«Первый лист» Ф.Тютчев
«Первый лист» Фёдор Тютчев
Лист зеленеет молодой. Смотри, как листьем молодым Стоят обвеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной, Весной и летом золотым,— И вот живые эти грезы, Под первым небом голубым, Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота, Омытых в солнечных лучах, С новорожденною их тенью! И слышно нам по их движенью, Что в этих тысячах и тьмах Не встретишь мертвого листа.
Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»
Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.
Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта – пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому – стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов. В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка. Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень – это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.
В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности. В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон – восторженный – не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое. Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста – его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект – молодые березовые листья – воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.
Стихотворение «Первый лист» без колебаний можно поставить в один ряд с известными шедеврами Тютчева, посвященными весенней природе, — «Весенние воды », «Весенняя гроза », «Зима недаром злится …», «Еще земли печален вид…».
Тема
В первых двух строфах стихотворения листья говорят, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Лёгкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом играли с солнцем и купались в росе.
Весёлое настроение зелёной компании гаснет, когда она осознаёт, что на пороге осень. Листья осматриваются вокруг и видят, что всё вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Лёгкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.
В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.
Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».
Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»
Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.
Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта — пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому — стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов. В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка. Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень — это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.
В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности. В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон — восторженный — не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое. Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста — его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект
— молодые березовые листья — воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.
Стихотворение «Первый лист» без колебаний можно поставить в один ряд с известными шедеврами Тютчева, посвященными весенней природе, — «Весенние воды », «Весенняя гроза », «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид».
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»
Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе редко повествуют лишь о погодных явлениях. Всегда присутствует философский подтекст. Жизнь поэта была наполнена любовью, яркими переживаниями, но не всегда позитивной окраски.
Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.
Ранняя поэзия Тютчева была архаичной, напоминала стихи прошлого века. Стиль написания походил на возвышенную лирику кумиров юности: Жуковского, Дмитриева, Державина.
Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, когда в лирике Федора Ивановича стал появляться собственный, уникальный стиль. Это был относительно спокойный период его жизни. Мюнхен подарил молодому мужчине весь спектр любовных переживаний. А в 1830 году наконец был оформлен юридически брак с Элеонорой Петтерсон. Тревоги, сомнения остались позади. А несчастья, которое разрушит семейное счастье, пока нет даже на горизонте.
Произведение будет опубликовано лишь в 1879 году. Эта работа занимает свое законное место, как в пейзажной, так и в философской лирике поэта. В описании природы достаточно четко просматривается философский подтекст.
Стихотворение построено на олицетворениях. Своеобразна структура произведения. По сути это монолог, песня осенних листьев, которые стремятся в полет. От их лица ведется все повествование. Они занимают место лирического героя и рассказчика. Автор вместе с читателем становятся сторонними наблюдателями происходящего.
Листья думают, чувствуют, живут. Они выражают мысли автора о собственной жизни. Это яркий пример художественного параллелизма в отечественной поэзии. Когда лирический герой приравнен к силам природы. А его настроения выражены погодными явлениями.
Стихотворение принадлежит романтическому стилю, состоит из четырех строф, в каждой по восемь строчек. Первый катрен описывает зимний лес, своеобразная работа на перспективу. Здесь нет красивого описания снежных шапок деревьев. Автор говорит о вечной зелени сосен, елей. Они не теряют своего цвета круглый год, но хвоя не свежа. Ей противопоставлено описание ярких осенних листьев, которым суждено облететь. Листья рады своей участи.
Просматривается авторская мысль, что лучше жить недолго, но ярко, ни перед кем не склоняться. Чем всю жизнь пресмыкаться, тонуть в серости, скуке, обыденности. Скучное однообразие существования «тощей зелени» непривлекательно. Иглы хвойных деревьев – символ людей, не умеющих жить ярко, свободно, открыто выражать свое мнение. И снова звучит параллель между природными явлениями и человеческой жизнью.
Стихотворение построено на контрасте. «Легкое племя» листьев живет недолго. Лишь одно лето «гостит на сучьях». Напоминание о том, что «все мы гости в этом мире». Зато проводит отпущенный срок весело, беззаботно, ярко, насыщенно. Ранней весной они рождаются. Греются на солнышке летом, питаемые теплым дождиком, а потом исчезают с веток в начале осени.
Они не увидят грязи поздней осени, первых ноябрьских заморозков и лютой зимы. Идеальная жизнь, по рассуждениям автора. Тютчев на тот момент достиг уже зрелого возраста, обзавелся семьей. Его затянул быт. Звучит тоска по беззаботной молодости, мысли о неотвратимой старости.
В последней строфе ускоряется темп стихотворения. Создается иллюзия полета. Листья спешат, торопят ветер взять их с собой. Важную роль в восприятии стихотворения играет аллитерация. Повторяются одни и те же согласные, создавая особую звуковую канву, придавая выразительности тексту.
Федор Тютчев — Лист зеленеет молодой ( Первый лист )
Pervy list
List zeleneyet molodoy.Smotri, kak listyem molodymStoyat obveyany berezy,Vozdushnoy zelenyu skvoznoy,Poluprozrachnoyu, kak dym.
Davno im grezilos vesnoy,Vesnoy i letom zolotym, —I vot zhivye eti grezy,Pod pervym nebom golubym,Probilis vdrug na svet dnevnoy.
O, pervykh listyev krasota,Omytykh v solnechnykh luchakh,S novorozhdennoyu ikh tenyu!I slyshno nam po ikh dvizhenyu,Chto v etikh tysyachakh i tmakhNe vstretish mertvogo lista.
Gthdsq kbcn
Kbcn ptktyttn vjkjljq/Cvjnhb, rfr kbcnmtv vjkjlsvCnjzn j,dtzys ,thtps,Djpleiyjq ptktym/ crdjpyjq,Gjkeghjphfxyj/, rfr lsv///
Lfdyj bv uhtpbkjcm dtcyjq,Dtcyjq b ktnjv pjkjnsv, —B djn ;bdst nb uhtps,Gjl gthdsv yt,jv ujke,sv,Ghj,bkbcm dlheu yf cdtn lytdyjq///
J, gthds[ kbcnmtd rhfcjnf,Jvsns[ d cjkytxys[ kexf[,C yjdjhj;ltyyj/ b[ ntym/!B cksiyj yfv gj b[ ldb;tym/,Xnj d nb[ nsczxf[ b nmvf[Yt dcnhtnbim vthndjuj kbcnf/
История создания
Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Фёдор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, поэт не забывал о своём таланте поэтического искусства. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.
В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.
Темы, проблема, настроение
Основная тема стихотворения «Листья» — быстротечность человеческой жизни. Многие поэты касались этой философской темы. Рассуждать по поводу человеческого бытия можно бесконечно, и мысли не будут схожими ни у одного из рассуждающих. Эта тема очень глубока, даже можно сказать — безгранична. Произведения данной тематики интересны ещё тем, что, изучая мысли авторов, мы узнаем их с новой стороны, с той, которую показывают только очень близким людям, со стороны незнающего, но надеющегося, предполагающего ребенка.
Как мы проведем этот коротенький отрезок времени? Насколько значащим станет он для окружающих? Насколько полезна будет конкретная жизнь всему обществу? Данные вопросы подняты в произведении, они – проблематика стихотворения.
Хоть и затронута извечная тема, заставляющая задуматься, но всё же произведение очень светлое и позитивное, легкое. Эта удивительная особенность присуща пейзажной лирике Федора Ивановича. На легких природных образах он объясняет серьезные, глубокие вещи, что помогает по-другому взглянуть на них.
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»
Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе редко повествуют лишь о погодных явлениях. Всегда присутствует философский подтекст. Жизнь поэта была наполнена любовью, яркими переживаниями, но не всегда позитивной окраски.
Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.
Ранняя поэзия Тютчева была архаичной, напоминала стихи прошлого века. Стиль написания походил на возвышенную лирику кумиров юности: Жуковского, Дмитриева, Державина.
Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, когда в лирике Федора Ивановича стал появляться собственный, уникальный стиль. Это был относительно спокойный период его жизни. Мюнхен подарил молодому мужчине весь спектр любовных переживаний. А в 1830 году наконец был оформлен юридически брак с Элеонорой Петтерсон. Тревоги, сомнения остались позади. А несчастья, которое разрушит семейное счастье, пока нет даже на горизонте.
Произведение будет опубликовано лишь в 1879 году. Эта работа занимает свое законное место, как в пейзажной, так и в философской лирике поэта. В описании природы достаточно четко просматривается философский подтекст.
Стихотворение построено на олицетворениях. Своеобразна структура произведения. По сути это монолог, песня осенних листьев, которые стремятся в полет. От их лица ведется все повествование. Они занимают место лирического героя и рассказчика. Автор вместе с читателем становятся сторонними наблюдателями происходящего.
Листья думают, чувствуют, живут. Они выражают мысли автора о собственной жизни. Это яркий пример художественного параллелизма в отечественной поэзии. Когда лирический герой приравнен к силам природы. А его настроения выражены погодными явлениями.
Стихотворение принадлежит романтическому стилю, состоит из четырех строф, в каждой по восемь строчек. Первый катрен описывает зимний лес, своеобразная работа на перспективу. Здесь нет красивого описания снежных шапок деревьев. Автор говорит о вечной зелени сосен, елей. Они не теряют своего цвета круглый год, но хвоя не свежа. Ей противопоставлено описание ярких осенних листьев, которым суждено облететь. Листья рады своей участи.
Просматривается авторская мысль, что лучше жить недолго, но ярко, ни перед кем не склоняться. Чем всю жизнь пресмыкаться, тонуть в серости, скуке, обыденности. Скучное однообразие существования «тощей зелени» непривлекательно. Иглы хвойных деревьев – символ людей, не умеющих жить ярко, свободно, открыто выражать свое мнение. И снова звучит параллель между природными явлениями и человеческой жизнью.
Стихотворение построено на контрасте. «Легкое племя» листьев живет недолго. Лишь одно лето «гостит на сучьях». Напоминание о том, что «все мы гости в этом мире». Зато проводит отпущенный срок весело, беззаботно, ярко, насыщенно. Ранней весной они рождаются. Греются на солнышке летом, питаемые теплым дождиком, а потом исчезают с веток в начале осени.
Они не увидят грязи поздней осени, первых ноябрьских заморозков и лютой зимы. Идеальная жизнь, по рассуждениям автора. Тютчев на тот момент достиг уже зрелого возраста, обзавелся семьей. Его затянул быт. Звучит тоска по беззаботной молодости, мысли о неотвратимой старости.
В последней строфе ускоряется темп стихотворения. Создается иллюзия полета. Листья спешат, торопят ветер взять их с собой. Важную роль в восприятии стихотворения играет аллитерация. Повторяются одни и те же согласные, создавая особую звуковую канву, придавая выразительности тексту.
История создания
Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Фёдор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, поэт не забывал о своём таланте поэтического искусства. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.
В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.
Темы, проблематика, настроение
Тема, поднятая Тютчевым в стихотворении «Листья» актуальна на все времена — мимолетность человеческой жизни. На эту тему можно рассуждать вечно, и мысли каждого об этом будут сугубо индивидуальны.
Из тематики плавно вытекает проблематика стихотворения – она представлена кругом вопросов относительно нашего места в этой жизни. То, как мы проживем отведенное нам время, что хорошего сделаем для окружающих, и какую пользу принесем этому миру – все это составляет проблематику данного стиха.
Несмотря на серьезную тему, затронутую автором, настроение, которое создают «Листья», довольно легкое и позитивное. Именно этот момент отличает необычайную лирику Тютчева от произведений других поэтов: через образы природы он объясняет серьезные, глубокие вещи, совершенно меняя у читателя взгляд на них.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листья.История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».
Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».
Эпитеты – «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры».
Сравнения – «зелень, как иглы ежа».
Взгляд филолога
Стих написан в жанре классической пейзажной лирики, основная тема произведения – это приход весны и, как следствие, обновление природы и мира. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с двусложной стопой, первые две строфы – пятистишие, третья – шестистишие.
Рифмовка сложная, комбинированная, с элементами смежной, кольцевой и перекрестной рифмы (молодой – молодым – березы – сквозной – дым).
Из троп (средств выразительности) отметим:
- Сравнение (зелень, как дым).
- Олицетворение (грезы берез).
- Эпитеты (лист молодой, небо голубое, свет дневной, солнечные лучи, первые листья).
- Метафоры (воздушная зелень, золотое лето).
Выделим также несколько восклицаний в третьей строфе, что придает стихотворению выразительность и подчеркивает важность прихода весны. Если же вы хотите быстрее перевернуть страничку весны и встретиться с летом, то тютчевский стих «Как весел грохот летних бурь», написанный в этом же, 1851 году, поможет вам
Если же вы хотите быстрее перевернуть страничку весны и встретиться с летом, то тютчевский стих «Как весел грохот летних бурь», написанный в этом же, 1851 году, поможет вам.
Композиция
Композиционный строй данного произведения представлен четырьмя строфами, по восемь строк в каждой. «Листья» написаны автором как монолог, исходящий от лирического героя. Условно, следуя сюжетной линии, стихотворение складывается из четырех частей.
1 часть, соответственно включает первую строфу. Здесь мы видим описание автором хвойных деревьев. Примечательно то, что рассказывая об их уникальности и особенности, Тютчев использует весьма заурядную примитивную лексику.
2 часть – вторая строфа. Здесь мы наблюдаем уже гораздо более экспрессивные обороты поэтической речи. Тема этой части – листья, их жизнь, короткая, но яркая.
3 часть – третья строфа. Автор пишет о неизбежном окончании жизни листвы. Это грустно, но поэт не расстроен, какая-то легкая надежда его согревает. Приходит время, и листья опадают. Они улетают, и это, по мнению Тютчева, лучшее, что может быть для них, для «легкого племени».
4 часть заключена в последней строфе. В ней лирический герой преисполнен решительности и смелости в своем стремлении к лучшему.
Средства выразительности
Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.
Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».
В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листья.История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».
Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».
Эпитеты – «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры».
Сравнения – «зелень, как иглы ежа».
Тема
В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.
Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.
В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.
Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».