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Тему этого произведения впоследствии развивал М. Ю. Лермонтов, который тоже предавался философским размышлениям в своем творчестве.

Анализ стихотворения

Стихотворение «Туча» – это лирико-эпическое произведение, написанное в жанре послания. По тематической направленности стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Надо заметить, что в метком и точном описании природы Пушкину не было равных в русской поэзии того времени.

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Последняя туча рассеянной бури! » состоит из трех строф-катренов, 12 строк. Рифмы парные. Первая пара строк в каждой строфе с женскими рифмами, вторая – с мужскими. Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. В первой части Пушкин описывает тучу, говорит о ее благодатном действии. Во второй части, которая занимает всего одну строфу  поэт просит ее скрыться, прогоняет тучу.

Тема и идея стихотворения

Тема и идея стихотворения «Туча»  – это описание картинки природы после дождя. Здесь нет никаких скрытых идей, никаких намеков. В этом стихотворении почти нет анахронизмов (устаревших слов), придающих литературным произведениям того времени официозность и торжественность. Лишь одно слово «древес». Но при этом нежно-трогательно звучит слово «листочки», которое смягчает тяжеловесность последующего слова.

Правда, некоторые критики усматривают в этом послании к задержавшейся на небе туче, скрытую мысль. Они полагают, что автор хочет сказать о непостоянстве нашего бытия, в котором бывают и бури с грозами, и ясные солнечные дни. Может быть, Александр Пушкин ничего подобного и не подразумевал, когда писал это лирическое послание. Но всякое литературное произведение тем и замечательно, что оно будит мысль, вызывает ассоциации, заставляет размышлять и делать выводы.

Средства художественной выразительности

В стихотворении, как и в любом пейзаже обязательно присутствуют выраженные словами краски или тропы:

  • эпитеты – последняя (туча), ясной (лазури),
  • метафоры – унылая (тень) ликующий (день), таинственный (гром), алчную (землю), успокоенных (небес);
  • олицетворение – поила (дождем), буря (промчалась), ветер, лаская (листочки), гонит;

В первой строфе автор применил анафору. Слово «одна» повторяется в трех строках. Во второй строфе повторяется союз «и». В стихотворении «Туча»  для усиления выразительности картины имеются антитезы: унылая-ликующий.

Обращение к Даме

Символично обращение на Ты с большой буквы – так обращаются к Богам, так Блок в лице лирического героя обращается к Женщине. Некоторые строчки повторяются по нескольку раз, это помогает автору сделать акцент в нужных местах и придать стихотворение блоковский шарм. Строчка «Но страшно мне…» повторяется дважды. Этим автор показывает, что радость от встречи равняется страху ожидания

, но и по такой формуле герой готов не отступиться от образа.

Также идёт повтор фразы из заголовка «предчувствую Тебя…». Предчувствовать – это больше, чем ждать – это быть уверенным в неизбежности прихода! Повторение акцентирует читателя на этом моменте.

В конце стихотворения приближение Дамы чувствуется – уже близка лучезарность, уже горизонт освобождается от огня, но страх не проходит. Чувство страха перед изменением созданного облика и радостью встречи перемешиваются в душе героя. Не этот ли коктейль считается счастьем, не ради этих ли мгновений хочется не существовать, а жить? Не каждый ли из нас придумывал себе образ Незнакомки, которая должна, обязана рано или поздно прийти?

Эти смертельные мечты и являются одной из основных жизненных ценностей, ведь они отличают человека от создания неразумного, через них в душу проникает искра Божья, а в лёгкие глоток свежего воздуха, разносящего по крови ощущение счастья.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,- тоскуя и любя.

Образы произведения

В стихотворении используются различные образы и средства, придающие ему выразительности. Туча — нежданный гость, появившийся на небе после бури. Гроза закончилась, но темное пятно не уходит. И это не дает покоя лирическому герою, который воспринимает образ серого облака в качестве напоминания о ненастьях. Такие же ассоциации вызывает туча и у автора. Но все меняется в последних строках, когда напряжение отступает и приходят упокоение, безмятежность и расслабленность.

В произведении Александра Сергеевича присутствуют и другие образы: гром, небо, ветер, ясный день и дождь. Каждое природное явление идет своим чередом, как и должно быть в природе. Туча приносит дождь, затем приходит буря, а после возникает ясное небо. Персонаж устал от громкого звука, издаваемого раскатами грома, и тяжелых капель дождя. Его сердце и душа жаждут спокойствия и ясного неба, что и происходит в последнем катрене. Серое и угрюмое облако прогоняет ветер, вместе с ним уходит и тень плохого настроения героя.

Александр Сергеевич Пушкин не скрывал того факта, что поддерживал восставших. Это явно проглядывается и в его произведении. Туча принесла с собой гром и напоила алчную землю каплями дождя, как декабристы пропагандировали свои идеи и наполняли ими разумы людей. Однако грозовое облако рассеялось, и восстание утихло. Но оно еще может вернуться, чего нельзя сказать про декабристов. Хотя они канули в лету, в народе появятся новые мыслители, которые вновь попытаются открыть людям глаза.

Автор сопоставлял себя с образом тучи. Он до конца был верен декабристским идеалам. Земля — равнодушное высшее сословие, которого не заботили страдания простого народа. Но серое облако выполнило свою задачу: заставило людей задуматься — «напоило алчную землю», хотя и стало ненужным после. Его просто забыли.

Средства выразительности

В данном стихотворении мы видим использование очень большого количества эпитетов, которые придают краски стихотворению и природе. С их помощью автор умело передает настроение. Описывая тучу, используются мрачные, негативные эпитеты. Но им на смену приходят яркие и радостные.

То же самое происходит с олицетворениями, которые отлично показывают смену настроения.

Данное стихотворение мало того, что необычайно красиво, так и рассказывает о весьма интересных мыслях поэта. При помощи описания природы, автор прекрасно передает свое собственное настроение, а так же описывает происходящие вокруг него события.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения является человек и его взаимоотношение с природой. Если долго наблюдать за природными явлениями, то можно найти очень много ответов на мучающие вопросы. Мы в стихотворении видим и буйство природы, которое автор показывает в роли бури. И ясный солнечный день, который следует за грозой. Земле, так же как и человеку, необходим и отдых, и своего рода встряска. Как человек не может жить без перемен, так и нашей природе они необходимы. Без проливного дождя погибнет все живое, хотя буря может многое и разрушить. Так и в сложившейся ситуации в государстве необходим был переворот, потому что дальше так продолжаться просто не могло. Да, восстание декабристов провалилось, но оно не прошло без следа.

Так же можно вскользь увидеть и тему одиночества. Ведь после бури туча остается одинока. Более того, ветер стремительно уносит её вдаль.

Само стихотворение имеет достаточно спокойный характер. Более того, у читателя возникает некое умиротворение, которое обычно бывает после буйства природы.

Идея стихотворения «Туча» Пушкина

Произведение состоит из большого количества мыслей. Оно описывает и природу, и человека, и одиночество. Анализ стихотворения «Туча» Пушкина показывает, что автор посредством своего произведения передавал наблюдения лирического героя за сменой природных явлений. Повествование с любовью и трепетом рассказывает о переходе от бури к безмятежному солнечному дню, о пробуждении земли, которая, как и человек, жаждет спокойствия после сильного потрясения и отгоняет от себя неприятные воспоминания. Из этого можно сделать вывод, что основная тема, затронутая в стихе, — человек и природа.

В творении вскользь затронута тема одиночества. Оно проявляется в образе тучи, которая осталась одна, гонимая ликующим ветром. Все произведение Пушкина в целом передает спокойное настроение. Исключением является второй катрен, где описываются события, вызывающие тревогу. Но остальные части — передача человеческих эмоций и убеждение в теории, что после печали всегда приходит легкость.

В произведении содержится глубокий смысл, преподносимый читателю выразительно и красиво. Природа изменчива так же, как и человек. Ни один, ни другой не могут все время находиться в состоянии спокойствия. Проблемы, большие и маленькие, рано или поздно проходят, сменяясь ощущением легкости и свободы. Они — неотъемлемая часть судьбы, а их появление — правильное действие, как бури и дожди в природе.

Название стихотворения передает его философский смысл.

Композиция и жанр

При разборе стихотворения становится понятно, что композиция произведения состоит из трех катренов. Каждый из них отличается собственным настроением:

  1. Знакомство с тучей.
  2. Повествование о грозе.
  3. Пришедшее спокойствие природы.

В первой части стиха, где автор знакомит читателя с образом тучи, повествование сопровождается чувством легкой тревоги и печали. Описание грозы и сопутствующее ей настроение природы передает волнение, поддерживает напряжение. Но все отступает в третьей части, где от негативных эмоций остался только легкий след недоумения. Природа обрела спокойствие, но туча еще осталась на небе, хотя и ненадолго. Вскоре легкий ветерок прогонит ее .

Несмотря на то что в период создания произведения Александр Сергеевич уже отошел в своем творчестве от романтизма, жанр стихотворения «Тучи» в большей мере соответствует именно этому направлению. Пушкин написал стих с парным чередованием женской и мужской рифмовки, используя стихотворный размер четырехстопный амфибрахий. Из-за такой подачи текста произведения его характеризует плавный и успокаивающий ритм повествования.

История создания

Если рассматривать историю появления данного стихотворения, то мы сталкиваемся с двумя версиями.

Первая версия гласит, что Александр Сергеевич при помощи данного стихотворения старается показать свое душевное состояние, а так же, определенный отрезок своей насыщенной жизни. Стихотворение было написано 14 марта. Следующий же день был очень важен для поэта, потому что он должен был встретиться с человеком, от которого напрямую зависела жизнь издания, где трудился автор. Поэтому свое тяжелое состояние он воплотил в образ тучи, которую показывает в произведении.

По второй версии – данное стихотворение было написано в честь десятилетия восстания декабристов, которое было не менее важно для Александра Сергеевича. Многие моменты стихотворения говорят именно об этом

Стихотворение появилось в 1835 году. Это был тяжелый период в творчестве Пушкина, поэтому насчитывает очень малое количество произведений.

Используемые образы

Для выразительности стихотворения автор использовал различные художественные символы и образы. Туча в тексте — это нежданный и нежеланный гость. Ведь гроза закончилась, небо стало ясным, но темное облако все не исчезает. Это не дает покоя автору. Ему не нравится такое напоминание о ненастье. Для лирического героя и самого Пушкина туча — олицетворение тоски и угнетения. Но последние слова произведения дарят хорошее настроение: у читателя появляется ощущение спокойствия, умиротворения, безмятежности и расслабленности.

Описал Пушкин и другие образы — таинственный гром, небо, ветер, дождь и ясный день. Автор в своей работе отдал должное силам природы: все идет своим чередом. Туча изливает дождь, проходит буря, затем описывается небесная лазурь. Главный герой устал от грома и молний, звука падающих капель. Он хочет покоя, солнечного света и умиротворения. Именно поэтому в последних стихотворных строках он прогоняет тучу, словно тень, которая ухудшает его настроение.

Если рассматривать произведение как описание восстания декабристов, то темное облако — необходимое явление. Хотя его стараются все прогнать, без него не наступил бы ясный день. Восставшие погубили себя, но потрясли общество, заставили его задуматься над положением вещей.

Пушкин не скрывал того, что поддерживал декабристов. Это отразилось и в стихотворении. Туча издавала гром, поила алчную землю дождем, то есть декабристы насыщали общество новыми идеями. Но она рассеялась, ведь восстание прекратилось. Но декабристы больше не смогут вернуться, как это сделает грозовое облако. Хотя в обществе появятся новые мыслители, которые смогут снова раскрыть народу глаза.

Автор представлял себя на месте этой тучи. Он до конца оставался верен декабристским идеалам. Землю он описал как проявление равнодушия высших классов общества к страданиям повстанцев. И хотя облако напоило сердца народа, полностью выполнило свою задачу, его прогнали. Оно попросту стало ненужным и забытым.

Тематика и проблематика

Главной темой произведения является сумбур в душе человека, его волнения, а также воспоминания о былом и мысли о том, что произойдет в будущем.

Поэт показывает нам свои душевные терзания и мучения, обильно используя различные художественные средства, а также кризис и сопутствующие проблемы. Однако он хранит надежду на светлое будущее.

Еще одной отдельной темой в произведении является тема природы

Пушкин заострил внимание на схожести природных катаклизмов с теми, что творятся в душе человека, с его переживаниями. А может, он решил в образе бури скрыть мятеж декабристов

Буря очень похожа на бунт.

Проблемы в стихотворении имеют философский характер. Автор показывает нам взаимосвязь природных циклов и изменений и человеческого существования, потому что в жизни человека дни спокойствия и гармонии сменяются бурей, которая тяжело проходит.

Мораль произведения такова – жизнь нужно принимать такой, какая она есть, со всем тем, на что она богата, и какой бы она ни была. Поскольку за бурей всегда устанавливается затишье, пессимизм сменится оптимизмом, нужно верить в лучшее всегда. Именно этот смысл бытия доносит до нашего внимания поэт. Одновременно с философским рассуждением стих обнажает нам красоты Родины, во многом благодаря заключенному в нем смысле.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный… «

КонфеткА Ученик (232), закрыт 4 года назад

ГАЛИНА

Высший разум (746930) 4 года назад

Написано это стихотворение 26 мая 1828 года, в день рождения поэта по старому стилю. В жанровом отношении сближается с философской элегией. Содержание стихотворения отражает состояние мучительной раздвоенности лирического героя в поисках высшего смысла жизни. Не случайно его размышление о смысле жизни, его гнетет страшная мысль о том, что его существование, возможно, бесцельно. Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Ст-е передаёт сложившееся в христианской традиции представление о двуединой материально-духовной природе человеческой сущности, вечном противобостве этих начал в человеке. Поэтому мы видим, что, как бы то ни было, герой воспринимает жизнь как дар, с этого слова начинается все стихотворение. Первая строка доказывает необходимость перемен, переосмысления, преображения. Герой явно осознает ценность дара, но не находит в нем истинный смысл; страшное сомнение властвует над ним; ему неясно: дар ли это напрасный, то есть данный ему с какой-то целью, но безрезультатно; или это случайность, бессмыслица, ошибка? В первой строке заданы два как бы взаимоисключающих вопроса: «Зачем ты мне дана? » и «Зачем судьбою тайной на казнь осуждена? » Эти вопросы и мучения подтверждают волнение в душе героя, желание его найти свой образ, изменить что-либо. Он не согласен с возможностью жить, но и с осужденностью своей он тоже не согласен.

В душе просыпается жажда познания божьей тайны, тайны жизни, идеи, заключенной в дарованном Богом праве жить. «Жизнь, зачем ты мне дана? » Стоит перенести акцент на слово «мне». Таким образом, крайняя степень заинтересованности предстает перед читателем. В желании добиться знака свыше, ответа, даже присутствует некоторое отчаяние, при чтении вслух первой строфы создается впечатление, что вопросы брошены в никуда, в воздух, но именно в воздухе герой хочет найти ответ, он обращается ко всему живому и самим небесам. Вторая строфа более конкретна, в ней как будто расшифровывается непонимание, высказанное ранее: Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?

Вопрос скорее состоит не в том, «Кто…». а «для чего? » Ведь герою известно, от кого человек получает этот священный дар, но вот для чего, сможет ли он найти ему применение? Какое-то странное чувство одолевает героя, неведомая буря властвует в его душе. «Враждебной властью» — мотив враждебности появляется во второй строфе, значит, существует два мира, враждующих между собой. Благодаря аллитерации, во втором четверостишии возникает образ власти – божьей власти, какой-то духовной силы, голоса, который может ворваться, взволновать, воззвать, как будто что-то тянет героя наверх из «ничтожества». выше к переосмыслению, перевоплощению, а затем, возможно, и к преображению. Цель не ясна, смысл не найден, но душа наполнена страстью, в ней теперь спрятан огонь, ум взволнован сомнением. На данном этапе герой стоит на месте, жизнь для него – томление, она сухая и однообразная, душит его и сковывает. «Для чего? » — этим вопросом задается он, его ум празден, но не потерян, сердце пусто, но вот-вот наполнится кипящей волной духовной мысли, как это уже было в «Пророке».

Реакцией на это стихотворение стал стихотворный же ответ Пушкину митрополита Филарета, содержащий в себе возражение поэту. Он говорит о том, что жизнь дана Богом отнюдь не напрасно или случайно, и не без его же воли осуждена на казнь. После прочтения послания митрополита, Пушкин в 1830 году пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки…». как бы выводя в нем своего героя на путь обретения цели и смысла жизни.

Главная > Wiki-учебник > Литература >&nbsp7 класс > Пушкин «Дар напрасный, дар случайный»: размышления о предназначении

Идея стихотворения

В «Туче» прослеживается сразу несколько основных идей и тем. Произведение небольшого размера вместило в себя множество мыслей. Оно содержит описание множества мыслей:

  • природы;
  • человека;
  • одиночества.

Основная тема — человек и природа. Лирический герой остается наедине с небом и тучей, с трепетом следит за изменениями. Он наблюдает за развитием бури, а потом за наступлением ясного безмятежного дня.

Темы одиночества автор затрагивает вскользь. На небе туча всего одна, и ее прогоняет поднявшийся ветерок. В сравнении со вторым катреном, вызывающим тревогу, все стихотворение в целом пропитано спокойным настроением. Оно хорошо передает эмоции человека: после печали всегда наступает легкость.

Произведение не просто выразительное и красивое. Оно содержит глубокий смысл. Погода способна изменяться, как и эмоции человека. Она не может быть постоянной: дожди сменяются солнечными днями. То же самое происходит и с людьми. Рано или поздно все проблемы решаются, неприятности заканчиваются. Изгоняя плохие эмоции, человек получает свободу и ощущение легкости. У него появляется жизненная энергия. Появление проблем в судьбе так же правильно, как и бури — в природе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: