«людмила»

Стихотворение «море» в .а. жуковского разбор и анализ по плану

Анализ и краткое содержание

В балладе «Светлана» Жуковского события происходят в ночь на Крещение.

В ней действуют следующие герои :

  1. Светлана — главная героиня. Это девушка, прекрасная внешне и внутренне. Она глубоко нравственна, верна своему жениху, терпеливо и кротко ждет его возвращения.
  2. Подруги Светланы — веселые девушки, посоветовавшие ей заняться гаданием.
  3. Белоснежный голубь — образ ангела-хранителя.
  4. Черный ворон — вестник смерти.
  5. Жених Светланы — молодой человек, верный и любящий. В конце сюжета он возвращается к ней.

Крещенское гадание

Балладу «Светлана» изучают на уроках литературы в 6 классе средней школы. Ее краткое содержание состоит в следующем: крещенским вечером девушки собираются погадать на суженого. Они веселятся, поют «подблюдные песни», бросают на улицу башмачок, кормят курицу «счетным зерном». Лишь одной Светлане грустно.

Девушки пытаются ее развеселить, предлагают спеть вместе с ними песню. Но Светлана отказывается. Она грустит из-за того, что ее жених уже целый год не подает о себе вестей.

Тогда девушки предлагают ей совершить старинный обряд, чтобы узнать о суженом. Нужно постелить стол белой скатертью, поставить два прибора, свечу и зеркало. «В полночь, без обмана», в зеркале должен появиться жених и сесть за накрытый стол.

Светлана проводит обряд гадания. Она садится за накрытый стол и с робостью смотрит в зеркало. В полночь чудится шепот за спиной. Она оборачивается и видит своего жениха. Он предлагает ей немедленно ехать в церковь венчаться, так как там уже все подготовлено. Светлана выходит с ним во двор, где уже ждут запряженные сани. Они садятся в них и мчатся по заснеженной равнине. Но на сердце у девушки тревожно. Она смотрит на жениха и видит, что тот «бледен и уныл».

Светлана спрашивает, что с ним, но суженый не отвечает. Вскоре они проезжают мимо церкви, полной людей: там происходит отпевание покойника. Начинается метель, валит снег. Вокруг саней вьется и каркает черный ворон. Жених молчит.

Сани мчатся и вскоре подъезжают к одинокой хижине, занесенной снегом. Неожиданно кони и возлюбленный пропадают, и героиня остается в одиночестве.

Страшное видение и счастливый конец

В пустой хижине Светлана видит гроб, икону и свечку перед ней. Девушка молится на образ Спаса и робко садится в уголке, зажав в руке нательный крест. Неожиданно в избушку влетает белый голубок и садится ей на грудь, обняв крыльями. Воцаряется тишина.

Вдруг девушка с ужасом видит, что покойник в гробу начинает шевелиться. Он приподнимается, и девушка узнает своего возлюбленного. Мертвец пытается разомкнуть руки, из его уст доносится стон. Но тут голубок взлетает и садится на него, лишая сил.

Раздается крик петуха. Девушка просыпается и понимает, что это был всего лишь сон. Но на душе у нее тяжело. Ее мучают мрачные предчувствия. Чтобы развеяться, девушка садится у окна. Вдруг она слышит радостный звон колокольчика. К дому подъезжают сани, из них выходит ее возлюбленный, живой, невредимый, все так же влюбленный в Светлану.

В отличие от баллады «Ленора», где главную героиню за ропот на судьбу постигает страшная кара, концовка «Светланы» радостная и позитивная. Молодые идут под венец, их чествует стар и млад. Автор призывает не верить страшным снам и возлагать надежду на провидение.

Анализ элегии «Вечер»

Основные мотивы лирики Жуковского нашли дальнейшее продолжение в его медитативной элегии (элегии-размышлении) «Вечер» (1806) – самой известной из его ранних элегий.

Тема стихотворения – размышления лирического героя о своей судьбе; воспоминания о тех, кто был ему близок, переплетаются с поэтическими картинами природы:

Уж вечер… облаков померкнули края,Последний луч зари на башнях умирает;Последняя в реке блестящая струяС потухшим небом угасает.Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;Простершись на траве под ивой наклоненной,Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,Поток, кустами осененный.Как слит с прохладою растений фимиам!Как сладко в тишине у брега струй плесканье!Как тихо веянье зефира по водамИ гибкой ивы трепетанье!

Сколько эпитетов поэт нашел для угасающего дня – «последний», «потухший»; глаголы – «померкнуть», «умирать», «угасать» – и все в 4 строчках, но все описание исполнено невыразимой гармонии. Удивительно яркие краски: «светлый песок», «златые холмы», «багряный блеск» – все доставляет зрителю покой и радость.

Поэтическая картина природы не только возрождает воспоминания:

О братья! о друзья! где наш священный круг?Где песни пламенны и музам и свободе?Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?Где клятвы, данные природе,Хранить с огнем души нетленность братских уз?И где же вы, друзья?..

А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?но и пробуждает мысли и о собственной судьбе, о собственном поэтическом пути:Мне рок судил: брести неведомой стезей,Быть другом мирных сел, любить красы природы,Дышать под сумраком дубравной тишинойИ, взор склонив на пенны воды,Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.О песни, чистый плод невинности сердечной!Блажен, кому дано цевницей оживлятьЧасы сей жизни скоротечной.

Личное местоимение под конец заменяется словом «юноша», в воображении поэта рисуется «тихая могила», и сам поэт видит себе как бы со стороны:

Так, петь есть мой удел… но долго ль?.. Как узнать?..Ах! Скоро, может быть, с Минваною унылойПридет сюда Альпин в час вечера мечтатьНад тихой юноши могилой!

Но и сама картина природы не статична, она в движении, на смену мягкому вечеру приходит солнечный восход:

Кто, в тихий утра час, когда туманный дым Ложится по полям и холмы облачает И солнце, восходя, по рощам голубым Спокойно блеск свой разливает, Спешит, восторженный, оставя сельский кров, В дубраве упредить пернатых пробужденье И, лиру соглася с свирелью пастухов, Поет светила возрожденье!

Настроение лирического героя меняется при первых лучах зари: «Так, петь есть мой удел… Но долго ль?» Различные лирические мотивы стихотворения не просто переплетаются, а мягко переходят один в другой, создавая единый лирический поток, раскрывающий внутренний мир лирического героя. Поэтический пейзаж (где античная филомела и русский коростель прекрасно уживаются) привлекал не просто изобразительной точностью, но и выразительностью реалистических деталей:

Луны ущербный лик встает из-за холмов… О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты озлатило!

Читатель не просто чувствовал природу, поэтический лунный вечер был для него откровением. Жуковский передает все нюансы душевных переживаний. Тишина в «Вечере» – тишина реальная и тишина душевная. Как заметили исследователи, она станет впоследствии одним из излюбленных образов поэта. И не «угасание», «не умирание», а этот прекрасный образ тишины объединит человека и природу в элегиях Жуковского.

Читатель не мог не почувствовать удивительной музыкальности стиха («ЛуНЫ ущербНЫй Лик»; «зыбЛЕтся… бЛЕск на сумраке ЛЕсов»; «БЛЕдно БРЕг»), плавности шестистопных ямбов. «..Продолжительные переходы звуков предшествуют словам его и сопровождают его слова, тихо припеваемые поэтом только для пояснения того, что хочет он выразить звуками. Бессоюзие, остановка, недомолвка – любимые обороты поэзии Жуковского», – тонко заметил Н. Полевой.

Центральные персонажи

Центральных персонажей мало. Их только два: лирический герой и птица, которую он отпускает из клетки.

Автор испытывает нежность, сочувствие к беспомощному созданию, вновь обретающему свободу. Он рад, что хотя бы кому-то сумел подарить волю – то бесценное сокровище, которого лишен сам.

Птичка значима и важна для понимания сути произведения. Она является олицетворением обретенной свободы. В то же время поэт не дает никакого описания пташки, мы даже не знаем, какая она.

Подобное обобщение является знаковым: неважно, что это за птичка, ведь свобода нужна абсолютно каждому живому существу, независимо от его вида. Такую мысль иносказательно передает нам автор через образы своего маленького шедевра

Такую мысль иносказательно передает нам автор через образы своего маленького шедевра.

Система образов

В стихотворении очень четкая система образов.

Сначала читатель видит влюбленного человека и женщину, к которой лирический герой испытывает сильнейшее чувство. Оба увлечены друг другом настолько, что даже не думают о возможной разлуке. Они разговаривают на важные друг для друга темы, хотят все время быть вместе.

Затем происходят «слезы, муки, измены, клевета», и разлука полностью меняет образ лирического героя. Теперь это вовсе не влюбленный юноша, а совсем другой человек – ожесточившийся, желающий снискать славу и поразить когда-то любимую женщину.

На таком противопоставлении и построена система художественных образов стихотворения.

Василий Жуковский — Где фиалка, мой цветок: Стих

Где фиалка, мой цветок? Прошлою весною Здесь поил ее поток Свежею струею. Нет ее; весна прошла, И фиалка отцвела.

Розы были там в сени Рощицы тенистой; Оживляли дол они Красотой душистой… Лето быстрое прошло, Лето розы унесло.

Где фиалку я видал, Там поток игривой Сердце в думу погружал Струйкой говорливой… Пламень лета был жесток; Истощенный смолк поток.

Где видал я розы, там Рощица, бывало, В зной приют давала нам… Что с приютом стало? Ветр осенний бушевал, И приютный лист опал.

Здесь нередко по утрам Мне певец встречался, И живым его струнам Отзыв откликался… Нет его; певец увял; С ним и отзыв замолчал.

Сюжет

Стихотворение имеет довольно простой сюжет.

Сначала повествуется о двух влюбленных, которые настолько увлечены друг другом, что весь мир для них перестает существовать.

Затем что-то случается, вынуждая их расстаться. Лирический герой, помимо горечи и боли, ощущает еще и невероятное желание прославиться. Он хочет, чтобы возлюбленная постоянно слышала и знала о нем.

Вообще, авторский посыл стихотворения можно трактовать двояко.

С одной стороны, возможно, поэт имеет в виду некую месть. Его желание прославиться происходит от желания доставить боль, разбередить душу некогда любимой женщины.

С другой стороны, логично и иное толкование. Если учесть, что влюбленные в реальной жизни расстались из-за предательства друга Пушкина, то все меняется. Возможно, лирический герой хочет славы, чтобы бывшая возлюбленная не забывала о нем, всегда слыша о его успехах и радуясь этому.

К Гете

Творец великих вдохновений!

Я сохраню в душе моей

Столь счастливых в близи твоей!

Твое вечернее сиянье

Не о закате говорит!

Ты юноша среди созданья!

Твой гений, как творил, творит.

Я в сердце уношу надежду

Еще здесь встретиться с тобой:

Земле знакомую одежду

Не скоро скинет гений твой.

В далеком полуночном свете

Твоею музою я жил.

И для меня мой гений Гете

Животворитель жизни был!

Почто судьба мне запретила

Тебя узреть в моей весне?

Тогда душа бы воспалила

Свой пламень на твоем огне.

Тогда б вокруг меня создался

Иной, чудесно-пышный свет;

Тогда б и обо мне остался

В потомстве слух: он был поэт!

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Фантазия Фета Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».
  • Анализ стихотворения Забелелся туман за рекой Сологуба В стихотворении «Забелелся туман за рекой…» поэт-символист Федор Сологуб приглашает читателя в свой особый мир – мир тончайших оттенков чувств и красок, мир неведомого и невыразимого.
  • Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium (Молчание) Федор Иванович(1803-1873) изначально занимался деятельностью дипломата (образование получено в МГУ), он писал стихотворения для себя, находил успокоение и выплеск эмоций в приятном занятии. Но все же, он начал публиковать свои творения
  • Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья Свое произведение «Я пережил свои желанья» А.С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни
  • Анализ стихотворений Майкова

Анализ стихотворения «Желание» Жуковского

Произведение Василия Андреевича Жуковского «Желание» — перевод с немецкого стихотворения «Томление» Фридриха Шиллера.

Стихотворение написано в 1811 году. Его автору 28 лет, он понемногу пишет сам, занимается издательской деятельностью, влюблен в юную М. Протасову, родители которой, впрочем, не одобряют эти отношения. В этот год он потерял и родную, и приемную мать. Такому положению дел послужила запутанная личная жизнь отца поэта, жившего на два дома. По жанру – элегия с философским подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Рифмы открытые и закрытые, местами неточные. Лирический герой – сам автор. Лексика возвышенная, местами устаревшая. Герой томится и ищет свое место в жизни. На земле он его не находит. Перед его взором открывается страна мечты, куда он стремится всей душой, но попасть пока не может. Начинает поэт с глагольного ряда: озарися, расступися (усеченные формы слов, как в народной песне), где воскресну. Междометие «ах!» подчеркивает сожаление поэта, который разглядел среди холмов «обитель тишины». Этот «предел очарованья» — цель героя. Там все дышит столь любезной его сердцу поэзией: лиры (музыкальные инструменты), зефиры (ветра), вечная весна. «Нет путей к сим берегам»: крыльев нет, и водный поток преграждает путь. В последней строфе показывается лодка с «крылатыми парусами» и молчаливый перевозчик. Хотя поэт и не хотел этого, но возникает стойкая ассоциация с мифологическим Хароном, переправляющим души умерших через Стикс. Рай ли это? Неизвестно. Скорее, эпоха античного золотого века. Интересно, что на «тех берегах» не видно людей. «Нет залогов от небес»: никто не гарантирует, что отправившийся в путь достигнет «чудесного края». Поэт призывает верить в свои силы и не сдаваться. Вырваться из будней можно лишь чудом – но оно того стоит, уверяет герой. Местоимение «нам» дает понять, что поэт говорит не только о себе и своем опыте, но и обращается к читателям. Отсюда и повелительное наклонение: верь. Эпитеты: волшебный край, плоды златые, красны холмы, поток ужасный. Олицетворения: дыханье роз, весло оживлено, сердце скажет. Метафора: полечу туда. Инверсия: исход желанный, вихри злые, полетел бы я. Настойчивый повтор: там. Благовония – ароматы.

Романтическое «Желание» В. Жуковского сам поэт считал романсом. Темой стихотворения стали размышления о лучшей доле, о достижении мечты собственными усилиями.

Образ жизни

Хотя почти каждый ребенок видел журавлей, об образе их жизни практически никто не знает. Селятся они вблизи болот, пресных или соленых водоемов. В зимнее время многие птицы переселяются к морям или глубоким озерам, где вода не замерзает. Хотя красавки предпочитают засушливые местности — степи и саванны.

Журавли заняли практически все климатические пояса, поэтому у них разные природные враги. Большую опасность для птиц представляет несколько животных:

  • беркуты;
  • еноты;
  • лисицы;
  • медведи;
  • волки.

Зимой класс пернатых стремится найти более теплое место для жизни. Из северных районов птицы улетают на юг. Но в теплых регионах они остаются зимовать дома.

Перелет довольно тяжелый, поэтому птицы делают перерывы — они ищут стоянки, на которых остаются до двух недель. Этого времени хватает для отдыха и поиска пищи. Стаю легко заметить в воздухе осенью и по весне. Летят журавли клином или дугой, поднимаясь до 1,5 км. Они парят на потоках воздуха, широко расставив крылья.

Каждая птица журавль в месте обитания выбирает себе участок и возвращается на него следующей зимой. Свою территорию пернатые защищают от возможных соперников. Они бодрствуют днем. Утром и после полудня птицы ищут корм, а ночью отдыхают.

Журавли — чистоплотные существа, об этом стоит упомянуть в сообщении о пернатых. Много времени они уделяют чистке перьев. Птицы довольно часто бродят по водоемам, поэтому они практически не загрязняются.

Роль образа природы в произведении

Читателю сразу становится понятно, что не узнает счастья без любимого Людмила. Баллада постоянно держит в напряжении. Такого эффекта автор добился и благодаря образам природы. Когда девушка поделилась горем с матерью, то день уже заканчивался. Василий Андреевич придал этому событию особое значение. Он отметил, что солнце село за горы, а долины и рощи погрустнели. Месяц то прятался, то выглядывал из-за туч, а тени были длинными и страшными. Леса в его стихах дремучие, зеркала воды трагически шаткие и холодные, а небо одето в печаль.

Поддерживает природа и тогда, когда едет в чужой край с любимым Людмила. Баллада окутана мистикой, которую читатель чувствует даже через строки. Листья шумят, в глуши слышен свист и чувствуется движение теней. Также писатель использует сравнения. Например, шепот травы очень похож на голос мертвых.

Василий Андреевич на протяжении всего произведения отлично поддерживает одну ноту чувств. Его стихотворение полно грусти и тоски. Читатель невольно проникается мистической энергией.

В 1808 г. Жуковский пишет балладу «Людмила»
— оригинальное переложение «Леноры» немецкого поэта Р.А. Бюргера (своеобразный вариант немецкой легенды о «мертвом женихе»). Позже Жуковский создаст точный перевод «Леноры», а пока «Людмилу» он назовет «подражанием»).

Ставя своей целью создать «русскую балладу» (подзаголовок «Людмилы»), Жуковский переносит действие в допетровскую Русь.

Дав героине русское имя, Жуковский вводит в язык баллады песенные обороты, фольклорные мотивы («борзый конь», «ветер буйный», «пышет конь, земля дрожит»), просторечие («все в ней жилки задрожали», «едва прискорбны очи не потухнули от слез»), придает обстановке некоторые исторические черты (Нарва, близ которой сражается «грозная рать славян»). В «Людмиле» раскрывается неведомый ранее читателю романтический мир с его необыкновенными картинами романтической природы:

Вот и месяц величавыйВстал над тихою дубравой:То из облака блеснет,То за облако зайдет;С гор простерты длинны тени,И лесов дремучих сени…Чу!.. полночный час звучит.

В «Людмиле» Жуковский затрагивает одну из вечных тем русской литературы: любовь — смерть. Людмила — милая и добрая девушка. Она искренне любит жениха, долго ждет его с войны («Возвратится ль он, — мечтала -// Из далеких чуждых стран // С грозной ратию славян?») и горько переживает его гибель («С милым вместе //- всюду рай, // С милым родно — райский край // Безотрадная обитель»). В Людмиле столько чистоты, обаяния и очарования, что смерть ее вызывает у читателя сострадание. Людмила, утратив веру в земное счастье («что прошло — невозвратимо»), теряет веру в Бога:

Царь небесный нас забыл…Где ж обетов исполненье?Где святое провиденье?Нет, немилостив творец…Так Людмила жизнь кляла, Так творца на суд звала.

Героиня не верит в вечную любовь и призывает смерть, но это от полной безысходности:

Расступись моя могила;Гроб, откройся; полно жить;Дважды сердцу не любить.

Мать героини напрасно предостерегает ее от ропота на горькую судьбу («Зла Создатель не творит // Будь послушна небесам»). О том же говорит и автор («Смертных ропот безрассуден; // Царь всевышних правосуден»). Людмила желает смерти и получает ее:

Твой услышал стон творец;Час твой бил, настал конец.

И в этом своеобразное возмездие. Под видом жениха к ней является мертвец (это страшное воплощение злых сил, само наказание), и Людмила соглашается на венчание. Дьявольский конь мчит их к могильному ложу, где Людмилу и ее жениха судьба навек соединяет в холодном гробу:

Что же, что в очах Людмилы?Ах, невеста, где твой милый?Где венчальный твой венец?Дом твой — гроб; жених — мертвец.

Героиня не верит в вечную силу любви, изменяет романтическому идеалу. «Верь тому, что сердце скажет», — призывает автор. Но для Людмилы это невозможно. «Сердце верить отказалось», — с горечью отвечает героиня.

Удивительная мелодика баллады достигается с помощью повторений, синтаксических параллелизмов: «Мрачен дол и мрачен лес», «Спят пригорки отдаленны, // Бор заснул, долина спит»; месяц «То из облака блеснет, // То за облако зайдет».

Постоянны рефрены, подчеркивающие драматическую напряженность повествования: «Все погибло: друга нет», «Все прости; всему конец»; «Час твой бил, настал конец»; «Едем, едем час настал»; «Едем, едем путь далек»; «Мертвый с девицею мчится».

Сочинение по произведению Жуковского Людмила

В 1773 году немецкий поэт Готфрид Бюргер написал балладу «Ленора». Это было первое произведение данного жанра, однако оно не прошло незамеченным. С «Леноры» началась мода на страшные истории и романтизм. Баллада имела огромный успех, ее переводили на другие языки, поэты писали многочисленные подражания и переложения.

В 1808 году Василий Жуковский написал балладу «Людмила», сюжет которой в точности повторяет сюжет «Леноры», однако, все события перенесены в Россию.

Молодая девушка по имени Людмила ожидает своего жениха из военного похода. Армия уже вернулась, но милого все нет. В сердце Людмилы растет ропот. Она обвиняет Творца в отсутствии милости к ней, ведь с дорогим женихом были связаны все ее надежды, в нем была вся радость жизни юной девушки. И теперь жизнь для Людмилы потеряла всякий смысл.

Однако ночью к дому подскакал всадник и позвал девушку. Это был голос пропавшего жениха. Без колебания Людмила вышла на улицу и села на коня рядом с любимым. Всю ночь они скакали через леса и поля, а к утру приехали на далекое кладбище. Молодой жених превратился в холодный труп, и Людмила поняла, что он уже давно мертв. Девушка без чувств падает на землю.

Примерно такие же события произошли и в балладе «Ленора». Но все же «Людмила» воспринимается читателями не как перевод, а как чисто русское произведение. Ведь Жуковский изменил здесь размер и структуру стиха, место действия и характеры героев. И Людмила, и ее жених более добры и человечны, чем герои Бюргера, во время скачки читатель видит места, где проезжает парочка, это леса, поля, в которых легко угадывается именно русская ширь и простор.

Известно, что сам Жуковский был религиозным человеком. В этой балладе его воззрения просматриваются очень хорошо. Когда Людмила начинает роптать, мать призывает ее смириться и положиться на волю божью. Концовка произведения тоже явно указывает на то, что человек не имеет права спорить с Создателем. Людмила в отчаянии просила для себя смерти, так как не хотела жить без любимого, в итоге она и получила эту смерть.

Баллада заканчивается словами, которые произносят ожившие обитатели кладбища. Смысл их в том, что человек не должен роптать, ведь Господь знает, что нужно Его детям. И безрассудно просить у Творца смерти, ведь это желание Бог может исполнить в назидание другим людям.

Жанр баллады не очень типичен для русской литературы. Переплетение мистики и реальности более характерно для немецких произведений. Но в «Людмиле» этот жанр получил чисто славянский колорит, что сделало балладу очень популярной в России.

Мини-сочинение «Жаворонок — колокольчик степи!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Привольненская средняя образовательная школа»

Тема: «Жаворонок – колокольчик степи»

Работу выполнила: Ибрагимова Петимат Аптиевна

Ученица 7 класса

Руководитель: Решетникова Антонина Николаевна,

Учитель биологии и химии.

П. Привольный, Калмыкия 2016

В качестве живого символа моей малой Родины я выбрала жаворонка хохлатого.

Песня этой небольшой птицы всегда ассоциируется с приходом весны. Нежные трели, посвисты весной, когда под жаркими лучами солнца начинает зеленеть трава и появляются первые тюльпаны эти птицы пархают над степью, зависают высоко, над степью и звучат их звонкие трели.

Жаворонок — одна из самых любимых нашим народом птиц. Именно жаворонка считают первой весенней птицей, которая радуется солнцу и возвещает приход тепла. При праздновании Белого месяца, когда можно вздохнуть от тяжелой зимы, поблагодарить богов за успешную зимовку, встретить весну (исполняются песни, танцы, в том числе и женский танец «Жаворонок», а заслуженную певицу РФ Валентину Ильцаранову за ее прекрасный неповторимый голос называли «степным жаворонком»). Образ жаворонка даже обожествлялся, то считая его птицей бога Солнца, то птицей, умеющей говорить с богами и просить хорошей погоды или дождя. Пение жаворонка необычайно звонкое(серебряное), жизнерадостное, наполняющее радостью сердце. Парит жаворонок часто высоко, становясь еле видимым, но слышным. Эта птица воспевается поэтами и прозаиками нашего края:

«Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!

Хрустально-звонкий воздух, и простор,

И колокольчик – жаворонка трели!..»

Поэтому и в литературе образ жаворонка всегда положительный, он встречается как произведениях писателей, так и в народном творчестве — загадках, пословицах, приметах.

Жаворонок символ нового дня, надежды, мечты, символ радости и будущего счастья. Жаворонок приносит удачу.

Хохлатый жаворонок — торha(шовун)

отличается от других птиц довольно большим хохолком на головке.Такого нет ни у кого! Он не улетает зимой в теплые края. Родины он не меняет. В лютые морозы и свирепые бураны (а я знаю, что это такое, когда тебя

продувает до костей, мне иногда приходиться помогать папе подгонять овец зимой) укрывается в зарослях бурьяна, около сеновала. Когда снег покрывает землю и есть нечего, он перебирается поближе к человеку. Быстрая птичка прилетает во двор зимой. Вместе с другими птицами: домашними курами, воробьями, голубями эти птички едят зерна пшеницы. Я часто подкармливаю птичек зимой, вынося им крошки,зерна пшеницы. Когда пытаешься подойти к ним, они отбегают, а затем возвращаются. Окраска оперения самих взрослых птиц, настолько совершенна, что неподвижно затаившегося жаворонка порой бывает трудно, почти невозможно разглядеть даже под ногами не только человеку, но и более зоркой хищной птице.

Беречь надо этих неповторимых солистов и летнего синего неба, и белесого неба, зимнего, помогать переживать зиму!

Народный поэт Константин Эрендженов (умел подражать пению многих певчих птиц) писал: «Когда Большая Медведица развернется с севера на юго – восток и оглобля ее покажет на Трех Маралов, вскоре покажется Утренняя звезда. Жаворонок запевает тогда, когда всходит Утренняя звезда». Птичка взлетает в студеное небо и начинает петь свои «серебряные песни». Мне бывает жалко жителей городов, которые не могут насладиться пением нашей степной птички.

Выходите, выезжайте в степь и слушайте их. Слушайте неповторимый гимн Жизни маленькой, но стойкой и терпеливой птички.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: