Анализ стихотворения «где-то в поле возле магадана»

Анализ стихотворения заболоцкого «я не ищу гармонии в природе»

Тропы и образы

Герои стихотворения противопоставлены всему миру. Они отвержены человеческим обществом, отторгнуты и стерегущими их солдатами с лужёными глотками (языковая метафора), и настоящими уголовниками. Природа и общество – враждебная среда для попавших сюда случайно людей, которые находятся «посреди опасностей и бед» (метафора).

Природа на земле несёт гибель в «испареньях мёрзлого тумана» (эпитет). Жизнь заключена в природе «над ними», в небе. Эта жизнь движется своею чередой (метафора). Она прекрасна, это «дивная мистерия вселенной» (метафора), которая идёт в «театре северных светил» (метафора).

Светила, символы свободы, не интересуются жизнью людей. В стихотворении они наделены качествами античных божеств, которые с высоты взирали на людей или отворачивались от них. Так и звёзды в стихотворении «не смотрели больше на людей» (олицетворение).

В пользу греческих корней образа говорит и упоминание о мистерии, театре, чей «проникновенный огонь» не доходит до людей (метафора). Древнегреческие мистерии предполагали таинство, посвящение какому-либо божеству. Непосвящённые были отторгнуты от действа.

Антитеза небесного, божественного, прекрасного и земного, бренного, безысходного лежит в основе стихотворения. Смерть – переход людей из состояния земного бытия в небесное небытие. Вьюга, мешающая при жизни наблюдать небесную мистерию, после смерти уступит место созвездиям, которые станут над головой у умерших. Эти звёзды станут истинным воплощением свободы, символом которой называет их лирический герой.

В последней строфе анафора, начинающаяся с двух отрицаний («не нагонит охрана, не настигнет конвой») переходит в кульминацию (смерть, символизирующую освобождение).

В стихотворении подробно для лирического жанра прописаны образы героев. Их одежда – бушлаты – условная форма заключённых. Усталость не только согнула их тела, но и снедает их души (олицетворение). Жизнь настолько несчастлива, невозможна, что «душа у них перегорела» (метафора потери смысла жизни). Автор прямо называет людей несчастными (эпитет).

Не может смириться со своей судьбой человек, живущий «вдалеке от близких и родных». Единственное дело для его души – вспоминать и томиться издалека о родимых хатах (эпитет).

Старики садятся на мёрзлые пеньки, не глядя друг на друга. Они готовы к встрече со смертью, общение помешало бы, всё им понятно без слов.

Седьмая и восьмая строфы противопоставлены предыдущим по принципу движение – остановка. Природа находится в движении. Вьюга посвистывает, заметает, а старики неподвижны. Все их «смертные дела» доделались, работа кончилась, кони стали.

В средневековых мистериях на библейские темы мог появляться проводник, ведший героя через все «опасности и беды», как Вергилий вёл Данте через все круги ада, а Беатриче — в рай. Таким проводником для героев стала дремота, которая, рыдая, повела их в дальний край (олицетворение и символический переход в лучшую вечную жизнь).

Таким образом, остановка стариков в пространстве становится остановкой во времени. В последней строфе движение присуще суетливому несовершенному обществу людей, а остановившиеся над головой героев вечные созвездья статичны. Герои становятся причастными к мистерии (таинству) вселенной, над ними не властна жизнь земная.

Композиция

Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трех разных сторон, что и обусловливает трехчастное композиционное деление.

В первой части поэт раскрывает мысль о том, почему именно он не ищет в природе гармоничного начала: по его мнению, сама суть окружающего мира, исключая то, что создано человеческими руками, дисгармонична.

Однако вторая часть несколько противоречит первой – в ней описывается природа в момент покоя, когда она засыпает, готовится к тому, чтобы все успокоилось и погрузилось в сладкую дрему.

И в третьей части поэт рассматривает ее как мать человечества – да, это дикая сила, но дикость и самой ей не мила. Она мечтает о мире, где технологии будут направлять ее в русло гармонии, при этом не изменяя ее суть.

История создания

Заболоцкий находился в лагерях с 1938 по весну 1943 года, сначала он был в системе Востоклага, затем поэта перевели в Алтайлаг, в Кулундийские степи. Непосредственно на Магадане Заболоцкий не был, но сильного отличия лагерной жизни тоже не существовало.

После освобождения в 43 году поэту нельзя было находится в крупных городах СССР, он попал в Караганду и там написал свой вариант «Слова о полку Игореве», который и стал его пропуском в Москву. Там Заболоцкого восстанавливают в Союзе писателей СССР, и он получает возможность работать и публиковаться.

Однако даже при таком раскладе, стих пишется только в 56 году, через три года после смерти Сталина, а выйдет в свет и вовсе только в 62 году, уже после смерти самого Заболоцкого, в начале хрущевской оттепели.

Филологический анализ

Стихотворение написано в жанре гражданской лирики и имеет глубокий философский подтекст – только смерть может спасти невинно осужденного от неволи, только звезды увидят их преображение.

Рифмовка перекрестная (Магадана – бед – тумана – вслед) с открытыми и закрытыми рифмами. Композиция развивается последовательно – от описания тягот политических заключенных до их смерти под звездами Магадана.

Стихотворный размер – хорей.

Из средств художественной выразительности отметим:

  1. Метафоры («душа перегорела», «усталость, сгорбившая тело» «дивная мистерия вселенной шла в театре северных светил», «жизнь над ними в образах природы чередою двигалась своей»).
  2. Эпитеты (проникновенный огонь, луженные глотки, мерзлый туман, воровская шайка).
  3. Инверсии (посвистывала вьюга, шли они, смертные доделались дела).
  4. Олицетворения (посвистывала вьюга, обняла дремота, в дальний край рыдая повела (дремота).

Такой же печальный финал имеет стих Заболоцкого «Журавли», но в нём есть толика надежды, когда знамя вожака журавлиного косяка подхватывают другие птицы и он продолжает полет.

Чему учит?

Автор заставляет задуматься об ужасной участи людей, попавших в сталинские лагеря и не принадлежащих к миру криминала. Заболоцкий воспроизводит мрачные картины сибирских ссылок, без преувеличений, но и не пытается сгладить эффект. Два пожилых старика–каторжника, судя по всему, вызываются идти за мукой по бесконечным просторам Магаданской области, чтобы хоть ненадолго отвлечься от лагерной жизни. Но мысли о доме, усталость и тоска не покидают их ни на минуту. Их души выгорели.

Заболоцкий учит наше поколение не повторять ошибок прошлого и чутко реагировать на несправедливость. Ведь сегодня это касается кого-то другого, а завтра жертвами произвола станем мы сами.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Где-то в поле возле Магадана…»

В творческом наследии Заболоцкого лагерная тема занимает довольно скромное место. В основу произведения, созданного в 1956 г., легли личные воспоминания о буднях заключенных, жертв сталинского террора. Однако идейное содержание стихотворения лишено автобиографической конкретности: наиболее отдаленной точкой каторжной жизни поэта стала на Колыма, а Приамурье. Автор выбрал местом лирического повествования мерзлую магаданскую землю, символизирующую непосильные страдания людей, для которых свобода приходит только со смертью.

Реалистический план художественного текста очевиден: два пожилых заключенных вызвались идти за мукой. Опасная дорога, потонувшая в холодном тумане, не страшит стариков, напротив, наряд в город спасает бесправных людей от жестокости охранников и уголовников. Далекий образ родных хат, ставший предметом тоскливых воспоминаний, указывает на деревенское происхождение персонажей.

Изображая внешние обстоятельства лирической ситуации, автор описывает и психологический портрет главных героев. Разлука с родными и тяготы каторжного быта стали причиной апатии и внутреннего надлома, выраженных метафорической конструкцией «душа перегорела». Усталые сгорбленные фигуры стариков отражают депрессивное состояние, давно овладевшее героями. Еще одно негативное чувство, определяющее их настроение, – гнетущее ощущение одиночества. Трагическую пару не сближает даже одновременно принятое решение уйти из жизни.

Выразительная картина темного северного неба, появляющаяся во второй части текста, расширяет его художественное пространство. Россыпь звездных огней получает возвышенную метафорическую характеристику «дивной мистерии», театрального действа. Актуализируя мотив безразличия, автор формирует трагическую версию классической оппозиции земного и небесного, отказывая компонентам антитезы в какой-либо взаимосвязи.

Мотив движения, инициировавший развитие лирического сюжета в первой части, уступает место мотиву остановки, которая трактуется как итоговая черта, конец земного бытия. Неподвижных стариков охватывает дремота, образ которой олицетворяется: полусон уподобляется мистическому проводнику в пространство вечности. В неведомом потустороннем мире страдальцев ждет долгожданное освобождение. Лексико-синтаксическая анафора подчеркивает недоступность персонажей, их недосягаемость для земных властей. Финальный образ сверкающих магаданских звезд знаменует новое состояние одиноких измученных душ.

Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Образы и символы

В центре сюжета произведения образ двух лирических героев — «несчастных русских стариков» — политзаключённых, которых Заболоцкий противопоставляет целому миру, и которым искренне сочувствует. Правда, об их статьях мы можем лишь догадываться по тому, как автор противопоставляет их ворам и бандитам — касте реальных уголовников. Персонажи вынуждены спасаться от них, значит, они не из блатных и не хотят проявлять агрессию. Несмотря на то, что эти два старика отбывают срок в таких отдалённых и пугающих местах Советского Союза, эти люди не являются страшными преступниками, к сожалению, эти герои — заложники обстоятельств, не властны над своей судьбой, не способны её переменить и вынуждены «идти за розвальнями вслед». Скорее всего эти два мужчины — вовсе не пожилые люди. Просто жизнь в невыносимых условиях состарила их.

Очевидно, что герои из простонародья. Они вспоминают не шикарные хоромы, а «родные хаты». «Вся душа у них перегорела», ведь они тоскуют о родных. Усталость сгорбила их тела. И лишь дремота дает долгожданное освобождение.

Сам литератор провёл довольно длительный срок в трудовых лагерях в Сибири, если быть точнее, в Алтайском крае, однако в стихотворении рисует просторы где-то возле Магадана. Неспроста, ведь магаданские земли являются неким символом, которые олицетворяют бесконечные мучения и страдания, безмерную боль и пытки заключённых. Для создания реалистичного образа мест лишения свободы автор использует архаизмы и историзмы: «околодок» (медпункт в части), «наряды в город за мукой» (вид трудовой повинности, позволяющий покинуть лагерь, «бушлат» (форменная тяжёлая тёплая рабочая одежда), «лагерный конвой» (охрана). Солдаты с «лужеными глотками» создают атмосферу угнетения и неволи.

К тому же природа в произведении играет ведущую роль, Николай Алексеевич выставляет её символом мироздания, скрывающего в себе множество тайн человеческого бытия. «Жизнь над ними в образах природы» — будто природа протекает своей жизнью и совершенно равнодушна к земной. Звёзды представляются вечным символом свободы в религиозном значении. И они противопоставлены человеку («не смотрят больше на людей»), потому что он уничтожил свободу. Огонь дивной мистерии вселенной не доходит до людей, так как они, уничтожая друг друга, нарушили законы мироздания и здравого смысла. Этот огонь противопоставляется вьюге.

Примечания

  1. 123 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011. https://wikidata.org/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/Track:P268″>https://wikidata.org/Track:Q54837″>
  2. 123Роднянская И. Б. Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 9 : Евклид — Ибсен. — С. 264.

    https://wikidata.org/Track:Q4395984″>https://wikidata.org/Track:Q17378135″>

  3. SNAC — 2010. https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
  4. 12Загоскин Н. П., Вишневский А. В. Заболоцкий Николай Алексеевич, поэт (1903—1958)(неопр.) .История в лицах . Казанскіе истории (history-kazan.ru). Дата обращения 20 декабря 2012. Архивировано 23 декабря 2012 года.
  5. Николай Заболоцкий. Проблемы творчества : По материалам международных научно-литературных Чтений, посвященных 100-летию Н. А. Заболоцкого, 1903—2003; . — М.: Издательство Литературного института, 2005. — 335 с. — (Материалы научно-литературных чтений) ISBN 5-7060-0066-2
  6. Открытый список: Заболоцкий Николай Алексеевич (1903)
  7. 12 Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958), поэт, переводчик(неопр.) .Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы . sakharov-center.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  8. 12345 Портал филол. ф-та МГУ.
  9. Алексей Пурин: Воспоминания о Евтерпе: Urbi: Литературный альманах. Выпуск девятый. СПб.: Журнал «Звезда», 1996. ISBN 5-7439-0027-2 С. 189—204.
  10. 123Иван Толстой . «Столбцы»: Памятник гениальной книгеРадио Свобода , 07.05.2017
  11. Большая литературная энциклопедия, С. 495—499, «Заболоцкий» — ред. статьи Филлипов Г. Н.
  12. «В моём лице нанесён ущерб всей советской поэзии»: Арест Николая Заболоцкого // Коммерсантъ. — 2020. — Вып. 13 марта.
  13. Н. В. Лесючевский «О стихах Н. Заболоцкого».
  14. Даугава. — 1988. — № 3
  15. Знамя. — 1989. — № 1
  16. 12Чуковский Н. О том, что видел. — 2005. — ISBN 5-235-02681-0.
  17. Николай Алексеевич Заболоцкий
  18. Литературная карта Алтайского края.
  19. Колкер, 2003.
  20. Чуковский К. И., Юдина М. В. PRO DOMO SUA(неопр.) . chukfamily.ru. — Комментарии Евгения Ефимова. Дата обращения 5 февраля 2013.
  21. Дёмина Н. «Этические принципы в науке повсюду одинаковы»(неопр.) . polit.ru (22 апреля 2008). — Интервью с Н. В. Кавериным. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  22. Леонид Дьяконов: «О Заболоцком я знаю больше всех!» (неопр.) . Дата обращения 3 сентября 2020.
  23. Любовный треугольник Николая Заболоцкого Караван историй
  24. Могила Н. А. Заболоцкого на Новодевичьем кладбище (неопр.) . devichka.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  25. Поэтика Православия : Неизвестный текст перевода Слова о полку Игореве. Заболоцкий Н. А. Архивная копия от 11 октября 2007 на Wayback Machine
  26. Слово о полку Игореве — Перевод Заболоцкого. Архивная копия от 17 декабря 2011 на Wayback Machine
  27. Из писем Заболоцкого Циолковскому от 18 янв. 1932 // Собрание сочинений — Т. 3. — С. 310.
  28. Доходный дом (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  29. Комплекс зданий Придворного Конюшенного ведомства. Жилой корпус (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  30. Состоялась презентация книги доктора филологических наук Таисии Савченко «Заболоцкий: Караганда в судьбе поэта» (рус.) (недоступная ссылка). 2008 Информационный ресурc ГУ «Управление финансов Карагандинской области». Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 8 марта 2020 года.
  31. Берию просили о помощи: “Разрешите Заболоцкому уехать из Караганды!” (рус.). Учредитель ПК «Газета „Новый вестник“». Дата обращения 4 мая 2013.
  32. Реестр культурного наследия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 января 2009. Архивировано 4 марта 2020 года.
  33. Томилин К. А. (составитель). Дом Заболоцкого(неопр.) . begovaya.euro.ru. Дата обращения 28 декабря 2012. Архивировано 5 января 2013 года.
  34. 11 июля в рамках празднования Дня города в Тарусе состоялось открытие памятника Николаю Заболоцкому.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения: смерть невинно заключённых – единственный путь к освобождению.

Основная мысль: освобождение узников через смерть делает их причастными к великой мистерии вселенной, мучениками.

Стихотворение имеет эпический сюжет: двое заключённых получают наряд в город за мукой. Читатель ни секунды не сомневается, что они осуждены невинно. Открывая внутренний мир «несчастных русских стариков», Заболоцкий вызывает у читателя сочувствие, побуждает его ассоциировать себя с героями.

Старики замерзают в холодной степи, так «освобождаясь» от несправедливых обвинений и невыносимой жизни.

Стихотворение состоит из 9 катренов. Первых 2 рассказывают о причинах, по которым «они», которые ещё не названы, оказались в поле возле Магадана вместе с конями и розвальнями (деревянными санями). Они пошли в нелёгкий путь в город за мукой, убегая от конвоиров и «бандитов шайки воровской».

Следующие две строфы раскрывают личности заключённых, их портреты, мысли, чаяния.

В пятой и шестой строфах описаны равнодушная вселенная, природа, целый космос, которым нет дела до свершаемого на земле. Седьмая и восьмая строфы описывают смерть путников и их ощущения при этом. Девятая строфа – восхваление символического освобождения невинно обвинённых.

«Я воспитан природой суровой…» Николая Заболоцкого

Поэзия Заболоцкого выражается у него в метафорической, образной форме. Она не громкая, а скорее наоборот, спокойная, как разговор по душам, который наводит читателя на размышления о смысле жизни, о взаимоотношениях человека и природы.

Природа и человек, их связь – та тема, которая особенно сильно беспокоит поэта. Он затрагивает её, например, в небольшом стихотворении «Я воспитан природой суровой…» .

Произведение начинается со строчки «Я воспитан природой суровой». В данном предложении хорошо заметно присутствие второго плана, «плана судьбы» на жизнь самого автора произведения. И строчка эта отсылает нас к биографии Заболоцкого, который после ареста побывал во многих местах заключения, но неизменной спутницей в них была природа.

Природа для Заболоцкого – главная загадка, которую он стремится разгадать.

В его поэзии она становится частью души человека. И стихотворение «Я воспитан природой суровой» — это, по сути своей, настоящий рассказ о самом поэте, о его внутреннем мире. Герой произведения, воспитанный природой, благодаря своей учительнице получает способность замечать все, что скрыто от обыденного человеческого взгляда. Мировоззрение его самодостаточно, он готов довольствоваться малым:

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый

Автора привлекают обычные простые растения. В них он видит что-то родное. «Государство ромашек» — своеобразный «внутренний социум» лирического героя, его духовная «среда обитания», в которой ему комфортно. Поступаете в 2022 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он готов в ней пролежать «всю ночь до утра, запрокинув лицо в небосвод»

Стоит отметить простоту рифм (рифмовка перекрестная). И то, что Заболоцкий в своем стихотворении использует трёхстопный анапест:

Я восп-итан прир-одой сур-овой,

Мне дов-ольно зам-етить у н-ог

Одув-анчика ш-арик пух-овый,

Подор-ожника тв-ердый клин-ок.

Отношение поэта к природе – это узнавание мира и его «живых черт», указывание на единство человека с природой. И Заболоцкий – это поэт с обострённым чувством цвета, живописности. Эта особенность его поэтического видения проявлялась на всём протяжении творческого пути.

Полезный материал по теме:

  1. Заболоцкого «Можжевеловый куст»
  2. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе»
  3. История создания Признания Заболоцкого
  4. Анализ стихотворения Н.Заболоцкого Некрасивая девочка
  5. Николая Рубцова «Чудный месяц плывет над рекою»

Творческая деятельность

В 1926 – 1927 годах Николай Алексеевич служил по призыву в Ленинграде, входил в редколлегию военной стенгазеты. Именно в это время Заболоцкий смог отточить собственный, уникальный поэтический стиль.

Краткая биография Заболоцкого была бы неполной без упоминания о том, что он в 1927 году вместе с другими писателями основал Объединение Реального Искусства (ОБЭРИУ), в которое входили Д. Хармс, А. Введенский, И. Бахтерев. В этом же году Николай Алексеевич устраивается в отделение детской книги ОГИЗа в Ленинграде.

В 1929 году был опубликован первый сборник поэта – «Столбцы», вызвавший неоднозначную реакцию критиков. В 1933 году выходит поэма «Торжество земледелия», в которой автор затронул многие философские и нравственные вопросы. Вскоре Заболоцкий начинает работать в детских журналах «Чиж» и «Еж». В 1937 году выходит его сборник «Вторая книга».

Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого

История создания

– написано стихотворение в 1953 году. Спустя пять лет после этого Заболоцкий, чье здоровье было подорвано лагерной жизнью, умрет.

Тема стихотворения

– рассказ о родной природе.

Композиция

– одночастная на протяжении пяти строф автор рассуждает о том, как прекрасная российская природа.

Жанр

– пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер

– анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты

“суровая природа”, “пуховый шарик”, “твердый клинок”, “простое растенье”, “первые листья”, “весенний день”, “светящаяся пыль”, “очарованные травы”, “беспредельные поля” .

Метафоры

“государство ромашек”, “запрокинув лицо в небосвод”, “жизнь потоком светящейся пыли течет сквозь листы”, “звезды заливают лучами кусты” .

Олицетворение

“ручей, задыхаясь, поет” .

История создания

Николай Заболоцкий вырос среди богатой русской природы в имении неподалеку от Казани. Однако долгое время он не ценит всю прелесть природы, не понимал ее красоты и очарования. Все изменили сибирские лагеря. Суровая природа края, где две трети года царила зима, возвращала узника в детство, которое он вспоминал с особыми чувствами, И эта трепетность переключилась и на природу.

Уже вернувшись в дорогие сердцу места, поэт смог в полной мере оценить красоту окружающего мира. Он признал ошибки молодого себя и поэтически переосмыслил свое отношение к природе. Плодом этого переосмысления и стало стихотворение “Я воспитан природой суровой”.

Автор подчеркивает мысль о том, что по-настоящему оценить радости жизни может только тот, кто долгие годы был их лишен.

Тема

Свое произведение Николай Алексеевич с трепетом посвящает родной природе, ее неповторимой красоте и очарованию. Он восхищается самыми простыми картинами просто потому, что это – родина, а она всегда прекрасна. И простота – это часть очарования русского пейзажа, а никак не его недостаток.

Композиция

Заболоцкий создал одночастный стих, состоящий из пяти строф, которые раскрывают одну и ту же тему и развивают общую идею.

В первой строфе

раскрывается очень важная мысль о том, что лирический герой воспитан суровой природой. Таким образом автор подчеркивает мысль, что именно северные лагеря стали тем местом, которое помогло ему прозреть и увидеть красоту того мира, в который он смог вернуться после освобождения.

Вторая строфа

– это гимн простоте. Николай Алексеевич таким образом подчеркивает мысль, что его стали волновать не столько пышные, прекрасные цветы и ветви, сколько самые простые растения, ведь они самые родные.

Третья строфа

– это мечты поэта о ночи, проведенной на ромашковом поле под звездным небом, а четвертая – воображаемая картина того, как это могло бы быть прекрасно.

Пятая строфа

закрывает композицию: в ней лирический герой, говорящий от имени поэта, показывает глубокое понимание природы. Он настолько любит природу, что готов стать ее частью, думать те же мысли, что поля и дубравы. И он стремится передать свою любовь человеку, который будет читать написанные им поэтические строки.

Он говорит о том, что новые знания о том, что все вокруг прекрасно, помогают человеку найти в непростом мире свое истинное место, обрести покой и понимание. Он действительно может почувствовать все движения окружающей природы и научиться жить в гармонии с ней.

Жанр

Это произведение относится к жанру пейзажно-философской лирики: с одной стороны автор описывает красоту природы, с другой же – говорит о своих чувствах к ней, рассуждает об окружающем мире и восхищается им.

Оно написано анапестом с перекрестной рифмовкой, который делает ритмику стихотворения более напевной и придает ей естественное очарование.

Тропы и образы

Основной троп, на котором строятся все образы стихотворения, описывающего живую природу – олицетворение: ручей, задыхаясь, поёт, дума полей и дубрав. Оживляют неживое и метафорические эпитеты: суровая природа, очарованные травы.

Метафоры создают зрительные образы «обычных простых растений», делая их яркими индивидуальностями: «одуванчика шарик пуховый», «подорожника острый клинок».

В трёх последних строфах поэт с помощью тропов показывает слияние человека и природы, растворение в ней. Герой запрокидывает лицо в небосвод (метафора), сливающийся с землёй. Жизнь с небес течёт сквозь листы (метафора), а звёзды заливают лучами кусты (метафора).

Сравнение, выраженное творительным падежом («жизнь потоком светящейся пыли всё текла бы»), создаёт образ звёздной ночи, где между небом и землёй установлена непрерывная связь.

Для лирического героя важно место, где он наслаждается жизнью, совершенно конкретное и, вместе с тем, такое, где герой будет в безопасности, где его невозможно найти: государство ромашек, край, где поёт ручей (метафоры). Там лирический герой вбирает в себя думы «беспредельных полей и дубрав» (эпитет)

Время события так же конкретно, как и место. Герой упоминает о нём дважды: рассвет весеннего дня, весенний шум (эпитеты)

Для поэта важно показать время начала, рождения и развития жизни растений. Он по умолчанию противопоставляет это время социальному времени, с природой не связанному

LiveInternetLiveInternet

Николай Алексеевич Заболоцкий

Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края, Где ручей, задыхаясь, поет, Пролежал бы всю ночь до утра я, Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли Все текла бы, текла сквозь листы, И туманные звезды светили, Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму Посреди очарованных трав, Все лежал бы и думал я думу Беспредельных полей и дубрав.

Детство Николая Заболоцкого прошло недалеко от Казани в богатом помещичьем имении, где отец будущего поэта служил управляющим и, по совместительству, агрономом. Однако буйство красок этого щедрого края не особо впечатляло маленького мальчика, который больше интересовался не литературой, а наукой. Плюс ко всему, Николай Заболоцкий весьма скептически воспринимал работу своего отца, считая, что будущее отнюдь не за сельским хозяйством, а за развитием промышленности.

Судьба распорядилась так, что мечтам о научной карьере Николая Заболоцкого не суждено было сбыться. Он отказался от обучения в Московском университете на медицинском факультете, перебрался в Петроград и решил попробовать свои силы в литературе. Именно в этот период будущий поэт начал осознавать, что творчество неразрывно связано с природой, которая является источником красоты и вдохновения.

В 1953 году, за 5 лет до смерти, будучи уже достаточно известным и признанным поэтом, Николай Заболоцкий написал стихотворение «Я воспитан природой суровой…». В нем автор не только признал собственные ошибочные суждения, так свойственные молодости, но и переосмыслил свое отношение к простым и очевидным вещам. Не последнюю роль в процессе формирования нового, достаточно философского мировоззрения поэта, сыграли арест и сибирские лагеря, в которых Заболоцкий провел без малого 5 лет. Именно здесь он научился ценить те маленькие житейские радости, которых не замечал в повседневной жизни, и осознал, что является частичкой огромного и удивительно прекрасного мира.

Свое стихотворение Николай Заблоцкий начинает со строчки «Я воспитан природой суровой», тем самым подчеркивая, что именно на чужбине, в далекой северной стороне, где 9 месяцев в году царит зима, он научился жить в гармонии с окружающим миром. Поэтому автор отмечает, что ему не нужны яркость красок и благоухание цветочных ароматов. Достаточно увидеть «одуванчика шарик пуховый» или же «подорожника твердый клинок», чтобы ощутить то особое волнение, которое испытываешь при встрече с чем-то близким, до боли знакомым и родным. Поэт признается, что простое растение его волнует гораздо больше, чем экзотический цветок-чужестранец. И в этом нет ничего удивительного либо необычного, так как «государство ромашек», раскинувшееся на берегу прохладного ручья, ассоциируется у Николая Заболоцкого с родиной, суровой, неприветливой, но, вместе с тем, такой близкой и восхитительно прекрасной.

На лесной опушке, вслушиваясь в журчание ручья и вдыхая аромат полевых трав, автор готов лежать часами, «запрокинув лицо в небосвод». Ведь родная земля дает ему силы и делится своей мудростью, которую раньше автор с пренебрежением отвергал, не видя очевидной связи между людьми и природой. Однако с годами, ощущая себя частью этого удивительного мира, Николай Заболоцкий начинает понимать, насколько ошибался, отказываясь от того, что принадлежит ему по праву. И новые знания, открывающиеся перед автором, не отдаляют его от окружающего мира, а, наоборот, помогают найти в нем свое подлинное место и научиться слышать шелест листьев, шум ветра и журчание воды.

Более того, Николай Заболоцкий признается, что бесконечный мир, открытый перед ним, словно страницы увлекательной книги, готов поделиться своими секретами. Поэт отмечает, что мог бы бесконечно долго лежать и думать «думу беспредельных полей и дубрав». Этой фразой автор подчеркивает, что ощущает свое единство с природой, мысли ее критериями и понятиями. Поэтому он может подметить каждую мелочь и деталь, которые вызывают целую гамму чувств и дают то удивительное ощущение полноты жизни, так свойственное творческим натурам.

pishi-stihi.ru

Заболоцким

Не буду я мучить свою душу. Я последние 10 лет только и делаю, что освобождаю ее от мучений. Снимаю ограничения, позволяя ей потихоньку все, что раньше было табу.

Не хочу я уж больше, чтобы она была у меня рабыня. Не по мне это, ни к чему это ощущение. Я бы предпочла, чтобы было ощущение вселенской любви и принятия, ответственности за качество своей жизни. Рабыня рано или поздно начинает ненавидеть своего господина, и если поднимет бунт, да если он и увенчается успехом? Рабыня с жестокостью расправится с господином, не получит он пощады.

10 стр., 4596 слов

Духовный мир человека. Обереги моей души

… духовного мира личности Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности … уже не интересна. Человек должен постоянно совершенствоваться, жить в … духовной культуры личности — готовность личности к самоотдаче и саморазвитию. Сочинение 2 Луч солнца, льющийся прямо в сердце, обожествляет человеческую душу. Внутренняя природа человека …

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: